Обязательное противопожарное страхование
4 марта 2010 года в 11-00 часов в компании "Гарант" состоялось интернет-интервью с директором Департамента надзорной деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Дешевых Юрием Ивановичем.
Тема интернет-интервью: "Обязательное противопожарное страхование".
Интернет-интервью организовано компанией "Гарант".
Ведущая интернет-интервью Карпунина Наталия (компания "Гарант").
Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!
Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя - Дешевых Юрия Ивановича, директора Департамента надзорной деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Тема сегодняшнего интервью: "Обязательное противопожарное страхование".
В России достаточно давно обсуждается вопрос о том, как защитить жизнь и здоровье граждан, а также имущество физических, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей от негативных последствий пожара.
МЧС РФ разработало законопроект "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара".
Проект закона призван урегулировать отношения, складывающиеся при заключении договоров противопожарного страхования. Авторы документа уверены, что развитие противопожарного страхования позволит повысить ответственность собственника объекта за соблюдение требований пожарной безопасности.
Чем вызвана необходимость разработки законопроекта "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара"? На какой стадии находится эта работа? Какой предусматривается механизм страхования? Кто и на каких условиях будет страховать свою ответственность за причинение вреда в результате пожара перед третьими лицами? Ответы на эти и другие актуальные вопросы прозвучат в ходе интервью.
К моменту начала нашего интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.
Ведущая: Скажите, пожалуйста, чем вызвана необходимость разработки законопроекта об обязательном противопожарном страховании? Каковы его цели и задачи?
Дешевых Ю. И.: Мы долго подходили к проблеме организации противопожарного страхования. Хочу сказать, чем вызвана необходимость разработки такого законопроекта. На протяжении последних лет мы являемся свидетелями большой работы. Считаю, что в Российской Федерации очень многое сделано в вопросах обеспечения пожарной безопасности. Об этом свидетельствует статистика. На протяжении последних 6 лет количество пожаров из года в год снижается в среднем на 5%. Такой же процент снижения количество погибших. Если говорить в абсолютных цифрах, то за 6 лет спасено более 6000 человеческих жизней.
Но говорить о том, что мы переломили ситуацию с пожарами, к сожалению, не приходится. Количество пожаров в прошлом году составило 200 000 случаев, количество погибших при них - почти 14 000 человек. Это очень серьезные цифры. Для сравнения: в США при численности населения в 300 миллионов человек количество погибших при пожарах за прошлый год составило 3800 человек. Так что наши показатели на этом фоне выглядят удручающе.
Вот основные меры, которые мы предпринимаем. Принят и почти год действует Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Постоянно совершенствуются методы организации пожаротушения. Но мы понимаем, что у всех административных мер есть некий предел, и поэтому нам необходимо изыскивать новые пути для того, чтобы усиливать меры по обеспечению пожарной безопасности.
Какие мы видим пути? Прежде всего - экономические рычаги влияния на собственников объектов. И здесь важнейший шаг – введение механизма обязательного противопожарного страхования. МЧС России подготовило соответствующий законопроект. Эта инициатива нашла поддержку Президента Российской Федерации. На сегодняшний день законопроект проходит рассмотрение в федеральных органах исполнительной власти. Параллельно проходит его общественное обсуждение с участием бизнес-сообщества.
В феврале состоялась Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная этому вопросу. В ней приняли участие представители Государственной Думы и Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств, бизнеса, страхового сообщества. Мы еще раз обсудили положения законопроекта, внесли в него очередные коррективы, постарались учесть негативный опыт, который имеется в России в области обязательного страхования. Я имею в виду ОСАГО. Это необходимо для того, чтобы мы избежали ошибок, чтобы закон эффективно работал и к нему не было претензий. В начале марта в МЧС России прошло всероссийское селекторное совещание по данному вопросу. В нем также приняли участие представители заинтересованных ведомств и бизнес-сообщества.
Какие цели мы преследовали, разрабатывая данный законопроект? Прежде всего, повышение пожарной безопасности в России. Изучая зарубежный опыт, мы видим, что страны идут по пути не только административного прессинга, не только со стороны надзора, но и задействуют экономические рычаги. Первая цель закона о противопожарном страховании - повышение противопожарной устойчивости объектов. Несколько позже расскажу о механизме этого закона, какими способами мы пытаемся решить задачу.
Вторая очень важная цель - компенсация за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу наших граждан в результате пожара. Каждый пострадавший при пожаре человек должен гарантированно получить компенсацию за принесенный ему вред.
Ведущая: Каким будет новый механизм страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара?
Дешевых Ю. И.: Учитывая российский и зарубежный опыт, мы предложили схему, которая легла в основу законопроекта об обязательном противопожарном страховании. В зависимости от уровня противопожарной защиты объекта страховая компания будет устанавливать страховую премию. Если уровень противопожарной защиты объекта высок, угроза возникновения пожара незначительна, то и страховая премия будет минимальной. Если же уровень противопожарной защиты объекта низкий, существует достаточно высокая угроза возникновения пожара, - то и страховая премия будет высокой. Таким образом, мы должны побудить собственника соблюдать на своем объекте требования пожарной безопасности.
Крайние меры: страховые организации могут отказаться от страхования того или иного объекта, и тогда этот объект не должен функционировать. В этих трех аспектах заключается механизм противопожарного страхования. В настоящее время любой желающий может ознакомиться с текстом законопроекта, который размещен на официальном портале МЧС России в интернет. Мы принимаем все предложения и замечания по этому законопроекту.
Ведущая: Хотелось бы, чтобы вы наиболее четко обозначили, кого коснется закон о противопожарном страховании в случае его принятия. Исчерпывающий ли это перечень субъектов? Будет ли он распространяться на недвижимое имущество, находящееся в собственности физических лиц?
Дешевых Ю. И.: Закон будет распространяться на две категории: на собственников и на арендаторов недвижимого имущества, управляющих им в установленном законом порядке. Т.е. это будут физические, юридические лица и индивидуальные предприниматели. Закон коснется практически всех граждан, организаций и индивидуальных предпринимателей.
Ведущая: Как вы считаете, каким образом этот законопроект в дальнейшем повлияет на ситуацию с пожарами? Вы уже можете предположить какие-то тенденции?
Дешевых Ю. И.: Сейчас сказать про тенденции сложно, поскольку нет опыта работы. Основная цель законопроекта заключается в том, чтобы повысить уровень противопожарной защиты объектов в нашей стране. Могу привести несколько примеров влияния уровня противопожарной защиты на сохранение жизни и здоровье наших граждан. Ежесуточно в Российской Федерации происходит порядка 500 пожаров и, к сожалению, при них гибнет 40-50 человек. Но есть другая, более приятная, статистика, связанная со спасенными жизнями. Наши оперативные подразделения, работая на пожарах, спасают достаточно большое количество людей. В прошлом году было спасено почти 100 тысяч человек.
Но есть случаи, когда люди спасаются без участия подразделений пожарной охраны. Так, недавний пожар в доме престарелых в Самарской области. Сработала система противопожарной защиты: система пожарной сигнализации, система оповещения. Более 300 человек было выведено обслуживающим персоналом из здания. А между тем, такие пожары нередко приводят к массовой гибели людей. Аналогичный случай произошел две недели назад в Санкт-Петербурге, где случился пожар в общежитии. Во Владивостоке 96 детей было спасено и выведено при пожаре в доме-интернате, благодаря тому, что пожар был своевременно обнаружен системой пожарной сигнализации, которая, в свою очередь, подала команду на включение системы оповещения.
А вот другой случай. 19 февраля произошел пожар в общежитии г. Когалым. Там имелась система пожарной сигнализации, система оповещения. Но накануне пожара дежурная служба, которая должна обслуживать систему противопожарной защиты, была сокращена. Результатом стала гибель четырех человек, в том числе одного ребенка. Сейчас мы разбираемся, проводим дознание. Виновные будут привлечены к ответственности.
Как я уже отметил, страховой тариф должен был ниже там, где системы противопожарной защиты работают и находятся в нормальном состоянии. Через такой экономический механизм мы планируем побудить собственника повышать противопожарную устойчивость вверенного ему объекта.
Ведущая: Скажите, пожалуйста, опыт каких стран учитывался при подготовке данного законопроекта?
Дешевых Ю. И.: Безусловно. Мы учитывали опыт других стран. Детально изучили и положили в основу законопроекта опыт трех стран: Франции, Германии и Италии. Но имеется у нас еще и свой, российский, опыт. Хочу сказать, что вопросы противопожарного страхования у нас имеют достаточно длительную историю. Более 200 лет назад первые страховые компании осуществляли страхование от пожаров.
Впервые государственное страховое общество было организовано в России в 1786 году и называлось "Страховая экспедиция". Его задачей было страхование строений от пожаров. Так что опыт у нас большой. Во многих городах России целые пожарные команды содержались не государством, а страховым сообществом. И уже страховые организации вкладывали очень большие суммы в превентивные, профилактические меры для того, чтобы потом меньше выплачивать страховые суммы.
Сегодня, к сожалению, мы изъяли из законопроекта все, что касается превентивных мер. Надо поработать, приобрести какой-то опыт применения на практике закона, а затем будем проводить соответствующие корректирующие мероприятия.
Думаю, что мы вернемся к обязательству осуществления превентивных мер страховыми организациями. Осуществлять их без какого-то понуждения со стороны законодателей побудит сама жизнь. Для того чтобы потери свести к минимуму, надо осуществлять профилактические меры по предупреждению пожара или по более качественной организации пожаротушения. В деле обеспечения пожарной безопасности государство и общество в страховых компаниях должно видеть настоящих союзников.
Ведущая: Что должен представлять собой договор противопожарного страхования? Насколько стандартизирован он будет? Каким положениям, на ваш взгляд, при заключении договора стоит уделить особое внимание? На какой срок наиболее оптимально следует заключать такой договор?
Дешевых Ю. И.: Законопроектом предполагается, что срок заключения договора будет составлять 1 год. Это мы сейчас обсуждаем. За год объект недвижимости может подвергнуться изменениям, может быть произведена его перепланировка, переоборудована система противопожарной защиты и т.д. Хотя мы предполагаем, что страховая компания, застраховав тот или иной объект, будет периодически осуществлять проверку.
Сегодня система противопожарной защиты работает, завтра собственник не захочет вкладывать средства в поддержание ее работоспособного состояния, и система может прийти в негодность и не сработать при пожаре. Здесь важны превентивные мероприятия, осуществляемые страховой компанией. Что касается договора страхования, то типовой договор должен быть утвержден Правительством Российской Федерации. Правительство же утверждает и базовые тарифы страховых взносов. А далее уже должен работать рынок.
Страховые компании, конкурирующие друг с другом, должны вводить к базовым тарифам систему своих коэффициентов. А антимонопольное законодательство должно давать возможность собственнику выбирать страховую компанию. Спектр услуг каждая страховая компания должна предлагать самостоятельно. При этом конкуренция, существующая на этом рынке, должна способствовать повышению качества страховых услуг.
Ведущая: Законопроект предусматривает страховые суммы и предельные размеры страховых выплат потерпевшему. Скажите, пожалуйста, исходя из каких соображений предполагается определить именно такие суммы?
Дешевых Ю. И.: Мы предполагаем на сегодняшний день, что жилые помещения будут застрахованы на сумму в 20 миллионов рублей. Объекты недвижимости мы подразделяем на несколько категорий, в зависимости от площади. Страховая выплата соответственно будет варьироваться от 10 миллионов рублей до 500 миллионов.
Также в законопроекте предусмотрены размеры страховых выплат в случае гибели человека при пожаре, нанесения вреда его здоровью и потери имущества. В случае гибели человека, мы предлагаем установить выплату в размере 2 миллионов рублей, в случае потери здоровья – до 2 миллионов рублей, при потере имущества - в размере реального ущерба.
Из чего мы исходили? Прежде всего, из тех параметров страхового поля, которое на сегодняшний день имеется. Мы проводили технико-экономическое обоснование, анализировали количество пожаров, происходящих в России, структуру этих пожаров, места возникновения, ущерб, наносимый пожарами.
К сожалению, в совокупности в России ежегодно уничтожается пожарами средний город с численностью населения примерно 130 000 человек со всей инфраструктурой: ночными клубами, больницами, школами... Это очень серьезно.
Сегодня в стране предприятий, организаций различной собственности порядка 4,5 миллионов, индивидуальных предпринимателей порядка 2,5 миллионов и 58 миллионов объектов в жилом секторе. Вот это - то поле, которое будет охвачено законом о страховании. Если на объекте произошел пожар, в результате которого был нанесен ущерб третьим лицам, то собственник этого объекта через страховую компанию должен компенсировать пострадавшим их потери.
Ведущая: В чем будет заключаться принципиальное отличие механизма страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара, определяемого новым законопроектом, от ранее существовавшего порядка, определяемого законодательством "О страховой деятельности"? Чем была вызвана необходимость прописать страхование ответственности при пожарах отдельным законом? Может быть, целесообразнее было бы прописать все необходимые дополнения, риски и специальные условия в уже существующей системе страхования?
Дешевых Ю. И.: Наш законопроект основан на положениях закона "Основы страхового дела в Российской Федерации". Этот закон предусматривает развитие страхования по отдельным направлениям. В данном случае, это противопожарное страхование. Почему мы вышли с инициативой разработки отдельного законопроекта? К сожалению, пожар – наиболее часто встречающийся риск. Мы считаем, что именно здесь необходимо государственное регулирование через механизм противопожарного страхования.
Ведущая: Скажите, пожалуйста, могут ли измениться условия договора обязательно противопожарного страхования, если уменьшился или увеличился страховой риск?
Дешевых Ю. И.: Очень хороший вопрос. Это даже не вопрос, это скорее предложение. Предмет, требующий проработки. Спасибо тому, кто задал этот вопрос.
Ведущая: Законопроект предусматривает возможность образования профессиональных объединений страховщиков. Расскажите, пожалуйста, какова цель существования и функционирования таких профессиональных объединений?
Дешевых Ю. И.: Легче решать проблемы не в одиночку, а объединив усилия нескольких организаций, в частности, страховых компаний. Еще один важный момент - это создание некоего корпоративного духа добропорядочности. Есть организации, которые, допингуют на рынке, оказывают некачественные услуги. Мне кажется, чтобы оградить наших граждан от таких организаций и нужно создавать профессиональные объединения.
Ведущая: Разработка данного законопроекта, безусловно, - значительный шаг вперед в вопросе обязательного противопожарного страхования. Наконец-то, появится закон, который будет регулировать возмещение ущерба, причиняемого третьим лицам, и страховые компании будут выплачивать ущерб пострадавшим, но не виновникам пожара. Спасибо, что МЧС России, наконец-то, озаботилось данной проблемой. Но все же из закона совершенно не ясно, как будут рассчитываться риски. Прокомментируйте, пожалуйста, этот момент.
Дешевых Ю. И.: Страховые тарифы предполагается устанавливать с учетом конструктивных характеристик объектов. Например, тариф на кирпичное здание должен быть меньше, чем на деревянное. Страховая организация сама будет разрабатывать методику и определять коэффициент для того или иного объекта. Есть зарубежные методики, которые могут быть адаптированы к российской действительности.
Страховые организации, которые будут использовать для этой цели собственные ресурсы или привлекать независимых аудиторов. Государственный пожарный надзор сосредоточит свои усилия исключительно на объектах с массовым пребыванием людей, социально значимые объектах, критически важные объектах для экономики страны. Как отмечает наш Министр Сергей Шойгу, бизнес должен разбираться с бизнесом без посредников. Считаю, что это очень важно.
Ведущая: Как закон отразится на тех гражданах, по вине которых произошел пожар? Какими для них могут быть последствия, как правовые, так и материальные?
Дешевых Ю. И.: Одна из целей законопроекта – это возмещение ущерба гражданам, пострадавшим в результате пожара. Например, произошел пожар в квартире, в результате которого была залита квартира, расположенная этажом ниже. Кто должен возместить ущерб? Страховая компания. Другое дело, что эти страховые суммы, возможно, и не возместят весь ущерб, тогда вступает в дело гражданское производство, в рамках которого и возмещается остальной ущерб.
Следующий момент, на мой взгляд, очень важный. Если в результате пожара погибли люди, помимо возмещения ущерба человек, который был виновником пожара, будет привлечен к уголовной ответственности.
Ведущая: Юрий Иванович, вот характерный пример - авария месячной давности на заводе "СУАЛ ПМ" в Шелехове. Проверка предприятия на предмет пожарной безопасности проводилась в январе 2008 года. Тогда было выявлено 48 нарушений правил пожарной безопасности. В июле того же года после повторной проверки было установлено, что из 48 предложенных мероприятий устранено только 32. Невыполненными остались те, которые требуют крупных капиталовложений. Как новый закон сможет повлиять на подобные ситуации? И сможет ли вообще?
Дешевых Ю. И.: Действительно, проблема выполнения предписаний пожарного надзора существует. До недавнего времени, точнее 4 года назад, предписание пожарного надзора выполнялись чуть более чем на 50%. То есть, половина противопожарных мероприятий не выполнялась. Сегодня мы добились выполнения предписания на 83% по итогам прошлого года. Да, это прогресс, но нам необходимо выйти на 100%. Но, вместе с тем, решить это вопрос, используя только рычаги государственного пожарного надзора, на сегодняшний день невозможно. Хотя, еще раз отмечу, что государственный пожарный надзор в целом выполняет свои функции.
Приведу пример нашей работы в образовательных учреждениях. 5 лет назад количество пожаров, происходящих в образовательных учреждениях, было в пределах 1000 зарегистрированных случаев ежегодно. Количество погибших при этих пожарах доходило до 80-90 человек. При этом половина погибших были дети. Мы предметно, в течение этих 5 лет, работали по образовательным учреждениям.
По итогам последних двух лет количество пожаров в образовательных учреждениях снижено в два раза, это очень серьезная цифра, т. е. 400 случаев. При пожарах погибло в прошлом году 8 человек и ни одного ребенка. То есть, количество погибших при пожаре людей снижено в десять раз. Вот это предметная, целенаправленная работа государственного пожарного надзора.
К сожалению, я хочу сказать, что ресурсы государственного пожарного надзора не безграничны, и поэтому, мы точечно влияем на эти вопросы. В целом работа идет неплохо. Еще раз повторю, что используя только административные рычаги, эту проблему не решить. Необходимо задействовать рычаги и экономические. Сегодня мы обсуждаем один из вариантов решения этой проблемы.
Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").