Актуальные вопросы проведения предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях
Сегодня в 11-00 часов в Информационном агентстве ГАРАНТ состоялось интернет-интервью с руководителем Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по г. Москве Анатолием Михайловичем Багметом.
Тема интернет-интервью: "Актуальные вопросы проведения предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к ведению Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по г. Москве".
Ведущая интернет-интервью - Нифталиева Татьяна (ИА "ГАРАНТ").
Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя - Анатолия Михайловича Багмета, руководителя Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по городу Москве.
Уважаемый Анатолий Михайлович, позвольте поблагодарить вас за то, что нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью.
Тема интернет-интервью: "Актуальные вопросы проведения предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к ведению Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по г. Москве".
Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по городу Москве появилось два года назад. За это время Следственным управлением проведена большая работа по борьбе с преступностью, однако в решении одной из основных задач - проведении предварительного расследования по уголовным делам его специалисты сталкиваются с рядом проблем. Порядок этой процедуры подробно регламентируется действующим российским законодательством. Тем не менее, на практике зачастую возникают вопросы, касающиеся организации уголовного преследования, а также сбора, проверки и оценки доказательств. А ведь эта информация помогает решить, направлять уголовное дело в суд или же прекратить производство по делу.
Об основных задачах Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по г. Москве, итогах работы за год, а также о проблемах, которые приходится решать в ходе предварительного расследования по уголовным делам, расскажет руководитель Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по г. Москве Анатолий Михайлович Багмет.
К моменту начала интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашему уважаемому гостю.
Ведущая: Анатолий Михайлович, какие задачи изначально ставились перед возглавляемым вами Следственным управлением, удалось ли их выполнить, над чем еще предстоит работать?
Багмет А.М.: Приоритетные направления деятельности Следственного управления сформулированы Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации А.И. Бастрыкиным.
Одной из основных задач является искоренение проявлений коррупции в органах власти – это, можно сказать без преувеличения, - общегосударственная задача. Несмотря на то, что о борьбе с коррупцией в настоящее время говорится достаточно много и на самых разных уровнях, проблема не теряет актуальности, и на органы следствия возлагается колоссальная ответственность – мы должны представить обществу конкретные результаты работы в этом направлении.
Другое традиционно важнейшее направление деятельности – раскрытие и расследование убийств, изнасилований. Очень беспокоит ситуация, связанная с тем, что не меняется в лучшую сторону ситуация с преступностью в отношении несовершеннолетних, кстати, несмотря на меры законодателя об ужесточении наказания. В этом году имеет место рост таких преступлений на 27%.
Поэтому свои усилия мы сконцентрировали в основном на разрешение указанных задач. Абсолютно искренне говорю, что истекшие два года работы управления характеризуются значительным объемом выполненной работы. Сформировалась и стабилизировалась в целом положительная динамика основных показателей следственной работы. Уровень раскрываемости умышленных убийств повысился и в 2008 году достиг 80% - за последние годы это самый высокий показатель в Москве. Безусловно, это говорит об улучшении взаимодействия в работе с оперативно-розыскными органами. В целом на данном этапе можно говорить об удовлетворительных итогах работы.
Ведущая: Спасибо. Какова статистика и характер преступлений, меняется ли он из-за кризиса. По каким категориям преступлений наблюдается рост и, наоборот, спад? Какие округа Москвы являются самыми криминогенными?
Багмет А.М.: За 9 месяцев 2009 года на территории г. Москвы зарегистрировано более 162 тысяч преступлений, что на 1% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Число тяжких преступлений сократилось также практически на 1%.
Следует отметить, что в текущем году на 22% уменьшилось количество фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, и на 24% удалось снизить число совершаемых на территории Москвы изнасилований, которое вернулось к уровню 2007 года. То есть, несмотря на кризисное положение экономики, ухудшения криминогенной ситуации в столице не допущено. В этом, безусловно, имеется заслуга всех силовых подразделений Москвы и органов исполнительной власти.
Наиболее криминогенными традиционно остаются Восточный, Юго-Восточный и Южный административный округа, на территории которых зарегистрировано по 13% от общего количества преступлений. Наименьшее количество преступлений совершается в Северо-Западном и Юго-Западном административных округах.
При достаточно высокой нагрузке проводить качественное и всестороннее расследование, выполнять значительный объем процессуальных действий просто невозможно. Как решается данная проблема в Следственном управлении? Сколько уголовных дел в среднем находится в производстве у одного следователя?
Позиция Следственного управления основана на соблюдении процессуальных сроков, и мы ее не меняем даже в непростых условиях работы. Несмотря на то, что в среднем каждый следователь управления ежемесячно направляет в суд по 1-2 уголовным делам, за этими скупыми цифрами стоит огромный труд. Я уже не раз говорил, что работа следователя – самая сложная из всех юридических профессий: и с физической, и с эмоциональной точек зрения.
С одной стороны, ненормированный рабочий день: следователь не может не выехать на место преступления, сославшись на нерабочее время. Он всю ночь осматривает место происшествия, а весь следующий день также не имеет возможности сомкнуть глаза, поскольку выполняет неотложные следственные действия.
С другой стороны, следователь испытывает несомненные психологические нагрузки, связанные с тем, что перед ним предстают человеческая боль и несправедливость, и перед ним стоит нелегкая задача – найти и привлечь к ответственности тех, кто сотворил это зло. В суд поступает готовое уголовное дело, и задача суда – дать оценку представленным доказательствам, а следователь начинает работу с "чистого" листа, то есть с заявления о совершенном преступлении. Зачастую следователь работает на пределе физических возможностей. Например, недавно завершено расследование уголовного дела по обвинению Аполлонова, Голубева и Михайлова в совершении ряда убийств и организации экстремистского сообщества. Объем данного дела составил 79 томов. Вот вам наглядный пример объема следственной работы.
Ведущая: Анатолий Михайлович, как часто уголовные дела возвращаются на доследование, каковы причины?
Багмет А.М.: За 9 месяцев 2009 года количество уголовных дел, возвращенных судом для устранения препятствий их рассмотрения, сократилось более чем в 2 раза. Удельный вес таких дел составил 1,2%. Прокурорами для дополнительного расследования возвращено около 3% дел от общего количества направленных для утверждения обвинительного заключения. Причинами возвращения дел зачастую является позиция прокурора, отличная от мнения следователя, о квалификации действий обвиняемых и объеме необходимых следственных действий, доказанности обвинения. Не скрою, иногда следователи вследствие невнимательности допускают технические ошибки, процессуальные нарушения, влекущие доследование. Наша задача – организовать процессуальный контроль за расследованием таким образом, чтобы упреждать совершение таких нарушений либо своевременно их выявлять и пресекать.
Ведущая: Анатолий Михайлович, спасибо. Справляется ли Следственное управление с поставленной задачей по раскрываемости преступлений прошлых лет?
Багмет А.М.: Особое внимание мы уделяем раскрытию преступлений, совершенных в прошлые годы. Позиция управления такова: преступление нужно расследовать вплоть до раскрытия, вне зависимости от времени, прошедшего со дня его совершения. Преступник, разгуливающий на свободе, ушедший от правосудия в минувшие годы, - это фактор не только воспроизводства преступности, но и формирования в обществе атмосферы, которая позволяет злу брать верх над правом. В 2009 году направлены в суд уголовные дела о 132 преступлениях прошлых лет, в прошлом году таких преступлений было 77. Кроме того, в ходе расследования было раскрыто 208 преступлений, совершенных в прошлые годы, ранее не состоявших на учете. Конечно, это только верхушка айсберга, но мы планомерно работаем в этом направлении и возвращаемся к таким делам вновь и вновь.
К примеру, буквально несколько дней назад мной продлен срок предварительного следствия по уголовному делу об убийстве, совершенном 16 лет назад, в связи с установлением подозреваемых лиц. Например, раскрыто убийство начальника юридического департамента Мосбизнесбанка, впоследствии реорганизованного в Банк Москвы, Мужикова С.Б., совершенное в апреле 1994 года. Предварительное следствие по делу было возобновлено 20 апреля текущего года. Благодаря непрекращающейся и кропотливой работе сотрудников Следственного управления и уголовного розыска ГУВД г. Москвы установлен гражданин Жуков, причастный к данному преступлению. В ходе расследования было установлено, что он совершил еще 2 убийства в разных районах Москвы в 1993 году.
Ведущая: Сталкиваются ли сотрудники в своей работе с давлением, которое на них пытаются оказать "покровители" тех лиц, в отношении которых проводятся следственные действия?
Багмет А.М.: Сразу скажу, что на меня давить бесполезно, в Следственном управлении господствует принцип законности. При этом эмоциональный фон участников процесса также никак не может повлиять на результат принятого процессуального решения, поскольку все основополагающие процессуальные документы на сто процентов основаны на конкретных документах – доказательствах.
Если гипотетически говорить о коррупционных проявлениях, мне кажется, что для рядового следователя сдерживающим фактором является сам статус следователя, который, безусловно, нужно поднимать и в глазах общественности, и подкреплять необходимыми социальными гарантиями. С другой стороны, вопрос самореализации профессии следователя наступает тогда, когда участники уголовного процесса и даже суд, узнав фамилию следователя, расследующего дело, отчетливо осознают, что следствие проведено исключительно профессионально и в соответствии с законом. При такой ситуации ни у кого и мысль не возникнет искать подходы к следователю. Даже если процессуальные решения следователя стороны не устраивают, есть право обжалования руководителю вышестоящего следственного органа либо в суд.
Говоря в целом о профилактике коррупции, то я считаю, что я в первую очередь начал ликвидировать моменты, потенциально дающие возможность черное представлять белым. Речь идет о постоянном упреждающем процессуальном контроле всех без исключения процессуальных решений следователей, который обеспечивает прозрачность их принятия. С другой стороны, каждое отмененное постановление следователя руководителем следственного отдела также подвергается анализу на предмет законности и обоснованности. И увидеть, когда черное пытаются представить белым, становится гораздо легче. Все сотрудники об этом знают.
Ведущая: Имеется ли рост преступности в столице среди гастарбайтеров, или совершение данной категории преступлений осталось на прежнем уровне?
Багмет А.М.: Рост числа преступлений, совершенных иностранными гражданами, в этом году продолжился и составил 9,5 процентов. В их числе 90 убийств (18% от общего количества зарегистрированных) и 62 изнасилования (36%). Эта проблема не теряет своей остроты и требует принятия комплексных мер, поскольку одной профилактикой положения не исправить.
Ведущая: Анатолий Михайлович, какие меры профилактики преступности вы используете в своей работе, и насколько они эффективны?
Багмет А.М.: Предупреждение преступлений – важная составляющая политики государства по обеспечению национальных интересов и безопасности страны. На коллегии Генеральной прокуратуры РФ Президент России отметил, что работа в условиях кризиса должна носить упреждающий характер. Обязанность органов следствия заниматься предупреждением преступлений регламентирована уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. В рамках своих полномочий следователь должен установить обстоятельства, способствующие совершению преступления, и внести соответствующее представление. Я глубоко убежден, что дело может считаться расследованным полно только тогда, когда следователь выяснит все причины и условия, способствовавшие совершению преступления или затруднявшие его своевременное обнаружение и пресечение.
Зачастую только от следователя соответствующее должностное лицо может узнать о выявленных нарушениях или упущениях. Итогом квалифицированной профилактическое работы должно стать сокращение общего количества уголовных дел и обращений граждан о принятии незаконных процессуальных решений.
За год Следственным управлением окончено расследование более 2 660 уголовных дел, и только по 7 из них не были установлены обстоятельства, способствующие совершению преступления. То есть, управлением приняты достаточные меры для организации этого направления деятельности. Более того, в большинстве следственных подразделений следователи не только вносят представления, но организован контроль за своевременностью их рассмотрения.
Еще хотелось бы сказать, что имеется множество примеров, когда следователи взвешенно вносят представления по конкретным фактам и добиваются результативного их рассмотрения. Например, по результатам представления по уголовному делу по обвинению врача психиатра-нарколога в наркологической больнице № 17 г. Москвы для освидетельствования водителей введены специально изготовленные бланки актов медицинского освидетельствования со сквозной нумерацией и сброшюрованные, что позволило минимизировать подмену и фальсификацию уже заполненных актов.
Другой пример. По уголовному делу по факту пожара в клубе, где погибло 10 человек, в представлении следователя содержалось предложение о внесении изменений в нормативные акты органов государственной власти. Дело в том, что с принятием Федерального Закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и с учетом внесения изменений в градостроительный кодекс и другие законодательные акты для органов МЧС были увеличены временные интервалы между проверками и жестко регламентированы основания их проведения, что объективно ослабило контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности законодательства РФ в области пожарной безопасности. Представление было внесено Председателю Правительства РФ и Председателю Государственной думы РФ. В результате его рассмотрения по поручению Аппарата Правительства РФ МЧС России проводится работа по внесению изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части повышения ответственности должностных и юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности.
Таким образом, думаю, профилактическая деятельность следователей приносит положительный результат.
Ведущая: Поддерживаете ли вы инициативу введения смертной казни в России? Как, на ваш взгляд, применение указанной карательной меры может повлиять на показатели совершения преступлений в стране?
Багмет А.М.: Вопрос необходимости применения исключительной меры наказания, безусловно, дискуссионный, поскольку ответ на него, на мой взгляд, имеет две стороны. Я выражу только свое личное суждение. Безусловно, душегубы, лица, совершившие особо тяжкие преступления, лишившие потерпевшего жизни, не заслуживают какого-либо снисхождения. И санкции соответствующих статей Уголовного кодекса РФ позволяют наказать таких нелюдей по всей строгости закона, я имею в виду пожизненное лишение свободы, и еще неизвестно, какое из этих видов наказаний тяжелее. При этом я убежден, что главное – обеспечить неотвратимость заслуженного наказания. Статистика иногда свидетельствует о том, что не всегда ужесточение наказания приводит к уменьшению количества совершаемых преступлений. Конечно, окончательное решение по данному вопросу должен принимать законодатель.
Ведущая: Много ли в штате Управления молодых сотрудников? Удовлетворяют ли они вас профессионализмом?
Багмет А.М.: Из общей численности прокурорско-следственных работников 250 являются молодыми специалистами, а 135 из них работают меньше года, что в общей сложности составляет около 65%. Штат управления в основном укомплектован, имеется небольшое количество вакансий. При этом кадровая политика поставлена таким образом, что возможность стать следователем предоставлена любому специалисту, окончившему ВУЗ, имеющий государственную аккредитацию, по специальности "юриспруденция", но на определенных нами условиях. Главное – показать высокие знания, и второе условие – поработать перед назначением на должность общественным помощником следователя, который организован и работает в Следственном управлении практически с момента его создания, и зарекомендовать себя честным человеком и квалифицированным специалистом.
Отвечая на ваш вопрос, считаю, что у нас довольно профессиональный состав следственных работников. Не скажу, что молодые следователи хуже разбираются в правовых вопросах. Однако, материальное и процессуальное право необходимо не только знать, но и уметь его толковать и правильно применять, а в этом, безусловно, помогает опыт. Поэтому в Следственном управлении действует институт наставничества, способствующий целенаправленному развитию профессиональных навыков и быстрейшей адаптации вновь назначенных следователей.
Ведущая: Какими причинами обусловлено вынесение прокурорами десятков тысяч постановлений по поводу отказа следователей в возбуждении уголовных дел? Какие меры по контролю за соблюдением законности постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела применяются?
Багмет А.М.: Принятые Следственным управлением меры организационного характера позволили улучшить качество работы по рассмотрению сообщений о преступлениях. В результате существенно уменьшилось число фактов вынесения следователями необоснованных решений об отказе в возбуждении уголовного дела. Руководителями следственных отделов в текущем году отменено на дополнительную проверку 1579 таких постановлений, что в три с половиной раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По инициативе прокурора отменено 30% общего количества отмененных постановлений следователей, если быть точным – 475. Так что ни о каких десятках тысяч постановлений прокуроров речи быть не может. Стоит отметить, что количество решений о возбуждении уголовных дел, принятых после отмены незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, по сравнению с прошлым годом сократилось на 40%.
Ведущая: Каким образом Следственное управление способствует реализации идеи Президента РФ о придании борьбе с коррупцией статуса национального проекта?
Багмет А.М.: Проблема коррупции – это проблема всего общества, и в одиночку с этим злом следственным органам не справиться. Но Следственное управление со своей стороны принимает все возможные меры, чтобы минимизировать существование коррупции. По каждому третьему рассмотренному сообщению о преступлении коррупционной направленности в 2009 году были возбуждены уголовные дела. За 9 месяцев нами расследовано 389 уголовных дел данной категории, которыми причинен ущерб на сумму 631 миллион рублей, из которых 63 миллиона возмещено государству уже на стадии следствия.
Изменился субъектный состав лиц, обвиняемых в коррупционных преступлениях.
В текущем году изменился субъектный состав лиц, привлеченных к ответственности за коррупционные преступления. Мы не увлекаемся количественными показателями за счет малозначительных уголовных дел.
К уголовной ответственности за получение взяток, злоупотребления и мошенничество привлечены сотрудники контрольных и ревизионных органов, представители исполнительной власти, противоправная деятельность которых препятствует экономическому развитию страны. Среди ярких примеров – дела в отношении главы муниципального образования Ейский район Краснодарского края, главы Озерского муниципального района Московской области, замглавы управы района Можайский, главных инспекторов Госинспекции по контролю за оборотом объектов недвижимости, зампрефекта Зеленограда, начальника отдела управления Россельхознадзора по Москве и Московской области. В отношении лиц особого правового статуса: адвокатов, следователей, депутата выборного органа местного самоуправления, - только за 1 полугодие возбуждено 9 уголовных дел. Так мы будем действовать и дальше.
Ведущая: Раскрытие какого рода уголовных дел является приоритетным, какому направлению уделяется особое внимание? Что вы можете сказать о ходе расследования известного бизнесмена Ш. Калмановича, есть ли перспектива быть раскрытым?
Багмет А.М.: О приоритетах в работе Следственного управления я уже говорил выше. Что касается вопроса раскрытия преступлений, хочу повторить, что требование у нас одно – не прекращать работу по всем преступлениям вплоть до раскрытия, возвращаться к этим делам вновь и вновь, настойчиво добиваться неотвратимости наказания вне зависимости от прошедшего времени со дня совершения преступления. Расследование убийства Калмановича продолжается. Мной создана следственная группа. В настоящее время активно проводятся следственно-оперативные действия, изучается бизнес погибшего, его деятельность в области спорта, отрабатываются самые различные мотивы преступления. Назначен ряд экспертных исследований. Мы сделаем все возможное для раскрытия этого дерзкого преступления, большую поддержку нам оказывают сотрудники ГУВД г. Москвы и, в частности, московского уголовного розыска.
Ведущая: Что вы считаете необходимым предпринять для улучшения образа следователя в глазах общественности, ведь не секрет, что с каждым годом доверие граждан к судам и правоохранительным органам только снижается?
Багмет А.М.: Я не знаю, откуда у вас сведения о снижении доверия к прокурорско-следственным работникам, и насколько объективны эти данные, я с этим вряд ли могу согласиться. Вообще, каково общество, таковы и правоохранительные органы. Если говорить более конкретно, то доверие людей и общества в целом можно заслужить только конкретными делами, результатами нашей работы. Именно на достижение таких положительных результатов нацелена наша деятельность. Нужно объективно и честно оценивать роль и место следственных органов в противоборстве преступности. Важно только освещать это объективно и без предвзятости с подачи тех, кто стремится избежать уголовной ответственности любым путем, в том числе и путем дискредитации органов следствия.
Ведущая: Анатолий Михайлович, когда в Интернете появится сайт Следственного управления? Каким образом можно знакомиться с результатами деятельности управления?
Багмет А.М.: Мы работаем над вопросом создания собственного сайта, есть определенные сложности технического характера. Думаю, появление сайта – вопрос времени, и оно не за горами. Что касается нашей деятельности, то она открыта. Мы практически ежедневно информируем средства массовой информации о результатах следственной работы. Кроме того, в ходе таких встреч, как, например, сегодня могут быть заданы все интересующие вопросы.
Ведущая: Насколько сейчас соответствует информационное обеспечение Следственного управления современным реалиям, на каком уровне находится использование возможностей криминалистической регистрации, так как правовой основы криминалистической регистрации недостаточно регламентированы УПК РФ?
Багмет А.М.: Конечно, я полностью согласен, что информационное обеспечение – это не дань моде, а профессиональная необходимость. В целях обеспечения криминалистического сопровождения уголовных дел государство выделяет из бюджета значительные денежные средства, на которые приобретается современная криминалистическая техника: полиграфы, лаборатории по исследованию ДНК и другие. В последнее время большую роль в расследовании ряда категорий преступлений стала играть геномная экспертиза. Однако, пока учет данных биологических объектов не отвечает современным реалиям. В настоящее время Правительством РФ внесен законопроект о государственной геномной регистрации. Думаю, принятие закона окажет существенную помощь в раскрытии убийств, изнасилований и других особо тяжких преступлений.
Ведущая: Как Следственное управление информирует о своей деятельности общественность, ведется ли прием граждан и если да, то где с этой информацией можно обратиться?
Багмет А.М.: Как я уже говорил, мы информируем общественность путем предоставления сведений в средства массовой информации. Также я как руководитель Следственного управления провожу встречи в высших учебных заведениях, с общественностью, отвечаю на вопросы, давая интервью. Хочу еще раз подчеркнуть, что Следственное управление с помощью СМИ сообщает обществу результаты своей деятельности постоянно, открыто и достаточно широко. Хочу также отметить, что в настоящее время Председатель Следственного комитета А.И. Бастрыкин возвращает положительно зарекомендовавшую еще с советских времен практику посещения трудовых коллективов, когда после утверждения обвинительного заключения следователь и прокурор ходили в народ и рассказывали, что произошло на самом деле.
Прием граждан в Следственном управлении ведется, имеются соответствующие организационно-распорядительные документы. Организовывает прием сотрудники отдела приема граждан и документационного обеспечения.
Ведущая: Анатолий Михайлович, что лично вы вкладываете в понятие нравственности в ходе предварительного расследования по уголовным делам?
Багмет А.М.: Нравственность – это общечеловеческое понятие, и вкладывать в него какой-либо другой смысл просто невозможно. Это внутренняя установка, стержень человека жить по совести. Именно с нравственностью связано отличие между добром и злом. Следователь, в первую очередь, должен быть нравственным, то есть обладать моральной прочностью. Нравственность на следствии – это способность, невзирая ни на какие соблазны и ложные ценности, которые сегодня зачастую провозглашаются, жить и работать для блага других – государства, конкретных потерпевших людей, устанавливать истину, изобличая виновное лицо, но при этом не унижая его человеческое достоинство.
Ведущая: Спасибо. В чем вы видите несовершенство УПК РФ, какие законодательные моменты "мешают" предварительному следствию качественно работать?
Багмет А.М.: Нам никто не мешает качественно осуществлять предварительное следствие, и уж тем более УПК РФ. Альфа и омега следственной работы управления – это обеспечением именно качества и быстроты расследования. Действующий УПК РФ не вызывает каких-либо серьезных затруднений, препятствующих своевременному принятию законных и обоснованных процессуальных решений. Есть, безусловно, некоторые моменты, которые, на мой взгляд, следует поправить, изменить, и законодатель не стоит на месте. Последние законодательные инициативы в области уголовного процесса устраняют имеющиеся пробелы, имеют ярко выраженную антикоррупционную направленность и призваны облегчить доступ к правосудию.
Следует отметить, что Следственный комитет при прокуратуре РФ участвует в разработке многих законодательных инициатив, своевременных и крайне необходимых. Следственное управление также не пассивно в этом вопросе, не так давно нами были направлены в Следственный комитет свои предложения по совершенствованию уголовного процесса. В частности, нами последовательно высказывается позиция, что должна быть четко определена подследственность каждого ведомства, имеющего следственные подразделения: Следственного комитета при прокуратуре РФ, МВД РФ и т.д., а сам институт альтернативной подследственности подлежит исключению из УПК РФ.
Ведущая: Анатолий Михайлович, возможно ли в рамках действующего уголовно-процессуального законодательства успешно осуществлять расследования по делам об организованной преступности?
Багмет А.М.: Трудности раскрытия и расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами, конечно, присутствуют, поскольку такого преступления хорошо продуманы и тщательно спланированы. Эти факторы затрудняют установление личностей преступников и сбор доказательственной базы. Но опыт расследования подобных преступлений нами нарабатывается.
Например, Следственным управлением расследовалось 5 уголовных дел, возбужденных в период с 2003 по 2008 годы, о совершенных убийствах, ограблении, разбойном нападении, похищении человека. Была установлена организованная группа, совершавшая данные преступления, трое преступников задержаны. В апреле 2009 года уголовное дело направлено в Мосгорсуд. Действия виновных квалифицированы в том числе по ст.209 УК РФ – создание устойчивой вооруженной группы в целях нападения (бандитизм). Приговором лица осуждены к лишению свободы на сроки 18 и 20 лет. Этот пример не единичен.
Хочу добавить, в настоящее время благодаря именно Следственному комитету в целях усиления борьбы с оргпреступностью разработан законопроект о дополнении Уголовного кодекса РФ статьей, предусматривающей ответственность за лидерство в преступной среде.
Ведущая: Анатолий Михайлович, нуждаются ли в совершенствовании должностные лица, которые осуществляют предварительное расследование по уголовным делам?
Багмет А.М.: Совершенствовать необходимо профессиональное мастерство, которому, как известно, нет предела. На базе Следственного управления в январе этого года создан отдел профессионального развития (учебный центр), в котором проходят стажировку и повышение квалификации следователи, работающие в подразделениях центрального федерального округа. За истекшее время подготовку прошло около 350 человек. К вопросу обучения следователей мы подходим не формально, а творчески, с уклоном на практическое применение знаний. По отзывам слушателей, знания и навыки, полученные у нас, они реально и успешно применяют при выполнении следственных действий.
Ведущая: Анатолий Михайлович, много ли было заведено коррупционных дел и сколько из них доведено до суда?
Багмет А.М.: Я уже затрагивал тему коррупции. Не стану приводить всех цифр, которыми оперирует статистика, обращу Ваше внимание на результаты работы за 9 месяцев 2009 года. Возбуждено 662 уголовных дела о преступлениях в сфере коррупции: в первую очередь, о получении взяток, мошенничестве, злоупотреблении и превышении должностных полномочий. Направлено в суд 388 дел указанной категории.
Ведущая: Как часто возбуждаются уголовные дела, которые касаются вопросов строительства, так как данная сфера является одной из самых криминализированных?
Багмет А.М.: Возбуждение уголовного дела зависит не от сферы деятельности людей, а от выявления признаков преступления в их действиях. Действительно, у нас расследуется ряд уголовных дел, которые касаются и вопросов строительства. Возбуждены и расследуются уголовные дела по факту обрушения зданий, повлекшее гибель людей или причинение тяжкого вреда здоровью.
Ведущая: Спасибо. Анатолий Михайлович, что в работе Следственного управления вы хотели бы изменить?
Багмет А.М.: Управление существует всего два года, создавалось практически с нуля, так что направлений, которые необходимо было совершенствовать и в организационном, и практическом плане, много. Например, в связи с профессиональной молодостью и отсутствием следственного опыта у основного количества следователей наиглавнейшая задача - организовать работу так, чтобы все без исключения следственные подразделения работали как часы – ритмично и без сбоев.
Ведущая: Анатолий Михайлович, позвольте поблагодарить вас за то, что так подробно и интересно ответили на вопросы интернет-аудитории. Позвольте пожелать вам успехов в вашей дальнейшей профессиональной деятельности.
Интернет-интервью организовано ИА "ГАРАНТ". Информационное агентство "ГАРАНТ" свидетельство: ИА № 77-14642. При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").