Новости и аналитика Интервью Павел Солодкий: "Моя миссия как уполномоченного по защите прав предпринимателей – отстаивать свободу конкуренции и обеспечивать эффективную защиту предпринимательства ради будущего России"

Павел Солодкий: "Моя миссия как уполномоченного по защите прав предпринимателей – отстаивать свободу конкуренции и обеспечивать эффективную защиту предпринимательства ради будущего России"

Павел Солодкий: "Моя миссия как уполномоченного по защите прав предпринимателей – отстаивать свободу конкуренции и обеспечивать эффективную защиту предпринимательства ради будущего России"
 Фото: личный архив автора.

За последние два года предприниматели столкнулись с действительно серьезными вызовами для бизнеса. Пандемия и связанные с ней ограничения, нестабильная экономическая ситуация внесли корректировки в привычную общественную жизнь, перестроили работу многих предпринимателей. В таких ситуациях возрастает необходимость поддержки добросовестных бизнесменов со стороны государства. С одним из таких экспертов мы поговорили: интервью порталу ГАРАНТ.РУ дал Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области Павел Солодкий.

Павел Михайлович, с какими проблемами к вам обращались предприниматели за последний год чаще всего?

В 2021 году в работе у нас находилось 400 обращений предпринимателей, 62% от общего числа жалоб поступили из Нижнего Новгорода. Подавляющее большинство – на действия или бездействие федеральных органов. Хотя стоит заметить, что в количественном выражении таких обращений с каждым годом становится меньше. Зато растет количество жалоб на государственные органы Нижегородской области и ресурсоснабжающие организации, которые занимаются, например, подключением к электросетям и водоснабжению. 23 обращения в прошлом году касались уголовного преследования предпринимателей. Это чуть меньше 10% от общего числа жалоб. Хочу обратить внимание, что это данные за прошлый год, а специфика каждого года разная. Информация по 2022 году будет в марте 2023 года представлена в моем ежегодном отчетном докладе о результатах деятельности.

Какие усилия по борьбе с негативными последствиями ограничений, введенных из-за пандемии, были предприняты в Нижегородской области? Как удалось снизить негативный эффект, который был вызван пандемией?

С пандемией мы столкнулись впервые: конечно, такой вызов был необычным для всех нас. Большое количество поддерживающих бизнес мер были предприняты первоначально на федеральном уровне, а регионы смотрели друг на друга и перенимали опыт. Но должен сказать, что мы один из первых регионов в стране, который начал оказывать поддержку особенно тем видам бизнеса, которые пострадали в наибольшей степени либо были временно закрыты. К ним относятся рестораны, гостиницы, кинотеатры, салоны красоты. Правительство Нижегородской области помогало им компенсацией платежей по ЖКХ, дополнительно выделяли денежные суммы на зарплату сотрудникам. Они были небольшие, 13-14 тыс. руб., но у нас в регионе можно было брать и федеральные, и региональные выплаты. Важно отметить, что Нижегородская область, в отличие от многих других, смогла в первом квартале 2022 года поддержать целый ряд отраслей. С одной стороны, пандемия ослабла, но у многих регионов уменьшился бюджет, а наш регион нашел возможность выделить денежные средства на серьезную поддержку.

Какие компании Нижегородской области в наибольшей степени пострадали из-за внешнего санкционного давления? Какие меры поддержки им оказываются?

Я бы в первую очередь выделил кинотеатры, потому что они лишились большей части контента для проката. Также достаточно серьезно пострадали автосалоны-дилеры, которые торговали автомобильной продукцией, а также производство, связанное с автомобильной промышленностью. Проблемы с комплектующими решаются, но на это нужно время. Конечно, все это сказалось на количестве выпускаемой продукции.

Это основные сферы, которые пострадали в текущей ситуации?

Есть и некоторые другие. Так, на мой взгляд, в особой поддержке нуждаются поставщики, которые перестали работать по комплектующим и запчастям. Пострадали те, кто имеет у себя на балансе автотранспорт или сельхозтехнику западного производства, например, комбайны и грузовики. Связано это с тем, что запчастей стало значительно меньше, а параллельный импорт только начинает набирать обороты. Причем проблема затрагивает не только региональный, но и федеральный уровень: большие проблемы, например, с комплектующими самолетов.

Есть ли уже какие-то меры, которые предпринимались для защиты таких предпринимателей на региональном уровне? Может, есть особенности именно для вашего региона?

Да, такие особенности есть. Правительство региона поддержало кинотеатры, выделило субсидии на коммунальные платежи и заработную плату работающих там людей. К сожалению, на федеральном уровне аналогичную поддержку кинотеатрам не оказали до сих пор, хотя на это была большая надежда.

Предпринимательское сообщество высоко ценит, что глава региона старается по максимуму реализовывать региональные меры поддержки бизнеса, включая компании, которые занимаются программным обеспечением. Принято решение о снижении налогов для IT-компаний, о снижении налога на имущество для торговых центров, но только при условии сохранения компаниями рабочих мест и в случае снижения доходов минимум на 20%. То есть те, кто действительно пострадал, помощь получат.

Раз мы заговорили о поддержке IT-компаний: как вы оцениваете предоставленные государством льготы для бизнеса?

Такая поддержка является очень существенной, многие сферы бизнеса мечтали бы о такой. Конечно, сфера IT выделена в отдельный блок: и на федеральном, и на региональном уровнях эти компании особенно поддерживаются. Причем это касается не только льгот для самих компаний, но и для их сотрудников. К примеру, для IT-специалистов предложили льготную ипотеку.

Вы считаете, что федеральные льготы для бизнеса можно было бы расширить в разных сферах. Какие примеры вы могли бы привести?

Думаю, что это в первую очередь предприятия среднего бизнеса, которые не относятся к перечню градообразующих и, соответственно, не попадают под особые меры поддержки. Многие столкнулись с логистическими проблемами, удорожанием цен на различные виды изделий, комплектующих, без которых они не могут выдать финальный продукт. Простой пример: резко возросла в цене стоимость лифтов, а без них не построить ни один новый многоэтажный объект. И таких ситуаций масса, поэтому многие предприятия и особенно производственные нуждаются в льготном кредитовании. Кроме того, нужно налаживать новые производства, иначе мы столкнемся с резким ростом цен, а впоследствии и дефицитом ряда товаров на различных рынках.

К примеру, производство сухого льда, в котором нуждается общепит, резко сократилось. Конечно, оперативно на федеральном уровне Минпромторг России отреагировал и оказал содействие компаниям, которые готовы в ускоренном режиме заниматься импортозамещением. От быстроты выстраивания всех этих процессов зависит инфляция, цены в наших магазинах, стоимость услуг. Именно поэтому я уверен, что реагировать следует как можно быстрее.

При этом хочу обратить внимание, что поддержка на уровне государства оказывается. Так, было принято принципиально важное решение по наделению регионов полномочиями по пересмотру стоимости уже заключенных государственных и муниципальных контрактов.

Что можно было бы сделать сейчас для того, чтобы предпринимателям снизить нагрузку от санкционного давления?

Что касается малого бизнеса, то он достаточно гибок, он подстраивается под условия. Но, конечно, мы видим, что сегодня с трудностями предприниматели сталкиваются буквально на каждом шагу. К примеру, вопрос с перечислением денег. Рассчитаться с иностранными поставщиками сегодня настоящий квест: я недавно общался с одним из предпринимателей, который для перечисления денег пользуется 8 карточками разных банков. И это касается даже тех товаров, которые готовы к импорту в Россию.

Уверен, что нужно выстраивать и налаживать более эффективную систему платежей, потому что деньги – это кровь экономики. А бизнес вынужден находить совершенно новых для себя поставщиков, риск столкнуться с обманом повышается, притом, что многие поставщики переходят на предоплату за товар, а это для покупателя тоже требует дополнительных оборотных средств и кредитов.

Важно, конечно, поддержать действующие промышленные предприятия. В Нижегородской области в этом плане принято правильное стратегическое решение по докапитализации фонда промышленности практически в 10 раз до 1 млрд рублей.

В период с марта по июнь 2022 года в России было закрыто на 17,5% компаний больше, чем это было в аналогичный период 2021 года. Как вы считаете, является ли этот тренд тревожным?

Нужно понимать, что закрытие компании может происходить по нескольким причинам. Одна из основных – налоговая закрывает организацию из-за прекращения ведения ее деятельности. Даже в случаях, когда предприниматель выступает инициатором закрытия компании, это не всегда нечто отрицательное. Полтора года назад появилась возможность быть самозанятым и некоторым игрокам микробизнеса стало выгоднее быть самозанятыми и платить минимальные налоги, продолжая при этом оказывать те же услуги. Мы можем наблюдать рост самозанятых: на данный момент их число в России составляет 5 млн. Вполне возможно, что часть предприятий микробизнеса переходят на такой режим работы. Так что о тревожных звоночках в этом плане пока говорить преждевременно.

Станет ли ограничение импорта товаров толчком для предпринимателей для совершенствования производства в Нижегородской области? В каких сферах? Что для этого, на ваш взгляд, еще необходимо сделать?

Прежде чем начать что-то производить, предприниматель должен составить перспективный план действий. В данном случае самостоятельно спрогнозировать развитие ситуации на международных рынках весьма проблематично. К примеру, предприниматель начинает производить какой-то товар, поставщики которого ушли из России, а через пару месяцев они возвращаются и производство становится экономически невыгодным и проще будет продолжать импортировать этот товар из других стран.

Поэтому в вопросах импортозамещения важную роль играет госзаказ. Мне бы очень хотелось, чтобы в стране росло число офсетных контрактов. Тогда это будет взаимовыгодно: государство на несколько лет будет защищено тем, что у него есть свой производитель, а предприятия будут понимать, что у них гарантированно будет возможность вернуть вложенные деньги и получить прибыль на протяжении определенного промежутка времени.

У нас в стране есть имеющийся парк станков, машин, оборудования – все это теоретически может восполнить дефицит необходимой продукции. Однако бизнес не всегда понимает, чего конкретно не хватает государству, что нужно из того, что на данный момент запрещено ввозить из-за границы. Вот примерно как было с кислородом во время пандемии: в ряде регионов его производство не осуществлялось, по этой причине его вынуждены были брать у военных и металлургов, потому что нужно было поставлять в больницы. Если бы со стороны государства был заказ на кислород на долгосрочную перспективу и было бы объяснено, что не хватает заводов по его производству, то бизнес вложился бы в производство кислорода. Выгода в том, что для государственных больниц будет стабильный заказ.

Чем сложнее экономические условия, тем сильнее возрастает роль государства как заказчика. У государства есть колоссальная потребность в лекарствах, медицинском оборудовании, средствах гигиены и т.д . Я считаю, государство должно четко формулировать этот заказ для бизнеса и способствовать развитию подобных производств на территории России.

Если в двух словах, то ваша миссия на данной должности — это … ?

Моя миссия на этой должности – это защита прав тех предприятий и их руководителей, которые создают рабочие места, платят налоги, развивают нашу экономику, но, к сожалению, сталкиваются с проблемами. Если коротко сказать, мы способствуем поддержанию свободы конкуренции и осуществляем эффективную защиту предпринимательства ради будущего России.

 Читайте также: