Новости и аналитика Интервью Ольга Милонаец: "Мы работаем не для галочки, а на экономику региона, в защиту предпринимателей и населения"

Ольга Милонаец: "Мы работаем не для галочки, а на экономику региона, в защиту предпринимателей и населения"

Фото: личный архив

22 марта 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят Закон № 948 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Контроль за реализацией этого закона на всей территории России был возложен на антимонопольный комитет, который начал осенью 1991 года формировать свои территориальные органы. Приказом ГКАП РФ от 17 октября 1991г. № 62 было сформировано Псковское территориальное управление ГКАП со штатной численностью 14 человек, которое начало работать 18 ноября 1991 года. В этом году оно отмечает юбилей – 30 лет работы. У нас в гостях – руководитель Управления ФАС по Псковской области Ольга Милонаец.

 

Ольга Викторовна, расскажите, пожалуйста, как проходило становление работы Псковского управления, с какими вопросами или проблемами пришлось сталкиваться за эти 30 лет? Чего удалось добиться?

14 июля 1990 года в соответствии с Законом РСФСР "О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР" был учрежден первый антимонопольный орган в современной истории России – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Спустя год были образованы первые территориальные управления, в том числе и Псковское территориальное управление ГКАП, которое 18 ноября 1991 года начало свою работу. За эти 30 лет структура антимонопольных органов претерпевала значительные изменения, менялись названия, добавлялись новые задачи и функции.

За время работы Псковского территориального управления его возглавляло всего три руководителя, и я считаю большим достижением такую преемственность кадров. Первым руководителем был Александр Соловьев, он возглавил управление в то время, когда никто еще не понимал, что такое антимонопольная практика. Это были те годы, когда нам сказали, что от плановой экономики мы переходим к рыночной, стали приватизироваться стратегические предприятия, ценные бумаги. Это было время, когда создавались первые акционерные общества, начались первые сделки, и нам нужно было контролировать эти процессы. Инструментов для этого у нас не было, это был сложный период работы, да и мы сами были таким "непонятным" ведомством, ведь о каких монополиях можно было вести речь, если везде был государственный монополизм. Не было никаких цифровых баз данных, на всей территории Псковской области было всего три компьютера, два из которых были в нашем ведомстве. Было настолько много неопределенностей, что было непонятно, как строить свою работу. Но мы смогли в период этого "хаоса" достойно выполнять свои функции, и во многом именно благодаря нашим руководителям.

Второй руководитель управления Владимир Кобыжча был назначен в пору конкурсов, в том числе и на государственную службу, в 2005 году. Он имел звание к. э. н. Именно его базовые знания экономических процессов помогали разбираться в нюансах товарных рынков.

Коллектив у нас небольшой. Когда в начале работы ведомства составляли штатное расписание, исходили не из объема работы, а из экономики региона: считали количество предприятий, оценивали количество населения, ВВП региона и по определенной методике считали, сколько в территориальном органе должно работать людей. Поскольку регион у нас достаточно маленький, поэтому и штат у нас небольшой, но к счастью есть сотрудники, которые работают продолжительное время, даже несмотря на увеличение нагрузки.

После того как часть полномочий передали Роспотребнадзору (в части Закона о защите прав потребителей), штат нашего управления сократили. А потом было плановое сокращение штата всех госслужащих, и нас это тоже коснулось. Сегодня в управлении трудится 13 человек, но, как говорят наши оппоненты и друзья: "Надо же, вас всего 13, а от вас столько шума!" Да, нас мало, но зато у нас прекрасные специалисты. Ведь смотрите: буквально два-три года назад только начали готовить специалистов по антимонопольной практике, поэтому, когда говорят, что такие специалисты на вес золота, это действительно так, потому что нас раньше этому нигде не учили. Ну что такое в те времена в рамках курса по предпринимательскому праву прослушать восемь часов спецкурса по антимонопольному праву? Поэтому мы очень бережем своих специалистов и растим их профессионально, так же как нас вырастили наши руководители.

У нас есть очень интересный проект "Лидер ФАС России", он очень хорошо работает в нашем ведомстве уже третий год и позволяет создать так называемую кадровую скамейку. ФАС России собирает кадровый резерв из лидеров, из активных сотрудников всех территориальных управлений страны, и это здорово, так как если вдруг встает вопрос о том, что нужно кого-то заменить или нужен новый заместитель руководителя, то у нас есть та самая молодая смена, которую растят, обучают, проводят для нее различные тренинги. Мы переняли этот опыт и применили внутри нашего управления такой же подход – каждый год выбираем лидера УФАС. Знаете, для меня бывают такие открытия, когда думаешь, что определенный сотрудник вроде бы неактивный и неинтересен с точки зрения занесения его в кадровый резерв, но в ходе этого проекта человек так раскрывается, что я вижу в нем ценные качества и начинаю его продвигать.

Главное, чего, наверное, удалось добиться, – это слаженная работа, мы люди команды, мы за единое дело, поэтому во всем том, чего сейчас добилась ФАС России, тоже есть и наша заслуга.

 

ФАС России – федеральный орган исполнительной власти, контролирующий деятельность естественных монополий, соблюдение законодательства в сфере рекламы, конкуренции на товарных и финансовых рынках, госзакупок и гособоронзаказа, а также осуществляет надзор за иностранными инвестициями в России в отраслях, имеющих стратегическое значение для безопасности государства. Как удается справляться с таким большим объемом полномочий? Какие направления Вы считаете приоритетными в работе УФАС по Псковской области?

Да, объем полномочий у нас очень большой, и с ним сложно справляться, но это и мобилизует, и мотивирует. Так как у нас нет "дублей", нас 13 человек, и каждый ведет свое направление. Если человек уходит, то мне, как руководителю УФАС, приходится брать направление на себя. С одной стороны, это большая нагрузка, с другой стороны, это помогает всегда оставаться в тонусе, быть на передовой и знать, что делают мои подчиненные, потому что я сама с самой маленькой должности выросла до руководителя управления. Надо закрывать направление по рекламному законодательству, значит, закрываю направление по рекламе, надо написать решение, надо идти в суд, значит, делаю это. Вот так и справляемся. И нельзя сказать, что что-то из этого более приоритетное, все направления одинаково важны.

Стоит отметить, что каждый год на коллегии руководитель ФАС России обозначает нам линию поведения, стратегию службы. Условно, в этом году мы занимались очень внимательно вопросами предоставления государственных преференций предпринимателям . Наша задача как раз была в том, чтобы, во-первых, преференции получили именно те, кому они необходимы. Во-вторых, мы смотрим: а не бездействуют ли органы власти по предоставлению этих преференций. Мы у себя в регионе общаемся на эту тему, пытаемся понять, как можно помочь предпринимателям, например, возможно, есть пустующие помещения, которые можно им безвозмездно предоставить, или закрыли муниципальное предприятие, а там есть оборудование, которое стоит и не востребовано, тогда по закону его можно предоставить на условиях льготной аренды. То есть, с одной стороны, мы контролируем, чтобы это пошло в нужные руки и никто не злоупотребил этой возможностью предоставить льготы, чтобы не усилить сильных и в то же время не ослабить слабых, а с другой стороны, мы активнее призываем муниципалитеты поддерживать при любой возможности предпринимателей, ведь это наши налоги и, как следствие, наши бюджеты.

Так что да, каждый год у нас есть какое-то архиважное направление. Если помните, не так давно приоритетом в работе была борьба с картелями. Сегодня – недопущение сговоров заказчиков с участниками закупок, потому что выделены большие деньги на нацпроекты, президент страны сказал жестко следить за их выполнением, и мы за этим следим. Благодаря нашей молодежи, которая пришла в центральный аппарат после победы в конкурсе "Лидеры России", в работу ФАС России привнесены новые тренды. Первое, чем начали заниматься молодые специалисты, – это разработка цифровых платформ, программ и это радует.

 

По каким направлениям деятельности в УФАС по Псковской области поступает наибольшее количество жалоб?

Самое большое количество жалоб, конечно, идет по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и это понятно.

Если говорить о жалобах в рамках антимонопольного регулирования, их также много, большинство из них касается тарифов на свет, газ, воду, вывоз мусора и претензий в адрес управляющих компаний. Радует, что мы имеем возможность вмешиваться в эти болезненные для населения ситуации.

Либо поступают жалобы о прекращении поставок газа, и мы начинаем разбираться, на основании какого решения произошло такое деформирование рынка, что люди остались без газа. Как пример, мы активно вмешались в вопрос доступности газа в баллонах для населения, когда на уровне государства было принято решение о том, что теперь будут устанавливать тарифы только на стоимость самого газа в баллонах, а цены на их доставку регулироваться не будут, поскольку рынок перевозок высококонкурентный и нет смысла его регулировать. И регулятор в этом вопросе просчитался. Все компании, которые занимаются поставкой газа (как правило, они занимают доминирующее положение), решили: вы нам ввели тарифы на газ в баллонах, хорошо, пусть так и будет, но раз регулирование не распространяется на доставку, то здесь мы сами примем решение. В результате в один момент стоимость газа с доставкой, ранее составлявшая 500–550 руб., по всей России стала для населения 1200–1300 руб. И, конечно, регулятору пришлось отменять свое решение, мы вернулись к тому, как было. Мы, как контролирующий орган, сделали все, чтобы вернуть тариф именно на газ с доставкой. Мы вернули это под контроль государства, и как результат – цена снизилась. Но мы продолжаем наблюдать за этим рынком, потому что эти компании теперь начинают манипулировать, они уже почувствовали вкус денег и говорят, что они через месяц больше не будут поставлять населению газ. И тут снова включаемся мы и выносим предупреждение, на которое они вынуждены реагировать, поскольку штрафы на монополистов огромные. Пока так, далее будем смотреть, как будут развиваться события.

 

Участники дела, которое рассматривается в УФАС, не всегда довольны вынесенным решением и могут обжаловать его в суде. Много ли таких дел в УФАС по Псковской области, которые потом обжалуются в суде, удается ли специалистам управления отстоять свою позицию в ходе судебного рассмотрения? Расскажите о наиболее интересных случаях.

Не бывает такого, чтобы все были довольны решением, та или иная сторона всегда недовольна решением, и, конечно, они могут обжаловать решение в суде. Если говорить о статистике, то сначала хочется сказать, что так как мы ведем планомерную работу по обучению и сохранению своих кадров, то это позволяет говорить о том, что процент выигранных нами в суде дел составляет не менее 80%. Я из тех руководителей, которые признают свои ошибки. Если мы проигрываем, я меняю свою стратегию, продолжаю работать над делом. Если мне судебная инстанция сказала: "Вы неправы", то я пойду до последней судебной инстанции, чтобы несколько судейских составов высказались по данному вопросу. И, если эти решения говорят о том, что необходимо менять законодательство, значит, мы выходим с инициативой в центральный аппарат с пояснением своей позиции о том, что необходимо инициировать поправки в тот или иной закон.

Как пример, вот сейчас есть громкая история по всей России с водоотведением. В прошлом году вышло Постановление Правительства РФ от 22 мая 2020 г. № 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". Наши монополисты, которые оказывают услуги по водоотведению, стали выставлять счета на водоотведение, практически равные стоимости воды: стоимость воды – по тарифу, а расчет стоимости водоотведения – в соответствии с постановлением Правительства РФ. К нам поступили жалобы от огромного количества предпринимателей, которые не понимают, почему, за потребление воды они платят 500 руб., а за ее загрязнение – 2000 руб., ведь так не бывает. И мы в своем регионе вместе с уполномоченным по защите прав предпринимателей включились в эту проблему и вынесли решение о том, что МП г. Пскова «Горводоканал» неправильно применяет эти расчеты. Дело дошло до суда, и первая инстанция нас не поддержала, хотя и сказала, что, возможно, так не должно быть. Ведь смотрите, в чем суть этих расчетов: если ты маленький предприниматель и мало потребляешь воды до 30 кубов, то никто не проводит никаких замеров по загрязнению, а тебе просто выставляют счет, и получается, что чем меньше воды ты потребляешь, тем больше ты платишь за загрязнение. А если ты тратишь более 30 кубов воды, то к тебе придут специалисты МП г.Пскова «Горводоканал», проведут замеры, и может так оказаться, что ты вообще не будешь платить за загрязнение, так как уложился в допустимую норму загрязнения. А таких малых предпринимателей большинство, к ним никто не придет, им автоматически считают плату, и получается некая дискриминация. Они сами заказывали экспертизу, делали замеры, но никто эти экспертизы во внимание не принимает, потому что есть определенный порядок расчета и все. Поэтому, несмотря на то что мы проиграли в первой инстанции, мы пойдем и во вторую, и в третью, и, если надо будет, в Верховный суд Российской Федерации. Если ВС РФ скажет, что, так в постановлении Правительства РФ написано, и решение его будет не в пользу предпринимателей, то тогда мы будем просить ФАС России выйти с инициативой о том, что надо вносить изменения в законодательство.

Сегодня для меня это самое знаковое дело, и дело не в проигрыше или в выигрыше суда, дело в окончательном результате, которого мы хотим добиться – справедливый расчет платы за водоотведение и негативное воздействие на окружающую среду.

Еще одно из последних громких наших дел – это то, что мы смогли снизить тариф на вывоз мусора для населения на территории нашей области почти на 17%. Мы доказали, что стоимость вывоза была завышена, мы доказали, что был реализован сговор между транспортными компаниями и региональным оператором по вывозу мусора. Компании получили большие штрафы, сейчас они пытаются обжаловать, где-то суд им идет навстречу и снижает размер штрафа. Но для нас наложение штрафа, его сумма не является самоцелью, главный результат – снижение цены и то, что мы остановили эту историю на территории региона. Что происходило: в рамках реализации сговора компании – участники заказа побеждали в аукционе на вывоз мусора, так как он был "заточен" под них, а потом просто перепродавали за полстоимости маленьким транспортным муниципальным компаниям. То есть, просто вступив в сговор с организатором торгов, который сделал все, чтобы больше никого не допустить до торгов, они забрали все лоты без намерения исполнять этот контракт, а потом просто пришли в районы и перепродали тем, кто не смог участвовать. Ну разве можно такую ситуацию оставить без реакции с нашей стороны?

Итого, можно сказать, сейчас в нашей работе преобладает такой вот социальный аспект, мы работаем не для галочки, а на экономику региона, в защиту предпринимателей, в защиту населения. Я часто вспоминаю слова одного из наших вице-премьеров, когда он был у нас на коллегии. Он тогда сказал, что ФАС России должна работать так, как будто ее работа зависит от ответа на вопрос любого прохожего на улице: "А тебе нужна ФАС России?" Я постоянно помню об этом, и мы стараемся работать так, чтобы мы были нужны, чтобы мы не мешали, а, наоборот, помогали бизнесу, заказчику, населению, чтобы в целом это было полезно для страны.

 

С 1 января 2022 года вступят в силу масштабные изменения в законодательство о госзакупках. Как вы оцениваете их с точки зрения повышения эффективности контрактной системы? Изменится ли роль ФАС России в системе государственного заказа? Если изменится, то как?

Да, вы правы, изменения масштабные, ведь не просто так он называется "оптимизационный пакет". Убраны технические ошибки, очень нравится то, что он нацелен на цифровизацию закупок, мне очень нравится тема электронного актирования, так как, во-первых, это снизит коррупционные риски, во-вторых, решит вопрос с затягиванием сроков оплаты по контрактам, что приведет к большей исполнительской дисциплине как одной, так и другой стороны. В этом плане мне очень нравится практика Московской области с умным контрактом, там давно ее уже применяют. И у них тоже в самом начале внедрения системы все говорили, что ничего не получится, что этап никогда, особенно в стройке, вовремя не исполняется, как следствие, оплата по этапам вовремя не осуществляется и т. д. Сейчас 2021 год, и надо сказать, что все у них исполняется, все этапы автоматически контролируются, следовательно, за электронным актированием будущее. Мне нравится, что с принятием оптимизационного пакета уходит цикличность закупок, когда если на торги никто не вышел, то можно заключить контракт на бесконкурсной основе, но здесь, главное, нужно уметь отслеживать возможные риски, понять, как с ними работать.

 

Расскажите немного о себе: что Вы окончили, как и когда пришли в антимонопольную службу, с какой должности начинали. Кого Вы считаете своими учителями? Что для Вас самое сложное, а что самое интересное в работе?

Я начинала работу в управлении с самой маленькой должности после окончания юридического факультета, отвечала за направление, связанное с контролем рекламы. На некоторое время уходила из управления в коммерцию, поскольку были маленькие дети зарплаты на службе были очень низкие, но через 10 лет, снова вернулась, хотя и говорят, что назад не возвращаются. И надо сказать, что этот опыт, который я получила, работая в коммерческой организации, мне очень помог, я не просто чиновник со школьной скамьи, а человек, который знает и понимает позицию бизнеса. Работала на крупном предприятии директором по развитию, и я понимаю, когда бизнес лукавит, а когда он просто не мог поступить иначе, и это понимание очень ценно в моей текущей работе. Могу говорить с предпринимателями на одном языке и понимать, о чем они говорят, так как 10 лет была на их стороне.

В 2009 году вернулась в управление на должность заместителя руководителя, в 2014-м стала руководителем УФАС по Псковской области, и все те люди, которые со мной работают на протяжении этих лет, практически сейчас со мной рядом.

 

Что Вы хотели бы пожелать всем сотрудникам антимонопольной службы России?

Во-первых, здоровья, это сейчас самое актуальное. А во-вторых, оставаться сотрудниками антимонопольной службы, очень не хотелось бы терять тех людей, которые сейчас с нами работают как одна команда.

Документы по теме:

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Читайте также: