Государственная политика в области обеспечения продовольственной безопасности столицы: задачи, приоритетные направления, законодательное регулирование
24 апреля 2009 года в 10-00 часов в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялось интернет-интервью с Министром Правительства Москвы, руководителем Департамента продовольственных ресурсов города Москвы Александром Ивановичем Бабуриным.
Тема: "Государственная политика в области обеспечения продовольственной безопасности столицы: задачи, приоритетные направления, законодательное регулирование"
Продовольственная безопасность города Москвы заключается в том, чтобы обеспечить физическую и экономическую доступность продовольствия для населения в количестве, необходимом для ведения активного и здорового образа жизни. Она является важным фактором социальной стабильности общества и жизнеобеспечения столицы. Государственную политику по обеспечению продовольственной безопасности города, управление и координацию деятельности в сфере продовольственных ресурсов по поручению Правительства Москвы осуществляет Департамент продовольственных ресурсов.
Его основными задачами являются: координация деятельности в сфере обеспечения продовольственной безопасности на основе реализации продовольственной политики; мониторинг состояния продовольственной безопасности и поддержание стабильности на оптовом продовольственном рынке города; развитие сотрудничества столицы с регионами России, странами ближнего и дальнего зарубежья в продовольственной сфере. Департамент решает и иные задачи, предусмотренные Положением о Департаменте продовольственных ресурсов города Москвы.
В настоящее время вопросы в области обеспечения продовольственной безопасности столицы регламентируются Законом города Москвы от 12 июля 2006 года N 39 "О продовольственной безопасности города Москвы". Распоряжением Правительства Москвы от 4 августа 2008 года N 1780-РП в промышленную эксплуатацию введена Единая городская автоматизированная информационно-аналитическая система оптового продовольственного рынка Москвы (ЕГА ИАС ОПР), которая позволяет осуществлять мониторинг, анализ, контроль и прогнозирование показателей развития оптового продовольственного комплекса города.
Проблема продовольственной безопасности для современного российского общества является одной из важнейших, особенно сейчас, в период экономического кризиса и спада во всех отраслях народного хозяйства. Начавшийся в середине прошлого года мировой финансовый кризис негативно отразился на многих отраслях экономики.
В ходе интернет-интервью планируется рассмотреть основные цели и задачи Департамента продовольственных ресурсов города Москвы по вопросам обеспечения продовольственной безопасности в 2009 году и на предстоящие годы; обсудить меры, предпринимаемые Департаментом для продолжения стабильной работы продовольственных предприятий столицы, и дальнейшие тенденции развития законодательства в области обеспечения продовольственной безопасности города.
На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-интервью ответит Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента продовольственных ресурсов города Москвы Александр Иванович Бабурин.
К моменту начала интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашему уважаемому гостю.
В подготовке стенограммы принимает участие журнал "Законодательство".
Ведущий интернет-интервью - Царь Сергей (компания "Гарант").
Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя - Александра Ивановича Бабурина, Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента продовольственных ресурсов города Москвы.
Тема интернет-интервью: "Государственная политика в области обеспечения продовольственной безопасности столицы: задачи, приоритетные направления, законодательное регулирование".
Ведущий: Александр Иванович, какие наиболее важные задачи Вам приходится решать в настоящее время?
Бабурин А.И.:
Добрый день! Прежде всего, я хотел бы сказать, что вопросами обеспечения продовольственной безопасности занимается не только наш Департамент. Москва - мегаполис, и речь идет не только конкретно о границах города, но и всего региона с примыкающими территориями, которые невозможно обеспечить действиями одного лишь Департамента, обеспечивающего массовую поставку основных видов продовольствия на территорию города. Продовольствие, или сырье, из которого оно приготавливается, необходимо переработать, реализовать, где-то сохранить, поэтому в системе органов управления у нас существует три Департамента, которые занимаются в целом организацией этого процесса: Департамент продовольственных ресурсов, Департамент науки и промышленной политики и Департамент потребительского рынка и услуг. Для того чтобы несколько проиллюстрировать эту работу, я могу сказать, что на сегодняшний день Москва, по нашим оценкам, по анализу потребляемой продукции, съедает в сутки более 32 тысяч тонн продовольствия. Если взять средний состав продовольствия за тысячу тонн, то 32 состава в сутки мы должны привезти, переработать, продать и съесть. Это очень большая цифра. Для того чтобы обеспечить продовольственную безопасность, нужна целая система, целый комплекс мер и несколько органов управления. В отличие от других регионов, Москва обладает такой системой, однако, не все регионы РФ имеют такую систему управления и организации работ. Приведу следующий пример. Москва - "город асфальта". На территории города ничего не растет, не воспроизводится, лишь покупается из регионов РФ или из дальнего или ближнего зарубежья, перерабатывается, продается. Тем не менее, по итогам 2008 года темпы роста цен на хлеб в Москве в 2,5 раза ниже, чем в РФ. Казалось бы, мы все прекрасно понимаем, что хлеб должен быть дешевле или расти в цене гораздо медленнее там, где он производится, однако, это не так. Это значит, что в Москве реализован комплекс мероприятий, которые позволяют проводить политику сдерживания роста цен. В целом цены в городе Москве начиная с 2003 года отстают от темпов роста цен в РФ в целом и в отдельных регионах РФ, которые имеют собственное сельхозпроизводство для внутреннего обеспечения и для продажи Москве. Это конкретный пример того, что Правительство Москвы и Правительство РФ комплексом мер влияют на систему продовольственного обеспечения и систему продовольственной безопасности города.
Ведущий: Департаментом осуществляются товарные интервенции, направленные на стабилизацию конъюнктуры продовольственного рынка. Насколько они эффективны?
Бабурин А.И.:
Одним из направлений деятельности Департамента является создание на средства бюджета города запасов отдельных видов продовольствия. Например, по зерну город Москва имеет принадлежащие Правительству Москвы запасы в размере 100 тысяч тонн зерна, из которых впоследствии производится мука и выпекается хлеб. За наличием и состоянием данных запасов следит непосредственно Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков, а Департамент является органом исполнительной власти. Эта продукция является непосредственно собственностью Правительства, приобретается на бюджетные деньги. Наша задача в указанном направлении заключается в том, чтобы после урожая купить зерно по максимально дешевой цене, потому что мы покупаем крупными оптовыми партиями. Кроме того, нам необходимо сохранить его так эффективно, чтобы на определенном этапе, когда в России, например, начнется рост цен, мы смогли предложить на рынке более дешевую продукцию. В частности, дали возможность нашим комбинатам, которые из зерна производят муку, не покупать в регионах более дорогую, а из наших запасов - более дешевую, и, тем самым, удерживать рост цен на хлеб. Когда в России рост цен на зерно превышает определенные значения, мы предлагаем более дешевое зерно и держим по полгода конечную цену на хлеб без изменения. Например, весной возникла ситуация с повышением цен на отдельные виды продовольствия, по которым мы зависим от импортных поставок, например, на сахар. Когда начался резкий рост цен до уровня 25% за месяц, мы выпустили сахар, который лежит в наших резервах по цене на 5-7 рублей дешевле, чем рыночная. В этом году, учитывая, что определенные категории населения испытывают проблемы с доходами, мы стали реализовывать сахар в сеть социально аккредитованных магазинов, задача которых - снабжать малоимущие слои населения. В таком случае у нас получилось, что разница цен в 10 рублей для пенсионеров, наверное, сыграла значительную роль. Более того, наши запасы имеют определенную величину, и появление в определенном сегменте торговли более дешевого продукта, оказывает влияние на сдерживание цен в розницу вообще. Мы заметили, что уже с середины апреля прирост цены на сахар в Москве пошел более медленными темпами. Да и вообще, наличие определенных запасов продовольствия в резерве Правительства Москвы сдерживает некоторых коммерсантов, целью которых является извлечение прибыли, заставляет задуматься, а необходимо ли им со своим товаром в данный момент присутствовать на рынке города. То есть не может быть прямого воздействия на цену, так как сегодня это по закону невозможно. Создание условий, косвенное сдерживание цен, помощь незащищенным категориям населения пережить период резкого роста цен - важные направления политики продовольственной безопасности. Продовольственная безопасность - это, с одной стороны, физическая доступность, т.е. наличие у населения возможности увидеть товар на полке, отсутствие дефицита, а с другой стороны - ценовая доступность, то есть предоставление людям возможности приобрести товар, помочь им легче пережить этапы, связанные с возникающим дефицитом.
Ведущий: Какие меры принимаются Департаментом по обеспечению качества и безопасности пищевой продукции, в том числе, содержащей ГМО, которая поставляется на потребительский рынок города Москвы?
Бабурин А.И.:
Здесь я могу очень конкретно ответить, потому что мы - один из немногих регионов РФ, который в 2006 году принял свой региональный Закон города Москвы "О продовольственной безопасности", конкретно прописывающий запрет на продовольствие с использованием ГМО. В частности, у нас запрещены поставки в город, в том числе, и за бюджетные средства, различных видов продовольствия, которые могут нести в себе ГМО. То есть, когда мы оказываем финансовую поддержку предприятиям пищевой или перерабатывающей промышленности, оптовой торговли, когда мы закупаем продукцию в городской заказ или предназначенную для школьного питания, или в городские резервы, существует жесткое требование, что продукции с содержанием ГМО в данном секторе быть не должно. Отношение Правительства Москвы очень жесткое: до тех пор, пока не доказана возможность отрицательного влияния на состояние здоровья человека, тем более ребенка, мы запрещаем использование этого продукта. Отмечу, что попытки выпустить такой федеральный закон идут, по-моему, с 1998 года, или 1999, но до сих пор он не принят. Тем не менее, нас предупреждали, что не хорошо, когда регионы имеют свой закон, а федеральная структура - нет. Но, тем не менее, мы пошли на это, доказали необходимость и право города Москвы иметь свой такой закон.
Ведущий: В основе решения вопросов обеспечения продовольственной безопасности лежит социально-экономическая политика Москвы, направленная на рост доходов населения. С учетом нестабильной экономической ситуации в стране, о повышении уровня доходов населения в последнее время говорить не приходится. Отражается ли это как-либо на продовольственном обеспечении с учетом сложившейся ситуации в экономике?
Бабурин А.И.:
С четвертого квартала прошлого года покупательская способность населения стала в конкретном выражении снижаться. Что такое покупательская способность? Мы можем всегда оценить, исходя из доходов среднестатистического москвича, способность купить на его доходы какое-то количество одного вида продовольствия, сопоставимого с другим. Тенденция составляет где-то процентов 80-85 от уровня прошлого года. С одной стороны, нас это несколько настораживает, потому что мы, прогнозируя дальнейшее развитие событий, должны знать и учитывать, какое количество продовольствия, в каком ассортименте обязательно должно быть доставлено в Москву. Но могу сказать, несмотря на то, что сейчас налицо снижение доходов и покупательской способности, мы, тем не менее, не планируем и не снижаем уровень обеспечения города основными видами продовольствия, потому что нельзя вызвать у населения сомнения в том, что в городе есть текущие остатки, необходимые для стабильного снабжения, что в городе снизились резервы, запасы и вообще обеспеченность. Мы пока не принимаем в расчет поставок данную тенденцию. Когда изменяются доходы населения, то снижается покупательский спрос, происходит перераспределение в потребляемых видах продовольствия. Последние пять лет мы гордились тем, что у нас происходил сдвиг в положительную сторону в качестве потребляемой продукции, мы заметили, что меньше стали реализовываться продукты переработки мяса, сосиски, сардельки, стали больше потребляться деликатесы, стало больше потребляться мяса в чистом виде, полуфабрикаты из мяса. Однако в настоящее время мы наблюдаем совершенно другую тенденцию. Пока общее потребление в городе не снизилось, но стали меньше покупать деликатесные сорта гастрономической продукции, это относится к молочной продукции, стали меньше потреблять дорогостоящих сыров, стали больше потреблять плавленных сыров. Резко увеличилась в потреблении крупяная продукция, а деликатесные виды продовольствия пошли на снижение. Но пока общего снижения количества продовольствия мы не наблюдаем. И надеюсь, что этого не произойдет.
Ведущий: Законодательная база, гарантирующая продовольственную безопасность, должна состоять из целого ряда законов. Планируется ли в ближайшем будущем принятие нормативно-правовых документов в области продовольственной безопасности?
Бабурин А.И.:
Что касается продовольственной безопасности Москвы, как региона, как субъекта РФ, у нас такой закон есть. Конечно, нас волнует то, что такой закон отсутствует на уровне РФ. Мы несем ответственность за состояние дел в Москве. В свое время классики марксизма-ленинизма писали: "не может быть построен социализм в отдельно взятой стране" и не может быть обеспечена на 100% продовольственная безопасность Москвы, если нет продовольственной безопасности России. Мы вынуждены закупать продукцию, или излишки продукции, в регионах РФ, в странах СНГ и в дальнем зарубежье, пока не хватает собственной продукции. Нас волнует политика государства по отношению к импортной продукции, мы - сторонники вступления в ВТО на равных, партнерских отношениях. Нам, чтобы достичь того уровня, который есть в Европе, в мире в обеспечении своих стран продовольствием, в торговле на экспорт этими странами, нужно еще очень много вложить в сельское хозяйство. Мы, к сожалению, серьезно отстаем в технологическом, техническом и экономическом развитии. Поэтому у нас должно быть право выйти на тот уровень, который обеспечивает партнерские взаимоотношения. А нам, к сожалению, в ВТО говорят: "давайте, мы зафиксируем уровень поддержки государства на текущий момент подписания, тогда и будем подписывать договор о вступлении". Наша позиция - совершенно другая: мы должны иметь право торговать на одинаковых конкурентных условиях, но для этого нам еще нужно вложить достаточно много инвестиций в собственное сельское хозяйство. Поэтому нас, действительно, волнуют вопросы федерального законодательства, регулирующего экспортно-импортные операции, вопросы поддержки сельского хозяйства, вопросы между поставщиками и продавцами. Эта тема очень активно сейчас обсуждается. Мы регулярно отправляем свои соображения - Правительства, Мэра - в наши федеральные, в том числе, и в законотворческие органы, стараемся, чтобы они нашли свое воплощение. Нашим законом сейчас очень активно интересуется Министерство сельского хозяйства РФ, регионы, законодательные органы. Но в целом, я абсолютно согласен с заявлением, что сегодня нет необходимых нормативных документов, для того, чтобы политика была не только сформулирована, но и реализовалась.
Ведущий: Какими нормативно-правовыми актами закреплены и сколько составляют нормы потребления основных видов продуктов питания на душу населения в Москве на 2009 год?
Бабурин А.И.:
У нас есть несколько научных медицинских организаций, которые разрабатывают, так называемые, рекомендуемые медицинские нормы. На сегодняшний день учитывая, что уровень доходов москвичей существенно выше, чем уровень доходов среднестатистического россиянина, мы питаемся гораздо лучше, чем жители многих регионов. По некоторым видам продовольствия, таким, например, как мясо, потребление в городе в полтора, в два раза выше, чем у среднестатистического россиянина. Но приблизительно только по половине видов продовольствия мы достигли рекомендуемых норм. По таким важным видам продовольствия, как мясо, мясопродукты, молоко, яйцо мы рекомендуемых норм пока не достигаем. К сожалению, мы не достигаем рекомендуемых норм по овощам, особенно по фруктам. Но динамика выхода на эти показатели есть. Например, по рыбе и сахару мы достигли этих нормативов. И, кстати, их потребление растет. Каждый год мы подводим итоги. В настоящее время у нас есть положительная динамика приближения к этим нормативам, однако, как сложится ситуация дальше, узнаем в конце года.
Ведущий: Действуют ли какие-либо программы развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2009-2010 годы?
Бабурин А.И.:
Они есть и действуют. Если есть орган исполнения, он всегда ставит перед собой какие-то контрольные цифры, какие-то задачи, определяет показатели. Без программ работать нельзя - это бессистемность. У нашего департамента таких программ четыре, в том числе программа непосредственно развития оптовой торговли, программного обеспечения продовольствием в необходимых количествах на год и на три года, а также программа интеграции московских оптовых предприятий с сельскохозяйственными товаропроизводителями регионов России. Я могу привести следующий пример: в 2003 году на заседании Правительства обсуждался вопрос о развитии интеграции наших предприятий оптовой торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности с сельхозпроизводителями. Мы выдвинули такой тезис: имея в управлении значительные средства, нам интересно не только покупать излишки продовольствия в регионах РФ или за рубежом, а стратегически важно и необходимо производить нашими предприятиями, и гарантировано поставлять в город определенные виды продовольствия в определенном количестве в сельскохозяйственных регионах РФ. Была сформирована программа интеграции наших предприятий. Город выделил на поддержку усилий бизнеса в этом направлении солидную сумму, достигающую порядка полутора миллиардов в год. Мы договорились с бизнесом в рамках частно-государственного партнерства, что половину средств вкладывает инвестор, т.е. собственник бизнеса, которые идут в производство этого продукта. Половину средств ему дает город в виде бюджетных кредитов. Какого же было наше удивление, когда буквально через полтора года мы увидели, что если город дал единицу, то бизнес вложил 15 таких объемов. И когда мы беседовали с руководителями этих предприятий, они сказали, что важна и финансовая поддержка, но нам гораздо важнее внимание государства, органов управления и города по этому вопросу, потому что оно проявляется не только в кредитах, но и в развитии отношений с управлением регионов, в организации сотрудничества с органами исполнительной власти. Появляются вопросы межрегиональных отношений на уровне ветеринарного, санитарного контроля, которые нужно урегулировать. И как только бизнес видит поддержку органов управления, видит нашу заинтересованность в этих процессах, он готов работать не на паритетных отношениях, а вкладывать гораздо больше. Могу вам сегодня сказать, что почти треть плодоовощной продукции, которую мы получаем из регионов РФ, производим сами нашими городскими предприятиями. Вопросы самообеспечения за счет интеграции для нас имеют принципиальное значение.
Ведущий: По решению Правительства Москвы в 2009 году увеличен городской продовольственный резерв. Скажите, пожалуйста, для чего это делается?
Бабурин А.И.:
У нас есть определенные волнения на предмет того, как будут развиваться дальше события в связи с перерастанием финансового кризиса в экономический. У нас есть тревоги за определенный круг предприятий, которые в этих условиях могут снизить эффективность своего участия в данном процессе. Существуют случаи выбывания из этого процесса целого ряда крупных компаний, которые попали в зону банкротства. А некоторые сегодня находятся в предбанкротном состоянии. Естественно, для того, чтобы подстраховаться, мы подготовили предложения Мэру Москвы Юрию Михайловичу Лужкову. Он поддержал их. Мы предложили расширить ассортимент продуктов, которые закупали в городской заказ и в городской резерв, и увеличить их объемы. Например, до сих пор мы держали в резерве по мясу 1000 тонн, сегодня договорились и уже получили средства, и объявили конкурс на увеличение этой цифры до 10 тысяч тонн. Для системы школьного питания у нас были приготовлены только овощи "борщевого" набора, сейчас также включена мука, чай, соль, сахар и другие виды продовольствия. Мы увеличиваем резервы для того, чтобы никакие возможные колебания на рынке не позволили нам допустить сбои в обеспечении продовольствием больниц, дошкольных учреждений, студенческого, среднего образования, домов престарелых, т.е. все социальные, бюджетные сферы города. Сбоев в принципе не должно быть, но, тем не менее, в условиях развивающегося экономического кризиса, мы решили, что лучше подстраховаться. Поэтому москвичи в этом отношении могут быть спокойны. Определенную категорию людей: детей, стариков, болеющих, мы будем всегда держать в поле зрения Правительства.
Ведущий: Расскажите, пожалуйста, об основных задачах Единой городской автоматизированной информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка Москвы.
Бабурин А.И.:
Когда я назвал цифру 32 тысячи тонн, мы должны все прекрасно понимать, что удержать информацию о таком количестве продовольствия, о каналах поступления его в город, о том, где оно хранится, где оно сосредоточено, как оно должно обращаться, сколько сегодня мы съели, сколько завтра надо привезти - практически невозможно. Поэтому мы создали информационную систему, которая на основании такого документа, как товарно-транспортная накладная на всю продукцию, входящую на наши предприятия, ведет постоянный мониторинг за количеством ресурсов: сколько прибыло, сколько находится в обороте, сколько мы съели, какова цена, откуда мы получили этот продукт, куда он предназначен. Эту систему, как техническое обеспечение политики продовольственной безопасности, мы разработали, запустили в промышленную эксплуатацию, начиная с позапрошлого года. Сегодня мэр, любой орган исполнительной власти нажатием кнопки могут посмотреть потребности города по различным видам продовольствия, наличие этих видов продовольствия в городе, поступление, возможный расход, наличие в запасах, необходимость выпуска и прочее, какова цена этого продукта, какова цена на рынке, не нужно ли из резервов что-то вбросить, чтобы немного воздействовать на инфляционный процесс. Или из-за развивающихся процессов потребления, наоборот, что-то нужно быстро дозакупить и оставить для стабильности и надежности. Эта информационно-аналитическая система, насколько я знаю, в Москве присутствует в единственном органе исполнительной власти. Очень многие интересуются, потому что это - основа контроля над ситуацией. Мы имеем связь по линии информатизации с каждым предприятием оптовой торговли, с каждым предприятием пищевой или перерабатывающей промышленности и в режиме постоянного времени этот сбор информации производим. Есть и вторая сторона у данной системы, потому что предприятиям очень интересно знать, каковы запасы для их бизнеса, какова складывающаяся цена, где находится товар, как эффективно в этих условиях можно использовать свои ресурсы или поделиться ими с Правительством, что-то срочно продать или поддержать. Т.е. для бизнеса и для органов управления это - очень интересная информация, и мы ее в режиме постоянного времени все время обновляем.
Ведущий: А доступ к этой информации имеют также и граждане?
Бабурин А.И.:
Могут иметь доступ и граждане. Мы ее публикуем на наших порталах. Но есть и коммерческая составляющая этой информации. Например: цена одного и того же продукта, который находится на двух разных предприятиях - это закрытый канал. А в обобщенном виде: сколько чего у нас находится, можно узнать, конечно, любому, в том числе, и жителю города. Эта информация очень полезна и для органов, которые контролируют качество продукции. Они должны знать, где сосредоточены запасы, чтобы иметь возможность оперативно проверить качество. Всегда по цепочке можно отследить поступление товара, поставщика этого продукта, производителя. Информация о наличии видов продовольствия на оптовых, складских комплексах или на предприятиях пищевой или перерабатывающей промышленности очень интересна директорам магазинов. Директор магазина, образно скажу, пришел на работу, посмотрел информацию, нашел на складе такой ассортимент продовольствия по такой-то цене, может сразу вступить в контакт с оптовым поставщиком и оформить заказ на получение этого вида продовольствия или товара. Сегодня без этой системы нам, конечно, было бы практически невозможно следить за оборотом продовольствия на территории города Москвы.
Ведущий: В своих ответах Вы затронули практически все аспекты, в том числе, и те, которые пришли из Интернета, поэтому, если позволите, я передам слово коллегам, присутствующим в зале. Коллеги, если у вас есть какие-либо вопросы, можете их задать.
Бабурин А.И.:
Я вас приглашаю в нашу, так называемую, ситуационную комнату, штаб, куда вся эта информация, уже в обработанном виде, стекается. И вы действительно реально можете не только услышать о наличии этой системы, а также увидеть, что и как в данный момент складывается на нашем рынке продовольствия: в табличном, в графическом варианте. Система позволяет сопоставить, что было в прошлом, что находится сегодня, в каком состоянии и какие процессы могут развиваться на ближайшие полтора-два года.
Вопрос из зала: Телеканал "Столица", Евгения Волгина. Александр Иванович, скажите, пожалуйста, каким-то образом изменилась система контрольно-ценовой политики из-за экономической нестабильности? Может быть, жестче стали проверять магазины, потому что, в одном магазине, например, одна цена на продукт, а через станцию метро, совершенно другая?
Бабурин А.И.:
Сегодня, в соответствии с законодательством, цена не контролируется. Продавец и владелец товара имеют право определить цену и выставить ее согласно своим экономическим расчетам. И прямое регулирование цен тоже никем не осуществляется. Действительно, так оно и бывает, что по одну сторону улицы продукт стоит столько-то, а по другую - иначе. Право покупателя выбрать, на какой стороне улицы, в каком магазине ему приобрести продукт. Поэтому у нас есть магазины со сниженными ценами, аккредитованные для обслуживания социально незащищенных или малообеспеченных категорий: ветеранов, участников войны, людей болеющих, имеющих какие-то физические недостатки. Есть магазины, типа "Азбука вкуса", где продукт повышенного качества, соответствующего товарного предложения может стоить значительно выше. Поэтому государство сняло с себя ответственность за ценообразование, и никаких контрольных функций за ценообразованием сегодня нет. Осуществление контроля над излишками прибыли, это другой вопрос, но за ценами контроля нет.
Вопрос из зала: "РИА-Новости". Вы не могли бы нам обрисовать, хотя бы за минувшую неделю ценовую ситуацию на рынке, т.е. есть ли у Вас, например, какие-то опасения, что какой-то товар начнет дорожать, или наоборот, цена снизится?
Бабурин А.И.:
В нашей ситуационной комнате, где информационная система показывает результаты изменений на продовольственном рынке и в тоннах, и в рублях, вы можете увидеть информацию по изменениям не только за неделю, но и за каждый день по каждому наименованию продовольствия. Мы обязательно в ежедневном режиме следим за этими изменениями и информацией, которой обладаем. Она является достоянием Правительства, и всех пользователем системы. По каждому виду продовольствия информация находится в постоянно включенном режиме, и все динамики изменений, роста, снижения, в постоянном виде изображаются с точностью до копейки. Система, учитывая, что она уже существует три года и накопила определенную базу данных, способна вам нарисовать, в отношении свежих овощей или картофеля, который интересует вас, как развивалась ситуация в прошлом году, в позапрошлом. А, внеся уже существующие сегодняшние показатели, она вам может спрогнозировать, что может произойти на рынке. Поэтому мы прогнозируем, что может произойти для того, чтобы выработать меры управленческого характера, чтобы воздействовать на эту ситуацию. На текущий момент времени по 250-ти видам продовольствия у нас имеется информация, связанная с объемами, ассортиментом, ценами и с изменением тенденций на рынке. 250 видов продовольствия - это очень солидно. Мы знаем потребности города, сколько город должен потреблять, сколько он потребляет на текущий момент, сколько он потреблял, когда численность была 10 миллионов, когда численность достигла с приезжими 13 миллионов. Мы можем составить баланс между спросом и предложением. Поддержание этого баланса, недопущение разрыва более 30% - наша главная задача. Для этого мы должны знать, сколько мы съели вчера, сколько и чего съедим сегодня, сколько будем съедать, если наши доходы будут расти, или если будут неизменны, или будут уменьшаться.
Вопрос из зала: Будет ли дорожать в ближайшие дни молочная продукция?
Бабурин А.И.:
На сегодняшний момент закупочная цена на молоко имеет тенденцию к снижению. Сейчас, когда коровы выйдут на поля, начнется период увеличения производства молока, и ценовые тенденции изменятся. Потому что мы с вами начнем потреблять летом больше молока в живом виде, а не в виде кисломолочной продукции, йогуртов, еще каких-то видов продовольствия, мы перейдем с вами, как показывает система, на потребление натурального молока. И цена на молоко может повыситься в пределах базовой инфляции. Иногда происходят еще и параллельные процессы, которые развивались особенно в первом квартале текущего года, когда из-за удешевления рубля или удорожания доллара это составило почти 30%. Соответственно, начали расти все продукты, которые мы получаем из-за рубежа, рассчитываясь долларом. Это частично повлияло на рост цен на сахар, мясо, потому что мы сегодня зависим по мясу на 70%. Из-за этого произошел рост цен на животные масла, т.е. на все виды продовольствия, которые мы получаем из-за рубежа. А помимо того, например, на молоко, есть еще и сезонные инфляционные процессы, связанные с ростом и падением цены. Сейчас очень много пойдет овощной продукции и ранних фруктов из-за рубежа. Естественно, из-за того, что доллар укрепился по отношению к рублю с прошлым годом, эта продукция обойдется нам с вами дороже.
Вопрос из зала: Я понимаю, что у Вас есть различные программы. Вы выдерживаете и стараетесь выдерживать соотношения. Улучшается ли ситуация по мясу хотя бы на процент, на два? Жить становится с каждым годом лучше? Или Вам удается только всего лишь удерживать ситуацию?
Бабурин А.И.:
Хороший вопрос. Давайте, мы сначала для себя убедимся, что мы понимаем под мясом. Если под мясом мы подразумеваем мясо птицы, то с ним сегодня проблем в России в принципе нет. Мы себя в полном объеме пока не обеспечиваем, но динамика в развитии птицеводства у нас положительная. Более 10% в год мы прирастаем в этом виде продовольствия. Здесь роль сыграло несколько факторов: инвестиции и политика Правительства в развитии птицеводства, также быстро откликнулся бизнес. Птица воспроизводится за год. Это быстроразвивающийся сегмент производства мяса. Чуть медленнее растет производство свинины, но тоже с положительной динамикой. Т.е. здесь у нас есть определенная уверенность в динамике и в наших позициях. Вот с говядиной хуже, потому что, чтобы корову или быка вырастить, должно пройти минимум 2-3 года до возраста промышленного забоя. С говядиной хуже, поэтому, учитывая, что у нас зависимость по говядине оставляет более 80%, из-за девальвации происходит рост цены этого продукта. А в целом по мясу, если сложить птицу, свинину, говядину, баранину, ситуация более-менее стабильная. Если бы вы меня спросили, за какие виды продовольствия мы спокойны, я бы сказал: производство картофеля и овощей, производства сахара, растительного масла, зерна, сухого молока. Но там, где мы зависим от импортных поставок, конечно, проблемы существуют. Именно по этим видам продовольствия у нас резервы больше, и мы внимательнее к ним относимся. Именно по этим видам продовольствия мы осуществляем интеграцию с регионами РФ, чтобы снизить зависимость по импорту. Сегодня потенциал, которым обладает Россия, позволяет нам сделать вывод, что в принципе, при внимании государства, при инвестициях в любой вид сельскохозяйственного производства, в России основными видами продовольствия мы можем себя обеспечить. Есть виды продовольствия, которыми мы себя никогда не обеспечим, например, бананы, т.к. у нас нет таких климатических условий. Но основными видами продовольствия, без которых человек не может прожить, Россия способна себя обеспечить. Почему мы и говорим, что должен быть закон о продовольственной безопасности России. Мы должны знать, куда бизнес должен направить свои усилия, какая федеральная и региональная поддержка должна в этих направлениях быть сосредоточена.
Ведущий: Спасибо большое, Александр Иванович! Мне остается только поблагодарить Вас за исчерпывающие ответы, я думаю, что все получили интересующую информацию.