Институт налогового консультирования: проблемы и перспективы
Интернет-интервью Президента палаты налоговых консультантов Дмитрия Георгиевича Черника
5 сентября 2003 года в 10:00 по московскому времени в компании "Гарант" прошло интернет-интервью Президента палаты налоговых консультантов Черника Дмитрия Георгиевича.
Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N77-14642). При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).
Ведущий интернет-интервью - Шаманов Евгений Вячеславович (директор по внешним связям компании "Гарант").
Ведущий:
Доброе утро, уважаемые дамы и господа, здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!
В настоящее время в России происходит процесс становления и развития профессионального налогового консультирования. Развитие налогового консультирования вызвало необходимость выработки единых правил, стандартов налогового консультирования и механизмов, определяющих взаимоотношения независимого специалиста - профессионала (консультанта по налогам и сборам) с министерствами, ведомствами и другими структурами, формирующими правовое пространство деятельности данного специалиста.
Для решения этих задач в январе 2002 г. было создано Некоммерческое партнерство "Палата налоговых консультантов".
Как происходит становление и развитие профессионального налогового консультирования? Как осуществляется профессиональная деятельность членов Палаты? Что делается для повышения налоговой культуры населения? На эти и другие вопросы ответит наш гость, которого я с удовольствием представляю - Президент Палаты налоговых консультантов, Действительный член Российской Академии естественных наук, доктор экономических наук, профессор, Государственный советник налоговой службы 1 ранга Дмитрий Георгиевич Черник.
Ведущий:
Первый вопрос, который я хотел бы адресовать Дмитрию Георгиевичу, касается Палаты налоговых консультантов. Что такое Палата, каковы ее функции и задачи?
Добрый день, уважаемые дамы и господа! Евгений, я с удовольствием отвечаю на Ваш вопрос, потому что, к сожалению, о Палате известно пока в нашем обществе еще достаточно мало. Дело в том, что, как Вы совершенно правильно сказали, Палата - это молодое образование. Образовались мы в январе прошлого года. Палата объединяет юристов и экономистов, это общественная организация, объединяющая специалистов этих двух категорий. Задача Палаты, как мы ее себе представляем, это создание в нашей стране института профессии "налоговый консультант". Дело в том, что в нашем достаточно запутанном и противоречивом законодательстве очень часто налогоплательщику требуется, чтобы высококвалифицированный человек мог посмотреть на его проблемы, связанные с налогообложением, и оказать ему помощь, дать совет. Причем, без пени, без штрафов, и так далее. Конечно, какую-то помощь налогоплательщик получает и от налоговой службы. Вообще говоря, налоговые консультанты или "налоговые советники" действуют сегодня почти во всех цивилизованных странах как специалисты, независимые от государства. Сегодня они начали появляться и в нашей стране. Задача Палаты - объединить этих людей, объединить их усилия. Но прежде всего, сегодня стоит задача подготовки кадров налоговых консультантов. Еще недавно счет налоговых консультантов шел на единицы. А для того, чтобы готовить налоговых консультантов, необходимо иметь людей в стране, которые их обучат. И мы сегодня озабочены проблемой подготовки преподавательских кадров для обучения налоговых консультантов. Сегодня это задача номер один.
Далее стоит разработка стандартов налогового консультирования. Хотелось бы, чтобы по всей России налогоплательщики на одни и те же вопросы могли бы получать одни и те же ответы. Значит, необходима выработка стандартов налогового консультирования, разработка, вообще говоря, научных основ налогового консультирования. И нам представляется, что наша Палата может и должна активно участвовать в процессе проведения налоговой реформы. Потому что сегодня голос налогоплательщика не очень слышен при решении тех или иных налоговых вопросов. Я считаю, что Палата налоговых консультантов может обобщать мнение квалифицированных людей, работающих в области налогообложения, доводить его до сведения соответствующих федеральных министерств, Правительства, Госдумы, и таким образом активно влиять на проведение в стране налоговой реформы. Безусловно, нашей задачей является распространение информации о работе налоговых консультантов, оказание помощи тем налоговым консультантам, которые уже работают в нашей стране, методологическая помощь, информационная помощь им. Это те основные задачи, которые сегодня перед нами стоят.
Если говорить о подготовке кадров налоговых консультантов, то я могу сказать, что сегодня аттестат нашей Палаты уже получили 1470 человек. И это количество постоянно увеличивается.
Теперь о принципах, на которых основана деятельность Палаты. Прежде всего, это полное добровольное членство в Палате. Членами Палаты могут быть юридические лица, которые работают в области налогового консультирования, физические лица, которые прошли обучение по программе Палаты. Но, подчеркиваю, полное добровольное членство. Если человек прошел обучение и не хочет быть членом Палаты, мы никаких активных мер не принимаем, чтобы его обязательно в Палату привлечь. Мы ориентируем членов Палаты на высокий профессионализм, на добросовестность в работе и ответственность перед налогоплательщиками. И один из главных наших принципов - это независимость Палаты от кого бы то ни было. То есть, мы охотно работаем с государственными органами, с федеральными министерствами, но мы общественная организация, абсолютно независимая от кого бы то ни было, что позволяет нам иметь свое мнение по вопросам реформы.
Ведущий:
Создана фактически новая специальность - налоговый консультант. Естественно, очень многих интересует - как получить аттестат. Я зачитаю сразу несколько вопросов.
Я хочу получить квалификационный аттестат консультанта по налогам и сборам. Где я могу это сделать и какие требования предъявляются к претенденту на аттестат. Очень многих волнует, можно ли получить квалификационный аттестат, имея инженерное образование?
Я имею первое образование инженера-технолога, работаю в налоговых органах более 8 лет. Очень хочу получить квалификационный аттестат консультанта по налогам и сборам. Есть ли у меня такая возможность? Если есть, то, как я могу ее реализовать?
Уважаемый Дмитрий Георгиевич, выражаем свою признательность за то большое и нужное стране дело, которым Вы занимаетесь, а также за четкую организацию работы палаты. Когда будет разрешено получать аттестат налогового консультанта претендентам с высшим техническим образованием?
Черник Д.Г.:
Кто может получить сегодня аттестат налогового консультанта? Мы придерживаемся квалификационных требований, которые изложены Министерством труда и социального развития Российской Федерации. Дело в том, что консультант по налогам и сборам - это сегодня абсолютно государственная легитимная квалификация. Минтруд России внес эту специальность - консультант по налогам и сборам - в квалификационные справочники. Соответственно, разработаны квалификационные требования, и мы их должны придерживаться. Сегодня пройти соответствующее обучение может человек, имеющий базовую специальность - экономист, юрист. Далее, существуют требования, чтобы этот человек проработал по специальности не менее 3 лет, потому что налоговый консультант - это более квалифицированный человек, чем просто финансист, бухгалтер, юрисконсульт и т.д. Далее, он проходит обучение по 340 часовой программе в одном из аттестованных палатой учебных заведений. Сегодня это достаточно широкий круг учебных заведений. В Москве - это Государственный Университете управления (бывший ГАУ им. Орджоникидзе), РЭА им. Плеханова, "Институт экономики и финансов Синергия", "Московский социально-экономический университет", "Российский новый университет" и еще целый ряд учебных заведений. Речь идет не только о Москве. Например, во Владивостоке Университет готовит налоговых консультантов, в Хабаровске есть несколько учебных заведений, которые готовят налоговых консультантов. Сегодня Палатой аккредитованы 46 образовательных учреждений. Единый реестр образовательных организаций можно посмотреть на сайте Палаты.
Болезненный вопрос - это обращение нескольких товарищей, которые имеют базовое техническое образование. Причем, как я понял из вопросов, некоторые из них работают не по специальности. Что мы предпринимаем. Лично мое мнение, что инженер, имеющий соответствующий опыт работы, вполне может освоить это дело и выступать налоговым консультантом. Сегодня мы разрабатываем более длительную 1000-часовую программу, по которой люди с техническим образованием смогут получить квалификацию налогового консультанта. Надеемся, что в этом календарном году такая программа будет нами разработана и с 2004 года начнет действовать. В Президентском Совете, который является высшим органом Палаты, мы этот вопрос обсуждали и приняли решение не нарушать требований квалификационного справочника.
Ведущий:
Следующий вопрос. Давно практикую как консультант по налогам и сборам, имею квалификационный аттестат Палаты. Изучая мировой опыт консультирования, столкнулся с интересной ситуацией. В большинстве стран запрещено совмещать аудит и консультирование по налогам и сборам. Есть страны, в которых такое совмещение разрешено. Как вы можете прокомментировать эту ситуацию и с вашей точки зрения, как Президента Палаты, как должна складываться подобная практика в России?
Я считаю, что опыт тех стран, где разрешено это совмещение, больше подходит для России в перспективе. А если говорить о сегодняшнем дне, то мы просто не могли бы разделить сегодня эти две функции, потому что, как я уже назвал, сегодня аттестованных налоговых консультантов 1470 человек на всю Россию. Т.е. налоговое консультирование как профессия только-только появляется. Обособлять его, наверное, просто рано. Более того, многие аудиторы идут к нам учиться и получают дополнительную квалификацию. Многие аудиторские компании, кстати, одну из таких я возглавляю в качестве Президента, являются смешанными, т.е. оказывают и аудиторские, и консультационные услуги. И потом я не вижу никакого смысла в запретах, разделениях и т.д. Аудиторская и консультационная деятельность - это совершенно разные два вида деятельности, но в то же время они требуют одинакового уровня квалификации и достаточно близки друг с другом.
Ведущий:
Еще один вопрос. Каким образом я могу получить консультацию и помощь в Палате налоговых консультантов? Я начинающий бизнесмен и мне требуется грамотная постановка налогового учета. Не хочется иметь проблем с налоговыми органами.
Как Вы понимаете, Палата работает с налоговыми консультантами в большей степени, чем с налогоплательщиками. На сегодня в нашей стране более 3 миллионов налогоплательщиков юридических лиц, не говоря уже о физических лицах. И, конечно, работать с таким массивом Палата просто не в состоянии. Поэтому начинающему бизнесмену, я думаю, наша деятельность, главным образом, полезна тем, что мы готовим людей, которые могут оказать ему помощь. Если он обратится к нам непосредственно в Палату, то мы, имея полный реестр тех, кто прошел обучение, можем сразу подсказать, кто из квалифицированных, прошедших обучение налоговых консультантов работает в его городе или, может быть, если не окажется в его городе, то в его области и поблизости. То есть мы можем, во-первых, дать информацию о том, к кому обратиться. Но, конечно, этим только ограничиваться мы не можем и не будем. Предполагается, что при Палате будет действовать консультационное бюро. Более того, мы планируем организовать в консультационном пункте при Палате стажировку тех, кто в данный момент обучается налоговому консультрованию.
Ведущий:
Вопрос задает Илья Хлопков из Армавира. Как скоро будет принят закон о налоговом консультировании?
Черник Д.Г.:
Вы знаете, мне очень трудно ответить на вопрос - как скоро. Дело в том, что в 2000 году я участвовал в конференции, которая проходила в Институте государства и права, где обсуждался проект закона, выдвинутый несколькими депутатами Государственной Думы. Законопроект был очень сырой. Выступая на этой конференции, я поддержал идею этого законопроекта, но серьезно критиковал его положения. С тех пор мало что изменилось. Сейчас есть еще один проект, который обсуждается. Я очень сомневаюсь, что этой осенью он будет принят. Думаю, реально предположить, что этот закон будет приниматься Государственной Думой ФС РФ следующего созыва. Но в то же время, у меня отношение к этому закону следующее. Вы понимаете, сначала в жизни должно родиться социально-экономическое явление. Вот оно сегодня родилось и развивается. Т.е. сегодня уже реально развивается налоговое консультирование. Появляются люди, появляются организации. Закон должен обобщить тот первый опыт, который уже накоплен. Так что, в общем, закон в данном случае не первичен, а скорее вторичен.
Ведущий:
Следующий вопрос звучит так: как Вы считаете, целесообразно ли ввести лицензирование деятельности налоговых консультантов?
Вы знаете, года два тому назад Министерство по налогам и сборам вносило в Правительство России предложение о том, чтобы в закон о лицензировании внести эту позицию. Было это после того, как Минтруд официально ввел квалификацию - консультант по налогам и сборам. Правительство отказало Министерству. Сейчас, на основе некоторого опыта, я думаю, может быть, Правительство не так уж было и не право. Зачем нам какие-то дополнительные рогатки, дополнительные ограничения и так далее. То есть обязательности в лицензировании сегодня я не вижу. В то же время необходимо, конечно, чтобы была единая методология, чтобы была высокая квалификация у налоговых консультантов. Этим и занимается Палата. И мне представляется, что для объединения налоговых консультантов нет необходимости в том, чтобы их деятельность обязательно лицензировалась.
Ведущий: Еще несколько вопросов касается взаимодействия Палаты налоговых консультантов и Министерства по налогам и сборам.
Будет ли Палата сотрудничать с МНС? Если да, то в каких формах?
Очевидно, что консультировать надо не только налогоплательщиков, но и налоговых инспекторов. Планирует ли Палата работать в этом направлении?
Черник Д.Г.:
Мы готовы к любым формам сотрудничества с МНС, у нас прекрасные отношения с налоговыми инспекциями на местах. Естественно, что Палата не может работать без тесной связи с МНС, Минфином, Минэкономразвития, так как, с одной стороны, отвечая на первый вопрос, мы полагаем, что наше мнение - это мнение широких масс квалифицированных налогоплательщиков, и хотелось бы, чтобы оно учитывалось при проведении налоговой реформы. А это можно делать только через федеральное министерство и через Правительство. Но это одна сторона вопроса. Другая сторона вопроса в том, что мы стремимся информировать налоговых консультантов о всех новинках, помогать им методологически и в целом ряде случаев для того, чтобы дать квалифицированное разъяснение по вопросам, где есть пробелы в налоговом законодательстве, где противоречия в налоговом законодательстве. Мы должны понять, а как будет действовать в определенных ситуациях МНС и его отдельные подразделения. Поэтому, естественно, мы обращаемся в Министерство, его инспекции, управления, получаем ответы. У нас достаточно хорошие контакты. Но, если говорить о наших контактах с Министерством экономики, то несколько законопроектов, которые обсуждались в ходе текущей налоговой реформы, направлялись официально в Палату налоговых консультантов с просьбой произвести экспертную оценку. У нас есть комитет, который занимается вопросами законодательства. Мы высказывали свои соображения и в этом плане у нас с департаментами Минэкономразвития достаточно тесные взаимоотношения. Я думаю, что работа Палаты - а Палата работает как независимый орган, как общественная организация - без сотрудничества с экономическими министерствами будет просто несерьезной.
Ведущий:
Следующий вопрос. Должны ли налоговые консультанты нести ответственность в случае, если данные ими разъяснения законодательства оказались неверными, и фирма в результате этого понесла какие-то убытки?
Налоговый консультант работает на основании договора с налогоплательщиком. Поэтому ответственность налогового консультанта за его действия определяется договором. Каждый хозяйственный договор подразумевает ответственность сторон. Так что у налогового консультанта есть определенная ответственность. Другое дело, в какой мере эта ответственность? Сегодня ответственность определяется в пределах заключенного договора. Это сегодняшний день. Но, кроме сегодняшнего дня, есть завтрашний день. Для того чтобы понять, как у нас будет через пять, десять лет, нам придется обратиться к опыту западных государств. Например, в германоязычных странах, где давно созданы Палаты налоговых консультантов, по тем рискам, которые может понести фирма, обратившись к налоговому консультанту, установлена ответственность в полной мере. Естественно, полная ответственность предусматривает другую оплату налогового консультанта и страхование налогового консультанта и его рисков. Часто риски на себя берет общественная организация. Но это уже другие финансовые отношения, до которых России пока еще далеко.
Ведущий:
Планирует ли Палата налоговых консультантов заниматься издательской деятельностью? То есть, видимо полагая, что у Вас есть большой потенциал, квалифицированные специалисты в области налогового учета, можно было бы издавать комментарии к законодательству, которые пользовались бы авторитетом и популярностью.
Черник Д.Г.:
Спасибо, это замечательный вопрос. Прежде всего, уже в ближайшие недели, не месяцы, а недели, то есть конец сентября - октябрь выходит нулевой номер журнала "Налоговые споры". Официальный орган издания - Палата налоговых консультантов. Это пробный номер и уже объявлена подписка на этот журнал. Он будет выходить ежеквартально, начиная с 1 января 2004 года. Мы предполагаем, что именно в журнале будут публиковаться комментарии к законодательству, разъяснения спорных ситуаций, обобщение арбитражной практики и так далее. Естественно, этого будет мало. По всей видимости, в дальнейшем потребуются какие-то экспресс-выпуски, где более оперативно, чем раз в квартал, будет освещаться ситуация. Возможно, в дальнейшем появится ежемесячная газета. И журнал, возможно, придется превратить из ежеквартального в ежемесячный. В то же время у нас есть эксперты, которые работают на общественных началах, но это очень высококвалифицированные люди. Они готовят книги по налогообложению и другим финансовым проблемам. Некоторые из них будут издаваться под эгидой Палаты. Вот одна такая книга в настоящее время готовится к выпуску. Автор сама обратилась к нам с просьбой, чтобы ее труд был издан под эгидой Палаты.
Ведущий:
Еще один вопрос в развитие темы комментирования налогового законодательства. Вопрос от Андрея из Москвы.
Уважаемый Дмитрий Георгиевич!
В настоящее время по налоговой тематике пишут многие специалисты. Уже сложился определенный круг авторов, пользующихся общей известностью и популярностью у тех, кто интересуется налоговым правом. Кого из специалистов в области налогообложения Вы могли бы выделить?
Черник Д.Г.:
Действительно, автор прав в том, что очень многие пишут сегодня о налогах. Но тут нужно разделять авторов, потому что среди них одни это практики, другие вузовские ученые, которые пишут с теоретических позиций. Если говорить о вузовской науке, то, безусловно, нужно назвать Лидию Петровну Павлову, доктора наук, профессора, заведующую кафедрой Финансовой академии при Правительстве России. Достаточно сильный коллектив вузовских авторов - это кафедра налогов и налогообложения Государственного университета управления, которая готовит и выпускает учебники и учебные пособия. Крупным специалистом-практиком является Сергей Дмитриевич Шаталов - он фактически руководит работой по налоговой реформе, по доработке Налогового кодекса, у него есть очень интересные комментарии к Налоговому кодексу. Есть учебник Панскова Владимира Георгиевича. Починок Александр Петрович- министр труда и социального развития, он тоже не отошел от налоговых вопросов и у него есть труды на эту тему. Могу назвать из практикующих юристов Пепеляева. Очень интересные книги. Я прошу прощения у тех авторов, которых я не смог здесь назвать. Мог бы назвать, наверное, еще десятки авторов, не меньше.
Ведущий:
Нашей аудитории известно, что Вы долгие годы успешно возглавляли Управление МНС по Москве и сами являетесь хорошим специалистом в области налогового учета, поэтому, конечно, аудитория не могла удержаться и от вопросов по налоговой тематике. Если позволите, то несколько таких вопросов, конкретных, касающихся нынешней налоговой системы.
Черник Д.Г.:
Пожалуйста, Евгений.
Ведущий:
Первый вопрос звучит так. Давно стоит вопрос о необходимости резкого снижения НДС. Однако он снижается лишь на 2 пункта и только в будущем году. Прокомментируйте, пожалуйста, Ваше отношение к данному процессу.
Черник Д.Г.:
Действительно, НДС всегда критиковался и критикуется за его высокую ставку. Напомню, что в свое время ставка налога была 28% , это при первом законе об НДС. Чрезмерно высокая ставка по сравнению с мировым опытом. Потом ее снизили на 8 пунктов сразу, до 20%. И давайте вспомним, к чему это привело. Привело это к тому, что бюджет не удавалось сверстать, сбалансировать, и стремление как можно быстрее и намного снижать налог привело к тому, что появился другой налог в середине 90-х.- спецналог. То есть пришлось возмещать "выпадающие" расходы. Совершенно ясно было, что снижать налог с 28% до 20% в то время было преждевременно. Далее 1999 год. Было предложение о резком снижении НДС до 10%, до 15%. Разные цифры назывались, но расчеты, к сожалению, показали, что федеральный бюджет страны такого резкого скачка вниз выдержать не сможет. Сейчас в ходе очередного этапа налоговой реформы шла речь о снижении ставки НДС до 15%, 17% и так далее. Мне представляется, что НДС - это очень важный инструмент в области экономики. Резкое снижение его, чего, конечно, хотелось бы нам всем, может привести к достаточно негативным явлениям в области финансового обеспечения государства. В данном случае я бы поддержал предложения Правительства о снижении НДС на 2 пункта. Конечно, не хотелось бы, чтобы на этом процесс снижения остановился. Я думаю, что налог можно будет снижать и дальше, но это должен быть постепенный процесс. Кстати говоря, опыт иностранных государств показывает, что динамика ставки НДС - не важно, он растет или снижается - но динамика ставки НДС обычно бывает порядка 1% в ту или другую сторону в течение года. Поэтому резкие шаги здесь вряд ли полезны.
Ведущий:
Как долго продержится 13% - налог на доходы физических лиц. Действительно, очень многие люди опасаются, что эта плоская шкала подоходного налога когда-нибудь будет отменена и снова станет прогрессивной.
Черник Д.Г.:
В момент введения 23 главы Налогового кодекса очень много было разговоров о том, что это временная мера для того, чтобы вывести из тени зарплату. А потом все вернется на круги своя. Я должен сказать в меру моей информированности: 23 глава Налогового кодекса и 13% налог введены всерьез и надолго, а не в качестве некой игры с налогоплательщиками. Вернется ли регрессивное налогообложение? Этого нельзя исключить. Налоги меняются в зависимости от конкретной экономической ситуации. Нельзя исключить, что через несколько лет у нас будет совершенно другой налог на доходы физических лиц. Когда критикуют 13% налог, многие забывают, что налог введен не по 13% ставке, а по фиксированной ставке, что вовсе не одно и то же. Кроме 13% ставки для всех трудовых доходов есть и более высокие ставки. Для определенных категорий доходов есть ставки в 30%, 35%. И, между прочим, те доходы, которые облагаются по ставке 35%, это доходы, которых не имеет низкооплачиваемая часть населения. Поэтому, если рассматривать 23 главу, то откровенной социальной несправедливости там нет. Налоги - это инструмент экономической политики.
Ведущий:
Следующий вопрос касается единого социального налога. Говорится, что он осложнил жизнь бухгалтера. И когда речь идет о снижении налогового бремени на российские предприятия, прежде всего, конечно, говорят об НДС и едином социальном налоге. Что вы думаете, каковы перспективы этого налога, будет он меняться или нет?
Черник Д.Г.:
Мне очень жаль, что так произошло с единым социальным налогом. В свое время, когда он разрабатывался, задача социального налога была такая: упростить налогообложение, избавить налогоплательщика от того, чтобы он ходил отчитываться, кроме налоговой инспекции, еще в целый ряд фондов (тогда было 4 социальных внебюджетных фонда). Одновременно планировалось снизить ставку налога, и при снижении ставки налога не допустить снижения доходности бюджетов и социальных фондов. Т.е. надо было увеличить собираемость налога в условиях снижения ставки. Частично эта задача решена. Решена задача снижения ставки налога, решена задача повышения собираемости налога, но не решена задача упрощения налога. Дело в том, что сама схема этого налога, введенного 24 главой Налогового кодекса, привела к резкому увеличению документооборота, к тому, что финансовые службы предприятий, их главные бухгалтеры, бухгалтерии должны были контролировать не просто фонд оплаты труда, но и оплату труда каждого работника. Введенная регрессия позволяла и заставляла отслеживать заработок каждого работающего в России. Т.е. налог с юридических лиц в силу особенностей своего исчисления превратился в налог с физических лиц. Я считаю, что те преимущества, которые дает регрессия, ликвидируются теми неудобствами, которые она с собой несет. Тем не менее, если говорить о перспективах, надо сказать, что эта сложная схема исчисления социального налога на ближайшее время сохранится. Но снизить единый социальный налог предполагается только с 2005 года, т.е. это не вопрос ближайших месяцев.
Ведущий:
Следующий вопрос касается налога на недвижимость. Ходят различные слухи, что вносятся проекты о том, чтобы существенно реформировать эту систему, чтобы налог брался с рыночной стоимости недвижимости, а не с оцененной БТИ, и так далее, что скоро этот налог станет существенным бременем для граждан.
Черник Д.Г.:
В вашем вопросе есть два аспекта. Аспект первый, что же будет действовать в налоговой системе России - или три налога имущественных, которые действуют сегодня, это налог на имущество юридических лиц, налог на имущество физических лиц, земельный налог, или будет единый налог на недвижимость. По этому единому налогу на недвижимость уже несколько лет идет эксперимент, проходит он в Великом Новгороде и в Твери. Я немного знакомился в свое время с результатами и мне не показалось, что налог на недвижимость дает какие-то очевидные преимущества по сравнению с тремя действующими налогами. В принципе, насколько я понимаю эту схему авторов Налогового кодекса, они предполагают, что это будет так. В определенном регионе будет вводиться налог на недвижимость, заменяющий три имущественных налога, потом количество регионов будет расти и в итоге в течение нескольких лет мы перейдем на налог на недвижимость. Хорошо, что хотя бы предусмотрено постепенное движение, а не сразу резкое изменение в этом направлении.
Второй аспект. Второй аспект, по какой стоимости надо оценивать имущество и по какой стоимости должны платить граждане налог. Рыночная стоимость. Казалось бы, есть логика. Мы твердо переходим к рыночным отношениям. И в рыночных отношениях рыночная оценка - это разумно и это то, что требуется в современной экономической системе. Надо иметь в виду, что на сегодня наш рынок недвижимости не развит. Не развит он из-за огромных цен на недвижимость, по крайней мере, в крупных городах. Но чем крупнее город, тем дороже и выше цены. Вот в этих условиях на рынке недвижимости участвует лишь меньшая часть населения России. Этот рынок абсолютно не развит. Сегодняшнюю рыночную цену, то есть цену сделок, нельзя всерьез принимать за рыночную цену объектов. Мы можем нанести населению очень серьезный урон, если будем облагать налогом, исходя из рыночных цен. Здесь нужно проявлять большую осторожность в ходе проведения налоговой реформы. Во всяком случае, ни в коем случае нельзя отказываться от определенных методов государственного или муниципального регулирования цен при налогообложении.
Ведущий:
Следующий вопрос касается контроля за крупными расходами граждан. В свое время государство ввело такую меру видимо для обеспечения легализации доходов. Сейчас контроль снова отменен. Можно узнать ваше отношение, насколько это было действенной мерой. Почему в результате контроль отменили?
Черник Д.Г.:
Это достаточно сложная проблема. Контроль за доходами и соответственно крупными расходами своих граждан ведет любое цивилизованное государство. Другое дело, как это ведется. Подобный контроль осуществляется, например, очень жестко в такой стране как Швеция, достаточно в мягкой форме - в США. Но в принципе, в той или иной степени налоговые службы государства ведут контроль за соответствием доходов и расходов граждан. Поэтому то, что такой контроль нужен, лично у меня никаких сомнений не вызывает. Наряду с этим, как ни парадоксально, я полностью поддерживаю отмену того закона, который у нас действовал. Хочу подчеркнуть - я поддерживаю не идею отмены контроля, а сам факт отмены закона по той простой причине, что действующий и введенный в свое время закон носил, на мой взгляд, исключительно популистский характер и не носил характера практического руководства для действия налоговых органов. По сути дела, эффективность его была очень незначительной, был громадный документооборот при абсолютно ничтожных фискальных результатах. Невозможность реально проверить, на что человек производит свои расходы, невозможность применить к нему реально какие-либо санкции говорила скорее о беспомощности государственных органов в реализации данного закона. А значит существующий закон нужно было отменять. По-моему, с первого января 2004 года он отменяется. Вместо него нужно разрабатывать по-настоящему действенный и эффективный закон.
Ведущий:
Следующий вопрос. Как Вы относитесь к обособлению налогового учета? Не лучше ли считать налоги на основе данных бухгалтерского учета?
Черник Д.Г.:
Вы знаете, в свое время, когда была принята 25 глава Налогового кодекса, во время знакомства с ней у меня возникало внутреннее возражение. Дело в том, что во всем мире бизнес ведется на основании бухгалтерского учета, и налоги уплачиваются на основании бухгалтерского учета. Мне приходилось слышать о том, что наш бухгалтерский учет устарел, что он несет в себе атавизмы нашего прошлого строя, что он не учитывает целого ряда реалий рыночной экономики. Я согласен, наверняка это все так и есть. Но мне представляется, что можно и нужно было бы совершенствовать бухгалтерский учет, доводить его до того уровня, который отвечает сегодняшним рыночным отношениям. Что касается налогового учета, он не имеет недостатков по той простой причине, что его просто не было, его пришлось создавать заново. Сегодня это головоломка для многих главных бухгалтеров, финансовых директоров предприятий и т.д. Далее, на многих предприятиях это приводит и к серьезному дополнительному расходу. Нужны новые кадры, нужны новые программы, компьютеры, нужны новые разработки бухгалтерского и налогового учета. Я, например, в момент принятия 25 главы не видел какой-то острейшей необходимости отказываться от бухгалтерского учета в целях налогообложения. В то же время нужно исходить из той ситуации, которая есть. Закон - есть закон. Его можно критиковать, его можно отрицать, но его нужно выполнять. Поэтому сегодня речь идет о том, что налоговый учет есть, отменен он, похоже, в ближайшее время не будет, и на большинстве предприятий уже достаточно серьезно занимаются организацией налогового учета. Сегодня нам нужно, на мой взгляд, в практической деятельности каждого предприятия и фирмы добиться одного - свести бухучет и налоговый учет как можно ближе с тем, чтобы как можно меньше было излишних финансовых операций и в конечном счете, чтобы руководитель предприятия, который не является ни бухгалтером, ни финансистом, мог бы все-таки понимать, на основании чего он действует, что у него с доходами, что у него с расходами, и как ему дальше строить свой бизнес.
Ведущий:
Я хочу поблагодарить Вас от имени нашей Интернет-аудитории и от имени компании "Гарант" за то, что в своем плотном графике Вы нашли время, чтобы ответить на вопросы. На наш взгляд, теперь проблемы налогового консультирования для граждан стали гораздо ближе. Удалось осветить очень много вещей по налогообложению.
Черник Д.Г.:
Я со своей стороны, хочу поблагодарить за то внимание, с которым меня слушали, и пожелать большого успеха и нашим налогоплательщикам, и налоговым консультантам, и, конечно, компании "Гарант".
"Институт налогового консультирования: проблемы и перспективы"