Законодательство о страховании вкладов физических лиц в банках России
"Законодательство о страховании вкладов физических лиц в банках России"
26 января 2004 года компания "Гарант" провела интернет-интервью Заместителя Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Дворковича Аркадия Владимировича.
Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N77-14642). При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).
Тема интервью: "Законодательство о страховании вкладов физических лиц в банках России"
Ведущая интервью - Комарова Татьяна Юрьевна (заместитель директора по внешним связям компании "Гарант").
Ведущая:
Доброе утро, уважаемые дамы и господа, здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью.
Страхование вкладов физических лиц является одним из элементов стабильности банковской системы. Принятие закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", безусловно, повысит доверие к российской банковской системе. Более 8 лет в Госдуме рассматривались различные законопроекты о страховании банковских вкладов граждан. Наконец-то законопроект, внесенный Правительством РФ в сентябре 2003 года, был одобрен обеими палатами Федерального Собрания и 23 декабря 2003 года подписан Президентом.
Какие гарантии возврата получит частный вкладчик по новому закону? В каких размерах будут возмещаться убытки вкладчика в случае банкротства банка? На какие вклады и в каких банках будут распространяться страховые гарантии? На эти и другие вопросы, поступившие от интернет-аудитории, ответит один из авторов закона. Разрешите Вам представить - Заместитель Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Аркадий Владимирович Дворкович.
Ведущая:
С какой точно даты вступил в силу закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"? Он подписан в конце декабря, опубликован и в нем зафиксировано, что он вступил в силу с даты опубликования.
Дворкович А.В.:
Такая публикация была в последнюю субботу декабря. Это было 27 декабря.
Ведущая:
Расскажите немного об истории принятия этого законопроекта, поскольку он принимался долгие восемь лет, и был принят в редакции, внесенной Правительством. Почему именно этот законопроект? Что раньше мешало его принятию?
Дворкович А.В.:
Законопроект, действительно, впервые был подготовлен Государственной Думой восемь лет назад. Инициатором разработки этого закона был Медведев Павел Алексеевич - депутат Государственной Думы. Он поддерживал его принятие и сейчас. Впоследствии редакция закона менялась несколько раз. Два обстоятельства мешали его принятию. Первое заключалось в отсутствии консенсуса, согласованности по поводу того, в какой мере государство должно принимать участие в системе страхования вкладов. То есть, должно ли оно быть единственным и наиболее активным игроком или это должна быть, прежде всего, частная система. И второе обстоятельство - это довольно напряженная и тяжелая обстановка вокруг дореформенных вкладов, которая смягчилась только в последнее время с постепенным ростом доходов населения. Со временем эта проблема приобрела долгосрочный характер, и пик социальной напряженности был пройден. Она остается на повестке дня, но, тем не менее, уже не мешает формированию новой системы. Тогда это было невозможно, тогда мы больше думали о том, как вернуть свои сгоревшие в Сбербанке деньги, а не о том, как будем оберегать их в будущем. В последние два года, когда Правительством стала вестись активная работа по разработке нового законопроекта, мы пришли к общему пониманию относительно роли государства и относительно терминологии: что это - страхование или гарантирование, добровольное участие банков или обязательное. Удалось договорится по этим основным мотивам, и после этого принятие закона стало носить уже технический характер. Единственным политическим вопросом оставалось участие в системе Сбербанка. Но этот вопрос также был решен. И как Вы знаете, во всех трех чтениях закон проходил в Госдуме с огромным большинством голосов. За закон голосовало от 370 до 400 депутатов, т.е. подавляющее большинство депутатов всех фракций поддержали эту идею и обеспечили принятие закона.
Ведущая:
Спасибо. Как мы уже сказали, закон с конца декабря вступил в силу. Каким образом, с Вашей точки зрения, отразится принятие данного закона на банковской системе в целом?
Дворкович А.В.:
Ситуация в банковской системе улучшается в последние годы даже без принятия этого закона. Постепенно растет объем вкладов населения, банки все больше начинают заниматься кредитованием, как потребительским, так и кредитованием предприятий. Закон нужен для банковской системы, прежде всего, в целях удлинения ресурсной базы, чтобы люди держали деньги в банках на срочных депозитах и более длительное время, чтобы банки могли рассчитывать на эти средства и на более длительные сроки кредитовать тех же граждан и организации. По нашим оценкам, основанным на мировом опыте создания системы страхования вкладов, прирост вкладов граждан в банках ускорится с принятием закона о страховании. Люди будут больше доверять тем банкам, которые вошли в эту систему, то есть прошли серьезный фильтр Центрального Банка, доказали свою состоятельность. И даже по сравнению с тем ростом, который был в последние годы, мы ожидаем серьезного притока средств населения в банки.
Ведущая:
Спасибо. С принятием данного закона граждане активно станут размещать свои накопления в банках России, тем самым деньги начнут работать в реальном секторе экономики. Существуют ли в Правительстве РФ приблизительные расчеты, какие суммы дополнительно будут привлечены в банковскую систему страны с принятием закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"?
Дворкович А.В.:
По нашим предварительным расчетам эти суммы могут составлять до I процентного пункта ВВП в год. Это довольно серьезные деньги, дополнительные, по сравнению с общей тенденцией, - 5 миллиардов долларов в год. Эти деньги придут примерно через год после вступления закона в силу, когда большое число банков войдет в систему и начнет страховать вклады.
Ведущая:
Войдут ли в систему обязательного страхования вкладов государственные банки, например, Сбербанк? На стадии принятия законопроекта "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" Вы высказывали точку зрения, что государственные гарантии для Сбербанка должны сохраниться до 2007 года и только после 2007 года Сбербанк должен войти в систему обязательного страхования вкладов. Как этот вопрос был разрешен в законе "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"?
Дворкович А.В.:
Все банки, которые хотят войти в систему и удовлетворяют определенным критериям надежности, устойчивости, ликвидности, доходности, прозрачности, независимо от того, государственные они или частные, войдут в систему страхования. И Сбербанк, безусловно, не будет исключением. Он будет одним из первых банков, который войдет в эту систему. Одним из мотивов принятия этого закона было выравнивание условий конкуренции между государственными банками и частными банками. То, что на протяжении многих лет государственные банки имели привилегии в виде государственных гарантий, а частные не имели, отрицательно отражалось на состоянии банковской системы, поскольку многие банки не могли оказывать те же услуги, не могли находиться в том же финансовом положении, что и государственные. Это, безусловно, было объективным последствием исторического развития. Сбербанк не только имел привилегии, но и выполнял определенные государственные функции, нес в связи с этим дополнительные расходы и поэтому тот факт, что гарантия существовала на протяжении многих лет, имеет рациональную основу. Но, тем не менее, было принято общее решение, что этот период должен закончиться в самое ближайшее время, и с 2007 года такая отдельная безусловная гарантия для Сбербанка по всем вкладам, которые там есть, отменяется. Сбербанк будет застрахован на общих основаниях. До 2007 года, кроме общей гарантии для Сбербанка, сохранится еще одна привилегия. Страховые взносы, которые Сбербанк будет перечислять в систему, будут храниться на отдельном счете, не будут смешиваться с другими взносами банков. И, соответственно, будут дополнительно защищены от каких-либо неприятных тенденций, от каких-либо неприятных событий. Таким образом, система сделана достаточно мягким образом, и это позволит безболезненно для вкладчиков Сбербанка перейти в новую систему страхования.
Ведущая:
На чем будут основываться положительные и отрицательные решения Центробанка о допуске или отказе в допуске в систему страхования и как это отразится на вкладчиках, хранящих свои средства в банках, которые не будут допущены в систему страхования?
Дворкович А.В.:
Критерии прямо перечислены в законе "О страховании вкладов физических лиц". Они включают критерии достоверности отчетности, достаточности капитала, качества
активов, ликвидности активов, доходности активов, прозрачности и качества управления банком. Эти критерии раскрыты инструкцией Центробанка, которая сейчас готовится к утверждению и публикации. Прошел Совет директоров Банка России, на котором эта инструкция была одобрена. До 27 января она должна быть опубликована в соответствии с законом, и после этой даты банки смогут начать подавать заявления по вступлению в систему страхования вкладов. Банкам для подачи заявления дается полгода. После этого у Центробанка будет максимум год и три месяца, чтобы рассмотреть и принять решения по заявлениям. При этом первоначальный период рассмотрения не должен превышать 9 месяцев, это актуально в основном для Москвы, где очень много банков и действительно проверки могут длиться долгое время. В подавляющем большинстве регионов работа завершится в первые три-четыре месяца после подачи заявления банками. После этого банки будут иметь возможность повторной подачи заявления, а потом еще на апелляцию на решение Банка России, в случае если оно будет отрицательным. То есть механизм достаточно сбалансированный, ни один банк не будет отсечен от системы сразу. Все банки будут иметь возможность исправить ситуацию, скорректировать какие-то показатели, увеличить капитал, изменить внутреннюю структуру управления рисками, чтобы удовлетворить требованиям закона. По нашим расчетам, подавляющее большинство банков смогут войти в эту систему, если будет на то их собственное желание. Но, безусловно, будут банки, которые по определенным причинам, по причинам неудовлетворения тем или иным критериям не смогут войти в систему. Эти банки должны будут либо перейти в статус небанковских кредитных организаций, т.е. потерять право на привлечение вкладов, и, тем не менее, они смогут выполнять другие банковские функции, например, расчетные функции или функции по кредитованию. Но их ресурсами не смогут быть вклады граждан.
Ведущая:
То есть, лицензия на привлечение вкладов граждан будет отозвана?
Дворкович А.В.:
Да, лицензия будет отозвана. Сохранится базовая банковская лицензия на выполнение других функций. В этих случаях будет применяться обычный порядок, граждане смогут забрать свои деньги из этих банков. Естественно, Центробанк совместно с этими банками, у которых возникнет проблема, будет принимать предварительные меры, чтобы у вкладчиков не было проблем со снятием денег из этих банков. Не будет случаев, когда будет объявлено об отзыве лицензии, и на следующий день банк не сможет расплатиться со вкладчиками. Будут приниматься необходимые предварительные меры, чтобы обеспечить все выплаты вкладчикам. Если же принятие таких мер будет абсолютно невозможно, это будет означать банкротство банка и его ликвидацию. Банк вообще не сможет работать на рынке, и тогда вклады будут возвращаться в порядке, предусмотренном законодательством, из обязательных резервов и из другого имущества банков. Я повторяю, по нашим расчетам, такие случаи будут единичными, минимальными, и Центробанк имеет возможность сгладить эти проблемы.
Ведущая:
Скажите, пожалуйста, в связи с принятием этого закона и вступлением его в силу, какие еще предстоит принять нормативные акты? И может быть, какие-то законодательные акты необходимо привести в соответствие с законом, или это все было сделано на этапе разработки этого законопроекта?
Дворкович А.В.:
Прежде всего, необходимо принять инструкцию Центробанка, которая регулирует порядок вхождения в систему. То есть критерии, о которых я сказал: порядок рассмотрения заявлений, порядок обжалования решений Банка России по итогам рассмотрения заявления, а также перечни отчетности, которые банки будут подавать в Центробанк в связи с началом работы системы страхования вкладов. Далее, потребуется ряд актов Агентства по страхованию вкладов, которое специально создано этим законом для администрирования этой системы. Прежде всего, речь идет о формировании руководящих органов Агентства, формировании штата этого Агентства. Речь идет об установлении конкретного норматива отчислений банков в систему, в законе установлен только максимальный показатель. Агентство может, если есть на то необходимые основания, снижать этот показатель. И наконец, Правительство должно внести в Госдуму закон, касающийся налогового законодательства. С тем, чтобы уже в 2004 году банки могли включать свои затраты на взносы в страхование вкладов на уменьшение налога на прибыль. То же самое и для самого Агентства. Также необходимы поправки, которые будут позволять Агентству не платить налог на прибыль с этих сумм.
Ведущая:
Это Агентство коммерческая или некоммерческая организация?
Дворкович А.В.:
Агентство является некоммерческой организацией-государственной корпорацией, как и агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), которое сейчас существует. И основное имущество нового агентства будет сформировано за счет имущества АРКО. По сути, большая часть АРКО - как в виде имущества, так и большее число штата сотрудников - перейдет в новое агентство. АРКО, скорее всего, при этом начнет процедуру ликвидации. Для этого тоже надо принять отдельный закон.
Ведущая:
Новое Агентство будет создавать какую-то нормативную базу?
Дворкович А.В.:
Нет, как я уже сказал, нормативная база нового Агентства минимальна, в основном, все аспекты его функционирования закреплены непосредственно в законе о страховании вкладов. Для его работы необходимо, если я не ошибаюсь, всего два акта. Первое, как я уже сказал, акт об установлении конкретного норматива отчисления банков в систему страхования. И второе, это инвестиционная декларация. В декларации будет указано, как Агентство будет инвестировать резервы, которые будут накапливаться в фонде страхования вкладов. Это два основных акта, которые нужно принять.
Ведущая:
Скажите, пожалуйста, каким образом будет осуществляться страхование вкладов, какова процедура, какие механизмы страхования заложены в законе?
Дворкович А.В.:
Механизм страхования вкладов в России похож на те механизмы, которые применяются в большинстве стран мира при создании подобной системы. Механизм заключается в накоплении регулярных взносов коммерческих банков - участников этой системы. При наступлении страхового случая будут производиться выплаты вкладчикам из фонда страхования вкладов.
Администрировать этот фонд будет Агентство по страхованию вкладов. При наступлении страхового случая, когда у банка будет отозвана лицензия, или когда Центральным Банком России будет введен мораторий на выплату вкладчикам, Агентство должно будет осуществлять выплаты вкладчикам этого банка. Механизм достаточно простой, Агентство получает регулярно формируемый банком реестр вкладчиков. Реестр должен быть получен в течение недели после наступления страхового случая. По истечении двух недель вкладчики имеют право обратиться в Агентство за выплатой компенсации в оговоренных законом объемах, то есть до 100 тысяч рублей по совокупности вкладов, которые у каждого гражданина есть в данном конкретном банке. В течение трех дней после обращения агентство обязано выплатить эти деньги. Если в фонде не будет хватать средств, то закон предусматривает пополнение фонда из федерального бюджета.
Ведущая:
В каком порядке?
Дворкович А.В.:
Если сумма не будет превышать 1 миллиард рублей, необходимых для пополнения фонда, то Правительство будет иметь возможность выдать бюджетный кредит Агентству, который может быть возвращен по решению Совета директоров после того, как фонд страхования вкладов полностью восстановится. Если сумма будет превышать 1 миллиард рублей, тогда потребуется внесение поправки в бюджет с тем, чтобы Правительство могло осуществить необходимые расходы на пополнение фонда страхования вкладов. По нашим расчетам, если не будет банкротства одного из крупнейших банков, либо сразу нескольких крупных банков, средств, которые в начале поступят в фонд страхования вкладов как за счет АРКО, так и за счет взносов, будет достаточно для выплаты, и помощь из федерального бюджета не потребуется. Только при возникновении кризиса в банковской системе может потребоваться такая помощь. Это соответствует всей мировой практике, всему мировому опыту. Если возникает банковский кризис, то никаких фондов никогда не хватает, и необходимо выделение средств из бюджета или средств Центробанка.
Ведущая:
Вы назвали ограничение до 100 тысяч рублей. В США, по утверждению нашей Интернет-аудитории, существует 100% компенсация вкладов, даже когда эти вклады составляют очень большую сумму. Будет ли в России нечто подобное?
Дворкович А.В.:
Ни в одной стране мира нет 100% компенсации вкладов. Россия в этом роде уникальна. В США предел возмещения составляет не 100%, а 100 тысяч долларов независимо от суммы вклада. Даже если у вкладчика большая сумма, то ему возвращается только 100 тысяч долларов из одного банка, а не вся сумма.
По новому закону сумма возмещения по вкладам из одного банка составляет до 100 тысяч рублей. Когда система гарантии вкладов вводилась в США, размер компенсации составлял всего 3 тысячи долларов.
Ведущая:
В каком году в США была введена система гарантирования вкладов?
Дворкович А.В.:
Система гарантии вкладов была введена в США в начале 30-х годов прошлого века. Доллар тогда стоил больше, чем сегодня, но сумма была сопоставима с суммой, указанной в нашем законе. Эта сумма быстро увеличивалась по мере роста вкладов в банках на протяжении последующих десятилетий. За счет увеличения страховых взносов, страховые агентства получили возможность постепенно увеличивать предел страхования. В настоящее время он составляет 100 тысяч, но уже планируется повысить его до 200 тысяч долларов. При этом в США страхуются не только вклады граждан, но и вклады юридических лиц, правда, предел возмещения одинаков, те же 100 тысяч долларов. Для крупного бизнеса это, конечно, не имеет большого значения, зато для малого бизнеса это серьезная гарантия. Я думаю, в России сумма гарантии вклада будет увеличиваться, а объем страховых взносов банков будет снижаться. Таким образом, через несколько лет система страхования банковских вкладов придет в сбалансированное состояние.
При повышении суммы возмещения вклада с нынешних 100 тысяч рублей до более высокой суммы, не нужно стремиться к 100% возмещению. При повышении суммы гарантии необходимо уменьшать ее процентное соотношение к сумме вклада, то есть возмещать не все 100 % вклада, а примерно 80-90%, для того, чтобы конкретный вкладчик чувствовал свою ответственность за принимаемые им решения о вложении средств в банки. Государство не должно брать на себя полную ответственность за решения граждан. Оно не должно быть гарантом всевозможных рисков. Это неправильно с точки зрения ответственного поведения людей на финансовом рынке.
Ведущая:
Есть ли в новом законе такая норма, которая бы позволяла с учетом прогнозов изменения объемов определенных параметров, возвращаться и пересматривать какие-либо из них? Или это будет по обычной процедуре?
Дворкович А.В.:
Размер ставки страховых взносов, необходимых для формирования фонда по страхованию вкладов, может корректироваться самим страховщиком. То есть при сохранении порога возмещения в 100 тысяч рублей сам размер ежеквартального страхового взноса можно уменьшить с 0, 15% до 0,1%, или ниже, таким образом облегчить положение банков, которые могут заложить эти сниженные издержки в свою процентную политику. Либо это будет увеличение процентной ставки по депозитам, либо уменьшение процентной ставки по кредитам.
Пересмотр максимального объема компенсации необходимо делать только путем внесений изменений в законодательство. Для внесения таких изменений Правительству или депутатам необходимо будет выйти с соответствующей законодательной инициативой.
Ведущая:
Будет ли в России разрабатываться отдельный закон о страховании вкладов юридических лиц? Или пока нет таких планов?
Дворкович А.В.:
Данный вопрос уже обсуждался. Было решено, что создание подобного закона должно быть вторым этапом реформы. Необходимо проверить работоспособность системы и подвести первые итоги, на что потребуется три-четыре года. Выявить имеющиеся проблемы, понять, есть ли необходимость что-то менять в механизме, после этого принимать конкретное решение по юридическим лицам.
Ведущая:
Спасибо. Наша Интернет-аудитория интересуется, распространяется ли действие гарантии на проценты по вкладам или она действует только на основной вклад?
Дворкович А.В.:
На сумму процентов, которая зачислена на счет, то есть ставшая уже частью вклада, - распространяется, а на сумму процентов, не зачисленных на счет, - нет.
Ведущая:
Во сколько обходится страхование вклада обычному гражданину со средним достатком? Существует ли какая-нибудь дифференциация по стоимости страховки в зависимости от вкладчика или суммы вклада?
Дворкович А.В.:
В отличие от обязательного страхования автогражданской ответственности, страхуются не граждане, а банки, поэтому прямых издержек для граждан здесь нет. Банки могут, конечно, сказать, что, имея дополнительные издержки, они будут платить меньший процент по депозитам. Во-первых, размер отчислений не очень большой, и гораздо сильнее на процентную политику банка влияют такие факторы, как инфляция, изменение курса рубля к доллару и рубля к евро. Поэтому мы не думаем, что введение системы страхования вкладов скажется на процентах по вкладам. Кроме того, мы всегда настаивали и теперь уверены, что Центральный банк снизит нормативы отчислений в фонды обязательного резервирования. Таким образом, повышение нагрузки на банки, то есть плата за страховку, будет компенсировано снижением других издержек. Нагрузки на вкладчика не будет.
Ведущая:
А не возможен ли такой эффект, когда за счет привлечения большего объема вкладов граждан процентные ставки на рынке будут снижаться за счет увеличения притока вклада.
Дворкович А.В.:
Все зависит от того, есть ли во что вкладывать эти деньги. Если хороших активов нет, то может получиться такой эффект, но тогда граждане будут сами смотреть на то, куда более выгодно вкладывать деньги. У Правительства нет стремления привлечь деньги населения именно в банки. У него есть стремление сделать сбережения организованными, чтобы люди хранили деньги не под подушкой и не в наличных долларах, а, прежде всего, в финансовых инструментах. И если проценты по вкладам становятся не привлекательными, то граждане будут иметь возможность вложить деньги в ценные бумаги, в паи инвестиционных фондов, которые сейчас набирают вес и скорость развития, в связи с началом пенсионной реформы. Банки будут конкурировать не только между собой, но и с другими финансовыми инструментами, и это будет оказывать влияние на повышение процентов по депозитам. Это рынок. Постепенно система придет в равновесие. Пока у нас инфляция относительно высокая - 12 %, что больше, чем в большинстве стран мира, и по мере снижения инфляции, проценты в любом случае будут снижаться.
Ведущая:
В ст.10 закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" записано, что вкладчик (его представитель) вправе обратиться в Агентство с требованием о выплате возмещения по вкладам со дня наступления страхового случая. Не считаете ли Вы, что Агентство должно самостоятельно в обязательном порядке возмещать вкладчику убытки?
Дворкович А.В.:
Нет, честно говоря, не считаю, так как поиск людей не входит в функции Агентства. Вкладчикам предоставлен длительный срок для возможности обратиться в Агентство с требованием о выплате возмещения. В случае обращения, оно обязано возместить банковский вклад, но искать вкладчика, который сам не хочет получить возмещение, не должно быть обязанностью Агентства. Оно должно регулярно публиковать необходимые извещения в средствах массовой информации, вести всю необходимую информационную, организационную работу, в том числе, в отделениях соответствующего банка или других банков которые осуществляют по его поручению выплату вкладчикам за счет средств Агентства, но непосредственно заниматься поиском вкладчиков не должно.
Ведущая:
Может быть, речь идет не о поиске вкладчиков, а о том, что с момента наступления страхового случая Агентство начинает системно по всем вкладчикам выполнять некие процедуры, с тем чтобы, когда вкладчики начнут обращаться в Агентство, уже какие-нибудь подготовительные действия были бы выполнены.
Дворкович А.В.:
Безусловно, законом предусмотрены такие процедуры. Как я уже говорил, Агентство должно в течение недели получить реестр вкладчиков из соответствующего банка. Оно должно полностью предусмотреть необходимые средства в соответствии с этим реестром по каждому вкладчику, заключить агентские соглашения с банками, которые будут на местах осуществлять выплаты. Агентство не будет большой организацией, оно не будет создавать свои отделения в каждом регионе. Оно будет заключать при необходимости соглашения с банками, с тем, чтобы они осуществляли выплаты. Агентство должно будет провести работу по регионам, договориться с банками, чтобы, когда первый вкладчик пришел в соответствующий банк в любом регионе, в любом городе или населенном пункте Российской Федерации, он в течение трех дней мог бы получить свои деньги. Это большая организационная работа, и Агентство обязано ее проводить.
Ведущая:
Сумма вклада ограничена 100 тыс. руб. по одному вкладу. Если вкладчик имеет счета на сумму более 100 тыс. в разных банках, насколько я понимаю, это не будет являться препятствием получить возмещение на сумму до 100 тыс. в каждом из банков?
Дворкович А.В.:
Не будет. Страховым случаем является наступление определенного законом события в отношении любого из банков. По каждому из банков вопрос рассматривается отдельно. Ограничение 100 тыс. действует для каждого отдельного банка, и банки ни в коем случае не суммируются.
Ведущая:
Почему возмещение валютного вклада будет осуществляться в рублях по курсу, установленному Банком России на день наступления страхового случая, а не в иностранной валюте?
Дворкович А.В.:
Тот факт, что государством будут гарантироваться валютные вклады, является уникальным в мировой практике. Почти ни в одной стране вклады в иных валютах, кроме национальной, не гарантируются. Мы пошли на это, понимая существенную степень долларизации российской экономики. Тем не менее, государство возьмет на себя только часть рисков. Все риски, связанные с изменением валютного курса, когда наступило банкротство, компенсироваться не будут. Государство берет на себя часть валютных рисков, относящихся к периоду до наступления страхового случая, и вкладчик, размещая долларовые или евро вклады, должен брать на себя их часть. Государство гарантирует, прежде всего, сбережения в национальной валюте.
Ведущая:
Ваш прогноз относительно того, что в 2004 году будет с курсом доллара, рубля, евро.
Дворкович А.В.:
Очень тяжело прогнозировать эти показатели в связи с неопределенностью динамики нефтяных цен в этом году. Курсовые соотношения очень сильно зависят от динамики нефтяных цен и наоборот - цены на нефть зависят от соотношения доллара к евро. Если брать средний сценарий, то доллар, скорее всего, не будет существенно ослабляться. Если ослабление и будет происходить, то только в первой половине года. Моя личная точка зрения - доллар несколько месяцев будет сохраняться на сегодняшнем уровне, на уровне 1,25 доллара за евро. Ближе к американским выборам доллар может начать укрепляться, а в следующем году его укрепление почти неизбежно. Что касается соотношения курса рубля к доллару и рубля к евро, то Центральный Банк будет ориентироваться на несколько важных показателей - во-первых: цены на нефть, во-вторых: на приток капитала в Российскую Федерацию, в третьих: на то, как складывается ситуация с инфляцией на потребительском рынке. Если на российском рынке будет все спокойно - инфляция будет держаться в заданных параметрах, то есть в пределах 10%, если цены на нефть будут такими, как мы предполагаем, то есть порядка 25-26 долларов за баррель, и если приток капитала будет возрастать, но находиться на умеренном уровне, то ослабление доллара по отношению к рублю будет умеренным. Доллар будет в номинальном выражении оставаться некоторое время стабильным, потом курс начнет расти и будет приближаться к 30 рублям. В реальном выражении, безусловно, удорожание рубля будет продолжаться. Мы надеемся, что не такими темпами, как в прошлом году.
Ведущая:
То есть для тех, кто по-прежнему считает доллар основным средством накопления и у кого есть долларовые накопления, не имеет смысла срочно переводить свои накопления в евро или в рубли?
Дворкович А.В.:
Определенную долю средств, если они сегодня в долларах, имеет смысл перевести в рубли или в евро, как-то риски общие снизить. При этом можно немножко потерять, если доллар, по каким-то причинам, резко пойдет вверх, но потери будут небольшими. Если будет средний сценарий, на который должно ориентироваться большинство людей со средним или малым достатком, то большую часть средств стоит перевести в рубли. Хотя, чтобы не перегибать палку и не быть излишне оптимистичным, я думаю, абсолютно рационально некоторую часть средств держать в валюте.
Ведущая:
И последний вопрос. Как Вы считаете, в связи с изменившейся в последнее время обстановкой и в связи с выборами в Государственную Думу либеральные рыночные реформы будут продолжаться, ускоряться?
Дворкович А.В.:
Думаю, что после выборов, как это всегда бывает, реформы будут ускоряться.
Ведущая:
Спасибо большое за интервью.