Ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ
6 апреля 2004 года состоялось интернет-интервью Федорова Александра Вячеславовича Статс-секретаря - заместителя Директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Тема: "Ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ".
Интервью организовано и проведено компанией "Гарант".
Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N77-14642). При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).
Ведущий интервью - Марат Михалкевич (компания "Гарант").
Ведущий:
Доброе утро, уважаемые дамы и господа, здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью с Статс-секретарем - заместителем Директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Александром Вячеславовичем Федоровым.
Текущая антинаркотическая политика России основывается не только на силовом противодействии этим негативным явлениям, но и предусматривает широкую комплексную стратегию сокращения спроса на наркотики, профилактику наркомании, лечение и реабилитацию больных наркоманией, укрепление и расширение международного сотрудничества в данной сфере. Для решения указанных задач в 2003 году Президентом Российской Федерации создан Государственный комитет по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, преобразованный в марте 2004 года в Федеральную службу.
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ выполняет функции головного координирующего федерального органа в области контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а так же обладает полномочиями применения силовых мер в целях противодействия совершению наркопреступлений.
Каково состояние дел в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ? Какие меры принимаются Федеральной службой в целях усиления контроля за оборотом наркотических средств? Какова ответственность лиц, занимающихся незаконным распространением наркотических средств и психотропных веществ? На эти и другие вопросы интернет-аудитории ответит наш гость Генерал-лейтенант, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации, а втор более 150 статей, рефератов, монографий, посвященных различным проблемам административного, государственного, уголовно-процессуального права, Статс-секретарь - заместитель Директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Федоров Александр Вячеславович.
Здравствуйте, Александр Вячеславович. Разрешите задать Вам первый вопрос. Чем было обусловлено создание Госнаркоконтроля?
Федоров А.В.:
Добрый день. Органы Госнаркоконтроля созданы 11 марта 2003 года Указом Президента РФ. Решение это было обусловлено целым рядом объективных причин. После распада Советского Союза в связи с глубокими социально-экономическими преобразованиями, которые произошли в обществе и прозрачностью новых границ России резко увеличилось количество поступающих на территорию России наркотиков из-за рубежа, и, соответственно, лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества. Только по официальным данным на учете в настоящее время состоит около 500 тысяч лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков. Всего же по различным оценкам в стране насчитывается несколько миллионов наркоманов. За последние 10 лет число лиц, потребляющих наркотики выросло практически в 10 раз. Именно массовая наркотизация населения потребовала адекватной реакции со стороны общества, со стороны государственной власти. Потребовалось принятие таких организационных мер как создание специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, который осуществлял бы контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Спрашивается, а почему нельзя было в рамках прежней системы правоохранительных органов решать эту проблему? Ранее было много ответственных за решение данного вопроса. Например, оперативно-розыскную деятельность по борьбе с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотиков, проводили органы МВД, ФСБ, ГТК, ФПС России. Следствие по делам этой категории вели органы МВД, ФСБ, таможни, прокуратуры. В итоге и не известно было с кого спрашивать за конечный результат работы. Каждое ведомство занималось своим узким сегментом. Эти сегменты, зачастую, накладывались друг на друга. Кроме того, не было единого координирующего органа, который смог бы сделать действия различных федеральных органов в этой области скоординированными, согласованными, направленными на конечный результат. Противодействие незаконному обороту наркотиков включает в себя не только применение оперативно-розыскных, уголовных, процессуальных мер, но также и большую контрольную работу за легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Это и большая профилактическая работа, связанная в том числе, с оказанием медицинской помощи и реабилитацией. Для того, чтобы скоординировать все усилия государственных органов на достижение конечного результата, предотвратить массовую наркотизацию населения и было принято решение о создании Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Решение, как я уже сказал, было принято в марте 2003 года, а с 1 июля 2003 года Госнаркоконтроль России приступил к работе.
Ведущий:
Александр Вячеславович, расскажите, какая мера ответственности может быть применена к лицам, способствующим незаконному распространению наркотических средств и психотропных веществ?
Федоров А.В.:
Что понимать под словом .способствующие.? Это очень широкое понятие. Давайте оттолкнемся от незаконного распространения. Незаконное распространение наркотических средств и психотропных веществ является уголовно-наказуемым деянием. К ответственности за такие деяния, наряду с непосредственным распространителем наркотиков, могут быть привлечены и другие лица, например, пособники. В соответствии с УК РФ, пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления, либо устранением препятствий, а также заранее обещавшее сокрыть преступника, средства или орудия совершения преступлений, следы преступления, либо предметы, добытые преступным путем. Пособниками признаются и лица, заранее обещавшие приобрести или сбыть какие-то предметы, находящиеся в незаконном обороте. Ответственность таких лиц определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления. Если говорить о наркопреступлениях, то мера ответственности для них установлена в УК РФ. Так, статья 228 УК РФ в ныне действующей редакции предусматривает за совершение этого вида преступлений наказание до 15 лет лишения свободы при наличии и соответствующих квалифицирующих признаков, например, когда преступление совершено группой лиц по предварительному сговору в отношении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере. Если таких квалифицирующих признаков нет, то наказание, естественно, может быть меньше. Допустим, незаконное приобретение или хранение наркотиков без цели сбыта, но в крупном размере наказывается лишением свободы до 3-х лет. Я указал на статью 228 УК РФ в действующей редакции, потому что в декабре прошлого года внесены большие изменения в УК РФ. В том числе изменена редакция и статьи 228 УК РФ. Новая редакция еще не вступила в силу. Планируется, что она вступит в действие с мая этого года. Ею будут уже предусмотрены другие меры наказания.
Ведущий:
Каким образом осуществляется контроль за сотрудниками фармпредприятий, аптечных учреждений, поликлиник и больниц, в целях недопущения незаконного выхода в оборот наркотических средств и психотропных веществ?
Федоров А.В.:
Я должен сказать, что существует целая система контроля. Указанный контроль, в первую очередь, должны осуществлять руководители перечисленных организаций. Сотрудникам нашей службы предоставляют право осуществлять контроль за соблюдением установленного порядка оборота наркотиков. Это позволяет предотвратить различные правонарушения в данной области, злоупотребления со стороны лиц, которые имеют допуск к таким средствам и веществам. Наиболее характерными правонарушениями в сфере легального оборота наркотиков, способствующими их поступлению в незаконный оборот, являются различные формы хищений наркосодержащих и сильнодействующих препаратов; подделка рецептурных бланков на получение лекарств, признаваемых наркотическими средствами и психотропными веществами; нарушение правил учета, хранения, транспортировки, реализации и уничтожения подконтрольных средств и веществ; осуществление деятельности, связанной с хранением, использованием, реализацией наркотических средств и психотропных веществ без наличия соответствующих лицензий и так далее. Контрольная деятельность позволяет избежать утечки в незаконный оборот различных наркопрепаратов. Контроль осуществляется и за деятельностью сельскохозяйственных предприятий. У нас есть пенькозаводы, которые выращивают коноплю в промышленных целях. И здесь должен иметь место контроль за тем, чтобы это были соответствующие сорта, которые не содержат в достаточной степени наркотические средства, чтобы соблюдались правила выращивания, сбора и хранения получаемых сельскохозяйственных культур, обеспечивалась их охрана.
Ведущий:
Какие оперативные мероприятия были проведены нарконтролем РФ за последнее время, и какие результаты были достигнуты в результате проведения данных операций?
Федоров А.В.:
Если говорить о конкретных оперативно-розыскных мероприятиях, то они проводятся каждый день в значительном количестве и в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности". Результатом этих оперативно-розыскных мероприятий, например, такого мероприятия, как проверочная закупка, как правило, является последующее возбуждение уголовных дел и привлечение лиц, задействованных в незаконном обороте наркотиков, к уголовной ответственности. Проводятся и такие мероприятия, как контролируемые поставки, когда отслеживается наркотрафик, выявляется вся цепочка поступления наркотиков на территорию РФ. В результате этих оперативно-розыскных мероприятий удается выявить и финансовые средства, получаемые в результате осуществления поставки наркотиков. Таким образом, удается осуществлять подрыв финансовых основ наркопреступности. Наша служба проводит большие комплексные мероприятия, которые можно назвать операциями. Они носят, в том числе, и международный характер. В частности, в конце 2003 года наркоконтроль РФ совместно с правоохранительными органами государств-членов Совета коллективной безопасности провел большую операцию "Канал-2003". В этой операции приняли участие правоохранительные органы России, Таджикистана, Киргизии, Казахстана, Армении, Белоруссии. В ходе операции, совместными действиями удалось выявить и пресечь более полутора тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, раскрыть свыше 2000 иных преступлений. Из незаконного оборота изъято более 2 тонн наркотиков и столько же прекурсоров. Все это было сделано за одну неделю проведения операции. Если говорить об этой операции, то в ее рамках были отработаны схемы взаимодействия в приграничных регионах. В том числе при проведении контролируемых поставок, о чем я уже говорил. Этот опыт будет использован в выработке многоуровневой системы организации международного сотрудничества в сфере противодействия наркоугрозе. Должен сказать, что органы госнаркоконтроля уделяют большое внимание развитию международного сотрудничества. Установлены контакты со многими правоохранительными органами сопредельных государств и государств, на территории которых производятся наркотические средства, либо через территорию которых осуществляется их транзит. Подписан документ о сотрудничестве и взаимодействии. Развивая эту тему, должен сказать, что основная часть наркотиков поступает на территорию РФ из Афганистана. Можно констатировать, что свыше 90% всех опиатов, задерживаемых в РФ, поступают из Афганистана. Соответственно во взаимодействии с нашими партнерами, в основном, из государств Центральной Азии, мы выстраиваем систему противодействия контрабанде наркотиков из Афганистана на территорию РФ и через территорию РФ. Делегации нашей службы в последнее время побывали во всех государствах Центральной Азии, а также в Иране, Афганистане, Пакистане. Налажены хорошие контакты, которые позволяют организовать работу таким образом, что отслеживается в ряде случаев весь наркотрафик, что позволяет привлечь к уголовной ответственности уже организованные преступные группы, действующие в сфере наркобизнеса.
Ведущий:
Какие результаты достигнуты Госнарконтролем за все время его существования? Достигнуты ли поставленные перед ведомством цели и задачи?
Федоров А.В.:
За 8 месяцев работы органами наркоконтроля выявлено свыше 23 тысяч наркопреступлений. Две тысячи преступников уже осуждены.
Из незаконного оборота изъято свыше 27 тонн наркотических средств и психотропных веществ.
Доля тяжких и особо тяжких наркопреступлений, выявленных и пресеченных нашей Федеральной службой, превысила 70 процентов от общего числа.
Ликвидировано 30 подпольных химических лабораторий и более 600 иных мест незаконного изготовления наркотиков. Уничтожено свыше 4000 гектаров плантаций незаконно выращенных наркотикосодержащих растений общим весом более 65,5 тонн.
В результате совместных разработок международных организованных наркогруппировок с обширными транснациональными преступными связями Федеральной службы наркоконтроля совместно с органами ФСБ России пресечены попытки переброски в Россию автомобильным транспортом особо крупных партий героина массой 365, 140, 40 килограмм каждая.
Новые подходы к организации борьбы с наркопреступностью позволили, к примеру, в Мурманской области только в феврале изъять несколько партий героина по 600-800 грамм. В Ростовской области за последние три месяца изъято из незаконного оборота около 2,5 кг героина. Подобные крупные партии наркотиков в этих регионах ранее не изымались. Ряд управлений наркоконтроля во взаимодействии с органами безопасности добились результатов в мероприятиях по перекрытию каналов использования доходов от продажи наркотиков для финансовой подпитки террористических групп, действующих на Северном Кавказе. Управлением наркоконторля по Астраханской области предотвращена преступная деятельность группировки, распространявшей на территории региона наркотики и оружие.
Управлением наркоконтроля по Ханты-Мансийскому автономному округу задержаны двое жителей Чеченской Республики, у которых изъята партия героина, два автомата Калашникова, пистолет Макарова и 14 боевых гранат. Набран такой темп, когда еженедельно возбуждается свыше тысячи уголовных дел о наркопреступлениях.
Ведущий:
Какими полномочиями обладают сотрудники оперативного аппарата Госнаркоконтроля для пресечения и предупреждения преступлений в сфере оборота наркотических средств? Каков уровень оснащения техническими средствами, способствующими качественному проведению раскрытия и расследования преступлений?
Федоров А.В.:
Надо уточнить, что понимается под оперативным аппаратом? Если это сотрудники, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, то они, в первую очередь, руководствуются законом "Об оперативно-розыскной деятельности", УПК РФ, что позволяет им в полной мере реализовывать весь спектр имеющихся возможностей по выявлению, пресечении, раскрытию соответствующего вида преступлений.
Что касается технических возможностей, то в соответствии с законом "Об оперативно-розыскной деятельности" используются специальные технические средства, позволяющие осуществлять конкретные оперативно-технические мероприятия. Кроме того, используется большой арсенал экспертных средств. Чем отличаются дела, связанные с незаконным оборотом наркотиков от многих других дел? Да тем, что по этим делам обязательно должна быть проведена экспертиза, устанавливающая, что конкретное вещество является либо наркотическим средством, либо психотропным веществом. Без заключения экспертов невозможно решить вопрос о правильной квалификации содеянного и о привлечении конкретных лиц к уголовной ответственности. Сейчас все территориальные Управления нашей службы имеют свои экспертные подразделения. Они оборудуются современной техникой, аппаратами для специальных физико-химических исследований, что позволяет оперативно констатировать, относятся ли изъятые вещества к категории наркотических и психотропных, либо нет, и принимать взвешенные правильные решения.
Ведущий: Cкажите, что изменится в правовом регулировании деятельности Госнаркоконтроля в связи с преобразованием Комитета в Федеральную службу?
Федоров А.В.:
Хочу уточнить, что никакого преобразования не было. Есть переименование. В марте 2004 года Указом Президента РФ Госнаркоконтроль был переименован в Федеральную службу по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Нормативно-правовая база при этом у нас остается прежней. Как мы руководствовались УПК и Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", так и руководствуемся ими в свой деятельности. Со временем в отдельные нормативно-правовые акты, где упомянут Госнаркоконтроль как федеральный орган исполнительной власти, необходимо будет внести соответствующие изменения. Наименование Госнаркоконтроль заменить на Федеральную службу по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Однако, если Вы посмотрите Уголовно-процессуальный кодекс, то увидите, что там нет наименования ведомства, а говорится об органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В нормативные акты, где используются такого рода формулировки, даже не надо вносить изменения.
Ведущий: Скажите, а планируется ли произвести какие-либо качественные или структурные преобразования для оптимизации деятельности Госнаркоконтроля?
Федоров А.В.: Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ не проработала еще и года. Поэтому говорить о каких-то структурных преобразованиях на данный момент, наверное, еще преждевременно. По итогам работы за год мы посмотрим, как срабатывает сложившаяся система, нуждается ли она в какой-то корректировке, насколько правильно была определена численность тех или иных подразделений, созданных в составе Госнаркоконтроля. Тогда и будет принято решение об увеличении либо сокращении численности каких-то подразделений, может быть о появлении в структуре ведомства новых подразделений, для которых будут выявлены самостоятельные направления деятельности. Но это только перспективы.
Ведущий:
Александр Вячеславович, вопросы для интервью поступали к нам от Интернет-аудитории. Один из них задает, как он представился, Ваш бывший ученик Олег Столяров. Уважаемый Александр Вячеславович, приятно слышать, когда ученый и практик в одном лице работает на такой ответственной должности. С теплотой вспоминаю то время, когда Вы проводили занятия по оперативно-розыскной деятельности в СПб Академии МВД России (я выпускник 1998 года), участвовали в работе международных конференций. Как в настоящее время Вы используете свой научный потенциал в работе в новом ведомстве? Каким образом организовано международное сотрудничество в нем? Вносятся ли Вами законодательные инициативы по изменению отечественного законодательства в сфере борьбы с наркопреступностью?
Федоров А.В.:
Начну с того, как помогает наука в работе. Если бы я не занимался когда-то этой проблемой с точки зрения научных исследований, научных разработок, то, наверное, в данный момент, не находился бы на соответствующей должности. Еще в 1996-1997 годах на базе Межпарламентской ассамблеи СНГ разрабатывался модельный закон, рекомендательный законодательный акт "О противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ". Мне посчастливилось принять участие в этой работе и быть руководителем группы экспертов, занимающихся разработкой проекта этого модельного акта. В результате он был принят и стал основой для принятия в государствах-участниках СНГ национальных законов. В частности, в РФ был принят Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах". Появление модельного законодательства в тот период позволило унифицировать законодательный процесс в государствах-участниках СНГ, добиться такой ситуации, когда наши государства стали говорить на одном языке, используя одинаковую терминологию, одинаковые подходы к противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Научная работа позволяет, на мой взгляд, шире взглянуть на проблему, увидеть ее в динамике, во взаимосвязи с другими проблемами и, несомненно, способствует практической работе, обогащая ее. Практика, в свою очередь, обогащает науку. Поэтому в нашем ведомстве поддерживается всемерно, когда сотрудники занимаются параллельно какими-то исследованиями в различных научных областях, разрабатывают предложения по совершенствованию нашей деятельности. И здесь, я думаю, не должно вызывать никаких сомнений, что наука в идет только на пользу делу.
Отвечая на вопрос о том, каким образом организовано международное сотрудничество, я хотел бы сказать, что ему уделяется очень большое внимание. Президент РФ, выступая на коллегии нашей Федеральной службы 30 марта 2004 года, особо подчеркнул роль международного сотрудничества в данной области. Одна отдельно взятая страна не может справиться с проблемой нормализации наркоситуации. Проблема наркотиков носит международный характер, и только объединяя усилия всех государств, можно приступить к ее реальному разрешению. Наркотики производятся на территории одной страны, транспортируются через территорию другой страны, и только затем попадают в Россию. В одиночку с этой проблемой не справиться. В связи с этим, учитывая, что для России, в первую очередь, реальную угрозу представляют афганские наркотики, была разработана концепция создания "поясов-безопасности" вокруг Афганистана с тем, чтобы предотвратить ввоз наркотиков на территорию РФ. Чем ближе к границам Афганистана будет налажена такая работа, тем больше шансов изъять крупные партии наркотиков и не допустить их проникновения на территорию РФ. Сейчас, Вы знаете, на территории Таджикистана действует пограничная группировка ФСБ, оказывая помощь в охране таджико-афганской границы. В результате этой деятельности изымается значительное количество наркотиков. В прошлом году было изъято около 10 тонн наркотиков с участием, в том числе, российских пограничников. Представляете, какой объем не дошел до границ РФ. По пути следования наркотики разбиваются на все более мелкие партии и их отслеживать, вылавливать становится все сложнее. Сейчас обсуждается вопрос об открытии представительства нашей службы в сопредельных с Афганистаном государствах и в самом Афганистане. Этот вопрос находит положительную оценку у руководителей правоохранительных органов тех государств, с которыми мы ведем переговоры. И, я думаю, что в ближайшее время будут представлены интересы нашего ведомства в сопредельных с Афганистаном государствах. О международном сотрудничестве можно говорить и в плане взаимодействия с ООН. Вы знаете, что существует целый ряд международных антинаркотических конвенций, это конвенции 1961, 1971 и 1988 годов. За их исполнением строго следит международный комитет по контролю за наркотиками. Организация выполнения работ, связанных с соблюдением и требований этих конвенций, осуществляется Управлением по наркотикам и преступности ООН. Мы активно сотрудничаем с этими структурами. Более того, в соответствии с Указом Президента РФ от 11.03.2003г., мы уполномочены представлять РФ в международных организациях по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Эту задачу Госнаркоконтроль активно выполняет, работает как в структурах ООН, так и в других международных организациях, занимающихся проблемами наркотиков.
Что касается законодательных инициатив, то естественно создание органов Госнаркоконтроля потребовало изменений в законодательстве. Чтобы наделить наше ведомство необходимыми полномочиями, мы разрабатывали соответствующие проекты законов, многие из них уже приняты. В результате внесены изменения в УПК РФ, Кодекс об административных правонарушениях, закон "Об оперативно-розыскной деятельности", ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и еще целый ряд законов, связанных с контролем за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и противодействием их незаконному обороту. Если говорить об уголовном законодательстве, то в декабре 2003 года были внесены изменения в ряд статей УК, и Госнаркоконтроль принимал активное участие в работе над новыми редакциями этих статей.
Ведущий:
Следующий вопрос от Рожковой Юлии из Москвы. Она спрашивает, как Вы считаете, если в законодательстве предусмотреть ответственность за употребление наркотических средств, изменится ли ситуация с распространением и потреблением наркотиков в России?
Федоров А.В.:
Мы можем только предполагать результат такого решения. А если посмотреть на опыт других стран, то можем уже констатировать. Давайте посмотрим, как в зарубежных странах эти решения повлияли на наркоситуацию. Приведу пример со Швецией. В Швеции запрещено потребление наркотических средств и психотропных веществ. За потребление предусмотрена ответственность. В результате таких жестких мер за последние десятилетие удалось сначала стабилизировать наркоситуацию, а затем сократить количество лиц, потребляющих наркотики. Вот если проанализировать шведский опыт, использовать его, то возможно это приведет к позитивным результатам.
Ведущий:
Адвокат Евдокимова спрашивает. Меня интересует, как скоро будут утверждены и вступят в силу размеры средней разовой дозы потребления наркотических средств, необходимых для квалификации преступлений, связанных с оборотом наркотиков?
Федоров А.В.:
Действительно, в новой редакции антинаркотических статей УК РФ есть такое понятие, как средняя разовая доза потребления. Для того, чтобы эти статьи вступили в действие, необходимо определиться со средними разовыми дозами. Такое поручение дано Правительству РФ. К маю месяцу специалисты должны разработать понятие средней разовой дозы потребления, критериями, по которым можно ее вычислить и определить для каждого наркотического вещества. Хотя сам этот термин весьма спорен с точки зрения морали и нравственности. Как можно говорить о средней разовой дозе потребления наркотика, допустим, героина, если он вообще запрещен к обороту на территории РФ? Потребление - это одна из составляющих оборота. Как можно определять среднюю разовую дозу потребления того, что потреблять вообще нельзя. Но есть соответствующая терминология в законе, есть соответствующие поручениями, работа в этом направлении ведется.
Ведущий:
Скажите, пожалуйста, будет ли отменена не принятая законодательно, однако действующая таблица Бабаяна, которая не имеет под собой никакого обоснования? Спрашивает Директор Центра юристов многоуровневого маркетинга.
Федоров А.В.:
Во-первых, перечни наркотических средств и психотропных веществ у нас утверждены соответствующим Постановлением Правительства РФ. Нашими специалистами в области медицины, фармакологии, психиатрии были подготовлены на основе ими выработанных критериев небольшие, крупные и особо крупные размеры наркотиков. Видимо, об этих размерах, называя их таблицей Бабаяна, и говорит человек, задающий вопрос. Естественно, что после того, как будет принято Постановление Правительства РФ, определяющее средние разовые дозы потребления, данная таблица применяться не будет. До этого времени в следственной и оперативной практике мы будем руководствоваться теми размерами, которые предусмотрены этой таблицей. Единственное, я бы не согласился с утверждением, что указанная таблица не имеет под собой никакого обоснования. Аргументированное обоснование имелось, иначе бы этой таблицы просто не было.
Ведущий:
Возможна ли в ближайшем будущем легализация марихуаны в нашей стране?
Федоров А.В.:
Я отвечу так, мне бы этого очень не хотелось. Я думаю, любому нормальному человеку это покажется противоестественным, неправильным, хотя сейчас довольно активно пропагандируется тезис о необходимости легализации этого наркотического средства. Человек, ставший употреблять наркотики, становится совершенно другим человеком. В его организме происходят необратимые изменения. Наркоман живет недолго, он "сгорает" за несколько лет.
Марихуана признается легким наркотиком, и многие предложения по ее легализации исходят именно из этого. Но мое мнение таково, нельзя говорить о наркотиках, что они легкие или тяжелые. В первую очередь это наркотики, и их потребление оказывает неблагоприятные и необратимые последствия для человеческого организма. Нет гарантии того, что человек, попробовав "легкий" наркотик, не станет употреблять "тяжелые" наркотики. Наркомания это тяжелая болезнь, а легализация наркотиков - это узаконенный способ распространения болезни среди населения. Поэтому легализация наркотиков это то же самое, что узаконенное заражение людей смертельным вирусом. Я против того, чтобы марихуана была легализована в России.
Ведущий:
Скажите, при проведении рейдов и оперативных мероприятий каким образом сотрудниками Госнаркоконтроля обеспечивается соблюдение законности и прав граждан?
Федоров А.В.:
У юриста есть такая присказка "Поступай по закону - не ошибешься". Так вот, гарантия прав граждан обеспечивается строгим соблюдением законов. Наши сотрудники действуют в рамках предоставленных им полномочий. Если проводятся оперативно-розыскные мероприятия, то они осуществляются на основании ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". Если проводится следственное действие, то руководствуются требованиями УПК РФ. В рамках административных полномочий - Кодексом об административных правонарушениях. Если кто-то считает, что наши сотрудники при осуществлении подобных рейдов, оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий нарушили что-то, вышли за пределы своей компетенции, они всегда могут обратиться либо к руководителям органов наркоконтроля на местах, либо в органы прокуратуры, которые осуществляют надзор за соблюдение законов в нашей деятельности.
Ведущий:
По какому телефону можно сообщить, что в соседнем кафе продают наркотики?
Федоров А.В.:
О всех фактах совершения наркопреступлений нужно сообщить по телефону доверия Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (095) 921-43-91.
Ведущий:
Можете ли Вы сказать в каких регионах нашей страны ситуация с заболеваниями наркоманией критическая?
Федоров А.В.:
Таких регионов несколько. Вы знаете, что Президент РФ, выступая на заседании коллегии, один из регионов даже особо высветил - это Ханты-Мансийский автономный округ. Как правило, страдают крупные города, такие как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург.
Ведущий:
Вопрос поступил из Армавира. Вопрос задал г-н Хлопков. Является ли пчелиный яд наркотиком?
Федоров А.В.:
Наркотиком пчелиный яд точно не является. Есть утвержденные списки сильнодействующих и ядовитых веществ. В этих списках приведены все яды. Среди них есть змеиный яд, пчелиного яда там нет.
Ведущий:
Когда будет принято постановление Правительства РФ, предусмотренное новой редакцией УПК, устанавливающее средний размер доз, позволяющих квалифицировать преступление в сфере наркотиков по критерию крупного, особо крупного размера. Есть ли проект такого постановления, примерные цифры, где можно ознакомиться с текстом?
Федоров А.В.:
Первоначально такое постановление должно было быть принято в марте сего года, затем продлили срок его принятия еще на два месяца. Таким образом, постановление должно появиться в мае. Проект уже существует, над ним работают специалисты, ведутся жаркие споры. Я уже об этом говорил, что само понятие средней разовой дозы - условно, как можно говорить о средней разовой дозе потребления, если определенные виды наркотиков вообще запрещены к обороту и потреблению. Специалисты дискутируют. Я думаю, что в ближайшее время они придут к консенсусу, и выверенные научно обоснованные размеры будут предложены в проект Постановления Правительства РФ. Насколько я осведомлен, каждое наркотическое средство и психотропное вещество рассматривается всесторонне, выработано примерно 14 критериев, по которым оно оценивается для того, чтобы определить среднюю разовую дозу потребления.
Ведущий:
Вопрос от Олега из Москвы. Правда ли, что вероятность смерти от первой сигареты с марихуаной составляет 10%? Где можно вылечиться от наркотической зависимости от кофеина? Когда в России запретят такой опасный наркотик как никотин?
Федоров А.В.:
Опять целый блок вопросов. Никотин, как таковым наркотиком не является. Ни в одном из списков наркотических средств и психотропных веществ его нет. Это другая вредная привычка, которая не является заболеванием, но может повлечь за собой негативные последствия и соответствующие заболевания в виде рака легких. Что касается вероятности смерти от первой же сигареты с марихуаной, вероятность, я думаю, все-таки не 10%, и моментально смерть не наступит. Человек, который принимает решение закурить первую сигарету с марихуаной, должен четко осознавать, что это как раз и будет его первый шаг к смерти. Причем к смерти, которая не за горами. Как показывает статистика, лица, употребляющие наркотики, живут очень недолго, зачастую, всего несколько лет. Переходя от марихуаны к героину, к другим сильным наркотикам, человек деградирует, разрушается как личность и умирает.
Ведущий:
Спасибо, Александр Вячеславович. Позвольте Вас поблагодарить за интереснейшее интервью и пожелать Вам всего хорошего в Вашей трудной, но очень необходимой для нашего общества, работе.
Федоров А.В.:
Спасибо, всего доброго.