Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих
В компании "Гарант" состоялось Интернет-интервью с директором Департамента экономики программ обороны и безопасности Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Путилиным Владиславом Николаевичем.
Тема интервью: "Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих".
Интервью организовано и проведено компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).
Ведущая интервью - Анастасия Майнина (компания "Гарант").
Ведущая:
Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте уважаемая Интернет-аудитория! Мы начинаем интервью с директором Департамента экономики программ обороны и безопасности Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Путилиным Владиславом Николаевичем.
Тема интервью: "Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих".
Ни для кого не секрет, что существующая сегодня в России система финансирования военнослужащих находится в плачевном состоянии и требует скорейшего реформирования.
В настоящее время на стадии опубликования находится уже подписанный Федеральный закон от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ
"О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", который вступит в силу 1 января 2005 года.
Каков порядок формирования, особенности инвестирования и использования средств для жилищного обеспечения военнослужащих? Как будут решаться проблемы поддержания платежеспособности военнослужащих при ипотечном кредитовании жилья? На эти и другие актуальные вопросы ответит директор Департамента экономики программ обороны и безопасности Минэкономразвития России Владислав Николаевич Путилин, который являлся официальным представителем Правительства России на стадиях рассмотрения законопроекта в Федеральном Собрании Российской Федерации.
Уважаемый Владислав Николаевич , позвольте Вас поприветствовать и если позволите, сразу хотелось бы задать первый вопрос.
Какие виды отношений будут регулироваться данным законом?
Путилин В.Н.:
Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", который вступает в силу с 1 января 2005 г., будет регулировать отношения, связанные с формированием, особенностями инвестирования и использования накапливаемых средств, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих. До принятия Федерального закона такого вида отношений не существовало.
Ведущая:
Почему потребовалось создание специальной ипотечной системы? Нельзя ли было осуществлять те же цели в рамках существующего закона об ипотеке?
Путилин В.Н.:
Существующий закон об ипотеке также будет работать в рамках отношений, формируемых Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих". Это возможно в случае, когда военнослужащий воспользуется целевым жилищным займом для получения ипотечного кредита в коммерческом банке. Однако в существовавшем законодательстве не предусматривались ни накопления средств в пользу военнослужащего за счет федерального бюджета, ни погашение коммерческого кредита, полученного военнослужащим для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Ведущая:
Как в новом законе реализуется право граждан на жилище?
Путилин В.Н.:
Новый закон предусматривает предоставление военнослужащему-гражданину возможность приобрести в собственность жилье в пределах накопленных на его именном накопительном счете средств накоплений для жилищного обеспечения.
Ведущая:
Как формируются жилищные накопления?
Путилин В.Н.:
Средства накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих формируются за счет двух основных источников. Во-первых, - это ежегодные взносы федерального бюджета, предназначенные для учета на именных накопительных счетах участников системы. Размер годового взноса на каждого участника устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. На 2005 год установлен взнос в размере 37 000 рублей на каждого участника. Во-вторых, существенную часть накоплений для жилищного обеспечения за время накоплений составят доходы от инвестирования этих средств. Ожидается, что доля инвестиционного дохода за 20 лет накоплений составит порядка 25-40% от общей суммы средств, учтенных на именном накопительном счете участника.
Ведущая:
Какие категории военнослужащих будут являться участниками накопительно-ипотечной системы?
Путилин В.Н.:
Участниками накопительно-ипотечной системы начиная с 1 января 2005 г. будут становиться:
- лица, окончившие военные училища (академии, институты) и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, могут стать участниками на добровольной основе;
- офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы начиная с 1 января 2005 года;
- прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, могут стать участниками на добровольной основе;
- сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы.
Ведущая:
Когда у военнослужащих возникает право на использование накоплений?
Путилин В.Н.:
Такое право возникает:
- после достижения общей продолжительности военной службы двадцать лет и более;
- при увольнении военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более по уважительным основаниям (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями, по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе);
- в случае исключения участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим.
Кроме того, военнослужащий может приобрести в собственность жилое помещение с использованием целевого жилищного займа и (или) ипотечного кредита (займа) в порядке и на условиях, которые определены статьями 14 и 15 Федерального закона. Это положение может рассматриваться как возможность использования накоплений в период прохождения военной службы.
Ведущая:
На что конкретно военнослужащие смогут расходовать эти накопления?
Путилин В.Н.:
Военнослужащие смогут расходовать накопленные средства на приобретение жилых помещений, на улучшения жилищных условий или для иных целей - в случае увольнения с военной службы.
Ведущая:
Каковы условия получения и погашения целевого жилищного займа военнослужащими?
Путилин В.Н.:
Каждый участник накопительно-ипотечной системы через три года после его включения в накопительно-ипотечную систему имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа для приобретения жилого помещения под залог или для оформления ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по такому кредиту (займу).
Целевой жилищный заем предоставляется на период прохождения участником накопительно-ипотечной системы военной службы и является беспроцентным в этот период. Предельный размер целевого жилищного займа не может превышать общую расчетную сумму накопительных взносов, поступающих из федерального бюджета и учитываемых на именном накопительном счете участника за период военной службы до наступления предельного возраста пребывания на военной службе, и учтенных на именном накопительном счете доходов от инвестирования накоплений на день предоставления целевого жилищного займа.
Погашение целевого жилищного займа осуществляется уполномоченным федеральным органом при возникновении у получившего целевой жилищный заем военнослужащего права на использование накоплений, а также в случаях исключения участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим.
При досрочном увольнении участника накопительно-ипотечной системы с военной службы, если у него не возникло указанное выше право, начиная со дня увольнения по целевому жилищному займу начисляются проценты по ставке, установленной договором о предоставлении целевого жилищного займа. При этом уволившийся участник накопительно-ипотечной системы обязан возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы в погашение целевого жилищного займа, а также уплатить проценты по этому займу ежемесячными платежами в срок, не превышающий десяти лет.
Ведущая:
Каковы особенности инвестирования и использования средств для жилищного обеспечения военнослужащих?
Путилин В.Н.:
Основные особенности инвестирования средств для жилищного обеспечения военнослужащих заключаются в том, что инвестирование осуществляется исключительно профессиональными управляющими компаниями, отобранными на конкурсной основе, под ежедневным контролем специализированного депозитария. При этом использование средств для жилищного обеспечения военнослужащих допускается исключительно на осуществление выплат военнослужащим и оплату расходов по инвестированию средств.
Ведущая:
Каковы принципы размещения жилищных накоплений военнослужащих?
Путилин В.Н.:
Размещение и инвестирование средств накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих осуществляются на следующих принципах:
- надежность активов, обеспечивающих сохранность и реальную покупательную способность указанных средств;
- обеспечение доходности и ликвидности активов, сформированных за счет средств накоплений для жилищного обеспечения;
- размещение средств на основе объективных критериев, поддающихся количественной оценке.
А так же на принципах информационной открытости процесса размещения и инвестирования средств накоплений для участников накопительной системы, уполномоченных органов государственной власти и профессионального управления инвестиционным процессом.
Средства жилищных накоплений могут быть инвестированы только в активы, разрешенные для размещения и инвестирования в соответствии с Федеральным законом.
Ведущая:
Будут ли предъявляться какие-либо специальные (повышенные) требования к компаниям, имеющим желание быть допущенными к управлению накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих?
Путилин В.Н.:
К управлению накоплениями для жилищного обеспечения допускаются только отобранные по результатам конкурса управляющие компании:
- имеющие лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;
- застраховавшие профессиональную ответственность в соответствии Федеральным законом;
- соответствующие требованиям о достаточности собственных средств;
- не являющиеся аффилированными лицами специализированного депозитария;
- принявшие соответствующий требованиям Федерального закона кодекс профессиональной этики;
- заключившие со специализированным депозитарием договоры об оказании услуг в соответствии с Федеральным законом.
При этом в состав акционеров (участников) управляющей компании, осуществляющей доверительное управление, не могут входить организации, зарегистрированные в иностранных государствах, в которых предоставляется благоприятный налоговый режим и (или) не предусматриваются раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций, либо на территории Российской Федерации, на которой предоставляется специальный налоговый режим (оффшорные зоны).
Ведущая:
Какова процедура распоряжения бюджетными средствами, предназначенными для жилищного обеспечения военнослужащих?
Путилин В.Н.:
Передача накоплений для жилищного обеспечения осуществляется уполномоченным федеральным органом путем их перечисления на отдельный банковский счет управляющих компаний в порядке и в сроки, которые установлены договорами доверительного управления.
При этом, управляющие компании при осуществлении операций с накоплениями для жилищного обеспечения не вправе:
- осуществлять списание (выдачу) денежных средств с отдельного банковского счета для осуществления операций с накоплениями для жилищного обеспечения в иных целях, чем цели, установленные Федеральным законом, и без предварительного согласия специализированного депозитария;
- безвозмездно отчуждать накопления для жилищного обеспечения;
- предоставлять займы за счет накоплений для жилищного обеспечения;
- приобретать за счет накоплений для жилищного обеспечения ценные бумаги у своих аффилированных лиц;
- приобретать в собственность ценные бумаги, входящие в инвестиционный портфель;
- приобретать за счет накоплений для жилищного обеспечения ценные бумаги, находящиеся в собственности управляющей компании;
- продавать ценные бумаги, входящие в инвестиционный портфель, акционерам (участникам) управляющей компании.
Ведущая:
Каковы полномочия федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих функционирование и участвующих в организации деятельности накопительно-ипотечной системы?
Путилин В.Н.:
Федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, ведут реестры участников накопительно-ипотечной системы, информируют о переводе военнослужащих в другой орган, представляют информацию о количестве участников в Минфин России для расчета размера взносов, получают информацию о накоплениях, учтенных на именных накопительных счетах, проводят о накопительно-ипотечной системе.
Основную работу по обеспечению функционирования накопительно-ипотечной системы ведет уполномоченный федеральный орган. Этот орган оформляет получение взносов, ведет учет накоплений на именных накопительных счетах участников, проводит конкурсный отбор управляющих компаний и специализированного депозитария, осуществляет контроль за исполнением ими договорных отношений, предоставляет военнослужащим средства, накопленные на их именных счетах, представляет отчетность Правительству РФ и осуществляет раскрытие информации в установленном законом порядке.
Ведущая:
Смогут ли сами военнослужащие осуществлять контроль за инвестированием накоплений для их жилищного обеспечения?
Путилин В.Н.:
Такая возможность законом не предусмотрена, так как средства накоплений для жилищного обеспечения остаются в собственности Российской Федерации до момента их использования военнослужащим. Для реализации функции общественного контроля формируется Совет по инвестированию средств накоплений для жилищного обеспечения.
Персональный состав Совета формируется из представителей саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, иных общественных организаций и федеральных органов исполнительной власти.
Ведущая:
Как будут решаться проблемы поддержания платежеспособности военнослужащих при ипотечном кредитовании жилья?
Путилин В.Н.:
При ипотечном кредитовании приобретения жилья военнослужащими их платежеспособность будет поддерживаться уполномоченным федеральным органом посредством осуществления регулярных платежей по договору целевого жилищного займа.
Ведущая:
Предусмотрены ли какие-то гарантии для организаций, выдающих кредиты военнослужащим?
Путилин В.Н.:
Для организаций, выдающих кредиты военнослужащим, гарантом является Правительство Российской Федерации, обеспечивающее исполнение федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год.
Дополнительные гарантии указанным организациям предоставляет уполномоченный федеральный орган, на балансе которого будут учтены средства накоплений для жилищного обеспечения.
Ведущая:
Что должна будет делать организация, выдавшая ипотечный кредит, если государство будет задерживать платежи?
Путилин В.Н.:
Кредитующие организации могут обращаться в суд с претензиями как к уполномоченному федеральному органу, так и к Российской Федерации, от имени которой действует указанный орган по договору целевого жилищного займа.
Ведущая:
Сохранится ли действующая система социальных льгот и гарантий военнослужащим?
Путилин В.Н.:
В настоящее время Минобороны России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти готовит проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в связи с принятием Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
Законопроектом предусматривается, что "Государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений или выделение средств из федерального бюджета на их приобретение на условиях и в порядке, устанавливаемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации".
Других изменений в системе социальных льгот и гарантий в связи с вступлением в силу Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" не предусматривается.
Ведущая:
Предусмотрено ли сохранение жилищных прав членов семей военнослужащих?
Путилин В.Н.:
Права членов семей военнослужащих, не являющихся участниками накопительно-ипотечной системы, установленные действующим законодательством, остаются неизменными. В связи с вступлением в силу Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" предусматриваются гарантии членам семей военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы в случаях исключения участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим. Этим случаям посвящена отдельная статья закона.
Ведущая:
Какие суммы заложены в бюджет 2005 года на реализацию целей, заложенных в законе? Какими расчетами они подкреплены?
Путилин В.Н.:
В федеральном бюджете 2005 года предусмотрены средства в объеме 1,03 млрд. рублей для осуществления взносов в накопительно-ипотечную систему. Расчетный размер взноса на одного участника на 2005 год установлен в 37 000 рублей, исходя из прогноза накопления средств за период военной службы, достаточных для приобретения жилья в регионах Центральной России общей площадью 55-60 квадратных метров на семью военнослужащего за 17 лет накоплений, что соответствует достижению 20 лет общей продолжительности военной службы.
Ведущая:
Спасибо большое за четкие и подробные ответы.
Путилин В.Н.:
Спасибо. До свидания.