Вопросы контроля за деятельностью региональных отделений политических партий и общественных организаций, осуществление регистрации недвижимого имущества
и. о. Руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Москве Трофимова Олега Николаевича
31 января 2007 г.в 11-00 в компании "Гарант" состоялось интернет-интервью с и. о. Руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Москве Трофимовым Олегом Николаевичем.
Тема интернет-интервью: "Вопросы контроля за деятельностью региональных отделений политических партий и общественных организаций, осуществление регистрации недвижимого имущества в соответствии с новым Административным регламентом и реализация "дачной амнистии" в деятельности Управления Федеральной регистрационной службы по Москве в 2006 году".
Интернет-интервью организовано компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").
В подготовке стенограммы принимает участие журнал "Законодательство".
В интернет-интервью принимают участие и.о.Руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Москве Трофимов Олег Николаевич.
Ведущий интернет-интервью - Царь Сергей (компания "Гарант").
Ведущий:
Доброе утро, уважаемые дамы и господа, уважаемая интернет-аудитория!
Сегодня у нас в гостях исполняющий обязанности Руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Москве Олег Николаевич Трофимов. Позвольте приветствовать вас в компании "Гарант".
Тема нашего сегодняшнего интернет-интервью: "Вопросы контроля за деятельностью региональных отделений политических партий и общественных организаций, осуществление регистрации недвижимого имущества в соответствии с новым Административным регламентом и реализация "дачной амнистии" в деятельности Управления Федеральной регистрационной службы по Москве в 2006 году ".
В рамках интернет-интервью мы сможем выяснить, как выполняются требования нового Административного регламента. Обсудить проблемные вопросы контроля за деятельностью территориальных отделений политических партий и общественных объединений, рассказать о том, как реализуются положения нового Административного регламента при совершении регистрационных действий, а также о ходе реализации "дачной амнистии", подвести итоги деятельности Управления Федеральной регистрационной службы по Москве за 2006 год и ответить на ряд организационных и правовых вопросов.
К моменту начала интернет-интервью поступило несколько десятков интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.
Ведущий:
Вопрос поступил от Елены из Москвы: Олег Николаевич, читала в прессе, что 11 января 2007года Президент В.В. Путин встречался с членами Совета по содействию развития интересов гражданского общества и правам человека. На встрече прозвучала информация, что для регистрации некоммерческой организации (НКО) необходимо потратить от 40 до 50 тысяч рублей. Сколько в действительности может потребоваться затрат для того, чтобы зарегистрировать НКО?
Трофимов О.Н.:
Данная информация не соответствует действительности. Согласно Налоговому кодексу РФ, в частности статье 333. 33 п.1, Управлением федеральной регистрационной службы по Москве, а также другими управлениями РФ взимается государственная пошлина за государственную регистрацию НКО в размере 2000 рублей. В качестве постскриптума отмечу, что 25 января 2007 года на совещании Федеральной регистрационной службы по проблемам, посвященным НКО, заместитель директора Федеральной регистрационной службы Максим Владимирович Прохоров заявил об абсолютной надуманности подобного рода сведений.
Ведущий:
Спасибо.
Ведущий:
Второй вопрос - от Михаила: Как часто вашим управлением проводится контроль НКО и региональных отделений политических партий? Какова методика проводимого контроля? По какому принципу выделяется организация, в которой будет проводиться проверка? Как скоро вы реагируете на поступающие жалобы в отношении НКО организаций?
Трофимов О.Н.:
Критерий часто и нечасто здесь не уместен. Порядок проведения проверок, как НКО, так и региональных отделений политических партий, определяется, прежде всего, выполнением ими федеральных законов об их деятельности и уставных требований. Например, в установленные сроки НКО обязаны предоставлять нам информацию о своей деятельности, отчеты о перемене состава руководящих органов, документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, о внесении изменений в устав. Непредставление такой информации является основанием проведения проверки той или иной организации. Срок ответа на жалобу, которая поступает в этой части, составляет один месяц - так говорится в законе, который вступил в силу с ноября 2006 года. В ближайшее время будет утвержден план-график проверок НКО и региональных отделений партий и общественных организаций. В обязательном порядке будут учитываться сигналы, информация, в том числе и данные, о которых я уже сказал. Если организация не представляла нам сведения с 1996 года, с 1997 года, то, безусловно, она будет подлежать проверке. Спасибо.
Ведущий:
Спасибо.
Ведущий:
Следующий вопрос из г. Ступино: Олег Николаевич, расскажите, пожалуйста, о том, как ваше управление взаимодействует с другими органами государственной власти по вопросам деятельности НКО.
Трофимов О.Н.:
Федеральный закон от января 2006 года N 18-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" значительно расширил компетенцию и функции, реализуемые Росрегистрацией и Управлением Федеральной регистрационной службы по Москве в частности. Ранее территориальные органы Федеральной налоговой службы принимали решение о государственной регистрации НКО. В настоящее время эту функцию выполняет наше управление. Кроме этого НКО представляют нам в установленные федеральным законодательством сроки документы, содержащие отчет о своей деятельности: сведения о персональном составе руководящих органов, сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан. Осуществление новых функций показало, что управление стало ведущим территориальным органом исполнительной власти в каждом субъекте Федерации, и в частности по Москве, который обеспечивает регулирование и контролирование деятельности НКО. Совершенствуются механизмы информационного взаимодействия с органами государственной статистики, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также кредитными и иными финансовыми организациями. В качестве примера: Федеральная служба государственной статистики, в частности ее территориальный орган по Москве, предоставляет годовую бухгалтерскую отчетность о некоммерческих организациях, зарегистрированных у нас. В соответствии с Федеральным законом от 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" Федеральная служба по финансовому мониторингу информирует о выявленных фактах несоответствия расходования денежных средств и иного имущества некоммерческих организаций уставным целям организации. Кроме этого Росфинмониторинг предоставил нам свои коды доступа в закрытые разделы интернет-сайта, в котором размещается перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности. Центральный банк Российской Федерации представляет нам информацию со счетами клиентов в соответствии со статьей 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". На сегодняшний день управление нашло поддержку в Управлении Федеральной налоговой службы по вопросу обмена информацией в электронном виде о деятельности НКО. Порядок предоставления информации будет определен при заключении соглашения о взаимодействии с Росрегистрацией с Управлением Федеральной налоговой службы. Управление взаимодействует с органами исполнительной и законодательной власти г. Москвы по различным направлениям деятельности. В настоящее время более целенаправленно и в комплексе будут проводиться проверки по расходованию денежных средств, выделенных бюджетом города на финансирование городских целевых программ 2006 года, где задействуются в том числе и НКО. С Департаментом имущества и Департаментом земельных ресурсов города Москвы, с префектурами административных округов города наше взаимодействие будет заключаться в проверке НКО на предмет использования имущества города. В частности, аренда помещений, земельных участков, соответствует ли это уставным задачам и требованиям законодательства федерального, в первую очередь. В нашем управлении создана комиссия по эффективному взаимодействию информирования общественности о мерах реализации наших полномочий по регистрации и контролю деятельности НКО. В состав этой комиссии вошли представители общественности, некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и религиозных организаций.
Ведущий:
Вопрос из Москвы: Я владею долей в праве собственности на квартиру. Могу ли я заложить ее и при каких условиях? Что мне нужно для этого сделать? Как много времени займет этот процесс?
Трофимов О.Н.:
Ответ однозначный, да. Вы можете заложить свою долю в праве собственности. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 закона "Об ипотеке" участник общей долевой собственности может заложить свою долю в праве на общее имущество без согласия других собственников. Для этого требуется представить необходимые документы, перечень которых предварительно необходимо уточнить в отделе по регистрации ипотеки нашего управления. Отдел находится по адресу: Зеленый проспект, д. 23, и Зеленый проспект, д. 20. Согласно распоряжению руководителя управления срок регистрации подобных сделок на территории Москвы составляет 10 рабочих дней. Административным регламентом, утвержденным приказом министра, установлен предельный срок 15 календарных дней. Мы изыскали технические возможности и людские ресурсы для регистрации в более короткие сроки.
Ведущий:
Спасибо.
Ведущий:
Следующий вопрос также из Москвы от Иванова Михаила: В 2004 году взял ипотечный кредит в Москве. В 2014 году, когда все мои обязательства перед банком будут исполнены, каким образом прекратится ипотека и что мне необходимо будет сделать, чтобы прекратить залог?
Трофимов О. Н.:
Если все ваши обязательства по кредитному договору перед банком исполнены, то можно говорить о том, что обеспеченное ипотекой кредитное обязательство прекращено. А это согласно пункту 1 статьи 352 Гражданского кодекса РФ является одним из оснований прекращения залога, в том числе залога недвижимости, то есть ипотеки. Если ипотека прекращена исполнением обеспеченного обязательства, то регистрационная запись об этой ипотеке в Едином государственном реестре прав на недвижимость может быть погашена. В соответствии с частью 1 статьи 25 закона "Об ипотеке" регистрационная запись погашается на основании заявления законного владельца закладной и совместного заявления залогодателя и залогодержателя. Залогодатель предусмотрел, законодатель предусмотрел, что наряду с данными заявлениями основанием для погашения может быть решение суда, Арбитражного суда или Третейского суда, о прекращении ипотеки.
Ведущий: Спасибо.
Ведущий:
Следующий вопрос поступил из Москвы от Дениса Сергеевича: Я живу в САО города Москвы. Хочу приватизировать свою долю и оформить право собственности на
машино-место в гаражном кооперативе. Очень боюсь очередей, знакомые говорят, что для того, чтобы зарегистрировать право, необходимо около суток стоять в очереди и занимать очередь с ночи: В то же время слышал по радио о том, что в октябре или ноябре прошлого года Управлением ФРС по Москве был принят новый Административный регламент, который должен сократить очереди. Скажите, появился ли какой-то эффект от введения нового регламента или нужно подождать еще некоторое время?
Трофимов О.Н.:
Хочу сказать, это не нами утвержден Административный регламент. Разработан Административный регламент Федеральной регистрационной службой, а одобрен Министерством юстиции и Правительством Российской Федерации. После этого Приказом министра он был объявлен и опубликован в установленном законом порядке. После этого он вступил в силу. Таким образом, эта сфера регулирования федеральных органов исполнительной власти. Для проведения государственной регистрации договора перехода права и права собственности вы вправе обратиться в любую приемную управления по объектам жилого фонда. Они имеются в каждом административном округе, а не обязательно в САО. Кроме того есть специализированная приемная по жилью, находящаяся по адресу: Зеленый проспект, д. 20. В настоящее время Управлением ФРС в Москве действительно осуществляется пилотное внедрение, как это предусмотрено Распоряжением Правительства Российской Федерации Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Приемная отдела регистрации прав на недвижимость по Северному административному округу города Москвы расположена по адресу: Дмитровское шоссе, дом 5, корпус 1. Вся необходимая информация размещена на информационных стендах в приемной. С 26 декабря в указанной приемной введена в действие автоматизированная система организации приема заявителей, то есть электронная очередь, которая предназначена для улучшения обслуживания граждан и организаций. Получив талон на прием после оплаты государственной пошлины или платы за предоставление информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявители могут ожидать своего приема в соответствии с очередностью, установленной полученным талоном. Использовать данную информационную систему очень просто, достаточно одной-двух минут, чтобы разобраться с этим аппаратом. Для получения консультаций по вопросам исполнения государственной функции по государственной регистрации прав, в том числе по вопросам оплаты государственной пошлины и платы за предоставление информации, которую необходимо произвести до получения талона на прием, заявители могут обратиться в специально оборудованное окно консультации, которое работает в течение всего срока исполнения государственной функции, в том числе и в не приемное время. График приема расположен в общедоступных местах. Как попасть в приемную по Северному административному округу. Начиная с близлежащих остановок автобуса и метро яркий указатель, яркая реклама, где дислоцируется данное подразделение. Не надо приходить ни в пять, ни в шесть. Точно указано время, и все люди, которые придут в этот день, обязательно будут приняты. У кого есть вопросы, связанные с государственной регистрацией жилых помещений, вызывают необходимость каких-либо консультаций, могут обратиться в специально оборудованное "окно консультаций" которое расположено на каждом из четырех этажей данной приемной, и получить необходимую консультацию, в том числе и о временном режиме работы данной приемной,. Место их расположения обозначено на карте, которая вывешена во всех подразделениях. На этих же картах обозначены подразделения Роснедвижимости, Бюро технических инвентаризаций, банки и т. д.
Ведущий: Исчерпывающий ответ. Спасибо.
Ведущий:
Стрекалов Сергей из Москвы интересуется: Знаю, что в Госдуму Правительством внесен проект поправок в корпоративное законодательство. Как вы полагаете, могут ли эти поправки стать преградой на пути "черного рейдерства"? Ведь даже здание бывшего проектного института, в котором находится несколько управлений Росрегистрации (на проспекте Мира), подверглось рейдерскому захвату!!! А это уже, как мне кажется, правовой беспредел и бессилие федеральной власти по ведению борьбы в данном направлении.
Трофимов О.Н.:
Вопрос емкий. Я и по прежней должности занимался этим вопросом, и сегодня всерьез занимаюсь, являюсь членом комиссии. В Федеральной регистрационной службе создана одна из первых комиссий в РФ под руководством директора Федеральной регистрационной службы Мовчана Сергея Николаевича, под его руководством непосредственным. В нее вошли представители правоохранительных органов, представители Роснедвижимости, представители судейского сообщества, представители Ростехинвентаризации и т. д. Состоялось два первых заседания, принимаются конкретные рекомендательные меры для территориальных управлений по всей России. Хочу отметить, эта работа была начата в 2005 году. На сегодняшний день Правительство РФ утвердило концепцию развития корпоративного законодательства, в которой заложены меры по усилению ответственности именно за "черное рейдерство". Так как, по мнению главы МЭРТ Германа Грефа, есть рейдеры, действующие на законных основаниях, перераспределяющие собственность легальным образом в пользу эффективных компаний. Как показывает практика, "черные рейдеры" чаще всего используют в качестве главного основания для захода на предприятие судебные решения. Причем это судебные акты могут исходить от суда из любого региона. В данном случае необходимо скоординировать действия Росрегистрации, Роснедвижимости, МВД, Ф C ФР РФ, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной налоговой службы по предотвращению государственной регистрации прав лиц, использующих в своей деятельности противоправные средства овладения объектами недвижимого имущества. В настоящее время управлением выявлено значительное количество подложных документов, представленных на госрегистрацию. В соответствии с принятым порядком, утвержденным приказом, при выявлении подложных документов материалы направляют в Прокуратуру города Москвы. За 2006 год в Прокуратуру было направлено 89 материалов. По имеющейся информации, практически по всем материалам проводится проверка и возбуждены уголовные дела. Хотя разработка средств и методов проверки исполнительных документов, связанных с корпоративными спорами на предмет их законности и правосудности, не относится к компетенции управления Федеральной регистрационной службы по Москве. Однако при принятии решений о возможности государственной регистрации прав регистратор оценивает и поступающие документы, связанные с корпоративными спорами. При необходимости регистратор делает соответствующие запросы, в том числе в ФНС и нотариусам. За истекший квартал я подписывал несколько документов в Прокуратуру, в которых государственные регистраторы при изучении документов и проведении правовой экспертизы, как это установлено законом, усомнились в подлинности доверенностей, выданных тем или иным нотариусом. При запросах было установлено, что такие доверенности в реестре у нотариусов не значатся и являются, попросту говоря, поддельными. Поиск людей и организации, которые занимались подделкой, ведется Прокуратурой и соответствующими правоохранительными органами.
Отвечая на вопрос о рейдерском захвате здания ОАО "Гепромез" по адресу: Москва, проспект Мира, д. 101, строение 1 и 2, необходимо сказать о следующем: На сегодняшний день здание продано собственниками, т. е. ОАО "Гепромез" заключило договор о купле-продаже, о переходе права собственности к компании "Хэкбридж Партнерс С.А.". Данная сделка зарегистрирована в Федеральной регистрационной службе. На сегодняшний день оспаривается не сама сделка, а регистрация сделки, решение первой инстанции и апелляционной инстанции, которые решали вопрос о праве в ходе рассмотрения. административного спора о регистрации. Мы эти решения обжаловали в кассационной инстанции и ждем решения суда. Вот так складывается ситуация. Однозначного ответа я на сегодняшний день дать не могу. На мой взгляд, идет спор хозяйствующих субъектов.
Ведущий: Спасибо за исчерпывающий ответ на очень емкий и сложный вопрос.
Ведущий:
Вопрос задает Наталья из Москвы: Какие виды регистрационных действий осуществляются Московским Управлением ФРС?
Трофимов О.Н.:
Всем известно, что в Москве 10 административных округов. В каждом округе работает свой территориальный отдел. В том числе в каждом из отделов имеется несколько приемных. В целом у нас в 33 приемных работают госрегистраторы и работники, которые осуществляют процесс государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней и выдачу информации из Единого государственного реестра прав. В каждом округе приемная нежилого фонда осуществляет следующие функции. Перечисляю: регистрация прав на нежилые помещения, здания, возникших до введения в действие закона о госрегистрации, то есть на основании свидетельства о внесении в реестр объектов собственности на территории. Второе, регистрация прав собственности г. Москвы на нежилые помещения, здания, возникших до введения в действие закона о регистрации, а также прав на объекты, созданные в результате инвестиционной деятельности. В-третьих, регистрация права хозяйственного ведения, оперативного управления на нежилое здание, помещение, находящееся в собственности г. Москвы. В-четвертых, регистрация прав на нежилые здания, помещения, возникших в результате приватизации, на основании договоров купли-продажи, заключенных со специализированным Государственным унитарным предприятием по продаже имущества г. Москвы. Регистрация прав, в том числе до введения в действие закона о регистрации на гаражи-боксы и машино-места, в том числе созданные в порядке инвестирования. В-пятых, регистрация перехода прав на основании договоров об отчуждении имущества. В-шестых, регистрация договоров аренды дополнительных соглашений к указанным договорам. В-седьмых, регистрация договоров дарения, мены, ренты. В-восьмых, регистрация передачи нежилых зданий, помещений в доверительное управление. В-девятых, регистрация ипотеки, возникшее на основании закона при отчуждении нежилого здания, помещения под выплату ренты, то есть статья 586 Гражданского кодекса. При заключении договора купли-продажи нежилого здания, помещения с оплатой в рассрочку, если иное не предусмотрено договором. Следующее, внесение изменений в запись Единого государственного реестра прав, за исключением внесения изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке. Следующее, исправление технических ошибок в записях ЕГР, допущенных при государственной регистрации. Повторная выдача новых свидетельств о государственной регистрации. Мы не выдаем дубликаты для сведения, мы выдаем повторное свидетельство при определенных условиях. Следующее, регистрация договоров аренды и земельного участка, заключенных на срок до пяти лет включительно. Приемные жилого фонда осуществляют следующие функции. Где располагаются эти приемные, есть на нашем сайте.. Перечисляю следующее. Регистрация прав на жилые помещения, возникших до введения в действие закона о регистрации, в том числе прав г. Москвы, то есть до 1997 года+. Следующее, регистрация прав собственности г. Москвы, за исключением прав на объекты, созданные в результате инвестиционной деятельности. Следующее, регистрация прав, возникших на основании договора передачи жилых помещений в собственность в порядке приватизации. Следующее, регистрация прав на недвижимое имущество, возникших в порядке наследования по закону. Следующее, регистрация прав собственности членов жилищных строительных кооперативов на основании справок о выплаченном пае. Следующее, регистрация перехода права на основании договоров об отчуждении имущества. Следующее, регистрация договоров о купле-продаже, ренты, дарения, мены, в том числе в порядке предоставления жилых помещений в домах-новостройках в собственность граждан, в связи с переселением и дополнительных соглашений к указанным договорам. Следующее, регистрация ипотеки, возникшее на основании закона при отчуждении жилого помещения под выплату ренты с условием пожизненного содержания с иждивением. При заключении договора о купле-продаже жилого помещения с оплатой в рассрочку. Следующее, внесение изменения в записи Единого государственного реестра прав, за исключением внесения изменениий и дополнений в регистрационную запись об ипотеке. Исправление технических ошибок в записях ЕГРП, допущенных при государственной регистрации. Также повторная выдача новых свидетельств о государственной регистрации. И предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним. Помимо территориальных приемных в Москве действуют специализированные отделы, такие как обособленные межмуниципальные отделы регистрации ипотеки и договоров участия в долевом строительстве, отдел регистрации прав на объекты федеральной собственности, отдел регистрации прав на сооружение, отдел регистрации прав на земельные участки, отдел регистрации арестов. В каждом из перечисленных отделов производится регистрация строго по своей направленности. Мною дано указание, и оно исполняется. На сегодняшний день в окружных газета и по каналам кабельного телевидения по административным округам по организации работы наших приемных должны выступить и выступают, руководители наших территориальных отделов Кроме того, мы даем разъяснение в различных средствах массовой информации, в том числе и в газетах, о наших планах, наших полномочиях, функциях и местах расположения наших подразделений.
Ведущий: Спасибо.
Ведущий:
Антон Свириденко задает следующий вопрос: Как ваше управление взаимодействует с органами власти города Москвы по вопросам регистрации прав на недвижимость?
Трофимов О.Н.:
Очень конструктивное взаимодействие. У нас много совместных точек соприкосновения. Даже руководство города отмечало, что наши отношения находятся в стадии устойчивой конструкции. В частности, мы взаимодействуем напрямую с Департаментом жилищной политики и жилого фонда города Москвы. Мы взаимодействуем с Департаментом имущества города Москвы, Департаментом земельных ресурсов. Начинается взаимодействие с Департаментом по охране памятников и наследию и с другими. Управление принимает от Департаментов жилищной политики и их подразделений пакеты документов на приватизацию квартир, которые сдаются гражданами, которые заключают договоры передачи квартиры в собственность, и передают нам. Эта работа уже ведется непосредственно без граждан на основании доверенности, которую граждане выдают представителям Департамента по жилью. То есть контакт очень оживленный и постоянный. Кроме того выдается постоянная информация из Единого государственного реестра прав, на основе которой ведется ряд реестров городом. Принимаются более обоснованные управленческие решения, поскольку информация позволяет делать это более качественно. Спасибо.
Ведущий: Спасибо.
Ведущий:
Гаврилов Александр интересуется: Вы работали начальником Управления государственной регистрации прав на недвижимое имущество Росрегистрации. Не могли бы вы рассказать о том, в каком направлении планируется развивать законодательство в области регистрации прав на недвижимое имущество на федеральном уровне?
Трофимов О.Н.:
Могу высказать только несколько соображений по этому поводу. В частности, в отношении получения информации, необходимой для государственной регистрации прав на недвижимое имущество. На мой взгляд, следует выйти с законодательной инициативой о внесении изменений и дополнений в одну из статей закона от 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также в Процессуальный кодекс об ответственности органов и организаций, имеющих сведения необходимых для государственной регистрации на объекты недвижимого имущества, за не предоставление или несвоевременное предоставление запрашиваемой информации. Поясняю: в законе указаны конкретные сроки, ответы на которые должны быть представлены в подразделение Федеральной регистрационной службы. Не всегда это соблюдается, но конкретной конструкции закона об ответственности за это не имеется. Это позволяет в некотором случае, будем говорить, с прохладцей относится к нашим запросам и к исполнению данного закона. Скажу в отношении информационного учета. В настоящее время нормами действующего законодательства, в том числе Гражданского кодекса Российской Федерации, законом "О регистрации", не урегулирован порядок осуществеления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним при наличии обращения информационного характера. От граждан, от организаций, от госорганов поступают запросы , а зачастую бывают и необоснованные о предотвращении перехода прав на те или иные объекты недвижимого имущества, о запрете регистрации права того или иного субъекта, участника регистрационной деятельности. Такие случаи в последнее время участились. В управлении практика с учетом подобной информации в целом сложилась, и в целом носит позитивный характер, и исполняет роль защитного механизма, препятствующего совершению криминальных действий с объектами недвижимого имущества. В-третьих, в отношении предоставления информации. В настоящее время порядок выдачи информации прописан в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" от 1992 года, в Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности" и прочих, касающихся правоохранительных органов. И он расходится с порядком предоставления информации, прописанной в законе "О госрегистрации прав на недвижимость" от 1997 года. Следовательно, необходимо внести изменения в законодательные акты в целях приведения их в соответствие. Так, в частности, в соответствии с пунктом 2 статьи 8 закона "О регистрации" управление бесплатно предоставляет информацию о правах на объекты недвижимого имущества, в том числе органам госвласти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. Однако не решен вопрос о предоставлении информации на бесплатной основе федеральным органам исполнительной власти, что также не позволяет в комплексе оценивать ту или иную ситуацию и принимать в определенных случаях управленческие решения. В отношении регистрации прав на некапитальные объекты. В настоящее время управление отказывает в регистрации права собственности на некапитальные объекты. При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав на объекты некапитального строительства управление основывается на том, что некапитальные объекты не являются объектами недвижимого имущества. Для урегулирования данного вопроса необходимо определить критерии отнесения объекта вещных прав к объектам недвижимости. Надо сказать, что вообще этот вопрос очень объемный. Рамки интернет-интервью позволяют остановиться лишь на некоторых аспектах данной темы. Думаю, будет интересно. Например, в целях выработки механизмов предотвращения государственной регистрации прав на некапитальные временные объекты, как объекты недвижимости, целесообразно предложить внести следующие изменения в существующую нормативную базу города Москвы. Первое: рассмотреть вопрос о невозможности выдачи органами технической инвентаризации, это БТИ или ФГУП "Ростехинвентаризации", и другими лицензированными органами, занимающимися технической инвентаризацией, документов, описывающих некапитальные временные объекты, либо указание, выдаваемое данными органами технической документации на некапитальные временные объекты, того, что он не является объектом недвижимого имущества. Во-вторых: рассмотреть вопрос об указании государственными органами, выдающими разрешения на возведение объектов, отводящими земельные участки под строительство, осуществляющими присвоение объектам адресов и так далее, в выдаваемых ими документах информации о том, что объект не является объектом недвижимости. В целом же следует обратить внимание на то, что для эффективного разрешения проблемы регистрации прав на некапитальные временные объекты требуется внесение изменений в федеральные законы, которые позволили бы исключить некапитальные временные объекты из числа объектов недвижимости. В целом, работа по совершенствованию законодательства Федеральной регистрационной службы, и в частности управлением, которое курирует обеспечение государственной регистрацией прав на недвижимость, ведется планомерно во взаимодействии с управлениями на территории. Мы вносим предложения, это обобщается, а затем во взаимодействии с Министерством юстиции обсуждаются различные аспекты, которые включаются в планы законопроектной работы и т. д. Спасибо.
Ведущий: Большое спасибо.
Ведущий:
Вопрос поступил от Гаврилова Александра из Москвы: В октябре 2006 года был принят новый Административный регламент. Какие преимущества им установлены по сравнению с действующим порядком проведения государственной регистрации? Позволит ли это реально сократить очереди на регистрацию и сократить период с момента подачи документов до получения свидетельства о регистрации?
Трофимов О. Н.:
Конечно, мне понятен интерес москвичей к этой теме. Еще раз повторю, внедрение Административного регламента позволит реально сократить очереди за счет четко прописанных действий сотрудников управления, работающих на приеме и выдаче документов гражданам. В регламенте все расписано до мельчайших подробностей. Указано, как должна проводиться, проходить процедура принятия документа и какое решение принимает сотрудник регистрирующего органа в том или ином случае. Все это позволит, конечно, обеспечить прозрачность процедуры. В настоящее время Управлением Федеральной регистрационной службы по Москве осуществляется пилотное внедрение Административного регламента в приемной отдела регистрации прав на недвижимость по САО Москвы. В этом нам, безусловно, помогают многие, префект САО, господин Объедков, очень серьезно подходит к этому вопросу, оказывает помощь, Все идет в интересах граждан. В приемной проводятся ремонтные работы, оформлены новые информационные стенды, на которых для удобства заявителя размещены основные сведения о порядке проведения государственной регистрации прав, о требовании к составу документов, необходимых для исполнения государственной функции, и иная необходимая информация в соответствии с Административным регламентом. За приемной закреплены и оборудованы машино-места для бесплатной парковки автомашин заявителей, 10 мест в частности. Также организована возможность информирования и консультирования заявителей при личном обращении посредством интернет-сайта, телефона и электронной почты. С 26 декабря в приемной введена в действие автоматизированная система организации приема заявителей, то есть электронная очередь, которая предназначена для улучшения обслуживания граждан, организаций. Получив талон на прием, заявители могут в специально оборудованных местах ожидания в комфортных условиях ожидать их приема сотрудником управления в соответствии с очередностью, установленной полученным талоном. Для получения консультации по вопросам исполнения госфункции заявители могут обратиться в специально оборудованное окно консультации, которое работает в течение всего срока исполнения госфункции, в том числе в не приемное время. Окончание пилотного проекта Административного регламента и открытие приемной запланировано на конец февраля, это уже в окончательном варианте с вводом дополнительных площадей. В течение 2007 года запланировано поэтапное внедрение Административного регламента во всех приемных управления. Учитывая высокую социальную значимость внедрения Административного регламента и в целях организации работы по достижению соответствия требованиям Административного регламента на уровне, соответствующем статусу г. Москвы как столицы РФ и города федерального значения, мероприятие по пилотному внедрению Административного регламента проводится в тесном сотрудничестве не только с префектурой, но и с властями города. Помощь в управлении в осуществлении деятельности по достижении соответствия требованиям Административного регламента оказывает правительство Москвы, Департамент имущества г. Москвы, Комитет рекламы, информации и оформления г. Москвы, префектуры административных округов и другие городские районные структуры. Так, для достижения и соответствия требованиям Административного регламента местам ожидания информирования рабочим местам сотрудника зачастую необходимо расширение площадей существующих приемных. Такое расширение осуществляется путем предоставления в аренду управлению новых помещений, принадлежащих г. Москве в рамках постановления Правительства "Мера по государственной регистрации прав собственности г. Москвы на объекты недвижимости жилого назначения". В целях получения необходимых согласований на расширение площадей приемных осуществляется взаимодействие и с органами Санэпидемстанции, Санэпидемнадзора и МЧС России.
В достижении соответствия требованиям Административного регламента существуют и определенные трудности. Для открытия приемных, оборудованных с учетом требований Административного регламента, в первую очередь требуется обеспечение материальными средствами в целях проведения ремонтных работ и дополнительного технического оснащения. Во-вторых, как я уже говорил, необходима дополнительная площадь для размещения самих приемных. Основная трудность в этой связи заключается в том, что Административным регламентом предъявлены строгие требования к местам размещения приемных регистрирующего органа, не более 10 минут пешком от остановок общественного транспорта. Не допускается размещение залов на втором и выше этажах зданий, оборудованных менее чем двумя лифтами. Так, например, приемная, в которой осуществляется пилотное внедрение Административного регламента, ранее занимала помещение площадью 725 кв. м на первом, третьем и четвертом этажах здания по адресу: Дмитровское шоссе, д. 5, корпус 1. В настоящее время в Северном территориальном агентстве Департамента имущества в стадии оформления находятся документы на предоставление в аренду управлению помещения площадью 245 кв. м, расположенных на втором и третьем этажах административного подъезда, в котором располагается приемная. То есть данная приемная была разорвана в пространстве, что затрудняло работу и самих сотрудников и дезориентировало население. Кроме того, в настоящее время для полного достижения соответствия требований к срокам ожидания, к срокам проведения административных процедур, установленных регламентом, а также для открытия новых приемных, в первую очередь в целях ликвидации очередей и устранения социальной напряженности в процессе приема документов на государственную регистрацию прав, необходимо увеличение кадрового состава управления. В том числе увеличения числа государственных регистраторов прав на недвижимое имущество. По наших подсчетам, это около 2000 человек. Понятно, чтобы подобрать людей с высшим юридическим образованием, обучить их и дать определенный положительный опыт, требуется время. Сотрудники управления, удовлетворяющие требованиям Федерального закона "О госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ним", для назначения на должность направляются нами на обучение по направлению "Подготовка госрегистратора" в государственном обучающем учреждении Российская правовая академия юстиции РФ. Нам доводится план Федеральной регистрационной службой. Сейчас мы работаем по расширению, в том числе и числа обучающихся, и времени на обучение, которое необходимо для работы без сбоев.
Ведущий : Большое спасибо.
Ведущий:
Ольга Николаевна из Москвы интересуется: Управление ЗАГС г. Москвы входит в структуру правительства Москвы. Между тем заметила, что государственная пошлина за регистрацию брака теперь перечисляется не в бюджет города, а на счет Федеральной регистрационной службы. Помимо этого, в структуре Управления ФРС по Москве существует подразделение, призванное осуществлять контроль за учреждениями ЗАГС. Олег Николаевич, подскажите, кто отвечает за деятельность учреждений ЗАГС и куда необходимо обращаться с жалобами на их деятельность? Создается впечатление, что у них "на земле" свой бизнес, а контрольные органы закрывают на это глаза. В ЗАГСах принуждают покупать за очень большие деньги ненужные молодоженам услуги, а если они их покупать отказываются, то пытаются всевозможными способами испортить праздник молодоженам. Будут ли предприниматься какие-нибудь меры в этом направлении?
Трофимов О.Н.:
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 года "Об актах гражданского состояния" полномочия на регистрацию актов гражданского состояния являются федеральными полномочиями, которые передаются органами госвласти субъектов Российской Федерации. Мэром города Москвы Юрием Михайловичем Лужковы осуществление переданных федеральных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния возложено на Управление ЗАГС Москвы. Это функциональный орган исполнительной власти, подведомственный правительству Москвы. Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании названного федерального закона. Подчеркиваю: вопросы образования и деятельности. Контроль за деятельностью по государственной регистрации актов гражданского состояния и надзор за соблюдением Федерального законодательства осуществляют Федеральная регистрационная служба и ее территориальные органы. Это часть ответа на вопрос. В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" по желанию лиц, вступающих в брак, государственная регистрация заключения брака может производиться в торжественной обстановке. В порядке реализации данной нормы в помещениях отделах ЗАГС и Дворцов бракосочетания лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью в установленном законом порядке, дозволяется оказывать новобрачным и их гостям платные услуги по фото- и видеосъемке. Данная деятельность указанными лицами осуществляется самостоятельно и контролируется руководителями органов ЗАГС только в части внешнего вида фотографов и видеооператоров и соблюдения ими правил трудового распорядка. Новобрачные и их гости абсолютно свободны в своем выборе. Они могут воспользоваться услугами, предложенными фотографом и видеооператором в органе ЗАГС, могут пригласить для этого своих родственников или друзей либо заключить договор об оказании данных услуг с любыми другими лицами или специализированными организациями. Торжественная регистрация заключения брака производится органом ЗАГС вне зависимости от того, осуществляется фото- и видеосъемка торжественной церемонии или нет. Граждане вправе обратиться с жалобами на нарушение их прав и законных интересов на действие или бездействие должностных лиц органов записи актов гражданского состояния города Москвы, связанные с неисполнением требований законодательства Российской Федерации, в Управление Федеральной регистрационной службы по Москве, находящейся по адресу: улица Большая Тульская, дом 15. Заявитель имеет право обратиться с жалобой лично письменно или устно, или направить письменное предложение заявления, или жалобу. Сообщение заявителя должно содержать: фамилию, имя, отчество гражданина, которым подается сообщение, его место жительства или пребывания и телефон, наименование органа, должность, фамилию, имя, отчество специалиста, при наличии, конечно, такой информации, решение, действие или бездействие, которого нарушает права и законные интересы заявителя, суть нарушения прав и законных интересов, противоправного решения, действия или бездействия.
Ведущий: Спасибо большое.
Ведущий:
Олег Николаевич, слышал, что депутат Государственной Думы В. Рыжков обещал направить иск в Страсбургский суд, после того как Росрегистрация официально приступит к ликвидации его партии в судебном порядке. Как вы оцениваете перспективы такого иска?
Трофимов О.Н.:
Отвечу коротко. В соответствии с общим положением о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации 3 декабря 2004 года N 183, в компетенцию Управления Федеральной регистрационной службы по Москве не относится вопрос ликвидации самой партии.
Ведущий:
Спасибо. Следующий вопрос: Какие мероприятия будут проводиться московским Управлением ФРС в рамках осуществления процедуры ликвидации региональных отделений политических партий? Деятельность каких партий планируется прекратить в настоящее время в принудительном порядке?
Трофимов О.Н.:
В настоящее время управлением подготовлены исковые заявления о приостановлении деятельности следующих региональных отделений политических партий: первое - это региональное отделение политической партии "Российская конституционная демократическая партия в городе Москве". Второе - Московское региональное отделение Общероссийской политической партии, Партии развития регионов, природа и общество. Третье - Московское региональное отделение политической партии "Евразийский союз" и Московское региональное объединение политической партии "Союз людей за образование и науку". Иски о приостановлении деятельности этих региональных объединений подготовлены в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях", которым вынесено по два и более предупреждений в установленном законом порядке. Только в случае неустранения региональным отделением политической партии нарушений, послуживших основанием для приостановления их деятельности, территориальный уполномоченный орган, внесший в суд заявление о приостановлении деятельности регионального отделения политической партии, вносит в соответствующий суд заявление о ликвидации данной политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения. Спасибо.
Ведущий:
Следующий вопрос прислал Кирилл Алексеев из Москва. Будет ли ужесточаться контроль за нотариусами на территории г. Москвы? Нередко имеют место случаи выдачи подложных доверенностей и т. д. Как управление борется с такими проявлениями коррумпированности?
Трофимов О.Н.:
Для начала дам такую справку. С 1999 года в Москве перестали существовать государственные нотариальные конторы. Все нотариусы, которые работают в Москве, являются нотариусами, занимающимися частной практикой. В соответствии с основами законодательства РФ о нотариате контроль за исполнением нотариусом, занимающимся частной практикой, осуществляют нотариальные палаты. В Москве это Московская городская нотариальная палата. Одновременно любое заинтересованное лицо вправе обжаловать неправильно совершенное нотариальное действие или отказ в его совершении в суде по месту нахождения нотариуса. Факты обнаружения поддельных нотариальных документов действительно имеют место. Однако следует отметить, что не всегда это результат преступных действий нотариуса. Если же нотариус злоупотребляет своими полномочиями, изготавливает нотариальный документ от имени гражданина, например, доверенность, завещание, хотя гражданин к нотариусу не обращался, то его действия уже квалифицируются как преступление. Обо всех выявленных управлением фактах обнаружения поддельных нотариальных документов направляется соответствующая информация в Прокуратуру с предложением о возбуждении уголовного дела или проведении проверки. Спасибо.
Ведущий:
Следующий вопрос: Ведутся ли в настоящее время какие-либо расследования или возбуждены ли процедуры отзыва разрешений на профессиональную деятельность в отношении московских адвокатов, нотариусов за нарушение ими закона в сфере профессиональной деятельности?
Трофимов О.Н.:
Спасибо за вопрос. Управлению известно два уголовных дела, по которым предъявлено обвинение нотариусам в злоупотреблении полномочиями нотариуса, мошенничестве, по которым проводится расследование. Оба нотариуса находятся под стражей. Одно уголовное дело рассматривается судом, приговор еще не состоялся. Недавно вступил в силу приговор в отношении нотариуса, осужденного к условной мере наказания, однако полномочия его прекращены. Вообще процедура прекращения полномочий нотариуса или лишения его лицензии предусмотрена основами законодательства РФ о нотариате и требует обращения Нотариальной палаты в суд с ходатайством, даже в случае осуждения за умышленное преступление. То есть само вступление приговора в законную силу не является основанием для прекращения его полномочий. В любом случае должно быть решение суда. Такое решение может вынести только суд в порядке гражданского судопроизводства, статья 12 основа. Исключение составляет лишь случай, когда нотариусу в качестве дополнительной меры наказания судом назначается лишение права нотариальной деятельности. Еще одним основанием прекращения полномочий нотариуса является неоднократное нарушение законодательства, допускаемое нотариусом при осуществлении нотариальной деятельности, которое выявляется Нотариальной палатой в ходе плановых проверок или по жалобам граждан. Как правило, ежегодно Московской городской нотариальной палатой направляется в суд три-четыре материала о прекращении полномочий нотариуса. Управление Федеральной регистрационной службы по Москве правом обращения в суд с ходатайством о прекращении полномочий нотариуса не наделено. Сейчас в одном из судов г. Москвы находится такое ходатайство Московской городской нотариальной палаты. Решение по нему еще не принято. Представители управления обязательно участвуют в судебных заседаниях в качестве заинтересованной стороны, поддерживая ходатайство палаты. В соответствии с законом об адвокатской деятельности, адвокатуре РФ территориальные органы Федеральной регистрационной службы наделены правом внесения в Адвокатскую палату представления о прекращении статуса адвоката. Если совет Адвокатской палаты в течение трех месяцев не рассмотрит указанное представление, то управление вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката. В 2006 году управление направило два таких заявления в суд. По обоим судом принято решение о прекращении статуса адвоката. Статус еще одного адвоката был прекращен Адвокатской палатой г. Москвы по представлению управления. Основанием для внесения представления послужили материалы проверки по обращениям граждан. Поступившими в управление сведениями об адвокатах, в отношении которых расследуются уголовные дела, управление не располагает.
Ведущий:
Переходим к следующему вопросу - от Галины Ивановны: Обратилась к московскому нотариусу для оформления документов, а помимо платы за нотариальное удостоверение нотариус потребовал, чтобы мною были оплачены "технические работы" - подшивка, брошюровка и т. д. Законно ли это? Вправе ли нотариус требовать дополнительную плату за выполнение такой работы и если да, то как это должно закрепляться юридически?
Трофимов О.Н.:
Поясняю, согласно части 1 статьи 23 и основ законодательства о нотариате финансирование деятельности лица, занимающегося частной практикой, складывается из тарифа за совершение нотариальных действий и платы за оказание услуг правового и технического характера. Таким образом, оказание таких услуг и взимание за это платы законно. Размер платы за услуги правового и технического характера устанавливается нотариусом по соглашению с лицом, обратившимся за оказанием нотариальных услуг. Согласно пункту 1 статьи 15 закона Москвы N 15 от 19 апреля 2006 года "Об организации деятельности нотариата в городе Москве" Московская городская нотариальная палата рекомендует объем и стоимость правовой и технической работы нотариуса по составлению проектов сделок, заявлений и других документов, изготовлению копий и выписок из них, а также по разъяснению вопросов совершения нотариальных действий с учетом себестоимости затрат на изготовление документов. Разрабатываемая палатой рекомендация по объему и стоимости правовой и технической работы, последняя рекомендация, утверждена общим собранием нотариусов города Москвы 15 декабря истекшего года. Это те предельные суммы, которые вправе потребовать частнопрактикующий нотариус. В то же время по договоренности с клиентом эта сумма может быть уменьшена. Нотариус должен предоставить гражданину возможность ознакомиться с названными рекомендациями палаты. Также гражданин может потребовать выдать ему квитанцию, подтверждающую оплату услуг правового и технического характера. Спасибо.
Ведущий:
Следующий вопрос, тоже касающийся "дачной амнистии": Распространяется ли "дачная амнистия" на земельные участки, уже зарегистрированные в Регистрационной палате на основании постановлений администрации (например) от 1993-2001 гг.
Трофимов О.Н.:
30 июня 2006 года принят Федеральный закон N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества. Данный закон устанавливает упрощенный порядок регистрации прав граждан на земельные участки, предоставленные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства и на объекты недвижимости, возведенной на указанных земельных участках, а также регистрация прав граждан на объекты индивидуального жилищного строительства. Указанный нормативный правовой акт вступил в силу 1 сентября 2006 года. Дополнительно сообщаю, что, в случае если права на земельный участок уже зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, повторная регистрация прав соответственно с нормами действующего законодательства не требуется, кроме как при регистрации перехода прав на данный земельный участок. То есть если кому-то захотели продать, передать, завещать и т. д.
Ведущий:
И последний вопрос, который пришел из Казани: В Казани в многоквартирном доме зарегистрирована общественная организация. Однако руководители данной организации ввели Регистрационную палату в заблуждение, сообщив ей неверные уставные цели. Вместо проведения выставок собак данная организация создала на 6-м этаже в квартире собачий питомник. У собак нет паспортов и замечены также другие нарушения. Выгуливая собак, ни разу не надевали намордник и поводки. Говорят, ликвидировать общественную организацию может только генеральный прокурор. Как быть в таких случаях?
Трофимов О.Н.:
Спасибо за вопрос. Конечно, лучше если бы это отвечал руководитель от соответствующего управления по Татарстану. Ну, попробую прокомментировать, раз уж так получается. Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносятся прокурором соответствующего субъекта РФ, в данном случае Прокурором Республики Татарстан или соответствующего территориального органа государственной регистрации. Имеется в виду Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан. Таким образом для ответа на вопрос необходимо уточнить полное наименование общественного объединения с указанием территориальной сферы его деятельности. В случае если общественное объединение не по территориальной сфере деятельности является межрегиональным, региональным, местным и адрес, место его нахождения, его постоянно действующего органа г. Казань, вам необходимо обратиться с указанной жалобой в Управление Федеральной регистрационной службы по Республики Татарстан. Адрес: ул. Островского, д. 8. Согласно статье 44 Федерального закона от 1995 г. N 82 ФЗ "Об общественных объединениях" в случае нарушения общественного объединения прав и свобод граждан и гражданина, неоднократных или грубых нарушений общественным объединением Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативно-правовых актов, либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, Генеральный прокурор РФ или федеральный орган государственной регистрации подает заявление в суд о ликвидации международного или общероссийского общественного объединения. Вот все, что могу пояснить.
Ведущий:
Спасибо большое, Олег Николаевич. Вы постарались ответить на все животрепещущие вопросы. Спасибо, что нашли время для того, чтобы приехать к нам и ответить на вопросы интернет-аудитории. Мы надеемся, что это не последняя наша встреча с вами. В следующем году мы поговорим уже об итогах года 2007-го.
Трофимов О.Н.:
Спасибо компании "Гарант" за предоставленную возможность пообщаться с интернет-аудиторией и за совместную работу.