Новости и аналитика Интервью Изменения правового регулирования пожарной безопасности в Российской Федерации

Изменения правового регулирования пожарной безопасности в Российской Федерации

28 февраля 2007 г. в компании "Гарант" состоялось интернет-интервью с Статс-секретарем - заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Цаликовым Русланом Хаджисмеловичем.

Тема интервью: "Изменения правового регулирования пожарной безопасности в Российской Федерации".

Интернет-интервью организовано компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

В подготовке стенограммы принимал участие журнал "Законодательство".

Ведущий интернет-интервью - Царь Сергей (компания "Гарант").  

Ведущий:

Доброе утро, уважаемые дамы и господа, уважаемая интернет-аудитория, здравствуйте Руслан Хаджисмелович, позвольте приветствовать вас в компании "Гарант".

Сегодня мы проводим интервью с Статс-секретарем - заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Цаликовым Русланом Хаджисмеловичем.

В конце 2006 года вступил в силу Федеральный закон N 172-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности".

Внесенные изменения направлены на разграничение ответственности и полномочий в области пожарной безопасности в РФ между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями - собственниками охраняемых объектов.

Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон "О пожарной безопасности", к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности дополнительно отнесено решение задач по организации и осуществлению тушения пожаров в населенных пунктах. Решение данной задачи осуществляется путем дополнения состава федеральной противопожарной службы соответствующими территориальными подразделениями.

Как будет осуществлено распределение компетенции между органами государственной власти разных уровней? Какие новые обязанности пожарной безопасности будут возложены на руководителей организаций? Как будет решен вопрос дальнейшего прохождения службы в федеральной противопожарной службе сотрудников, ранее принятых на службу в объектовые подразделения Службы? На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории мы попросили ответить Статс-секретаря - заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Цаликова Руслана Хаджисмеловича.

К моменту начала интервью поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Ведущий:

Уважаемый Руслан Хаджисмелович, как повлияли изменения, внесенные Федеральным законом N 172-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности" на полномочия Федеральной пожарной службы? Какие структурные изменения уже произошли? Какие намечаются?

Цаликов Р.Х.:

Прежде всего, необходимо сказать о том, зачем нужно было принимать Федеральный закон N172-ФЗ. А уже исходя из этого, можно понять, какие изменения были необходимы и как они повлияли на полномочия противопожарной службы. При проведении административной реформы преследовались цели разграничения уровня ответственности и предметоведения на различных уровнях государственной власти. К сожалению, было упущено несколько моментов, касающихся вопросов организации пожаротушения. Еще раз подчеркну: ход направления действий в рамках административной реформы был абсолютно правильным, но, разграничив ответственность в области пожаротушения между различными уровнями государственной власти, мы фактически потеряли целостность пожарной охраны в плане реализации ее важнейших принципов. Важнейшие принципы пожарной охраны: на пожар выезжает ближайшая пожарная часть, независимо от ее состояния, ведомственной принадлежности, ее юридических параметров и всего прочего. И второе, по мере необходимости все близлежащие пожарные части в случае развития пожара в таком направлении, что требуется усиление реагирования на него, привлекаются руководителем тушения пожара. Вот эта система и оказалась нарушена. В результате получилось, что Федеральная противопожарная служба получила свою зону ответственности, она была четко определена. Это критически важные объекты в области пожаротушения, они берут надзор, образование и закрытые административно-территориальные образования. Получился парадокс. В городе есть пожарные части, которые не вправе тушить пожары в жилом секторе. С другой стороны, пожарные подразделения субъекта Российской Федерации имели право тушить пожары только в жилом секторе. К примеру, не могли выехать на критически важные для национальной безопасности объекты. Например, не дай бог, конечно, Эрмитаж. Взять эти полтора-два года, пока существовала эта правовая коллизия. Мы работали так, как раньше, благодаря правильному пониманию положения со стороны руководителей субъектов Российской Федерации, благодаря правильной политике министерства. Конечно, это недоразумение нужно было устранять. ФЗ N 172-ФЗ и направлен на устранение этого недоразумения. ФЗ N 172-ФЗ закон не поменял облика пожарной охраны. Пожарная охрана состоит из государственной противопожарной службы, которая включает в себя федеральную службу субъектов и еще четыре вида пожарной охраны: добровольная, частная, ведомственная и объектовая. Так вот сейчас ядром пожарной службы становится Федеральная противопожарная служба. Для этого на нее возложены те задачи, которая она и выполняла: тушение пожаров в населенных пунктах и других объектах, а также организация пожаротушения. При этом ответственность субъектов Российской Федерации, имеется в виду органов власти, в области тушения пожаров все равно осталась, иначе быть не может. Ведь невозможно заниматься организацией пожаротушения во Владивостоке из Москвы, это нонсенс. Это основное, что привнес ФЗ N 172-ФЗ. Законом была упорядочена организация пожаротушения в стране. Возложив при этом на Федеральную противопожарную службу вот эту функцию, которая казалась временно утерянной, хотя мы все равно ее вынуждены были выполнять, потому что иначе нельзя. Законом на Федеральную противопожарную службу был возложен процесс координации действий всех видов пожарной охраны. Это тоже очень серьезный вопрос. Внесенные изменения устраняли многие пробелы, которые имели место полтора года. И даже по характеру поступивших вопросов я вижу, что многие из них связаны с тем, что не было единого центра. Помимо этого, ФЗ N 172-ФЗ решает еще целый ряд вопросов, на которые мы, наверное, ответим позже, так как здесь конкретный вопрос: как изменились полномочия федеральной пожарной службы?

Ведущий: Перейдем к следующему вопросу: Какие проблемы существуют в процессе реализации изменений, внесенных Федеральном законом N 172-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности"?

Цаликов Р.Х.:

Много проблем в вопросе такого масштаба, это вопрос высокого государственного уровня. Но я бы выделил две. Первая проблема . это то, что, когда мы проводили в соответствии с 95-м законом, который внес изменения в базовый 84-й закон, разграничение ответственности, в субъектах Российской Федерации появились параллельные органы управления. Это было неизбежно в тот момент, когда мы приступили к реализации вышеназванного закона. На практике это привело к увеличению управленческого аппарата. В каждом конкретном субъекте Российской Федерации вместо одного управленческого аппарата стало два. И если мы попытаемся на этот факт закрыть глаза, объясняя тем, что из федерального бюджета содержатся только территориальные органы МЧС, а из бюджета субъекта . только органы субъекта, то мы просто займемся самообманом. Для налогоплательщика все равно, из какого уровня бюджетной системы осуществляются расходы, поскольку налогоплательщик налоги платит один раз и получает вместо одного органа управления, который выполняет государственные функции, два. Вторая проблема заключается в том, что рост количества управленцев в области пожаротушения не привел к росту количества тех, кто непосредственно тушит пожары. Диспропорция, которая здесь появилась, . это два органа управления, один из которых подчинен федеральному центру, другой . субъекту Российской Федерации. Это нездоровое соперничество, со всеми вытекающими последствиями. Отсутствие единоначалия при организации тушения пожара . это крайне важно. Также есть ряд других негативных вопросов. Число стульев у чиновников растет, защита от пожаров не повышается. И 172-й закон заложил "мину", в хорошем смысле, под этим явлением. У нас теперь есть все возможности, поскольку организация тушения пожаров теперь будет осуществляться силами Государственной противопожарной службы. Численность Федеральной противопожарной службы соответственно возрастет до 220 тысяч человек. Безусловно, необходимости в таком втором органе нет. В 172-м законе законодатели заложили норму, обязывающую наши территориальные органы в оперативном плане подчиняться руководителю субъекта Российской Федерации. И это продолжение известной темы, поднятой указом Президента РФ, где поручалось руководителям субъектов осуществлять оперативное управление территориальными органами ряда ведомств. И вот эту параллельную структуру необходимо устранить. Да, это будет вызывать какие-то проблемы: там живые люди, с этим надо считаться. И процесс этот нельзя никак единовременно решить. Многие из этих людей имеют статус госслужащих субъекта Российской Федерации, и при переходе в органы нового уровня они могут этот статус потерять. Естественно, саму проблему необходимо решить с учетом этого человеческого фактора. И второй вопрос, или вторая серьезная проблема, связанная с тем, что мы два с половиной года назад начали процесс прямо противоположный тому, который мы будем делать сейчас. Мы начали передавать людей, которые были сотрудниками Государственной противопожарной службы в службы субъектов. При этом появилась серьезная проблема, связанная с ношением погон. Дело в том, что по закону "О системе государственной службы Российской Федерации" служба в погонах может проходить только на федеральном уровне. В результате около 120 тысяч человек, имеющих погоны, по признаку содержания, по признаку финансирования, оказались отнесенными на уровень субъектов Российской Федерации, или на уровень охраняемых объектов. И перед каждым из них замаячила мрачная перспектива потери погон. Помимо вопросов, связанных с социальными, статусными моментами, здесь есть еще и вопросы преданности профессии. У нас очень много династий, люди готовились, учились. Все эти вопросы нельзя сводить только к материальной их составляющей. И процесс этот вынужденно пошел. Мы в 122-м законе предусмотрели переходную норму, растянули этот процесс на три года для того, чтобы обеспечить какое-то естественное выбытие людей в погонах: контракт закончился, срок службы подошел к концу, предельный возраст. Понятно, что в течение трех лет решить проблему 120 тысяч человек было просто невозможно. Теперь 172-й закон делает этот процесс ненужным. Мало того, мы сейчас вместе с субъектами будем проводить работу по формированию Федеральной противопожарной службы и в первую очередь постараемся обустроить тех людей, которые не имеют погон. Но поскольку это два процесса, потоки которых направлены напротив друг другу, навстречу, здесь будет ряд проблем, которые потребуют умения такта, учета чисто человеческих факторов. И в этом плане нашим руководителям на местах придется проявлять определенную гибкость, но это жизнь, это люди, которые обеспечивают нашу безопасность, и за каждого из них надо, в хорошем смысле этого слова, побороться, сохранить его в пожарной службе. Это, пожалуй, две главные проблемы.

Ведущий: Следующий вопрос вы частично затронули: Уважаемый Руслан Хаджисмелович, как я понимаю, изменения, внесенные Федеральным законом N 172-ФЗ, возвращают нас к единому устройству пожарной службы. Как изменения скажутся на численности, вы уже говорили. Не получится ли, что субъекты Российской Федерации прекратят финансирование служащих региональных пожарных служб, пока они не будут переведены на федеральную службу?

Цаликов Р.Х.:

Здесь квинтэссенция концовки закона. Если иметь в виду под единым устройством какой-то моновид или какую-то монослужбу, этого не будет. У нас сохранится в стране шесть видов пожарной охраны, и это правильно. Мы очень внимательно изучаем мировой опыт, он везде специфичен. Нельзя подходить с одинаковыми принципами и подходами к вопросам организации пожаротушения в Мозамбике, Анголе, Китае и у нас. Везде своя особенность, свой характер народа, свои особенности зданий, сооружений. Практика говорит о том, что только многообразие видов пожарной охраны дает гражданам надежные гарантии защиты. Тяжело представить, что где-нибудь на отдаленном хуторе, где существует пять-шесть дворов, можно держать пожарную часть . это невозможно. Логичнее будет из граждан, проживающих в этом месте, иметь добровольную дружину с элементарным набором средств пожаротушения. Чтобы в случае не дай бог беды начать какие-то действия, которые бы позволили кому-то откуда-то подъехать. Поэтому многообразие пожарной охраны было, есть и должно быть. И очень грамотно к этому вопросу подошли законодатели, сохранив шесть видов пожарной охраны. Но в этом многообразии должна быть некая доминанта. И доминантой этой в современных . еще раз подчеркиваю, российских . условиях должна быть Федеральная противопожарная служба. Почему? Она обустроена в правовом отношении, там статусные вопросы, социальные вопросы и так далее. Она обустроена технически. Ведь даже с учетом того, что очень много средств, и спасибо за это руководителям субъектов, они вкладывали в обустройство государственной противопожарной службы, это все-таки шло на обустройство государственной противопожарной службы. И везде, где идет какое-то противопоставление, что вот мы средства вкладывали, а теперь., очень серьезно возражаю, что средства вкладывали правильно. Федеральная ли служба в городе Коломне, Самаре или где-нибудь в каком-нибудь городе, гражданину, проживающему в городе, все равно, ему важно, чтобы его спасли. И служба должна быть оснащена. И никогда Самарская служба не будет спасать жителей Кемерово, или наоборот. Поэтому процессы все эти были правильные. Доминанта за Федеральной противопожарной службой, и это совершенно правильно. Как бы это ни звучало неожиданно на первый момент, именно при доминанте Федеральной противопожарной службы могут успешно развиваться остальные виды пожарной охраны. Это как ядро. Что касается субъектов, то постарались таким образом формировать вместе с законодателями 172-й закон, чтобы не отстранить субъект от своих обязанностей в области пожаротушения. Закон сформирован таким образом, что не известно, будут иметь субъекты свои противопожарные службы или нет, это должно показать время. Закон оставляет субъектам и возможность, и право иметь такие службы. Это будут противопожарные службы субъектов Российской Федерации, и они будут входить в состав Государственной противопожарной службы. Как этот вопрос решится? Здесь не может быть никакого единообразия по стране, потому что пожарные части в разном состоянии находятся, в разной степени оснащения. Я был в двух районах Курской области, всегда привожу в пример. Просто образцово-показательно построены пожарные части, на уровне субъекта и муниципального образования. Федеральному центру не надо туда вторгаться, не надо там людей выдергивать. А где-то в другом субъекте придется основную часть работы взять на себя. И решения, которые были приняты и в свое время оперативным совещанием Совета безопасности претворены в практику 172-м законом, такие возможности создают. То есть субъекты должны иметь пожарные части. Кто, в каком состоянии, в каком качестве и количестве . это вопрос второй. Вопрос будет принят на уровне соглашения, каждый раз с каждым субъектом Российской Федерации. Прекратят или не прекратят они финансирование? Одним из важнейших вопросов при решении этой проблемы было исключение какого-то противостояния ведомства и субъектов из-за финансовых вопросов. Поэтому мы вместе с Министерством финансов постарались выстроить схему реализации этого закона, чтобы постепенно обеспечить полное содержание этой дополнительной численности, то есть всех 220 тысяч федералов, за счет федерального бюджета. К 2009 году в трехлетнем финансовом плане все необходимые средства уже заложены. В этом году федеральный бюджет начинает доплачивать пока субъектам разницу между окладами, которая существует. В следующем году уже федеральный бюджет берет на себя решение всех социальных вопросов. И с 2009 года в полном объеме содержание 220 тысяч служащих будет обеспечено федеральным бюджетом. Это на практике означает, что у субъектов те деньги, которые у них были ранее предусмотрены на пожарную безопасность, остаются. И, возможно, у них появится какая-то необходимость маневра, часть средств на культуру или еще на что-то. В ближайшие 10 лет перед нами стоит очень серьезная задача . снижение наших негативных показателей по состоянию пожарной безопасности. И они у нас, если сравнивать себя с другими развитыми странами, не очень хорошие. Несмотря на то, что каждый год на тысячу человек меньше гибнет при пожарах, все равно цифра абсолютная: 17 тысяч . это много. И работа здесь предстоит большая и серьезная. Субъекты должны будут продолжать финансирование мероприятий по пожарной безопасности.

Ведущий:

Следующий вопрос задает заместитель начальника ОФПС по Московской области старший лейтенант Киселев Дмитрий Владимирович: Подскажите, пожалуйста, как будут осуществляться разработка и утверждение расписания выездов подразделений пожарной охраны городского муниципального образования с учетом требований ФЗ N 172-ФЗ? Когда данный механизм можно будет осуществить? Будет ли разработан или уже разработан нормативный документ по осуществлению данного вида деятельности? Спасибо.

Цаликов Р.Х.:

Я сразу скажу, что практически я на этот вопрос уже ответил, когда говорил, что на нас возложена, имея в виду Федеральную противопожарную службу, координация различных моментов, в том числе, конечно, и моментов, связанных с выездами, боевыми уставами и так далее. Поэтому я однозначно скажу, что это теперь прерогатива Федеральной противопожарной службы. Предыдущие трактовки ФЗ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности были другими, поэтому и задан последний вопрос старшим лейтенантом Киселевым. Я отвечу, что теперь это обязанность Федеральной противопожарной службы осуществлять координацию и готовить документы, касающиеся расписания выездов подразделений пожарной охраны. Мы планируем, что расписание выездов пожарной охраны городского муниципального образования будет разрабатываться нашими территориальными органами. Такие поручения даны, такая работа идет, и она будет вестись по согласованию с органами власти соответствующего уровня государственной власти, или уровнем субъекта, или с уровнем местного самообразования, муниципального образования по месту нахождения. Но общий подход, конечно, будет единым. Не стоит забывать о том, что везде это свои условия и свои особенности. В Якутии . одна транспортная сеть, в Москве . другая, возможности доставки одни, в Якутии . другие и так далее.

Ведущий:

Ну, например, на данный момент уже какие-то проекты есть?

Цаликов Р.Х.:

Да, конечно. Я сразу скажу, что из-за пробела между законодательством и правовым обустройством этого состояния некоторые вопросы оказались не до конца решенными. Не пересмотрен, например, боевой устав, что давно необходимо было сделать. Сейчас сразу после принятия ФЗ N 172-ФЗ в министерстве был принят план разработки нормативно-правовых актов, которые должны обустроить этот закон в полном объеме. Уже в 2007 году мы планируем принять все необходимые материалы, касающиеся устава службы пожарной охраны, боевого устава пожарной охраны и прочих вопросов, все подготовить, выпустить, опубликовать.

Ведущий:

Раскройте, пожалуйста, содержание обеспечения пожарной безопасности, охарактеризуйте формы и методы этой деятельности.

Цаликов Р.Х.:

Если этот вопрос задает кто-то из наших, надо посмотреть, где он учился, и обратиться к его преподавателям. Это вопрос, который обычно преподаватель задает студенту. Задачи соответствующей дисциплины. Я коротко, конечно, отвечу. Если этим действительно кто-то интересуется, он должен получить ответ. Система обеспечения пожарной безопасности . это совокупность всех сил и средств, мер правового, организационного, экономического, социального, научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Вот короткий и очень близкий к определению из учебников ответ. Но что это означает? Как это функционально обустраивается? Какие основные функции системы обеспечения пожарной безопасности? Во-первых, нормативно-правовое регулирование, осуществление мер государственного управления в области пожарной безопасности. Мы сегодня об этом говорили, ФЗ N 172-ФЗ является практическим воплощением этих идей. Во-вторых, это создание пожарной охраны и организация ее деятельности. Это касается и создания Федеральной противопожарной службы, и содействия созданию служб субъектов, и создания условий для создания добровольной пожарной охраны. То есть такой комплекс. В-третьих, это разработка и осуществление мер пожарной безопасности. Это тоже целый комплекс работ. Меры пожарной безопасности, например, в зданиях повышенной этажности . это один вид работ. Меры пожарной безопасности в местах массового скопления людей . это другой вид работ. Кроме того, крайне важно для нас получить в этом году технический регламент об общих требованиях пожарной безопасности. Он нами уже разработан и находится в очень высокой степени готовности. Есть несколько замечаний, которые необходимо проработать в рабочем порядке с Администрацией Президента РФ, после чего он будет готов для внесения в Государственную Думу. Этот документ имеет очень большое общественное значение и касается каждого из нас, так как содержит в себе определенные ограничения прав и свобод. Мы постарались их свести к минимуму. Я могу говорить на эту тему бесконечно долго, но для ответа на вопрос, думаю, уже сказал достаточно.

Ведущий: Уважаемый Руслан Хаджисмелович, считаете ли вы, что Федеральный закон N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" достаточно полно проработан? Отвечает ли он требованиям реальной действительности в сфере пожарной безопасности? Как вы оцениваете изменения в ФЗ "О пожарной безопасности"?

Цаликов Р.Х.:

У нас на сегодня, на 28 февраля 2007 года, есть Федеральный закон "О пожарной безопасности", который принят в базовом варианте Государственной Думой и подписан Президентом РФ 21 декабря 1994 года, существует в редакции с изменениями, внесенными федеральными законами N 151 от 1995 г., N 13 от 1998 г., N 110 от 2001 г., N 116 от 2002 г., N 38 от 2004 г., N 58 от 2004 г., N 150 от 2000 г., и с определением Конституционного суда N 82 от 2002 года. И еще с учетом 172-го закона, который принят в 2006 году. Перечень изменений, которые вносились в этот закон, говорит о том, что этот закон "организм почти живой". Я считаю, что сегодня в современном состоянии российского общества при тех мерах, которые это общество должно принимать для борьбы с пожарами, при том уровне развития экономики, который мы сегодня имеем, он оптимален. Значит ли это, что так будет завтра? Возможно, что нет. Возможно, завтра мы сделаем какой-то прорыв в области пожарной безопасности. Нам надо будет с запретительно-надзорных сместить акценты в область профилактики. И тогда опять потребуется какое-то правовое обустройство, изменение государственной политики. Поэтому сегодня он соответствует тому, что нам нужно для того, чтобы обеспечивать пожарную безопасность.

Ведущий:

Уважаемый Руслан Хаджисмелович! В 2001 году Государственная противопожарная служба вошла в состав МЧС Российской Федерации, как за этот период изменилась статистика при пожарах? Какие мероприятия были направлены на снижение количества пожаров и гибели людей при пожарах, были произведены в 2006 году? Как вы оцениваете деятельность данной службы в 2006 году?

Цаликов Р.Х.:

Давайте я назову цифры, потому что если я сейчас начну себя бить в грудь и говорить, каких мы достигли успехов, это будет не совсем правильно. Раньше пожарная служба в одном ведомстве, сейчас в другом, поэтому здесь не должно быть никаких противопоставлений. В 2002 году, я называю по памяти, при пожарах в Российской Федерации погибло более 22 тысяч человек. При этом по официальной мировой статистике в том же 2002 году зарегистрировано 80 тысяч фактов гибели людей при пожарах. Мы допускаем определенные искажения в статистике. Возможно, в каких-то развивающихся странах эта статистика ведется недостоверно, но в эту статистику вошла вся Европа, вошли развитые страны американского континента и Азии. И, конечно, если на минутку представить, что каждый четвертый погибший на земле от пожара - россиянин, становится неприятно. По итогам прошлого года - 17 с лишним тысяч человек. Это означает, что мы ежегодно сокращали количество погибших при пожарах на 6%. При этом ежегодно увеличивалось число спасенных при пожарах. Вот такое динамичное сопоставление из двух показателей говорит о большей отдаче и высокой эффективности пожарной службы. Если говорить о внимании, которое уделяет службе государство, то можно назвать такие цифры: в 2002 году за счет федерального бюджета содержалось из 270 с лишним тысяч только 88 тысяч человек. Выделенные бюджетные средства составляли 6,1 миллиардов рублей. Спасатели и войска гражданской обороны общей численностью 28 тысяч человек были обеспечены бюджетным финансирование примерно на 5,1 миллиардов рублей. Простой арифметический подсчет показывает, что на одного федерального пожарного приходилось в два раза меньше бюджетных расходов, чем на одного спасателя или военнослужащего войск гражданской обороны. То есть было совершенно неправильное выстраиваемое приоритетов. Сегодня в цифры кардинально другие. Общие цифры в 2002 году - 6 миллиардов рублей, а сегодня бюджетное финансирование федеральных пожарных выше, чем 6 миллиардов рублей, при этом численность их пока не изменилась. Только в этом году начнем менять численность. Сейчас на более чем два с половиной миллиарда рублей идет на оснащение различных мероприятий, связанных с пожарной безопасностью. Такое внимание государства, Министерство делало на этом большой акцент, позволило нам добиться нам такой динамики. Конечно, это не предел и надо этот показатель бесконечно улучшать. Пока ясно, что нынешний темп нельзя ни в коем случае снижать, а если и удастся, можно его даже нарастить. За счет чего? Сегодня идет очень серьезная работа над технологиями предупреждения пожаров и над технологиями пожаротушения. Здесь, конечно, большую роль играет эффективность надзора. Здесь, мы знаем, много факторов, в том числе и коррупционного характера. Однако без надзоров жить нельзя. Значит, надо так обустроить эти виды деятельности, чтобы негативные моменты или снять вообще, или если это невозможно, нивелировать их значение, свести на какие-то минимально допустимые величины, которые не будут влиять на общую картину. Необходимо сделать надзор простым, эффективным, доступным, наглядным и понятным. Нужно исключить возможность применения надзорных служб в качестве инструмента противоборства хозяйствующих группировок, юридических лиц, хозяйствующих субъектов. В этом направлении ведется огромная работа. Сейчас мы проводим мероприятия по автоматизации всех надзорных инспекторов в стране. Мы их хотим завести в одну систему. Но на практике это означает, что Главный государственный пожарный инспектор Российской Федерации в любой момент может увидеть, где и по какой причине находится его пожарный инспектор. Второе, мы, конечно, намерены серьезно сузить сферу действия государственного пожарного надзора. Почему? У нас около 5 миллионов объектов, которые потенциально находятся под надзором. При этом численность пожарного надзора, установленная Правительством, 21 тысяча человек. При этом есть еще проблемы с заполнением штата. Если снова поделить одно на другое, то станет понятно, что если мы попытаемся на всех уровнях и на всех поднадзорных объектах осуществлять эффективный надзор с соблюдением Конституции РФ и других законов, по цифрам это будет профанацией. Это невозможно. Конечно, надо сузить поле деятельности и определить, куда должны ходить государственные инспектора по пожарному надзору. Они, наверное, должны обязательно держать в поле своего зрения места с массовым скоплением и пребыванием людей, детские учреждения и так далее. Критически важные объекты, особо важные пожароопасные объекты. По нашим оценкам число таких объектов после работы, которую мы сейчас проводим, составит 600-700 тысяч. Обеспечить эффективным надзором одновременно с упрощением его процедуры в условиях существующего правового поля возможно. А что делать с остальными объектами? А надо вводить рыночные механизмы. Министр докладывал Президенту о нашей идее аудита безопасности, сейчас мы завершаем согласование концепции этого аудита. Конечно, должен заработать и рынок. Мы сегодня уже как-то не забиваем себе голову тем, что у нас хозяйствующие субъекты не находятся в сфере внимания государства, иначе как плательщики налогов. Никто у них не проводит ревизии. Это их дело. Есть обустроенный в этом отношении процесс аудита, он уже стал естественен, понятен. Тоже самое надо внедрить в области пожарной безопасности. Поэтому идет очень большая работа в этом направлении. В области пожаротушения надо внедрять новые технологии. Мы сейчас очень активно внедряем малые автомобили, пытаемся задействовать мотоциклы с ранцевыми системами пожаротушения. Почему? Потому что зачастую гибель от пожара происходит в первые минуты не от ожогов, а от задымления. Люди задыхаются. И, как известно, любой пожар начинается с чего-то малого. В условиях современного города, например, в Москве сейчас пожарной машине очень тяжело подъехать для того, чтобы уложиться в норматив. Поэтому надо внедрять технологии связанные с распылением. У нас существует сегодня большое количество разработок во Всероссийском научно-исследовательском институте пожарной обороны. И наша задача теперь наряду с тем административным давлением, которое постоянно идет со стороны руководства, на снижение числа пожаров, жертв, дополнить это мерами технологического, технического характера и так далее. Оснащение увеличивать. Как оцениваю деятельность ГПС? В плане динамики - положительно. В плане удовлетворенности результатом - не могу пока сказать, у нас 17 тысяч погибших.

Ведущий:

Уже несколько лет ходят разговоры о возможном объединении на местах пожарных частей и спасательных отрядов, которые занимаются в основном одним делом, но действуют "параллельно" друг другу. Нынешняя реформа этот вопрос как-нибудь затрагивает?

Цаликов Р.Х.:

Совершенно правильный вопрос. Вы знаете, когда пожарную охрану включили в состав нашего ведомства, мы проводили анализ силами самих пожарных и ученых, работающих в этой области. У нас получалась такая картина, что средняя занятость одного пожарного, занятого тушением пожаров в его рабочую смену, составляла 8 минут, если иметь в виду занятость основным делом выездом на пожар. Конечно, это с точки зрения правильной организации, правильного обустройства любой государственной службы, мягко говоря, не очень правильно. И с учетом опыта, который имеется в пожарных службах мира, где пожарные там где-то участвуют в ликвидации ДТП и еще в каких-то делах, где-то даже роды принимают, например, в США. К этому, наверное, нам стремиться не надо, оставим специалистам эту часть работы. Ну, конечно, стало совершенно очевидно, что надо расширять, увеличить эффективность, расширять эту зону, она вместо 8 минут должна быть 40, 50. Понятно, что пожарный должен быть в постоянной готовности. И если прозвучал соответствующий сигнал, надо туда нестись и заниматься своим делом. Эти причины подвигли нас на то, чтобы провести некую работу по унификации действий пожарных и спасателей по обучению одних профессии других и наоборот. Для этого, естественно, требуется принять ряд очень серьезных мер. Надо пожарные части, например, оснастить спасательным оборудованием. Если не будет в комплекте пожарной машины или боевого расчета спасательного оборудования, то какой смысл тогда от них требовать спасательных работ. И эта работа уже проводится. Это то, что нас не удовлетворяет. И это будет один из акцентов на ближайшие два года. И этим сейчас очень серьезно заняты наши ученые, наши аналитики и наши службы, которые заняты оперативным реагированием. Каждый на своем уровне сейчас готовит какие-то решения. Например, вот вы знаете, недавно в Приэльбрусье было обрушение жилого дома, так первыми на место прибыли пожарные и начали спасательные работы. Пока из Приэльбрусья пришел наш спасательный отряд, пожарные уже профессионально сделали свое дело. И таких примеров очень много. Поэтому эта работа нужна. Конечно, останутся вопросы специализации. В том же самом Приэльбрусье должны быть обученные спасатели с уклоном в сторону альпинизма, в сторону работы в горах, потому что пожар, например, там мало вероятен, тогда как сход лавин - достаточно частое явление. Мы планируем, что будет создаваться пожарно-спасательная служба.

Ведущий: Завершающий вопрос: Уважаемый Руслан Хаджисмелович, какие основные мероприятия намечены на предстоящий год? Мы немножко подытожим.

Цаликов Р.Х.:

Их много. Если говорить применительно только к 172-му закону, то мы о многих из них уже сказали. Прежде всего это вопрос, связанный с формированием Федеральной противопожарной службы. При этом эти вопросы должны быть увязаны с состоянием служб субъектов. Во-вторых, это вопросы организации управления. Я имею в виду насаждение общих подходов субъектам в плане устранения этих дублирующих органов. В большинстве субъектов Российской Федерации к этому относятся с пониманием. Я мог бы даже абсолютизировать такой подход, но где-то есть определенное сопротивление тех людей, которые возглавляют эти параллельные службы. И это естественно - ведь чиновник теряет место. Третье, прорывные технологии. Мы стоим просто перед необходимостью. Дело в том, что это снижение, которое мы обеспечиваем совместно со всеми нашими коллегами, усилиям руководства министерства и благодаря усилиям всего государства, имеет некий ресурс, который скоро закончится. Но для того, чтобы дальше обеспечить поступательное развитие, нужны какие-то прорывные технологии. Это, конечно, и технический регламент, о котором я говорил, который сделает ясные и простые требования пожарной безопасности при строительстве. В области пожаротушения это, пожалуй, главное. А если автор вопроса интересовался более широко, то этих задач еще больше. Нам надо выполнять решение Совета безопасности по реформированию сил гражданской обороны, по замене военной службы на иные виды государственной службы - скорее всего, на правоохранительные или государственные.

Ведущий: Уважаемый Руслан Хаджисмелович! Согласно п. 6 ст. 9 Закона  128-ФЗ от 8 августа 2001 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" по заявлению соискателя лицензии или лицензиата в отношении отдельных видов деятельности может применяться упрощенный порядок лицензирования. Эксплуатация пожароопасных производственных объектов в этот вид деятельности входит (ст. 9), то есть предполагает получение лицензии в упрощенном виде. И это норма закона. Обратились в ваше ведомство с письмом о возможности применения упрощенного порядка лицензирования, но отказались применять. Получили ответ: "Порядок не применяется в связи с отсутствием документа, утвержденного Правительством РФ, который устанавливает существенные условия договора страхования гражданской ответственности соискателя лицензии или лицензиата, при наличии которых может применяться упрощенный порядок лицензирования". Разве бездействие исполнительных органов и отсутствие в связи с этим регламентированных исполнительными органами порядков деятельности может стеснять реализацию субъектами гражданского оборота установленных законом правомочий?  Почему до сих пор МЧС не инициирует утверждение и принятие необходимых документов для реализации подобного упрощенного порядка без инициирования хозяйствующими субъектами судебных разбирательств? Спасибо. Вопрос из Воронежской области.   

Цаликов Р.Х.:

Очень коротко можно на этот вопрос ответить. Вопрос стоит так: разве бездействие исполнительных органов и отсутствие в связи с этим регламентирования исполнительными органами порядка деятельности может стеснять реализацию? Отвечу однозначно, нет. Вообще это безобразие, чего тут объяснять. Мы очень серьезную работу провели в области лицензирования. У нас осталось еще три недолицензирования, из них одно упрощенное. Это вот то, что называется эксплуатацией пожароопасных производственных объектов. И на самом деле есть проблема, связанная с тем, что не все подзаконные нормативные акты, которые должны обустроить реализацию этого закона о лицензировании, опубликованы. К сожалению, это на местах тормозит. Я также возмущен. Я не согласен лишь с тем, что мы не инициируем утверждение принятия необходимого документа. Мы инициируем. Это просто не видно, да и не должно быть видно. Это взаимоотношение федеральных органов исполнительной власти. И оказываем очень серьезное давление на наших коллег, которые занимаются исполнением этого документа. Я думаю, что мы повысим свою активность и будем стимулировать наших коллег. Безусловно, закон должен выполняться, тут даже нечего комментировать.

Ведущий: Спасибо большое за достойные, конкретные и раскрытые ответы.

 


 


Читать ГАРАНТ.РУ в и