Новости и аналитика Интервью Итоги работы Департамента города Москвы по конкурентной политике за 2007 год

Итоги работы Департамента города Москвы по конкурентной политике за 2007 год

 

Интернет-интервью
Руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике
(Тендерный Комитет)
Дегтева Геннадия Валентиновича

12 декабря в 16.00 в компании "Гарант" состоялось интернет-интервью Руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике (Тендерный Комитет) Дегтева Геннадия Валентиновича.

Тема интервью: "Итоги работы Департамента города Москвы по конкурентной политике за 2007 год".

Интернет-интервью организовано компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

Ведущая интернет-интервью Карпунина Наталия Ивановна (Компании "Гарант").

Добрый вечер, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!

Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя Дегтева Геннадия Валентиновича Руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике (Тендерный комитет).

Тема сегодняшнего интервью: "Итоги работы Департамента города Москвы по конкурентной политике за 2007 год".

Одним из важнейших органов, который осуществляет формирование и реализацию конкурентной политики города Москвы, обеспечивает функционирование и развитие системы размещения государственных заказов, организацию и проведение инвестиционных и иных публичных торгов, единых торговых площадок на городском, окружном и отраслевом уровнях с целью обеспечения добросовестной конкуренции, экономического и социального развития города Москвы в интересах населения города Москвы является Департамент города Москвы по конкурентной политике (Тендерный Комитет).

На сегодняшний день в Москве накоплен немалый опыт в области размещения городского заказа в рамках действующего законодательства о госзакупках. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", введенный в действие с 1 января 2006 г., кардинально меняет существовавшую ранее практику размещения государственного и муниципального заказа.

Изменения законодательства о госзакупках постоянно требуют значительной корректировки практики размещения городского госзаказа, предъявляют новые требования к инвестиционной сфере, вносят изменения в Бюджетный, Земельный, Жилищный и Административный кодексы.

В ходе интервью планируется обсудить актуальные проблемы законодательного обеспечения проведения торгов и аукционов, провести разъяснения и проанализировать новые изменения, а также обсудить пробелы и недостатки действующего законодательства в этой области и сформулировать предложения по его усовершенстваованию. На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-интервью ответит Руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Дегтев Геннадий Валентинович.

К моменту начала нашего интервью поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Мы разбили вопросы на блоки для удобства, в соответствии с их тематикой. И первый блок...

Вопрос: Вопрос от Ольги Завадской из Московской области: Уважаемый Геннадий Валентинович! Учитывая уже сложившуюся практику применения 94-ФЗ, удалось ли ему достичь возложенные на него в свое время задачи сделать механизм распределения государственных заказов прозрачным и упразднить ставшие нормой для России так называемые откаты?

Ответ: Добрый вечер, уважаемые дамы и господа! Добрый вечер, уважаемая интернет-аудитория. Добрый вечер всем, с кем имею возможность работать в этом красивом зале. Переходя к ответу на конкретный вопрос, наверное, хотел бы пояснить: во-первых, то, что вы зачитали, сама тема, говорит о своей сложности, многоуровневости и о том, что все-таки это специальная тема. Я ее всегда разделяю на направления, которые связаны с общедоступным желанием разобраться и принять участие в городских закупках, или в государственных контактах. И, отвечая на вопрос Ольги Завадской из Московской области, хотел бы прокомментировать, что сама идеология, или, как написано в самом законе, новелла, по которой построен закон N 94-ФЗ "О городских закупках", его бесспорным преимуществом является норма прямого действия законодательства РФ, которая распространяется на всей территории России, включая субъект, или столицу РФ, город Москву, об однообразности правил проведения закупок. Любых, которые прописаны в этом законодательном акте. И поэтому, отвечая на вопрос, как должностное лицо заявляю, что прозрачность закупок, то есть доступность информации о закупках, о правилах по этим закупкам и об условиях возможности любому принять участие, в городе Москве является абсолютно прозрачной. Любой желающий через интернет-порталы, через печатную версию может получить конкурсную документацию, не тратя ни копейки на это, получить сведения обо всех закупках в городе. Подчеркиваю, обо всех, без исключения, закупках в городе. Поэтому мне кажется, что в этой части закон и администрация города в основном с этой задачей справились и предоставили возможность бизнес-сообществу, любой аудитории понимать, чем, какими нуждами живет город и как он через конкурсные процедуры совершает те или иные действия. Поэтому, отвечая на первую часть вопроса, об абсолютно прозрачных закупках, отвечаю да. Вторая часть вопроса: упразднить ставшие нормой для России в целом так называемые откаты — это норма совершенно других правил регулирования. И здесь важна сама природа этих откатов. Моя позиция здесь достаточно ясная: те условия, которые на сегодняшний день сформировались по правилам, по доступности, по условиям и возможности принять участие в конкурсе, но на предмет реализации себя в этом заказе, эту задачу решили. В этой сфере откаты не возникают. С точки зрения желающих принять участие, с которыми мы сталкиваемся и которые на самом деле до сих пор сомневаются, а часто не верят в то, что, придя на конкурс, можно победить, соответственно они самостоятельно ищут формы для того, чтобы им помогли принять участие в конкурсе и, соответственно, помогли в нем стать правообладателем или победителем. Это, на мой взгляд, совершенно другая зона регулирования, которая законодательством не может быть прописана. Поэтому, развивая мысль и отвечая по существу этой части вопроса, мы для себя ставим задачу только в одном контексте, что прозрачность позволяет иметь информацию о том, где и когда, за какую сумму совершается сделка через конкурсную процедуру, о том какие нужды нужно реализовать. Второе: на нее пришли претенденты, и если претендентов более одного, заметьте, не более двух, а более одного, так как законодательство это прописывает, то, соответственно, есть принцип конкурентности, или соревновательности. Учитывая, что это не спортивное мастерство.

Ведущая: Следующий вопрос от Виктора Березнякова из Королева: На ваш взгляд, много ли в законе о госзакупках противоречий? Насколько закон соответствует сложившейся конъюнктуре рыночных отношений, в частности Московского региона, и уровню тех требований, которые предъявляет столичное правительство к инвесторам и подрядным организациям?

Дегтев Г.В.: Любое законодательство имеет противоречия. В частности данный закон, о котором мы говорим, является крайне сложным, он является многофакторным, в нем много участников. И та система аукционов, в которую мы будем вступать 1 января, которую все ждут, которая как ответ на вопрос, что это еще сузит зону так называемых откатов или зону коррупционных контактов между участниками торгов. Я считаю, что аукцион эту задачу решит только частично, потому что в самой форме организации проведения аукционов требуется доработка. И мне кажется, это есть одно из противоречий, которые заложены в данном случае или прописаны в законодательстве. С точки зрения уровня требования сама сложность закона потребовала полную переподготовку специалистов в этой сфере. Поэтому считаю, что люди, которые занимаются этой работой, должны иметь соответствующую квалификацию. Иначе мы не уйдем от той темы, когда те, кто занимается закупками, занимается этим как факультативом, то есть они формализуют некие требования с тем, чтобы совершить закупки на конкурсной основе. Поэтому без квалифицированных специалистов работать будет трудно. Противоречия есть, но на сегодняшний день они, на мой взгляд, получая практическую оценку там, где они возникают, мы имеем достаточно хороший рабочий контакт с федеральной службой и антимонопольной, и Министерством экономического развития и торговли для того, чтобы их оперативно представлять в виде законодательной инициативы и предлагать вносить уточнения в это законодательство. Для справки скажу, что только за последние полтора года эти изменения, уточнения вносились четырежды соответствующими федеральными законами. Поэтому я думаю, что эту работу нужно просто продолжить.

Ведущая: Спасибо.

Ведущая: Произошли ли какие-либо изменения в работе Тендерного комитета в 2007 году после ряда изменений в ФЗ N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"? Возникли ли в работе комитета какие-либо трудности в связи с этим? Вопрос от Анны Устименко из Москвы.

Дегтев Г.В.: Анне могу сказать, что трудности есть в любой работе. Они возникают, естественно, и у нас, но сказать, что изменения нас ввели в трудности, которые мы не смогли преодолеть в 2007 году, у нас этого не было. Потому что сама система, которую мы пытаемся доложить и рассказать аудитории, настраивается на те изменения, которые вносятся в закон. Это относится к информационным технологиям, это относится к возможностям, навыкам работы, которые специалисты получают на практике. И я считаю, что действительно эти трудности возникают, но в текущем году они все были преодолены. И сами результаты работы, о которых чуть ниже будет возможность сказать.

Ведущая: Спасибо большое. А мы переходим к следующему блоку вопросов, которые касаются единых торговых площадок.

Ведущая: И первый вопрос этого блока от Ирины Прасловой из Москвы: Расскажите, пожалуйста, как в 2007 году проходило развитие единой системы организации и проведения конкурсов и аукционов. Какова динамика этого развития?

Дегтев Г.В.: В развитии системы организации проведения конкурсов как единого системного механизма мы действительно использовали технологию единой торговой площадки, в которой пытались реализовать три принципа. Первый принцип однотипности и однообразности, который мы направляли всем без исключения участникам, то есть всем государственным заказчикам и всем тем, кто проводит торги. Чтобы ему, с одной стороны, упростить необходимость заявлять о своих нуждах. С другой стороны, чтобы любой претендент независимо от того, в какой точке он пришел для своего предложения или со своим предложением, в какую бы точку он ни пришел, он знает, что эти требования однотипны. Второе, это оперативность, которая позволяет реализовать единую торговую площадку, потому что все это проходит в режиме реального времени. И, соответственно, как участники, так и заказчики пользуются возможностью фиксации отношений в реальном времени. Я считаю, что это действительно очень важная ниша в технологии единой торговой площадки, потому что она позволяет фиксировать принимаемые решения одномоментно, как тем, кто отвечает на стороне городской администрации, так и тем, кто приходит со своим предложением. Следующий момент, третий, что технологически единые торговые площадки в городе есть, — Единая торговая площадка г. Москвы, а это уже 27 объединенных информационной технологией ресурсов или мест принятия решения, которые относятся к Единой торговой площадке, объединены вот этой технологией под названием ЕТП г. Москвы. Хочу пояснить, что независимо от того, будет ли это префектура, будет ли это какой-то городской заказчик, будет ли эта Единая торговая городская площадка г. Макаренко, все это связано технологично, и вы можете поучаствовать с точки зрения, если вы через Интернет смотрите проводимые торги. Хочу подчеркнуть, что мы проводим торги и передаем сведения в реальном режиме, то есть транслируем их в Интернете. Я думаю, что это тоже достаточно важно. Позволяет реализовать эти задачи и по времени успешно, и по участникам понятно, что не нужно искать, где проходят торги, чтобы просто, наверное, в цифрах сказать. Когда не было Единой торговой площадки, городская система работала более чем в 500 местах в городе, принимались решения на конкурсной основе по закупкам. На сегодняшний день с введением технологии Единой торговой площадки реализовано 27 единых мест принятия решения, на три года эта программа принята. Наша оценка, что в течение трех лет этих площадок будет не более 70 в городской администрации, когда это будет конечное число мест приложения, где принимаются решения по конкурсной системе. Мы надеемся, что это коснется независимо городского заказа, инвестиции либо каких-то иных процедур, связанных, допустим, с приватизацией имущества, если это торговая площадка того же специализированного ГУПа, который этим занимается. Это все будет замкнуто и реализовано единой технологией, которая называется Единая торговая площадка правительства г. Москвы.

Ведущая: Спасибо.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, сколько составила доля стоимости закрытых конкурсов в 2007 году и в отношении каких объектов они проводились, если проводились вообще?

Ответ: Нет, они проводились, они проводятся в городе как сводная закупка. Стоимость их в деньгах составляет в относительных процентах 0,67% от стоимости всех закупок. Около 400 миллионов рублей. Но это меньше процента. Проводились они на городской единой торговой площадке. Все требования законодательства соблюдались, и проводилась сводная закупка. То есть у нас в едином месте собираются заявки по всем государственным нуждам в этой сфере и проводились по теме только гостайны, все, что связано с номинацией гостайны.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, сколько составил объем размещенного государственного заказа в 2007 году и насколько ощутимы денежные поступления в казну?

Ответ: Госзаказ не поступает в казну. Из госказны реализуются городские нужды. Поэтому я бы так ответил, что город разместил до конца текущего года, это размещение составило почти 500 млрд рублей. То есть на 500 млрд рублей городская система будет закупать продукцию, услуги, все, что связано с реализацией нужд для школ, больниц, детских садов, физкультурно-оздоровительных комплексов. Это так называемая адресно-инвестиционная программа города. Вот эта сумма в совокупности в городской системе составляет более 500 млрд рублей. На вопрос денежных поступлений в казну, с какой эффективностью это происходит, то есть какие ценовые предложения дают претенденты, используя принцип конкурентности, соревновательности, и соблюдая качественные характеристики, давая свои ценовые снижения, я бы ответил, что в электронных аукционах это снижение выше. В относительных величинах, как правило, это не менее 15%. Я подчеркиваю, не менее 15%. В системе конкурсного размещения, когда в закрытой форме подают претенденты предложения, это на уровне прошлого года чуть выше — 8,2%. В абсолютных суммах это 500 млрд рублей. Электронные аукционы, единственное, составляли небольшой процент, потому что электронный аукцион можно провести на сумму до 1 млн рублей. Поэтому здесь есть еще законом установленная планка проведения электронного аукциона, или аукциона в электронной форме.

Вопрос: У нас по электронным аукционам есть вопрос от нашего пользователя Анны Селивановой из Москвы: Скажите, пожалуйста, получило ли свое развитие в 2007 году система электронных аукционов и как она развивается?

Ответ: В городе она однозначно получила свое развитие. У нас прошло порядка 200 закупок в форме электронных аукционов в денежном выражении. Это нужно понимать, если 200 условно на миллион, ну чуть больше или чуть меньше, около 200 млн рублей по отношению к 500 млрд — в абсолютных цифрах небольшие суммы. Но важна здесь не сумма, а важны были именно сама процедура и участники. Во-первых, форма достаточно прогрессивная, которая, на мой взгляд, будет развиваться очень динамично. И по нашим оценкам, в 2008 году — как видно по плановым заявкам от государственных заказчиков — это будут уже суммы не меньше 10% от всего городского заказа, будет размещаться в форме электронного аукциона. Для нас результат потрясающий. Приведу пример: сегодня мы проводили в Департаменте конкурентной политики, в Тендерном комитете одну из закупок по развитию информационной системы. И она проходит, как и требуется по законодательству, в форме электронного аукциона. Вот она идет вторые сутки. Процент снижения по форме аукциона уже произошел более половины. Поэтому те, кто отвечает за хозяйство, пришли ко мне с обеспокоенностью: как можно реализовать при таком снижении? Но мы, естественно, доведем все это до логического завершения. Я не думаю, что люди этим просто спекулируют, тем более если они, не выполнив своих обязательств, те деньги, которые заплатили в качестве обеспечительной меры, или обеспечения заявки на участие в конкурсе, теряют. Деньги остаются в бюджете. Поэтому я думаю, что электронная форма перспективна, но если говорить опять-таки о нише каких-то коррупционных составляющих или возможных сговоров, то, конечно, эта ниша позволяет их исключить в силу того, что она не имеет посредником человеческие отношения, человеческий контакт. У них посредник — производственная программа, или программа автоматизированная. Поэтому надеемся, что это будет востребовано. Мы непосредственно отвечаем за организацию этой работы. В 2007 году, я считаю, результаты электронных аукционов были хорошие.

Ведущая: Ранее вы уже упоминали проблемы экспертной оценки заявок. У нас есть вопрос от Светланы Иванцовой из Москвы: Каким образом в комитете решается данная проблема? Существует ли на данный момент в Тендерном комитете проблема экспертной оценки заявок? И если да, то каким образом она решается?

Дегтев Г.В.: Я считаю, что это самая тонкая ниша, которая требует настройки, как у музыкальных инструментов. В силу того, что очень разные закупки, очень разные нужды, соответственно, нужно очень четко прописать требования, какую закупку вы хотите совершить или государственный заказчик. Поэтому считаем, что работа экспертных групп это очень ответственный этап рассмотрения заявки претендента. На сегодняшний день привлекаются высококвалифицированные эксперты, которые подыскиваются из трех номинаций. Это те, кого рекомендует государственный заказчик. Это те, кого рекомендует система трехстороннего соглашения правительства города, это профсоюзы, ассоциация работодателей, вторая ниша. И третья ниша, мы попытались организовать эту работу путем предложений. Мы как организаторы процедур конкурса готовы приглашать общественных экспертов, которые могли бы себя порекомендовать для принятия участия в этой работе, в экспертные комиссии. Поэтому, надеюсь, разноплановость поиска людей с профессиональными знаниями, чтобы они были естественно подтверждены и зарекомендованы, позволят эту работу дальше серьезно усовершенствовать, потому что заключения экспертов, особенно в сложных областях медицины, медицинского оборудования, да даже в строительстве или при приобретении каких-то многоуровневых закупок является существенным элементом и базовой опорой при оценке предложения. Поэтому будем продолжать искать достойных экспертов.

Ведущая: Спасибо, Геннадий Валентинович.

Дегтев Г.В.: Если кто-то из интернет-аудитории захочет быть общественным экспертом, мы с удовольствием готовы предложить. Направьте нам свои соображения, что вы готовы выступить экспертами, и мы привлечем вас к этой очень важной работе. С удовольствием. Мы действительно ищем людей, которые заинтересованы стать участниками этого сложного процесса.

Ведущая: Спасибо.

Вопрос: Мы переходим к следующему блоку вопросов, который касается инвестиционной деятельности: Геннадий Валентинович, скажите, пожалуйста, какие объекты в столице на данный момент являются наиболее привлекательными для инвестирования? Вопрос от господина Мерзликина из Москвы.

Ответ: Все! Все объекты в столице являются привлекательными для инвестирования. Я бы, наверное, ответил на этот вопрос чуть иначе. Связано это с тем, что в городе сужается предложение по объектам инвестирования. Нужно пояснить, потому что не хватает земельных участков — это известно, и вы сами видите, как развивается город. Даже здание компании "Гарант", в котором проходит сегодняшняя интернет-конференция, построено на территории, как мне сказали, Московского государственного университета. Почему? Потому что не хватает земельных участков, нет возможности для развития объектов капитального строительства. Вопросы жилищной политики являются всегда приоритетными для города. Мэром, правительством города было принято решение, что объекты жилищного фонда, или жилищного профиля, будут строиться в основном за бюджет. Для чего? Чтобы у города была возможность решать социальную задачу. И давать жилье тем людям, которые стоят на очереди по различным формам. Это не жилье бесплатное, это жилье, которое будет предоставляться по различным формам, и в том числе с достаточными преференциями и выгодами для тех, кто будет входить в эти договорные отношения. Второй блок — объекты нежилого назначения или для ведения бизнеса — торгового, офисного и так далее. В центре города принято ограничение для строительства объектов такого назначения. Соответственно, мы выходим за административные границы Центрального административного округа размещать эти объекты. И здесь тоже на сегодняшний день проработанных предложений немного. Поэтому сейчас у нас готовятся выставлять или предлагать на инвестиционные торги — это три базовых направления. И они, я думаю, наиболее перспективны и являются инвестиционно привлекательными, как спрашивалось в вопросе. Первое — это комплексная застройка квартала, как по программе "Новое кольцо Москвы", так и просто квартальная застройка, потому что она решает много текущих задач. Второе — это объекты гаражного назначения, как это ни парадоксально звучит, потому что если вы посмотрите итоги последних аукционов по продаже объектов гаражного назначения, то увидите, что там цены, на мой взгляд, очень уж запредельные, когда более 100 тыс. долларов стоит одно машиноместо в гараже. Это строительство гаражного назначения. И третье — это строительство объектов спортивного назначения, когда будут реализовываться катки, физкультурно-оздоровительные комплексы. Мне кажется, что само предложение этих объектов также будет востребовано. Поэтому здесь мы будем готовить предложение в этом направлении.

Ведущая: Следующий вопрос от Алексея Дмитракова из Москвы: В Тендерном комитете часто проходят торги на строительство очень крупных объектов, в качественной реализации которых город крайне заинтересован. Какие крупные инвестторги в строительной отрасли проводились в комитете в 2007 году?

Дегтев Г.В.: В Западном округе был объект комплексной застройки. Кунцево, квартал 58, 59, 60. 22 декабря мы планируем аукцион по Ярославскому шоссе, 133, или владение так называемое 133. Это объект комплексной застройки, которая состоится в текущем году. Мы очень рассчитываем, что путем общения через интернет-конференцию придут заинтересованные участники. Это крупные объекты, это крупные инвестиции. И, соответственно, те инвесторы, которые хотели бы поучаствовать в торгах, должны прогарантировать это существенными финансовыми обязательствами.

Ведущая: Спасибо.

Вопрос: Следующий вопрос от Марии Погодиной: На какой стадии в данный момент находится реализация проекта создания единого поадресного перечня объектов инвестиционных торгов, позволяющих систематизировать и упорядочить работу комиссий, а также создания единого перечня в отношении ничейных земельных участков, которые можно бы было сделать предметом торгов? И каким образом планируется составлять карту Москвы, содержащую все сведения о правах на земельные участки? И сколько времени, по вашим прогнозам, сможет занять этот процесс?

Ответ: Я с последнего вопроса сразу отвечу, потому что земля — это основа, наша матушка, всех возможностей развития города, поэтому это делается путем оформления, или проведения регистрационных процедур через кадастры. Земельный кадастр — основа земельных отношений. Он будет регулировать три направления — это, как сейчас введено нормами Градостроительного кодекса, постановка на государственный кадастровый учет земельных участков владельцами. Второй момент — в городе ничейных участков нет. Проведена работа Департаментом земельных ресурсов, наши коллеги эту работу провели, и весь город накрыт сеткой кадастрового учета земельных участков. Это работа поквартальная фактически, там более 3 тыс. кадастровых участков. И третье — это когда вы разрабатываете документацию или город сам разрабатывает градостроительную документацию. Есть еще понятие "градостроительный кадастр" — этим сегодня занимаются в Москомархитектуре, или в системе Москомархитектуры, — когда конкретный участок описывается под конкретный строительный объект. То есть тогда возникает описание границ, это, если мне не изменяет память, коррелируется с нормами статьи 6 Земельного кодекса, где орган исполнительной власти решает, как застраивать земельный участок, относя его к категории делимому или неделимому. Поэтому эта норма регулируется архитекторами и в данном случае может быть учтена только этими видами, о которых я сказал. Таким образом, на сегодняшний день других видов учета земельных участков не прописано ни в федеральном, ни в городском законодательстве. Все отношения договорные — аренда земельных участков, любые формы владения землей в целях эксплуатации, в целях строительства входят в учетную политику по регистрации либо через государственный кадастр, через градостроительный кадастр, либо через систему зонирования, накладки на все территорию города.

Ведущая: Мы переходим к следующему блоку вопросов, которые касаются различных юрисдикционных моментов. И следующий вопрос: Мы выиграли тендер на строительство объекта на территории РФ на 2007 год. График строительства объекта предполагает сдачу его в эксплуатацию в 2009 году. Заказчик грозится устроить тендер на продолжение работ по объекту на 2008 год. Замечаний по качеству работ и срокам их выполнения со стороны заказчика нет. Более того, часть работ выполнена за 2008 год и будет в 2008 году оплачена. Имеет ли право заказчик проводить в таком случае тендер на продолжение работ в новом календарном году? Если имеет право, то имеем ли преимущество перед соискателями и какое? В каком документе прочитать положения, отстаивающие наши права в данной ситуации? К сожалению, вопрос без подписи.

Дегтев Г.В.: Хороший вопрос. Мне кажется, действительно какая-то есть практическая ситуация или сложность у тех, кто задавал этот вопрос. Хотел бы ответить, в каком документе прочитать положение, отстаивающее права в такой ситуации. Отвечаю, что прочитать его нужно в том договоре, который заключен с заказчиком, где написаны обязательства сторон. Не помню, какой это номер раздела, он везде может меняться, но если вы не будете руководствоваться нормой договорных отношений на территории РФ, это в вопросе отражено, то любые новые поиски будут только усложнять ваше положение. Государственный заказчик, не расторгнув договорных отношений, никаких тендеров провести не может, потому что при условии, когда проводился тендер, на подрядчика было ценовое предложение, был сам объект с его техническими требованиями и были сроки реализации, которые описываются градостроительными документами проектами застройки. Поэтому, если претензий у заказчика не было, они не формализованы, никаких штрафных санкций на подрядчика не налагалось, то, естественно, ни о каком тендере не может быть речи, потому что существуют договорные отношения, которые защищены Гражданским кодексом. Это, по-моему, ст.ст. 437, 438 Гражданского кодекса, но защита гражданских правоотношений, на которых заключен договор, должна происходить по Гражданскому кодексу, а базовые принципы прописаны исключительно в том договоре, которые подписаны заказчиком и самим генеральным подрядчиком или самим подрядчиком.

Ведущая: Спасибо.

Вопрос: Следующий вопрос у нас от Павла Семенова из Москвы: Каким образом Тендерным комитетом решен вопрос о реализации преференций субъектам малого предпринимательства, установленных соответствующей статьей закона 94-ФЗ?

Ответ: Хороший вопрос. Я бы не хотел долго распространяться, какие преференции в самом законе. Они действительно есть, прописана отдельная статья. Это самая сложная для нас часть, чтобы реализовать именно вопрос преференций, то нужно формировать квоты стоимостью не более 2 млн или 3 млн рублей. Я считаю, что это ограничивает реализацию этих преференций для малых предприятий, но так написано в законе. Государственных заказчиков сложно сформировать под сумму, они формируются под задачу. И она оценивается в денежных средствах, которые нужно потратить, чтобы решить эту цель и задачу. Поэтому, отвечая на этот вопрос, скажу, что в городе, не разбивая для малых предприятий, там весь смысл в том, что не свыше 2 млн на услуги, 3 млн на работы, тогда можно формировать, что приглашаются на тендер только малые предприятия, как они зарегистрированы. Вот мы не реализуем эту норму, когда приглашаются только малые предприятия, но, тем не менее, у нас количество участников малых предприятий в 2007 году возросло на 42%. Вы это можете проверить, потому что у нас это есть в автоматизированной системе, которая неподвластна манипулированию. И второй вопрос, который следует за этим всегда: сколько стало победителей?. Вот из этих 42%, которые пришли впервые среди субъектов малого предпринимательства, 24% заключили государственный контракт. Поэтому, когда я общаюсь с коллегами, кто отвечает за работу или помогает малым предприятиям, мне кажется, что здесь у самих малых предприятий не всегда точные сведения, где они могли бы принять участие. Я думаю, что у нас на следующий год будет развиваться программа капитального ремонта, а это огромная задача, которая будет решаться в городе до 2014 года. Только на следующий год затраты из городского бюджета на эти виды работ будут оцениваться приблизительно в 40-45 млрд рублей. Следовательно, так как это капитальный ремонт или выборочный ремонт, то есть различные виды ремонтов, то мне кажется, что эта ниша будет очень востребована конкретно малыми предприятиями. Потому что специалисты, которые готовят сейчас оценку, какие работы нужно выполнить в этой сфере, говорят, что у нас не хватает строительных предприятий в сфере малого бизнеса, которые могли бы эту задачу решать. Поэтому также обращаюсь к интернет-аудитории: вопрос абсолютно по делу и связан с перспективностью использования профессиональных ресурсов малых предприятий для целевой программы правительства города по проведению ремонтных работ.

Ведущая: Следующий вопрос у нас от Дмитрия Ковалева из Москвы: Какие нарушения, допускаемые теми или иными компаниями, чаще всего имеют место при подаче заявки на конкурс? Помимо коррупционной составляющей, о которой было упомянуто.

Дегтев Г.В.: Мы создали такую систему, что нарушений немного, так как документация формируется в электронном виде. Вы ее скачиваете из Интернета, и имеете все сведения, которые вам нужно представить. А чтобы было понятно, о ком мы говорим, у нас количество участников в торгах составляет более 70 тыс. предприятий в городе. Могу привести цифры по Единой торговой площадке: на 3 тыс. конкурсов, которые мы проводим, присутствует около 12 тыс. организаций. У нас количество жалоб в Федеральную антимонопольную службу (федеральный орган, который отвечает и наделен полномочиями контроля в сфере размещения) за 2007 год составило 115, в прошлом году, по-моему, 111. А в уполномоченный орган по контролю в городе Москве по торгам, которые я называл, было, наверное, чуть меньше 60. То есть в относительных величинах получилось, что на одну тысячу проводимых процедур в городской системе у нас поступает три жалобы. Из этих трех жалоб одна признается обоснованной. Вот такая статистика. Я считаю, что она все-таки отвечает на тот вопрос, который задавался. Потому что, когда я говорил о прозрачности системы, я подразумевал, что она создает возможность профессиональному сообществу иметь те документы, которые, во-первых, вы обязаны или должны представить. И самое главное, что у нас разработано много методологических или методических форм, которые нужно просто заполнить и представить по этим формам сведения о себе.

Ведущая: Спасибо.

Вопрос: Мы переходим к следующему блоку вопросов. У нас поступило их достаточно много, все они касаются автоматизированной информационной системы Единого реестра контрактов и торгов (АИС ЕРКТ). Первый вопрос этого блока от Светланы из Москвы: Как вы на данный момент оцениваете работу с АИС ЕРКТ г. Москвы? Удалось ли этой системе справиться с возложенными на нее задачами и есть ли на данный момент какие-либо недостатки в ее работе? Как идет процесс овладения навыками работы с АИС ЕРКТ?

Ответ: Система со своими задачами, я считаю, справляется в полном объеме. В ней работает более трех тысяч участников, наделенных или имеющих в своем пользовании электронную цифровую подпись. Система позволяет решать многоуровневые задачи. Я считаю, что система показала свою востребованность всеми государственными заказчиками, потому что она в реальном режиме времени, во-первых, фиксирует все действия, которые совершаются государственными заказчиками, комиссиями и так далее. Второе — она фиксирует все результаты торгов. И третье — она фиксирует, как эти результаты по итогам заключенного договора исполнены. То есть она позволяет видеть в открытом режиме через электронную цифровую подпись с системой защиты доступа к информации, как исполнено обязательство. Я считаю это принципиально важным, и сами требования законодательства выстроены именно в такой последовательности, о которой я вам сказал. Поэтому мне кажется, что система будет дальше развиваться очень интенсивно. Сама система автоматизированная. Учитывая, что интернет-аудитория — это особая аудитория с собственной оценкой происходящих событий, я хочу обратиться к тем, кто будет знакомиться с материалами сегодняшней интернет-конференции, подумать над названием для этой автоматизированной информационной системы. На мой взгляд, у нее большое будущее, поэтому нужно найти достойное название, которое бы ее и развивало, и поддерживало в перспективе, потому что она переросла задачи единой регистрации конкурсов и торгов. Сегодня это глобальная аналитическая система эффективного проведения конкурсных процедур и результатов этих процедур. Поэтому, если интернет-аудитория поможет нам в этой работе, мы обязательно придумаем приз, который будет достойным и самой системы, и тех, кто такие предложения внесет.

Ведущая: Внедряются ли в систему торгов какие-либо новейшие информационные технологии? Если да, то какие именно? И каких успехов удалось достичь Тендерному комитету в этом направлении за 2007 год?

Дегтев Г.В.: Спасибо за вопрос. Каких успехов удалось достичь? Нам удалось не достичь успехов, а подтвердить успехи 2006 года. Еще раз состоялась официальная, как сказать презентация или награждение, церемония вручения нам среди других государственных заказчиков или других субъектов Федерации по номинации по проводимому рейтингу, национальному рейтингу "Прозрачность", Это то, что делает на протяжении 2 лет ГД, Ассоциация электронных торгов и еще кто-то входит. Как раз Госдума эту работу координирует, а также Счетная палата. Счетная палата и Госдума координирует комиссию по борьбе, по противодействию коррупции. Гришанков Михаил Игоревич возглавляет все это. Для нас это было волнительно. И, наверное, даже ответить в человеческом плане, чтобы нас опять не обвинили в пафосе. Учитывая, что это номинация или этот рейтинг проходит через различные формы опроса, мы не можем знать, кого опрашивают, мы не знаем анкеты. В том документе, который я получил, там те формы, которые, ну, или как бы тот программный продукт, который заложен в оценку, он, на мой взгляд, выверенный, серьезный и как бы по нему за прошлый год пытались с этими результатами не согласиться, их нельзя оспорить, это оценка общественности. Но с ними пытались не согласиться, но, к сожалению, никто не смог найти ни одного причинного действа работы этого рейтинга, которые бы были некорректны. И мы получили первую номинацию рейтинга "Гарантированная прозрачность", это высшая категория, которая существует сейчас в этом рейтинге за 2007 год. С нашими коллегами из Санкт-Петербурга, они тоже в этом рейтинге присутствуют, из Владимирской области и Томска, и Томской области. При этом подчеркну, что в этом году по-прежнему ни одно федеральное агентство рейтинга "Гарантированная прозрачность" не получило. Поэтому по успехам или как сказать то, что в вопросе, я считаю, удалось, стабильно подтвердить, что опрос 2006 г. не случайный, что результаты 2007 г. гарантированные и стабильные. И они относятся к оценке общественной национальной номинации, оценены наиболее лучшими показателями.

Ведущая: Спасибо большое.

Дегтев Г.В.: Относительно технологий я бы ответил, что мы пытаемся соответствовать времени духу. Конечно, наверное, не сможем так развиваться, как развивается сама компьютерная техника или телефоны, но в нашей системе достаточно динамичная возможность увидеть все современные информационные технологии. Это и видеоконференции, это электронные торги, а там участвуют, я считаю те, кто выиграл конкурс, одни из прогрессивных в области электронных торгов компании. Я считаю, мы пошли по правильному пути, мы не создавали свою электронную площадку, а взяли тех, кто специализируется на этом как на своей профессии, как на своем имидже, как люди, которые видят себя в своем бизнесе, они за это получают тоже соответствующую работу и выполняют функции эти. Мы провели конкурс, сейчас у нас пять, по-моему, компаний по итогам, две недели назад подведены итоги по этому конкурсу. И я считаю, что это абсолютно правильное направление, потому что мы сохранили конкурентность. У нас было в 2007 году три компании. Это было очень видно по загрузке, которую государственные заказчики выбирали самостоятельно. То есть вы могли обратиться к любому из трех в зависимости от того, какие вы решали задачи. На 2008 год у нас таких компаний будет пять, потому что и объемы будут возрастать. Я думаю, что это позволит участникам тех, кто будет обращаться в систему электронных аукционов, получать более гарантированные услуги с высоким качеством, с использованием самых современных информационных технологий. Таким образом, мне кажется, что это как раз вопрос заинтересованного подхода, и нашего, и тех, кто эти работы выполняет наиболее прогрессивно.

Ведущая: Спасибо большое, Геннадий Валентинович.

Дегтев Г.В.: В завершение хотелось бы отметить, что сама интернет-конференция является прогрессивной информационной технологией. И я глубоко убежден в том, что нужно развивать ее как форму контактов, она динамичная, она позволяет в очень оперативном режиме обмениваться интересующими вопросами, по которым хотелось бы получить ответ. И я бы пригласил интернет-аудиторию на наш официальный сайт www.tender.mos.ru. Мы имеем более 50 тыс. посещений ежедневно на нашем сайте в силу того, что все-таки городские закупки — это перспективная и востребованная ниша. Хочу поблагодарить интернет-аудиторию за те вопросы, которые мне задали предварительно. Был приятно удивлен, что они составлены профессионально и заинтересованно, и приглашаю к дальнейшему диалогу. Посмотрим, что можно сделать на нашем сайте, чтобы продолжить этот диалог с использованием возможностей наших коллег, задавать, терзать и быть как можно требовательнее именно по нише городских закупок. Вот это та ниша, мимо которой проходить не нужно. Вам нужно только посмотреть через Интернет возможности, чем живет ваш город, и, соответственно, оценить, насколько актуальны те закупки, по которым совершаются действия администрации. И если есть заинтересованность, то высказать пожелание, а где-то и потребовать от администрации, чтобы эти пожелания были реализованы. Мы готовы к этому диалогу, мы готовы к этому контакту, мы готовы к актуальной профессиональной реакции на те вопросы и замечания, которые поступят от интернет-аудитории. Я бы очень просил нам в этом деле помочь.

Ведущая: Спасибо большое, Геннадий Валентинович! На этой оптимистической ноте позвольте закончить нашу интернет-конференцию и еще раз поблагодарить вас за то, что нашли время приехать и ответить на все вопросы.

Дегтев: Большое спасибо!

Читать ГАРАНТ.РУ в и