12
ноября 2002 11:52 мск
12 ноября 2002 года в 11:52 по московскому времени
началась интернет-конференция Министра
Российской Федерации по налогам и сборам Букаева Геннадия
Ивановича.
Как проходит реформирование налоговой системы?
Что нового следует ожидать в налогообложении? На
эти и другие вопросы ответит Букаев Геннадий
Иванович.
Интернет-конференция проводится компаниями
"Гарант" и "Гарант-Интернет" при
поддержке компании "Рамблер-Интернет-Холдинг"
и журнала "Законодательство".
Ведущий интернет-конференции - Солдаткин
Алексей Евгеньевич (директор компании "Гарант-Интернет"). |
Ведущий:
Уважаемый Геннадий Иванович, уважаемые коллеги!
Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Прежде
всего хочется сказать, что та добрая традиция,
которая была положена в прошлом году,
имеет хорошее продолжение сегодня (14 ноября
2001 года мы провели с Геннадием Ивановичем первую
интернет-конференцию). Это уже стало традицией.
Мы провели больше 10 интернет-конференций.
Сейчас, помимо конференций с представителями
государственных органов власти и управления,
которые мы здесь провели, это четвёртая с
Министерством Российской Федерации по налогам и
сборам, что также очень приятно. Министерство
активно работает с налогоплательщиками и
активно пользуется современными компьютерными
технологиями. Позвольте представить коллег,
участвующих в организации данной
Интернет-конференции:
Першеев Дмитрий Викторович (директор компании
"Гарант")
Ткаченко Наталья Викторовна (гл. редактор
журнала "Законодательство")
Шаманов Евгений Вячеславович (директор по
внешним связям компании "Гарант").
Вопрос: Уважаемый Геннадий Иванович! Скажите,
пожалуйста, какие шаги предприняло МНС России за
последний год в сфере телекоммуникаций и,
конечно, Интернет-технологий? |
Букаев Г.И.
Спасибо. Добрый день, уважаемые
коллеги. В первую очередь, конечно, уважаемые
налогоплательщики. Министерство делает все,
чтобы вам было удобно работать с налоговыми
органами. И главный канал работы мы видим через
Интернет. На прошлой
конференции, вернее на прошлой встрече с вами
через Интернет, я говорил о том, что делает
налоговая служба России по развитию этого канала
общения. Эта работа продолжилась в текущем году.
В каком направлении? В первую очередь, мы
обогатили наши
сайты. Второе - мы сделали единообразными эти
сайты по всей России, чтобы вам было удобно
пользоваться. Единообразие нужно для того, чтобы
вы могли быстро найти необходимую информацию.
Неважно, на какой сайт вы зашли, какого УМНС, он
одинаково устроен по нахождению информации.
Третий момент - это оперативное размещение
информации для вас. Еще одна приятная вещь
появилась в текущем году - мы открыли страничку
на английском языке,
где разместили Налоговый кодекс и будем
размещать материалы, совместно с компанией
"Гарант" на английском языке, которая нам в
этом деле очень помогла. Я думаю, наше
сотрудничество будет продолжаться. Вот то
главное, что мы сделали, и будем продолжать
делать.
Еще раз, уважаемые налогоплательщики, говорю о
том, что Интернет должен стать главным каналом
общения, нам необходимо перейти на бесконтактный
метод работы. Это станет удобным, в первую
очередь, налогоплательщикам и, конечно,
налоговым органам . |
Ведущий: Помимо
налогоплательщиков, наше мероприятие
пользуется, что очевидно, большим вниманием и
сотрудников налоговых органов. И в этой связи вот
следующий вопрос, собственно, часто
встречающийся: когда будет достойно оценен
труд налоговых инспекторов? Какие перспективы
ждут налоговиков в части повышения заработной
платы? На сегодняшний день "низовые"
налоговики просто находятся на линии бедности.
Молодежь при такой зарплате и огромных нагрузках
работать в налоговых органах не хочет. Это
вопрос от Елены Александровны, а также от
Екатерины, Москва, Московская область, много
других вопросов также задается по этому поводу. |
Букаев Г.И.
Вопрос, конечно, актуален, но, уважаемые
коллеги, в этом году зарплаты были существенно
повышены для государственных служащих, причем не
только налоговиков. Налоговики - это часть
госслужащих России, весьма большая часть. Нас ни
много, ни мало порядка 170 тысяч человек. В России
порядка 335 тысяч госслужащих, из них половина,
налоговики. Поэтому зарплата наша
устанавливается соответствующими решениями
руководства страны, и в текущем году она была
существенно повышена. Мы это, безусловно,
ощутили, хотя, по большому счету, денег много не
бывает, как у налогоплатильщиков, так и у
работников налоговых органов, когда они получают
зарплату. Хотелось бы иметь более высокую оценку
нашего труда, но мы имеем ту зарплату, которая
соответствует экономическому развитию России. Поэтому,
уважаемые коллеги, что я могу обещать в этой
ситуации: мы будем пытаться установить какие-то
наши социальные, внутренние,
внутрикорпоративные льготы (имеется в виду на
лечение, на обучение.). А вопрос о зарплате, это
еще раз повторяю, должен решаться в целом на
уровне государства. |
Скажите, пожалуйста,
Геннадий Иванович, если я лечил зубы в частном
стоматологическом центре у частного
предпринимателя, могу ли я получить социальный
налоговый вычет за услуги по лечению? П.Т.
Головин. Московская область. |
Букаев Г.И.
Вы, как налогоплательщик, имеете
право на получение с 1 января 2001 года социальных
налоговых вычетов согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 219 части
второй Налогового кодекса Российской Федерации
в сумме, уплаченной вами в налоговом периоде за
услуги по лечению, предоставленные медицинскими
учреждениями Российской Федерации. Но такой
вычет предоставляется налогоплательщику, если
лечение производится, особо подчеркну, в
медицинских учреждениях, имеющих
соответствующие лицензии на осуществление
медицинской деятельности.Теперь о частных
предпринимателях. Под индивидуальными
предпринимателями понимаются физические лица,
зарегистрированные в установленном порядке и
осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица
(пункт 2 статьи 11
Налогового кодекса - прим. ред.).
Из сказанного следует, что физические лица,
зарегистрированные в установленном порядке и
осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица,
не могут быть отнесены по своему статусу к
"медицинским учреждениям", то есть к
медицинским организациям, определяемым статьей 11
Кодекса. На разный статус медицинских учреждений
и лиц, занимающихся частной медицинской
практикой, указано также в статье 14 "Основ
законодательства Российской Федерации об охране
здоровья".
Исходя из этого, действующим налоговым
законодательством не предусмотрено
предоставление социального налогового вычета по
медицинским услугам, оказанным
налогоплательщикам индивидуальным
предпринимателем.
В связи с тем, что Вам оказаны медицинские
услуги в частном стоматологическом центре
частным врачом-предпринимателем, то Вам не может
быть предоставлен налоговый вычет. |
Уважаемый Геннадий
Иванович! В современном, быстро меняющемся
налоговом законодательстве предпринимателю
тяжело уследить за всеми переменами. Если же
человеку Интернет недоступен, то информация по
налогообложению просто недосягаема. Скажите,
существует ли постоянный источник информации,
откуда можно было бы узнать все необходимое по
налогообложению. Николай, Рязань. |
Букаев Г.И.
Уважаемые коллеги, мы сегодня пересматриваем
структуру наших налоговых органов. В каждом
территориальном налоговом органе. Он
располагается, как правило в каждом городе,
районе, где будет обязательно организован отдел
по работе с налогоплательщиками. Главная функция
этого отдела - отвечать на те злободневные,
повседневные вопросы, которые вы задаете
сегодня, и будете задавать. Безусловно, есть
журнал "Российский Налоговый курьер",
который издает Министерство совместно с
редакцией. Специалисты Министерства отвечают на
все вопросы, которые поступают от
налогоплательщиков. Журнал издается два раза
в месяц. В прошлом году издавался один раз в
месяц, и возникла необходимость в увеличении
периодичности.
Вот те основные направления взаимодействия,
которые мы развиваем с налогоплательщиками.
С 1 января мы будем издавать еще один журнал
совместно с научно-исследовательским институтом
развития налоговой системы (ГНИИРАНС),
где мы тоже будем давать разъяснения и отвечать
на ваши вопросы. Вот такая идеология работы с
налогоплательщиками. |
Ведущий: Спасибо. Вопрос:
Уважаемый господин Министр! Думаю, этот вопрос
волнует многих руководителей предприятий.
Действуют ли нормы естественной убыли,
утвержденные ранее, для целей налогообложения
прибыли в 2002 году? В. Кныш. |
Букаев Г.И.
Спасибо за вопрос. Хотелось бы обратить
внимание всех, кто заинтересован в получении
ответа на данный вопрос, что в соответствии с
подпунктом 2 пункта 5 статьи 254 главы 25
"Налог на прибыль организаций" части второй
Налогового кодекса Российской Федерации к
материальным расходам для целей налогообложения
прибыли приравниваются потери от недостачи и
(или) порчи при хранении и транспортировке
товарно-материальных ценностей в пределах норм
естественной убыли, утвержденных в порядке,
установленном Правительством Российской
Федерации, а также технологические потери при
производстве и (или) транспортировке.Вместе с
тем до настоящего момента Правительством
Российской Федерации не утвержден порядок,
устанавливающий нормы естественной убыли.
Поэтому до принятия соответствующего
постановления Правительства Российской
Федерации ранее действовавшие нормы
естественной убыли с 1 января 2002 г. для целей
налогообложения прибыли не применяются. |
Вопрос: Я
получила в наследство 1 мая 2002 года земельный
участок. Должна ли я уплачивать налог с
имущества, переходящего в порядке наследования? Галина.
Иваново. |
Букаев Г.И.
Нет. Ваш земельный участок, полученный в
наследство 1 мая 2002 года, не будет являться
объектом налогообложения и, следовательно, налог
с имущества, переходящего в порядке наследования
Вам предъявляться не будет. Если бы наследство
было получено Вами несколько раньше, например в
феврале, то в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 7 декабря 1993 года N 2118
"О налогообложении продажи земельных
участков и других операций с землей" при
наследовании земельного участка
налогообложение осуществлялось бы
применительно к Закону Российской Федерации
"О налоге с имущества, переходящего в порядке
наследования или дарения".Однако согласно
Указу Президента Российской Федерации от
3 апреля 2002 года N 311 "О признании утратившими
силу некоторых указов Президента Российской
Федерации по вопросам налогообложения" Указ
от 7 декабря 1993 года утратил силу и Ваше
наследство не подпадает теперь под
налогообложение. |
Помимо работы с
налогоплательщиками, очевидно, большая работа
ведется и с сотрудниками налоговой службы по
повышению их квалификации, образовательного
уровня и т. д. В этой связи вопрос: "Геннадий
Иванович! Никакая налоговая реформа не имеет
смысла, если экономическая и юридическая
подготовка инспекторов часто оставляет желать
лучшего. Как организовано обучение персонала в МНС России? Как оперативно
новое законодательство доводится до
инспекторов? Николай (СПб)" |
Букаев Г.И.
Да, уважаемые коллеги, я уже назвал
численность нашей службы, она очень значительна.
И мы обязаны раз в пять лет переобучить каждого
налогового инспектора. Практически, надо
ежегодно переобучать порядка 30 тысяч человек.
Для этого мы организовали целую систему
переподготовки кадров. Она делится на 3 уровня. Первый
уровень - инспектор, старший инспектор, ведущий
специалист, главный специалист - проходят
переподготовку на уровне региона. Это, как
правило, либо учебные курсы при Управлении МНС
России по субъекту Российской Федерации, либо
соответствующие факультеты экономической
направленности в вузах. С учебными заведениями
заключаются соглашения о переподготовке
специалистов.
Второй уровень - начальники инспекций,
отделов инспекций, замначальники отделов -
проходят переподготовку на уровне федерального
округа.
Третий уровень - руководители управлений, их
заместители - проходят переподготовку в
Министерстве на базе ВГНА.
Вот такая трехуровневая система
переподготовки сформирована и начала
действовать.
Затем, очень важный момент. Вы правильно
спросили: как в условиях меняющегося
законодательства вовремя довести до налоговых
органов и налогоплательщиков те серьезные,
существенные изменения, которые происходят?
Я уже говорил и продолжаю повторять, что у нас
с 2001 года идет налоговая революция. В прошлом
году были введены в действие одновременно
4 главы Налогового кодекса: это НДС, акцизы, единый социальный
налог, налог на
доходы физических лиц. Представьте, надо было
разработать методологию и систему
администрирования этих налогов, детально все
проработать и довести до налоговых органов и до
налогоплательщиков. Мы эту работу в принципе
сделали.
В прошлом году было обеспечено стопроцентное
поступление налоговых платежей в бюджет. В
текущем году ситуация принципиально не
изменилась, а несколько осложнилась. Мы ввели в
действие две серьезные главы Налогового кодекса:
налог на прибыль
и налог на добычу
полезных ископаемых.
Существенное значение имеет налог на прибыль.
Нам пока не удается стабилизировать поступление
этого налога, потому что принципиально
изменилось определение прибыли. Если мы ранее
определяли ее по себестоимости и статья
"себестоимость" была закрытой, то сегодня у
нас прибыль определяется принципиально
по-другому, а именно: доходы минус расходы.
Расходы статья открытая, и на эту статью, в
соответствии с 25 главой
Налогового кодекса, налогоплательщики могут
относить все необходимые экономически
обоснованные затраты. Это существенно
сказывается на формировании поступления этого
налога.
Мы постоянно анализируем ситуацию со сбором
налогов, совершенствуем методологию
администрирования и доводим её до налоговых
органов. Регулярно проводим двух- трехдневные
обучающие семинары в нашем пансионате в
Подмосковье. На семинарах обсуждаем с низовыми
налоговыми органами возникшие проблемы в
области налогообложения, знакомим с нашими
инструктивными материалами. На этих семинарах
присутствуют начальники отделов, заместители
руководителей управлений. Аналогичные семинары
они проводят на уровне инспекций, а инспекции
доводят всю информацию до налогоплательщиков. |
Вопрос: Как
учитываются для целей налогообложения надбавки,
обусловленные районным регулированием оплаты
труда, в условиях действия главы 25 Налогового
кодекса Российской Федерации? Наталья Мареева.
г. Мирный. |
Букаев Г.И.
Уважаемая Наталья, в соответствии с
пунктом 1 статьи 252
Кодекса с 1 января 2002 года в целях главы 25
"Налог на прибыль организаций" Кодекса
налогоплательщик уменьшает полученные доходы на
сумму произведенных расходов (за исключением
расходов, указанных в статье 270
Кодекса).Расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты (а в
случаях, предусмотренных статьей 265
настоящего Кодекса, убытки), осуществленные
(понесенные) налогоплательщиком.
В расходы налогоплательщика на оплату труда
включаются любые начисления работникам в
денежной и (или) натуральной формах,
стимулирующие начисления и надбавки,
компенсационные начисления, связанные с режимом
работы или условиями труда, премии и
единовременные поощрительные начисления,
расходы, связанные с содержанием этих
работников, предусмотренные нормами
законодательства Российской Федерации,
трудовыми договорами (контрактами) и (или)
коллективными договорами (абзац первый статьи 255
Кодекса).
При этом в соответствии с пунктом 21 статьи 270 Кодекса
в составе расходов не учитываются любые виды
вознаграждений, предоставляемых руководству или
работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых
на основании трудовых договоров (контрактов).
На основании сказанного, надбавки,
обусловленные районным регулированием оплаты
труда, признаются расходами организации для
целей налогообложения прибыли в размерах,
предусмотренных в трудовом договоре. |
Помимо традиционной
работы на министерство, в текущем году и со
следующего года возлагаются много новых задач, в
частности, задачи по госрегистрации юридических
лиц. По этому поводу также очень много вопросов
поступает, и в частности, следующий вопрос:
Геннадий Иванович, на телевидении появились
рекламные ролики о государственной регистрации
юридических лиц. Что ждет тех, кто не получит
свидетельство нового образца? Действительно ли
их участь будет столь плачевна? Владимир
Сергеевич из Клина спрашивает. |
Букаев Г.И.
Мы с первого июля действительно
начали исполнять новую функцию -
государственную регистрацию юридических лиц.
Конечно, это потребовало от системы налоговых
органов серьезной мобилизации сил. Вы знаете о
том, что до лета нынешнего года регистрацию
проводили муниципальные образования. Таких
муниципальных образований, кто проводил
регистрацию, было 4500 по России, и каждое на свой
лад выдавало документ. По этому документу
юридическое лицо совершало все действия,
предписанные ему Гражданским кодексом и другими
законодательными актами.
К сожалению, было много неразберихи, путаницы,
поэтому законодатель принял решение, что
регистрирующим органом должен быть один
федеральный орган, определяемый Правительством.
В качестве такого органа было выбрано МНС России. Закон
"О государственной регистрации юридических
лиц" упорядочивает систему в целом.
С первого июля налоговые органы приступили к
исполнению этой функции. Достаточно серьезных
проблем у нас не возникло. Я думаю, что
налогоплательщики уже почувствовали
положительный эффект.
Через пять дней, как предписано законом, мы
выдаем сразу одновременно два документа, а
именно, Свидетельство о государственной
регистрации юридического лица и Свидетельство о
постановке на налоговый учет. То есть принцип
одного окна в основном реализован. Хотя, по
действующему законодательству налогоплательщик
должен еще появиться в пенсионном фонде и фонде
социального страхования. Мы считаем, что нужно
вносить поправки в законодательство, и эта
необходимость должна отпасть. Мы будем сообщать
всю информацию, что необходима для этих фондов,
после регистрации. И, соответственно,
необходимость для налогоплательщика тратить
время на постановку на учет в этих органах
обязательно отпадет.
Налогоплательщик должен уже на шестой день
думать о том, как делать бизнес, а именно,
открывать расчетный счет и начинать работать.
Вот главная задача для предпринимателей. А
налоговые органы должны начать
администрирование этого налогоплательщика.
Затем вопрос стоит о том, что же делать тем, кто
не пройдет переоформление Свидедельства. Ведь,
никакой перерегистрации нет, уважаемые
налогоплательщики. Все действующие на
сегодняшний день юридические лица обязаны до
первого января подать всего лишь заявление в
налоговый орган, где они находятся на учете.
Заявление вы можете направить по почте. Образец
заявления можно получить у нас на сайте. Все. Больше
другого ничего от вас не требуется. Но вот те, кто
не подаст заявление, после первого января
окажутся вне закона.
Что это означает? Мы будем через суд их
ликвидировать. Это нормальная процедура. Мы
должны"зачистить" реестры
налогоплательщиков и знать реальные данные о
"живых" юридических лицах. Например, по
отчету на первое октября у нас зарегистрировано
3 миллиона 160 тысяч налогоплательщиков. Из них
только половина сдают отчетность. А где
остальные полтора миллиона? Из этих полутора
миллионов, что сдают отчетность, 260 тысяч сдают
нулевую отчетность. Тоже надо разбираться. Вот
такая ситуация, уважаемые коллеги. Я снова
обращаюсь к налогоплательщикам, используя
возможность Интернета: не тяните, не ждите
конца декабря! Подайте это заявление сегодня и
на основании поданного заявления вы получите
общероссийский документ о государственной
регистрации вашего юридического лица. |
Ведущий: Спасибо,
Геннадий Иванович. Исчерпывающий ответ, думаю
сомнения налогоплательщиков развеяны. Вопрос:
Уважаемый Геннадий Иванович! Хотелось бы
уточнить, взимается ли государственная пошлина
за регистрацию ликвидации юридического лица? Герман
Андреев. Новомосковск. |
Букаев Г.И.
Уважаемый Герман, в настоящее время пунктом 6
ст. 4 Закона Российской Федерации от 9 декабря
1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине"
предусмотрено взимание государственной пошлины
за государственную регистрацию юридического
лица в размере 2000 руб. Поскольку согласно ст. 21
Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ
"О государственной регистрации юридических
лиц" подлежат государственной регистрации
юридические лица в связи с их ликвидацией, то
ставка пошлины в 2000 рублей уплачивается. |
Вопрос: Я
зарегистрирован в качестве индивидуального
предпринимателя, но при этом работаю по
трудовому договору в организации. Кто является
плательщиком единого социального налога в
отношении выплат, начисляемых по данному
договору? Константин. Владивосток. |
Букаев Г.И.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236
Налогового кодекса РФ для налогоплательщиков,
производящих выплаты в пользу физических лиц, в
объект налогообложения не включаются
вознаграждения, выплачиваемые индивидуальным
предпринимателям.Пунктом 2 статьи 236 Кодекса
для индивидуальных предпринимателей объектом
налогообложения признаются доходы от
предпринимательской деятельности за вычетом
расходов, связанных с их извлечением.
В данном случае необходимо учитывать, что
согласно статье 56
Трудового кодекса РФ трудовой договор - это
соглашение между работодателем и работником, в
соответствии с которым работодатель обязуется
предоставить работнику работу по обусловленной
трудовой функции, обеспечить условия труда,
предусмотренные Трудовым
кодексом РФ, законами и иными нормативными
правовыми актами, коллективным договором,
соглашениями, локальными нормативными актами,
содержащими нормы трудового права, своевременно
и в полном размере выплачивать работнику
заработную плату, а работник обязуется лично
выполнять определенную этим соглашением
трудовую функцию, соблюдать действующие в
организации правила внутреннего трудового
распорядка. Сторонами трудового договора
являются работодатель и работник.
Следовательно, индивидуальный
предприниматель, работающий по трудовому
договору, выступает в качестве наемного
работника - физического лица, а не в качестве
индивидуального предпринимателя. Плательщиком
единого социального налога с выплат и
вознаграждений в пользу такого физического лица
признается организация, заключившая с ним
трудовой договор.
Единым
социальным налогом не облагается
вознаграждение, выплачиваемое организацией
индивидуальному предпринимателю по договору
гражданско-правового характера, предметом
которого является выполнение работ или оказание
услуг и только по тем видам деятельности, которые
указаны в свидетельстве о государственной
регистрации индивидуального предпринимателя.
При заключении с индивидуальным
предпринимателем гражданско-правового договора
о выполнении им работ, оказании услуг, не
поименованных в свидетельстве о государственной
регистрации, он выступает в качестве физического
лица, а не индивидуального предпринимателя и
вознаграждение, выплаченное такому
предпринимателю также должно облагаться единым
социальным налогом. |
Вопрос: Уважаемый
Геннадий Иванович, как собираются налоги в
текущем году? Оправдались ли в связи с этим
прогнозы министерства? Спрашивает Владимир,
Москва. |
Букаев Г.И.
Передо мной данные за 10 месяцев текущего года.
Всего в консолидированный бюджет поступило
2 триллиона 566 млрд. рублей. Из этой суммы
налоговые платежи составляют 1 триллион
900 миллиардов рублей, а ЕСН и платежи в
государственные внебюджетные фонды - 667 млрд.
рублей.Ситуация по налогам: из 1 триллиона
900 млрд. - 947 млрд. поступило в федеральный
бюджет и 952 млрд. в региональные и местные
бюджеты - практически 50 на 50.
По видам налогов ситуация разная. Если в целом
налоговые поступления к уровню прошлого года у
нас увеличились на 29,3%, то ЕСН и платежи в
государственные внебюджетные фонды - на 40,4%. По
другим видам налогов также есть и отличия.
Первое, самое существенное, - по налогу на
прибыль. Он к уровню прошлого года составил 95,5%,
т. е. снизился. Существенное снижение
поступления этого налога в федеральный бюджет -
собрано 85,7% от уровня прошлого года. В
территориальные бюджеты поступления находятся
на уровне 102% - уровень прошлого года немного
превышен. Но за счет чего? Были предоставлены
существенные льготы субъектам федерации.
Сегодня эти льготы в основном отменены.
Особо хочу подчеркнуть - налог на доходы
физических лиц увеличился больше других налогов
к уровню прошлого года, а именно на 40,3%.
Т. е., уважаемые коллеги, идеология снижения
ставки подоходного налога до 13% дает свой
результат. В прошлом году, как вы помните, было
увеличение на 51%.
НДС к уровню прошлого года увеличился на 20,6%,
акцизы на 16,8%. Очень существенно увеличилось
поступление ресурсных платежей, где 90%
составляет налог на добычу полезных ископаемых.
Он вырос к уровню прошлого года на 229%. Вот
основные цифры по этому году. |
Вопрос: Геннадий
Иванович! Какие дополнительные мероприятия
могут быть проведены в рамках налоговой
проверки? Надеюсь получить ответ из первых
рук - от Министра. Олег Федотов. СПб. |
Букаев Г.И.
Уважаемый Олег! В рамках проведения
дополнительных мероприятий налогового контроля
допускаются следующие мероприятия: проверка
представленных налогоплательщиком документов,
подтверждающих правильность исчисления и
своевременность уплаты налогов; назначение
экспертизы; получение объяснений
налогоплательщика и показаний свидетелей по
обстоятельствам, имеющим значение для
осуществления налогового контроля; истребование
у иных лиц документов, относящихся к
деятельности проверяемого налогоплательщика
(встречная проверка).Поскольку процедура
оформления проведенных дополнительных
мероприятий Кодексом не установлена, результаты
проведенных дополнительных мероприятий могут
быть оформлены справкой или докладной запиской
налогового органа, в которой излагаются
установленные при проведении дополнительных
мероприятий факты и обстоятельства совершенного
не только налогоплательщиком, но и налоговым
агентом и плательщиком сборов налогового
правонарушения или отсутствие таковых, а также
проведенные формы налогового контроля.
По результатам рассмотрения материалов
проверки, с учетом проведенных дополнительных
мероприятий, руководитель или заместитель
руководителя налогового органа выносит одно из
двух решений либо о привлечении
налогоплательщика к налоговой ответственности
за совершение налогового правонарушения либо об
отказе в привлечении к налоговой
ответственности.
Несмотря на то, что сроки проведения
дополнительных мероприятий налогового контроля Кодексом не
определены, мы учитываем ограничения,
установленные
статьей 115 Кодекса, по сроку обращения в суд с
иском о взыскании налоговой санкции - не позднее
шести месяцев со дня обнаружения налогового
правонарушения и составления соответствующего
акта (срок давности взыскания санкции). |
Вопрос: Вышел в свет
новый порядок лицензирования табачной отрасли.
Расскажите, пожалуйста, об изменениях, т.е. чем
новый порядок лицензирования отличается от
старого? Максим Васильевич Позняков. |
Букаев Г.И.
В июле нынешнего года принято
Постановление Правительства РФ
"О лицензировании деятельности по
производству табачных изделий" N 548, которым
утверждено "Положение о лицензировании
деятельности по производству табачных
изделий".В первую очередь новый порядок
лицензирования отличается ужесточением
лицензионных требований и условий, прежде всего
технологического характера: наличие цеха
первичной переработки табачного сырья в составе
единого технологического цикла производства
табачных изделий; наличие лаборатории по
технологическому контролю производства
табачных изделий.
Для получения лицензии соискатель лицензии
представляет в лицензирующий орган следующие
документы:
- заявление о предоставлении лицензии;
- копии учредительных документов соискателя
лицензии и свидетельства о государственной
регистрации соискателя лицензии в качестве
юридического лица - для юридического лица, либо
копия свидетельства о государственной
регистрации гражданина в качестве
индивидуального предпринимателя - для
индивидуального предпринимателя;
- копии свидетельства о постановке соискателя
лицензии на учет в налоговом органе;
- сведения о квалификации работников соискателя
лицензии;
- санитарно-эпидемиологическое заключение о
соответствии производства табачных изделий
санитарным правилам;
- документ, подтверждающий уплату лицензионного
сбора за рассмотрение лицензирующим органом
заявления о предоставлении лицензии.
Кроме того, в соответствии с п. 5 Положения о
лицензировании деятельности по производству
табачных изделий, в целях установления
соответствия соискателя лицензии лицензионным
требованиям и условиям лицензирующий орган при
принятии решения о предоставлении лицензии
имеет право провести необходимую проверку, а
также запросить у соискателя лицензии сведения,
подтверждающие возможность соблюдения им
лицензионных требований и условий. |
Вопрос: Господин
Министр, как будут осуществляться мероприятия
налогового контроля (выездные налоговые
проверки) в отношении крупнейших
налогоплательщиков, имеющих обособленные
подразделения? А. Конев, Тюмень. |
Букаев Г.И.
В соответствии с пунктом 3 "Методических
указаний по проведению комплексных выездных
налоговых проверок
налогоплательщиков-организаций (налоговых
агентов, плательщиков сборов), в состав которых
входят филиалы (представительства) и иные
обособленные подразделения" (письмо МНС
России от 7 мая 2001 г. N АС-6-16/369), выездные
налоговые проверки будут проводиться в
отношении крупнейших налогоплательщиков с
одновременной проверкой их филиалов
(представительств) и иных обособленных
подразделений.Планирование и организацию
выездных налоговых проверок
налогоплательщиков-организаций с одновременной
проверкой филиалов (представительств) и иных
обособленных подразделений осуществляют
налоговые органы по месту постановки на учет
головной организации по согласованию с
Управлением крупнейших налогоплательщиков МНС
России. |
Вопрос: Геннадий
Иванович, назовите периодичность уточнения
перечня основных налогоплательщиков. Н.Корниенко,
Ханты-Мансийск. |
Букаев Г.И.
Уточнение сводного перечня организаций,
обеспечивающих основную долю поступлений
налоговых платежей по субъекту Российской
Федерации в бюджетную систему Российской
Федерации, осуществляется ежеквартально. |
Вопрос: Геннадий
Иванович, известно, что принятые в этом году
изменения затрагивают не только лицензирование
табачной продукции, но и порядок уплаты с этой
продукции акцизов. Введена новая система
взимания акцизов с табачных изделий. В чем ее
сущность? На сколько возросла ставка табачного
акциза? Михаил. Екатеринбург. |
Букаев Г.И.
Уже с 1 января 2003 года вступает в силу новая
система взимания акцизов с табачных изделий,
произведенных на территории Российской
Федерации.При новой системе акциз будет
смешанным (специфически-адвалорным), т. е. к
фиксированной ставке на тысячу штук табачных
изделий установлен процент от их стоимости.
Таким образом, с 1000 штук сигарет без фильтра и
папирос будет взиматься акциз в размере 19 рублей
и еще 5% от стоимости. Для сигарет с фильтром эта
ставка будет соответственно 50 рублей за 1000 штук
плюс 5% от стоимости.
Что касается акцизов, то они индексируются на
70%. |
Вопрос: Уважаемый
Геннадий Иванович! Мы, группа владельцев
земельных участков под индивидуальное жилищное
строительство хотели бы выяснить как
уплачивается земельный налог за такие участки,
расположенные в границах городской или
поселковой черты? Кировская область. |
Букаев Г.И.
В настоящее время налогообложение земельных
участков осуществляется в соответствии с
Законом Российской Федерации от 11 октября
1991 года N 1738-1 "О плате за землю" с учетом
принятых в соответствии с ним законов субъектов
Российской Федерации и решений органов местного
самоуправления. Земельные участки, выделенные
для строительства жилых домов до момента
окончания строительства и приема в эксплуатацию
жилого дома, подлежат налогообложению в порядке,
установленном Законом Российской Федерации
"О плате за землю".
Пониженная ставка земельного налога в размере
трех процентов от ставок земельного налога,
установленных в городах и поселках городского
типа, но не менее 28,8 копеек за один квадратный
метр в 2002 году, предусмотрена частью пятой
статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате
за землю" за земли, занятые жилищным фондом в
границах городской (поселковой) черты.
Таким образом, налогообложение в данном случае
зависит не от статуса (категории) земель, а от
наличия на нем объекта жилищного фонда.
Согласно статье 4 Жилищного кодекса РСФСР,
утвержденного Верховным Советом РСФСР 24 июня
1983 г., жилищный фонд образуют жилые дома, а также
жилые помещения в других строениях. Поэтому
жилищное строительство не может рассматриваться
как жилищный фонд до момента окончания
строительства и включения построенного объекта
в состав жилищного фонда организациями
технической инвентаризации согласно Положению о
государственном учете жилищного фонда в
Российской Федерации, утвержденному
постановлением Правительства Российской
Федерации от 13 октября 1997 г.
В то же время органы законодательной или
представительной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления
вправе, в соответствии с Законом Российской
Федерации "О плате за землю", устанавливать
отдельным категориям налогоплательщиков
дополнительные льготы по земельному налогу в
пределах сумм земельного налога, остающихся
(находящихся) в их распоряжении, в том числе
льготы, направленные на стимулирование
индивидуального жилищного строительства.
(ст. 13, 14 - прим. ред.)
В этой связи для решения вопроса о
предоставлении льготы по земельному налогу
гражданам, осуществляющим строительство жилья,
следует обращаться в органы законодательной
(представительной) власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления.
Кроме того, лица, для которых их имущественное
положение исключает возможность единовременной
уплаты суммы налога, исчисленной в соответствии
с Законом Российской Федерации "О плате за
землю", могут обратиться в финансовые органы
субъекта Российской Федерации и муниципального
образования с заявлением о предоставлении
отсрочки или рассрочки по уплате налога в
соответствии с главой 9 части первой Налогового
кодекса Российской Федерации. |
Вопрос: "Геннадий
Иванович, известно, что в Министерстве по налогам
и сборам произошла некая реорганизация, и
происходит. В чем ее суть, есть ли первые
итоги?" Людмила из Мурманска. |
Букаев Г.И.
В прошлом году мы начали
реорганизацию нашей системы и продолжаем её.
Какие основные направления работы? В первую
очередь - это построение территориальных
налоговых органов по единому принципу.
Затем проведение работы по их укрупнению,
четкое разделение функций по вертикали.
Определение единого подхода к установлению
предельной численности инспекций с учетом
объема задач и функций.
Создание двухуровневой системы налогового
администрирования крупнейших
налогоплательщиков.
Все это совершается на базе внедрения
современных информационных технологий.
На этих принципах мы ведем реорганизацию нашей
системы. До этого в системе МНС России было 2600 инспекций -
1500 инспекций мелких, численностью до 40 человек,
в сельских районах. Эти инспекции обеспечивали 8%
поступлений в консолидированный бюджет. Затраты
на содержание этих инспекций были весьма
существенны, а поступления - незначительны.
Было принято решение: мелкие инспекции
ликвидировать и на их базе создать межрайонные,
т.е. одна инспекция будет обслуживать 2 - 3
района. В результате мы создали более
500 межрайонных инспекций, и, в целом, систему
сократили на 1023 инспекции.
Сократили число управлений МНС России по
субъектам Российской Федерации. У нас были
управления по автономным округам, численностью
120 - 150 человек. Мы их включили в состав
Управления соответствующего субъекта
Российской Федерации. Это позволило сократить
количество структурных подразделений. Например,
управление на Байконуре реорганизовали в
инспекцию. Одновременно сократились издержки на
обеспечение поступлений в консолидированный
бюджет.
Мы считаем деньги, и на каждые 100 рублей
налогов, поступивших в бюджет, анализируются
затраты. Наша задача их постоянно снижать.
Главное в проводимой структурной перестройке -
эффективное администрирование
налогоплательщиков. Наиболее четко это
проявилось в работе с крупнейшими
налогоплательщиками. Создана двухуровневая
система: на федеральном уровне и на уровне
субъекта федерации.
По определенным показателям (объем начисленных
налогов, объем активов) отбираются
налогоплательщики для постановки на учет в
специализированных инспекциях на федеральном
уровне. Сегодня в Министерстве организованы
4 специализированные межрегиональные инспекции:
инспекция по нефти, газу, алкоголю и табаку, и
четвертая инспекция - по централизованной
обработке данных, созданная месяц назад.
Аналогичные инспекции по работе с крупнейшими
налогоплательщиками созданы в 33 управлениях.
Принцип формирования тот же, как и на федеральном
уровне.
В каждой отрасли есть своя специфика, и эту
специфику наши налогоплательщики весьма искусно
используют для того, чтобы оптимизировать
налоговые платежи. Часто эта оптимизация идёт в
обход законодательства. Наша задача - эту
оптимизацию понимать и пресекать. |
Вопрос: Геннадий
Иванович, изменится ли порядок уплаты налоговых
платежей в региональные и местные бюджеты
субъектов Российской Федерации в связи с
изменением места налогового учета крупнейших
налогоплательщиков (перевод в межрегиональные
(межрайонные) инспекции МНС России по крупнейшим
налогоплательщикам). Н. Саньков, Набережные
Челны. |
Букаев Г.И.
С переводом крупнейших налогоплательщиков на
администрирование в межрегиональные
(межрайонные) инспекции МНС России по крупнейшим
налогоплательщикам не произойдет снижения
объемов поступлений налогов и сборов в
региональные и местные бюджеты. Во-первых, все
виды налогов устанавливаются налоговым
законодательством и обязательны к уплате на
территориях соответствующих субъектов
Российской Федерации, муниципальных образований
по месту нахождения организаций. Во-вторых,
расщепление налогов и сборов между бюджетами
разных уровней производится в соответствии с
налоговым и бюджетным законодательством
Российской Федерации по нормативам отчислений,
устанавливаемым законодательством на
соответствующий финансовый год.Поскольку при
постановке на учет крупнейших
налогоплательщиков идентификационный номер
налогоплательщика, присвоенный в налоговом
органе по месту нахождения крупнейшего
налогоплательщика, сохраняется (меняется лишь
код постановки на учет), не изменяется и порядок
уплаты крупнейшими налогоплательщиками
региональных и местных налогов и сборов в
соответствующие бюджеты. |
Вопрос: Думают ли в
Министерстве как-то облегчить, упростить
процедуру общения граждан и организаций с
налоговыми органами? Ведь общаться можно и по
переписке, не простаивая в очередях, как это
делается во многих странах. Павел Тарасов,
Новосибирск. |
Букаев
Г.И.
Вопрос очень актуален. Сегодня мы получаем от
налогоплательщика значительный объем
информации. Нам представляются декларации,
справки, расчеты, балансы. Информация поступает
по почте или передаётся лично на приёме у
инспектора. Наша мечта и желание - получать всю
информацию по электронной почте. Ненужно, чтобы
налогоплательщик стоял в очереди, теряя своё
время. В идеале налогоплательщик должен в
электронном виде отправить отчётность и
получить электронную расписку в том, что он её
сдал. Над этим мы сегодня работаем. Программа
безбумажной технологии сдачи отчётности
создана, прошла опытную эксплуатацию в Москве.
Сегодня так сдают отчетность
1500 налогоплательщиков Москвы.
Но есть проблема. Закон об электронно-цифровой
подписи принят, но не созданы центры
сертификации, которые будут удостоверять эту
подпись. Сегодня налогоплательщик сдаёт
отчётность в электронном виде и в бумажном
варианте с подписью и печатью. После появления
центров сертификации мы сможем отказаться от
бумажных носителей. В ряде субъектов федерации
(Ростов, Краснодар), мы получаем отчеты от
налогоплательщиков на дискетах. Это важный
переходный этап.
Уважаемые налогоплательщики, вы можете
пересылать свои отчеты по почте.
Вот те направления, которые у нас сегодня
отрабатываются. Завтра вам не нужно будет идти в
налоговую инспекцию. Как только на практике
отрегулируется процесс применения
электронно-цифровой подписи, каждый
налогоплательщик получит возможность общаться с
налоговым инспектором, не покидая своего
рабочего места при помощи электронной почты, а
также видеть свой лицевой счет, выходя в интернет
на наш сайт. |
Ведущий: Очень
символично, что вопросы информатизации
обсуждаются именно во время
интернет-конференции и налогоплательщики имеют
возможность видеть заинтересованность
Министерства в использовании новых технологий и
их развитии. Следующий вопрос: Уважаемый
Геннадий Иванович! Что ждет налогоплательщиков в
2003 году? Каковы планы Министерства? |
Букаев Г.И.
Планы министерства грандиозны.
Налогоплательщиков ждет много интересного. К
настоящему времени приняты все необходимые
законодательные акты и поправки. С первого
января 2003 года начнет действовать упрощенная
система налогообложения малого бизнеса.
Условия перехода уже известны: это доходы не
более 15 миллионов рублей, численность
работающих менее 100 человек и стоимость
амортизируемого имущества менее 100 миллионов
рублей. Этот налог заменяет налог на прибыль, НДС,
налог с продаж, единый социальный налог, налог на
имущество. Известны и ставки налога. Если
налогоплательщик платит от "размера
дохода", то налог - 6 процентов. Если
используется вариант "доход минус расход",
то ставка налога - 15 процентов.
Следующий налог, который вводится с 1 января
следующего года, единый
налог на вмененный доход для отдельных видов
деятельности. Он также заменяет НДС, налог на
прибыль, налог с продаж, налог с имущества, единый
социальный налог. Этот налог могут применять
юридические лица, занимающиеся определенными
видами деятельности. Здесь добровольности нет.
Это, в первую очередь, розничная торговля,
общепит, бытовые услуги, ремонт автомобилей. К
этому налогоплательщикам необходимо активно
готовиться.
Теперь перейдём к транспортному
налогу. Он заменяет два налога: налог на
пользователей автодорог и налог с владельцев
транспортных средств. Единая налоговая база по
этому налогу устанавливается в зависимости от
мощности двигателя. Чем больше мощность
двигателя, тем больше ставка. Условия, сроки
уплаты и ставку налога принимает
законодательное собрание каждого субъекта
федерации. Закон вступает в жизнь с 1 января
2003 года. Он коснется всех. Юридические лица сами
рассчитывают налог и предоставляют отчётность в
инспекцию.
Многие из нас являются владельцами
автомобилей. Налоговые органы будут для каждого
физического лица-автовладельца рассчитывать
сумму налога и предъявлять к оплате в
определённые сроки.
Ранее, только во время технического осмотра,
было необходимо предъявить квитанцию об оплате
налога. Теперь этого не будет. Если на учете в ГАИ
есть автомобиль, не важно, пользуетесь вы им или
нет, сломался он или вы его выбросили и забыли о
нем - мы в любом случае предъявим вам, уважаемый
налогоплательщик, требование об уплате налога.
В 2003-ем году вводится акциз на ГСМ
(горюче-смазочные материалы), который сегодня
платят нефтеперерабатывающие заводы. Теперь
этот акциз будут уплачивать на заправочной
станции, то есть практически все, кто будет
заниматься реализацией ГСМ. Это и НПЗ
(нефтеперерабатывающие заводы), и оптовики, и
розница. Для этого законодатель ввел специальный
документ - свидетельство о регистрации лица,
совершающего операции с нефтепродуктами. До
первого января 2003 года необходимо всем, кто
занимается реализацией ГСМ, получить эти
свидетельства. Без этого документа никто не
имеет права заниматься реализацией
горюче-смазочных материалов.
Наша задача организовать администрирование
акциза на ГСМ на всех этапах его реализации. Мы
впервые создаем компьютерную систему, которая
должна отслеживать физические объемы, движение
ГСМ от завода к оптовику, от оптовика к рознице и
с этих физических объемов каждый участник рынка
заплатит налог. Если, например, в январе был
получен объем 80 единиц, то десятого февраля с
восьмидесяти единиц бензина должен быть уплачен
акциз. Не важно, реализован ГСМ или нет - будь добр
уплати!
В России сегодня около 30 тысяч
заправок. Информация о них должна
обрабатываться в целом по системе. В МНС России создана
автоматизированная система учета, проходящая
апробацию. С января мы начнём ее применять. Это
позволит с каждой тонны выработанного и
реализованного ГСМ получить акциз. |
Ведущий: Спасибо,
Геннадий Иванович. Пользуясь случаем, позвольте
поздравить Вас и всех работников налоговых
органов с наступающим Днем налогового работника.
Наши встречи стали доброй традицией. Будем рады
видеть Вас у нас в гостях и в будущем! Вопросы,
которые не получили ответа в ходе сегодняшней
конференции, будут переданы в Министерство
Российской Федерации по налогам и сборам. |
Полный
список заданных вопросов |