Правовые аспекты управления и содержания жилищного фонда. Реформа ЖКХ
Интернет-конференция
Руководителя Федерального агентства по строительству
и жилищно-коммунальному хозяйству
Аверченко Владимира Александровича
7 сентября 2004 г. в 10:00 мск в Центре информационных технологий компании "Гарант" началась Интернет-конференция Руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Аверченко Владимира Александровича.
Тема конференции: "Правовые аспекты управления и содержания жилищного фонда. Реформа ЖКХ".
Ведущий интернет-конференции - Шаманов Евгений Вячеславович (директор по внешним связям компании "Гарант").
Ведущий:
Доброе утро, уважаемые дамы и господа, уважаемая интернет-аудитория. Начинаем Интернет-конференцию с Руководителем Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Аверченко Владимиром Александровичем.
Тема конференции: "Государственная жилищная политика. Реформа жилищного законодательства".
В настоящее время широко обсуждается необходимость совершенствования нормативной правовой базы в сфере ЖКХ.
Ключевыми направлениями деятельности Росстроя в этой связи является осуществление жилищно-коммунальной реформы, совершенствование правового регулирования данной сферы в условиях развития рынка услуг и модернизации отрасли.
Стратегия реформирования жилищно-коммунального комплекса отражена в Концепции "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" и ФЦП "Жилище", которые рассчитаны на 2002-2010 годы и охватывают все основные направления необходимых преобразований.
Реформа подразумевает совершенствование правовых и организационных механизмов, оздоровление и качественное обновление инфраструктуры ЖКХ.
Для урегулирования экономических взаимоотношений, ликвидации дотационности жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения стабильности и достаточности финансирования затрат в 2003 году приняты изменения в Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992г. N4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", которые позволяют установить более понятные и прозрачные процедуры установления тарифов и цен на услуги ЖКХ, а также принципы социальной защиты населения.
В каком же объективно состоянии находится сегодня отрасль ЖКХ и система управления ЖКХ? Каковы основные направления реформы в этой сфере? Как будет строиться тарифная политика в данной области? И, разумеется, всех волнует вопрос относительно оплаты ЖКУ населением, организации сбора коммунальных платежей и условий субсидирования.
На эти и другие вопросы нам ответит наш гость - Руководитель Федерального агенства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Заслуженный строитель Российской Федерации Аверченко Владимир Александрович.
Конференция проводится компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N77-14642). При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).
Стенограмма конференции размещена на Интернет-сайте компании "Гарант" www.garant.ru
Доброе утро, Владимир Александрович, несколько общих слов о том, как вы оцениваете состояние объектов ЖКХ и системы управления ЖКХ в целом? Почему назрела необходимость реформирования? И каковы, соответственно, общие направления модернизации?
Аверченко В.А.:
Прежде всего, я хотел бы поблагодарить за возможность выступить перед столь обширной аудиторией. Что касается ЖКХ, то это многоотраслевое хозяйство, комплекс, который включает в себя достаточно автономные предприятия и организации, социальную и производственную сферы. Количество предприятий ЖКХ более 52 тысяч, численность работающих в них выше 4,2 миллионов человек, среднегодовой объем производства порядка 900 миллиардов рублей или 30 миллиардов долларов и составляет порядка 5,9% от ВВП. Стоимость основных фондов составляет 14% от общей стоимости основных фондов Российской Федерации. Состояние ЖКХ продолжает вызывать озабоченность и органов власти, и общественности, и граждан, так как с этой сферой каждый из нас сталкивается ежедневно. В этой связи задача преобразования, модернизации и реформирования отрасли является важнейшей социально-экономической задачей государства. Без приведения в порядок нашего коммунального хозяйства невозможно дальнейшее движение вперед, улучшение условий жизни человека. От этого зависит, собственно, и настроение, и здоровье, и работоспособность граждан, восстановление ими сил после трудового дня. Стратегия реформирования ЖКХ, выработанная Правительством России в концепции реформирования, затем в подпрограмме реформирования и модернизации ЖКХ, в федеральной целевой программе жилища на 2002-2010 гг. охватывает все направления необходимых преобразований в этой сфере.
Хотел бы констатировать, что, на наш взгляд, от конечной цели реформы мы находимся еще достаточно далеко. Качество услуг, предоставляемых организациями ЖКХ на сегодняшний день, скажем прямо, не соответствует требованиям, предъявляемым населением, и значительно отстает от роста тарифов, что вызывает справедливые нарекания граждан, является источником социальной напряженности во многих городах и населенных пунктах нашей страны.
Мы должны сказать, что в ряде населенных пунктов весьма проблематично оказание услуг в полном объеме, в том числе и в зимний период. К числу препятствующих осуществлению позитивных изменений в ЖКХ можно отнести, в первую очередь макроэкономические диспропорции в нашей экономике, недооценку фактора труда. В ЖКХ это находит выражение в усугубляющемся несоответствии между темпами роста цен на ресурсы и услуги ЖКХ и уровнем доходов населения. Другими причинами недостаточного хода преобразований является поспешный и далеко не всегда оправданный уход государства из сферы регулирования ЖКХ и перекладывание этих проблем на органы местного самоуправления, несовершенство законодательства, затрагивающего сферы функционирования экономики в ЖКХ. Необходимость активного участия государства в процессе реформирования ЖКХ и обеспечения устойчивого функционирования ЖКХ определяется, прежде всего, тем, что в последнее время это не просто отрасль экономики, а сфера жизнеобеспечения граждан, то есть фактор, обуславливающий состояние национальной безопасности.
Ведущий: Следующий вопрос от Смехова Валентина. Производится ли инвентаризация и реструктуризация финансовой задолженности предприятий ЖКХ? На какой стадии находится процесс передачи ведомственных объектов ЖКХ в муниципальную собственность? |
Аверченко В.А.: К началу текущего года во всех субъектах Российской Федерации была проведена работа по анализу и уточнению объемов дебиторской и кредиторской задолженности. Я их уже назвал и повторюсь еще. Кредиторская задолженность - 314 миллиардов рублей, дебиторская - 286 миллиардов рублей. Данная работа была проделана, и она необходима для обоснования проекта федерального закона о финансовом оздоровлении организаций ЖКХ. Этим проектом предусмотрен порядок и регламент проведения инвентаризации и реструктуризации финансовой задолженности предприятий ЖКХ. И я думаю, что в этом году будет этот федеральный закон принят. Процесс передачи жилья из ведомственных рук в муниципальные и региональные, фактически, в стране находится в заключительной стадии и завершится в 2005 году. |
Ведущий: Много вопросов, посвященных тарифам. И один из них задает Кирпиченкова Юлия Владимировна. Кто осуществляет регулирование в отношении тарифов (цен) на коммунальные услуги (тепло и электричество) - государственные органы или орган местного самоуправления, то есть, кто устанавливает тариф (цену), по которой населению будет производится начисление за ЖКУ? Возможно ли установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги выше федеральных (региональных) стандартов? Правомерно ли начисление населению за коммунальные услуги в жилых помещениях, не являющихся муниципальной собственностью (объединения собственников жилья) по тарифам, отличным от утвержденных органом местного самоуправления? |
Аверченко В.А.: Я бы ответил так. Регулирование тарифов на тепловую и электрическую энергию осуществляют исполнительные органы государственной власти в субъектах Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. Установление тарифов на ЖКУ осуществляется в пределах федерального стандарта оплат жилья и коммунальных услуг. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год" стандарт предельной стоимости ЖКУ на квадратный метр жилья в месяц составляет 31,9 рубля. В соответствии с законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" оплата населением коммунальных услуг проводится по единым тарифам вне зависимости от формы собственности жилого фонда. То есть, те тарифы, которые приняты региональными местными органами власти, являются обязательными. |
Ведущий: Астахова Наталья из Санкт-Петербург задет вопрос. В каком объеме модернизация ЖКХ будет финансироваться из государственного бюджета? |
Аверченко В.А.: Выделение средств на модернизацию ЖКХ в субъектах Российской Федерации осуществляется в соответствии с целевой федеральной программой, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации на принципах софинансирования. Если говорить о программе модернизации ЖКХ в 2004 году, то эта сумма составляет всего 903 млн. рублей. По нашим данным в проекте бюджета на 2005 год эта сумма несколько выше. |
Ведущий: Еще один вопрос, который касается оплаты жилищно-коммунальных услуг от Воронина Е.М. В настоящее время приемом платежей населения за ЖКУ занимаются банковские учреждения, почта, кассы жилищных предприятий и так далее. Некоторые поставщики услуг заключают договоры с одними банковскими учреждениями, другие - с другими. Поэтому приходится при оплате ЖКУ обращаться по одним счетам в один банк, по другим счетам - в другой. Это, скажем, первая часть проблемы. Вторая проблема, из которой вытекает первая - это огромная разница в размере комиссионного сбора, который удерживают те или иные банки при приеме платежей. Так, если поставщик услуги заключил договор с банком (например Сбербанк), то население - абоненты - ничего не платят сверх счета, выставленного к оплате, а если поставщик услуги не заключил договор, то гражданам приходится сверх счета оплачивать 3% за прием платежей. Целесообразно было бы либо на уровне субъекта Российской Федерации установить тариф, либо постановлением Правительства устанавливать размер комиссионного сбора (скажем на год). И исчисляться он должен не в процентах, а в абсолютной величине (два - четыре рубля за прием одного счета). Ведь какая разница оператору банка, какую сумму принять от гражданина - сто рублей или тысячу - трудозатраты ведь одинаковые? Учитывая, что Сбербанк и почта имеют самую разветвленную сеть своих отделений, то и следует, в первую очередь, регулировать комиссию именно по этим организациям. Учитывая, что тарифы на ЖКУ растут, эти организации, пользуясь практической монополией на этом рынке, наживаются на гражданах и поставщиках услуг. Планируется ли предпринимать какие-либо действия, направленные на преодоление этой ситуации? |
Аверченко В.А.: Довольно обширный вопрос, но я постараюсь ответить покороче. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1999 года ? 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мер социальной защиты населения" в целях улучшения сбора оплаты за жилье и коммунальные услуги, рационального распределения указанных средств, усиления социальной защиты населения органам местного самоуправления рекомендовано создать расчетно-кассовые центры по сбору платежей. Как известно, тарифы на коммунальные услуги на жилые помещения устанавливаются органами местного самоуправления, поэтому и рекомендовано это делать органам местного самоуправления. Правительственной комиссией по реформированию ЖКХ решением от 1999 года утверждена типовая форма единого платежного документа по оплате жилья и коммунальных услуг. И органам местного управления в силу местного законодательства о местном самоуправлении дано право утверждать самостоятельно форму платежного документа. Если на территории муниципального образования не внедрен единый платежный документ, то граждане вынуждены оплачивать по расчетным счетам в разных организациях, как задал вопрос г-н Воронин, либо в разных банках. Однако, такая ситуация не должна никоим образом затрагивать интересы и права граждан-плательщиков. Предприятие-поставщик услуги обязано включать расходы на кассовое обслуживание населения в себестоимость продукции в пределах установленного тарифа. Это я хочу подчеркнуть, то есть никаких дополнительных процентов начисления на платеж быть не должно. Сбор с граждан комиссионного сбора за прием платежей не имеет правовой основы. |
Ведущий: Ивана Петровича Доброва волнует квалификация руководителей РЭУ. Вопрос звучит так: "Никогда не будет работать система ЖКХ в России, если на руководящие посты в ЖРХ будут назначать случайных людей. Здесь должны работать инженеры с опытом на стройках и эксплуатации оборудования. Будут ли в рамках реформы проводится мероприятия по кадровому обеспечению предприятий и организаций ЖКХ?" |
Аверченко В.А.: Действительно, вопрос очень актуальный. Почему-то очень долго к этой сфере относились как ко второстепенной и, финансировалась она по остаточному принципу. Считалось, что все услуги ЖКХ практически бесплатные. На самом деле это не так. Любая качественная услуга, тем более по предоставлению таких услуг, как теплоснабжение, горячее водоснабжение, подача питьевой воды, водоотведение, содержание жилого фонда это стоит больших денег, и я уже называл цифру, в которую это выливается по стране. Так же несерьезно относились к формированию кадров. Я уверен, что это неправильный подход. Данная сфера всегда присутствует в жизни человека: когда он спит, когда на работе. Мы все равно находимся в помещении, жизнедеятельность которого обеспечивает большое количество людей. Я говорил, что это очень серьезная сфера нашей экономики и жизнедеятельности (5,9% валового продукта). Длительные годы не было специализированных кафедр институтов, техникумов по подготовке непосредственно менеджеров, управленцев, квалифицированных специалистов в сфере ЖКХ. До 2002 года существовала система лицензирования деятельности по эксплуатации инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов, в рамках которой предусматривалось соответствие руководителей, специалистов предприятий основным квалификационным требованиям, предъявляемым для этого вида деятельности. Отмена лицензирования, которая произошла в 2002 году, требует сейчас новых решений по повышению кадрового потенциала. Зарубежный опыт показывает, что защита прав и здоровья человека от потенциальной опасности, человеку и окружающей среде целесообразно осуществлять через систему сертификации. Система добровольной сертификации в жилищно-коммунальной сфере прошла государственную регистрацию в Государственном реестре Госстандарта в 2003 году, постановлением Госстроя, правопреемником которого мы являемся, от июня 2003 года введена в действие добровольная система сертификации специалистов в системе ЖКХ. В настоящее время 45 регионов из 89 приступили к созданию региональных систем "Росжилкомсертификация", в 14 субъектах такие системы созданы. Для работы этой системы прошли обучение сотни специалистов, выдано более 300 сертификатов соответствия, на повышение квалификации также направлено большое количество специалистов предприятий ЖКХ. Кроме того, в регионах на постоянной основе в органах управления ЖКХ действуют учебно-методические центры, курсы повышения квалификации, осуществляющие подготовку и переподготовку кадров для отрасли. Конечно, это достаточно длительный период, подбор и расстановка кадров требуют преемственности, передачи опыта. Вы знаете, раньше были трудовые династии, я надеюсь, что такие трудовые династии появятся (в хорошем смысле слова) и в жилищно-коммунальной сфере. Это очень благодатная и, если квалифицированно осуществляется, благодарная профессия. Почему? Потому что оказывает услуги непосредственно человеку. |
Ведущий: В своем вступительном слове вы затронули вопрос прихода в сектор ЖКУ частного бизнеса, частных инвесторов. Если можно вернемся еще раз к этой теме. Вопрос от Воробьевой Татьяны. Не секрет, что сфера ЖКХ по всей стране находится в очень плачевном состоянии и Екатеринбург в этом плане не исключение. Сможет ли, на Ваш взгляд, исправить положение приход на рынок частных инвесторов? Насколько вообще вероятно, что кто-то заинтересуются комуналкой? Когда это наконец-то может произойти? |
Аверченко В.А.: Я недавно был в Екатеринбурге. Мы с Петром Латышевым, постоянным представителем Президента в Уральском округе, проводили совещание по подготовке Уральского округа и субъектов, входящих в Уральский округ, к работе в осенне-зимний период. Должен сказать, что частный бизнес уже пришел в коммунальную сферу, мы просто этого часто не замечаем. В частности, он пришел в Свердловскую область, в город Екатеринбург. Я встречался там с руководителями частных предприятий. Я не сторонник передачи коммунальной сферы, особенно инженерной инфраструктуры в руки частному капиталу в виде собственности. Я сторонник передачи в долгосрочную аренду, концессию с тем, чтобы у общества, у потребителей были гарантии того, что не эффективная деятельность того или иного частного предприятия не повлияло в конечном итоге на гарантии обеспечения качественными услугами граждан. Что касается частного бизнеса, то он присутствует и, на мой взгляд, будет активно развиваться в жилищно-коммунальной сфере, создавая конкуренцию монополии муниципальных и государственных предприятий. Частный бизнес должен завоевать место на коммунальном рынке не за счет силовых действий, не за счет захвата собственности, а за счет снижения издержек, за счет лучшей экономики, менеджмента и предоставления качественных услуг. Федеральные агентство по строительству и ЖКХ за последние 3 месяца заключило порядка 10 договоров с крупными компаниями частного бизнеса по взаимодействию в сфере освоения сектора этого рынка и инвестиций в ЖКХ. Мы говорим нашим частным партнерам, что вы обязаны заплатить за право вхождения в коммунальный рынок, заплатить инвестициями в этот сектор, в модернизацию, в развитие и наведение элементарного порядка. Я приведу пример: Просто замена окон в любом здании на герметичные современные окна экономит до 20 % тепла. Мы расходуем сегодня на 1 кв.м. в целом по стране отапливаемой площади 80 литров условного топлива. В Германии тратят на кв.м. 3 литра, в Швеции от 14 до 18 литров. Т.е. мы свободно можем в случае наведения порядка с источниками тепла, с транспортировкой, со зданиями и сооружениями, с автоматикой и комплексом других проблем уменьшить расход газа в 10 раз, тарифы - в 2 раза. Вот тот путь для частного бизнеса - минимизация издержек, модернизация систем и получение за счет этого прибыли. |
Ведущий: Недавно в нашу жизнь вошло понятие товарищество собственников жилья. Этому посвящен конкретный вопрос от Бориса Михайловича Богданова. Скажите, если дом принадлежит ТСЖ (товариществу собственников жилья), которое имеет договор с ДЕЗ, то ремонт дома (капитальный или какой-либо другой) кто должен оплачивать - ТСЖ или ДЕЗ? Город выделяет ДЕЗам бюджет на ремонт домов, принадлежащих ТСЖ? И второй вопрос. Какие есть эффективные способы (административные и\или правовые) воздействия на ДЕЗ? |
Аверченко В.А.: ТСЖ - это добровольное объединение граждан - собственников жилья в товарищество с тем, чтобы управлять своим имуществом, жилым фондом. Именно потому, что муниципальные государственные предприятия не справляются со своей функцией, не могут эффективно управлять деньгами, которые оплачивают за коммунальные услуги граждане, возникает необходимость создания ТСЖ, как одной из форм защиты своих собственных интересов, управления своей собственностью. ТСЖ вправе самостоятельно определять, с кем из эксплуатирующих организаций заключить договор или самостоятельно эксплуатировать свой жилой фонд, нанимая непосредственно работников и контролируя расходование своих средств, то есть нанять управляющую компанию или ДЕЗ. Деньги, которые платят граждане в ТСЖ, прозрачны для граждан, понятно, куда они идут, и граждане сами определяют приоритеты направления этих средств: то ли в начале отремонтировать подъезд, то ли кровлю, то ли инженерные коммуникации. Практика работы ТСЖ говорит о том, что в течение 5-6 лет за счет собственных платежей ТСЖ в состоянии полностью навести порядок в своем собственном доме, минимизировать издержки и эффективно управлять своей собственностью. В то же время я не идеализирую применение опыта ТСЖ, это только первая стадия совершенствования управления. Более высокий уровень - это создание специализированных управляющих компаний, которые составят более жесткую и эффективную конкуренцию ДЕЗам, ЖЕКам и другим муниципальным предприятиям. |
Ведущий: Крылов Алексей Львович задает такой вопрос. Как отразится реформа ЖКХ на жителях северных районов? |
Аверченко В.А.: Реформа в северных районах производится в соответствии с основными направлениями преобразований в отрасли. В тоже время, при установлении федерального стандарта предельной стоимости предоставления ЖКУ на 1 квадратный метр общей площади в месяц по субъектам Российской Федерации, значение данного стандарта для северных районов значительно превышает его значение для отдельных регионов, потому что климатические условия в этих районах более жесткие. Так, при оказании помощи из фонда поддержки регионов, финансовая помощь субъектам Российской Федерации, находящихся в северных районах, выше. Следовательно, районам Севера уделяется более пристальное внимание. Граждане, проживающие на Севере, на наш взгляд, не должны быть ущемлены в своих правах по получению качественных услуг. |
Ведущий: Считаете ли Вы эффективной систему управления жилым фондом посредством служб заказчика, созданных в большинстве субъектов Федерации и муниципальных образованиях? Если да, то почему? Если нет, то планируется ли изменение существующей системы управления жилым фондом, и какой характер имеет это изменение? |
Аверченко В.А.: Разделение функций заказчика и подрядчика при эксплуатации и ремонте государственных и муниципальных жилищных фондов было проведено в 1996 году на основании Указа Президента. В дальнейшем эта задача ставилась в ходе проведения реформы ЖКХ и получила развитие в нормативно-методических документах в целях ее реализации. Цель - эффективное использование муниципальных и государственных средств при эксплуатации ЖКХ. На наш взгляд, создание муниципальных служб заказчика было целесообразно на начальном этапе реформирования ЖКХ. Анализ их деятельности показал, что зачастую в регионах создаваемые службы заказчика совмещали функции заказа и подряда, что противоречило главной идее их создания. Это отрицает конкуренцию в сфере обслуживания жилого фонда. Подпрограммой "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства от 17 ноября 2001г. ? 797, предусматривается создание профессиональных структур управления жилым фондом. Это означает, что наряду с муниципальными службами заказчика должны функционировать управляющие компании различной организационно-правовой формы, которым по договору с собственником будет передаваться жилой фонд. Однако, сдерживает этот процесс отсутствие современного Жилищного кодекса. Проект нового Жилищного кодекса принят в первом чтении и предусматривает законодательную основу формирования управления жилым фондом как отдельную услугу. На наш взгляд, это позволит создать условия для развития конкуренции в сфере управления жилым фондом и эксплуатации жилого фонда, повысит заинтересованность управляющих компаний в результатах своего труда. |
Ведущий: Есть конкретная жалоба на начальника ЖЕСа ?3 Невского р-на г.Санкт-Петербурга. "Какие конкретные меры в рамках реформы ЖКХ планируется провести для улучшения работы ЖЭСов (так эти организации называются в нашем городе)? Сейчас обслуживание домов выполняется неудовлетворительно, несмотря на ввод новых тарифных ставок на оплату ЖКУ. Подскажите как можно влиять на начальника ЖЭС, если на все заявления и жалобы, которые ему направляются, он просто не отвечает, не считает нужным это делать", - спрашивает Шишин Игорь Олегович |
Аверченко В.А.: Я думаю, первое, что нужно делать - это ставить в известность вышестоящие организации. Что касается конкретных действий в рамках реформы, то они предусмотрены указом президента 1996 года "О развитии конкуренции по предоставлению услуг и ремонту государственного и муниципального жилого фонда". Самый действенный механизм влияния на подобных руководителей и подобные организации, конечно, проведение конкурсного отбора подрядных организаций. Указ позволяет сделать это. Местные власти в состоянии и они должны выступать инициатором подобных механизмов, т.к. это входит в сферу их компетенции. Для контроля за состоянием жилых фондов есть жилищные инспекции. Можно обратиться с заявлением непосредственно в жилищную инспекцию на тот или иной факт не добросовестного обслуживания или не реагирования руководителя на жалобы. И если вы не удовлетворены качеством предоставляемых услуг, то вы можете обратиться в жилищную инспекцию с просьбой провести проверку их качества в вашем жилом доме. Инспекция вправе применить санкции к обслуживающему предприятию в соответствии с кодексом об административных правонарушениях. Но, на наш взгляд, действенным методом в борьбе с нерадивыми предприятиями, я уже говорил, является создание ТСЖ. По сути дела, ТСЖ - это отъем части рынка услуг у муниципальных предприятий. |
Ведущий: Следующие вопросы о взаимодействии с поставщиками услуг от Мочаловой Светланы Владимировны.Нашему ТСЖ поставщик тепла Пермгазэнергосервис (правопреемник Гортеплоэнерго) на следующий отопительный сезон предложил заключить договор на поставку тепловой энергии в горячей воде на следующих условиях: 90% суммы от расчётного количества требуемой тепловой энергии (график поставок) выплатить до 10 числа расчётного месяца, остальную сумму по показаниям приборов учёта - до 15 числа месяца следующего за расчётным. Нами было предложено внести изменения в порядок расчётов - все расчёты за поставленную тепловую энергию производить по фактическому потреблению (по показаниям приборов учёта) до 15 числа месяца следующего за расчётным, в чём нам было отказано и заявлено, что договор является публичным, и поставщик тепловой энергии не может поставить нас в так называемые "льготные условия". Вопрос 1: Правомерно ли подобное авансирование за счёт денежных средств населения поставщиков тепловой энергии? Мы, как эксплуатирующая организация, собираем с населения денежные средства за фактически предоставленные коммунальные услуги и не имеем возможности авансировать поставщиков коммунальных услуг. Вопрос 2: Как нам объяснить населению, что теперь мы вынуждены будем авансом собирать с них денежные средства за поставляемую тепловую энергию, а по истечение месяца делать перерасчёт, поскольку перекрывать авансы за тепловую энергию из средств на текущее содержание и ремонт жилого фонда мы не имеем ни права, ни возможности? |
Аверченко В.А.: Во-первых, что касается потребления услуг, то, как известно, конечным потребителем услуги является гражданин, проживающий в жилых помещениях, относящихся к жилому фонду, и независимо от формы собственности и оплаты этих услуг, осуществляется по единым правилам, условиям и тарифам, действующим на территории соответствующего муниципального образования. Это, особенно подчеркиваю, происходит потому, что правила устанавливаются в конкретном муниципальном образовании, а не в доме, в зависимости от степени благоустроенности жилых помещений и жилых домов. В соответствии с Правилами оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 года ? 392, оплата всех коммунальных услуг - электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, горячего водоснабжения, теплоснабжения, в том числе приобретения и доставки твердого топлива - осуществляется гражданином. В ТСЖ конечным потребителем услуги также является гражданин, использующий энергию для бытового потребления, следовательно, на него должно распространяться и вышеуказанное правило. И я советую Мочаловой Светлане Владимировне обратиться к этим правилам. Они опубликованы. И воспользоваться всеми правами, которые есть у жителей этого дома. |
Ведущий: Поясните, пожалуйста, как соотносится в настоящее время себестоимость жилищно-коммунальных услуг и действующая тарифная политика? Каков принцип формирования тарифов? |
Аверченко В.А.: Одна из важных проблем формирования тарифной политики - это проведение экспертизы экономической обоснованности тарифов по Постановлению Правительства от 17 февраля 2004 года ? 89 'Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства'. В настоящее время в Реестр Агентства включено около 200 организаций, осуществляющих экспертизу и аудит физических затрат и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Этим же Постановлением определен основной фонд формирования тарифов, метод экономически обоснованных расходов. В настоящее время актуальна проблема выявления экономически обоснованных затрат, связанных исключительно с предоставлением услуг населению и полного закрытия затрат за счет средств как населения так и бюджета, в пределах утвержденных цен и тарифов. Потери отрасли от недофинансирования произведенных затрат составляют в целом по России 4 млрд. рублей. Как известно, федеральный стандарт, утвержденный на 2004 год, в России действует 90% оплата населением от экономически обоснованного тарифа, т.е. 10% финансируется государством и муниципалитетами. |
Ведущий: Мы много говорили о реформе ЖКХ, Красикова Ольга интересуется: Каковы сроки проведения реформы ЖКХ и реализации запланированных программ? Когда ждать видимых изменений? |
Аверченко В.А.: Я уже говорил о программе реформирования и модернизации ЖКХ, ФЦП 'Жилище'. Программа содержит основные направления преобразования, которые необходимо осуществить для коренного изменения ситуации в ЖКХ. На федеральном уровне создается необходимая нормативно-методическая база. От местных властей, от их воли, опыта, заинтересованности во многом зависит проведение этого алгоритма реформирования. Есть у нас в стране регионы прогрессивные, которые помимо внедрения рекомендаций федерального уровня ищут оптимальные подходы. Есть пассивные регионы, которые ждут приказа сверху, не проявляют инициативы, поэтому в результате уровень качества и объем услуг в таких регионах значительно, на наш взгляд, розница. Мне трудно описать временные рамки наведения порядка. Потому что я больше склоняюсь к формулировке не реформирование, а наведение порядка в жилищно-коммунальной сфере. Я думаю, что в период выполнения программы до 2010 года все необходимые мероприятия будут проведены. |
Ведущий: Будет ли сохранен принцип дотационности необходимый в настоящее время для обеспечения финансовой стабильности жилищно-коммуннальных услуг? |
Аверченко В.А.: Постановлением Правительства от 26 августа 2004 года ? 441 'О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт на 2005 год' в целях обеспечения бездотационности режима финансирования ЖКХ перевод дотаций в адресные жилищные субсидии. Т.е. предполагается установить уровень платежей граждан за жилье и предоставление ЖКУ в целом по всем видам услуг в размере 100 %, в то же время гражданин не должен платить более 22% от совокупного дохода семьи за ЖКУ. Те граждане, у которых стоимость коммунальных услуг превышает 22%, должны получать и получают адресные жилищные субсидии вне зависимости от того, каков объем этих платежей. Органы государственной власти субъектов РФ при установлении региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, органы местного самоуправления при установлении цен на содержание и ремонт жилья, а также тарифов на коммунальные услуги должны исходить из необходимости возмещения экономически обоснованных затрат организации на предоставление ЖКУ населению с учетом заключения независимой экспертизы и стандартов качества таких услуг. |
Ведущий: Вы уже говорили про важность введения механизмов энергоресурсосбережения, если можно, расскажите немного поподробнее - будут ли вводиться новые механизмы, направленные на энергоресурсосбережения. |
Аверченко В.А.: Эта тема, на мой взгляд, является одной из самых актуальных. Я уже частично затронул ее. Связанный с ней комплекс по созданию механизмов энергоресурсосбережения, энергосберегающих технологий, техники, финансового обеспечения, информационной поддержки приобретает все большее значение. В ЖКХ потенциал энергосбережения составляет порядка 95-110 млн.тонн условного топлива. Представьте, какой это объем, если его просто перевести по железной дороге. Ключевая проблема ЖКХ - повышение надежности и экономичности теплосбережения. Я бы назвал наиболее важные моменты, которые должны приводить к уменьшению затрат в этой сфере, к снижению затрат энергии. Использование зарубежного опыта говорит о том, что прогнозируемое увеличение эффективности в России сопоставимо со снижением энергоемкости ВВП в развитых странах в период нефтяного кризиса 70-х годов. Какие мероприятия на наш взгляд нужно проводить? Это, прежде всего, улучшение те6хнического состояния самих теплоносителей, повышение коэффициента их действия, мероприятия по снижению издержек при транспортировке тепла, утепление самих зданий (замена окон на современные приводит к сохранению энергии до 20%), утепление кровель, подвалов, стен, установка автоматики, регулировки внутри квартир приносит эффект и окупается, примерно, за 4-6 лет, и может привести в масштабах страны к экономии до 100 млн. тонн условного топлива. Например, в других странах применяют теплоизоляции из пенополиуритана, лучшие качества стали в стальных трубах, что позволяет увеличивать давление в сетях и преодолевать гидравлическое усилие в самих сетях. Мы расходуем порядка 80 литров условного топлива на кв.м., а в Швеции - 14-18 литров на кв.м. Это значит, что мы можем в 4 раза уменьшить расход топлива и снизить затраты населения на содержание своего жилья. В России сейчас очень много внедряется современной и зарубежной, и отечественной техники. Новые технические решения в малой энергетике, которые приводят к минимизации издержек, используются многими регионами России. Я могу назвать такие регионы, в которых действую программы энергоресурсосбережения - Республики Бурятия, Ингушетия, Башкирия, Северная Осетия, Татарстан, Ставропольский край, Владимирская и Ярославская области и многие другие. Для создания объективных предпосылок практической реализации проекта энергоресурсосбережения наше Федеральное агентство принимает меры по созданию эффективного экономического механизма, включающего в себя предложение по возможным источникам финансирования и мерам стимулирования энероресурсосбережения. Главный стимул - это получение прибыли, т.е. снижение издержек однозначно приводит к повышению прибыли без изменения тарифов на сами услуги. |
Ведущий: Сегодня в зале присутствуют представители средств массовой информации. Мы хотели бы дать возможность задать вопросы представителям прессы.
Миронов Владимир, 'Экономика и жизнь. Московский выпуск': Владимир Александрович, мы 9 лет уже говорим о реформе и о тех мероприятиях, которые могли бы дать позитивный эффект, о тех задачах, которые ставят перед ЖКХ, но как-то темпы не впечатляют и хотелось бы узнать следующее. Первый вопрос касается демонополизации. Что конкретно делается в этой связи? Второй вопрос: не могли бы вы несколько слов сказать о субъектах Российской Федерации, которые более прогрессивны в плане проведения реформы? И еще вопрос, касающийся износа в основных фондах. Каков дефицит средств, которые требуются на их восстановление и модернизацию? |
Аверченко В.А.: Я хотел бы сразу расставить точки над i по поводу сроков. Вы, может быть, 9 лет говорите о реформе, а Россия значительно дольше. Я, например, 15 лет занимаюсь вопросами реформирования ЖКХ, и сначала у меня было такое стойкое желание перевернуть мир за пару лет. Масштаб проблем настолько высок, что решить одним кавалерийским наскоком проблему наведения порядка в жилищно-коммунальной сфере не удастся. Я хотел бы вам назвать ряд цифр, которые характеризовали бы истинное состояние жилого фонда. Как известно, мы имеем 2,8 миллиардов квадратных метров жилья, в среднем на гражданина примерно по 20 квадратных метров . Но из этого объема 2/3 жилого фонда имеет износ до 65%. В 89 миллионах квадратных метров износ свыше 70%, то есть это аварийный и ветхий жилой фонд. 2/3 жилого фонда построены до 1970 года в среднем и только 1/3 жилого фонда после 1970 года. Решение проблемы наведения порядка в ЖКХ - это комплексная проблема, она связана с решением вопросов механизма финансирования строительства, чтобы было обновление жилого фонда. Как известно, мы строим 0,25 квадратных метров на одного человека, а цивилизованный мир для поддержания и развития жилого фонда пришел к выводам, что нужно строить от 0.7 до 1 квадратных метров. То есть, мы построили в прошлом году 36 миллионов квадратных метров, в этом году планируем ввести 40 миллионов квадратных метров, а потребность страны - 145 миллионов квадратных метров. Нужно вовлечь практически 70 % населения в процесс строительства, модернизации и реконструкции жилого фонда, включая и потенциал населения, потому что 70% в нашей стране недовольны своими жилищными условиями и хотели бы их улучшить. Это только одна часть проблемы. Вторая часть проблемы - это модернизация сферы ЖКХ. Вы знаете, что большинство систем обслуживания и обеспечения услуг ЖКХ технически и морально устарели. Требуется коренная реконструкция, что требует также затрат. Нужно формирование кадров, квалифицированных специалистов, эффективных менеджеров, на что тоже нужно время. Относясь долгие годы к этой сфере как к вторичной, неважной, мы создали себе другие комфортные условия, значительно хуже, чем во многих странах. Это тоже проблема. Естественно, мы должны учитывать, что тот жилой фонд, который сегодня существует, его тоже нужно ремонтировать и модернизировать. Сегодня в тарифах на эксплуатацию жилого фонда запланирован 'недоремонт', причем на порядок. Мы ремонтируем в среднем в год 0,5% жилого фонда, а нужно, как минимум, 5%. Это комплекс мер, которые не в состоянии осуществить одно какое-то предприятие, ведомство или группа лиц. В состоянии осуществить только в комплексе Правительство Российской Федерации, органы власти субъектов Российской Федерации, местные власти и, естественно, специалисты в области ЖКХ. Об этой теме можно говорить достаточно долго, даже 9 лет, о которых вы говорили. Я не думаю, что по мановению волшебной палочки наш жилой фонд превратиться в цветущий оазис. На это нужно время, труд усилия и финансы. Это больше триллиона долларов США. Что касается монополии, то разрешить данную ситуацию помогут только совершенствование законодательной базы, только конкурсный отбор, только участие населения в управлении своим жилым фондом, понимание того, что большая часть жилого фонда является уже собственностью конкретных физических и юридических лиц и что о своей собственности нужно заботиться. И тогда, когда вы нанимаете неэффективного управленца, часть вины лежит и на вас самих. То есть, равнодушие к своей собственности приводит к ее старению. Поэтому, что касается конкуренции - она должна быть. Я не отдаю предпочтение никакой форме собственности, потому что результат может быть только у эффективных управленцев, у эффективных менеджеров, вне зависимости от формы собственности, а уже они между собой должны конкурировать, а граждане выбирать. |
Шашкова Екатерина, "Альянс Медиа": Сегодня уже затрагивались вопросы относительно частного бизнеса в ЖКХ. Какие основные проблемы могут возникнуть у малых предприятий, если они захотят предоставлять услуги в этой сфере? |
Аверченко В.А.: Первая проблема - это конкуренция. Муниципальные предприятия не хотят отдавать этот сектор рынка. Везде и всюду пытаются создать мнение, что это убыточный бизнес. На самом деле - это бизнес довольно перспективный. И уже в ближайшие годы он будет высокодоходный. Настолько высокодоходным, насколько это позволит общество, насколько оно отладит механизмы экономического регулирования с точки зрения обоснованности тех или иных тарифов на услуги. Малые предприятия, несомненно, столкнуться и сталкиваются с чиновничьим недоверием, если сказать корректно. На самом деле, с чиновничьим противодействием нововведениям. Малые предприятия приходят для того, чтобы заработать. А заработать в этой сфере, когда устанавливаются тарифы, можно только за счет минимизации расходов: управленческих, материальных, экономии тепла, ресурсов, снижения материалоемкости, т.е. типичных для любой сферы деятельности, в том числе и ЖКУ. И это тоже будет трудность, потому что нужно будет достигать высокого качества услуг. Люди в праве требовать предоставление качественных услуг в соответствии с установленными стандартами. Я понимаю, что для малого бизнеса это очень тяжелая и тернистая дорога. Но зато это вечный бизнес. Нефть когда-нибудь закончится, а эти услуги будут востребованы населением всегда. Вода, процесс ее отведения, услуги на содержание зданий и сооружений постоянно будут требоваться человеку, и их объем уменьшаться не будет в ближайшие обозримые 200-300 лет. Кризиса перепроизводства тоже не будет. Пока на лицо только недопроизводство. Вы должны представить, что для того чтобы достичь уровня комфортности жилья Германии и Канады, нам надо увеличить только объем жилого фонда в 2 раза, а США - в 3 раза. То есть нам надо построить три Москвы, три Питера, три Мурманска, Ростова, Астрахани, Омска, Томска, Владивостока и, соответственно, для этого объема жилья необходимо создавать инженерную инфраструктуру и оказывать услуги. Поэтому потребность в ближайшем обозримом будущем в услугах данной сферы просто не имеет границ. Ведущий: Позвольте на этой оптимистичной ноте поблагодарить Владимира Александровича от имени интернет-аудитории от имени присутствующих здесь и от имени Информационного агентства "ГАРАНТ", организовавшего интернет-конференцию. Спасибо большое, что нашли время к нам приехать. Аверченко В.А.: Я хотел бы поблагодарить Вас за организацию интернет-конференции, я постарался наиболее честно ответить на все поставленные вопросы.
В подготовке стенограммы принимал участие журнал "Законодательство". |