Новости и аналитика Интервью Совершенствование законодательства в сфере образования и науки в части внесения изменений в Закон РФ "Об образовании" и ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена. Вопросы реализации данных законов

Совершенствование законодательства в сфере образования и науки в части внесения изменений в Закон РФ "Об образовании" и ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена. Вопросы реализации данных законов

Интернет-конференция
Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Глебовой Любови Николаевны

 

23 июля 2008 года в 17.00 часов в Центре Информационных технологий компании "Гарант" состоялась интернет-конференция Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Глебовой Любови Николаевны.

Тема конференции: "Совершенствование законодательства в сфере образования и науки в части внесения изменений в Закон "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена. Вопросы реализации данных законов".

Интернет-конференция организована компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

В подготовке стенограммы принимает участие журнал "Законодательство".

Ведущий интернет-конференции - Царь Сергей Петрович (Компания "Гарант").

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить сегодняшнюю гостью - это Любовь Николаевна Глебова - Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Уважаемая Любовь Николаевна, позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время прийти сегодня на нашу интернет-конференцию.

Тема конференции: "Совершенствование законодательства в сфере образования и науки в части внесения изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена. Вопросы реализации данных законов".

Качество образования имеет определяющее значение для успешного развития любой страны, в особенности России. Революционное изменение технологий, опирающихся на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов и связанная с этим геополитическая конкуренция ведущих стран мира за такие ресурсы, становится важнейшим фактором, определяющим не только экономику, но и политику нового века. Безусловно, такая глобальная проблема не может решаться на уровне отдельно взятого образовательного учреждения, она требует целенаправленных и скоординированных усилий государства, общества и каждого образовательного учреждения.

С 2006 года в системе образования осуществлен переход к комплексной оценке деятельности вузов и ссузов на базе утвержденного перечня показателей аккредитации, включающего, в частности, и показатель 1.2.3 эффективности внутривузовской системы обеспечения качества образования (приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки N 1938 от 30.09.2005 г.) Также в 2007 году были внесены изменения в Закон Российской Федерации "Об образовании", в Федеральный закон "О высшем и послевузовском образованиии" в части проведения единого государственного экзамена.

В выше указанных законах предусмотрены разграничение полномочий, предметов ведения между различными уровнями власти в Российской Федерации, определение единого государственного экзамена, организации его проведения, а также расширен перечень лицензирования и государственной аккредитиции образовательных учреждений, установлен порядок осуществление контроля качества образования.

Предполагаемые задачи должны обеспечить доступность, повышение качества образования и эффективность деятельности образовательных учреждений. Однако реализация поставленных задач не выполнима без создания общегосударственной системы и критериев оценки качества образовательного процесса. Для этого необходимо выработать адекватные механизмы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных программ, в том числе и на международном уровне.

В ходе интернет-конференции планируется обсудить, в каких российских вузах после введения единого государственного экзамена останутся традиционные экзамены? Что нового готовит школьникам ЕГЭ-2008, а также как осуществляется лицензирование и государственная аккредитация? Как будет контролироваться качество образования? Какие программы и мероприятия планируется осуществлять в этом направлении? На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-конференции ответит Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Глебова Любовь Николаевна.

К моменту начала конференции поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашей уважаемой гостье.

 

 

Ведущий: Марина Михайловна спрашивает, как мне кажется, школьники сейчас не готовы к такому виду аттестации, как тестирование. Так как ЕГЭ становится обязательным, считаете ли Вы необходимым проводить изначально, с первых классов, подготовку к сдаче единого государственного экзамена, если да, то какие формы такой подготовки могут быть и существует ли методическая база для этого?

Глебова Л.Н.:

Уважаемая Марина Михайловна! Результаты ЕГЭ не позволяют сказать, что современные школьники не готовы к такой форме контроля знаний, как тестирование. Участники ЕГЭ уверенно справляются с заполнением бланков.

Элементы тестового контроля знаний давно вошли в нашу систему образования и применяются на разных уровнях обучения в учреждениях как общего, так и профессионального образования. Существует большое количество тестов по разным предметам и учителя и преподаватели активно их используют в своей деятельности.

Кроме этого, как учитель, так и ученик может воспользоваться федеральными информационными ресурсами, где размещены демоверсии, открытые банки заданий, образцы бланков ответов: ege.edu.ru, www.fipi.ru, rustest.ru

 

 

Ведущий: Уважаемая Любовь Николаевна! Единый государственный экзамен имеет ряд существенных недостатков. Теперь все содержание образования переориентируется на угадывание, списывание или подсказку (включая мобильный телефон) ответа на простые задачи; скорость вместо серьезной работы по поиску решения на вопрос. Экзамен — закрытый: учащиеся и их родители не имеют возможности узнать, за что и как выставлены отметки, каким образом реальное выполнение заданий связано с приемом в тот или иной вуз. Какие меры по совершенствованию ЕГЭ будут предприниматься, назовите наиболее эффективные из них? Спрашивает Ирина Валерьевна из города Самары.

Глебова Л.Н.:

Первое, что хочется сказать, что ЕГЭ является гораздо более прозрачной процедурой по сравнению с традиционной формой экзаменов, и не является игрой в Угадайку! Структура КИМ предполагает не только задания с выбором ответа Обратите внимание, что за выполнение заданий с выбором ответа можно получить не более половины от максимального балла за всю работу. Обязательными составляющими являются так же часть В с записью кратких ответов и часть С, содержащая задания открытого типа с развернутым ответом. Доля части С в формировании общего результата участника составляет около 30%. Именно наличие заданий этой части позволяет утверждать, что ЕГЭ проверяет умения и навыки выпускника, как Вы упомянули, "серьезной работы по поиску решения на вопрос".

Содержание КИМ соответствует школьной программе и достаточно внимательно посмотреть структуру и кодификаторы КИМ по всем предметам, чтобы убедиться в том, что никаких тем, выходящих за рамки изучаемого курса нет. А вот задания, как и во всех школьных учебниках, конечно, подразделяются на три уровня – базовый, повышенный и высокий.

Напрямую конкретно выполненное или невыполненное задание не влияет на прием в вуз. Значение имеет общий набранный балл за экзамен. А вот проходной балл по каждому экзамену приемные комиссии устанавливают самостоятельно в зависимости от конкурса и статистических данных, предоставляемых Рособрнадзором. Процедура и проведение ЕГЭ – процесс многогранный и, как любой живой организм, должен постоянно развиваться и совершенствоваться. На сегодняшний день предполагается:

  • совершенствование нормативно-правовой базы, в первую очередь, с точки зрения защиты прав детей и повышения ответственности взрослых,
  • совершенствование КИМ по предложениям профсообщества, помимо предложений, направляемых предметными комиссиями субъектов Федерации,
  • обновление и унификация технологических решений,
  • повышение ответственности субъектов Федерации за обеспечение и соблюдение процедуры ЕГЭ,
  • усиление участия и ответственности вузов на всех этапах проведения ЕГЭ,
  •   расширение общественного наблюдения за ходом проведения ЕГЭ в целях повышения прозрачности и объективности экзаменов.

Говоря о влиянии общественного мнения, учета пожеланий, не могу не отметить, что при Рособрнадзоре функционирует Общественный Совет, членами которого являются не только специалисты системы среднего и высшего образования, но и представители СМИ и Общественной палаты Российской Федерации. Постоянно проводятся встречи, семинары, в которых принимают участие представители регионов. К контролю за проведением ЕГЭ в 2008 году подключилась Общественная палата, работали 5 федеральных и 84 региональных "горячих линий".

 

Ведущий: Евгений Вячеславович из Оренбурга интересуется: Высказывается предложение по усовершенствованию ЕГЭ: ввести по обязательным предметам два уровня: базовый и профильный. Базовый уровень будет характеризовать результаты обучения, соответствующие общей компетентности современного человека. Профильный же уровень будет характеризовать результаты обучения, существенные для дальнейшего продолжения образования в профильной области, и также необходимо сориентировать существенную часть заданий профильного уровня на выявление самостоятельности мышления. Как Вы можете охарактеризовать такое предложение и существует ли специальный орган/комиссия, занимающаяся оценкой предложений по усовершенствованию ЕГЭ и дальнейшим их внедрением?

Глебова Л.Н.:

Как я уже говорила, задания КИМ имеют разный уровень сложности, что позволяет оценить подготовку как выпускника обычной школы, так и гимназиста. Время выполнения заданий на разные предметы отводится различное, что прописано в Приказе Рособрнадзора от 18 марта 2008 года N 541. Каждый включенный в КИМ вопрос прошел неоднократную проверку, в том числе, и по временным параметрам. И, как правило, выпускники не испытывают нехватку времени для выполнения экзаменационной работы.

Любые предложения по совершенствованию КИМ собираются и анализируются в Федеральном институте педагогических измерений.

Проблема проведение ЕГЭ по обязательным предметам на двух уровнях (базовом и профильном) широко обсуждается в настоящее время. Это в первую очередь связано с введением образовательных стандартов 2004 года. Существуют разные подходы реализации этих двух уровней при проведении ЕГЭ: проведение двух экзаменов отдельно и проведение одного экзамена (более длительного), в котором часть заданий будет соответствовать стандарту базового уровня, а часть – повышенного уровня. Специалисты работают над созданием оптимальной модели. Решение по структуре КИМ 2009 года будет принято в начале учебного года.

 

Ведущий: Следующий вопрос задает Алексей Павлович. Уважаемая Любовь Николаевна! Каково ваше отношение к предложению Правительства РФ ввести административную ответственность за нарушение прав граждан в сфере образования, и какие типичные нарушения при проведении Единого государственного экзамена, за которые необходимо ввести административную ответственность Вы могли бы назвать? Алексей Павлович

Глебова Л.Н.:

Процитирую пункт 18 Положения о проведении единого государственного экзамена в 2008 году, утвержденного приказом Минобрнауки России от 05.02.2008 N 36: "лица, привлекаемые к работе по подготовке и проведению ЕГЭ, в период выполнения ими функций по проведению ЕГЭ признаются должностными лицами и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей и злоупотребление служебным положением". Таким образом, в зависимости от общественной опасности совершенного ими правонарушения, за неисполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей и злоупотребление служебным положением они могут быть привлечены в установленном порядке к административной или уголовной ответственности.

С учетом этого Рособрнадзором совместно с Минобрнауки России был подготовлен и согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" в части установления административной ответственности за правонарушения в области образования. Сейчас данный проект внесен в Государственную Думу Российской Федерации.

Указанным проектом федерального закона предлагается установить административную ответственность за ряд наиболее существенных нарушений в сфере образования, например, за нарушения при приеме в образовательные учреждения, исключении из образовательных учреждений, за умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и пр., а также распространить действие ряда норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, соответственно, наделить должностных лиц органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования, полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях.

К типичным правонарушениям при проведении ЕГЭ я бы отнесла нарушение установленного порядка и процедур работниками пунктов проведения экзамена.

Что касается отказа в приеме документов в вуз, то сначала надо выяснить, на каком основании было отказано. Ведь в Положении о ЕГЭ 2008, о котором я уже упоминала, в пункте 44 говорится, что "Приемные комиссии ссузов и вузов вправе отказать поступающему в приеме документов по причине недостаточного количества баллов, набранного им по результатам сдачи ЕГЭ по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется прием, только в случае представления поступающим результатов ЕГЭ, эквивалентных отметке "неудовлетворительно" в пятибалльной системе оценивания, используемой при выставлении отметок в аттестат о среднем (полном) общем образовании."

Относительно нарушений допускаемых при приеме в ссузы и вузы нельзя не отметить пункт 45 Положения о проведении ЕГЭ в 2008 году, в соответствии с которым "в случае выявления при проверке, проводимой в порядке надзора Рособрнадзором, фактов проведения конкурса и неправомерного зачисления поступающего на основании представленных им недостоверных сведений о результатах ЕГЭ, студент подлежит отчислению в установленном порядке, а должностные лица, допустившие указанные нарушения, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации."

В дальнейшем меры привлечения к ответственности лиц, привлекаемых к проведению ЕГЭ на его различных этапах.

 

Ведущий: Сергей Викторович из Нижнего Новгорода спрашивает. Скажите, пожалуйста, соответствует ли действительности информация о том, что с момента начала проведения ЕГЭ в российских вузах значительно увеличилось количество абитуриентов из сельских регионов страны? Как Вы можете прокомментировать эту тенденцию?

Глебова Л.Н.:

Уважаемый Сергей Викторович! Безусловно, введение ЕГЭ не могло не сказаться на увеличении количества абитуриентов вузов из сельских регионов страны. Возможность выпускнику сельской школы подать документы в любые крупнейшие вузы страны является очень значимым достижением ЕГЭ. Надо сказать, что это признают даже те, кто в СМИ высказывается против ЕГЭ. Процитирую последнее интервью Олега Смолина, заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию: "Один из положительных результатов ЕГЭ – обещанное расширение академической мобильности в территориальном плане. Такая мобильность несколько расширилась, больше детей из малых городов и сел стали поступать в столичные университеты". По 2008 году еще говорить рано – ведь сейчас в самом разгаре июльская волна ЕГЭ.

 

Ведущий: Елена Викторовна из города Саратов хочет узнать по каким критериям устанавливается шкала перевода из стобальной системы в пятибальную?

Глебова Л.Н.:

Порядок принятия решения по установлению шкалы перевода баллов в отметки при проведении единого государственного экзамена включает в себя следующие этапы:

  1. получение статистических данных о результатах экзаменов по общеобразовательным предметам из регионов;
  2. шкалирование результатов ЕГЭ данного года, т.е. формирование шкалы тестовых баллов ЕГЭ (100-балльной);
  3. рассмотрение рекомендаций экспертов о возможных границах пятибалльных отметок в зависимости от числа выполненных заданий разного уровня сложности.
  4. сопоставление со  статистическими данными прошлых лет;
  5. принятие решения комиссией по установлению шкалы  перевода баллов в отметки при проведении ЕГЭ;
  6. издание распоряжения об установлении шкалы перевода баллов в отметки.

 

Ведущий: Любовь Сергеевна из Москвы спрашивает, объясните, пожалуйста если при сдаче экзаменов для поступления в вуз абитуриент набирает наряду с другими одинаковое количество баллов, то приоритет отдается тому, кто имеет грамоты, похвальные листы за участие в конкурсах, характеристикам и т.п.? Если да, то ведь в данной ситуации практически невозможно быть объективным, ведь их градации от более до менее значимых нет?

Глебова Л.Н.:

В этом вопросе, видимо речь идет о преимущественном праве на поступление в высшие учебные заведения. Законом РФ "Об образовании" закреплено право отдельных категорий граждан на преимущественное поступление ("при прочих равных"), например, для граждан, уволенных с военной службы, детей военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний и некоторых других. Кроме того, при наличии большого числа поступающих, набравших равные баллы, вуз вправе самостоятельно определить дополнительные условия для проведения их конкурсного отбора, например, средний балл аттестата, наличие дипломов победителей и участников олимпиад, результат вступительного испытания по профильному предмету. Но следует отметить, что в условиях проведения ЕГЭ и выставления результата по 100-балльной системе оценивания, вероятность наличия большого числа поступающих с одинаковыми баллами существенно снижается.

 

Ведущий: И следующий вопрос от Елены Александровны из Петрозаводска. Скажите, пожалуйста, почему при сдаче единого государственного экзамена в июле в отличие от сдачи в мае отсутствует правило плюс один балл?

Глебова Л.Н.:

Правило "+1 балл" при выставлении отметок по математике, русскому языку и литературе действует в период проведения государственной (итоговой) аттестации и используется только для выставления отметки в аттестат о среднем (полном) общем образовании, т.е. после перевода баллов ЕГЭ по 100-балльной шкале в пятибалльную систему оценивания. В вузы эти результаты предъявляются абитуриентами только в 100-балльной системе.

Добавления баллов к результату ЕГЭ, записанному в свидетельстве в 100-балльной шкале, нет и не может быть. Приемные комиссии вузов используют результаты ЕГЭ по 100-балльной шкале при установлении собственных систем оценивания.

 

Ведущий: Давайте перейдем к следующему вопросу. Какие проблемы по результатам этого года остались еще нерешенными и готова ли наша система образования к окончанию эксперимента ЕГЭ и введению его полномасштабно? Оксана Витальевна из города Пскова интересуется.

Глебова Л.Н.:

Принят Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена", в котором за субъектом Федерации в 2008 году оставалось право определять перечень общеобразовательных предметов, по которым проводится ЕГЭ.

Однако, надо признать, что еще остаются вопросы, связанные с:

  • дальнейшим совершенствованием технологии, обеспечивающей проведение ЕГЭ, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, для выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, а также образовательных учреждений, созданных при учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обеспечением информационной безопасности;
  • сокращением сроков обработки работ участников ЕГЭ и получения ими результатов ЕГЭ;
  • совершенствованием контрольных измерительных материалов;

Важными технологическими вопросами, которые должны быть решены к введению ЕГЭ в штатный режим, являются проведение ЕГЭ за пределами Российской Федерации, а также в труднодоступных и отдаленных территориях.

Но все делается для того, чтобы данные вопросы были наиболее эффективно решены и переход к штатному режиму был произведен спокойно.

 

Ведущий: Светлана Юрьевна из Ленинградской области интересуется: Как осуществляется прием и порядок проведения единого государственного экзамена лиц с ограниченными возможностями здоровья?

Глебова Л.Н.:

Уважаемая Светлана Юрьевна! За 2008 год сделан очень серьезный шаг в отношении участия в ЕГЭ выпускников с ограниченными возможностями здоровья. Были разработаны и внедрены инструкции по организации ЕГЭ для таких выпускников, а так же внесены соответствующие изменения в Положение о проведении единого государственного экзамена в 2008 году, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02.2008 N36 (Приказ Минобнауки от 3 июня 2008 года N 163), разрешающие поступающим с ограниченными возможностями здоровья самостоятельно выбирать форму прохождения вступительных испытаний – ЕГЭ или традиционную.

Незрячие выпускники смогли в 2008 году сдать ЕГЭ по русскому языку с помощью экзаменационных материалов, выполненных рельефно-точечным шрифтом.

 

Ведущий: И следующий вопрос от Виктории Александровны из Москвы. В настоящее время ответы на экзаменационные вопросы по ЕГЭ можно без труда найти на сайтах в Интернете, в книжных магазинах. Кроме того, зачастую, значительная часть учащихся при сдаче ЕГЭ указывают правильные по их мнению ответы наугад, не понимают сами вопросы и как на них отвечать, не имеют возможности побеседовать с преподавателем по спорным вопросам, предложить свою точку зрения, вступить в дискуссию. В связи с этим хотелось бы задать следующий вопрос. Любовь Николаевна, считаете ли Вы действующую в России систему ЕГЭ объективной и способствующей интеллектуальном развитию ученика?

Глебова Л.Н.:

Уважаемая Виктория Александровна! А возможно ли обсуждать с преподавателем на любом экзамене вопросы, даже если с точки зрения участника экзамена они и являются спорными? Опыт показал, что по сравнению с традиционной формой государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний абитуриентов в вузы/ссузы, ЕГЭ - независимая и объективная форма.

Анализ результатов свидетельствует о том, что в целом ЕГЭ позволяет получить объективную картину состояния общеобразовательной подготовки выпускников средней школы, сдававших экзамен, и осуществить дифференциацию экзаменуемых по уровню и качеству их подготовки для осуществления итоговой аттестации, а также проведения вступительных испытаний и зачисления в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

На основании сравнения результатов ЕГЭ нескольких лет становится очевидным, что данные, получаемые в ЕГЭ, демонстрируют не случайные результаты, а отражают определенные тенденции в состоянии общего образования по отдельным предметным областям. Получаемые результаты коррелирует с результатами международных исследований по оценке уровня образования в общеобразовательных учреждениях.

Однако, в связи с постоянно увеличивающимся количеством участников ЕГЭ в информационном образовательном поле наблюдается увеличение числа интернет-сайтов и пособий, предлагающих разного рода "шпаргалки" и "правильные ответы" на вопросы ЕГЭ.

Из года в год мошенники предпринимают все новые и новые технологии обмана. Сегодня их интернет-сайты имеют не только схожие названия с организациями-исполнителями работ ЕГЭ, но и их символику, что вводит в заблуждение выпускников и их родителей.

Я в очередной раз акцентирую внимание общественности на том, что технология ЕГЭ исключает возможность получения ответов на экзаменационные материалы заранее. Поэтому все предлагаемые в интернете и в печатной продукции "ответы по ЕГЭ" являются профанацией и попыткой нечистых на руку дельцов заработать деньги за счет наивности выпускников и их родителей.

Успешно сдать ЕГЭ можно только благодаря собственным знаниям и способностям!

 

Ведущий: Здравствуйте, Любовь Николаевна! В 2008 году ЕГЭ проводится в субъектах Российской Федерации по общеобразовательным предметам, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования. Можно ли аннулировать результаты ЕГЭ в субъектах Российской Федерации? Спрашивает Ирина Владимировна из Московской области.

Глебова Л.Н.:

Отвечая на Ваш вопрос, обращусь к Положению о проведении ЕГЭ в 2008 году, где в пункте 28 сказано о том, результаты ЕГЭ участника ЕГЭ могут быть аннулированы в случае нарушений порядка организации и проведения ЕГЭ в пункте проведения ЕГЭ, которые могли оказать существенное влияние на результаты ЕГЭ. Решение об аннулировании результатов ЕГЭ принимается ГЭК субъекта Российской Федерации на основании установления фактов таких нарушений. Кто может устанавливать такие факты?

  1. Уполномоченный представителем ГЭК,
  2. Общественный наблюдатель
  3. Уполномоченный представитель Рособрнадзора при проведении выездной (инспекционной) проверки по вопросам организации и проведения ЕГЭ

В случае аннулирования результатов ЕГЭ ГЭК также принимает решение о возможности допуска участника ЕГЭ к ЕГЭ по соответствующему общеобразовательному предмету в другой день, предусмотренный расписанием проведения ЕГЭ.

Также аннулирование результатов может произойти при подтверждении сведений, изложенных в апелляции участника ЕГЭ о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ, в этом случае участник ЕГЭ допускается к его сдаче по этому предмету в резервный день

 

Ведущий: Следующий вопрос задает Эмиль Рагимов из Зеленограда. Уважаемая Любовь Николаевна, расскажите, пожалуйста, о процедуре допуска к государственной итоговой аттестации (сдаче единого госэкзамена) вынужденных переселенцев и лиц без гражданства, обучающихся в российских общеобразовательных учреждениях, а также о всевозможных препятствиях, которые могут у них возникнуть при поступлении в ВУЗы и ССУЗы при предоставлении результатов ЕГЭ?

Глебова Л.Н.:

Вынужденные переселенцы являются гражданами Российской Федерации и, соответственно, у них не должно возникать проблем при реализации права на образования, в том числе по сдаче ими ЕГЭ. Что касается лиц без гражданства, то они обладают равными с гражданами Российской Федерации правами при получении ими образования в российских образовательных учреждениях, в том числе по прохождению ими государственной (итоговой) аттестации, в том числе в форме ЕГЭ.

В соответствии с Положением о проведении ЕГЭ в 2008 году регистрация участников ЕГЭ осуществляется в субъекте Российской Федерации в соответствии с организационно-территориальной схемой проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации, определяемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования. Учет участников ЕГЭ осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации для формирования и ведения федеральных баз данных и баз данных субъектов Российской Федерации об участниках ЕГЭ и о результатах ЕГЭ. Таким образом, лица без гражданства имеют возможность сдать ЕГЭ вместе со всеми выпускниками на территории своего субъекта Федерации.

 

Ведущий: Виктор Александрович из Брянской области интересуется: Скажите, пожалуйста, допускается ли согласно нормам действующего законодательства возможность абитуриента ВУЗа сдавать традиционный экзамен наряду со свидетельством ЕГЭ, либо вообще не использовать свидетельство ЕГЭ и поступать, сдавая исключительно вступительные экзамены?

Глебова Л.Н.:

Давайте опять обратимся к Положению о ЕГЭ 2008. На основании пункта 41 Положения о проведении ЕГЭ в 2008 году конкурс в ссузы и вузы проводится на основании результатов ЕГЭ и вступительных испытаний, форма которых определяется ссузами и вузами самостоятельно, по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется прием. Самостоятельные (традиционные) вступительные испытания могут быть проведены только по тем предметам, по которым в 2008 году ЕГЭ не проводится в субъекте РФ по месту расположения ссуза/вуза. При этом ссузы и вузы должны учитывать в качестве результатов вступительных испытаний результаты ЕГЭ по всем общеобразовательным предметам, по которым проводится ЕГЭ на территории Российской Федерации.

При наличии результатов ЕГЭ, подлинность и действительность которых каждая приемная комиссия должна проверить по Федеральной базе свидетельств, любая другая форма вступительных испытаний для абитуриента исключена.

Со следующего года во всех субъектах РФ ЕГЭ будет проводиться по единому перечню общеобразовательных предметов, установленному Минобрнауки России.

 

Ведущий: И следующий вопрос от Павла Малышева из Саратова. Расскажите, пожалуйста, может ли учащийся общеобразовательного учреждения отказаться от сдачи выпускных экзаменов в форме ЕГЭ или пересдать единый госэкзамен в случае получения неудовлетворительной оценки? Какими нормативными правовыми актами данный вопрос урегулирован?

Глебова Л.Н.:

Думаю, Павел, что ответы на свои вопросы Вы найдете в статье 15 Закона РФ Об образовании", Положении о проведении ЕГЭ в 2008 году и в приказе Минобрнауки от 3 июня 2008 года N 163. В этих документах указывается, что ЕГЭ является обязательной формой прохождения государственной (итоговой) аттестации. Однако, если на ЕГЭ (за исключением русского языка, литературы и математики) выпускник текущего года получил одну неудовлетворительную отметку, пересдать экзамен по соответствующему общеобразовательному предмету можно в традиционной форме. А вот в случае получения на ЕГЭ более одной двойки выпускники допускаются к повторной государственной (итоговой) аттестации по соответствующим общеобразовательным предметам в 2008 году, проводимой предметными комиссиями ГЭК, в порядке и в сроки, определенные уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.

 

Ведущий: Ольга Сергеевна из города Барнаула спрашивает. Здравствуйте, Любовь Николаевна. Я работаю преподавателем в средней общеобразовательной школе и меня беспокоит следующий вопрос. Неоднократно слышала, что в случае получения учениками многочисленных неудовлетворительных оценок при сдаче ЕГЭ, учебные заведения могут быть закрыты за профнепригодность, а педагоги лишиться работы из-за того, что не способны предоставить качественное образование. Пожалуйста, поделитесь Вашим мнением по данному вопросу. Считаете ли Вы это лишь слухом или же чиновники, действительно, не исключают подобного решения проблемы, и получение "двоек" может способствовать применению столь жестких репрессивных мер к учебным заведениям?

Глебова Л.Н.:

Уважаемая Ольга Сергеевна! Могу сказать, что результаты ЕГЭ являются лишь одним из очень многих показателей работы школы. Делать далеко идущие выводы о профнепригодности образовательного учреждения, основываясь только на результатах ЕГЭ категорически нельзя. Так же нельзя судить о качестве работы учителя только по результатам ЕГЭ. Оценка качества работы любого образовательного учреждения, педагога – это комплексный процесс, учитывающий множество самых разнообразных параметров.

 

Ведущий: Давайте перейдем к следующему вопросу. Скажите, пожалуйста, имеют ли право лица, проходившие военную службу по призыву и уволенные с военной службы, использовать результаты ЕГЭ, полученные в 2008 году до призыва на военную службу, и в течение какого срока свидетельства ЕГЭ будут действительны? Василий из Тверской области интересуется.

Глебова Л.Н.:

Действующим Положением о ЕГЭ 2008 года предусмотрено, что на основании статьи 39 "Срок действия свидетельства о результатах ЕГЭ истекает 31 декабря 2009 года.

Лицам, проходившим военную службу по призыву и уволенным с военной службы, предоставляется право использовать результаты ЕГЭ, сданного ими в 2008 году до призыва на военную службу, в течение года после увольнения с военной службы при поступлении в ссузы и вузы."

 

Ведущий: Владимир Юрьевич из Москвы спрашивает. На переходный период по русскому языку, литературе и математике сохраняется правило выставления отметок в аттестат о среднем (полном) общем образовании, действующее в период эксперимента по введению ЕГЭ ("плюс один балл"). Планируется ли в 2009 году, чтобы данное правило выставления отметок применялось и на другие предметы?

Глебова Л.Н.:

Данная норма работала в период эксперимента и переходного периода, установленного Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена". На текущий момент не планируется ее сохранение в штатном режиме.

 

Ведущий: И следующий вопрос от Марины Викторовны из Рязани. На сегодняшний день в законе установлено, что свидетельство о результатах ЕГЭ выдается исключительно на бумажном носителе. Планирует ли Ваше ведомство предоставлять свидетельство ЕГЭ, не только на бумажном носителе, но и в электронном виде?

Глебова Л.Н.:

Уважаемая Марина Викторовна! Вы правы, всем участникам экзаменов выдается свидетельство о результатах ЕГЭ, отпечатанное на типографском бланке. В свидетельстве указываются фамилия, имя, отчество участника ЕГЭ, результаты сдачи им ЕГЭ по каждому общеобразовательному предмету в текущем году. Форма свидетельства о результатах ЕГЭ утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации от 15.02.2008 N 55.

При этом вся информация о результатах сдачи ЕГЭ хранится в электронном виде в Федеральной базе свидетельств (ФБС). И каждое учреждение высшего и среднего профессионального образования на период приемной кампании должно зарегистрироваться в ФБС и проверять подлинность свидетельств, приносимых абитуриентами.

 

Ведущий: Мария Ильинична из города Рязани интересуется. Есть ли в России научно-обоснованная концепция единого государственного экзамена?

Глебова Л.Н.:

Принят Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена"

 

Ведущий: И следующий вопрос от Носкова Александра Александровича из Иванова. ЕГЭ стал "кормушкой" для учителя, чей предмет выносится на экзамен. Не секрет, что учитель-предметник зачастую навязывает ребенку репетиторство, "натаскивание" на экзамен. Возникает вопрос: кому нужен ЕГЭ?

Глебова Л.Н.:

Уважаемый Александр Александрович! Дух репетиторства в школе витает уже не один десяток лет. И ЕГЭ не стал катализатором этого процесса. Давайте вспомним, когда на любых ступенях обучения учителя передавали друг другу плохо успевающих учеников для того, чтобы помочь своим коллегам заработать, а те, в свою очередь, поставляли им своих двоечников. При этом иногда занятия проводились прямо в стенах родной школы. Так же давайте подумаем о том, что некоторым родителей лучше отдать ребенка "в хорошие руки", уж всяко репетитор лучше его научит, чем учитель на уроке! А какой родитель раньше бы решился отправить ребенка в престижный вуз, не взяв курс занятий у преподавателя данного вуза!

Поэтому я бы не стала связывать проблему репетиторства с введением ЕГЭ. Отдельно к ЕГЭ готовить учеников не надо, надо качественно проводить уроки в школах и выполнять образовательную программу по всем предметам.

 

 

 

 

 

Ведущий: Татьяна Невская из Москвы спрашивает. Согласно законодательству в области образования на каждое образовательное учреждение возлагается обязанность ознакомить поступающих и (или) их родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса (п. 2. ст. 16 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Но как показала практика, никто этого не делает и их с трудом дают. Татьяна Невская (Москва)

Глебова Л.Н.:

Уважаемая Татьяна! Полностью согласна с Вами, что приведенный перечень документов должен быть предоставлен поступающим. Поэтому Вам необходимо письменно обратиться в Рособрнадзор, чтобы ситуация по конкретному вузу была разрешена.

 

Ведущий: Давайте перейдем к следующему вопросу. Сейчас очень много разговоров ведется о слиянии вузов с целью создания многопрофильных центров высшего образования. В данный момент количество специализаций и учебных часов в университетах постоянно уменьшается. Направлено ли это на улучшение качества высшего образования в России? Топоркова Елена Николаевна из Санкт-Петербурга интересуется.

Глебова Л.Н.:

Уважаемая Елена Николаевна! Если у Вас есть конкретные примеры в каком высшем учебном заведении необоснованно происходит сокращение объема аудиторных часов по дисциплинам определенной образовательной программы, и это сокращение выходит за рамки, установленные требованиями государственных образовательных стандартов, направьте их, пожалуйста, в Рособрнадзор для конкретного рассмотрения и принятия соответствующих мер.

 

Ведущий: Следующий вопрос от Игоря Николаевича из города Хабаровска. Уважаемая Любовь Николаевна! В государственных вузах на платных отделениях постоянно растет стоимость обучения, в то же время часто материальное обеспечение учебного процесса остается на чрезвычайно низком уровне, а заработная плата большинства преподавателей иногда даже снижается, что ведет к оттоку квалифицированных кадров. Планирует ли государство как-то улучшить контроль качества образования?

Глебова Л.Н.:

Уважаемый Игорь Николаевич! Контроль качества образования со стороны государства организован и осуществляется постоянно. Он осуществляется и со стороны федеральных органов исполнительной власти, в чьем ведении находятся высшие учебные заведения, и со стороны субъектов Российской Федерации, исполняющих обязанности учредителей вузов. Также функцию государственного контроля за вузами осуществляет Рособрнадзор по двум основным направлениям. Во-первых, это плановая работа, проводимая по заявлениям образовательных учреждений и их учредителей (процедуры лицензирования, государственной аккредитации).

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации право образовательного учреждения на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают с момента выдачи ему лицензии.

Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образа о соответствующем уровне образования возникают с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.

Указанные в документах об образовании квалификации дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу.

И во-вторых, это проверки высших учебных заведений и их филиалов с целью контроля соблюдения образовательными учреждениями условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией, которые проводятся с органами управления образованием субъектов Российской Федерации; контроля качества образования и соблюдения законодательства в области образования.

И по первому, и по второму направлению контролю подвергаются вузы и филиалы независимо от их организационно-правовой формы. При этом требования, предъявляемые ко всем вузам, одинаковые.

В стране уже существует и такая форма контроля, как общественный контроль. Это и общественная аккредитация, которую могут получать образовательные учреждения в различных российских, иностранных и международных общественных образовательных организациях, научных и промышленных структурах. Это и оценки работодателей, и удовлетворенность самих выпускников качеством полученных знаний, и общественное мнение, и многое другое.

Таким образом, в Российской Федерации сложилась и развивается система контроля за качеством образования в высших учебных заведениях. Но естественно, что как всякая система, так и система контроля качества образования в высших учебных заведениях должна постоянно совершенствоваться. И в этом направлении и государством, и общественно-профессиональным сообществом также принимаются определенные меры.

 

Ведущий: Лариса Евгеньевна из города Москвы спрашивает. В рамках национального проекта Государственная Дума недавно приняли изменения в законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском образовании", по которым аттестация и государственная аккредитация вуза будут оформляться одновременно. Объясните, пожалуйста, что предполагается данной мерой сделать и в чем заключается суть этих изменений?

Глебова Л.Н.:

Уважаемая Лариса Евгеньевна! Согласно требований Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и ст. 2 федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" из соответствующих статей закона Российской Федерации "Об образовании" и Федерального закона "О высшем и послевузовском образовании" исключено понятие аттестация.

Этим законодательным актом предусмотрена оптимизация двух существовавших ранее процедур – аттестации и государственной аккредитации. Они объединены в одну процедуру – процедуру государственной аккредитации

В статье 33 закона Российской Федерации "Об образовании" дано определение понятия государственная аккредитация в следующей редакции: "государственная аккредитация образовательного учреждения (за исключением дошкольного образовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей) включает в себя экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, а также показателей деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для определения его вида". Как и прежде, государственная аккредитация будет проводиться не реже одного раза в пять лет по заявлению образовательного учреждения, согласованному с учредителем. К процедуре государственной аккредитации привлекаются представители образовательных учреждений, государственных органов исполнительной власти, объединений работодателей, общественности.

Суть изменений состоит в следующем.

Во-первых, стремление привести законодательство Российской Федерации в соответствие с существующей международной практикой и опытом.

Во-вторых, не отягощать для высшего учебного заведения процедуры прохождения государственной аккредитации.

В-третьих, государство при выдаче свидетельства о государственной аккредитации оказывает образовательному учреждению доверие на следующие 5 лет. При этом должна существовать уверенность, что образовательное учреждение в течение всего последующего периода имеет возможность сохранить качественное образование, а здесь важны и имеющийся у него потенциал, и динамика развития. Именно показатели деятельности в динамике, за предыдущие 5 лет и позволяют сделать вывод, демонстрирует ли учебное заведение устойчивое развитие, способно ли оно решать поставленные перед ним задачи на последующие пять лет.

Читать ГАРАНТ.РУ в и