Новости и аналитика Результаты опросов 40% респондентов поддерживают инициативу Минобрнауки России об обучении юристов исключительно в крупных вузах

40% респондентов поддерживают инициативу Минобрнауки России об обучении юристов исключительно в крупных вузах

Минобрнауки России намерено установить запрет на подготовку юристов в филиальной сети вузов. Об этом заявил директор Департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев на Первом общероссийском форуме "Юридическое образование: механизмы управления в условиях интеграционных процессов", состоявшемся 8-9 октября в Ялте. По мнению министерства, доверить обучение по юридическим специальностям можно только крупным опорным вузам. Что именно понимается под такими вузами и какие образовательные организации входят в их перечень в настоящее время, не уточняется.

Мы опросили читателей портала ГАРАНТ.РУ о том, в каких изменениях нуждается система юридического образования в нашей стране.

40% участников опроса согласились с Минобрнауки России в том, что вручать диплом юриста должны только крупные вузы с сильным преподавательским составом. "Желательно, чтобы преподаватели при этом вели практическую деятельность", – добавляли читатели. Некоторые из них отмечали, что качество российского юридического образования на сегодняшний день оставляет желать лучшего: "Во многих вузах образование по данной специальности очень формально, знания студентов поверхностные. В результате при устройстве на работу выпускники просто не понимают, в чем заключается работа юриста в разных сферах".

35% респондентов считают, что исправить ситуацию способна другая мера – прохождение студентами практики с первого курса. В настоящее время обязательное получение практических навыков обычно предусматривается в вузах только на последних годах обучения. "Сама получала юридическое образование. Выйдя из стен вуза поняла, что практика разительно отличается от того чему нас учили. Понадобилось года полтора, чтобы как-то войти в колею", – рассказала одна читательница. Правда, у участников опроса есть претензии к самой организации прохождения практики: "Практика – это часто формальность: пронумеровать и подшить документы, составить акт по образцу, механически подставляя нужные значения, и т. п. Другое дело – юридические клиники при вузах. В их работе должен поучаствовать каждый будущий юрист".

17% читателей уверены, что следует дать студентам возможность самостоятельно выбирать интересные им дисциплины или иным образом изменить образовательную программу: "Из стен вузов должны выходить узкопрофильные специалисты". Довольно часто недовольство вызывают общеобразовательные дисциплины, на освоение которых отводится немало времени: "Не понимаю, зачем юристам нужно проходить философию целых два семестра!".

8% опрошенных выдвинули свой вариант реформирования системы юридического образования. Например, кто-то предложил изменить сам подход к образовательному процессу: "Нужно поменять схему преподавания. Зачем бубнить под нос лекции с листков? Лучше проводить занятия в формате диалога со студентами, решать с ними кейсы, моделировать спорные ситуации на практических занятиях".

40% респондентов поддерживают инициативу Минобрнауки России об обучении юристов исключительно в крупных вузах 

Время проведения опроса: 12-18 октября 2015 года
Место проведения опроса: Россия, все округа
Размер выборки: 374 респондента

Документы по теме:

Новости по теме:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Материалы по теме:

5 персональных стипендий для талантливых студентов и аспирантов юридических и экономических факультетов

5 персональных стипендий для талантливых студентов и аспирантов юридических и экономических факультетов
Максимальный размер прибавки к академической стипендии может составлять до 65 тыс. руб. в год. 

Качество образования на отлично!

Качество образования на отлично!
Помимо независимой оценки и общественно-профессиональной аккредитации вузов в России может появиться студенческий мониторинг качества высшего образования.

Послевузовское образование юриста: реформа и ее последствия

Послевузовское образование юриста: реформа и ее последствия
Как изменился порядок обучения в аспирантуре, что такое прикрепление к кафедре, какие требования теперь предъявляются к защите диссертации и о многом другом читайте в нашем материале.

Уже волшебник, но еще учусь: о послевузовском образовании юристов

Уже волшебник, но еще учусь: о послевузовском образовании юристов
Наши эксперты рассказали, стоит ли практикующему юристу защищать диссертацию, для чего нужна степень LL.M. и на что обратить внимание при выборе курсов повышения квалификации.

Мнение:

Наводнов Владимир

Рейтинг вузов: от количества к качеству

Не исключено, что скоро в России может появиться национальный рейтинг вузов. Известно, что Российский союз ректоров уже разработал соответствующую Концепцию национального рейтинга и направил ее в Минобрнауки России. Подробнее о том, есть ли необходимость в создании государством или от его имени национального рейтинга вузов, какие показатели должны использоваться при его формировании в первую очередь и насколько отвечают действительности существующие независимые рейтинги университетов страны, – в материале.

Наводнов Владимир,
Директор Национального центра общественно-профессиональной аккредитации