Почерковедческая экспертиза: 5 любопытных фактов из истории отечественной криминалистики
На правах рекламы
Дьяки слыли обладателями специальных знаний о базовых навыках письма |
Фото: предоставлено НИИ Экспертиз |
Почерковедение – один из древнейших видов криминалистики. Когда возникла письменность – тогда появилась возможность и потребность в исследовании и анализе рукописей.
Историкам известно о почерковедческой экспертизе еще во времена правления императора Юстиниана I (V-VI вв.). А как дело обстояло в России?
О спорной купчей на село Гридинское и "княж Федоровой руке", об обязанностях секретарей присутственных мест и каллиграфической экспертизе, о громком судебном скандале и разборе собственного почерка революционером и писателем Николаем Чернышевским. Обо всем этом вы узнаете из 5 любопытных исторических фактов по истории отечественного почерковедения.
1. Прототипом древнерусского эксперта-почерковеда был дьяк. Именно дьяки слыли обладателями специальных знаний о базовых навыках письма. При необходимости дьяки сличали, то есть сравнивали, образцы почерка. Они оценивали внешний вид документа и его реквизиты, чтобы сделать вывод о давности его создания.
Одна из первых попыток применить специальные познания о почерке в судебной практике случилась 15 апреля 1508 года. От имени великого князя Василия Иоановича Всея Руси рассматривали имущественный спор между княгиней Анной Кемской и ее племянниками по покойному супругу Федору.
Племянники Даниил и Давид Кемские утверждали, что их дядя, князь Федор, при жизни продал им село Гридинское с деревнями, лесами и пахотными землями. Купчую он подписал сам, при свидетелях. Свидетелями были князья Иван Давыдович и Афанасий Давыдович. Жена князя, княгиня Анна, отрицала продажу, настаивая на поддельной купчей: "купчая лживая, не княж Федорова рука".
Для сличения подписи стороны прислали деловую грамоту, экземпляр купчей и "запись руки Федора". Дьяк, осмотрев документы, сделал вывод, что "все трое рука одна". Князьям Даниилу и Давиду присудили землю, согласно купчей, а княгиню обвинили в наговоре.
2. В период с XVII-XVIII веков на Руси исследованием почерка занимались отнюдь не эксперты, а просто грамотные люди: учителя, секретари, типографы. Разумеется, выводы таких "экспертов" часто были ошибочными. Так что органам правопорядка приходилось иметь дело не только с поддельным документом, но и с выдумками "специалистов".
3. Подделка документа стала видом должностного преступления в середине XVI века, в статье 59 Судебника 1550 года. Через 150 лет, в 1699, именным указом "О порядке исследования подписей на крепостных актах в случае возникшего о подлинности оных спора или сомнении…" рассматривать дела о подделке документов предписали дьякам и подьячим. Дьяки исследовали спорные челобитные, купчие, закладные и записи.
Дьяки слыли обладателями специальных знаний о базовых навыках письма |
Фото: предоставлено НИИ Экспертиз |
4. В 1833 году появилась первая методичка по проверке подлинности документов. Сличать почерки должны были секретари присутственных мест. По сути это была субъективная оценка способа написания букв и их элементов. Позже этот метод историки назвали каллиграфической экспертизой.
Субъективность каллиграфической экспертизы однажды вылилась в громкий судебный скандал, связанный с именем писателя, философа и революционера Николая Гавриловича Чернышевского, автора "Что делать" и "Кто виноват".
7 июля 1862 года Чернышевского арестовали в своей петербургской квартире. Приказ отдал сам император Александр II. Обвиняли арестанта в подстрекательстве к "ниспровержению существующего строя".
Весомых оснований у властей для ареста не было. Впервые допросили Чернышевского только через четыре месяца после задержания. Спустя еще полгода появилось первое "доказательство": записка провокатору и агенту охранного отделения Костомарову. Свое авторство записки Чернышевский категорически отрицал.
Чтобы сомнительной записке придать хоть какой-то вес, в апреле 1863 года провели сличение текста записки с почерком писателя. Вывод о "некотором сходстве с почерком Чернышевского" даже сенату показался хлипким. Поэтому в своем постановлении сенат превратил "некоторое сходство" в "совершенное сходство".
После ознакомления с "заключением" Чернышевский раскритиковал методику "сличения почерка". Чтобы не быть голословным, он проанализировал записку и свой почерк, сделав акцент на персональных признаках, кои в записке отсутствовали.
5. Термин "почерковедение" ввел не ученый, а самоучка, эксперт-практик и фотограф Евгений Федорович Буринский. В 40-х годах XIX века он разработал основы судебно-почерковедческой экспертизы на базе естественных наук: физиологии, медицины, анатомии и психиатрии.
Буринский ратовал за использование научных методов исследования почерка. "Почерковедение имеет все данные, чтобы сделаться точной наукой, потому что материал, с которым она оперирует, поддается измерению, а исследуемые ею явления – правильному наблюдению и эксперименту", – считал он.
Справка о компании: НИИ Экспертиз более 10 лет успешно работает в сфере независимых экспертиз и исследования почерка и подписи. Мы проводим досудебные и судебные почерковедческие экспертизы, оформляем заключения для суда и государственных органов. Все сотрудники НИИ экспертиз прошли добровольную сертификацию. Их компетентность и опыт подтверждаются объективными и качественными результатами исследований. Деятельность НИИ экспертиз застрахована, зарегистрирован Министерством юстиции РФ. Единый номер для регионов: +8 (800) 550-92-65 |
Материал подготовлен по материалам сайте gov-expertiza.ru.