Налог на прибыль: об особенностях учета расходов доверительного управляющего
Рассмотрен вопрос о порядке учета расходов доверительного управляющего для целей налогообложения прибыли организаций.
В силу НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в предусмотренных случаях - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом они должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Имущество (в том числе имущественные права), переданное по договору доверительного управления, не признается доходом доверительного управляющего. Вознаграждение, получаемое этим лицом в течение срока действия договора, является его доходом от реализации и подлежит налогообложению в установленном порядке. При этом затраты, связанные с осуществлением доверительного управления, признаются расходами доверительного управляющего, если в договоре не предусмотрено их возмещение учредителем доверительного управления.
Например, в Типовых правилах доверительного управления открытым ПИФом закреплено, как устанавливается максимальный размер расходов, подлежащих оплате за счет имущества, составляющего фонд, за исключением налогов и иных обязательных платежей, связанных с доверительным управлением фондом. Это определенный сторонами договора доверительного управления имуществом процент от среднегодовой стоимости чистых активов фонда. Последняя устанавливается в порядке, закрепленном федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Таким образом, по мнению Минфина России, не признается расходом доверительного управляющего для целей налогообложения прибыли организаций возмещение превышения максимально допустимой величины расходов, подлежащих оплате за счет имущества ПИФа.