Новости и аналитика Горячие документы Информация Минфина России и ФНС России Об учете при налогообложении прибыли разницы между ценой приобретения требования по договору цессии и суммой фактического долга, возникающей при уточнении требования

Об учете при налогообложении прибыли разницы между ценой приобретения требования по договору цессии и суммой фактического долга, возникающей при уточнении требования

Письмо Федеральной налоговой службы от 14 марта 2022 г. № СД-4-3/3087 “О рассмотрении обращения ПАО”

ФНС рассмотрела следующую ситуацию. Новый кредитор, выступая стороной договоров уступки прав (требований), принял от предыдущего права требования долга по кредитным договорам и договорам займа, в т. ч. в иностранной валюте, заключенным должником с первоначальными кредиторами. При этом цена уступки прав меньше суммы фактического долга. В дальнейшем новый кредитор и должник решили снизить ставку по уступленным договорам до 0%, изменить сроки исполнения обязательств по ним, а также зафиксировать обязательства, выраженные в инвалюте, в рубленой оценке на дату заключения соглашений.

В силу НК РФ при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход определяется как стоимость имущества, причитающегося при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства. Налогоплательщик вправе уменьшить доход от реализации права на сумму расходов по его приобретению.

Если по условиям соглашения стороны установили нулевую процентную ставку на будущий период, изменили сроки исполнения обязательств, а также зафиксировали денежные обязательства, выраженные в инвалюте, в рублевой оценке на дату заключения соглашений, то это само по себе не приводит к прекращению обязательств. Таким образом, нет оснований применять вышеуказанные нормы НК РФ.

Источник: ИА "ГАРАНТ"