Определяем лицо, имеющее фактическое право на доход, при применении соглашений об избежании двойного налогообложения
Разъяснен подход к концепции лица, имеющего фактическое право на доход, для целей применения положений соглашений об избежании двойного налогообложения. Учтена судебная практика. В частности, указано следующее.
При рассмотрении споров, связанных с применением соглашений, в целях достижения идентичности толкования и понимания международного договора, судами используется Модельная конвенция об избежании двойного налогообложения ОЭСР.
При толковании могут учитываться также иные основные (меморандумы о взаимопонимании, письма, соглашение сторон в любой иной форме) и дополнительные источники (например, материалы переговорного этапа) толкования договора. Комментарии к Модельной конвенции относятся к дополнительному источнику толкования. Они могут быть использованы при отсутствии двусторонней договоренности стран по конкретному вопросу, а также при отсутствии оговорок страны, выражающих особую позицию государства в отношении определенного положения.
Статьями 10 "Дивиденды", 11 "Проценты", 12 "Доходы от авторских прав и лицензий" соглашений предусмотрены льготные ставки налогообложения доходов, выплачиваемых иностранным компаниям, которые согласно комментариям ОЭСР к Модельной конвенции применяются исключительно в случае, если лицо (резидент государства, с которым заключено соглашение), которому перечисляется доход, является фактическим получателем (бенефициарным собственником) этого дохода.
Ранее Минфин России разъяснял, что для признания лица в качестве фактического получателя дохода (бенефициарного собственника) это лицо должно быть непосредственным выгодоприобретателем, т. е. лицом, которое фактически получает выгоду от полученного дохода и определяет его дальнейшую экономическую судьбу.
Отмечено, что льготы должны предоставляться лишь компаниям, имеющим экономическое присутствие в стране резидентства, обладающим широкими полномочиями по распоряжению доходом и использующим доход в предпринимательской деятельности иностранной компании (получающим экономическую выгоды от дохода).
Налоговому органу для отказа в применении льгот по соглашению достаточно доказать, что непосредственный получатель дохода не является фактическим получателем дохода и не устанавливать конечного бенефициарного собственника дохода.
Приведены судебные решения, в которых подтверждается рассмотренный подход.