27 июня 2014
Постановление Конституционного Суда РФ от 26 июня 2014 г. N 19-П "По делу о проверке конституционности положений части 18 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 4 статьи 10 и пункта 2 статьи 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 3 статьи 7 Закона Ивановской области "О муниципальных выборах" в связи с жалобой граждан А.В. Ерина и П.В. Лебедева"
Обзор документа
Суд должен успевать проверять законность самороспуска местных депутатов до даты досрочных выборов их нового состава!
Предметом проверки стал ряд норм, касающихся досрочного прекращения полномочий местных депутатов.
Речь идет о прекращении полномочий депутатов в ситуации, когда представительный орган местного самоуправления объявляет о самороспуске.
В таком случае назначаются досрочные выборы в представительный орган нового созыва. Срок - не не позднее 6 мес. со дня самороспуска.
По мнению заявителей, нормы неконституционны, поскольку они не позволяют отменить указанные досрочные выборы в случае, когда суд признал решение о роспуске незаконным.
Тем самым нарушаются права тех депутатов, срок полномочий которых еще не истек, но они были прекращены из-за самороспуска.
КС РФ пришел к выводу о том, что нормы конституционны, и подчеркнул следующее.
Права упомянутых депутатов защищаются посредством судебных процедур, в которых проверяется законность решения о самороспуске.
При этом в любом случае предполагается, что такие судебные процедуры должны быть завершены до того, как наступит дата досрочно назначенных выборов.
Как указал КС РФ, сроки, в рамках которых должна осуществляться судебная защита прав, нарушенных решением о самороспуске, должны быть максимально сокращены.
Нужно исключать длительную ситуацию неопределенности в отношении правового статуса представительного органа муниципального образования, принявшего решение о самороспуске, и статуса входящих в его состав депутатов.
В противном случае на практике не исключено возникновение коллизий, создающих предпосылки для ущемления конституционно значимых интересов.
Правоприменительные органы, включая суды, не должны допускать ситуацию, когда в муниципалитете оказываются формально действующими одновременно несколько составов (избранный на досрочных выборах и прежний созыв, досрочное прекращение полномочий которого признано судом незаконным).
Правовое регулирование нужно изменить так, чтобы максимально сократить сроки обжалования и рассмотрения подобных дел в судах.
Предметом проверки стал ряд норм, касающихся досрочного прекращения полномочий местных депутатов.
Речь идет о прекращении полномочий депутатов в ситуации, когда представительный орган местного самоуправления объявляет о самороспуске.
В таком случае назначаются досрочные выборы в представительный орган нового созыва. Срок - не не позднее 6 мес. со дня самороспуска.
По мнению заявителей, нормы неконституционны, поскольку они не позволяют отменить указанные досрочные выборы в случае, когда суд признал решение о роспуске незаконным.
Тем самым нарушаются права тех депутатов, срок полномочий которых еще не истек, но они были прекращены из-за самороспуска.
КС РФ пришел к выводу о том, что нормы конституционны, и подчеркнул следующее.
Права упомянутых депутатов защищаются посредством судебных процедур, в которых проверяется законность решения о самороспуске.
При этом в любом случае предполагается, что такие судебные процедуры должны быть завершены до того, как наступит дата досрочно назначенных выборов.
Как указал КС РФ, сроки, в рамках которых должна осуществляться судебная защита прав, нарушенных решением о самороспуске, должны быть максимально сокращены.
Нужно исключать длительную ситуацию неопределенности в отношении правового статуса представительного органа муниципального образования, принявшего решение о самороспуске, и статуса входящих в его состав депутатов.
В противном случае на практике не исключено возникновение коллизий, создающих предпосылки для ущемления конституционно значимых интересов.
Правоприменительные органы, включая суды, не должны допускать ситуацию, когда в муниципалитете оказываются формально действующими одновременно несколько составов (избранный на досрочных выборах и прежний созыв, досрочное прекращение полномочий которого признано судом незаконным).
Правовое регулирование нужно изменить так, чтобы максимально сократить сроки обжалования и рассмотрения подобных дел в судах.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад