27 марта 2014
Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 2014 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 7 части 3 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобами граждан А.М. Асельдерова, К.Г. Рабаданова, Г.К. Сулейманова и Е.В. Тарышкина"
Обзор документа
Конституционный Суд РФ постановил пересмотреть основания для увольнения сотрудников ОВД.
С 1 января 2012 г. вступил в силу Закон о службе в органах внутренних дел (ОВД), кроме отдельных положений. Согласно ему контракт о прохождении службы в ОВД подлежит расторжению, а сотрудник увольнению в т. ч. в следующих случаях. Если он осужден за преступление. Если уголовное преследование в отношении сотрудника прекращено за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием.
Данная норма признается неконституционной. Она не соответствует принципу равенства, нарушает конституционные права увольняемых сотрудников.
Во-первых, эта норма предполагает обязательное и безусловное увольнение в случае, если уголовное дело частного обвинения было прекращено в связи с примирением сторон до ее вступления в силу.
Прекращение уголовного дела в связи примирением сторон не допускается, если подозреваемый или обвиняемый возражает против этого. До вступления оспариваемой нормы в силу сотрудник, не заявлявший таких возражений, не мог предвидеть, что это приведет к его увольнению. В итоге сотрудники, в отношении которых уголовные дела частного обвинения прекращены в связи с примирением сторон до 2012 г., поставлены в неравное положение с сотрудниками, привлекаемыми к уголовной ответственности после 2012 г.
Во-вторых, оспариваемая норма допускает расторжение контракта и увольнение в случае, когда совершенное деяние уже не признается преступлением. Из-за этого сотрудники, в отношении которых уголовные дела частного обвинения в связи с примирением сторон прекращены до 2012 г., - притом, что совершенное деяние впоследствии декриминализовано - поставлены в неравное положение с сотрудниками, совершившими аналогичные деяния после их декриминализации.
Федеральному законодателю надлежит внести в правовое регулирование необходимые изменения, вытекающие из позиции Конституционного Суда РФ.
С 1 января 2012 г. вступил в силу Закон о службе в органах внутренних дел (ОВД), кроме отдельных положений. Согласно ему контракт о прохождении службы в ОВД подлежит расторжению, а сотрудник увольнению в т. ч. в следующих случаях. Если он осужден за преступление. Если уголовное преследование в отношении сотрудника прекращено за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием.
Данная норма признается неконституционной. Она не соответствует принципу равенства, нарушает конституционные права увольняемых сотрудников.
Во-первых, эта норма предполагает обязательное и безусловное увольнение в случае, если уголовное дело частного обвинения было прекращено в связи с примирением сторон до ее вступления в силу.
Прекращение уголовного дела в связи примирением сторон не допускается, если подозреваемый или обвиняемый возражает против этого. До вступления оспариваемой нормы в силу сотрудник, не заявлявший таких возражений, не мог предвидеть, что это приведет к его увольнению. В итоге сотрудники, в отношении которых уголовные дела частного обвинения прекращены в связи с примирением сторон до 2012 г., поставлены в неравное положение с сотрудниками, привлекаемыми к уголовной ответственности после 2012 г.
Во-вторых, оспариваемая норма допускает расторжение контракта и увольнение в случае, когда совершенное деяние уже не признается преступлением. Из-за этого сотрудники, в отношении которых уголовные дела частного обвинения в связи с примирением сторон прекращены до 2012 г., - притом, что совершенное деяние впоследствии декриминализовано - поставлены в неравное положение с сотрудниками, совершившими аналогичные деяния после их декриминализации.
Федеральному законодателю надлежит внести в правовое регулирование необходимые изменения, вытекающие из позиции Конституционного Суда РФ.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад