29 октября 2012
Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 2012 г. N 23-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1, 2 и 4 части второй статьи 19 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданки Т.С. Чаплыгиной"
Обзор документа
Конституционный Суд РФ снова встал на защиту чернобыльцев.
Закон о соцзащите граждан, пострадавших от радиации вследствие чернобыльской катастрофы, предусматривает следующее. Лицам, постоянно проживающим (работающим) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, предоставляются ежемесячные компенсации в размерах 20 руб. и 80 руб. (с 2012 г. соответственно 44,58 руб. и 178,3 руб.) и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней. Условие - постоянное проживание (работа) в указанной зоне до 2 декабря 1995 г.
Эти положения признаются неконституционными в той мере, в какой они - по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, - препятствуют предоставлению данных мер соцподдержки некоторым гражданам. А именно: людям, которые постоянно проживали (работали) в упомянутой зоне до 1 января 1991 г, покинули ее в период до 2 декабря 1995 г. и после 2 декабря 1995 г. вернулись туда на постоянное место жительства.
В качестве условия предоставления этих мер соцподдержки законодатель сначала предусмотрел постоянное проживание (работу) в данной зоне до 1 января 1991 г. Тем самым за гражданами, которые постоянно проживали (работали) там до 1991 г., было признано право на соцзащиту в ранее установленном объеме. Затем граница данного периода сместилась (дата изменилась на 2 декабря 1995 г.). Цель - сохранить прежний объем соцзащиты за гражданами, прибывшими в указанную зону с 1 января 1991 г. до 2 декабря 1995 г. Но в правоприменительной практике это повлекло для граждан, которые постоянно проживали (работали) в этой зоне до 1 января 1991 г., но покинули ее до 2 декабря 1995 г. и затем вернулись туда на постоянное место жительства, отмену признанного за ними права на упомянутые меры соцподдержки. Тем самым эти люди ставятся в худшее положение по сравнению с теми, кто прибыл в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом после 1 января 1991 г.
Федеральному законодателю надлежит внести соответствующие изменения в действующее правовое регулирование.
Закон о соцзащите граждан, пострадавших от радиации вследствие чернобыльской катастрофы, предусматривает следующее. Лицам, постоянно проживающим (работающим) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, предоставляются ежемесячные компенсации в размерах 20 руб. и 80 руб. (с 2012 г. соответственно 44,58 руб. и 178,3 руб.) и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней. Условие - постоянное проживание (работа) в указанной зоне до 2 декабря 1995 г.
Эти положения признаются неконституционными в той мере, в какой они - по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, - препятствуют предоставлению данных мер соцподдержки некоторым гражданам. А именно: людям, которые постоянно проживали (работали) в упомянутой зоне до 1 января 1991 г, покинули ее в период до 2 декабря 1995 г. и после 2 декабря 1995 г. вернулись туда на постоянное место жительства.
В качестве условия предоставления этих мер соцподдержки законодатель сначала предусмотрел постоянное проживание (работу) в данной зоне до 1 января 1991 г. Тем самым за гражданами, которые постоянно проживали (работали) там до 1991 г., было признано право на соцзащиту в ранее установленном объеме. Затем граница данного периода сместилась (дата изменилась на 2 декабря 1995 г.). Цель - сохранить прежний объем соцзащиты за гражданами, прибывшими в указанную зону с 1 января 1991 г. до 2 декабря 1995 г. Но в правоприменительной практике это повлекло для граждан, которые постоянно проживали (работали) в этой зоне до 1 января 1991 г., но покинули ее до 2 декабря 1995 г. и затем вернулись туда на постоянное место жительства, отмену признанного за ними права на упомянутые меры соцподдержки. Тем самым эти люди ставятся в худшее положение по сравнению с теми, кто прибыл в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом после 1 января 1991 г.
Федеральному законодателю надлежит внести соответствующие изменения в действующее правовое регулирование.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад