9 января 2025
Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2024 г. N 1124 "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации"
В целях обеспечения дальнейшей реализации государственной политики в сфере противодействия экстремизму в Российской Федерации постановляю: 1. Утвердить прилагаемую Стратегию противодействия экстремизму в Российской Федерации. 2. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. N 344 "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 22, ст. 3475). 3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. Президент Российской Федерации В. Путин Москва, Кремль 28 декабря 2024 года N 1124 Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2024 г. N 1124 Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации I. Общие положения 1. Настоящая Стратегия разработана в целях обеспечения дальнейшей реализации государственной политики в сфере противодействия экстремизму в Российской Федерации, а также в целях конкретизации положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", указов Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" и от 31 марта 2023 г. N 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации". 2. Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования, который определяет цели, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз и направлен на консолидацию усилий органов публичной власти, институтов гражданского общества (в том числе социально ориентированных и иных некоммерческих организаций), организаций и граждан в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, пресечения экстремистской деятельности, укрепления гражданского единства, достижения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранения этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, формирования в обществе атмосферы нетерпимости к экстремистской деятельности и распространению экстремистских идей. 3. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. 4. Для целей настоящей Стратегии используются следующие основные понятия: 1) идеология насилия - совокупность взглядов и идей, оправдывающих применение насилия для достижения политических, идеологических, религиозных и иных целей; 2) радикализм - приверженность идеологии насилия, характеризующаяся стремлением к решительному и кардинальному изменению основ конституционного строя Российской Федерации, нарушению единства и территориальной целостности Российской Федерации; 3) экстремистская идеология - совокупность взглядов и идей, пропагандирующих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения политических, расовых, национальных, религиозных и социальных конфликтов и противоречий; 4) проявления экстремизма (экстремистские проявления) - общественно опасные противоправные действия, совершаемые по мотивам ненависти или вражды по признакам политической, идеологической, расовой, языковой, национальной или религиозной принадлежности либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы или представителей органов публичной власти, способствующие возникновению или обострению межнациональных (межэтнических), межконфессиональных и региональных конфликтов, угрожающие конституционному строю Российской Федерации, суверенитету, единству и территориальной целостности Российской Федерации или направленные на умышленное искажение истории, реабилитацию нацизма, а также иные публичные действия, направленные на разжигание ненависти; 5) ксенофобия - проявление ненависти, неприязни или нетерпимости в отношении определенных социальных групп и общностей людей, а также в отношении их отдельных представителей; 6) русофобия - неприязненное, предвзятое, враждебное отношение к гражданам России, русскому языку и культуре, традициям и истории России, выражающееся в том числе в агрессивных настроениях и действиях политических сил и их отдельных представителей, а также в дискриминационных действиях властей недружественных государств в отношении России; 7) субъекты противодействия экстремизму - федеральные органы государственной власти (при участии органов прокуратуры Российской Федерации и органов, осуществляющих полномочия в сфере уголовного судопроизводства), органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (с привлечением институтов гражданского общества, в том числе социально ориентированных и иных некоммерческих организаций, и граждан); 8) противодействие экстремизму - деятельность субъектов противодействия экстремизму, направленная на прогнозирование и профилактику экстремистских проявлений, выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений экстремистской направленности, минимизацию и (или) ликвидацию их последствий, а также на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению таких преступлений; 9) финансирование экстремистской деятельности - оказание финансовых услуг либо предоставление или сбор денежных (в наличной или безналичной форме) или материальных средств с осознанием того, что они предназначены для финансирования экстремистской организации или экстремистского сообщества, подготовки или совершения хотя бы одного преступления экстремистской направленности либо для финансирования или материального обеспечения лица в целях совершения им такого преступления. 5. Понятие "экстремистская деятельность (экстремизм)" используется в значении, определенном пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", понятие "терроризм" - в значении, определенном пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-Ф3 "О противодействии терроризму". II. Основные источники угроз экстремизма в современной России 6. Экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, основных прав и свобод человека и гражданина, подрывает государственную и общественную безопасность, создает реальную угрозу суверенитету, единству и территориальной целостности Российской Федерации, основам конституционного строя Российской Федерации, а также межнациональному (межэтническому), межконфессиональному единству и гражданскому единению, культурному развитию, политической и социальной стабильности. 7. Экстремизм является одной из наиболее сложных проблем современного российского общества, что связано в первую очередь с многообразием его проявлений, неоднородным составом экстремистских организаций, деятельность которых угрожает национальной безопасности Российской Федерации. 8. На современном этапе отмечается тенденция к дальнейшему распространению радикализма среди отдельных групп населения и обострению внешних и внутренних экстремистских угроз. При этом наблюдается стремление экстремистских организаций, в том числе действующих из-за рубежа, к консолидации усилий в целях дестабилизации общественно-политической обстановки в Российской Федерации. 9. Внешними экстремистскими угрозами являются поддержка, стимулирование и финансирование недружественными государствами и негосударственными образованиями экстремистской деятельности, направленной на дестабилизацию общественно-политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации (в том числе инициирование "цветных революций" путем координации действий, направленных на искусственное создание политической нестабильности и смену существующей в стране системы власти неконституционным путем), фальсификация мировой истории, пересмотр взглядов на роль и место России в ней, противоправные посягательства на культурноисторическое наследие Российской Федерации, распространение экстремистской идеологии, способствующей радикализации общества и отдельных лиц, а также содействие деятельности международных экстремистских и террористических организаций, направленной в том числе на осуществление террористических актов и других преступных действий против Российской Федерации и ее граждан, включая финансирование экстремистской деятельности. Отмечается повышение активности участия иностранных и международных неправительственных организаций в антироссийской экстремистской деятельности. 10. Наиболее опасным проявлением экстремизма является терроризм, представляющий глобальную угрозу международному миру и безопасности. Современному росту экстремистских и террористических угроз в мире способствует стремительное распространение экстремистской идеологии (включая неонацизм и радикальный национализм), в том числе в информационном пространстве. 11. Некоторые государства используют экстремистские и террористические организации в качестве средства для ведения гибридных войн против внешнеполитических противников и достижения своекорыстных геополитических целей, в том числе за счет вмешательства во внутренние дела других государств в целях дестабилизации общественно-политической обстановки в этих государствах, нарушения их территориальной целостности или развязывания в них гражданских войн, инициирования "цветных революций", а также для создания обстановки "контролируемого хаоса" в отдельных регионах мира. 12. Реальную угрозу представляет политика некоторых иностранных государств по искажению истории, фальсификации роли СССР во Второй мировой войне и преуменьшению его вклада в победу над гитлеровской Германией и милитаристской Японией, возрождению идей нацизма и фашизма, активизации идей реваншизма, героизации нацистов и их пособников. Деструктивные силы содействуют опасному росту экстремистского и террористического потенциала преступных группировок, разделяющих человеконенавистническую идеологию нацизма и неонацизма. 13. Серьезнейшие угрозы экстремистского характера исходят от широкого распространения идей неонацизма, усиления радикальных националистических вооруженных формирований (в том числе на Украине), поддерживаемых внешними силами, которые поощряют совершение на территории России преступных действий, включая диверсионно-террористические акты в отношении людей и гражданских объектов, с вовлечением в эти преступные действия российских граждан. Риски, связанные с экстремизмом на Украине, распространяются на соседние страны и регионы. Укрепляются связи украинских неонацистов с транснациональными организованными преступными группами и международными террористическими организациями. Украинский кризис используется недружественными государствами для развязывания гибридных войн против Российской Федерации и разжигания агрессивных русофобских настроений в мире. В связи с этим одними из ключевых задач становятся ликвидация источника угроз экстремистского характера, исходящих с территории Украины, и предотвращение проникновения на российскую территорию представителей иностранных и международных экстремистских и неонацистских сообществ. 14. Сохранение и разрастание очагов нестабильности, межнациональной розни, религиозной вражды и иных проявлений экстремизма в ряде регионов мира способствуют росту террористических и экстремистских угроз для Российской Федерации в связи с распространением экстремистской идеологии и рисками проникновения представителей иностранных и международных экстремистских сообществ и террористических организаций на российскую территорию, в том числе с учетом расширения миграционных потоков и увеличения доли проживающих в России иностранных граждан, являющихся носителями экстремистских идей и взглядов. 15. Внутренними экстремистскими угрозами являются социальные, экономические, культурные, национальные, религиозные проблемы, которые используются националистическими, радикальными общественными, религиозными, этническими, иными организациями и объединениями, а также отдельными лицами в качестве повода для осуществления экстремистской и иной противоправной деятельности; распространение идеологии насилия; вовлечение (склонение, вербовка) российских и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан (включая молодежь, мигрантов, участников сетевых групп) в экстремистскую и иную противоправную деятельность; финансирование экстремистской деятельности; формирование замкнутых этнических и религиозных анклавов; инспирирование сепаратистских проявлений в отдельных субъектах Российской Федерации на почве межнациональных (межэтнических) конфликтов, обусловленных их историческими и социально-экономическими особенностями и способных привести к дезинтеграции государства и нарушению единства российского общества; проникновение в органы публичной власти лиц, распространяющих экстремистскую идеологию либо способствующих ее распространению. 16. Преступления экстремистской направленности вызывают повышенный общественный резонанс и дестабилизируют общественно-политическую и социально-экономическую обстановку как в отдельных регионах России, так и в стране в целом. Отмечается усиление влияния таких преступлений на национальную безопасность. 17. В число опаснейших проявлений экстремизма входят разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной ненависти, вражды или розни, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признакам его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, в том числе путем распространения призывов к насильственным действиям, прежде всего с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет"; вовлечение граждан в деятельность экстремистских организаций; подготовка и совершение террористических актов; пропаганда непризнания законов и подзаконных актов, правовых процедур и органов власти Российской Федерации, а также оскорбление государственных символов, религиозных символов традиционных конфессий или надругательство над такими символами. 18. Экстремистские и иные антиобщественные организации используют информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть "Интернет", мультимедийные и онлайн-технологии для вербовки новых членов, организации и координации совершения преступлений экстремистской направленности, распространения экстремистской идеологии, а также финансирования экстремистской деятельности. 19. Экстремистская идеология различных видов является основным фактором, объединяющим членов экстремистских организаций, формирующим характер и направленность их деятельности, а также средством вовлечения в экстремистскую деятельность представителей различных слоев населения. 20. Распространение экстремистской идеологии, в частности навязывание мнения о приемлемости насильственных действий для достижения поставленных целей, и попытки подстрекательства к совершению террористических и экстремистских актов, оправдание и восхваление под теми или иными предлогами экстремистских проявлений угрожают государственной и общественной безопасности ввиду усиления агрессивности и увеличения масштабов пропаганды экстремистской идеологии в обществе. 21. Одним из основных способов дестабилизации общественно-политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации становится привлечение представителей различных слоев населения к участию в несогласованных публичных мероприятиях (включая протестные акции), которые умышленно трансформируются в массовые беспорядки, В этих целях все чаще применяются различные методы манипулирования общественным мнением и распространения недостоверной информации (в том числе дискредитация использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания мира и безопасности, исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий), способствующие усилению радикальных и экстремистских настроений в российском обществе. 22. Участились случаи привлечения в ряды экстремистских организаций несовершеннолетних лиц, поскольку они не только легче поддаются идеологическому и психологическому воздействию, но и при определенных обстоятельствах не подлежат уголовной ответственности. 23. Экстремистские организации используют национальный (этнический) и религиозный факторы для привлечения в свои ряды новых членов, разжигания и обострения межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов, которые создают угрозу территориальной целостности Российской Федерации. Такие организации стимулируют возникновение и обострение территориальных противоречий и конфликтов, направленных на отделение части территории Российской Федерации, распространяют идеи "деколонизации" России, содействуют проникновению представителей деструктивных сил в органы государственной власти и местного самоуправления в целях проведения политики, способствующей реализации сепаратистских идей. 24. Сохраняется угроза проникновения на территорию Российской Федерации из других государств лиц, проходивших обучение в зарубежных теологических центрах и проповедующих исключительность радикальных религиозных течений. Отмечаются попытки создания в различных регионах России законспирированных ячеек экстремистских и террористических организаций, в том числе осуществление вербовки новых участников, их обучение и подготовка террористов-одиночек дистанционным способом (с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет"). 25. Особую опасность представляют приверженцы радикальных течений ислама, в частности не относящиеся к представителям народов, традиционно исповедующих ислам, однако отличающиеся религиозным фанатизмом, вследствие чего их легко склонить к совершению террористических актов, в том числе в качестве смертников. 26. Одним из факторов, способствующих возникновению экстремистских проявлений, является сложившаяся в отдельных субъектах и населенных пунктах Российской Федерации неблагоприятная ситуация с противоправной деятельностью мигрантов, которая оказывает негативное влияние на межнациональные (межэтнические) и межконфессиональные отношения, нарушает исторически сложившийся национальный и религиозный баланс в ущерб безопасности российского государства. Кроме того, трудовые мигранты, прибывающие в Российскую Федерацию, вовлекаются в деятельность экстремистских и террористических организаций, сами активно распространяют радикальные идеи, участвуют в публичных мероприятиях, не согласованных с исполнительными органами субъектов Российской Федерации. 27. Лидеры экстремистских организаций в своей деятельности ориентируются преимущественно на молодежь, при этом повышенное внимание они обращают на не отличающиеся высокой степенью организованности неформальные объединения националистов, активно привлекая их членов в свои ряды, провоцируя на совершение преступлений экстремистской направленности и террористического характера. 28. Сильную тревогу вызывает распространение радикализма в спортивной среде, в том числе в спортивных школах и клубах спортивных единоборств, а также проникновение приверженцев экстремистской идеологии в тренерско-преподавательский состав. 29. В целях дестабилизации общественно-политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации специальные службы и организации иностранных государств наращивают деструктивное информационно-психологическое воздействие на население России, прежде всего на молодежь. 30. Значительное негативное влияние на ситуацию в стране оказывает деструктивная деятельность иностранных и международных неправительственных организаций, а также подконтрольных им российских объединений, в том числе осуществляемая под видом реализации гуманитарных, образовательных, культурных и религиозных проектов и направленная на инспирирование протестной активности населения с использованием социально-экономического, экологического и других факторов. 31. Серьезную угрозу общественной безопасности создает распространение экстремистской идеологии среди лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. 32. Распространение экстремистской идеологии на территории Российской Федерации осуществляется с применением различных форм и способов. Экстремистская деятельность маскируется под реализацию гуманитарных, образовательных, просветительских и религиозных проектов, под предлогом продвижения которых радикально настроенные лица проникают в органы публичной власти, политические партии, общественные и иные объединения, фонды, обладающие правом подготовки, внесения и рассмотрения проектов нормативных актов по данным направлениям общественных отношений либо принятия таких нормативных актов. 33. Прямые и косвенные последствия экстремистских проявлений затрагивают основные сферы общественной жизни (политическую, экономическую, социальную и культурную), что выдвигает новые требования к деятельности по предупреждению экстремистских проявлений и противодействию экстремизму на всех уровнях, а также по минимизации последствий экстремистских проявлений. III. Цели, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму 34. Целями государственной политики в сфере противодействия экстремизму являются защита прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечение целостности и безопасности Российской Федерации. Достижение указанных целей должно осуществляться путем реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях комплекса мер организационного и правового характера, разрабатываемых с учетом результатов мониторинга в сфере противодействия экстремизму. 35. Задачами государственной политики в сфере противодействия экстремизму являются: 1) повышение эффективности государственной системы мониторинга в сфере противодействия экстремизму, представляющей собой мероприятия по сбору, анализу и оценке информации о развитии общественно-политических, социально-экономических и иных процессов, создающих условия для возникновения проявлений экстремизма; 2) совершенствование законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму; 3) консолидация усилий субъектов противодействия экстремизму и заинтересованных организаций; 4) организация в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", информационного сопровождения деятельности субъектов противодействия экстремизму, а также реализация эффективных мер, направленных на информационное противодействие распространению экстремистской идеологии; 5) повышение эффективности профилактики, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений экстремистской направленности; 6) организация основанного на традиционных российских духовно-нравственных ценностях информационного противодействия распространению экстремистской и иных деструктивных идеологий; 7) повышение уровня патриотизма населения Российской Федерации. 36. Основными направлениями государственной политики в сфере противодействия экстремизму являются: 1) в области законодательной деятельности: обеспечение эффективного применения норм законодательства Российской Федерации; проведение мониторинга правоприменительной практики; совершенствование законодательства Российской Федерации в части, касающейся пресечения производства экстремистских материалов и их распространения, в том числе на электронных носителях информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет"; совершенствование механизмов противодействия противоправной и антироссийской деятельности иностранных и международных неправительственных организаций, в том числе признанных нежелательными на территории Российской Федерации; принятие на региональном и муниципальном уровнях программ, предусматривающих формирование системы профилактики проявлений экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных (межэтнических) конфликтов; принятие управленческих решений, разработка проектов нормативных правовых актов и программных документов в сфере противодействия экстремизму с учетом общественно-политического, социально-экономического, национального, культурного, религиозного и регионального факторов; 2) в области правоохранительной деятельности: координация деятельности правоохранительных органов и органов публичной власти в совместной работе с институтами гражданского общества (в том числе социально ориентированными и иными некоммерческими организациями) по выявлению и пресечению экстремистских проявлений, инициирования "цветных революций", реализуемых с использованием общественно-политического, социально-экономического, национального, культурного, религиозного и регионального факторов; организация работы с обращениями граждан и другими информационными материалами в целях противодействия экстремизму; проведение профилактической работы с лицами, подверженными влиянию экстремистской идеологии; реализация принципа неотвратимости и соразмерности наказания за осуществление экстремистской деятельности; повышение эффективности работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению деятельности, связанной с изготовлением, хранением и распространением экстремистских материалов, символики и атрибутики экстремистских организаций; организация профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов и получения ими дополнительного профессионального образования по утвержденным в установленном порядке образовательным программам в области выявления, пресечения, раскрытия, расследования, профилактики, квалификации экстремистских проявлений, а также в области противодействия финансированию экстремистской и террористической деятельности; совершенствование процедуры исследования материалов, предположительно содержащих информацию экстремистского характера; обеспечение общественного порядка и безопасности граждан, а также соблюдения законности при проведении публичных мероприятий совместно с их организаторами и уполномоченными представителями исполнительных органов субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления; выявление и ликвидация источников и каналов финансирования экстремистской и террористической деятельности; выявление организаций и физических лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму, ведение перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведение этих сведений до правоохранительных органов и органов публичной власти; обеспечение взаимодействия субъектов противодействия экстремизму на приграничных территориях и территориях новых субъектов Российской Федерации в целях пресечения проникновения на территорию Российской Федерации членов международных экстремистских и террористических организаций; реализация мер, направленных на профилактику и противодействие распространению в Российской Федерации, в особенности в новых субъектах Российской Федерации, экстремизма, неонацизма и украинского национализма; проведение в государственных судебно-экспертных учреждениях исследований и судебных экспертиз информационных материалов, в том числе распространяемых в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", на предмет выявления в этих материалах признаков экстремизма; осуществление учета лиц, выехавших за пределы Российской Федерации для участия в деятельности экстремистских организаций, а также для прохождения обучения в учебных центрах недружественных государств, в деятельности которых имеются признаки экстремизма; 3) в области государственной национальной политики: проведение мониторинга межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, общественно-политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации в целях предотвращения возникновения или обострения межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов, а также выявления причин и условий для экстремистских проявлений и минимизации последствий таких проявлений, в том числе с использованием государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций; реализация мер правового и информационного характера по недопущению использования этнического и религиозного факторов в избирательном процессе и предвыборных программах; проведение социологических исследований в целях изучения влияния этнического и религиозного факторов на процесс радикализации населения; оценка деятельности субъектов противодействия экстремизму в части, касающейся мер, направленных на профилактику конфликтов на национальной и религиозной почве; своевременное реагирование субъектов противодействия экстремизму и институтов гражданского общества (в том числе социально ориентированных и иных некоммерческих организаций) на возникновение конфликтных ситуаций на национальной и религиозной почве, а также факторов, способствующих возникновению этих ситуаций; предотвращение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной (этнической), языковой, идеологической или религиозной принадлежности; формирование в обществе атмосферы неприятия пропаганды и оправдания экстремистской идеологии, ксенофобии, национальной или религиозной исключительности; предупреждение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды; проведение в отдельных субъектах Российской Федерации мониторинга межнациональных (межэтнических) и территориальных конфликтов, обусловленных историческими и социально-экономическими особенностями соответствующих территорий и приводящих к сепаратистским проявлениям; взаимодействие субъектов противодействия экстремизму с некоммерческими организациями в целях содействия укреплению общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации, сохранения и развития традиционных российских духовно-нравственных ценностей; 4) в области государственной миграционной политики: совершенствование миграционного законодательства, в том числе в части, касающейся повышения требований к кандидатам на приобретение вида на жительство в Российской Федерации и гражданства Российской Федерации; проведение пропагандистских и профилактических мероприятий, направленных на недопущение распространения экстремистской идеологии в местах компактного проживания мигрантов; принятие мер, направленных на прекращение приобретенного гражданства Российской Федерации вследствие совершения преступлений экстремистской направленности и террористического характера; повышение эффективности механизма принятия решений о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации; реализация мер, направленных на недопущение проникновения членов иностранных и международных экстремистских сообществ и террористических организаций на территорию Российской Федерации в миграционных потоках, в том числе применение механизма запрета на въезд иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию; всестороннее освещение мер, принимаемых в сфере реализации государственной миграционной политики Российской Федерации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в целях гармонизации межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, а также в целях снижения уровня ксенофобии; развитие программ социальной и культурной адаптации в Российской Федерации иностранных граждан, испытывающих сложности в адаптации (обусловленные особенностями их культуры и привычного жизненного уклада, а также иными факторами), их интеграции в общество, привлечение работодателей к реализации и финансированию этих программ; обеспечение изучения мигрантами и членами их семей, включая детей, русского языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации; принятие мер, препятствующих возникновению пространственной сегрегации, социальной изоляции отдельных групп граждан, а также совершенствование таких мер уполномоченными органами; профилактика экстремистских проявлений в среде иностранных граждан и лиц без гражданства, направленная на снижение социальной напряженности, оздоровление и гармонизацию межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений; профилактика экстремистских проявлений при внедрении разрабатываемого механизма трудоустройства жителей субъектов Российской Федерации с избытком рабочей силы (регионы-доноры) на территориях субъектов Российской Федерации с недостатком рабочей силы, развитие экономики которых осуществляется за счет привлечения иностранных работников (регионы-реципиенты); 5) в области государственной информационной политики: противодействие пропаганде идей экстремизма в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет"; проведение мониторинга средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", в целях выявления распространения экстремистской идеологии, экстремистских материалов, информационных материалов, содержащих призывы к осуществлению экстремистской деятельности, обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской и террористической деятельности, в том числе под видом гуманитарных, экологических, образовательных, культурных, национальных и религиозных проектов (программ), и принятие соответствующих мер реагирования, включая ограничение доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию; совершенствование порядка формирования, ведения и использования банка данных экстремистских материалов; принятие эффективных мер по недопущению ввоза на территорию Российской Федерации экстремистских материалов, а также их изготовления и распространения внутри страны; использование возможностей средств массовой информации и ресурсов информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", в целях сохранения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия; содействие заключению соглашений, направленных на решение задач в сфере противодействия экстремизму и терроризму, между организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", и профильными государственными и негосударственными организациями, в том числе иностранными; организация и проведение профилактической работы с представителями средств массовой информации и владельцами интернет-ресурсов в целях недопущения нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской и террористической деятельности; подготовка и размещение в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", социальной рекламы, направленной на патриотическое воспитание молодежи; координация мер, направленных на информационное противодействие распространению экстремистской идеологии в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет" (в том числе в социальных сетях), а также проведение на регулярной основе работы по разъяснению сути противоправной деятельности, осуществляемой лидерами экстремистских организаций, с привлечением видных деятелей культуры, науки, лидеров общественного мнения, представителей этнокультурных объединений; информирование граждан о деятельности субъектов противодействия экстремизму; подготовка и распространение информационных материалов о предупреждении, и пресечении экстремистской деятельности, ориентированных на повышение бдительности российских граждан, возникновение у них заинтересованности в противодействии экстремизму; создание и совершенствование специализированных информационных систем в целях мониторинга, выявления и распространения успешной правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму; разработка автоматизированных программных комплексов и программ, позволяющих выявлять противоправный контент в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет"; создание единой базы данных, содержащей сведения из информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", об активности, публикациях экстремистского характера в онлайн-среде, в целях предиктивной аналитики проявлений экстремизма; проведение научных исследований, направленных на разработку технологий искусственного интеллекта и их применение при осуществлении мониторинга средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", в том числе путем проведения потокового анализа данных, деанонимизации участников экстремистской деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет"; внедрение российских технологий для обеспечения целостности, конфиденциальности и доступности передаваемой информации и процессов ее обработки, а также аутентификации этой информации; повышение оперативности взаимодействия органов государственной власти при осуществлении деятельности по пресечению распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", экстремистских материалов, информационных материалов, содержащих призывы к осуществлению экстремистской деятельности, обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской и террористической деятельности; проведение отбора заявок заинтересованных организаций на субсидирование производства (выпуска), распространения и тиражирования социально значимых проектов (в том числе книг, кино- и видеофильмов), направленных на профилактику экстремизма, гармонизацию межнациональных отношений, развитие межэтнического взаимопонимания, продвижение идей межнациональной и межконфессиональной толерантности, дискредитацию идеологии насилия, фашизма и неонацизма, национальной и (или) религиозной ненависти и вражды (при наличии таких заявок); освещение в государственных средствах массовой информации тематики противодействия экстремизму в Российской Федерации; содействие созданию в обществе негативных социальных установок в отношении участников экстремистских организаций путем сбора и опубликования информации о последствиях их насильственных действий; объединение усилий институтов гражданского общества (в том числе социально ориентированных и иных некоммерческих организаций), религиозных и научных организаций по созданию агитационно-пропагандистских материалов, направленных на противодействие экстремистской идеологии, с последующим их размещением на различных интернет-ресурсах, а также по организации деятельности, направленной на повышение правовой грамотности пользователей информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет"; 6) в области образования и государственной молодежной политики: включение в региональные и муниципальные программы по развитию образования и воспитанию несовершеннолетних мероприятий, направленных на формирование у подрастающего поколения уважительного отношения ко всем национальностям, этносам и традиционным религиям; организация досуга детей, подростков, молодежи и семейного досуга, обеспечение доступности для населения объектов культуры, спорта и отдыха, создание условий для реализации творческого и спортивного потенциала, культурного развития граждан всех возрастов; проведение в образовательных организациях занятий, направленных на воспитание патриотизма, культуры мирного поведения, межнациональной (межэтнической) и межконфессиональной дружбы, а также занятий по обучению навыкам бесконфликтного общения, умению отстаивать собственное мнение, противодействовать социально опасному поведению (в том числе вовлечению в экстремистскую деятельность) всеми законными способами; издание учебно-методических материалов, направленных в том числе на воспитание культуры межнационального (межэтнического) и межконфессионального общения, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, на формирование у детей и молодежи на всех этапах образовательного процесса общероссийской гражданской идентичности; повышение уровня осведомленности руководителей и педагогических работников образовательных организаций в сфере противодействия экстремизму; проведение мониторинга и социологических исследований социальной обстановки в образовательных организациях, а также изучение молодежных субкультур в целях своевременного выявления и недопущения распространения экстремистской идеологии; повышение престижности образования в российских религиозных образовательных организациях, а также применение мер государственной поддержки системы общественного контроля за выездом российских граждан для обучения в иностранных религиозных образовательных организациях; усиление роли координационных органов при федеральных органах исполнительной власти и исполнительных органах субъектов Российской Федерации в деятельности, направленной на воспитание патриотизма и формирование общероссийской гражданской идентичности у молодежи; взаимодействие субъектов противодействия экстремизму с молодежными общественными объединениями, спортивными федерациями и клубами, организациями спортивных болельщиков, отдельными представителями молодежи и молодежными группами в целях профилактики экстремистских проявлений в молодежной и спортивной среде; совершенствование мер, направленных на профилактику экстремистских проявлений в образовательных организациях; проведение мероприятий по своевременному выявлению и пресечению фактов радикализации несовершеннолетних; организация деятельности педагогов-психологов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций по выявлению возможных признаков неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, в том числе из социально уязвимых слоев населения и попавших в трудные жизненные ситуации, и дальнейшему психолого-педагогическому сопровождению выявленной категории несовершеннолетних; проведение в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования обучающих профилактических семинаров и информационных мероприятий, посвященных противодействию методам вербовки в радикальные религиозные группы и информированию о последствиях участия в экстремистской и террористической деятельности; разработка и реализация в образовательных организациях индивидуальных программ социально-педагогического сопровождения обучающихся из группы риска (в том числе с выявленными признаками неблагополучия в психическом и личностном развитии), проведение профилактических мероприятий с обучающимися, подверженными влиянию экстремистской идеологии, и членами их семей, привлечение к указанной работе представителей религиозных, общественных и спортивных организаций; организация временной занятости подростков в свободное от учебы время, в том числе связанной с благоустройством воинских захоронений, мемориалов, памятников и обелисков воинской славы; с оказанием социальной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, в Сирийской Арабской Республике, специальной военной операции и других военных конфликтов, семьям погибших воинов; с осуществлением шефства над лицами, нуждающимися в медицинской и (или) социальной реабилитации, паллиативной медицинской помощи; проведение в образовательных организациях мониторинга информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", используемых в образовательных целях, для пресечения распространения экстремистской идеологии и выявления экстремистских материалов, в том числе содержащих оправдание экстремистской и террористической деятельности и призывы к подготовке и совершению террористических актов; организация и проведение в образовательных организациях, молодежных организациях информационно-пропагандистских мероприятий по разъяснению истинных целей экстремистских и террористических организаций, а также методов осуществляемой ими вербовки; усиление контроля за деятельностью спортивных школ и клубов спортивных единоборств, осуществление учета обучающихся (занимающихся) в этих школах и клубах, проведение проверок соблюдения отраслевого законодательства; введение в образовательную деятельность в целях патриотического воспитания подростков и молодежи единого курса истории России, объективно освещающего и оценивающего наиболее значимые события, связанные со становлением и развитием нашей страны как государства, а также раскрывающего внешние и внутренние угрозы существованию России в разные исторические периоды; проведение мероприятий, направленных на недопущение вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность путем воспитания в молодых людях гражданственности, патриотизма и нравственности, приобщение молодежи к занятиям творчеством, спортом, повышение роли семьи в предупреждении радикализации молодого поколения; включение в программы по противодействию экстремистской деятельности мероприятий для сотрудников средств массовой информации и студентов, обучающихся по образовательным программам социально-гуманитарной направленности; проведение межрегиональных конкурсов для научных сотрудников, педагогов и коллективов авторов на лучшие учебник, учебное пособие, научную статью по тематике противодействия экстремистской деятельности; поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, реализующих проекты, направленные на социальную адаптацию лиц, подверженных влиянию экстремистской идеологии и идеологии насилия; научное обеспечение противодействия экстремизму, разработка теоретических и методологических основ противодействия экстремизму, создание рекомендаций для решения практических задач по конкретным направлениям деятельности в сфере противодействия экстремизму; обучение руководителей и педагогических работников образовательных организаций навыкам реагирования на деструктивное поведение подростков, организация целенаправленной работы учителей и психологов по формированию здорового психологического климата в учебном коллективе с обеспечением достаточного уровня социализации всех обучающихся; проведение официальных физкультурных мероприятий для молодежи; организация подготовительных лагерей школьного актива, студенческих лагерей с участием представителей отрядов охраны правопорядка; проведение научно-прикладных исследований для обеспечения принятия взвешенных правовых, организационных и управленческих решений в области противодействия экстремизму на разных уровнях; препятствование проникновению в образовательные организации радикально настроенных лиц, распространяющих экстремистскую идеологию либо способствующих ее распространению; проведение научных исследований, направленных на установление исторических фактов и социальных закономерностей возникновения и развития радикальных (в том числе экстремистских) течений, описание в научных целях процессов распространения и пропаганды экстремистских и иных деструктивных взглядов и идей, в том числе для подготовки научно обоснованных рекомендаций по их профилактике и противодействию им; 7) в области государственной культурной политики: создание в Российской Федерации благоприятных условий для межконфессионального и внутриконфессионального взаимодействия верующих и священнослужителей в целях обеспечения гражданского мира и согласия; содействие активному распространению идеи исторического единства народов Российской Федерации; размещение и реализация государственного заказа на создание произведений литературы и искусства, направленных на профилактику экстремистских проявлений; укрепление единого культурного пространства Российской Федерации при сохранении культурной самобытности ее народов; привлечение институтов гражданского общества (в том числе социально ориентированных и иных некоммерческих организаций) к участию в деятельности по недопущению (минимизации) экстремистских проявлений путем поддержки, в том числе в рамках реализуемых грантовых программ, творческих проектов, направленных на укрепление общероссийской гражданской идентичности; государственная поддержка проведения культурнопросветительских мероприятий, создания художественных произведений, в том числе кинопродукции, в целях недопущения вовлечения граждан в противоправную деятельность деструктивных организаций; противодействие пропаганде идей фашизма и неонацизма путем распространения информационных материалов, раскрывающих их преступную сущность и рассказывающих в том числе о деятельности украинских радикальных структур; принятие мер, направленных на гармоничную социокультурную интеграцию в российское общество населения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также переселенцев с этих территорий, убывших для постоянного проживания в другие субъекты Российской Федерации, в целях предотвращения ухудшения общественно-политической обстановки; распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию; содействие сохранению исторического наследия и национальной самобытности, дальнейшему развитию традиций взаимодействия народов России, формированию в обществе атмосферы уважения к российским и мировым культурным ценностям; обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использования русского языка как государственного; укрепление и совершенствование общеобразовательной школы как инструмента сохранения традиционных российских духовнонравственных ценностей, развития культуры, истории и языков всех народов России, воспитания уважения к мировым культурным ценностям; признание взаимосвязи этнокультурных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности; размещение и реализация государственного заказа на создание произведений литературы и искусства, направленных на популяризацию воинских подвигов, патриотизма, культуры мирного поведения, межнациональной (межэтнической) и межконфессиональной дружбы, общероссийской гражданской идентичности, гражданской ответственности, чувства гордости за Родину, а также идеи исторического единства народов России; 8) в области международного сотрудничества: организация взаимодействия по вопросам противодействия экстремизму и терроризму в рамках Организации Объединенных Наций (ООН), межгосударственного объединения БРИКС, Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации Договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и других межгосударственных объединений и международных организаций, перспективных для международного сотрудничества при активном участии России; развитие эффективного международного сотрудничества в сфере противодействия экстремизму на основе соблюдения международного права и Устава ООН, включая ключевой принцип суверенного равенства государств, укрепление позиций Российской Федерации в профильных международных организациях; укрепление ведущей роли государств и их компетентных органов в противодействии экстремизму, развитие международного сотрудничества в этой сфере; продвижение на международной арене позиций о необходимости борьбы с распространением экстремистской идеологии, включая неонацизм, о недопустимости подстрекательства к терроризму и экстремизму, оправдания или героизации преступных действий, а также иного информационно-пропагандистского и материально-финансового пособничества террористам и экстремистам; недопущение применения двойных стандартов в сфере противодействия экстремизму и использования профильного международного сотрудничества в качестве инструмента достижения политических и геополитических целей, в том числе для навязывания псевдоуниверсальных подходов в этой сфере; продвижение на международных площадках политико-дипломатических и иных мер, направленных на противодействие использованию террористических и экстремистских группировок в качестве геополитического инструмента вмешательства во внутренние дела других государств, подрыва их безопасности; продвижение на международной арене инициатив, направленных на борьбу с возрождением нацизма, неонацизмом и их героизацией, а также с применением рядом государств неонацистских подходов во внешней и внутренней политике; противодействие иностранному вмешательству во внутренние дела Российской Федерации, в том числе направленному на дестабилизацию общественно-политической обстановки, провоцирование радикализации населения и роста экстремистских и террористических проявлений; продвижение в двустороннем и многостороннем форматах российских инициатив по вопросам борьбы с распространением экстремистской идеологии и противодействия экстремистской деятельности, осуществляемой с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", и других современных информационно-коммуникационных технологий; развитие международного, межкультурного и межконфессионального взаимодействия как эффективного средства противодействия распространению экстремистской идеологии; совершенствование взаимодействия федеральных органов государственной власти с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия экстремизму; участие в обмене передовым опытом в сфере противодействия экстремизму; подготовка и подписание с заинтересованными иностранными государствами международных актов, направленных на решение задач в сфере противодействия экстремизму; принятие компетентными органами государств - членов ШОС мер по совершенствованию механизмов практической реализации Конвенции Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму от 9 июня 2017 г.; совершенствование межведомственного приграничного сотрудничества с дружественными государствами; мониторинг и анализ международного опыта противодействия экстремизму, а также международных научных исследований и экспертных разработок в этой сфере; совершенствование взаимодействия с государствами участниками СНГ по вопросам противодействия угрозе использования информационно-коммуникационных технологий в экстремистских целях; принятие мер, направленных на корректировку образовательных программ, реализуемых образовательными организациями, расположенными в государствах Южного Кавказа и Центрально-Азиатского региона, в части, касающейся препятствования распространению русофобии, экстремизма, терроризма и национализма; 9) в области обеспечения участия институтов гражданского общества (в том числе социально ориентированных и иных некоммерческих организаций) в реализации государственной политики в сфере противодействия экстремизму: государственная поддержка институтов гражданского общества (в том числе социально ориентированных и иных некоммерческих организаций), деятельность которых направлена на профилактику экстремистских проявлений, и использование их потенциала в целях патриотического воспитания граждан, обеспечения единства многонационального народа Российской Федерации, формирования в обществе атмосферы нетерпимости к экстремистской деятельности, неприятия экстремистской идеологии и применения насилия для достижения политических, идеологических, религиозных и иных целей; привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к реализации проектов, направленных на укрепление межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранение исторической памяти, патриотическое воспитание молодежи, профилактику социально опасного поведения граждан; участие общественных палат, общественных советов и иных консультативных органов, созданных при государственных органах и органах местного самоуправления, в деятельности, направленной на гармонизацию межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений; создание благоприятных условий для взаимодействия институтов гражданского общества (в том числе социально ориентированных и иных некоммерческих организаций) со средствами массовой информации, лидерами общественного мнения и представителями академических кругов, оказание им содействия в широком и объективном освещении деятельности субъектов противодействия экстремизму в целях усиления пропагандистской деятельности по противодействию экстремизму и контрпропагандистской работы; поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на реализацию проектов по социальной адаптации лиц, подверженных влиянию экстремистской идеологии, по формированию в обществе атмосферы межнационального мира и межконфессионального согласия, неприятия идеологии насилия; содействие развитию конструктивно настроенных общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере защиты прав граждан. IV. Инструменты и механизмы реализации настоящей Стратегии 37. Инструментами реализации настоящей Стратегии являются: 1) нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму; 2) документы стратегического планирования, разработанные на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; 3) государственные программы в сфере противодействия экстремизму; 4) научные исследования в сфере противодействия экстремизму; 5) образовательные программы, включающие в себя материалы по вопросам противодействия экстремизму; 6) социальные проекты в сфере противодействия экстремизму. 38. Правительство Российской Федерации разрабатывает и утверждает план мероприятий по реализации настоящей Стратегии. 39. Реализацию настоящей Стратегии осуществляют субъекты противодействия экстремизму в соответствии с их компетенцией. 40. Механизмами реализации настоящей Стратегии являются: 1) формирование и исполнение расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусматривающих ресурсное обеспечение мероприятий по противодействию экстремизму; 2) подбор, расстановка, воспитание кадров, способных обеспечить выполнение мероприятий по противодействию экстремизму, в органах публичной власти; 3) обеспечение принятия законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, направленных на противодействие экстремизму; 4) обеспечение неотвратимости уголовного наказания и административной ответственности за совершение преступлений и административных правонарушений экстремистской направленности; 5) оказание содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении принимаемых мер в сфере противодействия экстремизму; 6) контроль за исполнением норм законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму и выполнением мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по реализации настоящей Стратегии, а также планами и программами по противодействию экстремизму, утверждаемыми субъектами противодействия экстремизму; 7) активное вовлечение в деятельность по противодействию экстремизму институтов гражданского общества (в том числе общественных объединений, социально ориентированных и иных некоммерческих организаций); 8) патриотическое воспитание населения, содействие формированию у граждан активной позиции по противодействию экстремизму; 9) реализация мер, направленных на противодействие любым проявлениям реваншизма, попыткам фальсификации истории в целях нагнетания конфронтации государств в мировой политике. 41. Координацию деятельности субъектов противодействия экстремизму, направленной на реализацию настоящей Стратегии, осуществляет Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму в Российской Федерации. 42. Эффективность реализации настоящей Стратегии обеспечивается согласованной позицией субъектов противодействия экстремизму при осуществлении политических, правовых, организационных, информационных и иных мер. 43. Информационно-аналитическое сопровождение реализации настоящей Стратегии в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях осуществляется с использованием информационных ресурсов субъектов противодействия экстремизму, государственных научных и образовательных организаций, социально ориентированных некоммерческих организаций и региональных средств массовой информации. V. Основные этапы реализации настоящей Стратегии 44. Реализация настоящей Стратегии осуществляется в три этапа. 45. На первом этапе реализации настоящей Стратегии осуществляется разработка плана мероприятий по реализации настоящей Стратегии, предусматривающего в том числе принятие законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, направленных на противодействие экстремизму, а также корректировку действующих документов стратегического планирования, межведомственных и ведомственных планов мероприятий по противодействию экстремизму. 46. На втором этапе реализации настоящей Стратегии осуществляются: 1) выполнение мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по реализации настоящей Стратегии; 2) проведение мониторинга результатов выполнения плана мероприятий по реализации настоящей Стратегии; 3) прогнозирование возникновения экстремистских угроз и дальнейшего развития общественно-политических и социально-экономических процессов по направлениям деятельности субъектов противодействия экстремизму; 4) обеспечение вовлечения институтов гражданского общества (в том числе социально ориентированных и иных некоммерческих организаций) в деятельность, направленную на противодействие экстремизму. 47. На третьем этапе реализации настоящей Стратегии планируется обобщить достигнутые результаты и при необходимости подготовить предложения по ее корректировке. VI. Основные результаты реализации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года 48. С 2014 года деятельность по противодействию экстремизму строилась на основе разработанной под эгидой Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. В рамках ее реализации проделан значительный объем работы но многим направлениям. 49. Существенно модернизировано законодательство, прежде всего Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". Корректировке подверглись многие нормативные правовые акты в части, касающейся расширения перечня и конкретизации деяний, связанных с экстремизмом; усиления уголовной и административной ответственности за совершение преступлений и административных правонарушений экстремистской направленности, а в некоторых случаях ее смягчения; установления ответственности за финансирование экстремистской деятельности; введения запрета на публичное демонстрирование экстремистской атрибутики или символики; установления ответственности за посягательство на территориальную целостность Российской Федерации, действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания мира и безопасности, распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации и призывы к введению санкций в отношении Российской Федерации. 50. На международной арене значимым событием стало заключение Конвенции Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму от 9 июня 2017 г. 51. Субъектами противодействия экстремизму осуществлялись комплексные оперативно-профилактические мероприятия, направленные на сокращение количества и снижение опасности экстремистских угроз в Российской Федерации, в том числе связанные с проведением специальной военной операции. 52. Принятыми мерами удалось переломить тенденцию к увеличению количества ежегодно регистрируемых преступлений экстремистской направленности. За последние 10 лет правоохранительные органы выявили почти 12 тыс. таких преступлений. К уголовной ответственности привлечено около 9 тыс. лиц. В судебном порядке запрещена деятельность более 70 экстремистских организаций, функционирование свыше 170 иностранных структур признано нежелательным. Более 3 тыс. информационных материалов признаны экстремистскими. 53. Правоохранительными органами реализованы мероприятия по ограничению и пресечению антироссийской деятельности иностранных неправительственных и международных организаций. 54. Пресекалось распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, включая российский сегмент сети "Интернет", экстремистских материалов. 55. Реализован комплекс мероприятий, направленных на недопущение совершения экстремистских актов и иных противоправных деяний мигрантами, в том числе выехавшими с территории Украины. 56. Осуществлялись скоординированные межведомственные мероприятия по ликвидации каналов финансирования экстремистской деятельности со стороны международных организаций и фондов, поддерживающих так называемых перспективных носителей протестного потенциала и реализацию в России сценариев "цветных революций". 57. Особое внимание уделялось выработке конкретных решений в сфере противодействия экстремизму и радикализму, гармонизации межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений с учетом проведения специальной военной операции, присоединения новых субъектов Российской Федерации. 58. Осуществлялась работа по созданию в новых субъектах Российской Федерации профильных совещательных площадок в целях выработки консолидированных мер по противодействию экстремистским угрозам. 59. Осуществлялась практика проведения воспитательных и культурно-просветительских акций, направленных на развитие у детей, подростков и молодежи неприятия идеологии экстремизма, привитие подрастающему поколению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. 60. Принятыми субъектами противодействия экстремизму мерами удалось не допустить эскалации криминогенной обстановки в рассматриваемой сфере государственной деятельности. 61. В настоящее время ситуация с проявлениями экстремизма в Российской Федерации характеризуется следующими статистическими показателями. Ежегодно правоохранительные органы выявляют свыше 1000 преступлений экстремистской направленности. По итогам 2023 года отмечается увеличение в сравнении с 2014 годом на 29,6 процента количества выявленных экстремистских преступлений и на 23,8 процента - количества лиц, их совершивших, что может свидетельствовать как о повышении эффективности деятельности правоохранительных органов в этой сфере, так и о сохранении высокого уровня экстремистских угроз. При этом доля зарегистрированных преступлений экстремистской направленности в общем количестве преступлений, совершенных на протяжении последних трех лет, остается практически неизменной (в 2021 году - 0,05 процента, в 2022 году - 0,07 процента, в 2023 году - 0,06 процента, в течение восьми месяцев 2024 года - 0,09 процента). VII. Ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии 62. Ожидаемыми результатами реализации настоящей Стратегии являются: 1) сокращение количества экстремистских угроз в Российской Федерации; 2) уменьшение доли преступлений насильственного характера в общем количестве преступлений экстремистской направленности; 3) ограничение распространения экстремистских материалов на территории Российской Федерации, в том числе в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет"; 4) повышение уровня взаимодействия субъектов противодействия экстремизму ; 5) активное участие институтов гражданского общества (в том числе социально ориентированных и иных некоммерческих организаций) в профилактике и предупреждении экстремистских проявлений; 6) формирование в обществе, особенно среди молодежи, нетерпимости к экстремистской деятельности, неприятия экстремистской идеологии; 7) повышение уровня защищенности граждан и общества от экстремистских проявлений; 8) снижение уровня ксенофобии в обществе; 9) сокращение финансирования экстремистской деятельности, осуществляемого недружественными государствами; 10) повышение безопасности информационного пространства; 11) защита российского общества от распространения экстремистской идеологии; 12) увеличение скорости реагирования компетентных органов на появление экстремистских материалов в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетях, включая российский сегмент сети "Интернет"; 13) создание теле- и (или) радиопрограмм, направленных на противодействие экстремизму, и их размещение в эфире теле- и радиоканалов, а также в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет"; 14) создание специального информационного пространства для профилактики экстремистских проявлений и противодействия экстремизму; 15) повышение уровня защищенности информационного пространства, институтов гражданского общества (в том числе социально ориентированных и иных некоммерческих организаций) от реваншистской деятельности недружественных государств и (или) общественных групп; 16) снижение уровня протестной активности населения, уменьшение межнациональной (межэтнической) и межконфессиональной напряженности в субъектах Российской Федерации; 17) повышение уровня патриотических настроений в обществе; 18) недопущение увеличения количества каналов финансирования экстремистской деятельности; 19) сохранение исторического наследия и национальной самобытности, дальнейшее развитие традиций взаимодействия народов России; 20) укрепление единства и сплоченности российского общества на основе общероссийской гражданской идентичности; 21) стабилизация социально-экономической обстановки в субъектах Российской Федерации; 22) обеспечение культурного суверенитета Российской Федерации, сохранение единого культурного пространства страны и российской самобытности; 23) повышение уровня интереса к российской истории, недопущение искажения исторических фактов; 24) раскрытие творческих, созидательных способностей граждан в целях недопущения вовлечения их в противоправную деятельность; 25) сокращение количества преступлений и правонарушений экстремистской направленности, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства; 26) сокращение количества выявленных фактов распространения в средствах массовой информации экстремистских материалов, информации, содержащей призывы к осуществлению экстремистской деятельности, обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской и террористической деятельности; 27) нейтрализация деятельности иностранных и международных неправительственных организаций, включенных в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации; 28) повышение оценки населением состояния межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в Российской Федерации. 63. Достижение результатов, указанных в пункте 62 настоящей Стратегии, будет определяться следующими количественными показателями: 1) динамика изменения количества зарегистрированных преступлений экстремистской направленности, а также количества выявленных лиц, совершивших такие преступления, по годам; 2) доля преступлений насильственного характера в общем количестве преступлений экстремистской направленности (в процентах) по годам; 3) количество общественных, религиозных объединений и организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"; 4) количество информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", которые содержат экстремистские материалы, призывы к осуществлению экстремистской деятельности, обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской и террористической деятельности и к которым был ограничен доступ на территории Российской Федерации или с которых такие материалы были удалены; 5) количество профилактических мероприятий, проведенных в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет"; 6) количество выявленных фактов распространения в средствах массовой информации экстремистских материалов, информации, содержащей призывы к осуществлению экстремистской деятельности, обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской и террористической деятельности; 7) количество поддержанных социально значимых проектов в области электронных средств массовой информации, направленных на профилактику экстремизма, гармонизацию межнациональных отношений, развитие межэтнического взаимопонимания, продвижение идей межнациональной и межконфессиональной толерантности; 8) количество единиц контента о противодействии экстремизму в Российской Федерации, размещенного в государственных средствах массовой информации; 9) количество иностранных и международных неправительственных организаций, включенных в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации; 10) количество информационных материалов, внесенных в банк данных экстремистских материалов; 11) количество ликвидированных каналов финансирования экстремистской деятельности, объем конфискованных средств (по годам); 12) снижение уровня активности носителей внешних и внутренних экстремистских угроз, степени их влияния на общественно-политическую и социально-экономическую обстановку в Российской Федерации, в отдельных ее субъектах и населенных пунктах (по годам); 13) количество выявленных конфликтных ситуаций, требующих реагирования, в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений; 14) количество преступлений и правонарушений экстремистской направленности, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства. 64. Перечень количественных показателей достижения результатов реализации настоящей Стратегии может уточняться по итогам мониторинга ее реализации. 65. Реализация настоящей Стратегии должна способствовать защите суверенитета, конституционного строя и территориальной целостности Российской Федерации, поддержанию стабильной общественно-политической обстановки в стране, сокращению случаев проявления ксенофобии и радикализма в обществе, повышению уровня общественной безопасности, укреплению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, развитию духовного и гражданского единства многонационального народа Российской Федерации. VIII. Задачи, функции и порядок взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления и организаций при реализации настоящей Стратегии 66. Реализация настоящей Стратегии обеспечивается согласованными действиями субъектов противодействия экстремизму. 67. Финансовое обеспечение реализации настоящей Стратегии осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств государственных внебюджетных фондов и внебюджетных источников. 68. Согласованные планирование и реализация мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, осуществляются на основе документов стратегического планирования с использованием механизмов координации мероприятий по обеспечению стратегического управления в сфере противодействия экстремизму, реализуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. 69. Мероприятия по реализации настоящей Стратегии учитываются при формировании и корректировке государственных программ Российской Федерации, программ субъектов Российской Федерации по противодействию экстремизму. 70. Федеральные органы исполнительной власти включают в планы своей деятельности мероприятия по реализации настоящей Стратегии. 71. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации вносят в планы реализации документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации изменения в соответствии с настоящей Стратегией. 72. Положения настоящей Стратегии являются основой для разработки и корректировки соответствующих государственных, региональных и ведомственных программ и планов, которые обязательны для выполнения всеми органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Обзор документа
Сформулированы стратегические направления противодействия экстремизму в России.
Утверждена новая Стратегия противодействия экстремизму в России.
Проанализированы состояние и источники угроз экстремизма в современной России. Сформулированы такие понятия, как ксенофобия и русофобия. Пересмотрено содержание терминов "радикализм", "противодействие экстремизму" и "субъекты противодействия экстремизму".
Отдельное внимание уделяется противодействию распространению идей радикального национализма и неонацизма в контексте проведения СВО и включения в состав страны новых регионов.
Важная роль отведена участию институтов гражданского общества, образовательных организаций в противодействии экстремистским проявлениям.
Переработаны целевые показатели. Сформулированы ожидаемые результаты.
Указ вступает в силу со дня подписания. Стратегия противодействия экстремизму до 2025 г. утрачивает силу.
Назад
Утверждена новая Стратегия противодействия экстремизму в России.
Проанализированы состояние и источники угроз экстремизма в современной России. Сформулированы такие понятия, как ксенофобия и русофобия. Пересмотрено содержание терминов "радикализм", "противодействие экстремизму" и "субъекты противодействия экстремизму".
Отдельное внимание уделяется противодействию распространению идей радикального национализма и неонацизма в контексте проведения СВО и включения в состав страны новых регионов.
Важная роль отведена участию институтов гражданского общества, образовательных организаций в противодействии экстремистским проявлениям.
Переработаны целевые показатели. Сформулированы ожидаемые результаты.
Указ вступает в силу со дня подписания. Стратегия противодействия экстремизму до 2025 г. утрачивает силу.