Новости и аналитика Горячие документы Федеральные Федеральный закон от 13 декабря 2024 г. N 452-ФЗ "Об администраторах финансовых и товарных индикаторов"

Обзор документа

13 декабря 2024

gerb

Федеральный закон от 13 декабря 2024 г. N 452-ФЗ "Об администраторах финансовых и товарных индикаторов"

     Принят Государственной Думой 10 декабря 2024 года
     Одобрен Советом Федерации 11 декабря 2024 года

     Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
     1. Настоящий Федеральный закон определяет условия использования
финансовых и товарных индикаторов (далее - индикаторы) и устанавливает
правовые основы осуществления деятельности администраторов индикаторов.
     2. Действие положений настоящего Федерального закона не
распространяется на деятельность по определению, предоставлению
индикаторов, осуществляемую лицами, не имеющими статуса администратора
индикаторов, а также на деятельность по определению, предоставлению
индикаторов на основании методологии, сведения о которой не внесены в
реестр администраторов индикаторов. Использование индикаторов,
определяемых, предоставляемых указанными лицами, осуществляется с учетом
ограничений, предусмотренных статьей 3 настоящего Федерального закона.
     3. Положения настоящего Федерального закона не применяются к
показателям, определяемым органами государственной власти, органами
местного самоуправления, Банком России, иными лицами, в том числе
администраторами индикаторов, в случае, если федеральным законом, иным
нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым
актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа
местного самоуправления, нормативным правовым актом федеральной
территории, нормативным актом Банка России на указанные органы или лица
возложена обязанность определять такие показатели либо в отношении
которых установлен порядок их определения (нормативно определяемые
показатели). Для целей настоящего Федерального закона нормативно
определяемые показатели не являются индикаторами.

     Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном
                 законе
     Для целей настоящего Федерального закона используются следующие
понятия:
     1) индикатор - определяемый на регулярной основе показатель цены
финансовых инструментов и имущественных прав, показатель величины
процентной ставки, показатель величины риска, показатель курса валюты,
значение, рассчитываемое на основании совокупности указанных показателей
(далее - финансовый индикатор), а также показатель цены драгоценных
металлов, вещей (за исключением наличных денег, в том числе иностранной
валюты, документарных ценных бумаг), услуг, связанных с транспортировкой
указанных вещей, значение, рассчитываемое на основании совокупности
указанных показателей (далее - товарный индикатор);
     2) администратор индикаторов - юридическое лицо, которое
осуществляет деятельность по определению, предоставлению индикатора и
сведения о котором внесены Банком России в реестр администраторов
индикаторов;
     3) поставщик информации - лицо, предоставляющее администратору
индикаторов информацию, которая используется для определения индикатора
(далее - исходные данные);
     4) методология определения, предоставления индикатора (далее также -
методология) - документ, который устанавливает правила определения,
предоставления индикатора и который утвержден лицом, осуществляющим
деятельность по определению, предоставлению индикатора;
     5) межведомственная комиссия - комиссия, состоящая из представителей
федеральных органов исполнительной власти, Банка России, принимающая
решение о согласовании или об отказе в согласовании методологии
определения, предоставления товарного индикатора, об изменениях, вносимых
в эту методологию, а также об отзыве ранее принятого решения о
согласовании методологии определения, предоставления товарного
индикатора.

     Статья 3. Условия использования индикаторов
     1. Если иное не предусмотрено федеральным законом, включение
положений, предусматривающих использование индикатора, в нормативные
правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов
исполнительной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, нормативные
правовые акты федеральной территории, нормативные акты Банка России
(далее в настоящей статье - нормативные акты) допускается только при
условии, что сведения об администраторе индикаторов и о методологии
определения, предоставления такого индикатора внесены в реестр
администраторов индикаторов.
     2. Включение положений, предусматривающих использование индикатора,
определяемого, предоставляемого иностранным лицом (далее в настоящей
статье - иностранный индикатор), в нормативные акты допускается:
     1) при условии отсутствия аналогичного индикатора, сведения о
методологии определения, предоставления которого внесены в реестр
администраторов индикаторов;
     2) в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, при
условии проведения межведомственной комиссией оценки методологии
определения, предоставления индикатора и принятия решения
межведомственной комиссии о согласовании методологии в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с
Банком России.
     3. Аналогичными признаются индикаторы, методологией определения,
предоставления которых предусмотрены одновременно аналогичные
(идентичные):
     1) потенциальная область применения, в том числе цель возможного
использования;
     2) предмет расчета индикаторов, включая финансовые инструменты,
имущественные права, драгоценные металлы, вещи (за исключением наличных
денег, в том числе иностранной валюты, документарных ценных бумаг), а
также услуги, связанные с транспортировкой указанных вещей;
     3) показатель цены, показатель величины процентной ставки,
показатель величины риска, показатель курса валюты, значение,
рассчитываемое на основании совокупности указанных показателей, которые
используются для определения индикатора;
     4) периодичность определения.
     4. В случае исключения из реестра администраторов индикаторов
сведений о методологии определения, предоставления индикатора нормативные
акты, в которых содержатся положения, предусматривающие использование
этого индикатора, подлежат приведению в соответствие с требованиями
настоящей статьи в течение трех лет со дня исключения таких сведений из
указанного реестра. В случае включения в реестр администраторов
индикаторов сведений о методологии определения, предоставления
индикатора, аналогичного иностранному индикатору, нормативные акты, в
которых содержатся положения, предусматривающие использование
иностранного индикатора, подлежат приведению в соответствие с
требованиями настоящей статьи в течение трех лет со дня включения таких
сведений в указанный реестр.
     5. Ограничения, предусмотренные настоящей статьей, не применяются к
актам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
     6. Ограничения, предусмотренные настоящей статьей, не исключают
возможность использования индикаторов, определяемых, предоставляемых
лицами, сведения о которых не внесены в реестр администраторов
индикаторов, или администраторами индикаторов на основании методологии,
сведения о которой не внесены в реестр администраторов индикаторов, иным
образом, кроме указанного в части 1 настоящей статьи.

     Статья 4. Приобретение и утрата статуса администратора индикаторов.
                 Ведение реестра администраторов индикаторов
     1. Банк России ведет реестр администраторов индикаторов в порядке,
установленном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка
России.
     2. Банк России устанавливает перечень сведений, содержащихся в
реестре администраторов индикаторов, в том числе сведений, подлежащих
размещению на официальном сайте Банка России в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сроки
размещения указанных сведений.
     3. Юридическое лицо, намеревающееся стать администратором
индикаторов (далее - заявитель), администратор индикаторов вправе
направить в Банк России документы и сведения (информацию), необходимые
для принятия Банком России решений о внесении в реестр администраторов
индикаторов сведений о заявителе, методологии, об изменении методологии.
     4. Перечень документов и сведений (информации), необходимых для
принятия решения о внесении в реестр администраторов индикаторов сведений
о заявителе, методологии, об изменении методологии, требования к таким
документам и (или) их формам, порядок представления таких документов в
Банк России и порядок их рассмотрения Банком России устанавливаются
нормативным актом Банка России.
     5. Банк России проводит проверку соответствия заявителя,
методологии, изменений, вносимых в методологию, требованиям настоящего
Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых
актов Правительства Российской Федерации, нормативных актов Банка России
и при необходимости запрашивает документы, подтверждающие соблюдение
указанных требований.
     6. По результатам проведения проверки представленных документов и
сведений (информации) Банк России в порядке и сроки, которые установлены
нормативным актом Банка России, принимает решения:
     1) о внесении в реестр администраторов индикаторов сведений о
заявителе, методологии определения, предоставления финансового
индикатора, об изменении методологии определения, предоставления
финансового индикатора;
     2) об отказе во внесении в реестр администраторов индикаторов
сведений о заявителе, методологии, об изменении методологии (по
основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 5 и 7 части 12 настоящей
статьи).
     7. В отношении методологии определения, предоставления товарного
индикатора, изменений, вносимых в эту методологию, Банк России направляет
документы, которые указаны в частях 4 и 5 настоящей статьи, в
межведомственную комиссию для оценки этой методологии, проводимой в
порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации
по согласованию с Банком России, а также уведомляет об этом заявителя,
администратора индикаторов не позднее одного рабочего дня, следующего за
днем направления документов в межведомственную комиссию.
     8. По результатам проведения межведомственной комиссией оценки на
основании решения межведомственной комиссии о согласовании (об отказе в
согласовании) методологии определения, предоставления товарного
индикатора, изменений, вносимых в эту методологию, Банк России не позднее
трех рабочих дней со дня поступления в Банк России данного решения
принимает соответствующее данному решению межведомственной комиссии
решение о внесении (об отказе во внесении) в реестр администраторов
индикаторов сведений о заявителе, методологии, об изменении методологии.
     9. Банк России не позднее одного рабочего дня, следующего за днем
принятия решения о внесении в реестр администраторов индикаторов сведений
о заявителе, методологии, об изменении методологии, вносит в реестр
администраторов индикаторов сведения о заявителе, об осуществлении им
деятельности администратора индикаторов, о методологии, об изменении
методологии и размещает указанные сведения, а также методологию, включая
изменения, вносимые в эту методологию, на официальном сайте Банка России
в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
     10. Со дня внесения Банком России сведений о заявителе, об
осуществлении заявителем деятельности администратора индикаторов, о
методологии в реестр администраторов индикаторов он приобретает статус
администратора индикаторов.
     11. Банк России направляет уведомление заявителю, администратору
индикаторов о принятом решении о внесении (об отказе во внесении) в
реестр администраторов индикаторов сведений о заявителе, методологии не
позднее трех рабочих дней со дня его принятия. Банк России направляет
уведомление администратору индикаторов о принятом решении о внесении (об
отказе во внесении) в реестр администраторов индикаторов сведений об
изменении методологии не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
     12. Основаниями для принятия решения об отказе во внесении сведений
о заявителе, методологии, об изменении методологии в реестр
администраторов индикаторов являются:
     1) несоответствие заявителя требованиям настоящего Федерального
закона, нормативных актов Банка России, предъявляемым к администратору
индикаторов;
     2) несоответствие акционера (участника) заявителя, владеющего более
10 процентами акций (долей) заявителя, и (или) акционера (участника)
заявителя, владеющего 10 и менее процентами акций (долей) заявителя и
входящего в состав группы лиц, определяемой в соответствии с Федеральным
законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее -
группа лиц), владеющей более 10 процентами акций (долей) заявителя, и
(или) лица, осуществляющего контроль в отношении таких акционеров
(участников) заявителя, требованиям, указанным в части 1 статьи 6
настоящего Федерального закона, и (или) лиц, осуществляющих функции
единоличного исполнительного органа указанных юридических лиц,
требованиям к деловой репутации, установленным частью 1 статьи 7
настоящего Федерального закона (за исключением случая, если заявитель
является кредитной организацией, некредитной финансовой организацией
(далее при совместном упоминании - финансовая организация), лицом,
оказывающим профессиональные услуги на финансовом рынке);
     3) несоответствие лица, осуществляющего функции единоличного
исполнительного органа заявителя, главного бухгалтера заявителя, иного
лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета заявителя,
контролера (руководителя службы внутреннего контроля) заявителя
квалификационным требованиям, установленным нормативным актом Банка
России, и (или) требованиям к деловой репутации, установленным частью 1
статьи 7 настоящего Федерального закона (за исключением заявителя,
являющегося финансовой организацией, лицом, оказывающим профессиональные
услуги на финансовом рынке);
     4) несоответствие документов, представленных в Банк России
заявителем, администратором индикаторов, в том числе методологии,
требованиям настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с
ним нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации,
нормативных актов Банка России или несоответствие сведений, содержащихся
в методологии, указанной в ней потенциальной области применения
индикатора, включая цели возможного использования;
     5) представление документов, содержащих недостоверную информацию;
     6) наличие принятого в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации по согласованию с Банком России, решения
межведомственной комиссии об отказе в согласовании методологии
определения, предоставления товарного индикатора, изменений, вносимых в
эту методологию;
     7) наличие у заявителя, являющегося финансовой организацией, лицом,
оказывающим профессиональные услуги на финансовом рынке, неисполненного
предписания с требованием о замене должностного лица, осуществляющего
функции лица, указанного в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего
Федерального закона, направленного Банком России в соответствии с
федеральным законом, регулирующим деятельность соответствующей финансовой
организации, соответствующего лица, оказывающего профессиональные услуги
на финансовом рынке.
     13. Решение Банка России об отказе во внесении сведений о заявителе,
методологии, об изменении методологии в реестр администраторов
индикаторов должно содержать основания для принятия такого решения.
     14. Банк России в порядке и сроки, которые установлены нормативным
актом Банка России, принимает решение об исключении сведений об
осуществлении юридическим лицом деятельности администратора индикаторов
из реестра администраторов индикаторов:
     1) на основании заявления администратора индикаторов;
     2) в случае прекращения администратором индикаторов своей
деятельности в качестве юридического лица в связи с ликвидацией,
реорганизацией (за исключением реорганизации в форме преобразования) или
исключением юридического лица из единого государственного реестра
юридических лиц по решению регистрирующего органа;
     3) в случае отзыва (аннулирования) у администратора индикаторов,
являющегося финансовой организацией, лицензии на осуществление
деятельности (операций), соответствующей виду деятельности финансовой
организации, за нарушение федеральных законов, нормативных актов Банка
России либо исключения некредитной финансовой организации, лица,
оказывающего профессиональные услуги на финансовом рынке, из
соответствующего реестра Банка России за нарушение законодательства
Российской Федерации;
     4) в случае исключения из реестра администраторов индикаторов
сведений обо всех методологиях администратора индикаторов.
     15. Банк России в порядке и сроки, которые установлены нормативным
актом Банка России, принимает решение об исключении сведений о
методологии из реестра администраторов индикаторов:
     1) на основании заявления администратора индикаторов;
     2) в случае принятия в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации по согласованию с Банком России, решения
межведомственной комиссии об отзыве ранее принятого решения о
согласовании методологии определения, предоставления товарного
индикатора.
     16. Банк России в порядке и сроки, которые установлены нормативным
актом Банка России, вправе принять решение об исключении сведений об
осуществлении юридическим лицом деятельности администратора индикаторов,
сведений о методологии из реестра администраторов индикаторов в случае
неоднократного в течение одного года неисполнения администратором
индикаторов в установленный Банком России срок предписания Банка России,
в том числе предписания, направленного в соответствии с частью 4 статьи 7
настоящего Федерального закона.
     17. Решение об исключении сведений об осуществлении юридическим
лицом деятельности администратора индикаторов, сведений о методологии из
реестра администраторов индикаторов по основаниям, предусмотренным
пунктом 1 части 14, пунктом 1 части 15 настоящей статьи, принимается
Банком России в течение шести месяцев со дня поступления в Банк России
заявления администратора индикаторов.
     18. Решение Банка России об исключении сведений об осуществлении
юридическим лицом деятельности администратора индикаторов, сведений о
методологии из реестра администраторов индикаторов должно содержать
основания для его принятия и день исключения сведений об осуществлении
юридическим лицом деятельности администратора индикаторов, являющийся
днем утраты статуса администратора индикаторов, день исключения сведений
о методологии из реестра администраторов индикаторов. Банк России
размещает информацию о решении, предусмотренном настоящей частью, на
официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет" не позднее указанного в таком решении дня.
     19. Банк России исключает сведения об осуществлении юридическим
лицом деятельности администратора индикаторов, сведения о методологии из
реестра администраторов индикаторов не позднее одного рабочего дня,
следующего за днем, указанным в решении Банка России, предусмотренном
частью 18 настоящей статьи.
     20. Лица, сведения об осуществлении которыми деятельности
администратора индикаторов были исключены из реестра администраторов
индикаторов, вправе осуществлять деятельность по определению,
предоставлению индикаторов в соответствии с частью 2 статьи 1 настоящего
Федерального закона.
     21. Банк России в установленном нормативным актом Банка России
порядке уведомляет администратора индикаторов о принятых в соответствии с
положениями частей 14 - 16 настоящей статьи решениях не позднее дня,
указанного в таких решениях Банка России.
     Статья 5. Требования к деятельности администратора индикаторов
     1. Администратором индикаторов может являться только хозяйственное
общество, созданное в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
     2. Администратор индикаторов должен иметь собственные средства в
размере не менее пяти миллионов рублей. Методика определения величины
собственных средств администратора индикаторов устанавливается
нормативным актом Банка России.
     3. Функции единоличного исполнительного органа администратора
индикаторов не могут быть переданы юридическому лицу (управляющей
организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).
Предоставление полномочий единоличного исполнительного органа
администратора индикаторов нескольким лицам, действующим совместно, либо
образование в администраторе индикаторов нескольких единоличных
исполнительных органов не допускается.
     4. Администратор индикаторов обязан определять индикатор, сведения о
методологии определения, предоставления которого внесены в реестр
администраторов индикаторов.

     Статья 6. Требования к акционерам (участникам) администратора
                 индикаторов
     1. Акционером (участником) администратора индикаторов, владеющим
более 10 процентами акций (долей) администратора индикаторов, акционером
(участником) администратора индикаторов, владеющим 10 и менее процентами
акций (долей) администратора индикаторов и входящим в состав группы лиц,
владеющей более 10 процентами акций (долей) администратора индикаторов
(далее при совместном упоминании - акционер (участник) администратора
индикаторов), лицом, осуществляющим контроль в отношении акционера
(участника) администратора индикаторов, не может являться:
     1) юридическое лицо, зарегистрированное в государствах или на
территориях, перечень которых установлен нормативным актом Банка России;
     2) юридическое лицо, у которого за нарушение законодательства
Российской Федерации была аннулирована (отозвана) лицензия на
осуществление деятельности на финансовом рынке, либо юридическое лицо,
сведения о котором были исключены из реестров некредитных финансовых
организаций, реестров лиц, оказывающих профессиональные услуги на
финансовом рынке, реестров субъектов национальной платежной системы за
нарушение законодательства Российской Федерации;
     3) лицо, не соответствующее требованиям к деловой репутации,
установленным частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона;
     4) юридическое лицо в случае, если лицо, осуществляющее функции
единоличного исполнительного органа такого юридического лица, не
соответствует требованиям к деловой репутации, установленным частью 1
статьи 7 настоящего Федерального закона.
     2. В целях настоящей статьи контроль и значительное влияние
определяются в соответствии с Международными стандартами финансовой
отчетности, признанными на территории Российской Федерации.
     3. Акционер (участник) администратора индикаторов, лицо,
осуществляющее контроль в отношении акционера (участника) администратора
индикаторов, должны соответствовать требованиям, указанным в части 1
настоящей статьи, на протяжении всего периода владения акциями (долями)
администратора индикаторов и (или) осуществления контроля в отношении
акционера (участника) администратора индикаторов.
     4. Администратор индикаторов обязан соблюдать порядок представления
в Банк России информации о структуре и составе своих акционеров
(участников), в том числе о лицах, под контролем либо значительным
влиянием которых он находится. Порядок и сроки представления указанной
информации, ее форма устанавливаются Банком России.
     5. В случае выявления Банком России факта несоответствия акционера
(участника) администратора индикаторов, и (или) лица, осуществляющего
контроль в отношении такого акционера (участника) администратора
индикаторов, и (или) лица, осуществляющего функции единоличного
исполнительного органа указанных юридических лиц, требованиям,
предусмотренным частью 1 настоящей статьи, Банк России в установленном им
порядке в тридцатидневный срок со дня выявления данного факта направляет
акционеру (участнику) администратора индикаторов и (или) лицу,
осуществляющему контроль в отношении такого акционера (участника)
администратора индикаторов, предписание с требованием об устранении
нарушений или уменьшении участия лица в уставном капитале администратора
индикаторов до размера, не превышающего 10 процентов акций (долей)
администратора индикаторов, либо предписание с требованием об устранении
нарушений или осуществлении акционером (участником) администратора
индикаторов, владеющим 10 и менее процентами акций (долей) администратора
индикаторов и входящим в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами
акций (долей) администратора индикаторов (иным лицом, входящим в состав
данной группы лиц), действий, направленных на прекращение оснований, по
которым такое лицо входит в состав данной группы лиц, или уменьшении
долей участия лиц, входящих в состав данной группы лиц, в уставном
капитале администратора индикаторов до размера, при котором их общая доля
участия в уставном капитале администратора индикаторов не будет превышать
10 процентов акций (долей) администратора индикаторов, либо предписание с
требованием об устранении нарушений или о совершении лицом,
осуществляющим контроль в отношении акционера (участника) администратора
индикаторов, действий, направленных на прекращение контроля в отношении
акционера (участника) администратора индикаторов, или уменьшении долей
участия лиц, входящих в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами
акций (долей) администратора индикаторов, в уставном капитале
администратора индикаторов до размера, при котором их общая доля участия
в уставном капитале администратора индикаторов не будет превышать 10
процентов акций (долей) администратора индикаторов.
     6. Копии предписания, указанного в части 5 настоящей статьи, в
установленном Банком России порядке направляются администратору
индикаторов, а также иным лицам, перечень которых определяется Банком
России. Администратор индикаторов не позднее дня, следующего за днем
получения копии предписания, указанного в части 5 настоящей статьи,
обязан довести до сведения своих акционеров (участников) информацию о
получении указанной копии предписания в порядке, установленном Банком
России.
     7. Со дня, следующего за днем получения администратором индикаторов
копии предписания, указанного в части 5 настоящей статьи, и до дня
получения администратором индикаторов копии акта Банка России об отмене
предписания акционер (участник) администратора индикаторов имеет право
голоса по акциям (долям) администратора индикаторов в количестве, не
превышающем 10 процентов акций (долей), составляющих уставный капитал
администратора индикаторов (в том числе в составе группы лиц).
     8. Указанные в части 5 настоящей статьи лица обязаны исполнить
предписание, указанное в части 5 настоящей статьи, в установленный им
срок и не позднее пяти дней со дня исполнения предписания уведомить об
этом администратора индикаторов и Банк России в порядке, установленном
Банком России. Перечень прилагаемых к уведомлению документов, их формы и
(или) требования, которым должны соответствовать такие документы,
устанавливаются Банком России.
     9. Предписание, указанное в части 5 настоящей статьи, подлежит
отмене Банком России в случае выполнения указанных в нем требований. Акт
Банка России об отмене предписания, указанного в части 5 настоящей
статьи, в установленном Банком России порядке направляется лицам,
получившим это предписание. Копии акта Банка России об отмене
предписания, указанного в части 5 настоящей статьи, в установленном
Банком России порядке направляются лицам, получившим копии этого
предписания. Администратор индикаторов не позднее дня, следующего за днем
получения копии акта Банка России об отмене предписания, обязан довести
до сведения своих акционеров (участников) информацию о ее получении в
порядке, установленном Банком России. Форма предписания, указанного в
части 5 настоящей статьи, и форма акта Банка России об отмене предписания
устанавливаются Банком России.
     10. Акционер (участник) администратора индикаторов, лицо,
осуществляющее контроль в отношении акционера (участника) администратора
индикаторов, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного
органа указанных лиц, вправе обжаловать решения Банка России о признании
их не соответствующими требованиям к деловой репутации, установленным
частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в комиссию по
рассмотрению жалоб Банка России (далее - комиссия) в соответствии со
статьей 60.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
     11. В течение пяти рабочих дней со дня принятия комиссией решения об
удовлетворении жалобы на решения, указанные в части 10 настоящей статьи,
Банк России принимает решение об отмене предписания, указанного в части 5
настоящей статьи, если указанное предписание основано исключительно на
признании лица не соответствующим требованиям к деловой репутации,
установленным частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона. О
принятом в соответствии с настоящей частью решении Банк России не позднее
одного рабочего дня, следующего за днем его принятия, направляет
сообщение в письменной форме этому лицу и администратору индикаторов.
     12. Акционер (участник) администратора индикаторов, лицо,
осуществляющее контроль в отношении акционера (участника) администратора
индикаторов, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного
органа указанных лиц, вправе обжаловать решение Банка России о признании
их не соответствующими требованиям к деловой репутации, установленным
частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, и последующие связанные
с таким признанием предписания и решения Банка России в судебном порядке
только после обжалования решения Банка России о признании лица не
соответствующим требованиям к деловой репутации, установленным частью 1
статьи 7 настоящего Федерального закона, в соответствии со статьей 60.1
Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)".
     13. Действие положений, предусмотренных настоящей статьей, не
распространяется на администратора индикаторов, являющегося финансовой
организацией, иным лицом, оказывающим профессиональные услуги на
финансовом рынке, акционеров (участников) такого администратора
индикаторов, лиц, осуществляющих контроль в отношении акционеров
(участников) такого администратора индикаторов, и их единоличные
исполнительные органы.
     Статья 7. Требования к органам управления администратора индикаторов
                 и его должностным лицам
     1. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа,
главного бухгалтера, иного лица, ответственного за ведение бухгалтерского
учета, контролера (руководителя службы внутреннего контроля)
администратора индикаторов, при назначении (избрании) на должность, а
также в течение всего периода осуществления функций по указанным
должностям, включая временное исполнение обязанностей, должно
соответствовать квалификационным требованиям, установленным нормативным
актом Банка России, и требованиям к деловой репутации, установленным
настоящей частью. Под несоответствием лица требованиям к деловой
репутации понимается:
     1) осуществление лицом функций (независимо от срока, в течение
которого лицо их осуществляло) единоличного исполнительного органа,
главного бухгалтера, контролера (руководителя службы внутреннего
контроля) финансовой организации, лица, оказывающего профессиональные
услуги на финансовом рынке, в течение двенадцати месяцев,
предшествовавших дню отзыва (аннулирования) за нарушение законодательства
Российской Федерации у финансовой организации лицензии на осуществление
операций, соответствующих виду деятельности финансовой организации, либо
дню исключения некредитной финансовой организации, лица, оказывающего
профессиональные услуги на финансовом рынке, из соответствующего реестра
за нарушение законодательства Российской Федерации, если не истек
пятилетний срок со дня отзыва (аннулирования) лицензии на осуществление
операций, соответствующих виду деятельности финансовой организации, либо
со дня исключения некредитной финансовой организации, лица, оказывающего
профессиональные услуги на финансовом рынке, из соответствующего реестра
(за исключением случая, если лицо представило в Банк России
доказательства непричастности к принятию решения или совершению действий
(бездействию), которые привели к отзыву (аннулированию) лицензии либо
исключению из соответствующего реестра);
     2) наличие у лица неснятой или непогашенной судимости за совершение
умышленного преступления;
     3) назначение лицу административного наказания в виде
дисквалификации, если не истек срок, в течение которого лицо считается
подвергнутым указанному административному наказанию;
     4) наличие сведений о лице в предусмотренном Федеральным законом от
7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются
сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму,
либо в составляемых в рамках реализации полномочий, предусмотренных
главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально
созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечнях организаций и
физических лиц, связанных с террористическими организациями и
террористами или с распространением оружия массового уничтожения;
     5) наличие принятого межведомственным координационным органом,
осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма,
решения о замораживании (блокировании) денежных средств или иного
имущества лица в соответствии со статьей 7.4 Федерального закона от 7
августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
     2. Администратор индикаторов в порядке и сроки, которые установлены
нормативным актом Банка России, обязан уведомлять Банк России в
письменной форме о назначении (об избрании) на должность (об освобождении
от должности) лиц, указанных в абзаце первом части 1 настоящей статьи, о
временном исполнении обязанностей (прекращении временного исполнения
обязанностей) по должностям, указанным в абзаце первом части 1 настоящей
статьи, а также об изменении сведений о таких лицах. Порядок и сроки
уведомления Банка России, форма уведомления, перечень прилагаемых к
уведомлению документов, их формы и (или) требования, которым они должны
соответствовать, устанавливаются Банком России.
     3. В случае, если администратором индикаторов в отношении лица,
назначенного (избранного) на должность (в том числе временно исполняющего
обязанности по должности), указанную в абзаце первом части 1 настоящей
статьи, выявлен факт его несоответствия квалификационным требованиям,
установленным нормативным актом Банка России, и (или) требованиям к
деловой репутации, установленным частью 1 настоящей статьи, администратор
индикаторов обязан:
     1) не позднее двух рабочих дней, следующих за днем выявления такого
факта, в письменной форме уведомить об этом Банк России с указанием факта
выявленного несоответствия и приложением документов, подтверждающих
наличие такого факта;
     2) не позднее одного месяца со дня выявления такого факта освободить
указанное лицо от занимаемой должности или прекратить временное
исполнение указанным лицом обязанностей по этой должности;
     3) уведомить Банк России об освобождении указанного лица от
занимаемой должности (о прекращении указанным лицом временного исполнения
обязанностей по этой должности) в соответствии с частью 2 настоящей
статьи.
     4. В случае неисполнения администратором индикаторов обязанностей,
предусмотренных частью 3 настоящей статьи, либо в случае выявления Банком
России факта несоответствия лица, указанного в абзаце первом части 1
настоящей статьи, квалификационным требованиям, установленным нормативным
актом Банка России, и (или) требованиям к деловой репутации,
установленным частью 1 настоящей статьи, Банк России направляет
администратору индикаторов предписание с требованием о замене указанного
лица. Порядок и сроки направления данного предписания, его форма
устанавливаются Банком России.
     5. Оценка соответствия лица, указанного в абзаце первом части 1
настоящей статьи, квалификационным требованиям, установленным нормативным
актом Банка России, и (или) требованиям к деловой репутации,
установленным частью 1 настоящей статьи, лица, указанного в части 1
статьи 6 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным
настоящим Федеральным законом, осуществляется Банком России в
установленном им порядке.
     6. Лицо, указанное в абзаце первом части 1 настоящей статьи, в
случае признания его Банком России не соответствующим квалификационным
требованиям, установленным нормативным актом Банка России, и (или)
требованиям к деловой репутации, установленным частью 1 настоящей статьи,
вправе направить жалобу о признании его не соответствующим
квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации в
комиссию в соответствии со статьей 60.1 Федерального закона от 10 июля
2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)".
     7. В течение пяти рабочих дней со дня принятия комиссией решения об
удовлетворении указанной в части 6 настоящей статьи жалобы Банк России
принимает решение об отмене предписания Банка России о замене лица,
указанного в абзаце первом части 1 настоящей статьи, в случае, если такое
предписание основано исключительно на признании лица не соответствующим
квалификационным требованиям, установленным нормативным актом Банка
России, и (или) требованиям к деловой репутации, установленным частью 1
настоящей статьи. О принятом в соответствии с настоящей частью решении об
отмене предписания Банк России не позднее одного рабочего дня, следующего
за днем его принятия, направляет сообщение в письменной форме лицу, в
отношении которого было направлено предписание о его замене, и
администратору индикаторов.
     8. Лицо, указанное в абзаце первом части 1 настоящей статьи, вправе
обжаловать решение Банка России о признании его не соответствующим
квалификационным требованиям, установленным нормативным актом Банка
России, и (или) требованиям к деловой репутации, установленным частью 1
настоящей статьи, и последующие связанные с таким признанием предписания
и решения Банка России в судебном порядке только после обжалования
решения Банка России о признании лица не соответствующим квалификационным
требованиям, установленным нормативным актом Банка России, и (или)
требованиям к деловой репутации, установленным частью 1 настоящей статьи,
в соответствии со статьей 60.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года
N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
     9. Действие положений, предусмотренных настоящей статьей, не
распространяется на администратора индикаторов, являющегося финансовой
организацией, иным лицом, оказывающим профессиональные услуги на
финансовом рынке, и лиц, осуществляющих функции (в том числе в порядке
временного исполнения должностных обязанностей) единоличного
исполнительного органа, главного бухгалтера, иного лица, ответственного
за ведение бухгалтерского учета, контролера (руководителя службы
внутреннего контроля) такого администратора индикаторов.
     Статья 8. Внутренний контроль
     1. Администратор индикаторов обязан организовать и осуществлять
внутренний контроль с учетом характера и масштаба своей деятельности.
     2. Внутренний контроль администратора индикаторов должен
обеспечивать:
     1) соблюдение требований настоящего Федерального закона, иных
федеральных законов, принятых в соответствии с ними нормативных актов
Банка России, внутренних документов администратора индикаторов;
     2) постоянный мониторинг соблюдения методологии при определении,
предоставлении индикаторов;
     3) своевременное информирование органов управления и должностных лиц
администратора индикаторов о выявленных нарушениях или конфликтах
интересов.
     3. Администратор индикаторов обязан назначить контролера или
сформировать отдельное структурное подразделение (службу внутреннего
контроля).
     4. В случае совмещения деятельности администратора индикаторов с
деятельностью финансовых организаций, иных лиц, оказывающих
профессиональные услуги на финансовом рынке, функции контролера (службы
внутреннего контроля) администратора индикаторов могут совмещаться с
функциями контролера (службы внутреннего контроля) финансовой
организации, иных лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом
рынке.
     5. Банк России вправе устанавливать дополнительные требования к
внутреннему контролю администратора индикаторов.

     Статья 9. Конфликт интересов
     1. Администратор индикаторов при осуществлении своей деятельности
обязан выявлять конфликт интересов и управлять конфликтом интересов, в
том числе путем предотвращения возникновения конфликта интересов и (или)
раскрытия или предоставления информации о конфликте интересов.
     2. В случае, если меры, принятые администратором индикаторов, не
позволяют избежать риска реализации конфликта интересов, администратор
индикаторов обязан раскрыть информацию об общем характере и (или)
источниках конфликта интересов администратора индикаторов при
предоставлении индикатора, а также на официальном сайте администратора
индикаторов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при
раскрытии информации, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 12
настоящего Федерального закона.
     3. Лицо, занимающее должность (осуществляющее функции) единоличного
исполнительного органа, контролера (руководителя службы внутреннего
контроля) администратора индикаторов, не может занимать аналогичную
должность (осуществлять аналогичные функции) в организациях, являющихся
поставщиками информации.
     4. Банк России вправе устанавливать дополнительные требования к
выявлению конфликта интересов и управлению конфликтом интересов
администратора индикаторов, в том числе путем предотвращения
возникновения конфликта интересов и (или) раскрытия или предоставления
информации о конфликте интересов.

     Статья 10. Методология определения, предоставления индикатора
     1. Администратор индикаторов обязан определять, предоставлять
индикатор в соответствии с методологией, сведения о которой внесены в
реестр администраторов индикаторов.
     2. Методология должна предусматривать:
     1) потенциальную область применения индикатора, в том числе цель
возможного использования;
     2) порядок выбора поставщиков информации, требования к ним, а также
перечень принимаемых администратором индикаторов мер в целях контроля за
соответствием поставщиков информации указанным требованиям (при наличии
поставщиков информации);
     3) требования к исходным данным, включая источники данных, в том
числе предоставляемым поставщиками информации, а также перечень
принимаемых администратором индикаторов мер в целях контроля качества
исходных данных;
     4) правила определения индикатора, в том числе в случае
недостаточности исходных данных, включающие в себя формулу или иной метод
расчета индикатора, а также периодичность определения индикатора;
     5) меры, направленные на обеспечение непрерывности деятельности по
определению, предоставлению индикатора;
     6) порядок предоставления индикатора, а также порядок и сроки
(периодичность) раскрытия информации о значении индикатора на официальном
сайте администратора индикаторов в информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет";
     7) основания и порядок прекращения определения, предоставления
индикатора;
     8) случаи и порядок пересмотра значений индикатора при выявлении
после предоставления индикатора отклонения от методологии при определении
индикатора или иных обстоятельств, оказавших влияние на значение
индикатора.
     3. Правила определения индикатора должны учитывать:
     1) достаточность или недостаточность исходных данных для составления
представительной (репрезентативной) выборки, по которой определяется
индикатор;
     2) размер и ликвидность соответствующего рынка, в том числе объем
сделок, котировок, заявок или иных предложений заключать договоры
(совершать сделки), распределение объема сделок, котировок, заявок или
иных предложений заключать договоры (совершать сделки) среди участников
соответствующего рынка;
     3) случаи и пределы, в которых применяется экспертное суждение, а
также критерии вынесения такого суждения, если правила определения
индикатора предусматривают применение экспертного суждения работников
администратора индикаторов. В указанном случае количество работников
администратора индикаторов, выносящих экспертное суждение, должно
составлять не менее трех.
     4. Администратор индикаторов проводит проверку методологии в целях
поддержания ее актуальности, в том числе в части правил определения
индикатора, не реже одного раза в год со дня внесения сведений о
методологии в реестр администраторов индикаторов. По итогам указанной
проверки администратор индикаторов направляет в Банк России отчет по
форме, в порядке и сроки, которые установлены нормативным актом Банка
России. В случае выявления по итогам проведенной проверки методологии
необходимости внесения изменений в методологию администратор индикаторов
раскрывает информацию об этом в составе информации, раскрываемой в
соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 настоящего Федерального
закона, до внесения в реестр администраторов индикаторов сведений об
изменении методологии.
     5. Банк России вправе устанавливать дополнительные требования к
методологии определения, предоставления финансового индикатора, а также к
порядку проведения проверки методологии.
     6. Правительство Российской Федерации по согласованию с Банком
России вправе устанавливать дополнительные требования к методологии
определения, предоставления товарного индикатора.
     Статья 11. Хранение информации и документов
     1. Администратор индикаторов обязан осуществлять хранение информации
и документов, связанных с осуществлением деятельности по определению,
предоставлению индикаторов, в том числе исходные данные, не менее десяти
лет со дня определения индикатора.
     2. Банк России вправе устанавливать дополнительные требования к
хранению и защите информации и документов, связанных с осуществлением
деятельности по определению, предоставлению индикаторов.

     Статья 12. Раскрытие информации и документов администратором
                 индикаторов
     1. Администратор индикаторов обеспечивает раскрытие следующих
информации и документов:
     1) значение индикатора с указанием даты (периода) его определения и
даты раскрытия значения индикатора;
     2) методология, а также изменения, внесенные в методологию, сведения
о которой внесены в реестр администраторов индикаторов;
     3) проект изменений методологии, сведения о которой внесены в реестр
администраторов индикаторов, разработанный в целях сбора предложений и
замечаний к этому проекту, а также проект изменений методологии, сведения
о которой внесены в реестр администраторов индикаторов, разработанный по
результатам рассмотрения предложений и замечаний к этому проекту;
     4) информация о планируемых изменениях методологии в части правил
определения индикаторов, порядка предоставления индикаторов с указанием
причин и результатов таких изменений, а также результаты рассмотрения
предложений и замечаний к проекту изменений методологии, сведения о
которой внесены в реестр администраторов индикаторов;
     5) случаи отклонения от методологии, случаи определения,
предоставления индикатора в условиях недостаточного объема исходных
данных, случаи пересмотра значения индикатора с указанием соответствующих
значений индикатора, а также случаи неосуществления определения,
предоставления индикатора с указанием причин;
     6) внутренний документ, определяющий порядок организации и
осуществления внутреннего контроля;
     7) внутренний документ, определяющий порядок и сроки работы с
претензиями (жалобами) и другими обращениями, в том числе с предложениями
и замечаниями к планируемым изменениям методологии;
     8) информация о направлении администратором индикаторов в Банк
России заявлений, указанных в пункте 1 части 14 и (или) пункте 1 части 15
статьи 4 настоящего Федерального закона;
     9) иная информация и документы, раскрытие которых предусмотрено
настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и
нормативными актами Банка России.
     2. Раскрытие информации, предусмотренной пунктом 1 части 1 настоящей
статьи, осуществляется на официальном сайте администратора индикаторов в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сроки,
предусмотренные в методологии, но не позднее предельных сроков раскрытия
значения индикатора, установленных нормативным актом Банка России.
Раскрытие информации, предусмотренной пунктами 2 - 9 части 1 настоящей
статьи, осуществляется на официальном сайте администратора индикаторов в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сроки, установленные
нормативным актом Банка России.
     3. Банк России вправе определить случаи, в которых информация,
предусмотренная пунктами 2 - 9 части 1 настоящей статьи, может
раскрываться в ограниченных составе и (или) объеме, перечень указанной
информации, перечень информации, которая может не раскрываться, а также
лиц, в отношении которых администраторы индикаторов вправе не
осуществлять раскрытие информации и (или) осуществлять раскрытие
указанной информации в ограниченных составе и объеме. В случае, если
администратор индикаторов раскрывает в ограниченных составе и (или)
объеме информацию, подлежащую раскрытию в соответствии с требованиями
части 1 настоящей статьи, администратор индикаторов обязан направить в
Банк России уведомление, содержащее информацию, которая не раскрывается,
в сроки, установленные для ее раскрытия. Форма указанного уведомления и
порядок его направления устанавливаются нормативными актами Банка России.
     Статья 13. Полномочия Банка России
     Банк России при реализации полномочий по регулированию деятельности
администраторов индикаторов, контролю и надзору за ее осуществлением:
     1) ведет реестр администраторов индикаторов;
     2) запрашивает у администратора индикаторов информацию и документы,
связанные с осуществлением им деятельности администратора индикаторов;
     3) проводит проверку соответствия методологии определения,
предоставления индикатора требованиям настоящего Федерального закона,
нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации,
нормативных актов Банка России;
     4) запрашивает и получает на безвозмездной основе у федеральных
органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических
лиц информацию о лицах, указанных в пункте 2 части 12 статьи 4 и части 1
статьи 6 настоящего Федерального закона, необходимую для оценки их
соответствия требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 6 настоящего
Федерального закона, и информацию о лицах, указанных в пункте 3 части 12
статьи 4 и части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, необходимую
для оценки их соответствия квалификационным требованиям, установленным
нормативным актом Банка России, и (или) требованиям к деловой репутации,
установленным частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона;
     5) направляет администратору индикаторов обязательные для исполнения
предписания, в том числе предписания об ограничении деятельности
администратора индикаторов на срок до шести месяцев в случае
неоднократного нарушения в течение одного года администратором
индикаторов требований настоящего Федерального закона, нормативных актов
Банка России либо однократного неисполнения в установленный срок
предписания Банка России;
     6) вправе устанавливать порядок прекращения определения индикаторов,
случаи, порядок и сроки передачи функций по определению индикаторов
другому администратору индикаторов, требования к отчетности
администратора индикаторов, дополнительные требования к деятельности
администратора индикаторов, в том числе с учетом характера и масштаба его
деятельности;
     7) вправе устанавливать требования к формату, порядку и каналам
передачи администратором индикаторов информации в Банк России, к составу
такой информации, а также сроки ее передачи;
     8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим
Федеральным законом.

     Статья 14. Полномочия Правительства Российской Федерации
     Правительство Российской Федерации по согласованию с Банком России в
области оценки методологии товарного индикатора:
     1) утверждает положение о межведомственной комиссии и ее состав;
     2) устанавливает порядок и сроки проведения межведомственной
комиссией оценки методологии определения, предоставления товарного
индикатора, включая порядок принятия решения межведомственной комиссии о
согласовании (об отказе в согласовании) методологии определения,
предоставления товарного индикатора (вносимых в нее изменений), решения
об отзыве ранее принятого решения о согласовании методологии определения,
предоставления товарного индикатора.

     Статья 15. Вступление в силу настоящего Федерального закона
     1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября
2025 года.
     2. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации,
федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
нормативные правовые акты федеральной территории, нормативные акты Банка
России подлежат приведению в соответствие с требованиями статьи 3
настоящего Федерального закона не позднее трех лет со дня вступления в
силу настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации                                  В. Путин

Москва, Кремль
13 декабря 2024 года
N 452-ФЗ

Обзор документа

В России решено создать свою систему финансовых индикаторов.
Разработан закон, посвященный финансовым, товарным индикаторам и их администраторам.
Финансовым индикатором будет признаваться показатель цены финансовых инструментов и имущественных прав, величины процентной ставки, величины риска, курса валюты. Товарным - показатель цены драгметаллов, вещей (кроме наличных денег, в т. ч. инвалюты, документарных ценных бумаг), услуг, связанных с транспортировкой указанных вещей. Этими индикаторами также будут признаваться значения, рассчитываемые на основании совокупности перечисленных показателей.
Администратор будет определять индикаторы, распространять информацию о них. Установлены требования к таким субъектам. Одно из них - наличие собственных средств в размере не менее 5 млн руб. Банк России будет вести реестр администраторов.
Необходимость создания национальной системы индикаторов возникла в т. ч. из-за ухода иностранных информационных агентств (в частности, Bloomberg, Refinitiv), которые традиционно занимали эту нишу на нашем рынке. Российские участники столкнулись с трудностями при получении репрезентативной информации, необходимой для заключения сделок и исполнения обязательств по ним.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 г. На актуализацию нормативно-правовой базы отведено 3 года.
Назад