Новости и аналитика Горячие документы Федеральные Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. N 448-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статьи 2 и 81 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"

Обзор документа

2 декабря 2024

gerb

Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. N 448-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статьи 2 и 81 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"

     Принят Государственной Думой 19 ноября 2024 года
     Одобрен Советом Федерации 27 ноября 2024 года

     Статья 1
     Внести в Федеральный закон от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О
железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169; N 28,
ст. 2884; 2007, N 46, ст. 5554; 2008, N 30, ст. 3597, 3616; 2009, N 1,
ст. 21; 2011, N 30, ст. 4590, 4596; 2014, N 49, ст. 6928; 2015, N 1,
ст. 56; 2016, N 15, ст. 2066; 2018, N 32, ст. 5105, 5135; 2019, N 30,
ст. 4135; 2021, N 24, ст. 4188; 2022, N 12, ст. 1783) следующие
изменения:
     1) в пункте 1 статьи 2:
     абзац десятый после слов "имеющие инфраструктуру" дополнить словами
", в том числе инфраструктуру высокоскоростного железнодорожного
транспорта,";
     абзац тринадцатый дополнить словами ", государственному или
муниципальному имуществу, а также жизни или здоровью животных и
растений";
     дополнить абзацами девятнадцатым - двадцать первым следующего
содержания:
     "высокоскоростной железнодорожный транспорт -
производственно-технологический комплекс, относящийся к железнодорожному
транспорту общего пользования, включающий в себя инфраструктуры
высокоскоростного железнодорожного транспорта, высокоскоростной
железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для
обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в
перевозках железнодорожным транспортом со скоростью более 200 километров
в час на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ
(услуг), связанных с такими перевозками;
     инфраструктура высокоскоростного железнодорожного транспорта -
транспортная инфраструктура, являющаяся частью инфраструктуры, включающая
в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения,
железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы
автоматики и телемеханики, информационные комплексы, систему управления
движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры
высокоскоростного железнодорожного транспорта здания, строения,
сооружения, устройства и оборудование, предназначенные для эксплуатации
высокоскоростного железнодорожного подвижного состава;
     высокоскоростной железнодорожный подвижной состав - железнодорожный
подвижной состав, предназначенный для перевозки пассажиров и (или)
багажа, почтовых отправлений со скоростью более 200 километров в час.";
     2) абзац пятнадцатый пункта 2 статьи 4 после слов "владельцев
инфраструктур," дополнить словами "в том числе инфраструктур
высокоскоростного железнодорожного транспорта,";
     3) пункт 1 статьи 6 дополнить абзацем третьим следующего содержания:
     "Обязательные требования к высокоскоростному железнодорожному
подвижному составу и его составным частям, объектам инфраструктуры
высокоскоростного железнодорожного транспорта, применяемые при их
проектировании (включая изыскания), производстве, строительстве, монтаже,
наладке и эксплуатации в части приемки и ввода в эксплуатацию, а также
правила идентификации продукции, требования к маркировке продукции и
правила ее нанесения, формы, схемы и процедуры оценки соответствия
устанавливаются и применяются в соответствии с правом Евразийского
экономического союза (техническими регламентами Евразийского
экономического союза) и законодательством Российской Федерации о
техническом регулировании в части, не противоречащей праву Евразийского
экономического союза.";
     4) в абзаце первом пункта 2 статьи 9 слова "и других объектов
железнодорожного транспорта" заменить словами ", других объектов
железнодорожного транспорта и инфраструктуры высокоскоростного
железнодорожного транспорта", после слов "скоростных поездов" дополнить
словами "и высокоскоростного железнодорожного подвижного состава";
     5) абзац третий пункта 1 статьи 11 после слов "владеть
инфраструктурой," дополнить словами "в том числе инфраструктурой
высокоскоростного железнодорожного транспорта,";
     6) в пункте 1 статьи 12:
     а) абзац первый изложить в следующей редакции:
     "1. Перевозчик, в том числе осуществляющий перевозки
высокоскоростным железнодорожным подвижным составом, обязан:";
     б) абзац пятый дополнить словами ", за исключением случаев перевозки
высокоскоростным железнодорожным подвижным составом";
     в) абзац седьмой после слов "собственных локомотивов" дополнить
словами ", за исключением случаев перевозки высокоскоростным
железнодорожным подвижным составом,";
     7) абзац первый пункта 1 статьи 15 после слов "Железнодорожные пути
общего пользования" дополнить словами ", в том числе предназначенные для
движения высокоскоростного железнодорожного подвижного состава,";
     8) статью 17 дополнить пунктом 1.2 следующего содержания:
     "1.2. Предназначенный для перевозки пассажиров и (или) багажа,
почтовых отправлений по железнодорожным путям общего пользования
высокоскоростной железнодорожный подвижной состав независимо от его
принадлежности должен удовлетворять обязательным требованиям,
установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о
техническом регулировании, а также требованиям Правил технической
эксплуатации высокоскоростного железнодорожного транспорта, утвержденных
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере транспорта.";
     9) абзац второй пункта 1 статьи 20 изложить в следующей редакции:
     "правовое и техническое регулирование в области безопасности
движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе
высокоскоростного железнодорожного транспорта, и иных связанных с
перевозочным процессом на железнодорожном транспорте технических средств,
включая установление классификации, порядка служебного расследования и
учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением
правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта,
в том числе высокоскоростного железнодорожного транспорта;";
     10) подпункт 2 пункта 2 статьи 20.1 дополнить абзацами седьмым и
восьмым следующего содержания:
     "деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту инфраструктуры
высокоскоростного железнодорожного транспорта и составных частей
подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры
высокоскоростного железнодорожного транспорта;
     деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту
высокоскоростного железнодорожного подвижного состава и его составных
частей;";
     11) пункт 1 статьи 21 изложить в следующей редакции:
     "1. Железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути
необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а
также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты
железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при
необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев
инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования).
     Железнодорожные пути общего пользования, предназначенные для
движения высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, являются
зонами повышенной опасности и должны быть огорожены за счет средств
владельцев инфраструктур.
     Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной
опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через
железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
транспорта. Лица, нарушающие указанные правила, несут ответственность,
предусмотренную законодательством Российской Федерации.";
     12) в статье 25.1:
     а) в наименовании слова "и специальным самоходным подвижным
составом" заменить словами ", специальным самоходным подвижным составом и
высокоскоростным железнодорожным подвижным составом";
     б) в пункте 1:
     слова "и (или) специальным самоходным подвижным составом" заменить
словами ", специальным самоходным подвижным составом и (или)
высокоскоростным железнодорожным подвижным составом";
     дополнить абзацем вторым следующего содержания:
     "Перечень высокоскоростного железнодорожного подвижного состава
определяется Правилами технической эксплуатации высокоскоростного
железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
транспорта.".

     Статья 2
     Внести в Федеральный закон от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав
железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170; 2007, N 46,
ст. 5554; 2012, N 25, ст. 3268; 2015, N 1, ст. 56; 2016, N 27, ст. 4160;
2018, N 31, ст. 4842; N 32, ст. 5105; 2020, N 48, ст. 7631) следующие
изменения:
     1) в статье 2:
     а) абзац четвертый после слов "имеющие инфраструктуру" дополнить
словами ", в том числе инфраструктуру высокоскоростного железнодорожного
транспорта,";
     б) дополнить абзацами тридцать четвертым и тридцать пятым следующего
содержания:
     "инфраструктура высокоскоростного железнодорожного транспорта -
транспортная инфраструктура, являющаяся частью инфраструктуры, включающая
в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения,
железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы
автоматики и телемеханики, информационные комплексы, систему управления
движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры
высокоскоростного железнодорожного транспорта здания, строения,
сооружения, устройства и оборудование, предназначенные для эксплуатации
высокоскоростного железнодорожного подвижного состава;
     высокоскоростные пассажирские поезда - пассажирские поезда,
состоящие из пассажирских вагонов, относящихся к высокоскоростному
железнодорожному подвижному составу, предназначенные для перевозки
пассажиров и (или) багажа, почтовых отправлений со скоростью более 200
километров в час.";
     2) в статье 81:
     а) абзац второй части первой изложить в следующей редакции:
     "высокоскоростные, скоростные, скорые и пассажирские в зависимости
от скорости их движения;";
     б) часть вторую дополнить предложением следующего содержания:
"Указанные в настоящей части критерии не утверждаются в отношении
высокоскоростных пассажирских поездов.".

     Статья 3
     Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.

Президент Российской Федерации                                  В. Путин

Москва, Кремль
30 ноября 2024 года
N 448-ФЗ

Обзор документа

Законодательно закреплены основы функционирования высокоскоростного ж/д транспорта.
Урегулированы отношения, связанные с эксплуатацией и функционированием высокоскоростного ж/д транспорта после этапа строительства и ввода в постоянную эксплуатацию объектов его инфраструктуры.
Высокоскоростной ж/д транспорт является производственно-технологическим комплексом, относящимся к ж/д транспорту общего пользования и включающим в себя соответствующую инфраструктуру, высокоскоростной ж/д подвижной состав и другое имущество. Он предназначен для обеспечения потребностей граждан, организаций и государства в ж/д перевозках со скоростью более 200 км/ч. Закреплены понятия "инфраструктура высокоскоростного железнодорожного транспорта" и "высокоскоростной железнодорожный подвижной состав".
Требования к высокоскоростному ж/д подвижному составу и его составным частям, объектам инфраструктуры высокоскоростного ж/д транспорта, а также правила идентификации продукции и требования к ее маркировке устанавливаются и применяются в соответствии с правом ЕАЭС (техрегламентами ЕАЭС) и законодательством России о техрегулировании в части, не противоречащей праву ЕАЭС.
Закон вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Назад