2 декабря 2024
Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. N 434-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"
Принят Государственной Думой 20 ноября 2024 года Одобрен Советом Федерации 27 ноября 2024 года Статья 1 Внести в Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 17, ст. 888; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167; 2005, N 24, ст. 2313; 2006, N 30, ст. 3294; 2007, N 31, ст. 4011; 2008, N 52, ст. 6227; 2009, N 48, ст. 5717; N 52, ст. 6450; 2010, N 47, ст. 6032, 6035; 2011, N 7, ст. 901; N 27, ст. 3880; N 49, ст. 7067; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 19, ст. 2331; N 26, ст. 3364; 2015, N 1, ст. 87; N 29, ст. 4356; 2016, N 27, ст. 4160; 2017, N 50, ст. 7562; 2019, N 30, ст. 4134; N 31, ст. 4469; N 52, ст. 7796; 2021, N 24, ст. 4188; 2022, N 27, ст. 4631; 2023, N 1, ст. 16; N 32, ст. 6172; 2024, N 1, ст. 47) следующие изменения: 1) наименование изложить в следующей редакции: " О частной детективной деятельности"; 2) в статье 1: а) в наименовании слова "и охранная" исключить; б) в части первой слова "и охранная" и слова "организациями и" исключить, слово "клиентов" заменить словом "заказчиков"; в) в части второй слова "граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность," заменить словами "частных детективов"; г) в части третьей слова "Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью," заменить словами "Частные детективы"; д) часть четвертую изложить в следующей редакции: "Иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства, могут осуществлять частную детективную деятельность только на основаниях и в рамках, предусмотренных международными договорами Российской Федерации."; 3) статью 1.1 изложить в следующей редакции: " Статья 1.1. Основные понятия В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия: 1) основной вид деятельности - вид деятельности, доходы от которого составляют не менее семидесяти процентов совокупности всех доходов частного детектива, полученных в течение налогового периода, за исключением доходов, получаемых в виде процентов по договорам банковского вклада, доходов, не учитываемых при определении налоговой базы согласно статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пенсий, страховых выплат, иных социальных выплат; 2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной детективной деятельности, - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности, в сфере вневедомственной охраны, а также в сфере обеспечения общественной безопасности в пределах своих полномочий; 3) частный детектив - гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, имеющий среднее профессиональное юридическое образование или высшее юридическое образование, или имеющий стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет, или прошедший профессиональное обучение для работы в качестве частного детектива, получивший в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление частной детективной деятельности и оказывающий услуги, предусмотренные частью второй статьи 3 настоящего Закона."; 4) в статье 2: а) в наименовании слова "и охранной" исключить; б) слова "и охранной" исключить; 5) в статье 3: а) в наименовании слова "охранных и" исключить; б) в части первой слова "и охранная" и слова "и охраны" исключить; в) в пункте 7 части второй слова "контракта с клиентом" заменить словами "договора с заказчиком"; г) часть третью признать утратившей силу; д) в части четвертой слова "Организации, осуществляющие частную охранную деятельность, оказывают содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе в местах оказания охранных услуг и на прилегающих к ним территориях, а частные" заменить словом "Частные"; е) часть пятую изложить в следующей редакции: "Лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, запрещается оказывать услуги, предусмотренные настоящей статьей."; 6) в статье 5: а) в части первой слово "сыскной" заменить словом "детективной"; б) в части второй слово "сыскной" заменить словом "детективной"; в) дополнить частями следующего содержания: "Частный детектив обязан в письменной форме или в электронной форме посредством заполнения соответствующей интерактивной формы в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" незамедлительно после подписания соответствующего договора (до начала фактического оказания сыскных услуг в любой форме) уведомить лицензирующий орган, выдавший лицензию на осуществление частной детективной деятельности, о заключении договора на оказание сыскных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Частный детектив обязан в пятидневный срок с момента окончания оказания сыскных услуг уведомить об этом в письменной форме или в электронной форме посредством заполнения соответствующей интерактивной формы в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" лицензирующий орган, выдавший лицензию на осуществление частной детективной деятельности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации."; 7) дополнить статьей 5.1 следующего содержания: " Статья 5.1. Медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к осуществлению частной детективной деятельности Частный детектив обязан не реже одного раза в год проходить медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к осуществлению частной детективной деятельности, включающее в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (далее - медицинское освидетельствование). Перечень заболеваний, препятствующих осуществлению частной детективной деятельности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Медицинское освидетельствование проводится медицинской организацией государственной или муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинская организация) в отношении лиц, претендующих на приобретение правового статуса частного детектива (далее - претендент), а также частных детективов по месту их жительства (пребывания). По результатам проведения медицинского освидетельствования в случае отсутствия у претендента, частного детектива заболеваний, препятствующих осуществлению частной детективной деятельности, и отсутствия в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов медицинской организацией оформляется медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к осуществлению частной детективной деятельности (далее - медицинское заключение). Медицинское заключение формируется в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, размещается в федеральном реестре документов, который содержит сведения о результатах медицинского освидетельствования и ведется в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (далее - реестр). Информация об оформленном медицинском заключении передается в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной детективной деятельности, в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи. Медицинская организация обязана проинформировать претендента, частного детектива о результатах медицинского освидетельствования, передаче информации об оформленном медицинском заключении в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной детективной деятельности, а также выдать претенденту, частному детективу по их просьбе выписку о результатах медицинского освидетельствования. Срок действия медицинского заключения составляет один год со дня оформления медицинского заключения. В случае выявления у частного детектива при проведении медицинских осмотров или медицинских освидетельствований либо при оказании ему медицинской помощи заболеваний, при наличии которых противопоказано осуществлять частную детективную деятельность, медицинская организация уведомляет об этом частного детектива и оформляет сообщение об аннулировании действующего медицинского заключения (при его наличии). Указанное сообщение формируется в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, размещается в реестре и передается в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной детективной деятельности. Информационное взаимодействие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной детективной деятельности, включая обмен сведениями о претендентах, частных детективах, об оформленных, аннулированных медицинских заключениях, осуществляется посредством единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и государственной информационной системы, оператором которой является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной детективной деятельности, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Порядок проведения медицинского освидетельствования, форма медицинского заключения и порядок его оформления по результатам медицинского освидетельствования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. При наличии у частного детектива медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, оформленного в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона "О частной охранной деятельности", или медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, оформленного в соответствии с требованиями статьи 6.1 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии", до истечения одного года со дня их оформления частный детектив медицинское освидетельствование не проходит."; 8) статью 6 изложить в следующей редакции: " Статья 6. Предоставление частным детективам лицензий на осуществление частной детективной деятельности Лицензирование частной детективной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящим Законом. Лицензия на осуществление частной детективной деятельности предоставляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной детективной деятельности, или его территориальным органом - лицензирующими органами по месту жительства индивидуального предпринимателя, претендующего на получение указанной лицензии (далее - соискатель лицензии). Лицензия на осуществление частной детективной деятельности предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной детективной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности, перечень лицензионных требований, а также перечень грубых нарушений лицензионных требований при осуществлении частной детективной деятельности. Для получения лицензии на осуществление частной детективной деятельности соискатель лицензии обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной детективной деятельности, или его территориальный орган по месту своего жительства в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", а при отсутствии технической возможности - непосредственно на бумажном носителе либо направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении: 1) заявление о предоставлении лицензии на осуществление частной детективной деятельности, в котором указываются его фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, номер телефона, адрес электронной почты, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей; 2) документы и (или) сведения, предусмотренные положением о лицензировании частной детективной деятельности. Порядок и условия представления заявления о предоставлении лицензии на осуществление частной детективной деятельности и документов в лицензирующий орган устанавливаются Правительством Российской Федерации в положении о лицензировании частной детективной деятельности. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной детективной деятельности, или его территориальный орган вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах и необходимых для принятия решения о предоставлении лицензии на осуществление частной детективной деятельности, в том числе путем собеседования с соискателем лицензии, а также запрашивать соответствующие правоохранительные, лицензирующие, контролирующие и надзорные органы. По межведомственному запросу лицензирующего органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения сведений о соискателе лицензии в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Порядок и условия представления документов в лицензирующий орган устанавливаются Правительством Российской Федерации в положении о лицензировании частной детективной деятельности. Лицензия на осуществление частной детективной деятельности не предоставляется: 1) лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации либо имеющим гражданство (подданство) иностранного государства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, а также лицам, признанным в установленном законодательством Российской Федерации порядке иностранными агентами; 2) лицам, не достигшим возраста двадцати одного года; 3) лицам, признанным решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными; 4) лицам, не имеющим медицинского заключения; 5) лицам, имеющим неснятую и (или) непогашенную судимость за совершение умышленного преступления; 6) лицам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке); 7) лицам, досрочно прекратившим полномочия по государственной или муниципальной должности либо уволенным с государственной или муниципальной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры, судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к государственному служащему или муниципальному служащему, если после такого досрочного прекращения полномочий либо такого увольнения прошло менее трех лет; 8) бывшим работникам правоохранительных органов, осуществлявшим контроль за частной детективной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел один год; 9) лицам, в отношении которых по результатам проверки, проведенной органами внутренних дел и (или) органами федеральной службы безопасности, имеется заключение о наличии опасности нарушения прав и свобод граждан, угрозы государственной или общественной безопасности (далее ? заключение), в том числе вынесенное в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона "О частной охранной деятельности" или в соответствии с требованиями пункта 11 части двадцатой статьи 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии", в течение срока его действия; 10) лицам, не прошедшим обязательной либо добровольной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 11) лицам, не имеющим среднего профессионального юридического образования или высшего юридического образования, или не имеющим стажа работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет, или не прошедшим профессионального обучения для работы в качестве частного детектива; 12) юридическим лицам. Решение об отказе в предоставлении лицензии на осуществление частной детективной деятельности принимается при наличии оснований, предусмотренных частью 7 статьи 14 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В случае отказа в предоставлении лицензии на осуществление частной детективной деятельности федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной детективной деятельности, или его территориальный орган обязан письменно информировать об этом соискателя лицензии, направившего заявление о предоставлении лицензии на осуществление частной детективной деятельности, с указанием мотивов отказа. Это решение или нарушение срока рассмотрения такого заявления может быть обжаловано в вышестоящий орган управления (должностному лицу) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной детективной деятельности, или суд. Лицу, которому предоставлена лицензия на осуществление частной детективной деятельности, одновременно выдается удостоверение частного детектива. Проверка, предусмотренная пунктом 9 части пятой настоящей статьи, проводится: 1) по запросу федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной детективной деятельности, или его территориального органа в отношении соискателя лицензии; 2) без запроса федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной детективной деятельности, или его территориального органа в отношении частного детектива в случае выявления органами внутренних дел и (или) органами федеральной службы безопасности в рамках реализации возложенных на них законодательством Российской Федерации полномочий обстоятельств, являющихся основанием для вынесения заключения, подлежащего направлению в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной детективной деятельности, или его территориальный орган по месту жительства (пребывания) лица, в отношении которого вынесено заключение. При подтверждении по результатам проверки, предусмотренной пунктом 1 части девятой настоящей статьи, информации о наличии опасности нарушения прав и свобод граждан, угрозы государственной или общественной безопасности органами внутренних дел и (или) органами федеральной службы безопасности в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной детективной деятельности, или его территориальный орган по месту жительства (пребывания) лица, в отношении которого она проводилась, не позднее пятнадцати рабочих дней со дня получения запроса федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной детективной деятельности, или его территориального органа направляется заключение. В заключении указываются сведения о лице, в отношении которого вынесено заключение, о наличии соответствующей опасности, а также должность, фамилия и инициалы должностного лица, вынесшего заключение, и дата вынесения заключения. Заключение подписывается указанным должностным лицом. Срок действия заключения составляет два года со дня вынесения заключения. Действие заключения прекращается ранее указанного срока в случае отзыва заключения органом, который вынес заключение. Заключение может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Лицо, в отношении которого вынесено заключение, в целях обжалования заключения вправе истребовать от органа, информация которого послужила основанием для вынесения заключения, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями законодательства Российской Федерации об оперативно-разыскной деятельности. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке."; 9) дополнить статьями 6.1 - 6.3 следующего содержания: " Статья 6.1. Внесение изменений в реестр лицензий на осуществление частной детективной деятельности Внесение изменений в реестр лицензий на осуществление частной детективной деятельности осуществляется в случаях, установленных Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также при продлении срока действия лицензии на осуществление частной детективной деятельности. Для внесения изменений в реестр лицензий на осуществление частной детективной деятельности частный детектив (представитель частного детектива по доверенности) представляет заявление о внесении изменений в реестр лицензий в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной детективной деятельности, или его территориальный орган по месту нахождения лицензиата. Заявление о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление частной детективной деятельности представляется в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", подписанного заявителем одним из следующих способов: 1) усиленной квалифицированной электронной подписью - в случае подачи частным детективом; 2) усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке, - в случае подачи физическим лицом при представлении интересов частного детектива на основании машиночитаемой доверенности. При отсутствии технической возможности заявление о внесении изменений в реестр лицензий подается непосредственно на бумажном носителе либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Срок действия лицензии на осуществление частной детективной деятельности может быть продлен по заявлению лицензиата на пять лет. Заявление о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление частной детективной деятельности в случае продления срока действия лицензии на осуществление частной детективной деятельности представляется в лицензирующий орган не позднее чем за три месяца до окончания срока действия указанной лицензии. Для внесения изменений в реестр лицензий на осуществление частной детективной деятельности лицензиат представляет в лицензирующий орган соответствующие заявление, документы и (или) сведения, предусмотренные положением о лицензировании частной детективной деятельности. Решение о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление частной детективной деятельности принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий двадцати пяти рабочих дней. Основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий на осуществление частной детективной деятельности является: 1) наличие в представленных лицензиатом заявлении и (или) прилагаемых к нему документах и (или) сведениях недостоверной или искаженной информации; 2) установленное в ходе внеплановой проверки несоответствие лицензиата лицензионным требованиям и неустранение выявленных в период ее проведения нарушений в установленный лицензирующим органом срок. Статья 6.2. Приостановление действия лицензии на осуществление частной детективной деятельности и аннулирование лицензии на осуществление частной детективной деятельности Лицензирующий орган вправе приостанавливать действие лицензии на осуществление частной детективной деятельности в следующих случаях: 1) нарушение лицензиатом лицензионных требований, установленных положением о лицензировании частной детективной деятельности, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за их нарушение; 2) выявление грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований, установленных положением о лицензировании частной детективной деятельности. При принятии лицензирующим органом решения о приостановлении действия лицензии на осуществление частной детективной деятельности одновременно устанавливается срок устранения выявленных нарушений, повлекших за собой приостановление действия указанной лицензии, который не может быть более одного месяца. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии на осуществление частной детективной деятельности на срок до шести месяцев либо об аннулировании указанной лицензии. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии на осуществление частной детективной деятельности на период до вступления в силу решения суда. Срок действия лицензии на осуществление частной детективной деятельности на время приостановления ее действия не продлевается. Решение о приостановлении действия лицензии на осуществление частной детективной деятельности принимает руководитель лицензирующего органа или лицо, исполняющее его обязанности. Порядок принятия решения о приостановлении действия лицензии на осуществление частной детективной деятельности устанавливается положением о лицензировании частной детективной деятельности. Решение о приостановлении действия лицензии на осуществление частной детективной деятельности либо об аннулировании указанной лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 6.3. Ведение реестра лицензий на осуществление частной детективной деятельности Ведение реестра лицензий на осуществление частной детективной деятельности и предоставление сведений из него осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации."; 10) в статье 7: а) в части первой: пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции: "1) скрывать от правоохранительных органов ставшую им известной информацию о готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушениях; 2) осуществлять полномочия должностных лиц правоохранительных органов и иных государственных органов;"; в пункте 4 слово "частных" заменить словом "физических"; пункт 5 изложить в следующей редакции: "5) совершать действия, выходящие за пределы их полномочий и повлекшие за собой нарушение прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;"; пункты 7 - 9 изложить в следующей редакции: "7) вводить в заблуждение заказчика по вопросам, связанным с оказанием сыскных услуг; 8) без согласия заказчика разглашать полученные в ходе выполнения договорных обязательств сведения о заказчике, в том числе сведения, касающиеся вопросов обеспечения защиты жизни и здоровья граждан и (или) охраны имущества заказчика, использовать их в каких-либо целях вопреки интересам заказчика или в интересах третьих лиц, кроме как на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 9) передавать удостоверение частного детектива для использования его другими лицами;"; б) часть третью изложить в следующей редакции: "Детективная деятельность должна быть основным видом деятельности частного детектива, совмещение ее с замещением государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, должности государственной службы, должности муниципальной службы, а также с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается."; 11) в части первой статьи 9 слово "(сыскной)" исключить; 12) раздел III признать утратившим силу; 13) наименование раздела IV.1 изложить в следующей редакции: " Раздел IV.1 Требования к организациям, осуществляющим профессиональное обучение частных детективов "; 14) статью 15.1 признать утратившей силу; 15) в статье 15.2: а) наименование изложить в следующей редакции: " Статья 15.2. Требования к организациям, осуществляющим профессиональное обучение частных детективов"; б) часть первую изложить в следующей редакции: "Профессиональное обучение для работы в качестве частных детективов осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения."; в) в части второй: в абзаце первом слова ", частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций" исключить; пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции: "1) граждане, имеющие неснятую и (или) непогашенную судимость за совершение умышленного преступления, а также юридические лица, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане; 2) иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства, лица без гражданства, лица, признанные в установленном законодательством Российской Федерации порядке иностранными агентами, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации."; г) часть третью признать утратившей силу; 16) статью 15.3 изложить в следующей редакции: " Статья 15.3. Профессиональное обучение для работы в качестве частных детективов Типовые программы профессионального обучения для работы в качестве частных детективов разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной детективной деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Профессиональное обучение для работы в качестве частных детективов вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также в заочной форме, с использованием электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий не допускается."; 17) раздел V признать утратившим силу; 18) в наименовании раздела VI слова "и охранной" исключить; 19) в статье 19: а) в наименовании слова "и охранников" исключить; б) в части первой слова "и охранная" исключить; в) части вторую и третью признать утратившими силу; 20) в разделе VII: а) в наименовании слова "и охранной" исключить; б) статью 20 изложить в следующей редакции: " Статья 20. Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной деятельности Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной деятельности осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной детективной деятельности, и его территориальные органы. Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной деятельности осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Должностные лица, уполномоченные осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной деятельности, вправе требовать от частных детективов представления документов или их копий, в том числе в электронной форме, письменной или устной информации, необходимых для выполнения контрольных (надзорных) функций. В целях выявления ограничений для частных детективов, установленных в соответствии с частью третьей статьи 7 настоящего Закона, должностные лица, уполномоченные осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной деятельности, могут запрашивать, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, у налоговых органов, иных органов и организаций сведения о доходах физических лиц. Юридические лица и граждане, располагающие сведениями, необходимыми для осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной деятельности, обязаны предоставлять такие сведения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной детективной деятельности, и его территориальный орган по их требованию. В целях осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной деятельности федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной детективной деятельности, и его территориальные органы проводят плановую и внеплановую проверки. Плановая и внеплановая проверки проводятся на основании распоряжений (приказов) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной детективной деятельности, или его территориального органа. Плановая проверка проводится не чаще одного раза в три года и не ранее чем через один год со дня принятия решения о предоставлении лицензии на осуществление частной детективной деятельности. Продолжительность проведения плановой проверки не должна превышать тридцать календарных дней. Основанием для начала проведения плановой проверки является наступление срока проведения плановой проверки в соответствии с планом проведения плановых проверок индивидуальных предпринимателей, разрабатываемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной детективной деятельности, или его территориальным органом. Внеплановая проверка проводится по одному из следующих оснований: 1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих частную детективную деятельность; 2) поступление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной детективной деятельности, или его территориальный орган обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также иной информации о факте нарушения лицензиатом требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих частную детективную деятельность, подтверждаемом доказательствами, свидетельствующими о наличии такого нарушения; 3) наличие распоряжения (приказа), изданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной детективной деятельности, или его территориальным органом в соответствии с решениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; 4) поступление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной детективной деятельности, или его территориальный орган заявления о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление частной детективной деятельности, в том числе в случае продления срока действия лицензии на осуществление частной детективной деятельности. Продолжительность проведения внеплановой проверки не должна превышать тридцать календарных дней. О проведении внеплановой проверки в обязательном порядке уведомляется прокурор субъекта Российской Федерации. Сведения о гражданах, получивших в установленном настоящим Законом порядке удостоверение частного детектива, о проведении проверок, осуществляемых в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной деятельности, учитываются в государственной информационной системе, оператором которой является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной детективной деятельности."; в) дополнить статьей 20.1 следующего содержания: " Статья 20.1. Прокурорский надзор Надзор за исполнением настоящего Закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры."; 21) в наименовании раздела VIII слова "и охранной" исключить; 22) в статье 21: а) в наименовании слова "и охранной" исключить; б) слова "и охранной" исключить; в) дополнить частью следующего содержания: "В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" при непосредственном обнаружении должностным лицом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной детективной деятельности, или его территориального органа достаточных данных, указывающих на наличие нарушения законодательства Российской Федерации в области частной детективной деятельности, указанное должностное лицо в пределах своей компетенции вправе принимать меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.". Статья 2 Признать утратившими силу: 1) статью 4 Федерального закона от 10 января 2003 года N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167); 2) пункт 1 Федерального закона от 6 июня 2005 года N 59-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 24, ст. 2313); 3) пункты 2 - 5 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 118-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3294); 4) пункты 10 - 13, абзацы третий - шестнадцатый пункта 15, пункты 16 и 17 статьи 2 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6227); 5) статью 3 Федерального закона от 25 ноября 2009 года N 267-ФЗ "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5717); 6) статью 4 Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 52, ст. 6450); 7) Федеральный закон от 15 ноября 2010 года N 298-ФЗ "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 47, ст. 6032); 8) статью 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 4-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О полиции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 901); 9) статью 4 Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3880); 10) пункты 3 и 4 статьи 9 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477); 11) Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 158-ФЗ "О внесении изменений в статью 11.1 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст. 3364); 12) пункты 3 - 11 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 534-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 87); 13) пункты 2 и 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4356); 14) пункты 4 - 11, 14 и 16 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4160); 15) пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 5 декабря 2017 года N 391-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 50, ст. 7562); 16) пункты 3 - 7 статьи 2 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 52, ст. 7796); 17) пункты 2 - 4 статьи 6 Федерального закона от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 24, ст. 4188); 18) статью 2 Федерального закона от 28 июня 2022 года N 230-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 27, ст. 4631); 19) статью 1 Федерального закона от 4 августа 2023 года N 440-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, N 32, ст. 6172); 20) статью 1 Федерального закона от 25 декабря 2023 года N 666-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2024, N 1, ст. 47). Статья 3 Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2026 года. Президент Российской Федерации В. Путин Москва, Кремль 30 ноября 2024 года N 434-ФЗ
Обзор документа
Приняты поправки к законодательству о частной детективной деятельности.
С 1 сентября 2026 г. вносятся изменения в Закон о частной детективной и охранной деятельности.
Положения об охранной деятельности исключат и урегулируют ее отдельным законом. Детективов обяжут уведомлять регулирующие органы о заключении договоров об оказании сыскных услуг и ежегодно проходить медосвидетельствование. Иностранцы смогут осуществлять детективную деятельность в России исключительно на основании международных договоров.
Назад
С 1 сентября 2026 г. вносятся изменения в Закон о частной детективной и охранной деятельности.
Положения об охранной деятельности исключат и урегулируют ее отдельным законом. Детективов обяжут уведомлять регулирующие органы о заключении договоров об оказании сыскных услуг и ежегодно проходить медосвидетельствование. Иностранцы смогут осуществлять детективную деятельность в России исключительно на основании международных договоров.