Новости и аналитика Горячие документы Федеральные Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2024 г. N 991 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания"

Обзор документа

19 ноября 2024

gerb

Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2024 г. N 991 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания"

     В целях совершенствования государственной политики Российской
Федерации в области ядерного сдерживания постановляю:
     1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики Российской
Федерации в области ядерного сдерживания.
     2. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от
2 июня 2020 г. N 355 "Об Основах государственной политики Российской
Федерации в области ядерного сдерживания" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2020, N 23, ст. 3623).
     3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации                                  В. Путин

Москва, Кремль
19 ноября 2024 года
N 991

                                                               УТВЕРЖДЕНЫ
                                                        Указом Президента
                                                     Российской Федерации
                                               от 19 ноября 2024 г. N 991

                                 Основы
    государственной политики Российской Федерации в области ядерного
                               сдерживания

                           I. Общие положения

     1. Настоящие Основы являются документом стратегического планирования
в сфере обеспечения обороны и отражают официальные взгляды на сущность
ядерного сдерживания, определяют военные опасности и угрозы, для
нейтрализации которых осуществляется ядерное сдерживание, принципы
ядерного сдерживания, а также условия перехода Российской Федерации к
применению ядерного оружия.
     2. Гарантированное сдерживание потенциального противника от агрессии
против Российской Федерации и (или) ее союзников относится к числу высших
государственных приоритетов. Сдерживание агрессии обеспечивается всей
совокупностью военной мощи Российской Федерации, включая ядерное оружие.
     3. Государственная политика Российской Федерации в области ядерного
сдерживания (далее - государственная политика в области ядерного
сдерживания) представляет собой совокупность скоординированных,
объединенных общим замыслом политических, военных, военно-технических,
дипломатических, экономических, информационных и иных осуществляемых с
опорой на силы и средства ядерного сдерживания мер по предотвращению
агрессии против Российской Федерации и (или) ее союзников.
     4. Государственная политика в области ядерного сдерживания носит
оборонительный характер, направлена на поддержание потенциала ядерных сил
на уровне, достаточном для обеспечения ядерного сдерживания, и
гарантирует защиту суверенитета и территориальной целостности
государства, сдерживание потенциального противника от агрессии против
Российской Федерации и (или) ее союзников, а в случае возникновения
военного конфликта - недопущение эскалации военных действий и их
прекращение на приемлемых для Российской Федерации и (или) ее союзников
условиях.
     5. Российская Федерация рассматривает ядерное оружие как средство
сдерживания, применение которого является крайней и вынужденной мерой, и
предпринимает все необходимые усилия для уменьшения ядерной угрозы и
недопущения обострения межгосударственных отношений, способного
спровоцировать военные конфликты, в том числе ядерные.
     6. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция
Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного
права, международные договоры Российской Федерации, федеральные
конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые
акты и документы, регламентирующие вопросы обороны и безопасности.
     7. Положения настоящих Основ обязательны для выполнения всеми
федеральными органами государственной власти, другими государственными
органами и организациями, участвующими в обеспечении ядерного
сдерживания.
     8. Настоящие Основы могут уточняться в зависимости от внешних и
внутренних факторов, влияющих на обеспечение обороны.

                    II. Сущность ядерного сдерживания

     9. Российская Федерация осуществляет ядерное сдерживание в отношении
потенциального противника, под которым понимаются отдельные государства и
военные коалиции (блоки, союзы), рассматривающие Российскую Федерацию в
качестве потенциального противника и обладающие ядерным и (или) другими
видами оружия массового поражения либо значительным боевым потенциалом
сил общего назначения. Ядерное сдерживание осуществляется также в
отношении государств, которые предоставляют контролируемую ими
территорию, воздушное и (или) морское пространство и ресурсы для
подготовки и осуществления агрессии против Российской Федерации.
     10. Агрессия любого государства из состава военной коалиции (блока,
союза) против Российской Федерации и (или) ее союзников рассматривается
как агрессия этой коалиции (блока, союза) в целом.
     11. Агрессия против Российской Федерации и (или) ее союзников со
стороны любого неядерного государства с участием или при поддержке
ядерного государства рассматривается как их совместное нападение.
     12. Ядерное сдерживание направлено на обеспечение понимания
потенциальным противником неотвратимости возмездия в случае агрессии
против Российской Федерации и (или) ее союзников.
     13. Ядерное сдерживание обеспечивается наличием в составе
Вооруженных Сил Российской Федерации боеготовых сил и средств, способных
путем применения ядерного оружия гарантированно нанести неприемлемый
ущерб потенциальному противнику в любых условиях обстановки, а также
готовностью и решимостью Российской Федерации применить такое оружие.
     14. Ядерное сдерживание осуществляется непрерывно в мирное время, в
период непосредственной угрозы агрессии и в военное время, вплоть до
начала применения ядерного оружия.
     15. Основными военными опасностями, которые в зависимости от
изменения военно-политической и стратегической обстановки могут перерасти
в военные угрозы Российской Федерации (угрозы агрессии) и для
нейтрализации которых осуществляется ядерное сдерживание, являются:
     а) наличие у потенциального противника ядерного и (или) других видов
оружия массового поражения, которые могут быть применены против
Российской Федерации и (или) ее союзников, а также средств доставки этих
видов оружия;
     б) наличие у потенциального противника и развертывание им систем и
средств противоракетной обороны, крылатых и баллистических ракет средней
и меньшей дальности, высокоточного неядерного и гиперзвукового оружия,
ударных беспилотных аппаратов различного базирования, оружия направленной
энергии, которые могут быть применены против Российской Федерации;
     в) наращивание потенциальным противником на сопредельных с
Российской Федерацией и ее союзниками территориях и в прилегающих морских
акваториях группировок сил общего назначения, в составе которых находятся
средства доставки ядерного оружия, и (или) военной инфраструктуры,
обеспечивающей их применение;
     г) создание и размещение потенциальным противником в космосе средств
противоракетной обороны и противоспутниковой борьбы, а также ударных
систем;
     д) размещение на территориях неядерных государств ядерного оружия и
средств его доставки;
     е) создание новых или расширение существующих военных коалиций
(блоков, союзов), приводящие к приближению их военной инфраструктуры к
границам Российской Федерации;
     ж) действия потенциального противника, направленные на изоляцию
части территории Российской Федерации, в том числе на блокирование
доступа к жизненно важным транспортным коммуникациям;
     з) действия потенциального противника, направленные на поражение
(разрушение, уничтожение) экологически опасных объектов Российской
Федерации, которые могут привести к техногенным, экологическим или
социальным катастрофам;
     и) планирование и проведение потенциальным противником
крупномасштабных военных учений вблизи границ Российской Федерации;
     к) неконтролируемое распространение оружия массового поражения,
средств его доставки, технологий и оборудования для их изготовления.
     16. Принципами ядерного сдерживания являются:
     а) непрерывность мероприятий по обеспечению ядерного сдерживания;
     б) адаптивность ядерного сдерживания к военным опасностям и угрозам;
     в) неопределенность для потенциального противника масштаба, времени
и места возможного применения сил и средств ядерного сдерживания;
     г) централизация государственного управления деятельностью
федеральных органов исполнительной власти и организаций, участвующих в
обеспечении ядерного сдерживания;
     д) рациональность структуры и состава сил и средств ядерного
сдерживания, а также их поддержание на уровне, достаточном для выполнения
поставленных задач;
     е) поддержание постоянной готовности выделенной части сил и средств
ядерного сдерживания к боевому применению;
     ж) централизация управления применением ядерного оружия, в том числе
размещенного за пределами территории Российской Федерации.
     17. Силы ядерного сдерживания Российской Федерации включают в себя
ядерные силы наземного, морского и воздушного базирования.

 III. Условия перехода Российской Федерации к применению ядерного оружия

     18. Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное
оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и
(или) других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии
против Российской Федерации и (или) Республики Белоруссия как участников
Союзного государства с применением обычного оружия, создающей критическую
угрозу их суверенитету и (или) территориальной целостности.
     19. Условиями, определяющими возможность применения Российской
Федерацией ядерного оружия, являются:
     а) поступление достоверной информации о старте баллистических ракет,
атакующих территории Российской Федерации и (или) ее союзников;
     б) применение противником ядерного или других видов оружия массового
поражения по территориям Российской Федерации и (или) ее союзников, по
воинским формированиям и (или) объектам Российской Федерации,
расположенным за пределами ее территории;
     в) воздействие противника на критически важные государственные или
военные объекты Российской Федерации, вывод из строя которых приведет к
срыву ответных действий ядерных сил;
     г) агрессия против Российской Федерации и (или) Республики
Белоруссия как участников Союзного государства с применением обычного
оружия, создающая критическую угрозу их суверенитету и (или)
территориальной целостности;
     д) поступление достоверной информации о массированном старте
(взлете) средств воздушно-космического нападения (самолеты стратегической
и тактической авиации, крылатые ракеты, беспилотные, гиперзвуковые и
другие летательные аппараты) и пересечении ими государственной границы
Российской Федерации.
     20. Решение о применении ядерного оружия принимается Президентом
Российской Федерации.
     21. Президент Российской Федерации может при необходимости
проинформировать военно-политическое руководство других государств и
(или) международные организации о готовности Российской Федерации
применить ядерное оружие или о принятом решении о применении ядерного
оружия, а также о факте его применения.

 IV. Задачи и функции федеральных органов государственной власти, других
   государственных органов и организаций по реализации государственной
                 политики в области ядерного сдерживания

     22. Общее руководство государственной политикой в области ядерного
сдерживания осуществляет Президент Российской Федерации.
     23. Правительство Российской Федерации осуществляет меры по
реализации экономической политики, направленной на поддержание и развитие
средств ядерного сдерживания, а также формирует и осуществляет внешнюю и
информационную политику в области ядерного сдерживания.
     24. Совет Безопасности Российской Федерации формирует основные
направления военной политики в области ядерного сдерживания, а также
осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной
власти и организаций, участвующих в реализации принятых Президентом
Российской Федерации решений, касающихся обеспечения ядерного
сдерживания.
     25. Министерство обороны Российской Федерации через Генеральный штаб
Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет непосредственное
планирование и проведение мероприятий организационного и военного
характера в области ядерного сдерживания.
     26. Другие федеральные органы исполнительной власти и организации
участвуют в реализации принятых Президентом Российской Федерации решений,
касающихся обеспечения ядерного сдерживания, в соответствии со своими
полномочиями.

Обзор документа

Расширены основания для применения Россией ядерного оружия.
Утверждена новая ядерная доктрина России. В частности, дополнены условия для возможного применения ядерного оружия. Это в т. ч. агрессия с применением обычного оружия не только против России, но и против Белоруссии, создающая критическую угрозу их суверенитету или территориальной целостности. Поводом также может стать поступление достоверной информации о массированном старте (взлете) средств воздушно-космического нападения (самолеты стратегической и тактической авиации, крылатые ракеты, беспилотные, гиперзвуковые и другие летательные аппараты) и пересечении ими госграницы РФ.
Указ вступает в силу со дня подписания.
Назад