Новости и аналитика Горячие документы Федеральные Указание Банка России от 25 сентября 2024 г. N 6861-У "О перечне обязательных для разработки саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими операторов по приему платежей, базовых стандартов и требованиях к их содержанию, а также о содержании вида деятельности операторов по приему платежей на финансовом рынке, подлежащего стандартизации"

Обзор документа

8 ноября 2024

gerb

Указание Банка России от 25 сентября 2024 г. N 6861-У "О перечне обязательных для разработки саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими операторов по приему платежей, базовых стандартов и требованиях к их содержанию, а также о содержании вида деятельности операторов по приему платежей на финансовом рынке, подлежащего стандартизации"

Зарегистрировано в Минюсте России 30 октября 2024 г.
Регистрационный N 79969

     Настоящее Указание на основании части 2 статьи 5 Федерального закона
от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере
финансового рынка" устанавливает перечень обязательных для разработки
саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими
операторов по приему платежей, базовых стандартов из числа указанных в
части 1 статьи 5 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О
саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" и требования к
их содержанию, а также содержание вида деятельности операторов по приему
платежей на финансовом рынке, подлежащего стандартизации.
     1. Разработка, согласование и утверждение базовых стандартов
осуществляются в соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона
от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере
финансового рынка" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ)1.
     2. Саморегулируемые организации в сфере финансового рынка,
объединяющие операторов по приему платежей (далее - саморегулируемые
организации), должны разработать следующие базовые стандарты из числа
указанных в части 1 статьи 5 Федерального закона N 223-ФЗ:
     совершения операций на финансовом рынке;
     защиты прав и интересов физических лиц - получателей финансовых
услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций (далее - базовый
стандарт защиты получателей финансовых услуг).
     3. Базовые стандарты, указанные в абзацах втором и третьем пункта 2
настоящего Указания, разрабатываются саморегулируемыми организациями в
отношении осуществляемой операторами по приему платежей деятельности по
приему платежей физических лиц (далее - прием платежей).
     4. Базовый стандарт совершения операций на финансовом рынке должен
содержать следующие сведения:
     4.1. Сроки передачи оператором по приему платежей поставщикам
информации о принятых в их пользу платежах, не превышающие срок,
установленный частью 61 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009 года
N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц,
осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ).
     4.2. Сроки и порядок доведения оператором по приему платежей до
поставщиков информации о платежных субагентах, привлеченных оператором по
приему платежей для приема платежей в пользу поставщиков, а также о
местах приема платежей в пользу поставщиков оператором по приему платежей
и привлеченными им платежными субагентами.
     4.3. Критерии влияния нарушения оператором по приему платежей
требований Федерального закона N 103-ФЗ и (или) принятых в соответствии с
ним нормативных актов Банка России (далее - нарушение) на оказание
оператором по приему платежей и (или) привлеченными им платежными
субагентами услуг по приему платежей физическим лицам и (или)
поставщикам, учитывающие в том числе:
     сумму и (или) количество платежей, на которые оказало влияние
нарушение;
     количество плательщиков, на платежи которых оказало влияние
нарушение;
     количество поставщиков, в адрес которых были приняты платежи, на
которые оказало влияние нарушение.
     4.4. Требования к порядку осуществления оператором по приему
платежей контроля за соблюдением привлеченными им платежными субагентами
требований Федерального закона N 103-ФЗ.
     5. Базовый стандарт защиты получателей финансовых услуг должен
содержать следующие сведения:
     5.1. Требования к минимальному объему информации, предоставляемой
оператором по приему платежей плательщикам при приеме платежей
дополнительно к информации, указанной в части 13 статьи 4 Федерального
закона N 103-ФЗ, включая информацию:
     о дате внесения Банком России сведений об операторе по приему
платежей в реестр операторов по приему платежей, ведение которого
осуществляется Банком России в порядке, установленном в соответствии с
частью 1 статьи 31 Федерального закона N 103-ФЗ;
     о саморегулируемой организации, членом которой является оператор по
приему платежей, а также о способах и адресах направления обращений в
указанную саморегулируемую организацию;
     о применяемом оператором по приему платежей базовом стандарте защиты
получателей финансовых услуг;
     о порядке приема платежей;
     о способах защиты прав плательщиков, включая информацию о наличии
возможности и способах досудебного урегулирования споров, возникающих при
приеме платежей, в том числе о процедуре медиации (при ее наличии);
     об адресе официального сайта (адресах официальных сайтов) оператора
по приему платежей в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
(при наличии).
     5.2. Порядок предоставления оператором по приему платежей
плательщикам информации, обеспечивающий:
     исключение предоставления информации, которая может повлечь
неоднозначное толкование свойств оказываемых плательщикам услуг;
     недискриминационный характер доступа к информации плательщиков на
равных правах и в равном объеме;
     предоставление плательщикам информации без затрат или совершения
действий, не предусмотренных законодательством Российской Федерации;
     изложение информации доступным языком (с использованием
удобочитаемых шрифтов, форматов) с разъяснением специальных терминов (в
случае их наличия).
     5.3. Правила взаимодействия оператора по приему платежей с
плательщиками при приеме платежей, включающие:
     требования к взаимодействию оператора по приему платежей с
плательщиками посредством телефонной связи, а также иных каналов
взаимодействия (при их наличии);
     требование об исключении оператором по приему платежей препятствий к
осуществлению плательщиком аудиозаписи, видео- или фотосъемки процесса
взаимодействия плательщика с оператором по приему платежей в местах
приема платежей;
     порядок и сроки предоставления оператором по приему платежей по
требованию плательщиков документов (их копий), связанных с приемом
платежей.
     5.4. Принципы предоставления оператором по приему платежей
информации рекламного характера относительно оказываемых им услуг.
     5.5. Требования к работникам оператора по приему платежей,
осуществляющим непосредственное взаимодействие с плательщиками, а также к
проверке соответствия таких работников указанным требованиям.
     5.6. Порядок рассмотрения оператором по приему платежей обращений
плательщиков, включающий:
     требования к регистрации входящих обращений и ответов на них;
     требования к организации работы с обращениями плательщиков,
обеспечивающие информирование плательщиков о получении их обращений;
     формы и способы предоставления плательщикам ответов на их обращения;
     требование к наличию мотивированного ответа на обращение;
     требования к обеспечению объективного, всестороннего и
своевременного рассмотрения обращений плательщиков;
     требования к предельным срокам рассмотрения обращений плательщиков;
     требования к анализу обращений и принятию решений о целесообразности
применения мер, направленных на улучшение качества обслуживания
плательщиков, по результатам анализа обращений.
     5.7. Минимальные стандарты обслуживания оператором по приему
платежей плательщиков, касающиеся доступности и материального обеспечения
мест приема платежей, в том числе плательщиков с ограниченными
возможностями здоровья.
     5.8. Формы, сроки и порядок реализации права плательщика на
досудебный порядок разрешения споров, в том числе посредством процедуры
медиации (при наличии указанного порядка разрешения споров между
оператором по приему платежей и плательщиком).
     5.9. Требование к оператору по приему платежей о включении в
заключенные (заключаемые) с платежными субагентами договоры о приеме
платежей условий, предусматривающих исполнение платежными субагентами
положений базового стандарта защиты получателей финансовых услуг,
указанных в абзацах пятом - седьмом подпункта 5.1 и подпунктах 5.2-5.8
настоящего пункта.
     6. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня
его официального опубликования.
------------------------------
     1 Часть 2 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ.
------------------------------

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации                                     Э.С. Набиуллина

Обзор документа

Для СРО операторов по приему платежей определено содержание базовых стандартов.
СРО операторов по приему платежей должны разработать 2 базовых стандарта. Первый регулирует совершение операций по приему платежей физлиц. Второй касается защиты прав и интересов физических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами СРО.
Установлены требования к содержанию базовых стандартов, а также перечень операций (содержание видов деятельности) операторов по приему платежей на финансовом рынке, подлежащих стандартизации.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после даты опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте России 30 октября 2024 г. Регистрационный № 79969.
Назад