26 сентября 2024
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 сентября 2024 г. N 41-П "По делу о проверке конституционности пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 статьи 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в связи с запросом Государственного Совета Республики Татарстан"
Обзор документа
КС обязал предусмотреть резервный механизм льготного обеспечения жизненно важными лекарствами для страдающих редкими заболеваниями.
По запросу Республики Татарстан Конституционный Суд РФ проверил нормы законов о совместном финансировании Российской Федерацией и ее субъектами лечения редких (орфанных) заболеваний. По мнению заявителя, оспариваемые положения ставят жизнь и здоровье больных в зависимость от экономических возможностей регионов.
КС указал, что само по себе указанное распределение полномочий не противоречит Конституции. Федерация может финансировать лечение значительного числа граждан, а регионы - учитывать индивидуальные потребности больного. Экономическое неравенство регионов компенсируется федеральными дотациями и иными формами участия РФ в распределении средств, например, деятельностью специального Фонда для лечения детей.
Однако КС выявил пробел в данном правовом регулировании. Так, субъект РФ по решению врачебной комиссии обязан обеспечить больного препаратами, не входящими в специальный перечень. Кроме того, не предусмотрена передача закупленных лекарств или выделенных на это средств при переезде больного в другой регион. Такие непредвиденные расходы увеличивают нагрузку на региональный бюджет. Обращение за судебной или административной защитой задерживает лекарственную терапию, что опасно для жизни.
В этой части оспариваемые нормы не соответствуют Конституции. Федеральному законодателю необходимо в кратчайшие сроки предусмотреть особый механизм наиболее оперативного предоставления лекарств нуждающимся. До этого момента регионы по-прежнему должны исполнять свои обязанности по лекарственному обеспечению лиц, страдающих орфанными заболеваниями.
По запросу Республики Татарстан Конституционный Суд РФ проверил нормы законов о совместном финансировании Российской Федерацией и ее субъектами лечения редких (орфанных) заболеваний. По мнению заявителя, оспариваемые положения ставят жизнь и здоровье больных в зависимость от экономических возможностей регионов.
КС указал, что само по себе указанное распределение полномочий не противоречит Конституции. Федерация может финансировать лечение значительного числа граждан, а регионы - учитывать индивидуальные потребности больного. Экономическое неравенство регионов компенсируется федеральными дотациями и иными формами участия РФ в распределении средств, например, деятельностью специального Фонда для лечения детей.
Однако КС выявил пробел в данном правовом регулировании. Так, субъект РФ по решению врачебной комиссии обязан обеспечить больного препаратами, не входящими в специальный перечень. Кроме того, не предусмотрена передача закупленных лекарств или выделенных на это средств при переезде больного в другой регион. Такие непредвиденные расходы увеличивают нагрузку на региональный бюджет. Обращение за судебной или административной защитой задерживает лекарственную терапию, что опасно для жизни.
В этой части оспариваемые нормы не соответствуют Конституции. Федеральному законодателю необходимо в кратчайшие сроки предусмотреть особый механизм наиболее оперативного предоставления лекарств нуждающимся. До этого момента регионы по-прежнему должны исполнять свои обязанности по лекарственному обеспечению лиц, страдающих орфанными заболеваниями.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад