Новости и аналитика Горячие документы Федеральные Федеральный закон от 8 августа 2024 г. N 330-ФЗ "О развитии креативных (творческих) индустрии в Российской Федерации"

Обзор документа

13 августа 2024

gerb

Федеральный закон от 8 августа 2024 г. N 330-ФЗ "О развитии креативных (творческих) индустрии в Российской Федерации"

     Принят Государственной Думой 30 июля 2024 года
     Одобрен Советом Федерации 2 августа 2024 года

                        Глава 1. Общие положения

     Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального
                 закона
     1. Настоящий Федеральный закон определяет основы правового
регулирования организации и развития в Российской Федерации креативных
(творческих) индустрий как базового сектора креативной экономики и
устанавливает условия деятельности и государственной поддержки в сфере
креативных (творческих) индустрий.
     2. Целями настоящего Федерального закона являются:
     1) создание условий для самореализации граждан на основе
использования творческого и интеллектуального потенциала, повышение
уровня занятости граждан в сфере креативных (творческих) индустрий;
     2) развитие в Российской Федерации креативной экономики как
разновидности организации хозяйственных отношений между субъектами
гражданского оборота, основанной на широком использовании результатов
интеллектуальной деятельности при создании, использовании, продвижении на
внутреннем и внешнем рынках, распространении и (или) реализации продукции
(выполнении работ, оказании услуг), а также ускоренное внедрение
инноваций во всех областях деятельности;
     3) стимулирование развития креативных (творческих) индустрий и
предпринимательской деятельности в сфере креативных (творческих)
индустрий;
     4) обеспечение равных возможностей доступа субъектов креативных
(творческих) индустрий к мерам государственной поддержки в сфере
креативных (творческих) индустрий;
     5) стимулирование создания креативных продуктов, увеличения объема
нематериальных активов и обеспечение охраны и защиты прав на креативные
продукты;
     6) поддержка образовательной деятельности и развития компетенций в
сфере креативных (творческих) индустрий.

     Статья 2. Правовое регулирование в сфере креативных (творческих)
                 индустрий
     Правовое регулирование в сфере креативных (творческих) индустрий
основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в
соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными
законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации.

     Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном
                 законе
     Для целей настоящего Федерального закона используются следующие
основные понятия:
     1) креативная (творческая) индустрия (далее - креативная индустрия)
- экономическая деятельность, непосредственно связанная с созданием,
продвижением на внутреннем и внешнем рынках, распространением и (или)
реализацией креативного продукта, обладающего уникальностью и
экономической ценностью;
     2) креативный продукт - результат интеллектуальной деятельности или
совокупность результатов интеллектуальной деятельности, а также
продукция, работы, услуги, добавленная стоимость которых обусловлена
использованием результатов интеллектуальной деятельности и (или) средств
индивидуализации;
     3) субъект креативной индустрии - физическое лицо, юридическое лицо
или индивидуальный предприниматель, осуществляющие коммерческую
деятельность по созданию, продвижению на внутреннем и внешнем рынках,
распространению и (или) реализации креативного продукта и соответствующие
критериям отнесения к субъектам креативных индустрий, установленным
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
     4) креативный кластер - определенная в соответствии с настоящим
Федеральным законом территория, на которой расположены объекты
недвижимости и необходимая инфраструктура, используемые для осуществления
деятельности субъектами креативных индустрий и иными лицами, деятельность
которых направлена на создание условий для эффективной деятельности
субъектов креативных индустрий, и существуют условия для создания,
продвижения на внутреннем и внешнем рынках, распространения и (или)
реализации креативных продуктов и развития человеческого потенциала;
     5) меры государственной поддержки в сфере креативных индустрий -
действия правового, экономического, организационного и иного характера,
которые могут осуществляться органами государственной власти Российской
Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации
и направлены на создание условий для эффективной деятельности субъектов
креативных индустрий, в том числе которые предусмотрены государственными
программами развития креативных индустрий.

  Глава 2. Полномочия органов государственной власти в сфере креативных
                                индустрий

     Статья 4. Полномочия федеральных органов государственной власти в
                 сфере креативных индустрий
     1. К полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере
креативных индустрий относятся:
     1) определение федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного на осуществление функций по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере креативной
экономики;
     2) установление порядка формирования и ведения единого реестра
субъектов креативных индустрий, в том числе утверждение состава сведений
указанного единого реестра, размещаемых в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также утверждение
состава сведений о субъектах креативных индустрий, включаемых в реестр
субъектов креативных индустрий, осуществляющих деятельность в субъекте
Российской Федерации;
     3) установление критериев и порядка признания территории креативным
кластером;
     4) осуществление иных полномочий в сфере креативных индустрий в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
     2. К полномочиям федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного на осуществление функций по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере креативной
экономики, относятся:
     1) формирование и ведение единого реестра субъектов креативных
индустрий;
     2) утверждение порядка представления органами государственной власти
субъектов Российской Федерации сведений об инфраструктуре поддержки
креативных индустрий в субъектах Российской Федерации в федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере креативной экономики;
     3) размещение на своем официальном сайте в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений об
инфраструктуре поддержки креативных индустрий в субъектах Российской
Федерации;
     4) утверждение типового состава сведений об инфраструктуре поддержки
креативных индустрий в субъектах Российской Федерации, размещаемых на
официальных сайтах высших исполнительных органов субъектов Российской
Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
     5) осуществление иных полномочий в сфере креативных индустрий,
определенных Правительством Российской Федерации.
     3. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по формированию официальной статистической информации о социальных,
экономических, демографических, экологических и других общественных
процессах в Российской Федерации, ежегодно проводится оценка вклада
креативной экономики в экономику Российской Федерации в соответствии с
утвержденной им методологией.

     Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов
                 Российской Федерации в сфере креативных индустрий
     К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской
Федерации в сфере креативных индустрий относятся:
     1) установление порядка формирования и ведения реестра субъектов
креативных индустрий, осуществляющих деятельность в субъекте Российской
Федерации, в том числе порядка включения в такой реестр и исключения из
него сведений о субъектах креативных индустрий;
     2) установление критериев отнесения физических лиц, юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей к субъектам креативных индустрий;
     3) установление порядка подтверждения соответствия физических лиц,
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей критериям отнесения к
субъектам креативных индустрий, установленным нормативными правовыми
актами субъекта Российской Федерации;
     4) осуществление подтверждения соответствия физических лиц,
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей критериям отнесения к
субъектам креативных индустрий, установленным нормативными правовыми
актами субъекта Российской Федерации;
     5) формирование и ведение реестра субъектов креативных индустрий,
осуществляющих деятельность в субъекте Российской Федерации;
     6) осуществление подтверждения соответствия территории критериям
признания территории креативным кластером в порядке, установленном в
соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона;
     7) установление критериев определения приоритетных креативных
индустрий в субъекте Российской Федерации и на основании данных критериев
формирование перечня приоритетных креативных индустрий в соответствующем
субъекте Российской Федерации;
     8) установление порядка размещения сведений об инфраструктуре
поддержки креативных индустрий в соответствующем субъекте Российской
Федерации на официальном сайте высшего исполнительного органа субъекта
Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет", в том числе утверждение состава таких сведений, с учетом
типового состава сведений об инфраструктуре поддержки креативных
индустрий в субъектах Российской Федерации, утвержденного в соответствии
с пунктом 4 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, и размещение
таких сведений;
     9) определение имущества субъекта Российской Федерации, относящегося
к инфраструктуре поддержки креативных индустрий в субъекте Российской
Федерации;
     10) определение имущества субъекта Российской Федерации,
используемого при формировании креативного кластера в субъекте Российской
Федерации;
     11) формирование консультационных и (или) экспертных органов и
создание организаций для реализации полномочий в сфере креативных
индустрий;
     12) осуществление иных полномочий в сфере креативных индустрий в
соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством
субъекта Российской Федерации.

     Глава 3. Креативные индустрии, субъекты креативных индустрий и
              инфраструктура поддержки креативных индустрий

     Статья 6. Виды креативных индустрий
     1. Для целей настоящего Федерального закона креативные индустрии в
зависимости от осуществляемой субъектами креативных индустрий
экономической деятельности подразделяются на следующие виды:
     1) индустрии, основанные на историко-культурном наследии (включая
народные художественные промыслы, ремесла, деятельность галерей,
деятельность по представлению обществу музейных предметов и музейных
коллекций, производство продукции с использованием изображений музейных
предметов, музейных коллекций, зданий музеев и иных объектов культуры и
культурного достояния);
     2) индустрии, основанные на произведениях литературы и искусства
(включая литературные произведения, драматические и
музыкально-драматические произведения, хореографические произведения,
музыкальные произведения, аудиовизуальные произведения, произведения
изобразительного искусства, фотографические произведения и другие
произведения), результатах издательской деятельности, результатах
исполнительской деятельности (включая исполнения артистов-исполнителей и
дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, в том числе
театральные, цирковые, кукольные, эстрадные и иные театрально-зрелищные
представления) и фонограммах;
     3) индустрии, основанные на информационно-телекоммуникационных
технологиях (включая обработку данных и разработку программного
обеспечения, в том числе с использованием технологий виртуальной и
дополненной реальности, создание компьютерных игр и видеоигр,
деятельность по созданию и распространению информации, рекламную
деятельность, деятельность аудиовизуального сервиса, создание и
использование иных результатов интеллектуальной деятельности,
предназначенных для использования в информационно-телекоммуникационных
сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет",
для распространения в средствах массовой информации), деятельности
средств массовой информации, деятельности в сфере связей с
общественностью;
     4) индустрии, основанные на прикладном творчестве (включая создание
и производство одежды, аксессуаров, декоративно-прикладное и
сценографическое искусство, дизайн, архитектуру, гастрономию).
     2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на
осуществление функций по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере креативной экономики, на
основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности
утверждает перечень видов экономической деятельности в сфере креативных
индустрий.

     Статья 7. Субъекты креативных индустрий
     1. Субъектами креативных индустрий признаются соответствующие
критериям отнесения к субъектам креативных индустрий, установленным
нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, физические
лица, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный
доход" и осуществляющие деятельность по видам креативных индустрий, и
юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды
деятельности, указанные в едином государственном реестре юридических лиц,
едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и
включенные в перечень видов экономической деятельности в сфере креативных
индустрий, утвержденный в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего
Федерального закона.
     2. Признание физического лица, юридического лица и индивидуального
предпринимателя субъектом креативной индустрии осуществляется в порядке,
установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации, в результате подтверждения соответствия указанных лиц
критериям отнесения к субъектам креативных индустрий, установленным
нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
     3. Сведения о субъекте креативной индустрии включаются в реестр
субъектов креативных индустрий, осуществляющих деятельность в субъекте
Российской Федерации, в порядке, установленном в соответствии с пунктом 1
статьи 5 настоящего Федерального закона.
     4. В единый реестр субъектов креативных индустрий включаются
сведения, содержащиеся в реестрах субъектов креативных индустрий,
осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации, в порядке,
установленном в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 настоящего
Федерального закона.
     5. Сведения, содержащиеся в едином реестре субъектов креативных
индустрий, являются общедоступными, за исключением сведений, доступ к
которым ограничен в соответствии с законодательством Российской
Федерации.

     Статья 8. Инфраструктура поддержки креативных индустрий
     1. Инфраструктурой поддержки креативных индустрий являются:
     1) центры креативных индустрий, созданные органами государственной
власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством
субъектов Российской Федерации;
     2) креативные кластеры;
     3) информационные системы, используемые для обеспечения деятельности
субъектов креативных индустрий, в том числе в целях управления правами на
результаты интеллектуальной деятельности;
     4) имущество, которое может быть отнесено к инфраструктуре поддержки
креативных индустрий по решению Правительства Российской Федерации или
органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
     2. Сведения об инфраструктуре поддержки креативных индустрий в
субъектах Российской Федерации размещаются на официальном сайте
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на
осуществление функций по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере креативной экономики, в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в установленном им
порядке.
     3. Сведения об инфраструктуре поддержки креативных индустрий в
субъектах Российской Федерации размещаются на официальных сайтах высших
исполнительных органов субъектов Российской Федерации в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке,
установленном органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, с учетом типового состава сведений об инфраструктуре поддержки
креативных индустрий в субъектах Российской Федерации, утвержденного в
соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.
     4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
направляют сведения об инфраструктуре поддержки креативных индустрий в
субъекте Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере креативной
экономики, в порядке, установленном в соответствии с пунктом 2 части 2
статьи 4 настоящего Федерального закона.

  Глава 4. Меры государственной поддержки в сфере креативных индустрий

     Статья 9. Государственная поддержка в сфере креативных индустрий
     1. В целях создания благоприятных условий для развития креативных
индустрий федеральными органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации могут предоставляться меры государственной поддержки в сфере
креативных индустрий.
     2. Государственная поддержка в сфере креативных индустрий может
предоставляться путем оказания финансовой, имущественной,
образовательной, информационной и иной поддержки субъектам креативных
индустрий, которые способствуют укреплению общероссийской гражданской
идентичности (в том числе на основе региональных особенностей и народных
традиций соответствующей территории), развитию национальной культуры и
экономики, популяризации науки и культуры, продвижению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей.
     3. Сведения об использовании инфраструктуры поддержки креативных
индустрий при осуществлении внешнеэкономической деятельности относятся к
контрсанкционной информации, за исключением сведений, указанных в части 3
статьи 214 Федерального закона от 8 марта 2022 года N 46-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Правительством Российской Федерации могут быть определены перечень
сведений об использовании инфраструктуры поддержки креативных индустрий
при осуществлении внешнеэкономической деятельности, которая не относится
к контрсанкционной информации, и (или) специальные условия
распространения контрсанкционной информации.

     Статья 10. Условия предоставления субъектам креативных индустрий мер
                 государственной поддержки в сфере креативных индустрий
     1. Меры государственной поддержки в сфере креативных индустрий могут
предоставляться субъектам креативных индустрий, которые включены в единый
реестр субъектов креативных индустрий и не обладают статусом иностранного
агента, при соблюдении ими одновременно следующих условий:
     1) наличие государственной регистрации на территории Российской
Федерации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя,
а для физического лица - гражданство Российской Федерации и постановка на
учет в качестве налогоплательщика, применяющего специальный налоговый
режим "Налог на профессиональный доход" в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;
     2) осуществление деятельности на территории субъекта Российской
Федерации;
     3) отсутствие у субъекта креативной индустрии просроченной
неурегулированной задолженности по денежным обязательствам перед
соответствующим публично-правовым образованием и по обязательным платежам
перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
     2. Меры государственной поддержки в сфере креативных индустрий могут
быть предоставлены органами государственной власти субъекта Российской
Федерации субъектам креативных индустрий, включенным в соответствующий
реестр субъектов креативных индустрий, осуществляющих деятельность в
субъекте Российской Федерации.
     3. Меры государственной поддержки в сфере креативных индустрий
предоставляются органами государственной власти субъектов Российской
Федерации в первоочередном порядке субъектам креативных индустрий
приоритетных креативных индустрий, перечень которых устанавливается в
соответствии с пунктом 7 статьи 5 настоящего Федерального закона.

     Статья 11. Финансовая поддержка в сфере креативных индустрий
     1. Финансовая поддержка в сфере креативных индустрий может
оказываться в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации, в том числе в форме
предоставления субъектам креативных индустрий субсидий и грантов в форме
субсидий на конкурсной основе.
     2. Финансовая поддержка в сфере креативных индустрий за счет средств
бюджетов субъектов Российской Федерации может оказываться субъектам
креативных индустрий, включенным в соответствующий реестр субъектов
креативных индустрий, осуществляющих деятельность в субъекте Российской
Федерации.

     Статья 12. Имущественная поддержка в сфере креативных индустрий
     1. Имущественная поддержка в сфере креативных индустрий может
предоставляться в виде передачи во владение и (или) в пользование
государственного имущества в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Указанное
имущество должно использоваться по целевому назначению.
     2. Продажа и иное отчуждение имущества, переданного субъектам
креативных индустрий в соответствии с частью 1 настоящей статьи, не
допускаются, за исключением случаев, установленных законом.

     Статья 13. Образовательная поддержка и консультационная поддержка в
                 сфере креативных индустрий
     1. Образовательная поддержка в сфере креативных индустрий может
оказываться в следующих формах:
     1) разработка и внедрение образовательных программ среднего
профессионального, высшего образования и дополнительного
профессионального образования в сфере креативных индустрий;
     2) создание условий для подготовки кадров для креативных индустрий
по программам подготовки среднего профессионального и высшего
образования, дополнительного профессионального образования;
     3) создание условий для самообразования и саморазвития;
     4) учебно-методическая и научно-методическая помощь;
     5) иные формы, определенные в соответствии с законодательством
Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
     2. Консультационная поддержка в сфере креативных индустрий может
оказываться в форме предоставления консультационных услуг в сфере
креативных индустрий и иных формах, определенных органами государственной
власти в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.

     Статья 14. Информационная поддержка в сфере креативных индустрий
     1. Информационная поддержка в сфере креативных индустрий может
оказываться в форме размещения информации на официальных сайтах высших
исполнительных органов субъектов Российской Федерации в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
     2. На официальных сайтах высших исполнительных органов субъектов
Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
размещается следующая информация:
     1) меры поддержки в сфере креативных индустрий;
     2) виды креативных индустрий, виды экономической деятельности в
сфере креативных индустрий и приоритетные креативные индустрии в
соответствующем субъекте Российской Федерации;
     3) сведения об инфраструктуре поддержки креативных индустрий,
предусмотренной статьей 8 настоящего Федерального закона;
     4) сведения о государственном имуществе, переданном субъектам
креативных индустрий в виде имущественной поддержки;
     5) порядок подтверждения соответствия физических лиц, юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей критериям отнесения к субъектам
креативных индустрий, установленным нормативными правовыми актами
субъекта Российской Федерации;
     6) порядок включения сведений о субъектах креативных индустрий в
реестр субъектов креативных индустрий, осуществляющих деятельность в
субъекте Российской Федерации, и исключения указанных сведений из такого
реестра;
     7) иная информация, необходимая для развития субъектов креативных
индустрий.
     3. Информация, указанная в части 2 настоящей статьи, является
общедоступной и размещается на официальных сайтах высших исполнительных
органов субъектов Российской Федерации в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке,
установленном органами государственной власти субъектов Российской
Федерации.

     Статья 15. Предоставление сведений субъектами креативных индустрий,
                 получившими финансовую и (или) имущественную поддержку
     1. Субъекты креативных индустрий, получившие финансовую поддержку в
сфере креативных индустрий в соответствии со статьей 11 настоящего
Федерального закона и (или) имущественную поддержку в сфере креативных
индустрий в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, в
установленном Правительством Российской Федерации порядке предоставляют
органам государственной власти субъектов Российской Федерации сведения об
объеме затрат на создание, продвижение на внутреннем и внешнем рынках,
распространение и (или) реализацию креативного продукта и объеме затрат
на создание результатов интеллектуальной деятельности, а также сведения
об объеме выручки от распространения и (или) реализации креативного
продукта и объеме выручки от распоряжения правами на результаты
интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, в том числе
выручки от реализации материальных носителей, в которых выражены такие
результаты и средства. Указанные сведения рассчитываются в соответствии с
законодательством Российской Федерации и предоставляются за календарный
год.
     2. Сведения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, включаются в
реестр субъектов креативных индустрий, осуществляющих деятельность в
субъекте Российской Федерации.

                    Глава 5. Заключительные положения

     Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона
     Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста
восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации                                  В. Путин

Москва, Кремль
8 августа 2024 года
N 330-ФЗ

Обзор документа

Развитию креативных индустрий посвящен отдельный закон.
Принят Закон о развитии креативных (творческих) индустрий в России.
Закреплены полномочия органов госвласти. Прописаны критерии, которым должны соответствовать самозанятые, ИП и юрлица, чтобы получить статус субъекта креативных индустрий. Определены виды креативных индустрий. Создадут единый реестр субъектов.
Инфраструктуру креативных индустрий составят:
- центры, созданные в регионах;
- креативные кластеры;
- информационные системы для обеспечения деятельности субъектов креативных индустрий;
- имущество, которое может быть отнесено к инфраструктуре поддержки креативных индустрий.
Господдержка заключается в оказании финансовой, имущественной, образовательной, информационной и иной помощи.
Сведения об использовании инфраструктуры креативных индустрий при осуществлении внешнеэкономической деятельности отнесены к контрсанкционной информации.
Закон вступает в силу через 180 дней после опубликования.
Назад