Новости и аналитика Горячие документы Федеральные Федеральный закон от 8 августа 2024 г. N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Обзор документа

13 августа 2024

gerb

Федеральный закон от 8 августа 2024 г. N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

     Принят Государственной Думой 23 июля 2024 года
     Одобрен Советом Федерации 2 августа 2024 года

     Статья 1
     Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878;
N 48, ст. 6165; 2014, N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 30, ст. 4217;
2016, N 1, ст. 9; N 27, ст. 4219, 4246; 2018, N 28, ст. 4152; 2019, N 30,
ст. 4134; N 49, ст. 6962; N 52, ст. 7833; 2020, N 12, ст. 1645; N 22,
ст. 3379; N 31, ст. 5062; 2021, N 1, ст. 56; N 18, ст. 3058, 3071; N 22,
ст. 3679; N 27, ст. 5148, 5150; 2022, N 1, ст. 41; N 29, ст. 5229, 5262,
5265, 5266, 5267; N 39, ст. 6541; N 48, ст. 8316; 2023, N 1, ст. 78;
N 25, ст. 4445; N 26, ст. 4691; N 32, ст. 6200, 6211; N 52, ст. 9531;
2024, N 1, ст. 66) следующие изменения:
     1) в пункте 7 части 1 статьи 3 слова "форм обучения, методов
обучения и воспитания" заменить словами "форм, методов и средств обучения
и воспитания";
     2) часть 6 статьи 28 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
     "4) создавать специальные условия для получения образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами
(детьми-инвалидами) в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов
(детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида).";
     3) в части 5 статьи 41 третье предложение изложить в следующей
редакции: "Основанием для организации обучения на дому являются обращение
в письменной форме родителей (законных представителей) и медицинское
заключение, выданное медицинской организацией в порядке, установленном
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере здравоохранения, о наличии у ребенка заболевания,
включенного в перечень заболеваний, наличие которых дает право на
обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утвержденный
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере здравоохранения.", дополнить предложением
следующего содержания: "Основанием для организации обучения в медицинской
организации являются обращение в письменной форме родителей (законных
представителей) и справка, выданная медицинской организацией в порядке,
установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения,
подтверждающая факт госпитализации ребенка в медицинскую организацию,
оказывающую специализированную, в том числе высокотехнологичную,
медицинскую помощь.";
     4) в статье 42:
     а) часть 4 изложить в следующей редакции:
     "4. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
наряду с помощью, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, также:
     1) оказывает помощь организациям, осуществляющим образовательную
деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных
программ, включая адаптированные основные общеобразовательные программы,
по вопросам обучения и воспитания обучающихся, в том числе в части:
     а) психолого-педагогического сопровождения реализации основных
общеобразовательных программ, включая адаптированные основные
общеобразовательные программы;
     б) методической помощи в разработке и реализации основных
общеобразовательных программ, включая адаптированные основные
общеобразовательные программы, в разработке и реализации индивидуальных
учебных планов;
     в) методической помощи в выборе оптимальных форм, методов и средств
обучения и воспитания обучающихся;
     г) методической помощи в выявлении и устранении потенциальных
препятствий к обучению и воспитанию обучающихся;
     2) осуществляет мониторинг эффективности оказываемой организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.";
     б) в части 5 первое предложение изложить в следующей редакции: "При
центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
создаются психолого-медико-педагогические комиссии в целях своевременного
выявления детей, имеющих особенности физического и (или) психического
развития и (или) отклонения в поведении, проведения их комплексного
психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по его
результатам рекомендаций по организации обучения и воспитания, а также
подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.";
     в) дополнить частью 7 следующего содержания:
     "7. Типовой порядок организации деятельности по оказанию
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе
типовой порядок деятельности центра психолого-педагогической, медицинской
и социальной помощи, устанавливается федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования,
по согласованию с федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования,
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере здравоохранения, и федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
социальной защиты населения.";
     5) в части 5 статьи 43 слова "и различными формами умственной
отсталости" заменить словами "или нарушением интеллекта";
     6) в пункте 2 части 3 статьи 47 слова "средств, методов" заменить
словами "методов и средств";
     7) пункт 6 части 1 статьи 48 изложить в следующей редакции:
     "6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и
состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для
получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья,
инвалидами (детьми-инвалидами) в части реализации адаптированных
образовательных программ, использования форм, методов и средств обучения
и воспитания, взаимодействовать при необходимости с медицинскими
организациями и центрами психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи;";
     8) в части 13 статьи 60 слова "с различными формами умственной
отсталости" заменить словами "с нарушением интеллекта";
     9) в статье 79:
     а) наименование дополнить словами ", инвалидами
(детьми-инвалидами)";
     б) часть 1 изложить в следующей редакции:
     "1. Условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов)
определяются в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии, а
для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида).";
     в) в части 2 первое предложение изложить в следующей редакции:
"Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
инвалидов (детей-инвалидов) осуществляется в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам, в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии.";
     г) часть 3 изложить в следующей редакции:
     "3. Под специальными условиями для получения образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами
(детьми-инвалидами) в настоящем Федеральном законе понимаются:
     1) условия обучения, воспитания и развития, обеспечивающие адаптацию
содержания образования и включающие в себя использование адаптированных
образовательных программ, методов и средств обучения и воспитания,
учитывающих особенности психофизического развития таких обучающихся и
состояние их здоровья;
     2) проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
     3) обеспечение специальными учебниками, учебными пособиями и
дидактическими материалами, специальными техническими средствами обучения
коллективного и индивидуального пользования;
     4) обеспечение предоставления услуг ассистента (помощника),
оказывающего необходимую техническую помощь, переводчика русского
жестового языка (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также
педагогических работников в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии;
     5) обеспечение доступа в здания и помещения организаций,
осуществляющих образовательную деятельность;
     6) другие условия, без которых освоение образовательных программ
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами
(детьми-инвалидами) невозможно или затруднено.";
     д) в части 5 слова "с умственной отсталостью" заменить словами "с
нарушением интеллекта", слова "со сложными дефектами" заменить словами "с
тяжелыми множественными нарушениями развития";
     е) в части 9 слова "с различными формами умственной отсталости"
заменить словами "с нарушением интеллекта";
     ж) часть 10 дополнить словами ", инвалидами (детьми-инвалидами)";
     з) часть 11 изложить в следующей редакции:
     "11. Обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
инвалидов (детей-инвалидов) бесплатными специальными учебниками, учебными
пособиями и дидактическими материалами, специальными техническими
средствами обучения коллективного и индивидуального пользования,
предоставление услуг ассистентов (помощников), оказывающих необходимую
техническую помощь, переводчиков русского жестового языка
(сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков), а также педагогических
работников в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии являются расходными
обязательствами субъекта Российской Федерации в отношении таких
обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований
федерального бюджета. Для обучающихся за счет бюджетных ассигнований
федерального бюджета обеспечение указанных специальных условий является
расходным обязательством Российской Федерации.";
     10) в пункте 5 части 20 статьи 98 слова "для организации обучения и
воспитания ребенка-инвалида в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалида (при наличии)" заменить словами "для получения
образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья,
инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов
(детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида)";
     11) часть 2 статьи 99 после слов "с ограниченными возможностями
здоровья," дополнить словами "инвалидами (детьми-инвалидами),".

     Статья 2
     Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года.

Президент Российской Федерации                                  В. Путин

Москва, Кремль
8 августа 2024 года
N315-Ф3

Обзор документа

Усовершенствован порядок создания спецусловий для получения образования инвалидами.
Спецусловия для получения образования инвалидами и детьми-инвалидами будут обеспечиваться на основании рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий, которые должны быть созданы на базе всех центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Планируется установить типовой порядок деятельности таких центров.
Образовательные организации обязаны создавать спецусловия для получения образования обучающимися с ОВЗ, инвалидами и детьми-инвалидами. Конкретизированы спецусловия, которые обязаны соблюдать педагоги. Введено тьюторское сопровождение.
Термин “умственная отсталость” заменен на термин “нарушение интеллекта”.
Уточнены основания для получения школьного образования на дому или в больнице.
Закон вступает в силу с 1 марта 2025 г.
Назад