Новости и аналитика Горячие документы Федеральные Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2024 г. N 929 "Об утверждении Положения о государственной единой облачной платформе"

Обзор документа

12 июля 2024

gerb

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2024 г. N 929 "Об утверждении Положения о государственной единой облачной платформе"

     Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить прилагаемое Положение о государственной единой облачной
платформе.
     2. Установить, что:
     а) Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации обеспечивает предоставление облачных услуг
посредством государственной единой облачной платформы в целях размещения
и обеспечения функционирования информационных систем и информационных
ресурсов органов государственной власти, государственных органов, органов
публичной власти федеральной территории "Сириус", государственных
учреждений, государственных внебюджетных фондов, публично-правовых
компаний, некоммерческих организаций, включенных в реестр социально
ориентированных некоммерческих организаций;
     б) участник эксперимента по переводу информационных систем и
информационных ресурсов органов государственной власти, государственных
органов, органов публичной власти федеральной территории "Сириус",
государственных учреждений, государственных внебюджетных фондов,
публично-правовых компаний, некоммерческих организаций, включенных в
реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, в
государственную единую облачную платформу, а также по обеспечению доступа
к коммуникационным сервисам автоматизированного рабочего места органам
государственной власти, государственным органам, органам публичной власти
федеральной территории "Сириус", государственным учреждениям,
государственным внебюджетным фондам, некоммерческим организациям,
включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций,
и автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при
Правительстве Российской Федерации", предусмотренного постановлением
Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. N 1114 "О
проведении эксперимента по переводу информационных систем и
информационных ресурсов органов государственной власти, государственных
органов, органов публичной власти федеральной территории "Сириус",
государственных учреждений, государственных внебюджетных фондов,
публично-правовых компаний, некоммерческих организаций, включенных в
реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, в
государственную единую облачную платформу, а также по обеспечению доступа
к коммуникационным сервисам автоматизированного рабочего места органам
государственной власти, государственным органам, органам публичной власти
федеральной территории "Сириус", государственным учреждениям,
государственным внебюджетным фондам, некоммерческим организациям,
включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций,
и автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при
Правительстве Российской Федерации" (далее -эксперимент), после
завершения эксперимента на добровольной основе в соответствии с
требованиями Положения, утвержденного настоящим постановлением,
становится потребителем государственной единой облачной платформы (далее
- потребитель) на основании:
     совместных ведомственных актов Министерства цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и федеральных органов
исполнительной власти;
     соглашений о взаимодействии, заключаемых между Министерством
цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и
иными участниками эксперимента;
     в) функционирование государственной единой облачной платформы
осуществляется в соответствии со следующими требованиями,
устанавливаемыми Министерством цифрового развития, связи и массовых
коммуникаций Российской Федерации:
     требования к обеспечению информационной безопасности в рамках
предоставления облачных услуг посредством государственной единой облачной
платформы;
     требования к центрам обработки данных государственной единой
облачной платформы;
     требования к оптимизации архитектуры информационных систем и
информационных ресурсов потребителей при их размещении в государственной
единой облачной платформе;
     требования к облачным услугам, предоставляемым посредством
государственной единой облачной платформы, а также к порядку и
методологии перевода информационных систем и информационных ресурсов
потребителей в государственную единую облачную платформу.
     3. Предоставление вычислительных ресурсов государственной единой
облачной платформы в целях размещения и обеспечения функционирования
информационных систем и информационных ресурсов потребителей
осуществляется Министерством цифрового развития, связи и массовых
коммуникаций Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований,
предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на
соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных
обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства как
получателя средств федерального бюджета.
     4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2025 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации                                         М. Мишустин

                                                               УТВЕРЖДЕНО
                                             постановлением Правительства
                                                     Российской Федерации
                                                 от 10 июля 2024 г. N 929

                                Положение
               о государственной единой облачной платформе

                           I. Общие положения

     1. Настоящее Положение определяет цели, задачи и основные принципы
функционирования государственной единой облачной платформы, а также
основные группы облачных услуг, предоставляемых посредством
государственной единой облачной платформы, состав участников
государственной единой облачной платформы и их функции.
     2. Для целей настоящего Положения применяются следующие термины и
определения:
     "государственная единая облачная платформа" - единый
централизованный территориально распределенный комплекс, предназначенный
для размещения и функционирования информационных систем и информационных
ресурсов органов государственной власти, государственных органов, органов
публичной власти федеральной территории "Сириус", государственных
учреждений, государственных внебюджетных фондов, публично-правовых
компаний, некоммерческих организаций, включенных в реестр социально
ориентированных некоммерческих организаций, обеспечивающий предоставление
облачных услуг поставщиками, а также обеспечивающий централизованный
мониторинг функционирования облачных услуг;
     "поставщики" - юридические или физические лица, в том числе
зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя,
предоставляющие облачные услуги;
     "потребители" - органы государственной власти, государственные
органы, органы публичной власти федеральной территории "Сириус",
государственные учреждения, государственные внебюджетные фонды,
публично-правовые компании, некоммерческие организации, включенные в
реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, использующие
облачные услуги посредством государственной единой облачной платформы;
     "облачные услуги" - услуги по предоставлению удаленных ресурсов и
сервисов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
     3. Иные понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в
значениях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

  II. Цели, задачи и основные принципы функционирования государственной
                        единой облачной платформы

     4. Государственная единая облачная платформа обеспечивает
предоставление облачных услуг потребителям с возможностью
масштабирования, совместного использования и перераспределения объемов
облачных услуг между потребителями для повышения эффективности
расходования средств потребителя на приобретение и эксплуатацию
необходимых вычислительных ресурсов.
     5. Государственная единая облачная платформа обеспечивает решение
следующих задач:
     а) обеспечение потребности потребителей в облачных услугах,
управление параметрами и уровнем предоставления облачных услуг,
мониторинг функционирования всех элементов государственной единой
облачной платформы;
     б) снижение рисков для потребителей, связанных с возникновением
сбоев в функционировании информационных систем, информационных ресурсов и
информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
     в) оперативный контроль количественных и качественных показателей
оказываемых облачных услуг;
     г) обеспечение необходимого уровня информационной безопасности для
информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и размещаемых на ней
информационных систем и информационных ресурсов потребителей;
     д) реализация мероприятий по периодическому внутреннему и внешнему
контролю состояния обеспечения информационной безопасности
государственной единой облачной платформы, а также выявление угроз
безопасности информации и уязвимостей.
     6. Государственная единая облачная платформа функционирует на основе
следующих принципов:
     а) открытость - недискриминационный доступ поставщиков в
государственную единую облачную платформу;
     б) масштабируемость - требуемая отказоустойчивость и
производительность при увеличении количества потребителей, а также объема
обрабатываемых данных;
     в) адаптируемость - возможность непрерывного совершенствования
функциональности при изменении законодательства Российской Федерации и
развитии информационных технологий;
     г) технологическая независимость - программное обеспечение,
программно-аппаратные комплексы, входящие в состав государственной единой
облачной платформы, соответствующие требованиям законодательства
Российской Федерации в области импортозамещения;
     д) безопасность - функционирование государственной единой облачной
платформы, осуществляемое в соответствии с требованиями законодательства
Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите
информации, в том числе в соответствии с требованиями к обеспечению
конфиденциальности, целостности и доступности информации, недопущения
несанкционированных действий, в частности, использования, раскрытия,
искажения, изменения, исследования и уничтожения информации.
     7. Функции по управлению государственной единой облачной платформой
реализуются через федеральную государственную информационную систему
"Управление государственной единой облачной платформой" при осуществлении
Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации следующих мероприятий:
     а) оперативный контроль количественных и качественных показателей
облачных услуг, предоставляемых посредством государственной единой
облачной платформы;
     б) сбор и анализ информации о потребностях потребителей в новых и
(или) дополнительных облачных услугах поставщиков, а также об изменениях
объема указанных облачных услуг;
     в) управление распределением облачных услуг поставщиков между
потребителями для более эффективного их использования путем формирования
заказов;
     г) информационно-методическое обеспечение потребителей по
функционированию государственной единой облачной платформы;
     д) оптимизация использования облачных услуг посредством
государственной единой облачной платформы;
     е) взаимодействие с инфраструктурой, обеспечивающей
информационно-технологическое взаимодействие информационных систем,
используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в
электронной форме.

    III. Основные группы облачных услуг, предоставляемых посредством
                государственной единой облачной платформы

     8. Государственная единая облачная платформа обеспечивает
возможность предоставления потребителям следующих групп облачных услуг:
     а) предоставление вычислительных ресурсов и ресурсов хранения
данных;
     б) конфигурирование виртуальных машин и их сопровождение,
предоставление балансировки нагрузки информационно- телекоммуникационной
инфраструктуры;
     в) предоставление объектной системы хранения данных;
     г) предоставление системы управления резервным копированием;
     д) предоставление управляемых кластеров контейнеров;
     е) предоставление программной инфраструктуры витрин данных;
     ж) предоставление системного программного обеспечения;
     з) предоставление каналов связи;
     и) предоставление публичных IPv4-адресов;
     к) обеспечение информационной безопасности;
     л) предоставление комплектов средств защиты информации;
     м) предоставление аппаратных средств;
     н) предоставление программно-аппаратных комплексов;
     о) предоставление защищенного размещения средств защиты информации,
в том числе криптографического оборудования;
     п) иные группы облачных услуг, необходимые потребителям,
предоставление которых возможно обеспечить в рамках государственной
единой облачной платформы.

  IV. Участники государственной единой облачной платформы и их функции

     9. Участниками государственной единой облачной платформы являются:
     а) Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации;
     б) поставщики;
     в) потребители.
     10. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации:
     а) обеспечивает предоставление облачных услуг посредством
государственной единой облачной платформы в целях размещения и
обеспечения функционирования информационных систем и информационных
ресурсов потребителей в соответствии с совместными ведомственными актами
Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской
Федерации и федеральных органов исполнительной власти, а также
соглашениями о взаимодействии, заключенными между Министерством цифрового
развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и иными
потребителями (далее - совместные ведомственные акты (соглашения о
взаимодействии), в рамках перевода информационных систем и информационных
ресурсов потребителей в государственную единую облачную платформу, а
также обеспечивает заключение совместных ведомственных актов (соглашений
о взаимодействии);
     б) обеспечивает функционирование государственной единой облачной
платформы, в том числе разрабатывает и (или) принимает:
     регламент взаимодействия участников государственной единой облачной
платформы;
     регламент организации защищенного подключения потребителей;
     регламент управления заказами в рамках предоставления облачных услуг
посредством государственной единой облачной платформы.
     11. Поставщики определяются в соответствии с законодательством
Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
     12. Поставщики:
     а) предоставляют облачные услуги посредством государственной единой
облачной платформы, а также метрики утилизации для централизованного
мониторинга облачных услуг;
     б) осуществляют поддержку бесперебойного функционирования
информационных систем и информационных ресурсов потребителей с
использованием государственной единой облачной платформы;
     в) принимают технические и организационные меры по обеспечению
информационной безопасности государственной единой облачной платформы.
     13. В целях получения статуса потребителя органы государственной
власти, государственные органы, органы публичной власти федеральной
территории "Сириус", государственные учреждения, государственные
внебюджетные фонды, публично-правовые компании, некоммерческие
организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих
организаций, направляют в Министерство цифрового развития, связи и
массовых коммуникаций Российской Федерации запрос о предоставлении
облачных услуг посредством государственной единой облачной платформы в
целях размещения и обеспечения функционирования их информационных систем
и информационных ресурсов, содержащий сведения об информационных системах
и информационных ресурсах потребителя, планируемых к переводу в
государственную единую облачную платформу, перечень облачных услуг,
предоставляемых посредством государственной единой облачной платформы, а
также их количественные характеристики.
     14. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации в течение 10 рабочих дней после получения и
рассмотрения запроса, указанного в пункте 13 настоящего Положения,
обеспечивает направление в президиум Правительственной комиссии по
цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения
качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности
материалов по вопросу присвоения заявителю статуса потребителя.
     Присвоение статуса потребителя осуществляется по решению указанного
президиума в срок, не превышающий 45 рабочих дней.
     15. В течение 20 рабочих дней после присвоения статуса потребителя
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской
Федерации выпускает совместный ведомственный акт (заключает соглашение о
взаимодействии) с потребителем.
     16. Совместный ведомственный акт (соглашение о взаимодействии)
содержит положения, отражающие предмет совместного ведомственного акта
(соглашения о взаимодействии), основные понятия, модели предоставления
облачных услуг, права и обязанности сторон, сведения о
конфиденциальности, сведения о лицах, ответственных за
организационно-техническое обеспечение реализации взаимодействия в рамках
перевода информационных систем и информационных ресурсов потребителей в
государственную единую облачную платформу, а также информацию о месте
нахождения, адресе и реквизитах сторон.
     17. Потребитель:
     а) определяет потребность в облачных услугах, предоставляемых
посредством государственной единой облачной платформы;
     б) обеспечивает перевод информационных систем и информационных
ресурсов потребителя в государственную единую облачную платформу;
     в) обеспечивает необходимый уровень информационной безопасности для
размещаемых в государственной единой облачной платформе информационных
систем и информационных ресурсов потребителя;
     г) вправе обращаться в Министерство цифрового развития, связи и
массовых коммуникаций Российской Федерации за методической поддержкой по
вопросам функционирования государственной единой облачной платформы;
     д) представляет в Министерство цифрового развития, связи и массовых
коммуникаций Российской Федерации по его запросу документы и сведения,
касающиеся архитектуры и функционирования информационных систем и
информационных ресурсов потребителя, планируемых к переводу в
государственную единую облачную платформу.
     18. При размещении информационных систем и информационных ресурсов
потребителя в государственной единой облачной платформе допускается
использование потребителем технических и программных средств, на которые
у потребителя имеются соответствующие права.

Обзор документа

Единая облачная платформа заработает в полном объеме с 1 января 2025 г.
Утверждено положение о государственной единой облачной платформе.
Платформа представляет собой единый централизованный территориально распределенный комплекс, предназначенный для размещения и функционирования информационных систем и ресурсов органов власти, госучреждений, ГВБФ, публично-правовых компаний, СОНКО.
Определены цели, задачи и основные принципы ее функционирования, основные группы облачных услуг, состав участников и их функции.
Постановление вступает в силу с 1 января 2025 г. Участники эксперимента по переводу информационных систем и ресурсов в единую платформу при этом становятся ее потребителями.
Назад