Новости и аналитика Горячие документы Федеральные Информационное письмо Банка России от 3 июня 2024 г. N ИН-03-59/34 "О повышении внимания кредитных организаций к различным форматам оказания финансовых услуг в сельской местности и на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях"

Обзор документа

6 июня 2024

gerb

Информационное письмо Банка России от 3 июня 2024 г. N ИН-03-59/34 "О повышении внимания кредитных организаций к различным форматам оказания финансовых услуг в сельской местности и на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях"

     Настоящее информационное письмо подготовлено с учетом накопленного
опыта, результатов проводимого Банком России мониторинга и анализа уровня
развития инфраструктуры предоставления финансовых услуг в сельской
местности и на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях
(далее - ОМТ) субъектов Российской Федерации, востребованности финансовых
услуг жителями сельской местности и ОМТ, а также обобщения лучших практик
обслуживания населения, применяемых кредитными организациями -
участниками рабочих групп при Банке России, которые включают в себя
представителей органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, телекоммуникационных операторов, муниципальных образований и
других заинтересованных организаций1.
     Банк России рекомендует кредитным организациям (далее - КО)
рассмотреть возможность открытия и обслуживания точек оказания финансовых
услуг в сельской местности и на ОМТ для повышения качества жизни и
создания условий для обеспечения доступа к базовому набору финансовых
услуг жителей указанных территорий с учетом востребованности форматов
точек доступа к финансовым услугам (см. таблицу в приложении).
     В каждом месте предоставления финансовых услуг КО рекомендуется
обеспечить:
     а) надлежащее качество оказания услуг с учетом Рекомендаций Банка
России по сохранению уровня финансовой доступности2 и Информационного
письма Банка России о раскрытии потребителям информации об условиях
обслуживания расчетных (дебетовых) карт3, в том числе:
     учитывать потребности жителей сельской местности и ОМТ и их уровень
дохода;
     разместить перечень оказываемых финансовых услуг и порядок их
предоставления;
     информировать потребителей об основных параметрах финансовой услуги,
в том числе ожидаемом результате получения финансовой услуги и рисках,
связанных с ее получением;
     разместить информацию о наличии и размере комиссии, взимаемой за
оказываемые финансовые услуги;
     обеспечить бесперебойное оказание финансовых услуг, при котором
потребитель имеет возможность получить финансовую услугу в интервал
времени, указанный КО, либо круглосуточно (в случае если КО декларирует
круглосуточное обслуживание);
     не навязывать финансовые услуги;
     разместить информацию с условиями / порядком отказа потребителя от
предоставленной финансовой услуги;
     указать контакты, куда может обратиться потребитель в случае
нарушения своих прав;
     проинформировать орган местного самоуправления об
открытии/функционировании точки доступа к финансовым услугам.
     б) для клиентов из числа социально уязвимых групп граждан (люди с
инвалидностью и другие маломобильные группы населения, пожилые граждане)
полный, недискриминационный и беспрепятственный доступ ко всем объектам,
услугам и каналам их оказания с соблюдением надлежащего уровня качества
обслуживания, а также информирование об услугах и порядке их получения (c
учетом действующего законодательства, национальных стандартов4 и
рекомендательных документов Банка России5).

     Приложение: 1 файл.

Первый заместитель
Председателя Банка России                                     Д.В. Тулин

------------------------------
     1 Результаты деятельности территориальных учреждений Банка России в
сельской местности и на ОМТ в 2022 году опубликованы на официальном сайте
Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", URL:
http://www.cbr.ru/Content/Document/File/150059/report_19072023.pdf.
     2 Информационное письмо Банка России от 24.06.2022 N ИН-04-59/88.
Размещено на официальном сайте Банка России в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу:
http://www.cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/5930.
     3 Информационное письмо Банка России от 31.08.2022 N ИН-03-45/110.
Размещено на официальном сайте Банка России в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу:
http://www.cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/5980.
     4 Включая ГОСТ Р 52872-2019 "Интернет-ресурсы и другая информация,
представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и
мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования
доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями
жизнедеятельности".
     5 Рекомендации Банка России по созданию доступной среды для людей с
инвалидностью, пожилого населения и иных маломобильных групп населения
(от 01.09.2022 N ИН-01-59/112, от 27.12.2021 N ИН-06-59/101, от
09.08.2021 N 11-МР, от 29.12.2020 N ИН-01-59/184, от 26.04.2019 N 12-МР,
от 28.01.2019 N ИН-01-59/5, от 23.10.2017 N ИН-01-59/50, от 12.05.2017 N
ИН-03-59/20), размещенные на официальном сайте Банка России в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу:
http://www.cbr.ru/develop/development_affor/recommend.
------------------------------

                                                               Приложение
                                    к Информационному письму Банка России
                                           о повышении внимания кредитных
                                         организаций к различным форматам
                                              оказания финансовых услуг в
                                      сельской местности и на отдаленных,
                                         малонаселенных и труднодоступных
                                                              территориях

  Форматы точек доступа к финансовым услугам и размещение информации по
                вопросам предоставления финансовых услуг

+-----------------------------------------------------------------------+
|                       |Численность фактически проживающего населения в|
|                       |          населенном пункте, человек           |
|                       |-----------------------------------------------|
|                       | 100 -  |500 - 999| 1000 - |  3000 -  |10 000 -|
|                       |  499   |         |  2999  |   9999   | 30 000 |
|-----------------------------------------------------------------------|
|               Формат точки доступа к финансовым услугам               |
|-----------------------------------------------------------------------|
|Стационарное           |        |         |        |    V     |   V    |
|подразделение КО       |        |         |        |          |        |
|(головной офис / филиал|        |         |        |          |        |
|/ дополнительный офис) |        |         |        |          |        |
|-----------------------+--------+---------+--------+----------+--------|
|Мобильный офис1        |   V    |    V    |   V    |    V     |        |
|-----------------------+--------+---------+--------+----------+--------|
|Удаленная точка        |        |    V    |   V    |    V     |   V    |
|обслуживания с         |        |         |        |          |        |
|работником КО2,        |        |         |        |          |        |
|отличная от окна в     |        |         |        |          |        |
|ООФПС                  |        |         |        |          |        |
|-----------------------+--------+---------+--------+----------+--------|
|Окно в ООФПС3, в       |        |         |        |    V     |   V    |
|котором оказывается    |        |         |        |          |        |
|набор финансовых услуг,|        |         |        |          |        |
|эквивалентный набору,  |        |         |        |          |        |
|оказываемому в         |        |         |        |          |        |
|подразделении банка4   |        |         |        |          |        |
|-----------------------+--------+---------+--------+----------+--------|
|Окно в ООФПС с         |        |    V    |   V    |    V     |   V    |
|возможностью снятия    |        |         |        |          |        |
|наличных денежных      |        |         |        |          |        |
|средств с              |        |         |        |          |        |
|использованием ЭСП /   |        |         |        |          |        |
|платежной карты и      |        |         |        |          |        |
|приема документов для  |        |         |        |          |        |
|последующего открытия  |        |         |        |          |        |
|банковского счета /    |        |         |        |          |        |
|вклада                 |        |         |        |          |        |
|-----------------------+--------+---------+--------+----------+--------|
|Окно в ООФПС с         |   V    |    V    |   V    |    V     |   V    |
|возможностью снятия    |        |         |        |          |        |
|наличных денежных      |        |         |        |          |        |
|средств с              |        |         |        |          |        |
|использованием ЭСП /   |        |         |        |          |        |
|платежной карты        |        |         |        |          |        |
|-----------------------+--------+---------+--------+----------+--------|
|Банкомат КО или БПА5   |        |         |        |    V     |   V    |
|(субагента) типа БК c  |        |         |        |          |        |
|одновременным наличием |        |         |        |          |        |
|функций НВ, НП и БО    |        |         |        |          |        |
|-----------------------+--------+---------+--------+----------+--------|
|Иной банкомат КО или   |        |         |        |    V     |   V    |
|БПА (субагента) типа БК|        |         |        |          |        |
|с функцией НВ          |        |         |        |          |        |
|-----------------------+--------+---------+--------+----------+--------|
|Банкомат КО или БПА    |        |         |   V    |    V     |   V    |
|(субагента) типа БК без|        |         |        |          |        |
|функции НВ             |        |         |        |          |        |
|-----------------------+--------+---------+--------+----------+--------|
|Банкомат КО или БПА    |        |    V    |   V    |    V     |   V    |
|(субагента) типа БП    |        |         |        |          |        |
|-----------------------+--------+---------+--------+----------+--------|
|Точка оказания услуг   |        |    V    |   V    |    V     |   V    |
|БПА в формате "Наличные|        |         |        |          |        |
|на кассе"6, 7          |        |         |        |          |        |
|-----------------------+--------+---------+--------+----------+--------|
|Точка оказания иных    |        |    V    |   V    |    V     |   V    |
|услуг БПА              |        |         |        |          |        |
|-----------------------+--------+---------+--------+----------+--------|
|Терминал КО без функции|        |    V    |   V    |    V     |   V    |
|НВ                     |        |         |        |          |        |
|-----------------------+--------+---------+--------+----------+--------|
|Оказание               |   V    |    V    |   V    |    V     |   V    |
|информационно-консуль- |        |         |        |          |        |
|тационных услуг агентом|        |         |        |          |        |
|и (или) партнером      |        |         |        |          |        |
|банка, в том числе в   |        |         |        |          |        |
|выездном формате       |        |         |        |          |        |
|-----------------------------------------------------------------------|
|Размещение печатных материалов / видеороликов (при наличии технической |
|       возможности) по вопросам предоставления финансовых услуг        |
|-----------------------------------------------------------------------|
|В МФЦ8                 |   Да   |   Да    |   Да   |    Да    |   Да   |
|-----------------------+--------+---------+--------+----------+--------|
|В общественном         |   Да   |   Да    |   Да   |    Да    |   Да   |
|транспорте8            |        |         |        |          |        |
|-----------------------+--------+---------+--------+----------+--------|
|В библиотеках8         |   Да   |   Да    |   Да   |    Да    |   Да   |
|-----------------------+--------+---------+--------+----------+--------|
|В здании (помещении)   |   Да   |   Да    |   Да   |    Да    |   Да   |
|администрации          |        |         |        |          |        |
|поселения8             |        |         |        |          |        |
+-----------------------------------------------------------------------+

     Примечание. V - в населенных пунктах с определенной численностью
населения в ряде случаев востребованы точки доступа к финансовым услугам
указанного формата.

     Список используемых сокращений:
     БК - банкомат, посредством которого осуществляются операции выдачи и
(или) приема
     наличных денежных средств с использованием платежных карт (их
реквизитов)
     БО - безналичные операции по оплате товаров (работ, услуг)
     БП - банкомат, посредством которого осуществляются только операции
по приему
     наличных денежных средств без использования платежных карт (их
реквизитов)
     БПА - банковский платежный агент
     КО - кредитная организация
     НВ - выдача наличных денежных средств
     НП - прием наличных денежных средств в целях, не связанных с оплатой
товаров (работ, услуг) (например, погашение кредитов, зачисление на счета
физических лиц, увеличение остатка электронных денежных средств)
     ООФПС - отделение организации федеральной почтовой связи
     ТСП - торгово-сервисное предприятие
     ЭСП - электронное средство платежа

------------------------------
     1 В случае отсутствия в населенном пункте стационарного
подразделения КО.
     2 Удаленная точка обслуживания с работником КО - помещение
дополнительного офиса, в котором осуществляются банковские операции,
находящееся по адресу, отличному от адреса места нахождения
дополнительного офиса (пункт 1.2 Указания Банка России от 21.04.2021
N 5775-У "О порядке открытия кредитными организациями (их филиалами)
дополнительных офисов, порядке внесения сведений о них в Книгу
государственной регистрации кредитных организаций, а также о перечне
банковских операций, которые вправе осуществлять дополнительный офис").
     3 При наличии в населенном пункте ООФПС.
     4 Обслуживание в таких окнах осуществляется работниками КО.
     5 По усмотрению КО.
     6 При наличии в населенном пункте подходящего ТСП.
     7 Услуга "Наличные на кассе" - услуга по выдаче держателям платежных
карт наличных денежных средств на кассе ТСП одновременно с покупкой.
     8 При наличии в населенном пункте соответственно МФЦ (согласно
подпункту 4.1.5 приказа Минэкономразвития России от 27.05.2016 N 322 "Об
утверждении Методических рекомендаций по созданию и организации
деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и
муниципальных услуг" в каждом муниципальном районе рекомендуется
создавать как минимум один МФЦ. В муниципальном районе МФЦ рекомендуется
создавать в городском или сельском поселении, как правило, в
административном центре соответствующего муниципального района),
общественного транспорта, библиотеки, администрации поселения.

Обзор документа

Повышение доступности финансовых услуг для жителей сельской местности: рекомендации Банка России.
ЦБ РФ рекомендует кредитным организациям рассмотреть возможность открытия и обслуживания точек оказания финансовых услуг в сельской местности и на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях с учетом востребованности форматов точек доступа к финуслугам. Приведен перечень таких форматов.
В каждом месте предоставления финуслуг предлагается обеспечить надлежащее качество их оказания, в т. ч.:
- учитывать потребности жителей указанных территорий и их уровень дохода;
- разместить перечень оказываемых услуг и порядок их предоставления;
- информировать потребителей о параметрах услуги и наличии комиссии за нее;
- обеспечить бесперебойное оказание финуслуг;
- указать контакты для обращения потребителя при нарушении его прав.
Кроме того, банкам нужно обеспечить беспрепятственный доступ к своим офисам, а также сделать услуги доступными для инвалидов, пожилых и маломобильных граждан.
Назад