Новости и аналитика Горячие документы Федеральные Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 19 марта 2024 г. N 86 "Об утверждении Правил управления автономными судами внутреннего водного транспорта"

Обзор документа

31 мая 2024

gerb

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 19 марта 2024 г. N 86 "Об утверждении Правил управления автономными судами внутреннего водного транспорта"

Зарегистрировано в Минюсте России 31 мая 2024 г.
Регистрационный N 78360

     В соответствии с пунктом 1 статьи 411 Кодекса внутреннего водного
транспорта Российской Федерации и абзацем первым пункта 1 Положения о
Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г.
N 395, приказываю:
     1. Утвердить прилагаемые Правила управления автономными судами
внутреннего водного транспорта.
     2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует
до 1 сентября 2030 г.

Министр                                                    В.Г. Савельев



                                                               УТВЕРЖДЕНЫ
                                                приказом Минтранса России
                                                 от 19 марта 2024 г. N 86

                                 Правила
      управления автономными судами внутреннего водного транспорта

     1. Управление автономными судами внутреннего водного транспорта
(далее - автономное судно) независимо от их флага и прав на них должно
осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных
законодательством Российской Федерации и международными договорами
Российской Федерации, в том числе в отношении охраны жизни и здоровья
людей и сохранности имущества третьих лиц1.
     2. При управлении автономным судном владелец автономного судна,
организация, полномочия которой в области автономного судоходства
подтверждаются свидетельством, выданным российской организацией,
уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов2 (далее -
компетентная в области автономного судоходства организация), члены
экипажа автономного судна3, члены внешнего экипажа автономного судна4,
осуществляющие управление автономными судами, должны осуществлять
контроль над автономным судном и управление автономным судном независимо
от его типа (полуавтономное судно5 или полностью автономное судно6)
непосредственно и (или) с применением технических средств.
     3. Управление автономным судном должно осуществляться посредством:
     1) организации и несения службы, включая несение вахт экипажем
автономного судна, укомплектованным владельцем автономного судна, и (или)
внешним экипажем автономного судна, укомплектованным владельцем
автономного судна или по его поручению компетентной в области автономного
судоходства организацией;
     2) планирования и выполнения рейса;
     3) обеспечения годности автономного судна к плаванию по заданному
маршруту;
     4) несения сигнальных огней и сигнальных знаков в соответствии с
состоянием автономного судна и районом плавания, приема и подачи звуковых
сигналов;
     5) визуального, слухового наблюдения, а также наблюдения с помощью
технических средств за окружающей средой, состоянием автономного судна и
находящегося на нем груза;
     6) приема, передачи и актуализации информации о безопасности
судоходства, включая гидрометеорологическую информацию, навигационные
предупреждения, путевую информацию, электронные карты;
     7) ведения радиосвязи с другими судами, береговыми службами,
службами управления движением судов, лоцманскими станциями, между
экипажем автономного судна и внешним экипажем автономного судна;
     8) маневрирования автономного судна, управления судовыми
техническими средствами и системами с учетом режима управления автономным
судном;
     9) выполнения судовых операций, включая швартовые и якорные
операции;
     10) планирования грузовых операций и наблюдения за выполнением
грузовых операций;
     11) приема и (или) высадки лоцмана, осуществления швартовных команд;
     12) взаимодействия с береговыми службами и должностными лицами
инспекций государственного портового контроля;
     13) ведения судовой документации;
     14) получения, хранения и зашиты данных о рейсе на автономном судне
и в компетентной в области автономного судоходства организации;
     15) принятия мер по поддержанию порядка на судне, защите водной
среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям
и грузу.
     4. В целях обеспечения безопасного управления автономным судном
прием-сдача, организация и несение вахты на автономных судах должны
осуществляться в соответствии с требованиями Международной конвенции о
подготовке и дипломировании моряков и несении вахты от 7 июля 1978 года7
(далее - Конвенция ПДНВ), уставом службы на судах внутреннего водного
транспорта, локальными нормативными актами компетентной в области
автономного судоходства организации, когда управление автономным судном
передано такой организации владельцем автономного судна, а также
письменными инструкциями владельца автономного судна.
     5. Компетентная в области автономного судоходства организация должна
обеспечить осуществление управления автономными судами посредством
использования технических средств и персоналом, которые расположены на
берегу или на борту другого судна, в котором размещается внешний экипаж
судна. Компетентная в области автономного судоходства организация должна
соответствовать утвержденным Правительством Российской Федерации
требованиям к компетентным в области автономного судоходства
организациям8.
     6. Управление автономным судном должно осуществляться в ходовом
режиме, режиме выполнения судовых операций, режиме управления в случае
возникновения аварийных ситуаций.
     7. В ходовом режиме автономное судно должно совершать рейс в
соответствии с планом рейса.
     8. Для управления автономным судном в режиме выполнения судовых
операций осуществляются постановка автономного судна на якорь, снятие
автономного судна с якоря, швартовные операции, балластные операции,
специальные операции, определяемые функциональным назначением автономного
судна.
     9. Управление автономным судном в режиме управления в случае
возникновения аварийных ситуаций осуществляется при:
     1) столкновении судов, ударе автономного судна о другое стоящее у
берега судно, берег, гидротехническое сооружение или подводное
препятствие, посадке на мель, пожаре, нарушении непроницаемости или
затоплении автономного судна;
     2) ухудшении остойчивости автономного судна вследствие смещения,
утраты или разжижения груза;
     3) проведении спасательных операций;
     4) гибели человека или получении телесных повреждений, связанных с
эксплуатацией автономного судна;
     5) падении человека за борт автономного судна;
     6) отказе судовых технических средств, связанных с обеспечением
безопасности автономного судна, его ходкости и управляемости;
     7) внезапном ухудшении гидрометеорологических условий плавания;
     8) потере связи с автономным судном;
     9) несанкционированном доступе к средствам управления автономным
судном;
     10) несанкционированном доступе на борт автономного судна.
     10. Управление автономным судном в режиме управления в случае
возникновения аварийных ситуаций с использованием технических средств и
персоналом, которые размещены на берегу, осуществляется:
     1) при пожаре, отсутствии или прекращении электроснабжения в месте
размещения технических средств и внешнего экипажа автономного судна,
укомплектованного владельцем автономного судна или по его поручению
компетентной в области автономного судоходства организации;
     2) при потере связи с автономным судном;
     3) при несанкционированном доступе к средствам управления автономным
судном, находящимся в месте размещения технических средств и внешнего
экипажа автономного судна, укомплектованного владельцем автономного судна
или по его поручению компетентной в области автономного судоходства
организацией;
     4) при несанкционированном доступе к месту размещения технических
средств и внешнего экипажа автономного судна, укомплектованного
владельцем автономного судна или по его поручению компетентной в области
автономного судоходства организацией.
     11. Управление автономным судном должно осуществляться из одного
места, в котором размещены технические средства и внешний экипаж
автономного судна, укомплектованного владельцем автономного судна или по
его поручению компетентной в области автономного судоходства
организацией. Допускается наблюдение за автономным судном из одного или
из нескольких мест, в которых размещены технические средства и внешний
экипаж автономного судна, укомплектованного владельцем автономного судна
или по его поручению компетентной в области автономного судоходства
организацией, удаленных между собой.
     12. Для полуавтономного судна переход к управлению от экипажа
полуавтономного судна к внешнему экипажу полуавтономного судна должен
осуществляться:
     1) по решению внешнего капитана полуавтономного судна с последующим
устным информированием внешнего капитана полуавтономного судна о переходе
управления полуавтономным судном к внешнему экипажу полуавтономного
судна;
     2) при возникновении аварийной ситуации с автономным судном.
     13. При возникновении аварийной ситуации с полностью автономным
судном внешний экипаж такого судна должен осуществить переход от режима
наблюдения к управлению автономным судном.
     14. В целях обеспечения безопасного управления автономным судном
владелец автономного судна должен:
     1) укомплектовать экипаж автономного судна согласно штатному
расписанию в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 26 и пунктом 2
статьи 34 КВВТ;
     2) контролировать выполнение требований к продолжительности рабочего
времени и времени отдыха членов экипажа полуавтономного судна9, а также
установить состав и расписание несения вахт для безопасного управления
полуавтономным судном;
     3) контролировать работу судовых устройств, машин и механизмов;
     4) разработать план действий на случай утраты контроля над полностью
автономным судном (в том числе в результате несанкционированного внешнего
доступа к управлению полностью автономным судном), который должен быть
одобрен российской организацией, уполномоченной на классификацию и
освидетельствование судов10;
     5) обеспечить безопасную эксплуатацию автономного судна в
соответствии с законодательством Российской Федерации и международными
договорами Российской Федерации, в том числе в отношении охраны жизни и
здоровья людей и сохранности имущества третьих лиц11;
     6) обеспечить безопасные условия работы лоцмана;
     7) обеспечить осуществление непрерывного наблюдения за автономным
судном.
     15. Внешний экипаж полностью автономного судна должен осуществлять
дистанционное управление автономным судном.
     16. Внешний экипаж полуавтономного судна должен оказывать удаленную
помощь в управлении полуавтономным судном капитану и экипажу
полуавтономного судна, находящимся на полуавтономном судне, или
осуществлять дистанционное управление полуавтономным судном.
     17. В целях обеспечения безопасного управления автономным судном
внешний экипаж автономного судна должен:
     1) соблюдать должностные инструкции и положение о распределении
обязанностей при эксплуатации автономного судна между экипажем и внешним
экипажем автономного судна, разработанные владельцем автономного судна;
     2) выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями
Конвенции ПДНВ и уставом службы на судах внутреннего водного транспорта,
локальными нормативными актами компетентной в области автономного
судоходства организации, когда управление автономным судном передано
такой организации владельцем автономного судна, а также письменными
инструкциями владельца автономного судна.

------------------------------
     1 Пункт 7 статьи 411 Кодекса внутреннего водного транспорта
Российской Федерации (далее - КВВТ).
     2 Пункт 2 статьи 411 КВВТ.
     3 Пункт 1 статьи 26 КВВТ.
     4 Пункт 1 статьи 26 КВВТ.
     5 Абзац тридцать второй статьи 3 KBBT.
     6 Абзац тридцать третий статьи 3 КВВТ.
     7 Постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. N 871
"О вступлении СССР в Международную конвенцию о подготовке и
дипломировании моряков и несении вахты 1978 года". Постановление
Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 г. N 371 "О мерах по
выполнению Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков
и несении вахты 1978 года". Вступила в силу для СССР 28 апреля 1984 года.
     8 Пункт 1 статьи 415 КВВТ.
     9 Статья 329 Трудового кодекса Российской Федерации.
     10 Пункт 5 статьи 411 KBBT.
     11 Пункт 7 статьи 411 КВВТ.

Обзор документа

Установлены правила управления автономными судами внутреннего водного транспорта.
Управлять автономным судном внутреннего водного транспорта можно путем организации и несения службы, включая несение вахт, или внешним экипажем. Владелец должен разработать план действий на случай утраты контроля над судном. Управлять судном можно только из одного места - с берега или с другого судна. Наблюдать за ним можно из одного или из нескольких мест.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.
Зарегистрировано в Минюсте России 31 мая 2024 г. Регистрационный № 78360.
Назад