![получить этот документ в rtf-формате (120 кб)](/images/www/all/documents-word.png)
![получить этот документ в zip-формате (16 кб)](/images/www/all/documents-zip.png)
31 мая 2024
![gerb](/images/www/all/russiangerb2.gif)
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 19 марта 2024 г. N 86 "Об утверждении Правил управления автономными судами внутреннего водного транспорта"
Зарегистрировано в Минюсте России 31 мая 2024 г. Регистрационный N 78360 В соответствии с пунктом 1 статьи 411 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и абзацем первым пункта 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, приказываю: 1. Утвердить прилагаемые Правила управления автономными судами внутреннего водного транспорта. 2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г. Министр В.Г. Савельев УТВЕРЖДЕНЫ приказом Минтранса России от 19 марта 2024 г. N 86 Правила управления автономными судами внутреннего водного транспорта 1. Управление автономными судами внутреннего водного транспорта (далее - автономное судно) независимо от их флага и прав на них должно осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, в том числе в отношении охраны жизни и здоровья людей и сохранности имущества третьих лиц1. 2. При управлении автономным судном владелец автономного судна, организация, полномочия которой в области автономного судоходства подтверждаются свидетельством, выданным российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов2 (далее - компетентная в области автономного судоходства организация), члены экипажа автономного судна3, члены внешнего экипажа автономного судна4, осуществляющие управление автономными судами, должны осуществлять контроль над автономным судном и управление автономным судном независимо от его типа (полуавтономное судно5 или полностью автономное судно6) непосредственно и (или) с применением технических средств. 3. Управление автономным судном должно осуществляться посредством: 1) организации и несения службы, включая несение вахт экипажем автономного судна, укомплектованным владельцем автономного судна, и (или) внешним экипажем автономного судна, укомплектованным владельцем автономного судна или по его поручению компетентной в области автономного судоходства организацией; 2) планирования и выполнения рейса; 3) обеспечения годности автономного судна к плаванию по заданному маршруту; 4) несения сигнальных огней и сигнальных знаков в соответствии с состоянием автономного судна и районом плавания, приема и подачи звуковых сигналов; 5) визуального, слухового наблюдения, а также наблюдения с помощью технических средств за окружающей средой, состоянием автономного судна и находящегося на нем груза; 6) приема, передачи и актуализации информации о безопасности судоходства, включая гидрометеорологическую информацию, навигационные предупреждения, путевую информацию, электронные карты; 7) ведения радиосвязи с другими судами, береговыми службами, службами управления движением судов, лоцманскими станциями, между экипажем автономного судна и внешним экипажем автономного судна; 8) маневрирования автономного судна, управления судовыми техническими средствами и системами с учетом режима управления автономным судном; 9) выполнения судовых операций, включая швартовые и якорные операции; 10) планирования грузовых операций и наблюдения за выполнением грузовых операций; 11) приема и (или) высадки лоцмана, осуществления швартовных команд; 12) взаимодействия с береговыми службами и должностными лицами инспекций государственного портового контроля; 13) ведения судовой документации; 14) получения, хранения и зашиты данных о рейсе на автономном судне и в компетентной в области автономного судоходства организации; 15) принятия мер по поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу. 4. В целях обеспечения безопасного управления автономным судном прием-сдача, организация и несение вахты на автономных судах должны осуществляться в соответствии с требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты от 7 июля 1978 года7 (далее - Конвенция ПДНВ), уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, локальными нормативными актами компетентной в области автономного судоходства организации, когда управление автономным судном передано такой организации владельцем автономного судна, а также письменными инструкциями владельца автономного судна. 5. Компетентная в области автономного судоходства организация должна обеспечить осуществление управления автономными судами посредством использования технических средств и персоналом, которые расположены на берегу или на борту другого судна, в котором размещается внешний экипаж судна. Компетентная в области автономного судоходства организация должна соответствовать утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к компетентным в области автономного судоходства организациям8. 6. Управление автономным судном должно осуществляться в ходовом режиме, режиме выполнения судовых операций, режиме управления в случае возникновения аварийных ситуаций. 7. В ходовом режиме автономное судно должно совершать рейс в соответствии с планом рейса. 8. Для управления автономным судном в режиме выполнения судовых операций осуществляются постановка автономного судна на якорь, снятие автономного судна с якоря, швартовные операции, балластные операции, специальные операции, определяемые функциональным назначением автономного судна. 9. Управление автономным судном в режиме управления в случае возникновения аварийных ситуаций осуществляется при: 1) столкновении судов, ударе автономного судна о другое стоящее у берега судно, берег, гидротехническое сооружение или подводное препятствие, посадке на мель, пожаре, нарушении непроницаемости или затоплении автономного судна; 2) ухудшении остойчивости автономного судна вследствие смещения, утраты или разжижения груза; 3) проведении спасательных операций; 4) гибели человека или получении телесных повреждений, связанных с эксплуатацией автономного судна; 5) падении человека за борт автономного судна; 6) отказе судовых технических средств, связанных с обеспечением безопасности автономного судна, его ходкости и управляемости; 7) внезапном ухудшении гидрометеорологических условий плавания; 8) потере связи с автономным судном; 9) несанкционированном доступе к средствам управления автономным судном; 10) несанкционированном доступе на борт автономного судна. 10. Управление автономным судном в режиме управления в случае возникновения аварийных ситуаций с использованием технических средств и персоналом, которые размещены на берегу, осуществляется: 1) при пожаре, отсутствии или прекращении электроснабжения в месте размещения технических средств и внешнего экипажа автономного судна, укомплектованного владельцем автономного судна или по его поручению компетентной в области автономного судоходства организации; 2) при потере связи с автономным судном; 3) при несанкционированном доступе к средствам управления автономным судном, находящимся в месте размещения технических средств и внешнего экипажа автономного судна, укомплектованного владельцем автономного судна или по его поручению компетентной в области автономного судоходства организацией; 4) при несанкционированном доступе к месту размещения технических средств и внешнего экипажа автономного судна, укомплектованного владельцем автономного судна или по его поручению компетентной в области автономного судоходства организацией. 11. Управление автономным судном должно осуществляться из одного места, в котором размещены технические средства и внешний экипаж автономного судна, укомплектованного владельцем автономного судна или по его поручению компетентной в области автономного судоходства организацией. Допускается наблюдение за автономным судном из одного или из нескольких мест, в которых размещены технические средства и внешний экипаж автономного судна, укомплектованного владельцем автономного судна или по его поручению компетентной в области автономного судоходства организацией, удаленных между собой. 12. Для полуавтономного судна переход к управлению от экипажа полуавтономного судна к внешнему экипажу полуавтономного судна должен осуществляться: 1) по решению внешнего капитана полуавтономного судна с последующим устным информированием внешнего капитана полуавтономного судна о переходе управления полуавтономным судном к внешнему экипажу полуавтономного судна; 2) при возникновении аварийной ситуации с автономным судном. 13. При возникновении аварийной ситуации с полностью автономным судном внешний экипаж такого судна должен осуществить переход от режима наблюдения к управлению автономным судном. 14. В целях обеспечения безопасного управления автономным судном владелец автономного судна должен: 1) укомплектовать экипаж автономного судна согласно штатному расписанию в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 26 и пунктом 2 статьи 34 КВВТ; 2) контролировать выполнение требований к продолжительности рабочего времени и времени отдыха членов экипажа полуавтономного судна9, а также установить состав и расписание несения вахт для безопасного управления полуавтономным судном; 3) контролировать работу судовых устройств, машин и механизмов; 4) разработать план действий на случай утраты контроля над полностью автономным судном (в том числе в результате несанкционированного внешнего доступа к управлению полностью автономным судном), который должен быть одобрен российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов10; 5) обеспечить безопасную эксплуатацию автономного судна в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, в том числе в отношении охраны жизни и здоровья людей и сохранности имущества третьих лиц11; 6) обеспечить безопасные условия работы лоцмана; 7) обеспечить осуществление непрерывного наблюдения за автономным судном. 15. Внешний экипаж полностью автономного судна должен осуществлять дистанционное управление автономным судном. 16. Внешний экипаж полуавтономного судна должен оказывать удаленную помощь в управлении полуавтономным судном капитану и экипажу полуавтономного судна, находящимся на полуавтономном судне, или осуществлять дистанционное управление полуавтономным судном. 17. В целях обеспечения безопасного управления автономным судном внешний экипаж автономного судна должен: 1) соблюдать должностные инструкции и положение о распределении обязанностей при эксплуатации автономного судна между экипажем и внешним экипажем автономного судна, разработанные владельцем автономного судна; 2) выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ и уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, локальными нормативными актами компетентной в области автономного судоходства организации, когда управление автономным судном передано такой организации владельцем автономного судна, а также письменными инструкциями владельца автономного судна. ------------------------------ 1 Пункт 7 статьи 411 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ). 2 Пункт 2 статьи 411 КВВТ. 3 Пункт 1 статьи 26 КВВТ. 4 Пункт 1 статьи 26 КВВТ. 5 Абзац тридцать второй статьи 3 KBBT. 6 Абзац тридцать третий статьи 3 КВВТ. 7 Постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. N 871 "О вступлении СССР в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года". Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 г. N 371 "О мерах по выполнению Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года". Вступила в силу для СССР 28 апреля 1984 года. 8 Пункт 1 статьи 415 КВВТ. 9 Статья 329 Трудового кодекса Российской Федерации. 10 Пункт 5 статьи 411 KBBT. 11 Пункт 7 статьи 411 КВВТ.
Обзор документа
Установлены правила управления автономными судами внутреннего водного транспорта.
Управлять автономным судном внутреннего водного транспорта можно путем организации и несения службы, включая несение вахт, или внешним экипажем. Владелец должен разработать план действий на случай утраты контроля над судном. Управлять судном можно только из одного места - с берега или с другого судна. Наблюдать за ним можно из одного или из нескольких мест.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.
Зарегистрировано в Минюсте России 31 мая 2024 г. Регистрационный № 78360.
Назад
Управлять автономным судном внутреннего водного транспорта можно путем организации и несения службы, включая несение вахт, или внешним экипажем. Владелец должен разработать план действий на случай утраты контроля над судном. Управлять судном можно только из одного места - с берега или с другого судна. Наблюдать за ним можно из одного или из нескольких мест.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.
Зарегистрировано в Минюсте России 31 мая 2024 г. Регистрационный № 78360.