Является ли организация субъектом ст. 7.1 Закона от 07.08.2021 N 115-ФЗ?
Согласно п. 1 ст. 7.1 Закона от 07.08.2021 N 115-ФЗ требование указанного закона о предоставлении отчетности в РФМ распространяется на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг в случаях, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента такие операции с денежными средствами или иным имуществом, как: управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента; управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг.
ООО осуществляет бухгалтерское и юридическое обслуживание клиентов, но сотрудники ООО не подписывают никаких документов, а лишь готовят документы для клиентов (платежные поручения, счета, налоговую и бухгалтерскую отчетность), подписывают же все документы директора клиентов.
Относится ли деятельность такого ООО к деятельности по подготовке и управлению денежными средствами, иным имуществом или банковскими счетами клиентов? Есть ли обязанность у ООО по предоставлению отчетности в РФМ в том случае, если принятие решений о перечислении денежных средств, подписание документов осуществляют исключительно директора клиентов?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация является субъектом ст. 7.1 Закона N 115-ФЗ и должна исполнять все предусмотренные для данных субъектов обязанности, в том числе направлять в установленных случаях отчеты в Росфинмониторинг.
Обоснование позиции:
Согласно ст. 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) ряд требований, предусмотренных ст. 7 Закона N 115-ФЗ, распространяются на адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительные органы личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда) в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах", и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
- сделки с недвижимым имуществом;
- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица.
Как разъяснял Росфинмониторинг в информационном письме от 19 июля 2018 г. N 54 "О применении отдельных норм Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001 лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг", к видам деятельности, относящим лица к субъектам Закона N 115-ФЗ, относятся также:
1) деятельность по оказанию услуг по государственной регистрации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) (п. 4);
2) обеспечение деятельности юридических лиц и ИП (п. 5).
При этом понятие "обеспечения деятельности", по мнению Росфинмониторинга, включает в себя юридическое, бухгалтерское, информационное и другие виды сопровождения деятельности общества, которые требуют специальных профессиональных знаний.
Согласно разъяснениям, данным Росфинмониторингом, юридическое обеспечение деятельности являет собой правовое сопровождение деятельности общества, например организация деятельности общества, разработка и анализ учредительных и других документов, консультационные услуги по профильному законодательству, оценка хозяйственных схем с правовой точки зрения, анализ и составление договоров и сопровождающих документов, сопровождение заключаемых обществом сделок (договоров), а также прочие консультации в сфере трудового и гражданского права, деловая переписка и т.д.
Бухгалтерское обеспечение деятельности являет собой профессиональное и качественное бухгалтерское сопровождение деятельности общества, в частности организация и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование, обработка первичных документов, оформление документов, сдача отчетности и др.
При этом субъектом исполнения ст. 7.1 Закона N 115-ФЗ является организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие юридические и/или бухгалтерские услуги на основании заключенного договора об оказании соответствующих услуг.
Обращаем внимание, что ни Закон N 115-ФЗ, ни разъяснения Росфинмонторинга, ни какие-либо иные акты не содержат указания на то, что лицо, оказывающее бухгалтерские или юридические услуги, является субъектом только в том случае, если самостоятельно принимает решения по каким-либо вопросам. Напротив, в разъяснениях приведены такие примеры, как консультирование, оценка сделок и т.д., не предполагающих самостоятельного принятия решения со стороны субъекта.
Кроме того, из системного анализа положений Закона N 115-ФЗ и законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ следует, что на его субъектов возлагаются обязанности по контролю именно операций, совершаемых их клиентами, и не ставит необходимость контроля в зависимость от лица, принимающего решение о проведении той или иной операции, или от ОКВЭД организации.
Таким образом, анализ перечня операций, которые совершает организация, в том числе полное сопровождение бухгалтерского учета, подготовка документов, консультирование и т.д., позволяет сделать вывод, что организация является субъектом ст. 7.1 Закона N 115-ФЗ.
Обращаем внимание, что субъекты ст. 7.1 Закона N 115-ФЗ обязаны направлять в Росфинмониторинг ограниченный по сравнению с субъектами ст. 5 Закона N 115-ФЗ объем сведений и исполнять только те обязанности, которые возложены на них данной статьей. В частности, на них распространяется обязанность информировать Росфинмониторинг только о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (п. 1 ст. 7.1 Закона N 115-ФЗ), а также в случае, если у них имеются любые основания полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в п. 1 ст. 7.1 Закона N 115-ФЗ, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 2 ст. 7.1 Закона N 115-ФЗ) (смотрите также Правила передачи информации..., утвержденные постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2021 г. N 569). Обязанность по направлению иных видов отчетов, например об операциях, подлежащих обязательному контролю (ст. 6 Закона N 115-ФЗ) или обязанность предоставлять отчеты о результатах проверок, проводимых не реже чем один раз в три месяца (подп. 7 п. 1 ст. 7, п. 3 ст. 7.5 Закона N 115-ФЗ) на них не распространяется.
Дополнительно сообщаем, что неисполнение обязанностей по ПОД/ФТ образует состав правонарушения по ч. 1, ч. 2, ч. 2.1 ст. 15.27 КоАП РФ в зависимости от допущенного правонарушения.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2019 г. N 03АП-2824/19;
- решение Арбитражного суда Иркутской области от 3 июня 2019 г. по делу N А19-31633/2018;
- решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 22 мая 2019 г. по делу N 12-1/-48/2019;
- решение Октябрьского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 17 января 2019 г. по делу N 12-109/2019.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Казакова Елена
Ответ прошел контроль качества
9 января 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.