Возможно ли добавить управляющей организации в действующий договор управления многоквартирными домами услугу по сбору опасных отходов, если эта услуга не была включена в договор управления многоквартирным домом, хоть и предусмотрена минимальным перечнем услуг по управлению МКД?
Прежде всего отметим, что жилищное законодательство, а именно ч. 8 ст. 162 ЖК РФ, допускает изменение договора управления многоквартирным домом. При этом внесение изменений должно происходить в соответствии с требованиями, предусмотренными гражданским законодательством, то есть по соглашению сторон (п. 1 ст. 450 ГК РФ), если иной порядок не предусмотрен самим договором (пп. 2 п. 2 ст. 450 ГК РФ).
Поскольку изменение договора управления повлечет изменение условий для всех жильцов многоквартирного дома, полагаем, что позиция собственников должна быть выражена путем принятия решения общего собрания собственников многоквартирного дома об изменении договора управления многоквартирным домом либо решения о согласии на изменение договора управления многоквартирным домом, если такая инициатива поступила от управляющей компании.
Данный вывод подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, решение Ярославского районного суда Ярославской области от 23.08. 2013 г. по делу N 2-1017/2013: ("Судом установлено, что решения общего собрания собственников вышеуказанного многоквартирного дома о внесении изменений в договор управления в части включения в перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, такой услуги, как электроснабжение, не принималось, что подтверждено как самим истцом, так и представителем ответчика Организация2. Дополнительных соглашений к договору управления в соответствии с п. 9.4 данного договора не представлено. Таким образом, суд считает, что отсутствуют основания для удовлетворения требования об обязании Организация2 внести изменения в договор управления - включить услугу по электроснабжению. Истец Мольков А.В. не уполномочен на представление интересов собственников вышеуказанного многоквартирного дома"); апелляционное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 21.05.2020 по делу N 33-3148/2020: ("В установленном законом порядке изменения в договор управления многоквартирным домом не вносились, решение на общем собрании собственниками по данному вопросу не принималось, дополнительное соглашение к договору управления многоквартирным домом между собственниками многоквартирного жилого дома и управляющей организацией не заключалось").
В дальнейшем соглашение о внесении изменений в договор управления многоквартирным домом должно быть подписано либо каждым собственником помещения в доме (по аналогии с ч. 1. ст. 162 ЖК РФ), либо председателем совета многоквартирного дома на основании доверенностей, выданных собственниками помещений в многоквартирном доме, или в случае наделения его таким полномочием по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (без доверенности) (по аналогии с п. 3 ч. 8 ст. 161.1. ЖК РФ). При этом обязательства будут считаются измененными с момента заключения соглашения сторон об изменении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора (п. 3 ст. 453 ГК РФ).
Отметим, что поскольку п. 26(2) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290), подп. "д1" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утерждены. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491) предусмотрены организация накопления отходов I-IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, полагаем, что такие работы должны проводиться управляющей компанией, даже несмотря на то, что они не включены в договор управления многоквартирным домом*(1).
Также обращаем внимание, что в обязанности управляющей компании входит именно организация накопления отходов I-IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, сбор опасных отходов Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290) не предусмотрен и является лицензируемым видом деятельности.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Якунин Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
15 апреля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.09.2010 г. N 6464/10: "Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме"; Решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 28.06.2021 г. по делу N 2-1160/2021 "Исходя из системного толкования вышеуказанных норм, руководствуясь положениями ст. 161, 162 Жилищного кодекса РФ, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, суд приходит к выводу о том, что именно на управляющей организации, в данном случае ООО УК "ЗСС", лежит обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. При этом не имеет правового значения то, что в договоре управления эта обязанность прямо не предусмотрена, поскольку она лежит на управляющих компаниях в силу норм жилищного законодательства"; Определение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 20.08.2018 г. по делу N 11-108/2018: "Также Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и утверждены "Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме". Следовательно, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу законодательно установленных норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме".