Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Индивидуальный предприниматель (далее - ИП) занимается розничной торговлей запчастями к мотовелотехнике, продажей садовой техники и прочих мелких запчастей (ОКВЭД 52.12). ИП в отношении указанной деятельности (розничная торговля в неспециализированных магазинах) уплачивает ЕНВД. В настоящий момент ИП выдается только товарный чек по требованию покупателя. Необходимо ли ИП иметь кассовый аппарат? С какого времени надо перейти на продажу товара через онлайн-кассы? Обязательно ли бланки строгой отчетности отпечатывать в типографии? Как в кассовом чеке следует указывать реквизит "наименование товаров"?

Индивидуальный предприниматель (далее - ИП) занимается розничной торговлей запчастями к мотовелотехнике, продажей садовой техники и прочих мелких запчастей (ОКВЭД 52.12). ИП в отношении указанной деятельности (розничная торговля в неспециализированных магазинах) уплачивает ЕНВД. В настоящий момент ИП выдается только товарный чек по требованию покупателя. Необходимо ли ИП иметь кассовый аппарат? С какого времени надо перейти на продажу товара через онлайн-кассы? Обязательно ли бланки строгой отчетности отпечатывать в типографии? Как в кассовом чеке следует указывать реквизит "наименование товаров"?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В общем случае контрольно-кассовая техника применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов.
Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, при осуществлении розничной торговли могут до 01.07.2018 осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ. Необходимым условием для этого является выдача по требованию покупателя (клиента) документа (например, товарного чека), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар.
В то же время Закон N 54-ФЗ допускает применение БСО после 01.07.2018 только для осуществления расчетов при оказании услуг. Поэтому ИП, применяющие ЕНВД при осуществлении розничной торговли, до 01.02.2021 на кассовом чеке могут не указывать наименование товара и их количество.

Обоснование вывода:

Применение ККТ

В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ) применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ.
Под расчетами для целей Закона N 54-ФЗ понимаются прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ). Каких-либо исключений, позволяющих не применять ККТ при осуществлении указанной в вопросе деятельности (розничной торговле запчастями к мото- и велотехнике, продаже садовой техники), законодательство не устанавливает (ст. 2 Закона N 54-ФЗ).
Но в силу переходных положений с учетом установленных особенностей ККТ вправе не применять ряд субъектов.
В частности, согласно ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 290-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ), до 01.07.2018.

БСО

В силу ч. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, до 01.07.2018 вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (далее - БСО) в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ.
В соответствии с ч. 9 ст. 7 Закона N 290-ФЗ в случае, если организации или индивидуальные предприниматели в соответствии с Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до 15.07.2016) вправе не применять ККТ, такое право сохраняется за ними до 01.07.2018. Пункт 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ) предусматривал возможность приема наличных без применения ККТ при оказании услуг населению при условии выдачи взамен кассового чека соответствующих БСО в порядке, установленном Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.
Соответственно, начиная с указанной даты на этих лиц будет распространяться общий порядок применения ККТ, установленный новой редакцией Закона N 54-ФЗ.
В абзаце пятом ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ содержится новое определение БСО - это первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства РФ о применении ККТ.
Согласно абзацу третьему п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ автоматизированные системы для БСО применяются только для осуществления расчетов при оказании услуг (смотрите также абзац одиннадцатый п. 2 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ).
Таким образом, новая редакция Закона N 54-ФЗ, применение которой с 01.07.2018 станет для организаций и ИП, оказывающих услуги населению, обязательным, предполагает возможность выдачи клиенту БСО вместо кассового чека. Однако такой БСО и автоматизированная система, применяемая для его формирования, должны отвечать всем требованиям, установленным новой редакцией Закона N 54-ФЗ (ст.ст. 4, 4.7 этого закона). Бланк товарного чека, предварительно отпечатанный в типографии, содержащимся в Законе N 54-ФЗ требованиям не отвечает. Кроме того, автоматизированная система для БСО должна передавать фискальные данные в фискальный накопитель, установленный внутри корпуса, обеспечивать формирование фискальных документов в электронной форме, возможность их передачи оператору фискальных данных и т.д. (п. 1 ст. 4 Закона N 54-ФЗ). БСО должен предоставляться клиенту не только на бумажном носителе, но и (по желанию последнего) в электронной форме (п. 2 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).
Поэтому считаем, что, в рассматриваемой ситуации ИП, осуществляя расчеты за проданные товары после 01.07.2018, не может применять бланк товарного чека, предварительно отпечатанный типографским способом.

Наименование

Требования к кассовому чеку и БСО установлены ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ. В соответствии с ними кассовый чек и БСО содержат, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ, обязательные реквизиты, среди которых - наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг можно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок с указанием ставки НДС (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками НДС или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС).
Положения Закона N 54-ФЗ не расшифровывают понятие "наименование товаров, работ, услуг" и не конкретизируют уровень детализации наименования (полное, обобщенное, сокращенное и т.д.), которое должно быть указано в кассовом чеке и бланке строгой отчетности. На наш взгляд, в кассовых чеках и бланках строгой отчетности не следует указывать общие термины без конкретизации соответствующего вида товаров (работ, услуг).
В то же время для ИП - налогоплательщиков ЕНВД при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю подакцизными товарами, абзац девятый п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ (в редакции Закона N 290-ФЗ) в отношении указания на кассовом чеке и БСО наименования товара (работы, услуги) и их количества применяется с 01.02.2021 (ч. 17 ст. 7 Закона N 290-ФЗ).
Указанное означает, что до 01.02.2021 ИП, применяющий ЕНВД в отношении розничной торговли, на кассовом чеке может не указывать наименование товара и их количество.

К сведению:
Функции контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, возложены на налоговые органы (ст. 7 Закона N 54-ФЗ, ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации", п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506). С учетом этого организация может обратиться за соответствующими разъяснениями в налоговый орган по месту учета (пп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

31 мая 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.