Из огня и полымя…
О работе МЧС России при ДТП, о модернизации пожарной службы и о межведомственном взаимодействии рассказывает заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александр Петрович Чуприян.
- Александр Петрович, какова роль МЧС России в реализации Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг."?
Пожарные, спасатели - люди искренние, знающие цену жизни и абсолютно неравнодушные. Поэтому когда появилась возможность присоединиться к выполнению ФЦП, мы решили, что будем ее самыми активными участниками и партнерами. И если перед началом программы службы МЧС России реагировали на ДТП 15-20 раз за сутки, то сегодня в 20-30 раз больше. За годы действия ФЦП мы извлекли из повреждённых автомобилей почти 80 тыс. человек, то есть в среднем 15 тыс. в год - считаем их спасенными, поскольку передавали пострадавших медикам живыми. И это далеко не всё. Разработано множество методологических материалов. Благодаря ФЦП создан центр в ВНИИ ГОЧС, который сегодня выполняет функции научного и информационно-аналитического подразделения, разрабатывает карты, обозначает силы и средства, моделирует ситуации. Уже дважды мы проводили чемпионат России по оказанию помощи пострадавшим при ликвидации последствий ДТП, в котором участвуют лучшие команды из федеральных округов. А это значит, что происходит отработка деталей реагирования, повышение эффективности прикладного обучения…
- За рубежом пожарные и спасатели обычно люди одной профессии. Как обстоит дело у нас после того, как в МЧС России были переведены достаточно мощные силы и средства противопожарной службы?
- На законодательном уровне пожарные не были наделены правом проведения аварийно-спасательных работ, не связанных с тушением пожаров. Между тем, своевременное выдвижение обычных спасательных формирований к аварийно-опасным участкам дорог не всегда возможно из-за их удаленности. Мы внесли и законодательно обустроили эти функции. Сегодня аттестацию на право проведения аварийно-спасательных работ при ДТП прошли около половины всех пожарных частей. А это значит, что армия универсальных спасателей растет с каждым годом, у нее появляется все больше форпостов. Если в 2006 г. пожарно-спасательные подразделения выезжали на каждое 14-е ДТП с пострадавшими, то в 2010 г. - уже на каждое второе. И это несмотря на снижение общего количества ДТП за последние два года на 13,3%.
Для справки. К началу 2010 г. на проведение аварийно-спасательных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе на транспорте, было аттестовано 1208 пожарных частей, свыше 63% пожарных сдали экзамены и получили квалификацию "спасатель". 49% пожарных автомашин обеспечено аварийно-спасательным оборудованием и инструментом.
Для сравнения. В 2008 г. среднее время прибытия пожарно-спасательных подразделений на место ДТП после получения информации о нем составляло почти 17,7 мин. К 2010 г. этот показатель сократился до 13,4 мин. В отдельных субъектах РФ для сокращения времени реагирования на ДТП создаются поисково-спасательные группы и отряды быстрого реагирования.
- По положению о службе, сотрудники МЧС России вправе оказывать первую доврачебную помощь, однако медики утверждают, что на практике они обычно предпочитают дожидаться прибытия "Скорой". С чем это связано?
- Согласно последним изменениям в законодательстве, сотрудник МЧС России может оказать квалифицированную помощь, если это действующий врач. Такие подразделения у нас есть. В иных случаях мы оказываем такую же помощь, как полицейские, спасатели, пожарные, обычные водители. Мне неоднократно приходилось видеть, как пострадавших доставали из завалов, горящих зданий, искореженных авто и просто укладывали на газон или асфальт; превозмогая боль, они говорили: что же вы – вытащить-вытащили, а дальше что? Мы, несомненно, должны быть помощниками Минздрава в этом плане, притом, что действуем в рамках существующего законодательства. В последние два года получило распространение обучение спасателей приемам оказания первой помощи пострадавшим на базе государственных учреждений здравоохранения – территориальных центров медицины катастроф. Я не раз предлагал медикам расширить эту линейку, опираясь на мировую практику. Пожарный спасатель в США, например, может сделать внутривенный обезболивающий укол, снять электрокардиограмму и привезти пострадавшего в госпиталь…
- Может ли МЧС России влиять на пожароопасность и контраварийные характеристики выпускаемых сегодня машин?
- Пожары на транспорте случаются, но в целом незначительно влияют на пожарную статистику. Впрямую мы машинами не занимаемся, более того, ушли из нормативного регулирования строительства зданий и сооружений – так решил законодатель. Хотя во времена, когда массово выпускалась отечественная техника, надзор касался не только автомобилей, но и холодильников, телевизоров и т.д. Сегодня техника стала преимущественно импортная, а современные принципы делового регулирования и прибыльности тяготеют к устранению возможного препятствования бизнесу со стороны надзорных органов. Меняется топливная аппаратура и энергоустановки, рынок стал настолько разнообразным, что изучить все технологические особенности автоновинок практически невозможно. Однако любой технологический процесс и инженерный проект обязаны учитывать вопросы пожарной безопасности, это относится и к автомобилю.
- Работа службы оповещения МЧС России о ДТП и необходимости выезда на место аварии достойна восхищения, но нет ли тут своего рода ведомственного монополизма?
- Практически со всеми главками МВД у нас подписаны соглашения о сотрудничестве, включая службу ГИБДД. Мы можем полномасштабно использовать существующую базу оперативного информирования об авариях. Схемы оповещения могут быть разными, но в целом уже активно идут объединительные процессы вокруг создания объединенной диспетчерской службы с номером 112. Дело обстоит совсем по-другому, нежели 5 лет назад, но правительство требует ускорить эту работу.
- Сегодня стала популярной тема ГЛОНАСС, поговаривают об оснащении всех автомобилей системами тревожного оповещения, способными издавать своего рода сигнал SOS…
- Такие разработки уже существуют, и мы их приветствуем. Строго говоря, это не зона ответственности МЧС России, но благодаря им мы можем повысить свое оперативное реагирование на дорогах. И если прозвучит сигнал тревоги, почему бы нам не прибыть первыми к месту происшествия?
- Насколько влияет ограничительный регламент полетов над Москвой и некоторыми другими территориями на использование спасательной авиатехники?
- Пока Россия является единственной из развитых стран, где для оказания помощи пострадавшим в ДТП широко не используются вертолеты. Хотя технология эвакуации пострадавших в крупных городах уже отработана, ее использование позволяет вдвое сократить время доставки спасателей и медработников к месту ДТП. Но все же основное назначение этой техники - это обслуживание скоростных магистралей. А там, в общем-то, никто не запрещает, нужно просто иметь соответствующую инфраструктуру. Строить не только вертолетные площадки, но и обустраивать дорожное полотно, чтобы можно было при необходимости приземлиться в пункт назначения, а не в примыкающие лесопосадки или строения. Сейчас мы обустраиваем вертолетные площадки по трассе Москва–Санкт-Петербург, беремся за олимпийскую дорогу "Дон". И остро ощущаем необходимость кооперации действий с другими министерствами и ведомствами, чтобы решать весь комплекс возникающих вопросов.
Вдоль трассы Москва-Санкт-Петербург подготовлены вертолетные площадки в Клину, Великом Новгороде, Тосно, завершаются работы по строительству площадок в Валдае и Твери.
В Москве оборудовано шесть вертолетных площадок при городских клинических больницах № 7, 15, 20, 71, НИИ СП им. Н.В. Склифосовского, НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, а также вертолетная площадка на 35 км МКАД, где осуществляется круглосуточное диспетчерское дежурство.
- Почему бы в таком случае для оказания помощи пострадавшим не использовать шире средства сверхлегкой авиации?
- Для разведки ситуации мы используем летательные аппараты, не требующие особого разрешения. Но чтобы сработать на месте ДТП, нужна доставка людей, спасательного оборудования. Современные машины с высокопрочными элементами конструкций невозможно вскрыть лишь ломом или топором. А возьмите широко распространившиеся подушки безопасности - для спасателей это сущие ловушки, весьма травмоопасные.
- Как, кстати, отрабатывается технология спасения пострадавших в авариях?
- В учебном центре МЧС в г. Ногинске Московской области готовятся спасатели по 42 специальностям, то есть практически по всем категориям. Только в прошлом году через него прошло более 3000 спасателей. Мы обучаем не только сотрудников МЧС России, подготовку в центре, например, уже прошли представители многих подразделений ГИБДД Московской области. Хотели бы также обучать и водителей, занятых на перевозках опасных грузов на дальние расстояния, в том числе трансграничных.
- Про Россию иногда говорят, что здесь вся жизнь - чрезвычайная ситуация. Может быть, не столько "маневры", как живая действительность и есть лучший учитель?
- Во всем мире подготовке спасателей уделяется повышенное внимание. В Германии, например, учатся на пожарного полтора года, плюс 3 месяца практики. И попасть в такую школу не так-то просто – ведь в итоге они приобретают множество дополнительных специальностей, вплоть до сантехников и медиков. У нас обучаются 2 месяца… Тем не менее, достаточно посетить вышеуказанный центр, чтобы убедиться, что и у нас существует серьезная государственная политика в этой области.
- Могут ли контрольно-автоматические средства пожаротушения со временем превратить пожарных спасателей в своего рода диспетчеров, как это отчасти уже происходит с автоинспекторами?
- У нас в зданиях предусмотрена установка только пожарной сигнализации. Во время недавней командировки в США я обратил внимание, что средства автоматического тушения там есть даже в туалетах. Не было смысла пожарным идти в башни-близнецы, после того как в них врезались 100-тонные керосиновые бомбы. И, тем не менее, там погибло более 300 пожарных-спасателей. Вот почему президент США в годовщину терактов первым делом приезжает к людям этой профессии. И это значит, что вряд ли она когда-либо устареет.
- Что еще произвело на вас наибольшее впечатление в США?
- Американское общество, возможно, не лишено определенных недостатков, но культура безопасности в нём на особом счету. На каждой пожарной части так и написано: "островок безопасности", и можно зайти на эту территорию, где тебе все расскажут и покажут. В том числе и пожарную машину, светящуюся разноцветными огнями, как елка. Но не дай бог, если не уступишь ей дорогу, когда она мчится по вызову...
- Действительно ли служба помощи "911" там функционирует столь безупречно, как это иногда показывают в фильмах?
- Я знаком с опытом работы многих спасательных служб мира, служба единого номера действительно эффективна. Наш мир преисполнен пограничными взаимоотношениями людей и ведомств, но в развитых странах законодательно обустроено четкое понимание этих границ. У нас дело обстоит несколько по-иному и нам ещё необходимо многое сделать.
Интервью размещено в журнале "Твоя дорога"
(июль-август 2011 г.)