Вступительное слово - Яковлев В.Ф.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые участники торжественного собрания!
Появление 10 лет назад арбитражных судов - это прямой и закономерный результат коренных преобразований экономики и государственной системы России.
Быстрое, почти молниеносное разрушение основанной на государственной собственности плановой экономики, с одной стороны, создало острую необходимость введения судебного разбирательства экономических споров и конфликтов формирующейся рыночной экономики, которая базировалась теперь уже на смешанной, в том числе и частной, собственности, а, с другой стороны, оставило не у дел государственный и ведомственный арбитраж.
Выход был найден в том, что государственный, а также ведомственный арбитраж, были ликвидированы, а на их кадровой и материальной базе создана единая и цельная система арбитражных судов России.
Создание арбитражных судов, во-первых, позволило обеспечить непрерывность разрешения экономических споров не приостанавливая этот процесс ни на один день. Хронологически это выглядело так. В 1991 году был образован первый арбитражный суд - Высший Арбитражный Суд СССР. 1 октября 1991 года вступил в силу Закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
23 января 1992 года был назначен председатель Высшего Арбитражного Суда России, а вслед за этим судьи Высшего Арбитражного Суда России, председатели и судьи арбитражных судов Российской Федерации. С 15 апреля 1992 года вступил в силу Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, и Высший Арбитражный Суд начал функционировать как судебный орган. Вслед за ним в 1992 году начали работать все суды субъектов Российской Федерации.
Во-вторых, появление арбитражных судов означало возрождение существовавших в России с древних времен и до Октябрьской революции 1917 года коммерческих судов. Первое упоминание о торговом суде на территории России мы встречаем в 12 веке в Великом Новгороде. В 1727 году был утвержден Устав суда таможенного, на основе которого в ряде городов России начали функционировать суды для разрешения торговых споров. Однако повсеместного распространения в то время они не получили, и в других местах коммерческие споры рассматривались в судах общей юрисдикции. Исторической вехой в развитии коммерческих судов России стал Указ российского императора Николая I от 14 мая 1832 года "Об учреждении коммерческих судов". Этим же Указом был утвержден Устав торгового судопроизводства. В Указе отмечалось: "опыт показал, что в городах, обширную торговлю отправляющих, многосложные торговые споры, возрастая ежегодно по мере ее распространения, от слияния их в одних местах со множеством других дел часто подвергались значительным затруднениям. Неудобства от сего происходящие, частно были отвращаемы учреждением особенных судов под именем коммерческих в некоторых городах торговых, как-то: в Одессе, Таганроге, Архангельске и других. Пользы сего учреждения, как в прежнее время, так и вновь удостоверенные опытом, желания, многократно изъявленные от торговых сословий, и Наше намерение твердыми установлениями и законами всемерно способствовать успешному движению сей важной части государственного благоустройства представили необходимым учредить коммерческие суды везде, где важность и пространство спорных торговых дел того могут требовать". Звучит и сегодня весьма актуально.
Таким образом, в этом году исполняется 170 лет с момента учреждения коммерческих судов России, правопреемниками которых считают себя по полному праву нынешние арбитражные суды. При этом, пожалуй, мы не достигли еще того уровня организации торгового судопроизводства, который был обеспечен императорским указом. В нем отмечалось, что при канцелярии коммерческого суда состоят присяжные приставы и служители. Сверх того, при коммерческом суде состоят присяжные попечители по делам о несостоятельности (арбитражные управляющие) и присяжные стряпчие.
Революция смела наряду с другими и коммерческие суды. На протяжении 5-ти лет после нее экономические споры вообще никем не разрешались. Однако переход к НЭПу, то есть к рынку, потребовал создания системы разрешения экономических споров. И 21 сентября 1922 года, т.е. 80 лет назад, были созданы арбитражные комиссии, которые затем превратились в органы государственного арбитража, оказавшиеся непосредственными предшественниками нынешних арбитражных судов.
В-третьих, образование арбитражных судов и их дальнейшее развитие стало одним из основных направлений реализации Концепции судебной реформы 1991 года. Этой Концепцией наряду с судами общей юрисдикции предусматривалось функционирование арбитражных судов по разрешению предпринимательских споров.
В-четвертых, существование судов, специализирующихся на разрешении коммерческих споров, оказалось в полном соответствии с современными мировыми тенденциями, состоящими в том, что практически повсеместно, во всех странах, наряду с судами общей юрисдикции существуют и работают суды, специализирующиеся на разрешении отдельных видов споров, отличающихся значительными особенностями и сложностью. Так, во Франции существует система торговых судов, в Германии - отдельные системы административных, финансовых и других специализированных судов.
Этот опыт был использован и другими странами СНГ. Аналогичные суды были созданы в 12-ти государствах, образовавшихся на территории Союза (кроме Прибалтики). Правда, в дальнейшем коммерческие суды в Казахстане и Грузии были соединены с судами общей юрисдикции, но в 10-ти странах СНГ и по сей день существуют такие суды с разными названиями: арбитражные, хозяйственные, экономические.
В-пятых, в системе арбитражных судов воплощены многие идеи концепции судебной реформы 1991 года. Важной вехой в их развитии стало закрепление системы арбитражных судов Конституцией 1993 года, в соответствии с которой были подготовлены и приняты в 1995 году новый Федеральный конституционный закон об арбитражных судах России и новый Арбитражный процессуальный кодекс. В последующем был принят также Федеральный конституционный закон "О судебной системе России", который также закрепил систему арбитражных судов. Чрезвычайно важно то, что арбитражные суды были отнесены к судам федеральным, ибо этого требовал предмет их деятельности, характер и масштабы рассматриваемых споров, участниками которых зачастую выступают стороны, расположенные в разных субъектах Российской Федерации. Федеральная природа арбитражных судов стала важным фактором их независимости в отправлении правосудия.
Именно в системе арбитражных судов впервые была введена апелляция как полный пересмотр дела по заявлению одной из сторон, проверка судебного решения как по факту, так и по праву. Был введен также кассационный порядок обжалования и пересмотра судебных решений в третьей судебной инстанции, но уже только по вопросам права. Эти положения в полной мере соответствуют утвердившимся мировым стандартам правосудия. Впервые в новейшей истории России в целях обеспечения независимого правосудия были созданы судебные округа и образованы 10 федеральных арбитражных судов округов, что также соответствует и дореволюционной, и современной зарубежной практике.
С учетом и зарубежного, и дореволюционного отечественного опыта введен институт арбитражных заседателей, осуществляющих правосудие наравне с профессиональными судьями-юристами. При этом они являются специалистами в определенных видах предпринимательской деятельности: в торговле, в страховом, банковском деле, в строительстве, перевозках и так далее. С 1995 года арбитражным судам подведомственны споры с участием иностранных предпринимателей.
Сегодня в стране активно работают 92 арбитражных суда, представляющих собой трехзвенную судебную систему. В этих судах осуществляют правосудие 2 592 судьи и трудятся около 5 тысяч специалистов и помощников судей. Эти 7 с небольшим тысяч человек проводят огромную работу. Арбитражные суды рассмотрели 4 миллиона дел по первой инстанции, 320 тысяч дел в апелляционном порядке, 160 тысяч в кассационном и 100 тысяч в надзорном порядке - Высшим Арбитражным Судом. Сегодня арбитражные суды разрешают не только гражданско-правовые споры между предпринимателями, но также обеспечивают защиту предпринимателей в их взаимоотношениях с государством. При этом число административных споров с каждым годом возрастало значительно быстрее, чем гражданско-правовых споров. И теперь административные споры составляют половину всех дел, рассматриваемых арбитражными судами. Количество разрешаемых дел ежегодно увеличивается на 15-20 процентов, что влечет за собой стремительное возрастание нагрузки, приходящейся на каждого отдельного судью. Еще несколько лет назад судья рассматривал в среднем 15 дел в месяц. Сегодня на его плечи ложатся 34-35 дел в месяц. В 2001 году арбитражными судами рассмотрено около 750 тысяч исковых заявлений, разрешены споры на сумму свыше 550 миллиардов рублей.
Сам факт существования арбитражных судов позволил за 10 лет подготовить кадры судей и специалистов, способных разрешать сложнейшие экономические споры на весьма высоком профессиональном уровне. 90 процентов судей арбитражных судов России - это люди в возрасте до 55 лет, но больше половины из них обладают большим опытом работы и имеют стаж судебной работы от 5 до 20 лет. В арбитражных судах работают специалисты высочайшей квалификации, в том числе 1 член-корреспондент Академии наук России, 10 докторов, 67 кандидатов наук. Бывшие государственные арбитры составляют в судейском корпусе менее 1/5 его общей численности. 65 процентов судей арбитражных судов России - женщины. Судейский корпус постоянно самоочищается от случайных и недостойных людей: за 10 лет прекращены полномочия 25 судей по компрометирующим основаниям.
Судьи арбитражных судов не только работают с большой нагрузкой, но и постоянно учатся. Так, в 2001 году через систему повышения квалификации прошло около 660 судей. Большое значение для профессионального роста имеют связи с зарубежными коллегами - судьями 32 стран, в том числе Германии, Франции, Великобритании, Испании, Бельгии, Дании, Финляндии, США, Канады, Китая, Японии, Австрии, но особенно тесные контакты с нашими коллегами из стран СНГ. Судьи арбитражных судов участвовали в 138-ми международных конференциях и семинарах за рубежом. На территории России с участием иностранных судей было проведено 75 семинаров, в которых участвовало 1 850 судей. В Высшем Арбитражном Суде успешно функционирует сектор Международного частного права, который дает заключения по делам с участием иностранных предпринимателей. Мы поддерживаем связи с нашими коллегами из международных судов, в том числе с Судом по правам человека в Страсбурге и Судом Европейского Союза в Люксембурге.
Судьи и специалисты арбитражных судов принимают постоянное участие в работе по совершенствованию законодательства не только судебного, но и экономического. Особенно велика роль наших судей в подготовке проекта Гражданского кодекса России, законов об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью.
Особая сложность в работе арбитражных судов состояла и состоит в том, что им приходится постоянно осваивать новые споры, которые ими ранее не рассматривались, и к тому же в условиях неполного, несовершенного, зачастую противоречивого законодательства.
В этих условиях огромное значение имеет сама судебная практика. Пришлось столкнуться с большими трудностями в разрешении споров, связанных с приватизацией, банкротством, налогами, таможенными, валютными отношениями, оборотом ценных бумаг, последствиями инфляции, с финансовым и банковским кризисами, массовыми неплатежами и т.п.
Высший Арбитражный Суд постоянно анализирует судебную практику и в соответствии со статьей 127 Конституции в целях обеспечения единообразной судебной практики дает разъяснения по вопросам толкования и применения законодательства. За 10 лет было подготовлено и принято 50 постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда, в том числе 12 совместно с Пленумом Верховного Суда Российской Федерации. Направлено в суды 110 обзоров судебной практики и информационных писем.
Арбитражные суды не могли бы успешно функционировать без надлежащего информационного обслуживания, касающегося законодательства и судебной практики. В настоящее время в арбитражных судах используется около 4 300 персональных компьютеров и свыше 100 серверов. С участием судей созданы эталонные банки судебной практики Высшего Арбитражного Суда России (4 000 решений), а также практики 10 федеральных арбитражных судов округов (66 000 решений). Большое значение имеет выпускаемый Высшим Арбитражным Судом "Вестник", вышло 111 его номеров, а также 6 журналов, издаваемых федеральными арбитражным судами округов, что обеспечивает открытость правосудия и доступность судебных решений для широкого круга лиц.
За 10 лет значительное развитие получила материально-техническая база арбитражных судов. Если 10 лет назад только
19 судов имели здания на праве оперативного управления, а 63 были расположены в арендуемых помещениях, то теперь 60 судов имеют свои здания и 31 суд находится в арендуемых помещениях.
За эти годы 23-м судам были предоставлены взамен ранее занимаемых другие, более пригодные здания. 30 судов получили дополнительные помещения. Было построено 8 новых зданий для арбитражных судов и 4 здания полностью реконструированы.
Кроме того 21 здание капитально отремонтировано.
Таким образом, 86 судов получили либо новые, либо реконструированные, либо капитально отремонтированные помещения.
За 10 лет было получено 539 квартир для судей арбитражных судов.
Будущее арбитражных судов мы связываем с чрезвычайно важным документом - Федеральной целевой программой развития судебной системы России, которая была разработана по поручению Президента Правительством с участием высших судов и утверждена Правительством. С 2002 года началась ее реализация.
Развитие арбитражных судов в соответствии с программой должно обеспечивать доступность правосудия и его высокий уровень. Оно идет по следующим направлениям.
Во-первых, обновление и укрепление кадрового состава судей и специалистов. Создается система подготовки кандидатов на должности судей с использованием вновь полученных штатов - 3 500 помощников судей. Обновленные Законы о статусе судей и органах судейского сообщества обеспечат более качественный состав судей, значительное повышение их ответственности.
Следующее направление - совершенствование арбитражно-процессуального законодательства. С принятием нового Арбитражного процессуального кодекса мы рассчитываем обеспечить более четкое разграничение подведомственности дел арбитражным судам и судам общей юрисдикции, исходя из того, что все экономические споры, в том числе с участием хозяйственных обществ, а также иностранных предпринимателей, должны быть переданы в арбитражные суды России.
Будут приняты меры по ускорению разрешения дел за счет дифференциации судебных процедур, использования предварительных мер защиты нарушенных прав, совершенствования системы обжалования судебных решений, особенно апелляционной инстанции.
Мы рассчитываем на серьезное улучшение материально-технического обеспечения арбитражных судов, поскольку Федеральной целевой программой предусматривается выделение инвестиций на строительство новых зданий, приобретение необходимого оборудования, жилья для судей и т.д.
Особенно важное значение для повышения статуса судей и укрепления кадрового состава судей будет иметь намеченное целевой программой повышение заработной платы судей с целью восстановления ее докризисного уровня.
Все, о чем я доложил, сделано людьми, в том числе сидящими в этом зале, вклад которых в то, чтобы арбитражные суды состоялись, особенно велик. Наша огромная благодарность Президенту Российской Федерации, руководителям Государственной Думы, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, руководителям и членам Правительства Российской Федерации, Председателям Конституционного и Верховного Судов Российской Федерации и других правоохранительных органов.
Хотелось бы сердечно поблагодарить всех наших судей, специалистов, председателей судов, других руководителей, наших замечательных ветеранов за их напряженный труд на ниве правосудия.
Примите мои поздравления с нашим замечательным юбилеем, пожелания крепкого здоровья и успехов в вашем благородном труде на благо России и ее граждан.