Совершенствование российского законодательства в сфере антимонопольного регулирования
24 марта 2016 года состоялось интернет-интервью с руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области Кабаненко В. А.
Организатор мероприятия: ООО "Агентство Правовой Информации "Гарант-Энтерпрайз".
Ведущая интернет-интервью: Шахлина С. А. (ведущий специалист по работе с органами государственной власти Омской области).
Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! Сегодня мы встречаемся с руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы Кабаненко Вадимом Анатольевичем, чтобы задать ему ряд вопросов. Добрый день,Вадим Анатольевич
Кабаненко В. А.: Добрый день!
Ведущая: 5 января 2016 года вступил в силу "четвертый антимонопольный пакет" поправок. Расскажите, что изменилось в антимонопольном законодательстве с его принятием
Кабаненко В. А.: Первый закон об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках был принят в 1991 году. За последние 25 лет много чего поменялось. Современное антимонопольное регулирование началось, по сути, с 2006 года с принятием Закона о защите конкуренции. За этот период было принято 3 "антимонопольных пакета", которые так или иначе совершенствовали антимонопольное законодательство и технологии правоприменения.
Изменения "четвертого антимонопольного пакета" направлены на уточнение порядка рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, расширение института предупреждения и предостережения на недобросовестную конкуренцию, другие формы злоупотребления доминирующим положением и на действия органов власти и местного самоуправления.
Также в рамках развития предупредительного контроля, в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства, будут выдаваться предупреждения о прекращении нарушений. В случае невыполнения предупреждения антимонопольного органа, принимается решение о возбуждении дела и назначении административного наказания в последствии.
Хотелось бы отметить важность введения процедуры пересмотра решений и предписаний территориальных органов в досудебном порядке коллегиальными органами ФАС России. С января текущего года решения и предписания территориальных органов ФАС России могут быть обжалованы в ФАС России в течение месяца со дня их вынесения, что значительно сократит объем работы для Арбитражных судов.
Еще одно принципиальное изменение, внесенное в антимонопольное законодательство, касается рассмотрения заявлений физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом.
В целом "четвертый антимонопольный пакет" предусматривает существенное сокращение административных ограничений для бизнеса и одновременное снижение участия государства в экономике.
Ведущая: Вадим Анатольевич, в Ваше ведомство поступает много обращений от граждан. Расскажите, что изменилось в части рассмотрения обращений граждан о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом? Как теперь граждане могут защитить свои права
Кабаненко В. А.: В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольное законодательство распространяется на отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
С принятием "четвертого антимонопольного пакета" Закон о защите конкуренции был существенно изменен, в том числе в части полномочий антимонопольного органа по рассмотрению заявлений граждан об ущемлении их законных интересов доминирующим хозяйствующим субъектом.
Так с 5 января 2016 года рассмотрение таких заявлений граждан о нарушении запрета на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением не отнесено к полномочиям антимонопольного органа.
В случаях, когда хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на соответствующем рынке услуг, в соответствии с новой редакцией части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (в редакции Федерального закон а от 05.10.2015 № 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") заявления физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, путем ущемления их интересов, не связанных с предпринимательской деятельностью или не связанных с ущемлением интересов неопределенного круга потребителей, не подлежат рассмотрению антимонопольными органами, поскольку не является нарушением именно антимонопольного законодательства (статьи 10 Закона о защите конкуренции) действия (бездействие) доминирующего хозяйствующего субъекта, повлекшее ущемление интересов физического лица.
При этом необходимо отметить следующее.
Статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, установленного порядка подключения (технологического присоединения).
Диспозиция статьи 9.21 КоАП РФ предусматривает несколько составов административного правонарушения:
- нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения;
- нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии;
- препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Таким образом, с учетом вышеуказанных изменений статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган по заявлениям граждан об ущемлении их интересов действиями (бездействием) доминирующего хозяйствующего субъекта не возбуждает дело о нарушении антимонопольного законодательства (статьи 10 Закона о защите конкуренции) и, соответственно, не выдает предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Однако в случаях обжалования гражданами действий (бездействия) лиц, указанных в статье 9.21 КоАП РФ и установления антимонопольным органом нарушения правил, указанных в данной норме административного кодекса, антимонопольный орган уполномочен возбудить административное дело по статье 9.21 КоАП РФ и назначить виновному юридическому и/или должностному лицу административное наказание в пределах санкции статьи 9.21 КоАП РФ.
Также хотелось бы обратить внимание на следующее. В Закон о защите конкуренции внесены изменения, которые предоставляют антимонопольному органу право выдавать предупреждение в порядке статьи 39.1 Закона о защите конкуренции не только по признакам нарушения пункта 3 (навязывание невыгодных условий договора) и пункта 5 (отказ либо уклонение от заключения договора) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, но и в случае выявления признаков других нарушений запрета на злоупотребление доминирующим положением.
Например, антимонопольный орган вправе выдать предупреждение в порядке статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков злоупотребления хозяйствующим субъектов своим доминирующим положением на определенном товарном рынке, выразившегося в:
- экономически, технологически не обоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом (пункт 6 часть 1 статьи 10);
- создании дискриминационных условий (пункт 8 часть 1 статьи 10).
Кроме этого, антимонопольному органу предоставлены новые полномочия: право выдать предупреждение, содержащее требование о прекращении недобросовестной конкуренции, в случае выявления признаков нарушения статьей 14.1-14.3, 14.7, 14.8 Закона о защите конкуренции, то есть, в случаях обнаружения антимонопольным органом совершения недобросовестной конкуренции:
- путем дискредитации;
- путем введения в заблуждение;
- путем некорректного сравнения;
- связанной с незаконным получением и использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
- в иной форме, наряду с предусмотренными статьями 14.1-14.7 Закона о защите конкуренции.
Также антимонопольный орган при обнаружении признаков нарушения предусмотренного статьей 15 Закона о защите конкуренции запрета на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, уполномочен выдать предупреждение, содержащее требование о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в установленный срок.
В случае выполнения предупреждения к лицу, допустившему нарушение антимонопольного законодательства, не применяются меры административной ответственности. При невыполнении предупреждения антимонопольный орган обязан возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе при обжаловании предупреждения в арбитражный суд, а по результатам рассмотрения дела, при наличии оснований, – выдать предписание и возбудить административное дело по соответствующей статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Антимонопольный орган наделен и другими полномочиями. Так, в соответствии с пунктом 2.1 статьи 25.7 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган вправе выдавать предостережение должностному лицу федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственного внебюджетного фонда о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства. Основанием для направления такого предостережения является информация о планируемых таким должностным лицом действиях (бездействии), способных привести к нарушению антимонопольного законодательства, если при этом отсутствуют основания для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Ведущая: С января текущего года в России заработал механизм административного обжалования в сфере строительства. Расскажите об этом подробнее.
Кабаненко В. А.: С 10 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 250-ФЗ, которым внесены изменения в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции". Теперь антимонопольный орган наделен полномочиями по рассмотрению жалоб в отношении госорганов, муниципалитетов и инженерно-технических организаций, отвечающих за сферу строительства.
Так в частности, антимонопольный орган рассматривает жалобы:
- на акты или действия (бездействие) федеральных и региональных органов власти и должностных лиц указанных органов или организаций при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства,
- на действия (бездействие) территориальной сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, горячее водоснабжение, газораспределительной организации, теплоснабжающей организации при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.
Указанные акты или действия (бездействие) органов власти или организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства
Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 № 403 утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства.
С жалобой в антимонопольный орган смогут обратиться юридические лица не позднее 3 месяцев с момента совершения обжалуемого действия. Обращение рассматривается в семидневный срок. В случае подтверждения нарушения регулятором будет выдано обязательное для исполнения предписание для устранения этого нарушения.
Кроме того, законопроект предусматривает привлечение нарушителей к административной ответственности. Для чиновников сумма штрафа составит от 3 до 5 тысяч рублей, при повторном нарушении – 30–50 тысяч рублей или дисквалификация на 2 года. Штрафы для организаций, осуществляющих подключение к сетям, составят 10–40 тысяч для должностных лиц и 100–500 тысяч рублей для организаций, однако за повторное нарушение предусмотрена дисквалификация до 3 лет или увеличенная сумма штрафа: для должностных лиц до 50 тысяч и до 1 миллиона рублей для организаций.
Ведущая: Вопрос, который волнует каждого автолюбителя, рост цен на бензин. Хотелось бы узнать причину произошедшего на этой неделе повышения цен на бензин в регионе
Кабаненко В. А.: В соответствии с действующим законодательством цены на нефтепродукты не подлежат государственному регулированию, то есть участники рынка самостоятельно устанавливают цены на реализуемую продукцию.
На территории Омской области основным продавцом на розничном рынке бензинов автомобильных является ООО "Газпромнефть-Центр" (сеть АЗС "Газпромнефть"), приобретающее указанные нефтепродукты у ООО "Газпромнефть – Региональные продажи".
Омским УФАС России проводится ежедневный мониторинг цен на бензины автомобильные, реализуемые указанными участниками рынков на территории Омской области, посредством которого осуществляется контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Согласно данным мониторинга рост цен на бензины автомобильные на АЗС "Газпромнефть" на 0,30 руб./л (за исключением бензина марки АИ-80) с 21 марта текущего года обусловлен повышением отпускных цен на нефтепродукты поставщиком данного хозяйствующего субъекта – ООО "Газпромнефть-Региональные продажи".
В целом за период с 1 января по 23 марта 2016 года рост розничных цен на одну из самых востребованных марок бензинов автомобильных – АИ-92 составил 0,94 процента при повышении оптовых (мелкооптовых) цен на 20,34 процента.
В свою очередь, рост оптовых (мелкооптовых) цен на нефтепродукты, реализуемые ООО "Газпромнефть-Региональные продажи", произошел вследствие повышения цен поставщиком нефтепродуктов (АО "Газпром нефть"), при этом рост цен на нефтепродукты АО "Газпром нефть" превышает рост отпускных цен ООО "Газпромнефть-Региональные продажи" на территории Омской области.
Осуществление контроля за соблюдением антимонопольного законодательства АО "Газпром нефть" выходит за рамки полномочий Омского УФАС России. Контроль за деятельностью указанного хозяйствующего субъекта осуществляется Федеральной антимонопольной службой России.
Дополнительно сообщаю, что в 2015 году Управлением вынесено решение в отношении ООО "Газпромнефть-Региональные продажи" о нарушении антимонопольного законодательства при установлении на территории Омской области монопольно высоких мелкооптовых цен на бензины автомобильные АИ-92, АИ-95, G-Drive 95 и дизельное топливо зимнее. Указанное решение Омского УФАС России обжаловано ООО "Газпромнефть-Региональные продажи" в судебном порядке и в настоящее время находится на рассмотрении в Арбитражном суде Омской области.
Ведущая: Каким образом Омским УФАС осуществляется контроль в сфере тарифного регулирования?
Кабаненко В. А.: В Управление поступает большое количество обращений на обоснованность установленных РЭК Омской области тарифов в сфере водоснабжения и теплоснабжения.
Для рассмотрения подобных обращений у Омского УФАС России полномочия отсутствуют. С 21 июля 2015 года (принято решение о передаче полномочий ФСТ ФАС России) ФАС России является федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим полномочия по рассмотрению вопросов, связанных с контролем в области тарифного регулирования. Территориальные органы ФАС России, в том числе и Омское УФАС России, такими полномочиями не наделены.
Вместе с тем, обращаю внимание на то, что большинство заявителей ссылается на распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 № 2182-р, которое "ограничивает" рост тарифа в 2016 году в Омской области размером среднего индекса на уровне 4,1 процента со II полугодия (в I полугодии – 0 процентов).
Вместе с тем данным постановлением установлен размер именно среднего индекса в целом по субъекту Российской Федерации.
В свою очередь, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 (ред. от 24.12.2015) "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" предусмотрено, что по решению представительного органа муниципального образования предельные индексы могут превышать индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации.
В качестве примера можно привести предельный индекс для Тарского городского поселения, который с 1 января по 30 июня 2016 года Указом Губернатора Омской области от 08.05.2014 № 58 (ред. от 18.12.2015) "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Омской области" утвержден в размере 45,0 процентов.
Относительно наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях РЭК Омской области при установлении тарифов для населения, можно сказать, что данные действия не могут быть признаны ограничивающими конкуренцию и, следовательно, нарушающими антимонопольное законодательство.
Так, главой 3 закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения, согласованные действия, в том числе, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Ведущая: Один из интернет – пользователей интересуется, как определяется стоимость подключения "частного" жилого дома к сетям газораспределения, в каких случаях она не должна превышать 50 тысяч рублей
Кабаненко В. А.: Согласно статьи 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении" (далее – Закон о газоснабжении) размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Пунктом 26 (22) Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила № 1314) предусмотрено, что плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), или 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей), устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии до точки подключения, составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется).
Таким образом пунктом 26(22), с учетом положений пункта 91 Правил № 1314, определены необходимые условия, при наличии которых возможно строительство газопроводов-вводов с оплатой за технологическое присоединение в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей:
- наличие у газораспределительной организации, в которую подана заявка о подключении, сети газораспределения необходимого заявителю давления;
- расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения необходимого заявителю давления с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа газораспределительной организации, в которую подана заявка о подключении, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), до точки подключения, составляет не более 200 метров;
- предполагается строительство только газопровода-ввода без устройства пункта редуцирования газа.
При отсутствии любого из установленных пунктами 26 (22) и 91 Правил № 1314 условий делает невозможным технологическое присоединение по указанному выше тарифу, и в таком случае может быть осуществлено по индивидуальному проекту с оплатой работ в размере, определенном по стандартизированным тарифным ставкам, установленным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину утверждены приказом ФСТ России от 28.04.2014 № 101-э/3 (далее – Методические указания).
В соответствии с данными Методическими указаниями органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной календарный год устанавливают для каждой газораспределительной организации, к газораспределительным сетям которой планируется подключение новых потребителей газа, плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования не позднее 31 декабря года, предшествующего очередному году.
На территории Омской области органом регулирования тарифов, в том числе на подключение к сетям газораспределения, является Региональная энергетическая комиссия Омской области (далее – РЭК Омской области), образованная и действующая на основании Постановления Правительства Омской области от 02.11.2011 № 212-п "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области".
Приказами РЭК Омской области от 14.11.2014 г. № 294/64, № 295/64, № 296/64, № 294/67, № 298/64 для газораспределительных организаций ОАО "Омскгоргаз", ООО "Омскгорсеть", АО "Омскоблгаз", ОАО "Омскгазстройэксплуатация" на 2015 год была установлена плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, в размере 50,00 тыс. руб., а для ООО "Межоблгаз" в размере 20,00 тыс. руб.
При этом пунктом 3 данного приказа предусмотрено, что указанный размер платы применяется при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии до точки подключения, составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется).
С учетом положения пункта 26(22), предусматривающего ежегодную индексацию на прогнозный среднегодовой уровень инфляции, приказами РЭК Омской области от 12.11.2015 г. № 409/66, № 410/66, № 411/66, № 412/66, № 413/66 для всех указанных выше газораспределительных организаций на 2016 год установлена плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, в размере 57297,90 руб.
Ведуща: Волнует омичей и другой вопрос. Стоимость поверки счетчиков воды. Цена нового прибора сравнима с поверкой. Эти две операции явно неравнозначны. Кто-то контролирует эту монополию
Кабаненко В. А.: Цена услуги по установке (замене) приборов учета электрической энергии, воды, газа устанавливается самостоятельно организациями, осуществляющими такие услуги, поскольку государственное регулирование такого вида деятельности законодательством не предусмотрено.
Формирование цены указанных услуг не имеет каких-либо четких регламентов, а соответствующие показатели стоимости услуг обычно отражаются в разрабатываемых калькуляциях.
При подготовке таких калькуляций учитываются:
- время на выполнение работ по установке (замене прибора учета);
- затраты на заработную плату исполнителей работ и отчисления, в том числе НДС;
- накладные расходы, в том числе расходные материалы;
- расходы на эксплуатацию автотранспорта в процессе оказываемой услуги;
- уровень рентабельности, который устанавливается хозяйствующим субъектом самостоятельно, поскольку не регулируется нормативными документами.
Таким образом в цену услуги закладываются все затраты организации, связанные с оказанием соответствующей услуги, и определенная прибыль.
В качестве примера можно привести проверку экономической обоснованности стоимости услуги по замене электрического счетчика в квартире гражданина (П…), который обратился с жалобой в Омское УФАС России, считая стоимость услуги ООО "Омская энергосбытовая компания" (далее – ООО "ОЭК") по замене указанного прибора учета в размере 603.37 руб. необоснованно высокой.
На основании представленных ООО "ОЭК" документов и пояснений основную долю в стоимости услуги по демонтажу и последующему монтажу нового однофазного электрического счетчика (далее – Услуга) без учета эксплуатации автотранспорта в соответствии с Калькуляцией № 1-1 составили затраты на заработную плату и отчисления – 185,76 рублей или 52 процента от общей стоимости Услуги с НДС (353,87 руб.) и накладные расходы – 64,15 рублей или 18 процентов. Расчет стоимости Услуги производился исходя из объема трудозатрат и затрат по заработной плате электромонтера 4 разряда.
Средняя стоимость часа работы электромонтера 4 разряда составила 142,56 рублей. Исходя из среднего количества рабочего времени в месяц (8 часов в течение 21 рабочего дня) размер заработной платы электромонтера 4 разряда составит 23 950 рублей в месяц (142,56 руб. х 8 час. х 21 день).
По данным Федеральной службы государственной статистики средний размер номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций в целом по Омской области в марте 2014 года (на момент расчета и утверждения калькуляций данная информация была доступна) составил 24 905 рублей. Применяя соотношение между средним размером заработной платы по всем видам экономической деятельности в Российской Федерации (31 486 рублей) к среднему размеру по отрасли "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" в Российской Федерации (33 890 рублей), расчетный уровень средней заработной платы по отрасли "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" в Омской области в марте 2014 года составил 26 807 рублей, т.е. выше установленного (расчетного) ООО "ОЭК" (23 950 рублей).
Исходя из содержания работ, затрачиваемое время на оказание Услуги по данным ООО "ОЭК" составило:
- при демонтаже и последующем монтаже нового однофазного электрического счетчика – 1 час;
- при монтаже однофазного электрического счетчика – 0,7 часа;
- при демонтаже однофазного электрического счетчика – 0,5 часа.
В подтверждение объема трудозатрат ООО "ОЭК" представило хронометраж затраченного времени при замене однофазного прибора учета электрической энергии (копия прилагается).
Накладные расходы рассчитаны в размере 45 процентов от заработной платы и составили 64,15 рублей.
Расходы на эксплуатацию автотранспорта в услуге по демонтажу и установке установлены в размере 176,20 рублей, что ниже расчетной стоимости использования автотранспорта (в соответствии с калькуляцией стоимость 1 машино-часа без учета НДС и рентабельности составила 352,39 рублей).
Уровень рентабельности составил 20 процентов или 85,22 рубля в общей стоимости Услуги. Уровень рентабельности устанавливается хозяйствующим субъектом самостоятельно, не регулируется нормативными документами, следовательно, не может быть признан необоснованным.
На основании вышеизложенного аналитическим отделом не выявлено факта экономически необоснованного установления цены на услуги по демонтажу и установке индивидуального прибора учета электрической энергии ООО "ОЭК".
Необходимо также отметить, что стоимость услуги по установке (замене) приборов учета никаким образом не связана со стоимостью самих приборов учета, цена на которые формируется производителями таких приборов с последующей наценкой сбытовыми (торговыми) организациями.
Защиту нарушенных прав граждане могут осуществить, обратившись с жалобой в суд, а граждане "социально не защищенной категории" – в органы прокуратуры, которая в определенных законом случаях может обратиться в суд с исковым заявлением в защиту интересов таких граждан.
Ведущая: Еще одна актуальная тема для автолюбителей – оформление полиса ОСАГО. Омич обратился для оформления полиса ОСАГО в филиал Росгосстраха в городе Омске. Страховщик отказался оформить полис после того, как он отказался оплачивать дополнительное страхование жизни, сославшись на приказ своего начальства. Как в такой ситуации ему защитить свои права?
Кабаненко В. А.: Отношения по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств регулируются нормами главы 48 "Страхование" Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее – Закон об ОСАГО), Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4014-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее – Закон № 4015-1), Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Положением Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 № 431-П и другими нормативными актами Российской Федерации.
В городе Омске и районах Омской области страховые услуги по заключению договоров ОСАГО оказывает ООО "Росгосстрах" (Московская обл., г.Люберцы, ул.Парковая, 3) в лице филиала ООО "Росгосстрах" в Омской области (г. Омск, ул. Лермонтова, д.62)
В соответствии со статьей 426 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и статьей 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) является публичным. Отказ от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить соответствующие услуги не допускается.
Буквальное прочтение пункта 1.5 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, являющиеся Приложением № 1 к Положению Центрального Банка России от 19.09.2014 г. № 431-П (далее – Правила ОСАГО № 431-П) позволяет сделать вывод о том, что владелец транспортного средства в целях заключения договора ОСАГОвправе выбрать любого страховщика, осуществляющего обязательное страхование. Страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении такого договора и представившему документы в соответствии с Законом об ОСАГО.
Пунктом 1.6 Правил ОСАГО императивно установлено, что для заключения договора ОСАГО страхователь представляет страховщику документы, указанные в статье 15 Закона об ОСАГО.
Закон об ОСАГО, определяя порядок осуществления обязательного страхования, содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для заключения договора ОСАГО, представляемых страхователем (владельцем транспортного средства) страховщику (страховой организации), в числе которых диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (подпункт "е" пункта 3 статьи 15 Закона об ОСАГО), а также предусматривает, что страховой полис выдается при заключении договора ОСАГО и является документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования (пункт 7 статьи 15 Закона об ОСАГО).
Таким образом, действующее законодательство регламентирует права и обязанности как страхователя, так и страховщика.
Для получения доказательств обращения в страховую компанию и получения страховщиком заявления (предложения-оферты) о заключении договора ОСАГО, следует направлять указанное заявление в страховую компанию посредством ФГУП "Почта России", с уведомлением о вручении почтового отправления.
В соответствии с нормами действующего законодательства страхования компания обязана в течение 30 дней со дня получения оферты направить заявителю, в ответ на его предложение-оферту, извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях. В случае, если страховая компания не ответит на предложение заявителя о заключении договора ОСАГО, либо предложит заключить договор с условием приобретения других страховых услуг, заявитель вправе обратиться с жалобой о нарушении законодательства Российской Федерации в контролирующие и надзорные органы, а также в суд за защитой своих прав.
Учитывая изменения в Законе о защите конкуренции, в связи со вступлением в силу "четвертого антимонопольного пакета", действия (бездействие) страховой компании в сфере оказания автовладельцу страховой услуги при заключении договора ОСАГО, повлекшие ущемление интересов автовладельца – физического лица, не являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В общем случае, если не установлено нарушение антимонопольного законодательства, защиту нарушенных прав граждане могут осуществлять, обратившись с жалобой в подразделение Банка России, созданное по решению Совета директоров Банка России от 8 августа 2013 года в связи с интеграцией в структуру Банка России Федеральной службы по финансовым рынкам, – Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (г. Новосибирск), поскольку, согласно положениям статьи 30 Закона РФ от 27.11.1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", контроль за соблюдением страхового законодательства субъектами страхового дела осуществляет Центральный Банк Российской Федерации.
Также можно подать жалобу в Российский Союз Автостраховщиков (г. Москва).
Кроме этого, в случае навязывания невыгодных условий договора ОСАГО, ущемляющих интересы потребителя услуги, действия страховой компании нарушают часть 2 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей", которая запрещает обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
В соответствии со статьей 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", защита прав потребителей осуществляется судом.
Таким образом, потребители, чьи права нарушены продавцом товара, путем обусловливания приобретения одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе в случае, если уже заключен договор ОСАГО на невыгодных для потребителя услуги условиях, свои права могут защитить, обратившись в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Управление Роспотребнадзора по Омской области). либо в суд.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 445 ГК РФ, если страховая компания уклоняется от заключения договора ОСАГО, лицо, обратившееся к страховщику с заявлением о заключении такого договора, вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные убытки.
При этом следует учитывать, что защитить нарушенные права возможно только при наличии доказательств их нарушения, в частности, при условии письменного обращения в страховую компанию с заявлением о заключении договора ОСАГО, оформленным в соответствии с требованиями законодательства, а также при наличии доказательств получения такого обращения страховой компанией. Например, заявление о заключении договора ОСАГО может быть направлено в страховую компанию посредством ФГУП "Почта России" почтовым отправлением, с описью вложения, с почтовым уведомлением.
Ведущая: Вадим Анатольевич, благодарим Вас за участие в интернет-интервью и содержательные ответы на вопросы!