Перспективы экономического развития Мурманской области
Эксперт: Председатель комитета областной Думы по экономической политике и хозяйственной деятельности.
Тема интервью: "Перспективы экономического развития Мурманской области".
Организатор мероприятия: региональный партнер разработчика системы ГАРАНТ – компания "Корунд-Софт"
Ведущая: Александрова Елена (компания "Корунд-Софт")
М. В. Антропов: В ходе идущей избирательной кампании, как обычно, сильно деформируется информационное поле. Много слов произносится в СМИ, и все они исключительно положительные. Это препятствует осмыслению реального положения дел. Как руководитель профильного комитета законодательного органа власти нашей области могу сказать, что инвестиционная привлекательность региона меняется медленно: за 2013 год в рейтинге Минрегиона РФ мы переместились с 80 только на 71 место. Ещё более удручающая картина по оценке инвестиционной направленности нашего областного бюджета. За первое полугодие 2014 года Мурманская область оказалась на третьем месте с конца по всей стране с 98,1% доли текущих расходов в консолидированном бюджете, что справедливо оценено как критерий низкой инвестиционной активности. Исходя из реальной ситуации, с моей точки зрения, нужно наращивать доходную часть бюджета, переходить на жёсткое регламентирование расходной части, т.е. повышать эффективность работы бюджета, как главного инструмента повышения темпов развития региона. Самое сложное, конечно, наращивать доходную часть, поскольку речь идёт, прежде всего, о традиционных "китах" нашей индустрии: горнопромышленном и рыбном комплексах. За два последних года мы недосчитались более 3 млрд. рублей отчислений от налога на прибыль наших гигантов, вошедших в так называемые консолидированные группы налогоплательщиков. Несмотря на наши (Думы и Губернатора) обращения о компенсации из федерального бюджета, нам отказали, хотя почему-то другим регионам пошли навстречу. Что касается перспектив, то мне, например, не понятно, что ряд интересных проектов не имеют поддержки. Я имею в виду уже финансируемый и зарубежными инвесторами крупный проект строительств Международного морского порта Печенга. Это комплексный портовый проект, предполагающий, в том числе, строительство нефтеперерабатывающего завода и жилой зоны на 37 тыс. жителей. В любом случае бюджетный и социальный эффект от него, уверен, будет выше. Не буду скрывать, основные вопросы повышения темпов развития нашей области лежит в сфере регулирования федеральных уровней власти: северное удорожание, создание особого режима потребления избыточной электроэнергии взамен мазута, переход экономики на природный газ. Но тем более мы зависим от эффективности деятельности органов власти Мурманской области. К сожалению, Минрегион поставил наш край по данному показателю в сфере экономики на непочётное 75-е место из 80 субъектов РФ. Значит, есть над чем работать.
М. В. Антропов: Начиная с предыдущего губернатора, мы очень гордились тем, что почти 100% расходов проходят через ранее называвшимися целевыми, а теперь просто государственные программы. Их всего 16. Создан сложный механизм определения необходимости тех или иных проектов и просто бюджетных трат, действует программно-целевой совет во главе с Губернатором. Наверное, нельзя сказать, что это пустая работа. Однако ежегодно мы при рассмотрении изменений бюджета в ходе его исполнения сотни миллионов рублей снимаем с неосуществленных планов по строительству объектов, капремонтов инженерных сетей. Проблему качества документации, уровень готовности муниципалитетов, квалификации подрядчиков, да и что там греха таить, преодоление коррупционного фактора - этого система решить не может. Поэтому, задача развития региона сложная, требует комплексного подхода по активизации строительного комплекса, по повышению уровня компетенции муниципальных и региональных специалистов, подавление коррупции. Требуется специальная программа по повышению эффективности бюджетных расходов, критериями которой должны быть повышение качества оказываемых социальных услуг на каждый вложенный рубль, снижение бюджетный расходов на коммунальные платежи или сокращение дани, которую область платит за так называемую "мазутозависимость". Проблема комплексная, я давно ставлю об этом вопрос перед региональным правительством.
М. В. Антропов: Внешнеполитическая и внутриэкономическая ситуация требует ускорения реализации двух основополагающих федеральных законов. Прежде всего, речь идёт об уже вступившем в законную силу ФЗ "О стратегическом планировании" и принятом в первом чтении законе "О промышленной политике в РФ", которые приняты по инициативе фракции КПРФ в Госдуме и которые должны помочь развернуть вектор развития экономики на внутренне развитие промышленного потенциала. К сожалению, готовятся предложения федерального правительства по росту налогового бремени на производителей. Хотя среди предложений я поддерживаю увеличение ставки НДФЛ на доходы от дивидендов до уровня налога на обычных граждан, т.е. с 9 до 13%, но нужно идти в этом вопросе дальше и переходить в соответствии с мировой практикой к прогрессивному налогу на доходы физических лиц. Многое нужно менять в налоговом законодательстве, менять денежно-кредитную политику, поскольку построенная в нашей стране по указаниям МВФ экономика периферийного капитализма "заточена" на торможение внутреннего развития. Но для этого нужны политические изменения в правительстве страны. Наш северный регион, тем более находится в тисках этой негодной экономической либеральной доктрины.
К сожалению, принятые в 2014 году Президентом и Правительством Стратегия и Программа развития Арктической зоны Российской Федерации так и не оправдали обещанных надежд на государственные преференции производителям районов крайнего Севера. Средства на текущий и 2015 года в бюджете РФ не предусмотрены. Более того, сами эти меры не конкретизированы и предложено формировать некий специальный закон. Повторяю, нам не выйти из замкнутого круга при продолжении нынешней политики. Просто один конкретный пример. Политика "стерилизации "денежной массы в форме вывоза капитала и применения "бюджетного правила" по нефтедоходам привела к тому, что коэффициент монетизации (отношение денежной массы к ВВП) снизился до 47%. В развитых странах он составляет 80-120%, а растущий советскими темпами Китай – 200%. Отсюда дороговизна кредитов, недостаток инвестиционных ресурсов (у нас их доля в общих инвестициях всего 7,7%, а в Германии – 41,8%).
М. В. Антропов: Недавно принят областной закон, и он получил реальное воплощение в сфере стимулирования частно-государственного партнерства. Несколько актуальных проектов в Ковдоре, Кировске, Полярных Зорях получили статус приоритетных, а один разработка ЗАО " СЗФК" месторождения Олений ручей – статус стратегического, что означает оказание бюджетной поддержки их реализации за счёт льгот по уплате налога на прибыль и на имущество. Это реальный действующий механизм стимулирования инвестиционной активности. Но это касается крупных проектов более 1 млрд. рублей вложений. Надо двигаться дальше, диверсифицировать меры поддержки и для менее объёмных вложений.
М. В. Антропов: Несомненно, это наше геостратегическое положение Кольского полуострова, незамерзающее начало Северного морского пути, в общем самая северо-западная территория страны, обладающая огромными и нередко уникальными запасами минералов, развитая, хотя и довольно потрёпанная за последние годы "реформ", научная, энергетическая и другая производственная инфраструктура и, конечно, кадровый потенциал.
М. В. Антропов: Приведу оценку того же Минрегионразвития, который поставил нашу область по инновационной активности на 60-е место, хотя наши соседи Карелия на 54-м месте, Архангельск – на 44-м. При том потенциале, о котором мы говорили в предыдущем вопросе, это просто непростительная роскошь – "транжирить" наши преимущества. Значит, пока власть не сумела навести мосты от наших возможностей к реальной диверсификации экономики. Например, недавно я защищал в Москве нашу инициативу о строительстве завода по производству редкоземельных металлов. Казалось бы у нас уникальное месторождение Аллуайв в Ловозере, есть опыт и структура по добыче минерала, совместно с КНЦ РАН подготовлено предпроектное обоснование. Однако усилия нашего губернатора не привели к результату, наше предложение не вошло в госпрограмму, а частный бизнес вкладывает средства в аналогичное месторождение в Якутии, что несомненно дороже. Тем более обидно, что мы не были убедительными ни для правительства страны, ни для частного инвестора.
М. В. Антропов: Есть система поддержки проектов малого и среднего бизнеса, но недавний анализ на заседании правительственного совета показал, что при растущих ресурсах бюджетной поддержки эффективность применяемых мер требуют более чётких критериев отбора проектов и качества их проработки. О поддержке крупных проектов я говорил раньше. Мне кажется, что не находят пока поддержки предпринимательские инициативы, находящиеся в нише между теми и другими. В общем, систему поддержки нужно непрерывно перенастраивать с тем, чтобы стимулировать прежде всего проекты, отвечающие стратегии развития региона.
М. В. Антропов: Моя программа охватывает предложения не только в сфере экономики, чему и было посвящено настоящее интервью, но и властные политические отношения в области, а также социальную и гуманитарную сферы. Но, думаю, это тема другой публикации. Надо поберечь время и внимание нашего читателя.