Антимонопольное законодательство в Республике Хакасия

15 октября 2012 года состоялось интервью с руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Лебедевой Ксенией Александровной.

Организатор мероприятия: Хакасское управление Федеральной антимонопольной службы, компания ООО "Гарант-Эталон". Ведущая интернет-интервью: Потехина Олеся Владимировна (специалист ОВС).

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! Позвольте представить – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Лебедева Ксения Александровна. Ксения Александровна, приступим сразу к вопросам.Покупатель не является хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети. В дополнительном соглашении к договору поставки продуктов питания планируется установить следующее условие: "Стороны договорились о том, что Покупатель является единственным (эксклюзивным) (Дистрибьютором, Покупателем) на территории республики. Продавец обязуется не менять его в течение трех лет. В случае нарушения Продавцом данного условия последний обязуется выплатить штраф". Соответствует ли это условие законодательству?

Лебедева К.А.: Антимонопольный контроль над соблюдением правил осуществления торговой деятельности регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". Ситуация, описанная в вопросе, под действие данных запретов не попадает. Серьезными новеллами закона являются правила, касающиеся деятельности торговых сетей, и только они попадают под действие данных запретов. Следовательно, условие, содержащееся в соглашении, нельзя отнести к дискриминационному, так как покупатель не является хозяйствующим субъектом, относящимся к торговой сети.

В том случае, если покупателю предлагается заключить соглашение о необходимости продавать только товар, который предложил продавец и в случае невыполнения условий предусмотрены штрафные санкции,то в законную силу вступают гражданско-правовые отношения. Покупатель, которому было предложено заключить данное дополнительное соглашение, вправе руководствоваться Гражданским законодательством. Покупатель вправенаписать возражение на данное дополнительное соглашение к условиям контракта.

Ведущая: Мы размещаем на витрине наших магазинов надпись Sale, нарушает ли наша организация закон о рекламе? Какие последствия могут быть?

Лебедева К.А.: В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации. Но допускается, согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", указание наименования организации на иностранном языке,только в соответствии с регистрацией юридического лица фразы SALE на иностранном языке.

Не соблюдение данных требований ведет к нарушению законодательства и влечет штрафные санкции до 500 тыс. руб.

Ведущая: Нарушает ли законодательство о размещении заказа указание в документации о торгах или извещении, о проведении запроса котировок наименования конкретной справочно-правовой системы без сопровождения такого указания словами "или эквивалент"? Что включает в себя понятие "эквивалент"? По каким критериям необходимо определять эквивалентность товаров?

Лебедева К.А.: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" регулирует отношения по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных и муниципальных нужд. Необходимость сопровождения словами "или эквивалент" возникает тогда, когда приобретается товар определенной торговой марки, либо заключается смешанный договор по поставке и оказанию услуг или выполнению работ и при этом используется товар.

Словосочетание "или эквивалент" в энциклопедическом словаре (от позднелатинского aequivalens – равнозначный, равноценный) означает предмет или количество, равноценный, равнозначный или соответствующий в каком-либо отношении другим и могущие служить им выражением или заменой. В значении закона о размещении заказов данное словосочетание означает, что заказчику необходимо приобрести товар, конкретной марки либо его аналог. Эквивалентность товара определяется в соответствии с характеристиками (критериями), установленными заказчиком в своем техническом задании. Данные характеристики могут быть, качественными, количественными, функциональными.

Ведущая: Скажите, сколько дел рассмотрели в УФАС? И где чаще всего нарушают?

Лебедева К.А.: Рост количества поступивших обращений в Управление составил 26,5%, с 287 заявлений в 2009 году до 363 в 2011 году. За первое полугодие 2012 года количество заявлений не уменьшилось в сравнении с 2011 годом. По сравнению с 2009 годом, рост заявлений наблюдается во всех направлениях контроля Хакасского УФАС (законодательство о размещении заказов, о защите конкуренции, о рекламе).

Наибольший рост наблюдается Управлением в рассмотрении жалоб от участников размещения заказов о нарушении Федерального закона от 21 мая 2005 г. № 94-ФЗ " О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". За первое полугодие 2012 года Управлением Хакасского ФАС рассмотрено 115 жалоб, тогда как в 2011 году за этот же период было рассмотрено около 80 жалоб. Если говорить о нарушение законодательства о защите конкуренции, то наибольшая часть нарушений приходится на нарушении Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Жалоб достаточно много, наблюдается увеличение, по отношению с предыдущим периодом 2011 года, но изменилась тенденция рассмотрения дел. Управление Хакасского ФАС стало меньше отказывать, то есть если нам поступает заявление оно уже выверенное от заявителей, которые точно знают, что есть нарушение. В 2010 году мы возбудили только 29 дел, а уже в 2011 году было рассмотрено 46 заявлений.

Ведущая: Что именно повлияло на уменьшение отказов? Заявители стали более подкованы в своих правах или это влияние постоянной работы на порталах?

Лебедева К.А.: Участники размещения заказов стали грамотнее, если говорить о нарушение законодательства о размещении заказов. Во-первых, были изучены нормы.Закон сейчас не претерпевает кардинальных изменений. Соответственно, участники размещения заказов приспособились, знают документацию и изначально видят, есть ли нарушение. Во-вторых, информация сейчас стала открытой. Российский портал действует открыто.Вправе увидеть информацию хоть кто: общественная организация, СМИ или граждане. Они могут сформировать жалобу, и направить ее в Хакасский УФАС. Большое количество жалоб поступило от представителей правоохранительных органов. За 2012 год было проведено более 50 внеплановых проверок.

Увеличилось количество заявлений, поступающих по Федеральному закону от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе". Жалобы поступают от физических лиц. В отношении средств массовой информации возбуждаем дела. Штрафы очень большие – до 500 тыс. рублей.

Основная часть выявленных Управлением нарушений, приходится на нарушения допущенные органами власти. К ним относятся нарушения, касающиеся передаче в пользование хозяйствующим субъектам, недвижимого имущества, нарушения порядка заключения договоров государственного и муниципального имущества, а также представления государственных и муниципальных преференций.

Ведущая: Что именно происходит с ценами на бензин? Почему в Республике Хакасия цены выше, чем в том же г. Минусинске? Занимался ли УФАС РФ по РХ этими вопросами?

Лебедева К.А.: Вопрос цен на нефтепродукты стоит на особом контроле ФАС России. В рамках осуществления своих полномочий Хакасское УФАС проводит ежедневный мониторинг цен на рынке нефтепродуктов Республики, запрашивается стоимость в розницу цен, так и оптовая стоимость реализации нефтепродуктов. В настоящее время наблюдается увеличение стоимости на розничном рынке, основной причиной увеличения стоимости является рост цен на оптовом рынке. Со своей стороны, Хакасское УФАС ведет ежедневный контроль цен, о чем информирует на своем сайте, и в случае выявления необоснованного роста цен, в обязательном порядке примет меры антимонопольного реагирования.

Ведущая: Часто ли закон нарушают чиновники? И как много дел в УФАС связанных с чиновниками?

Лебедева К.А.: Нарушений законодательства допущенными чиновниками достаточно много, к ним относятся все нарушения законодательства о размещении заказов. К примеру, из 115 рассмотренных жалоб в первом полугодии 2012 года, 53 из них были признаны обоснованными, а это означает, что в 53 случаях были нарушения. Большое количество дел (более 37) в 2012 году рассмотрено по ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2005 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов власти). Два дела возбуждено по ст. 16 этого закона, устанавливающей запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия органов власти. Четыре дела в нарушение порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, то есть предоставляют государственное и муниципальное имущество без проведения необходимых процедур. Два дела о нарушении порядка предоставления государственной или муниципальной преференции. Количество жалоб, по сравнению с 2011 годом, растет.

Ведущая: Много ли жалоб поступает на рекламу?

Лебедева К.А.: Поступает много. Особенно на рекламу по телевидению (превышение предельно допустимого времени – свыше девяти минут в течение часа; без предупреждения о предстоящей рекламе). С Абазой были случаи нарушений, когда в день траура происходит рекламирование товаров. Наиболее опасное нарушение Федерального Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" было выявлено на коробке с игрой – реклама наркотических средств. Штраф был наложен на предпринимателя, который продавал данную игру. Ведется плотная работа с Управлением Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Республике Хакасия, и от них поступила данная информация. По рекламе в Интернете заявлений не поступало.

Ведущая: Из Интернета многие скачивают фотографии абсолютно неизвестных людей, музыку, созданную другими лицами, и вставляют в рекламные ролики и плакаты без разрешения правообладателя? Вопрос: нарушение ли это прав правообладателя? Какой орган должен это регулировать? Есть ли такие дела в УФАС? И чем все закончилось, какое решение было вынесено?

Лебедева К.А.: П. 10 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ "О рекламе" запрещает рекламу, которая содержит не соответствующие сведения о рекомендациях физических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическим лицом. Иными словами, правообладатель должен знать о его использовании в рекламе (многие артисты участвуют в рекламных роликах добровольно). УФАС России были рассмотрены дела об использовании нескольких лет назад в наружной рекламе образов красноармейца с плаката времен гражданской войны и "Родина-мать зовет". Мы признали данную рекламу ненадлежащей, и данная реклама была убрана, штрафов тогда еще не было.

Ведущая: Какие нарушения антимонопольного законодательства считаются наиболее серьезными?

Лебедева К.А.: Самыми серьезными нарушениями антимонопольного законодательства являются картели. Картели – это сговор между хозяйствующими субъектами, которые являются между собой субъектами. К картелям относятся: ценовые сговоры (соглашения между конкурентами об условиях участия с ценами); сговоры на торгах (соглашения между конкурентами об условиях участия в торгах); сговоры по разделу рынков (соглашение между конкурентами о распределении клиентов, территорий, объемов продаж).

Учитывая тяжесть данных правонарушений, за участие в подобных сговорах предусмотрено максимальное жесткое наказание. Юридическое лицо (компания) может быть оштрафована на сумму до 15% от годового оборота, физическое лицо (менеджер) может быть привлечен к уголовной ответственности в виде лишения свободы на срок до семи лет.

Ведущая: Имеет ли право заказчик выставлять условия в размещении заказа с указанием срока работы предприятия на рынке Хакасии (например, пять лет)? Это все необходимо для отсеивания фирм-однодневок. Или подскажите, как можно себя застраховать от фирм-однодневок, т.к. после удачно выигранных торгов, они могут забрать аванс и обанкротиться, не выполнив условий договора.

Лебедева К.А.: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" запрещает устанавливать требования к участникам размещения заказа о сроке работы участника, за исключением работ, выполняемых насумму свыше 50 млн рублей. Во всех остальных случаях заказчик не вправе устанавливать данные требования. В случае если размещается заказ на форме проведения открытого конкурса, то тогда заказчик вправе установить в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе "Опыт выполненных работ за предыдущий период" и установить бальную оценку. В случае если заказчик имеет опыт пять лет, то 100 баллов; менее пяти лет, допустим, 0 баллов. Или можно установить градацию по годам, то есть бальную оценку ставит участник. В любом случае, заявка участника не будет отклонена, если он не предоставит эти сведения, и если их будет 0, то он получит 0 баллов, когда будет оцениваться его заявка.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" уже содержит в себе механизмы, позволяющие заказчику застраховать себя от фирм-однодневок. Механизмов несколько. Во-первых, это отказ от авансирования работ. Во-вторых, закон подразумевает право заказчика выставлять условие по обеспечению сторонних контрактов, т.е. до заключения контракта участник обязуется, предоставить заказчику 30% от начальной максимальной цены контракта на счет. И в том случае, если участник будет не качественно выполнять условия контракта, заказчик вправе оставить деньги себе. Участнику в таком случае будет не выгодно не выполнять условия контракта, участник выполнит свою работу и заберет заработанные деньги и те 30% на счете заказчика.

Ведущая: На перекрестке улиц Дружбы Народов и К. Перекрещенко в названии ломбарда или кредитно-потребительского кооператива есть слово "МикроBANK" насколько это достоверно и корректно с точки зрения законодательства?

Лебедева К.А.: Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" прямо не говорится, что запрещается словосочетание Микро BANK. Важно наличие достоверной и полной рекламной информации о рекламируемых услугах.

Ведущая: Здравствуйте. Мы хотели бы поместить большую вывеску на здание, где находится офис. В каком случае вывеска может квалифицироваться, как реклама?

Лебедева К.А.: Вывеска становится рекламой, когда кроме указания места нахождения объекта, его названия и режима работы имеется информация о рекламируемом товаре.

Ведущая: Какими изменениями сейчас живет Хакасский УФАС? Как давно в Хакасии появилась эта структура?

Лебедева К.А.: Территориальное управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасии было создано на основании Приказа Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 17 октября 1991 года № 62 "Об организации и создании территориальных управлений Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур".

Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004 г. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России – федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

Свое двадцатилетие работы Хакасское УФАС отметило в 2011 году.

С конца 2011 года – начала 2012 года началась работа по третьему антимонопольному пакету поправок. Это большой пакет поправок, который вступил в силу. Хакасское УФАС запустил в работу институт предупреждения нарушения антимонопольного законодательства по некоторым видам нарушений. В нем лица могут быть предупреждены о нарушении законодательства и не подвергнуты административным штрафам.

Также основной целью перед Управлением стояло и стоит адвокатирование конкуренции.Основнойакцент был сделан на освещение деятельности УФАС в СМИ, интернет ресурсах. На регулярной основе проводятся обучающие мероприятия и встречис заказчиками закона о рекламе. Проводятся семинары в институтах для студентов по "Законодательству и защите конкуренции", по "Законодательству о рекламе", по "Законодательству о размещении заказов".

Ведущая: Спасибо вам большое за интервью! Очень интересно было с вами общаться на такую серьезную и важную тему!

Читать ГАРАНТ.РУ в и