Особенности регулирования тарифов на коммунальные услуги в Удмуртской Республике на 2012 год.

22 марта 2012 г. в 11.00 состоялось Интернет-интервью с Касаткиным Геннадием Дмитриевичем, начальником организационно-правового отдела Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики.

Тема: Особенности регулирования тарифов на коммунальные услуги в Удмуртской Республике на 2012 год.

Ведущая интернет-интервью Сергеева Раиса Алексеевна (ООО «Си-Би-Эс Консалтинг»).

Ведущая:: Каковы особенности регулирования тарифов на коммунальные услуги на 2012 год?

Касаткин Г.Д.: Формирование тарифов на 2012 год завершено в установленные законодательством сроки и в определенных им параметрах.

Основные задачи Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики (РЭК УР) в области государственного регулирования в 2011 году не изменились. Главная из них – проведение сбалансированной политики в сфере регулирования.

Особенностью регулирования тарифов в 2011 году стало то, что тарифы на жилищно-коммунальные услуги в 2012 году будут изменяться поэтапно. С целью недопущения скачка цен в начале года. Президентом России, Правительством России приняты решения по переносу индексации регулируемых цен и тарифов на середину года (июль), когда традиционно снижается потребление энергоресурсов. Смещение индексации тарифов с начала года позволит избежать традиционного роста инфляции в январе, происходящего, прежде всего, из-за повышения тарифов на услуги ЖКХ в начале года.

В соответствии с этой особенностью определены периоды регулирования цен – первое полугодие, периоды с 1 июля по 31 августа и с 1 сентября по 31 декабря 2012 года.

В первом полугодии 2012 года тарифы на коммунальные услуги сохранятся на уровне действовавших в 2011 году тарифов.

Анализ принятых на 2012 год тарифов показывает, что все решения РЭК УР принимаются в рамках предельных индексов, установленных ФСТ России, при этом рост совокупной платы граждан за коммунальные услуги не превысит 12%, за исключением случаев преобладания в структуре совокупного коммунального платежа оплаты за услуги газоснабжения, при которых прирост платы граждан с 1 июля 2012 года не превысит 15%.

Анализ проведенных организационных мероприятий показывает, что возросла интенсивность работы РЭК УР. В 2011 году проведено 20 заседаний Правления, принято 975 постановлений (для сравнения в 2010 году – 18 заседаний Правления и 794 постановления).

В РЭК УР за 2011 год рассмотрено 302 обращения граждан по вопросам установления тарифов (за 2010 год – 63). Через официальный сайт к РЭК УР с вопросами обратились 85 человек.

Для оперативного ответа на интересующие вопросы на сайте РЭК УР организована «Горячая линия» по вопросам установления тарифов.

Ввиду несогласия с принятыми РЭК УР решениями от ряда Управляющих компаний в сфере ЖКХ, Товариществ собственников жилья и иных организаций в судебные инстанции направлено 18 исковых заявлений о признании несоответствующими законодательству и недействующими постановлений РЭК УР об установлении тарифов. Все исковые заявления судами отклонены, принятые РЭК УР постановления признаны соответствующими действующему законодательству. В 2011 году РЭК УР привлекалась к участию в Арбитражном суде Удмуртской Республики более чем в 100 судебных заседаниях.

Федеральной службой по тарифам России для Удмуртской Республики на 2012 год приказом от 18 октября 2011 г. № 248-э/1 утверждены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по Удмуртской Республике с календарной разбивкой:

  • максимальная величина роста тарифов с 01.01.2012 по 30.06.2012 г. – 100%;
  • максимальная величина роста тарифов с 01.07.2012 по 31.08.2012 г. – 106,0%;
  • максимальная величина роста тарифов с 01.09.2012 по 31.12 2012 г. – 117, 1%.

Приказом ФСТ России от 6 октября 2011 г. № 242-э/7 установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по Удмуртской Республике со следующей календарной разбивкой:

  • с 01.01.2012 по 30.06.2012 – 100%;
  • с 01.07.2012 по 31.08.2012 – 106%;
  • с 01.09.2012 по 31.12.2012 – 104,2%.

В соответствии с утвержденными предельными индексами ФСТ России, в ноябре 2011 года РЭК УР утвердила:

  • предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по городским округам и муниципальным районам на 2012 год поэтапно на определенный период регулирования (постановление РЭК УР от 18 ноября 2011 года № 16/67);
  • предельные максимальные индексы изменения платы граждан за коммунальные услуги по городским округам и муниципальным районам в Удмуртской Республике на 2012 год поэтапно на определенный период регулирования (постановление РЭК УР от 3 ноября 2011 года № 15/51).

В 2011 году продолжалась поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования – оно ликвидировано в сфере водоснабжения и водоотведения.

Перекрестное субсидирование населения в сфере электрической и тепловой энергии характеризуется следующими данными: 

 

2010 год

2011 год

2012 год

Электроэнергия (руб.)

971087,55

1197 486,20

1469 250,00

% роста к предыдущему году

 

 

123,3%

 

122,7%

Тепловая энергия (руб.)

39569,12

4143, 78

10110,40

 

 

10,5%

244,0%

 

Вопрос: Какие тарифы установлены на 2012 год?

Г.Д. Касаткин: В первом полугодии 2012 года тарифы на коммунальные услуги сохранятся на уровне действующих тарифов 2011 года.

Тарифы на электроэнергию для населения вырастут с первого июля 2012 года на 6%. В среднем по году платеж населения по сравнению с 2011 годом повысится на 3%. Для промышленных предприятий тарифы по передаче электроэнергии и сбытовые надбавки также с первого января 2012 года не будут меняться. С первого июля они могут быть увеличены не более, чем на 11%. По прогнозам Минэкономразвития РФ, средний рост тарифов на электроэнергию для промышленных предприятий составит 6,5-7,5% по году.

Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения с первого июля будут повышены не более чем на 6%. Кроме того, с первого сентября будет второй этап повышения, так называемое дорегулирование, – не более 6%.

Тариф на теплоснабжение изменен также по схеме «0-6-6». То есть на первое полугодие он останется без изменений, с третьего квартала вырастет на 6%, с первого сентября – еще не более чем на 6%. Среднее повышение платежа за воду и тепло по году для населения составит 4,8%. Тариф на газ поднимется только с первого июля, но сразу на 15%. Тарифы на жилищные услуги со следующего года не регулируются. Решение по индексации будут принимать управляющие компании после согласования с собственниками квартир.

Анализ проведенных заседаний Правления и принятых постановлений показывает, что их количество значительно возросло. За 11 месяцев 2011 году проведено 17 заседаний Правления РЭК УР (за весь 2010 год – 18 заседаний), принято 851 постановление РЭК УР (за весь 2010 год – 794) , в том числе по вопросам регулирования тарифов:

  • на электрическую и тепловую энергию – 402 (за 2010 г. - 370);
  • на услуги по водоснабжению и водоотведению – 343 (за 2010 г. – 375);
  • на услуги транспорта – 7;
  • по вопросам техприсоединения к электрическим сетям – 38;
  • по вопросам утилизации ТБО – 13.

В Реестрах организаций, подлежащих государственному регулированию, которые ведутся в РЭК УР, состоит 469 организаций.

Проведены мониторинги в разрезе всех организаций коммунального комплекса, оказывающих регулируемые виды услуг. Направлены по системе ЕИАС «ФСТ – РЭК – субъекты регулирования» - 21 шаблон, включающие в себя 30 подшаблонов по МО.

РЭК УР большое внимание уделяет гласности и открытости своей деятельности. Все принятые решения опубликованы в газете «Известия Удмуртской Республики», размещены в справочно-правовых системах, на официальном сайте РЭК УР.

Анализ утверждаемых на 2012 год тарифов показывает, что решения регулирующего органа республики выдерживаются в планируемых темпах роста, не превышают прогнозный уровень, и, таким образом не оказывают дополнительного давления на индексы роста потребительских цен.

Вопрос: Как изменятся тарифы по отраслям?

Касаткин Г.Д.: Электрическая энергия: средний рост конечных цен на электроэнергию для всех категорий потребителей в среднем за 2012 год к предыдущему году составит 6,5-7,5 %, для населения – 3% (с ростом с 1 июля в размере 6%). При этом тарифы на услуги по передаче электрической энергии и сбытовые надбавки будут проиндексированы с 1 июля 2012 года не более чем на 11% (в первом полугодии 2012 года сохраняются на уровне 2011 года).

Тепловая энергия: тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в первом полугодии 2012 года также сохраняются на уровне действовавших в 2011 году. Индексация тарифов на тепловую энергию будет производиться в два этапа: с 1 июля 2012 года на 6%, с 1 сентября 2012 года – на 4,2% в среднем по Удмуртской Республике в соответствии с предельными индексами, утвержденными ФСТ России.

Тариф на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Удмуртские коммунальные системы» для населения г. Ижевска составляет 1214,95 руб./Гкал (с ростом к 2011 году на 104,0%).

Водоснабжение и водоотведение: тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения в первом полугодии 2012 года также сохраняются на уровне действовавших в 2011 году, а с первого июля изменятся не более чем на 6%, и с первого сентября – не более 6%.

Средневзвешенный тариф на холодную воду для населения по Удмуртской Республике на 2012 год составил 12,33 руб./куб. м с ростом 105,7% (по г. Ижевску – 10,38 руб./куб. м с ростом 107,7%), по водоотведению – 8,68 руб./куб. м с ростом 105,5% (по г. Ижевску – 6,67 руб./куб. м с ростом 107,7%).

Природный и сжиженный газ для населения: Тариф на газ для населения в первом полугодии 2012 года также сохранится на уровне действующего в 2011 году, с первого июля индексация составит 14,9%. Стоимость 1 куб. м газа с 1 июля 2012 года составит 3,72 руб./куб. м (ранее действовавшая цена – 3,24 руб./куб. м).

Стоимость баллона сжиженного газа с 1 июля 2012 года составит: с доставкой – 665,20 руб., без доставки – 612,60 руб.

Топливо твердое для реализации населению: В 2011 году предельная максимальная цена на каменный уголь, реализуемый населению в пределах нормативов потребления, была установлена для рядовых марок в размере 3160 руб. (за 1 т с учетом НДС), и для сортовых марок – 3800 руб. (с ростом к уровню 2010 года на 14,6%). На 2012 год установлены цены с ростом 15% к уровню 2011 года.

Предельная максимальная розничная цена на дрова топливные, реализуемые населению, установленная на 2011 год в размере 700 руб. за 1 скл. куб. м, в течение года не изменялась.

Проезд в общественном транспорте: Цена за проезд в пассажиров и провоз багажа транспортом общего пользования, независимо от расстояния в населенных пунктах Удмуртской Республики, в течение 2010 года не менялась и составляла 11 рублей, с 1 января 2011 года установлена в размере 12 рублей, а с июня 2011 года составляет 13,00 рублей за одну поездку с ростом к предыдущему тарифу на 8,3%.

Предельный максимальный тариф на междугородних и в пригородных маршрутах в июне 2011 года не изменился, и на междугородних маршрутах в зависимости от типа автобуса составляет 2,00-2,20 руб./км, в пригородных маршрутах – 2,00 руб./км.

Для ОАО «Содружество» и ОАО «Волго-Вятская пригородная компания», оказывающих услуги по перевозке пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении, с 1 апреля 2011 года средняя стоимость 10-километровой зоны составляет 19 руб. 71 коп. (вместо ранее действовавшей стоимости 15 руб. 20 коп.).

В течение 2011 года был проведен ряд встреч с представителями организаций-перевозчиков и с руководством ОАО «РЖД». По результатам встреч и анализа представленных документов специалистами РЭК УР была сокращена сумма средств, необходимая для компенсации выпадающих доходов, из бюджета республики со 118 млн. руб. (бюджетная заявка перевозчиков) до 60,9 млн. руб.

С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств».

 

Указанными нормативными правовыми актами устанавливается, что размер платы за проведение технического осмотра определяется объемом выполненных работ и устанавливается оператором технического осмотра и не может превышать предельный размер, который утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

 

Вопрос: Как Региональная энергетическая комиссия УР отслеживает рост тарифов?

Геннадий Дмитриевич: Одним из важнейших показателей эффективности государственного регулирования является системная работа по недопущению необоснованного роста тарифов (цен) на регулируемые виды деятельности.

При проведении экономической экспертизы представленных организациями документов по установлению тарифов из необходимой валовой выручки организаций исключаются необоснованные и сверхнормативные расходы, закладываемые ими в заявленные расчеты по утверждению тарифов.

В 2011 году не приняты и исключены заявленные расходы на общую сумму в размере 6,1 млрд. руб., в том числе:

  • в электросетевых организациях – 1,807 млрд. руб.;
  • в теплоснабжающих организациях – 3,469 млрд. руб.
  • в организациях, оказывающих услуги по водоснабжению, водоотведению, утилизации ТБО и газоснабжению, – 0,771 млрд. руб.ъ

Вопрос: Как РЭК УР работает со средствами массовой информации?

Касаткин Г.Д.: Одна из главных наших задач – обеспечение доступности информации о деятельности РЭК УР для населения и юридических лиц.

Деятельность РЭК УР регулярно освещается в средствах массовой информации – в газетах, на радио, телевидении. Все принятые решения опубликованы в газете «Известия Удмуртской Республики», размещены в справочно-правовых системах, в частности Справочно-правовой системе «Гарант», и на официальном сайте РЭК УР. Кроме того, на официальном сайте РЭК УР организована «Горячая линия» по вопросам тарифного регулирования.

В течение 2011 года проведены 3 пресс-конференции Председателя РЭК УР с представителями средств массовой информации, 4 прямых эфира на радио и 3 выступления на телевидении по вопросам тарифного регулирования. Организована встреча представителей РЭК УР с главами муниципальных образований и главами администраций городских округов и районов.

Непосредственно перед Новым годом в декабре 2011 года и после него в январе 2012 года на ГТРК «Удмуртия» организовано интервью с Председателем РЭК УР о принятых тарифных решениях на 2012 год, в том числе и с разъяснением о замораживании тарифов на 1 полугодие этого года.

Вопрос: Каким образом РЭК УР контролирует соблюдение установленных тарифов?

Касаткин Г.Д.: В целях осуществления контроля за применением установленных РЭК Удмуртии тарифов в рамках согласованного Прокуратурой Удмуртской Республики плана проверок на 2011 год проведено 20 документарных проверок регулируемых организаций по исполнению указанной функции, в том числе плановых – 19, внеплановых – 1. Рассмотрено 9 дел об административных правонарушениях по вопросам государственного регулирования тарифов (цен), привлечено к административной ответственности 9 должностных лиц (в том числе с наложением административного штрафа – 4 должностных лица, сумма штрафа составила 61 тыс. рублей).

Руководителям регулируемых организаций коммунального хозяйства направлено более 150 предписаний о прекращении нарушения законодательства в области стандартов раскрытия информации, 120 предписаний о прекращении нарушения законодательства в области энергосбережения.

В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 25 октября 2010 года № 316 РЭК УР является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим контроль за стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса.

В 2011 году информацию о своей деятельности раскрыло 56% организаций коммунального комплекса (в 2010 году – 8%).

За нарушение законодательства о стандартах раскрытия информации 1 руководитель привлечен к административной ответственности.

Вопрос: Какие задачи ставит РЭК УР на 2012-2013 гг.?

Касаткин Г.Д.: Основными задачами РЭК УР в 2012 году являются:

  • подготовка и проведение в установленные сроки и в определенных параметрах регулировочной компании по утверждению тарифов (цен) на 2013 год;
  • проведение всестороннего мониторинга цен и тарифов в Удмуртской Республике;
  • завершение ликвидации перекрестного субсидирования в сфере теплоснабжения и сокращение в сфере электроэнергетики;
  • обеспечение полного подключения к региональному сегменту Федеральной государственной информационной системы «ЕИАС» организаций коммунального комплекса Удмуртской Республики;
  • обеспечение в полном объеме исполнения законодательства о стандартах раскрытия информации.

И в заключении: всю информацию о тарифах на жилищно-коммунальные услуги население республики может узнать на сайте РЭК УР – www.rek-udm.ru, а также существует горячая линия «Тарифы ЖКХ» и калькулятор коммунальных платежей для граждан и организаций. Есть информация, куда можно обратиться с вопросами по стоимости услуг ЖКХ.

Читать ГАРАНТ.РУ в и