Модернизация здравоохранения в Курской области: проблемы и их решения

29 февраля 2012 года в комитете здравоохранения Курской области состоялось интернет – интервью с председателем комитета – Сергеем Михайловичем Шевченко.

Тема интернет – интервью: "Модернизация здравоохранения в Курской области: проблемы и их решения".

В ходе интервью были подняты актуальные вопросы, волнующие как медиков, так и рядовых жителей области, касающиеся модернизации здравоохранения. Сергей Михайлович рассказал о результатах проделанной работы и о задачах, которые предстоит решить комитету здравоохранения Курской области в наступившем 2012 году.

Ведущая:Добрый день, Сергей Михайлович. Для сегодняшней беседы мы подготовили вопросы, волнующие как рядовых жителей, так и медицинских работников нашей области. Модернизацию здравоохранения многие понимают как ремонт обветшавших больниц и поликлиник, оснащение их новым оборудованием. Что же на самом деле подразумевает термин "модернизация здравоохранения"?

Шевченко С.М.: В общем понимании "модернизация" - это изменение. Естественно, к худшему мы не меняем, стараемся менять только к лучшему. Вот и модернизация здравоохранение подразумевает изменения к лучшему того, что создано ранее. Министерством Здравоохранения РФ определены четыре задачи модернизации. Одна из главных задач — укрепление материально-технической базы. Жители наши знают, что когда они заходят в поликлинику или госпитализируются в стационар, их встречает не очень уютная обстановка: старые стены с потёртой краской, старая мебель и т. д., такая ситуация не везде, но во многих лечебных учреждениях. Поэтому стояла цель постараться обновить наиболее старые и наиболее обветшалые здания. Перед нами стояли конкретные задачи: развитие медицинской помощи детям, сельским жителям, первичной медицинской помощи. Отремонтировать все здания мы не в состоянии, поэтому были выбраны наиболее "болевые точки". В прошлом 2011 году был сделан ремонт в тридцати трёх лечебных учреждения, ситуация в них радикально изменилась. Например, в Поныровской ЦРБ было совершенно разрушенное хирургическое отделение, а теперь даже в Курске не везде такое есть. Так произошло во многих поликлиниках, стационарах Курска и области.

Другим направлением в укреплении материально-технической базы является оснащение медицинских учреждений новым оборудованием. Нужно сказать, что в некоторых лечебных учреждениях было новое оборудование, приобретённое за счёт средств областного бюджета, других целевых программ. В целом, на укрепление материально-технической базы только в прошлом году было потрачено около одного миллиарда двухсот миллионов рублей.

Ещё одной основной задачей является стандартизация и доступность медицинской помощи, на решение этой проблемы выделен почти миллиард рублей. Более двадцати восьми нозологий, из которых инфаркты, инсульты, хронические заболевания почек, печени и другие - сейчас список увеличен - должны лечиться по стандартам. Если лечение проводится по стандартам, то за это доплачиваются дополнительные федеральные средства. Например, стоимость одного койко-дня условно одна тысяча рублей,а человек лечится пятнадцать дней, то больница заработает пятнадцать тысяч рублей. Из этих денег платится зарплата врачам, среднему и младшему медперсоналу, 30% из этих средств должно идти на медикаменты, 5 % - на питание и т.д.. Сейчас государство к этим четырнадцати тысячам добавило ещё десять тысяч, и 70% этих денег идёт на заработную плату медработникам, 30% - медикаменты. В связи с этим, пациент получает более качественные лекарственные препараты и в достаточном количестве,а врачи, которые занимаются этой проблемой, получают большую зарплату, соответственно, должны относиться к пациенту лучше. За счёт федеральной доплаты повысилась заработная плата врачей узких специальностей.

В целом, считаю, что ситуация значительно улучшилась: пациенты лечатся в более благоприятных условиях, более качественно осуществляется диагностика и лечение.

Ведущая: Многие пациенты, особенно жители сельской местности, сетовали на несовершенный график работы поликлиник. Попасть на приём к специалистам не всегда просто, приходиться выстаивать длинные очереди, иногда так и не попадая к доктору. Как решаются эти проблемы?

Шевченко С.М.: Нужно разделять проблемы села и города. В некоторых районах нет узких специалистов, люди вынуждены приезжать в Курск. В Курске областных жителей принимает областная консультативная поликлиника, естественно, очереди в ней есть. Мы становимся привязанными к месту и транспорту. Придите туда после трёх часов, там очередей не будет. Попытки отрегулировать ситуацию были: каждому району определяли свой день, но почему-то всем хочется вылечиться в понедельник, вторник; вели запись на приём, но это невозможно, т. к. наши люди не совсем организованы, начиная с пациентов, заканчивая администрацией лечебных учреждений. Сейчас ставится задача информатизации здравоохранения, одно из основных направлений — электронная запись на приём к врачу. Но и здесь отсутствие организации и ответственности населения играет большую роль. Записывать к доктору должен доктор, вообще с многими проблемами должны справляться терапевты, а направление к специалисту , как происходит чаще всего, определяется не безграмотностью врача, но во многом желанием пациента. Не всегда пациентам нужна помощь узких специалистов, многие хронические и острые заболевания может и должен лечить терапевт.

Ведущая:Ведущая: Для решение кадровой проблемы на селе будут ли привлекаться молодые специалисты?

Шевченко С.М.: Проблема привлечения молодых специалистов для работы в сельской местности одна из первостепенных. Государство пытается её решить, в ФЗ об обязательном медицинском страховании прописаны норма "подъёмных" в размере одного миллиона рублей. Администрацией Курской области принято постановление, в котором прописан порядок начисления этой суммы, но для этого молодому специалисту надо проработать в селе пять лет. Более того, государство на себя берёт обязательство обеспечить молодых специалистов участком земли или предоставить жильё, т.е. миллион необязательно тратить на приобретение жилья. Министерство здравоохранения ждёт от нас заявок, хотя как не парадоксально, не многие хотят ехать за миллионом.

Ведущая:Сергей Михайлович, далеко не все жители, особенно отдалённых сел и деревень, пожилые и серьёзно больные, могут постоянно ездить в районный центр за медицинской помощью. Как в этой связи организована работа на фельдшерско-акушерских пунктах, в амбулаториях?

Шевченко С.М.: В сельской местности помощь складывается из нескольких составляющих. В первую очередь, в любой центральной районной больнице есть скорая помощь, которая приедет в село и окажет необходимую помощь или доставит больного в стационар. Сейчас мы формируем неотложную помощь, врач или фельдшер которой будет купировать неотложные состояния на дому, не доставляя человека в стационар. Существуют участковые амбулатории, где есть врачи общей практики, педиатры, которые могут выехать на дом и оказать помощь пациенту. Есть сёла маленькие по сто-двести человек населения, там функционируют фельдшерско-акушерские пункты. В обязанности фельдшера входит наблюдение за больными с хроническими заболеваниями, если он не справляется, всегда можно пригласить врача из участковой амбулатории, если этого не достаточно, человека транспортируют в участковую больницу. Проблем с обслуживанием сельского населения быть не должно, люди должны знать свои права, а медицина — свои обязанности. Сложности могут быть, есть излишне требовательные пациенты, есть чёрствые и недушевные медицинские работники, но всё это легко решается на уровне руководителя медучреждения.

Ведущая:Ведущая: Каким образом учитывается мнение жителей при решении вопроса об улучшении качества оказания медицинской помощи?

Шевченко С.М.: Идёт огромное количество жалоб, мы стараемся отвечать на них, учитываем и исправляем ошибки.

Ведущая:Ведущая: В конце прошлого года особенно актуальным оказался вопрос об обеспечении лекарственными средствами льготных категорий граждан, в частности, федеральных льготников, получающих дорогостоящие препараты, какая работа ведётся в этом направлении?

Шевченко С.М.: Нужно иметь чёткое представление о том, откуда мы берём деньги и что нам на них дают. Основная группа это пациенты с тяжёлыми заболеваниями, такими как рассеянный склероз, пациенты после трансплантации органов и т. д., на их лечение выделяется около трёхсот миллионов рублей. Нам присылают лекарственные средства, на основании поданной заявки мы их раздаём пациентам посредством аптечной сети.

Вторая группа - это инвалиды, получающие дополнительное лекарственное обеспечение. Она включает людей, которые имеют право на бесплатное лекарственное обеспечение. В этой группе есть норматив — шестьсот рублей на человека. Может оказаться так, что кому-то надо препаратов на восемьсот рублей, а кому-то требуется более дорогостоящее лечение, за счёт этого может не хватать выделенных средств. В настоящее время перебоев в лекарственном обеспечении льготников нет.

Ведущая:Ведущая: Многим медицинским работникам хотелось бы узнать порядок начисления доплаты по программе модернизации: когда, кем сколько и за какие показатели в работе, какой медицинский персонал имеет право на получение доплаты?

Шевченко С.М.: Средства, которые поступают на выполнение стандартов, вкладываются в общий фонд оплаты труда. Главный врач лечебного учреждения должен определить кому и сколько будет выплачено. Конечно должен соблюдаться социальный принцип: человек, который больше работает-больше получает.

Ведущая:Какие меры социальной поддержки медицинских работников планируются в 2012 году?

Шевченко С.М.: Социальная поддержка медицинских работников существовала всегда. В настоящее время существуют несколько видов льгот: привлечение молодых специалистов в село; резерв на предоставление жилья; льготы на оплату коммунальных услуг для специалистов, работающих в сельской местности; возмещение затрат на уплату процентов по кредиту, полученному на покупку или строительство жилья.

Ведущая:Какие задачи предстоит решить комитету здравоохранения Курской области в 2012 году?

Шевченко С.М.: Планов и задач у нас очень много и не только на 2012 год. Во-первых, довести программу модернизации здравоохранения до конца, в этом году мы заняли третье место (в России) по освоению государственных средств, мы - единственный регион, который полностью выполнил обязательства по соглашению в рамках строительства онкоцентра. Во-вторых, предстоит достроить поликлинику номер один, это очень финансово-ёмкая задача, добиться софинансирования на продолжение строительства онкоцентра. В 2012 году предстоит решить ряд задач по реструктуризация здравоохранения; кадровым проблемам; организации медицинской помощи детям. В связи с расширением района обслуживания, пятая и седьмая детские поликлиники находятся в крайне стеснённых обстоятельствах. Проблем и задач много, но мы постараемся сделать всё возможное для их решения.

 

Читать ГАРАНТ.РУ в и