Развитие института Уполномоченного по правам ребёнка в Калужской области
10 августа в 15-00 состоялось интернет-интервью с Уполномоченным по правам ребенка в Калужской области Копышенковой Ольгой Александровной.
Тема: "Развитие института Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области".
Организаторы - Аппарат Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области, "Компания "Тектон", ИА "Гарант".
Ведущий - Новиков Роман (ООО "Компания "Тектон").
Ведущий: Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем интернет-интервью. Наш гость - Копышенкова Ольга Александровна, Уполномоченный по правам ребенка в Калужской области.
Тема нашей беседы: "Развитие института Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области".
Ольга Александровна, первый вопрос поступил к нам из Обнинска. Автор пожелал сохранить инкогнито. На сессии Законодательного Собрания Калужской области Вы представили программу развития института Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области. Каковы этапы данной программы? К решению каких первостепенных задач Вы приступили после избрания на должность детского омбудсмана?
Копышенкова О.А: Надо сказать о том, что я не представляла на заседании Законодательного Собрания программу развития института Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области. Думаю, я поступила честно по отношению к депутатам, по отношению к жителям нашего региона. Ни для кого не секрет, что я занимала должность министра спорта, туризма и молодежной политики. Решение о выдвижении моей кандидатуры на почетную должность Уполномоченного по правам ребенка было принято губернатором - достаточно неожиданно для меня.
С моей точки зрения, несколько неверно разрабатывать серьезную программу "на коленке" в недельный срок и затем представлять заранее непродуманную схему реализации без опоры на фактический материал. Хорошему управленцу сначала необходимо провести мониторинг, проанализировать ситуацию, составить комплексное мнение, а уже затем начинать работать над концепцией той или иной программы.
В настоящий момент мы разрабатываем собственную стратегию развития, она включает в себя: блок правовой грамотности, систему мероприятий по профилактике нарушений прав детей и подростков, блок духовно-нравственного воспитания с акцентом на православии, вопросы семьи как основы правового общества.
Ведущий: Вновь анонимный вопрос из г. Обнинска. Уполномоченные по правам ребенка, чья деятельность привлекает повышенное внимание общественности, выбрали себе четкие "медийные" темы. Павел Астахов - борется с насилием над детьми, Евгений Бунимович - права детей в образовательном процессе и т.д. У Вас уже есть "своя" тема, с которой Вы будете выступать в СМИ?
Копышенкова О.А: Хотелось бы сразу отметить: "медийные" темы для меня не свойственное понятие. Предпочту сконцентрироваться на конкретной работе, а не на PR. Вектор моей деятельности - вопросы семьи. Чтобы стать достойным человеком, ребенок должен иметь право на достойное детство. А достойное детство возможно только в семье; родительской любви.
Я не случайно акцентирую внимание на проблемах семьи: на сегодняшний день в Калужской области велико число "социальных сирот", т.е. детей-сирот при живых родителях. С такими семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, надо тщательно и плодотворно работать, чтобы вернуть их в социум. Если закрыть на это глаза, результаты могут быть необратимыми. Из-за тотального невнимания и равнодушия мы можем получить в лице беспризорников и сирот - будущий оплот криминального мира. Но вернув их к нормам общественной жизни, мы обретем достойных граждан, которые создадут крепкие и надежные семьи, смогут обеспечить будущее уже своим детям.
Ведущий: Вопрос от Вероники М., г. Калуга. По мнению моих близких и большинства друзей, учреждение должности Уполномоченного по правам ребенка - первый шаг на пути насильственного введения в России ювенальной юстиции. Мы во всем ориентируемся на Запад. Зачем нам государственные службы, которые будут отнимать детей у родителей? Читайте в интернете: там у них за границей вполне благополучные семьи разрушены из-за вмешательства "ювеналов". Нам такие нововведения не нужны.
Копышенкова О.А: Это полный абсурд. У нас в стране как никогда актуально проблема рождаемости. Как можно в данной ситуации безответственно заявлять: государство будет отнимать детей у их законных родителей? В чьем воспаленном сознании рождаются подобные мысли?
Институт Уполномоченного по правам ребенка создан именно для защиты интересов семьи и детей. Это надзорный, а не карательный орган. Мы ведем работу с органами опеки как раз в русле сохранения проживания ребенка в семье. Кроме того, уделяем повышенное внимание аспектам усыновления, в частности - вопросу ответственности усыновителей. Следует остановить это стихийное бедствие: вначале ребенка взяли в семью, потом вернули, будто прочитанную книгу.
И еще, в дополнение к сказанному, - внедрение технологий ювенальной юстиции в правовое поле нашего государства невозможно. Это противоречит нормам конституции РФ.
Ведущий: Традиционный вопрос, задаваемый Уполномоченным по правам ребенка в регионах. Какую отметку - по пятибалльной шкале - Вы поставили бы положению детей в Калужской области?
Копышенкова О.А: На сегодняшний день поставила бы условную "тройку". Мне бы очень хотелось, чтобы условия пребывания детей в детских садах, школах; качество оказания медицинской помощи постоянно улучшались. Надеюсь, надзорная деятельность Уполномоченного будет данному процессу способствовать.
Ведущий: Вопрос от Ирины Т., Московская область. Насколько остра для школ Вашего региона проблема конфликтов на почве межнациональной розни?
Копышенкова О.А: В Калужской области проблема межнациональной розни в подростковой среде, к счастью, не носит массового, стихийного характера. Но это не отменяет ее актуальности. Полагаю, корень конфликта кроется в быте семьи: все, что родители говорят за ужином "с этими нельзя дружить - они приезжие" и т.д., затем проецируется детьми на собственные отношения, например, в школе. Упор в решении проблемы бытовой ксенофобии надо делать на формировании позиции уважения к ближнему, воспитывать чувство толерантности не только у подрастающего поколения, но и у взрослых.
Ведущий: Вопрос от Кирилла Горы, г. Калуга. Дмитрий Медведев, дав положительную оценку деятельности Уполномоченного по правам ребенка в РФ, прокомментировал: "Вы стараетесь терзать госслужащих, руководителей регионов, муниципалитетов, создавать необходимые условия для охраны детства". Ольга Александровна, Вы намерены "по-необходимости терзать" чиновников, или, памятуя о своем министерском прошлом, выберете путь бесконфликтного решения проблем с бывшими коллегами?
Копышенкова О.А: Аппарат Уполномоченного по правам ребенка - это независимый государственный орган, находящийся вне контекста "корпоративных" отношений чиновников. Если принимать во внимание мое министерское прошлое, то могу ответить: со всеми министрами, со всеми руководителями ведомств у меня сложились очень хорошие, дружеские отношения. Но если ситуация того потребует, я буду защищать именно права ребенка, а не позицию того, кто является моим другом.
Ведущий: Вопрос от Семушкиной В., г. Калуга. Мой сын относит к себя к панк-движению. Играет в группе, носит соответствующую прическу, одежду, аксессуары. Я это не поощряю, но считаю - он сам должен этим "переболеть". В школе одна из завучей регулярно делает сыну замечания в грубой форме ("ты не мужчина, раз носишь длинные волосы" и т.д). Однажды выгнала с сына из школы за "ирокез", сказала - поставит вопрос об отчислении. Сын не ходит в школу больше недели, говорит, что "не хочет больше унижений и придирок". Скажите, являются ли действия завуча нарушением прав моего ребенка? Могу ли я подать в суд на третирующего моего ребенка представителя школьной администрации?
Копышенкова О.А: Сейчас во многих школах введены локальные нормативно-правовые акты. Если в этом документе прописан дресс-код, условия пребывания ребенка в школе, то ученики должны указанные правила соблюдать. Если такого документа нет, ученики вправе выбирать свободную форму.
Родитель считает, что завуч относится к его ребенку предвзято. Он имеет законное право подать в суд. Но мне не кажется, что описанная ситуация должна решаться в судебном порядке.
Хотелось бы отметить: у подростков есть не только права, но и обязанности. Школа - при всех современных взглядах на образование - не место где молодой человек должен демонстрировать свои музыкальные пристрастия, а получать знания. Но и в грубой форме общаться с учеником - тоже, согласимся, непедагогично. Думаю, обеим сторонам надо прийти к мирному соглашению.
Ведущий: Ольга Александровна, позвольте реплику. Вы готовы выступить примирителем конфликтующих сторон?
Копышенкова О.А: Конечно. Я даже больше скажу: у нас очень много обращений, относящихся к сфере межличностных отношений. Что особенно приятно, они заканчиваются не судебным разбирательством, а примирением.
Ведущий: Вопрос от Отрядова К., г. Обнинск. Ольга Александровна, обозначьте, пожалуйста, Вашу позицию в вопросе тестирования учащихся на наркотики. Данная мера весьма разумна. Но, кажется, методология проведения исследований на наркозависимость в школе еще не отработана. Особую тревогу вызывает пункт сохранения конфиденциальности. Скажем, ребенок попробовал наркотики из любопытства, ради эксперимента и т.д. Тест дал положительный результат. Эти данные будут занесены в карточку здоровья школьника: дальше - клеймо изгоя. Такого "наркомана" не возьмут ни в институт, ни на хорошую работу. Не причиним мы, взрослые, нашим детям больше вреда подобными процедурами?
Копышенкова О.А: Моя позиция по данному вопросу однозначна. Тестирование на наркотики в учебных заведениях проводить необходимо. Увеличилось число наркозависимых среди совсем еще молодых людей. Это печальный факт.
Меня в некотором смысле смущает позиция родителей, которые препятствуют тому, чтобы их детей протестировали. Хочу сказать как мама у которой двое детей. Если мы уверены, что наш ребенок не наркоман, почему бы не сдать соответствующие анализы? Посмотрим на проблему и с другой стороны. То, что подросток попробовал наркотики, - не клеймо на всю жизнь. Это тревожный сигнал для родителей.
И, накладывая вето на тестирование, мы не защищаем наших детей, а развязываем руки наркодельцам. Значительно опаснее, если "в тени" останутся те, кто употребляет зелье постоянно и занимается его распространением.
Я, например, очень много времени провожу на работе. У меня ограничено время общения с детьми. Я им доверяю, потому что их безумно люблю. Но дать разрешение на тестирование, чтобы убедиться в том, что мои дети не подвергают себя опасности - моя прямая обязанность. Ничего не вижу в этом предосудительного.
Ведущий: Коллективное письмо от учениц школы г. Калуги. Номер не указан. Ольга Александровна, в нашей школе девушкам запрещают носить брюки (джинсы) и пользоваться косметикой. Преподаватели говорят: "это признак вульгарности и распущенности". Тогда зачем говорить о "наших правах", если ущемляется свобода самовыражения, свобода творческой мысли? Или учителя правы и все "по закону"?
Копышенкова О.А: Конечно, я не считаю, что джинсы или брюки - это признак вульгарности. Порой я сама отдаю предпочтение свободному спортивному стилю. Но, на мой взгляд, плохо, когда ребенок идет в школу, одеваясь как на дискотеку. Ведь вкус надо прививать с детства, чтобы девушка могла выбрать наряд строго соответствующий ситуации. Например, на деловую встречу не явится в джинсах с заниженной талией и с модными "дырками" на ткани, как подросток.
Я не считаю, что в рамках, как вы сказали, "коллективного" вопроса, мы наблюдаем нарушение права учащегося на свободу мысли и самовыражения. Необходимо правильно расставлять акценты. На "школьном" этапе жизни лучше думать о получении достойного образования, поскольку это инвестиции в свое успешное будущее. Багаж знаний определенно важнее гардероба с брюками, юбками, платьями.
Ведущий: Вопрос от Ткачука Е.А. В нашей школе введен факультатив "Основы православного воспитания". Занятия ведет местный батюшка. Явка почти обязательная. Мой ребенок заявил: в Бога он не верит. Батюшка попросил на его занятия больше не приходить. Но оценку по поведению в школе снизили. Ольга Александровна, не усматриваете ли Вы в нашей ситуации нарушение права ребенка на свободу мысли? Как родители могут восстановить справедливость (существенных проступков мой сын не совершал)?
Копышенкова О.А: Нет ничего дурного в том, что на дополнительных занятиях ребенку рассказывают об основах православия. На подобных уроках учат любить ближнего, уважать родителей.
У нас конституционно закреплена свобода слова, свобода вероисповедания. Если мировоззрение ребенка и родителей не включают элементы религиозности, они не считают себя христианами - факультативные занятия можно не посещать. При этом оценка по поведению снижаться не может. Родители должны объяснить свою позицию, школьная администрация обязана пойти на встречу. Формы принуждения здесь неприемлемы.
Ведущий: Вопрос от Григорьевой Р.С., г. Калуга. У меня за спиной более 12 лет педагогической работы. На одном из уроков школьница (9 класс) сделала мне замечание. Оказывается, на "ты" к обучаемым я обращаться не имею права. Приемлемо только "вы", иначе нарушаются "права личности". Я действительно совершаю ошибку, или учащиеся, рассуждая о собственных правах, пытаются найти инструмент давления на педагога?
Копышенкова О.А: Расскажу историю из собственной жизни. Я училась в Обнинске. У меня в школе вела уроки русского языка и литературы Ирина Николаевна Селезнева. Она могла втянуть в процесс обучения всех детей. Без деления на "отличников" и "отстающих". Ирина Николаевна была строгим педагогом, но ее уважал весь класс.
Если делалось внушение, то справедливое - не унижающее человека. Было понятно: педагог умеет, а главное - хочет наладить диалог с учениками.
Возвращаясь к заданному вопросу: учащиеся девятого класса хотят, чтобы к ним обращались на "вы". Почему нет? Здесь самое главное не форма обращения, хотя ее значимость тоже стоит принять во внимание, а положительный результат в процессе обучения.
Ведущий: Ольга Александровна, благодарим вас за участие. Надеемся на дальнейшее сотрудничество в рамках совместных информационно-правовых мероприятий ООО "Компания "Тектон" и ИА "ГАРАНТ".