Актуальные вопросы применения закона о госзакупках
18 мая 2011 года в конференц-зале компании "Гарант-Чебоксары" состоялась интернет-конференция на тему "Актуальные вопросы применения закона о госзакупках".
В интернет-конференции приняли участие:
Руководитель Управления ФАС по Чувашской Республике Борисов Вячеслав Аркадьевич,
Заместитель руководителя Государственной службы по конкурентной политике и тарифам Петрова Ираида Николаевна,
Начальник отдела контроля органов власти и размещения заказов Управления ФАС по Чувашской Республике Чагина Галина Васильевна.
Интернет-конференция организована компанией "Гарант-Чебоксары".
Ведущий интернет-конференции - Мешкова Анастасия Александровна (компания "Гарант-Чебоксары").
Ведущий: Добрый день! Приветствую участников интернет-конференции на тему "Актуальные вопросы в применении закона о госзакупках". В полной актуальной информации по правовому регулированию госзаказов сегодня нуждаются все участники рынка. Многие коммерческие организации стремятся стать участниками размещения государственного заказа, им необходимы четкие инструкции по участию в торгах. Наряду с этим, государственные заказчики обязаны корректно, в соответствии с требованиями законодательства, вести закупку товаров и услуг. В рамках интернет-конференции планируется рассмотреть актуальные вопросы государственного заказа, возникающие и у заказчиков и у участников торгов.
В конференции принимают участие:
Руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашии Борисов Вячеслав Аркадьевич
Заместитель руководителя Государственной службы по конкурентной политике и тарифам Петрова Ираида Николаевна
Начальник отдела контроля органов власти и размещения заказов Чагина Галина Васильевна.
Вячеслав Аркадьевич, Вам приветственное слово.
Борисов В.А.: Добрый день, уважаемые участники. Нам, на самом деле, интересно пообщаться с пользователями интернет-сообщества в онлайн режиме, ответить на ваши вопросы, потому что применение законодательства о размещении заказов, на самом деле, достаточно непростое дело. Законодательство постоянно совершенствуется, постоянно изменяется, и необходимо всегда быть в курсе всех изменений. Поэтому мы готовы обсуждать, обмениваться своим опытом и делиться своими наработками, в том числе с вами.
Ведущий: Начнем с вопроса. Первый вопрос: "Каких улучшений ждем от принятого 94-го Федерального закона? Какие реальные показатели?"
Борисов В.А.: Принятый 94 Закон, конечно, не совсем новый. Он принят уже в 2005 году, и мы его применяем уже 5 с лишним, шестой год, и есть серьезные и достаточно позитивные показатели применения законодательства. Первое то, что мы ушли от практики, когда у нас чиновник решал самостоятельно, кто должен быть участником размещения заказа, кто не должен быть участником размещения заказа. Сегодня законодательно четко дан порядок, как определяется участник размещения заказа, по каким критериям, по каким требованиям. И все это происходит публично и открыто. Даже за этот шестой год применения законодательства закон трансформировался, модернизировался. И если даже в прошлом году размещение заказа происходило помимо федерального сайта на сайтах субъектов Федерации, то с начала этого года все размещаемые заказы происходят только на одном сайте. Поэтому уже сегодня участнику размещения заказа, для того чтобы найти размещаемый заказ на территории Российской Федерации, достаточно задать поиск, и по этому поиску он найдет все размещаемые заказы в целом на территории Российской Федерации.
Другой немаловажный эффект, конечно, это значительная экономия бюджетных ресурсов. В целом, за 4 года по России с момента применения 94-го Федерального закона экономия бюджетных средств составила 770 млрд. рублей, то есть достаточно значительный объем экономии бюджетных средств.
Ну и следующее, конечно, значительное упрощение для участников размещения заказа участия при проведении торгов. Потому что раньше для участника размещения заказа было необходимым предоставлять достаточно большой объем информации, для того чтобы стать подрядчиком или поставщиком товаров. Сегодня законодатель достаточно либерально подходит к участникам размещения заказа. Достаточно минимального объема информации, которая прямо предусмотрена законом. Заказчик не может выставлять иных требований к участнику размещения заказа, кроме как прямо предусмотренных законом. Вот, наверно, такие основные успехи, хотя много еще можно привести примеров. Вот такой пример, как законодательство размещения заказа стало одним из основных движений инновационного развития в этой сфере. Если посмотреть в какой сфере правоотношений сегодня в договорной практике есть применение электронно-цифровой подписи при подписании договоров или взаимоотношения между заказчиком и подрядчиком только в электронной форме, переписка до заключения контракта, ни в одной договорной практике сегодня нет подобных отношений, а при размещении заказов, при аукционах сегодня взаимоотношения между заказчиком и участником вплоть до подписания контракта - только общение в электронной форме, никакого личного общения. Сами конструкции и построение электронных торговых площадок, а там все построено на инновационной основе, то есть это сегодня серьезный механизм. Этот закон для инновационного продвижения в сфере размещения заказов в стране.
Ведущий: Спасибо. Следующий вопрос: "Рассматривает ли Федеральная антимонопольная служба жалобы в случае, если итоговая цена контракта по аукциону меньше начальной (максимальной) более чем в 10 раз?"
Борисов В.А.: ФАС России рассматривает все жалобы, поступающие в его адрес на действия заказчиков. Поэтому вне зависимости от того, цена уменьшилась в 10 раз или нет при этом, - да, мы смотрим, было нарушено требование законодательства со стороны заказчика или нет, или электронной торговой площадки, как в данном случае. Если не было допущено нарушений при размещении заказа, то почему цена не может снизиться в 10 раз? Участник размещения заказа, который идет на снижение цены, иногда идет на так называемое получение имиджевой сделки. Не обязательно по этой сделке он хочет получить деньги, он хочет заработать себе имидж, имидж поставщика товара такого-то органа. Это считается так называемой рекламой поставщика. Он, таким образом, даже получив определенные деньги, хочет заработать себе рекламу. Поэтому это вполне допустимый вариант действий. Были в практике случаи, когда цена уходила за нулевую черту, то есть участник размещения заказа готов был платить за исполнение контракта. И такая практика была в практике ФАС России в рассмотрении жалоб. И эти действия участников размещения заказов признавались правомерными.
Чагина Г.В.: Даже один случай был у нас в Чувашской Республике. Когда шла цена на повышение.
Борисов В.А.: То есть в минус ушла.
Чагина Г.В.: Участник сам предлагает сумму, для того чтобы получить заказ.
Борисов В.А.: То есть так называемая имиджевая сделка.
Ведущий: Спасибо. И следующий вопрос: "Опишите, пожалуйста, наиболее часто встречающиеся в практике неправомочные причины отклонения заявки на участие в аукционе при рассмотрении ее второй части?"
Борисов В.А.: Неправомерные требования по второй части, если мы говорим о торгах, то в соответствии с частью 1 статьи 11 установлены обязательные требования и, так называемые, факультативные требования к участникам размещения. Все эти требования устанавливаются во второй части заявки. И если заказчик предусмотрел в требованиях во второй части заявки документы, которые не предусмотрены статьей 11, то это будет неправомочной практикой со стороны заказчика. И по рассмотрению таких жалоб ФАС России всегда выдает предписание об аннулировании подобных размещений заказов, потому что непредусмотренные законом требования к участникам размещения заказа ведут к ограничению круга участников размещения заказа.
Чагина Г.В.: Либо непредоставление всех документов, которые содержит вторая часть заявки.
Борисов В.А.: Или предоставление недостоверных сведений.
Ведущий: Хочу Ираиде Николаевне дать слово для ответа на вопрос.
Петрова И.Н.: Добрый день, уважаемые участники сегодняшней интернет-конференции. Я уже буду говорить о правомерных причинах недопуска участников размещения заказа при рассмотрении вторых частей заявок. Наша служба уполномочена постановлением Правительства Чувашской Республики на размещение заказов. Соответственно, мы работаем по заказам и заявкам госзаказчиков. При отклонении участников размещения заказов по итогам рассмотрения вторых частей заявок мы руководствуемся статьей 41.11 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ. В данной части говорится о том, что если участник размещения заказа не предоставил документы, предусмотренные статьей 41.8, то заявка отклоняется. Кроме того, мы рассматриваем на предмет соответствия документов, представленных во время аккредитации, требованиям законодательства. Часто встречающиеся причины отклонения участников размещения заказа: во-первых, полномочия не всегда подтверждаются. Бывают документы с истекшими сроками полномочий. Кроме этого, не всегда подтверждаются допусками СРО или свидетельствами, лицензиями или же, когда мы говорим, что участник размещения должен представить данные свидетельства СРО или лицензию в составе документов, предоставляются документы субподрядчиков, когда данные требования не относятся к требованиям субподрядчиков.
Кроме того, также основной момент по решению в одобрении максимальных сумм сделок по результатам открытых аукционов в электронной форме. В данном случае ряд участников размещения заказа не указывает максимальные суммы сделки, а закон нам твердит: он обязан указывать максимальную сумму сделки. Также - истекшие сроки хранения. Вот основные причины недопуска участников размещения заказа по вторым частям заявок.
Борисов В.А.: Наверно, дополню. Даже во всем этом сказанном встречается достаточно много правонарушений в действиях заказчика. В нашей практике были такие примеры, как: не допустили участника размещения заказа в связи с тем, что не представлен приказ о назначении. Ну это когда рассматривали ранее. В законодательстве сказано, если подписывает генеральный директор свою заявку или своей электронно-цифровой подписью (сейчас с электронно-цифровой подписью стало проще в этом плане), заказчик ссылается на то, что директор при подписании заявки должен был представить приказ, ссылаясь на нормы закона, отклоняет эту заявку в связи с отсутствием в составе заявки приказа о вступлении в должность директора этого предприятия, при этом представляя в составе заявки решение уполномоченных лиц на избрание этого директора. Почему я так говорю, потому что в соответствии с законом об акционерных обществах и законом об обществах с ограниченной ответственностью предусматриваются полномочия как самих акционеров, так и полномочия совета директоров или наблюдательного совета по избранию директора. Если это решение представлено, то дополнительно никаких приказов о назначении или о вступлении в должность директора не нужно. Законодатель в данном случае имел в виду приказ о назначении, когда единоличный собственник данного общества, и тогда решение о назначении принимается решением собственника в виде приказа или еще какого-то решения. Вот это тоже в практике встречается. О таких неправомерных практиках можно, конечно, очень много говорить, тогда мы потратим все время конференции только на неправомерные практики.
Петрова И.Н.: В дополнение я тоже хочу сказать. В законе написано: решение о назначении или об избрании или приказ о назначении или избрании. Была практика - обязательно должно быть решение. Но в то же время по одному из таких решений, даже по решению Чувашского УФАС, одна организация подала в Чувашский арбитражный суд. Она там выиграла. Конечно, мы не согласились с этим решением. Подали на апелляцию во Владимир. Во Владимире сказали: приказа достаточно. Мы с этим тоже сегодня не согласились, хотя там закон об обществах с ограниченной ответственностью говорит, как избирается исполнительный орган общества. В связи с этим мы подали жалобу на апелляцию Владимирского суда. Посмотрим где-то в июне. Мы тоже не согласны, когда идешь и делаешь хронологию, то согласно закону избирается общим собранием участников, в уставе написано собранием участников, но в тоже время суды выше чем Арбитражный суд ЧР говорят - достаточно приказа. Они это взаимосвязывают с выпиской из ЕГРЮЛ, в то же время есть разная практика, что не нужно связывать с ЕГРЮЛ. Арбитражные суды стараются связывать выписку из ЕГРЮЛ с приказом, но опять же в этом вопросе тоже существует разная практика. Но мы пока сегодня придерживаемся решения.
Борисов В.А.: В споры по судебным решениям по конкретным делам можно углубляться очень долго. Даже судья, когда рассматривает, выносит понимание судом норм права. Это мнение данных судей о применении. Тогда можно вообще дойти до того, чтобы издать приказ о вступлении в должность, не имея на то никаких правовых оснований, не имея решения собственников об избрании, или совета директоров, или наблюдательного совета. Выписка из ЕГРЮЛ, даже из нашей практики, - это самостоятельный документ, который нужен, главным образом, для того, если мы говорим об обществе с ограниченной ответственностью, чтобы определить состав долевиков, посмотреть решение долевиков об избрании генерального директора, именно эти собственники решали или они не уполномочены были принимать решение об избрании генерального директора. У нас тоже такая практика была, когда предоставили информацию о том, что решение собрания долевиков не правомочно в связи с тем, что в выписке из ЕГРЮЛ значатся другие собственники. Наше мнение, что выписка из ЕГРЮЛ только для этого нужна, а никак не для подтверждения того, что директор избран на законных основаниях. Может быть, сам директор вообще после избрания забыл представить налоговую информацию о том, что он вступил в должность.
Ведущий: Спасибо. Следующий вопрос: "Допускается ли в первой части заявки требование заказчика по предоставлению каких-либо документов в обязательном порядке?"
Петрова И.Н.: При рассмотрении первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме допуск участников размещения заказа осуществляется в соответствии с требованиями или в соответствии с документами, которые должны быть представлены в соответствии со статьей 41.8 Федерального закона. А допуск к участию в конкурсе, к участию в торгах допускается в соответствии с порядком рассмотрения первых частей заявок, что предусмотрено статьей 41.9. Когда мы говорим о разных видах закупаемого товара, выполнения работ, оказания услуг, там разные условия допуска. И кроме того, что перечислено в статье 41.9, никакие дополнительные документы мы не имеем право запрашивать. Если товар с товарным знаком - там согласие юридического лица, эквивалент - конкретные показатели, если не указан товарный знак - конкретные показатели, и товарный знак при его наличии - это на товар. Если на выполнение работ, оказание услуг - это соответственно согласие только. Мы исходим из того, если объем закупаемого товара небольшой, типа капитальный ремонт, там, соответственно, нужно согласие, или реконструкция какого-то здания, допустим, которое в основном предполагает только работы. Если же размещается заказ на выполнение работ и оказание услуг, в результате оказания услуг или выполнения работ используется товар, соответственно здесь нужно руководствоваться пунктом "б" про работы и пунктом "а", в котором говорится, что должна содержать заявка в части товаров. Тут уже по двум отборам происходит. Вот это по первым частям заявок по открытому аукциону в электронной форме.
Борисов В.А.: Я бы очень кратко ответил на этот вопрос: нет.
Ведущий: Спасибо и следующий вопрос: "Существуют ли правовые основы возврата обеспечения заявки на участие в аукционе участником размещения заказа поставщикам?"
Петрова И.Н.: По возврату обеспечения заявок, что касается открытых конкурсов и открытых аукционов, то это все прописано в Федеральном законе. По открытым аукционам в электронной форме тоже прописано. Но в первом случае возврат осуществляет заказчик или уполномоченный орган, а во втором случае вся эта работа проводится оператором электронной площадки.
Ведущий: Спасибо. Вопрос поступил: "Прошу разъяснить нюансы перечня номенклатуры, которые государственные заказчики обязаны закупать только путем проведения открытого аукциона в электронной форме?"
Петрова И.Н.: Это значит, распоряжение Правительства РФ N 236-р. Последние изменения были введены, если мне память не изменяет, в 2009 или 2010 году. Само распоряжение 2008 года.
Борисов В.А.: Нюансы только в том, что заказчик обязан по этому перечню проводить аукцион. А по тем товарам, работам и услугам, которые не входят в этот перечень, заказчик вправе провести конкурс или аукцион. Вот в этом и нюанс.
Ведущий: Спасибо. Еще один вопрос: "Прошу разъяснить подробно порядок внесения обеспечения исполнения контракта"
Петрова И.Н.: Обеспечение исполнения контракта должно быть внесено до заключения госконтракта с заказчиком. Форма обеспечения выбирается самим участником или победителем. Размер, сумма обеспечения - все прописано в документации о торгах.
Чагина Г.В.: Форма обеспечения может быть в виде безотзывной банковской гарантии или передачи заказчику в залог денежных средств или договора поручительства.
Петрова И.Н.: Страхование с 27 июля 2010 года отменено.
Борисов В.А.: По поручительству есть определенные требования. К поручителям достаточно серьезные требования. Вообще, ФАС планирует ввести реестр поручителей. На сегодняшний день такого реестра нет, поэтому необходимо руководствоваться требованиями закона. После того как появится реестр поручителей, можно будет брать поручительство только от лиц, которые включены в этот реестр.
Ведущий: Спасибо. Вопрос: "Можно ли без приобретения электронно-цифровой подписи заключить контракт на сумму больше 1 млн. рублей между обществом с ограниченной ответственностью и муниципальным унитарным предприятием?”
Борисов В.А.: Эти правоотношения не относятся к законодательству о размещении заказов. Правоотношения между ООО и МУП - это гражданско-правовые отношения, если не связаны с действиями по размещению заказов. Если один из них: или ООО, или МУП, являются заказчиками в понимании закона о размещении заказов, то тогда обоим необходимо иметь электронно-цифровую подпись.
Ведущий: Спасибо. Следующий вопрос: "Учитываются ли в качестве опыта работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к группе "Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, автомобильных дорог общего пользования, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек" подгруппе "Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту иных объектов капитального строительства (включая отнесенные к уникальным объектам), не относящиеся к особо опасным и технически сложным", на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с Номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 1 декабря 2010 г. N 601, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион, выполненные участником размещения заказа на субподряде? Является ли подтверждением копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и копия акта приемки объекта капитального строительства генподрядчика? Что является подтверждением опыта выполнения работ субподрядчика?"
Петрова И.Н.: Не учитывается. То что касается, впереди очень много написано, это требование относится к участнику размещения заказа. Данная работа должна быть выполнена, и опыт работы должен принадлежать соответственно участнику размещения заказа. Соответственно, копия разрешения на ввод строительства и акт приемки законченного объекта строительства - все они должны принадлежать участнику размещения заказа. Это сумма, когда 50 млн. и выше.
Чагина Г.В.: Еще добавлю. Тут приводится такой случай, когда просят подтвердить опыт работы по строительству, реконструкции, капремонту объекта капитального строительства, относящегося к конкретной подгруппе. То есть опыт работы по контракту надо представлять по такому объекту, который относится к той же подгруппе, на выполнение которой размещается заказ.
Петрова И.Н.: В дополнение я могу сказать, в соответствии с приказом Минэкономики N 601 2010 года. Дату я уже не помню. Там три подгруппы разделены. Это опасные объекты, неопасные объекты и временные постройки. Практически все работы, которые выполнены участниками размещения заказа или подрядчиком, уже подлежат учету.
Борисов В.А.: Опасные и не относящиеся к опасным.
Чагина Г.В.: Особо опасные и технически сложные, не относящиеся к опасным и технически сложным и простые.
Борисов В.А.: Которые не относятся в принципе как к строительству.
Ведущий: Спасибо. Следующий вопрос: "Необходимо ли заключать контракт на бумажном носителе или достаточно в электронной форме?"
Борисов В.А.: Вопрос опять неконкретизированный. Все зависит от способа размещения заказа. Если мы говорим об аукционе, то сегодня в аукционе только электронная форма подписания контракта. Бумажное подписание контракта не является подписанием контракта по итогам аукциона. Только подписание контракта на электронной торговой площадке со стороны и победителя, и заказчика является подтверждением подписания контракта. Поэтому если заказчик или участники подписали в бумажной форме, но не подписали в электронной форме, этот контракт не может считаться подписанным и, соответственно, не может быть исполнен и профинансирован, и в реестр контрактов не может быть внесен. Что касается остальных способов, то да, можно в бумажной форме и запросы котировок, и конкурсы.
Ведущий: Спасибо. Следующий вопрос: “Будет ли возможность филиалам аккредитовываться на торговых площадках как самостоятельным организациям? Если да, то когда?”
Борисов В.А.: Ну, вопрос опять не конкретизирован. Филиалы-заказчики или участники размещения заказа? Но мы постараемся ответить и так, и сяк. Если заказчиком выступают филиалы и у них есть доверенность выступать от имени заказчика, то в рамках данной доверенности они могут зарегистрироваться на электронных торговых площадках и размещать заказы. Точно так же, конечно, как и участники, если они имеют подписанную доверенность от юридического лица, представлять юридическое лицо, то они могут выступать только не в качестве филиала, а в качестве именно самого юридического лица, то есть в качестве филиала они тем не менее не выступают.
Ведущий: Спасибо. Стоит ли ожидать, что Общероссийский официальный сайт разделят по регионам, так как он явно не справляется с нагрузкой?
Борисов В.А.: Нет, потому что концепция развития как раз в целом сайтов и размещения информации со стороны заказчиков шла от децентрализации к централизации, то есть я с этого и начинал, о том, что это как раз заслуги этого законодательства в том, что ранее заказчики размещали свои заказы на даже не сотнях, а тысячах сайтов, потому что у нас на территории России было, кроме федерального сайта zakupki.gov.ru, региональные сайты zakupki.gov.ru, еще муниципальные образования могли свои сайты создавать по размещению заказов, а это уже тысячи сайтов. И участнику размещения заказов найти в этой тысяче сайтов, какие же работы хотят заказать заказчику на территории России, было достаточно сложно. Только чтобы зайти на все эти тысячи сайтов, необходимо потратить было колоссальное время, и поэтому несомненная заслуга, так как сегодня зайдя на один сайт, можно найти информацию о размещении заказов на территории всей Российской Федерации. Поэтому никакого возврата к старому, конечно, уже не будет.
Ведущий: Спасибо. И следующий вопрос: “Можно ли как-то "вылезти" из реестра недобросовестных поставщиков?”
Борисов В.А.: Можно. По истечении двух лет, или исходя из решения суда. Когда решение суда вступает в законную силу, то на основании решения суда ФАС России обязаны исключить данного поставщика из реестра.
Ведущий: Спасибо. Регулируется ли как-то время, за которое обновляется данные в реестре поставщиков на электронной торговой площадке. Если нет, то планируется ли?
Петрова И.Н.: Я могу здесь сказать, что обновление всех сведений, информации, которые содержатся в реестре аккредитованных участников размещения заказа, право обновления полностью принадлежит участнику размещения заказа. Если участник видит, что у него сроки выходят, или же сроки документов выходят, или же срок аккредитации, он заранее должен подумать, направить документы. Дело за оператором не стоит, практически в течение часа оператор все обновляет с указанием даты и времени обновления информации. Я почему “дата и время”говорю: иной раз получается, когда мы распечатываем документы на окончание даты подачи заявок, там старые, а уже когда через 3, 4, 5 дней начинаешь вывешивать протокол, да, появились новые документы, соответственно, новые документы мы не принимаем.
Борисов В.А.: Ну тут вопрос даже больше, наверное, про участников был, именно в реестре поставщиков, то есть участники размещения заказов, когда проходят аккредитацию, да, они обязаны, если у них меняются данные, по ним давать соответствующие обновленные данные оператору электронных торговых площадок. Она уже, в свою очередь, после поступления в течение часа должна обновить все эти данные. Поэтому это должно происходить уже практически автоматически.
Ведущий: Спасибо. И следующий вопрос поступил: “Большинство участников, желавших участвовать в торгах, узнают о том, что были произведены торги только после того, как "поезд ушел". Не кажется ли вам, что госзакупки мало разрекламированы?”
Борисов В.А.: Ну по поводу малой разрекламированности, наверное, и мы считаем: больше и больше нужно обмениваться информированием как заказчика, так и участников. Почему говорю “информированием”, потому что вот даже наша практика рассмотрения обращения к нам о заключении контракта с единственным поставщиком, в первом квартале, когда аукционы у нас проходят без единого участника, говорит о том, что участники у нас еще о размещении заказов, о проводимых аукционах недостаточно хорошо осведомлены, поэтому заказчикам, конечно, нужно при информировании о проводимых аукционах уделять такое особое внимание. Я думаю, и задача уполномоченного органа нашей республики тоже, здесь больше, наверное, вопрос к министерству экономического развития, промышленности и торговли республики. Задача разъяснять участникам, о том что сегодня период молоточных аукционов прошел, все. Сегодня началась эпоха электронных аукционов. Если хотите быть поставщиками или подрядчиками государственных и муниципальных органов и заказчиков, вы должны пройти аккредитацию на электронных торговых площадках и участвовать в этих аукционах. А по поводу того что большинство желающих участвовать узнают только когда прошло, то я бы призвал, чтобы они меньше спали. То есть я уже сказал, что сегодня один единый сайт на территории Российской Федерации, заходите чаще на этот сайт, задавайте поиск по тем товарам, работам, услугам, которые они выполняют, и находите эти размещаемые заказы и участвуйте в них, с тем чтобы не оставаться без заказов.
Петрова И.Н.: Тут надо отметить, что участники размещения заказа еще до конца не готовы для участия по размещению заказа на официальном сайте. Вот допустим: размещаешь заказ, при этом уполномоченный орган не в силах как бы информировать до начала аукциона о предстоящем аукционе. В период проведения аукциона уполномоченный орган не имеет никаких оснований для ведения переговоров, есть просто то, что участники размещения заказа сегодня еще отстают. Просто самим участникам размещения заказа нужно быть готовыми.
Борисов В.А.: Говоря об информировании мы все-таки говорим не о переговорах с конкретными участниками, а об информировании через средства массовой информации, через публичные институты, а не через переговорные, потому что ФАС России вообще противник эксклюзивных переговоров между заказчиками и поставщиками. Да, это допустимо, если происходит размещение заказа у единственного поставщика, но это только в порядке, предусмотренном ст. 55 Закона, не более того.
Ведущий: Спасибо. И следующий вопрос: ”Имеют ли право члены комиссии досрочно рассмотреть поступившие заявки на участие в открытом аукционе размещения заказов для государственных нужд?”
Петрова И.Н.: Федеральный закон устанавливает максимальный срок рассмотрения заявок по разным торгам. При этом, по документации тоже, можно сказать, устанавливается в основном срок, который поближе к максимальному, если есть возможность. Если есть возможность, имеется в виду время, то конечно возможно и раннее рассмотрение заявок. Но то что касается, вот допустим, разделения протокола первых частей и вторых частей по открытым аукционам в электронной форме, между ними стоит протокол проведения аукциона соответственно. Значит, вторые части, пока не проведется протокол, соответственно нельзя, протокол о подведении итогов аукциона невозможно разместить до проведения самого аукциона.
Ведущий: Следующий вопрос: “Нужно ли иметь свидетельство, выдаваемое саморегулируемой организацией о допуске к выполнению работ по устройству электрических сетей, для выполнения электромонтажных работ в лаборатории? Правомерно ли требовать данное свидетельство при проведении запроса котировок?”
Петрова И.Н.: Значит, свидетельство СРО для выполнения работ по устройству электрических сетей, для выполнения электромонтажных работ в лаборатории не нужно. Во-первых, почему не нужно? Все свидетельства у нас выдаются в соответствии с приказом 624. Приказ региона все наверняка уже знают: и заказчики, и участники размещения заказа. Что касается работ по строительству, реконструкции и капремонту, - есть статья. Не статья, пункт 15.5 "Устройство системы или устройство внутренних систем инженерной инфраструктуры”, то, что касается устройства систем электроснабжения. Как раз в этой части находится эта статья, под звездочкой: данный допуск СРО нужен только на опасных объектах. И второе, соответственно, не правомерно. По запросу котировок вообще не правомерно.
Чагина Г.В.: То есть исчерпывающий перечень документов по предоставлению в запросе котировок, и никаких подтверждающих документов требовать не допускается.
Борисов В.А.: При запросе котировок, даже если и нужно, при выполнении работ все равно копию свидетельства требовать нельзя, только указание на то, что это свидетельство есть.
Ведущий: Спасибо. Следующий вопрос: “Был осуществлен запрос котировок. В преамбуле проекта государственного контракта указано лицо, уполномоченное на его заключение от имени заказчика. Могут ли быть при заключении контракта изменены сведения о лице, уполномоченном на его заключение?”
Борисов В.А.: Могут.
Ведущий: Спасибо. И еще один вопрос: "Как часто обращаются в управление Федеральной антимонопольной службы с жалобами на незаконность торгов? Какая статистика проведения повторных торгов?"
Чагина Г.В.: Ну, если брать статистику, то с каждым годом увеличивается количество поступающих жалоб. По годам: с 2007 года была 51 жалоба, в 2008 - 80, 2009 - 205, 2010 - 324, то есть количество жалоб растет, и в первом квартале мы уже рассмотрели 64 жалобы, при этом обоснованных жалоб составляет до 50%. То что касается отмены и аннулирования торгов, то по прошлому году статистических данных таких нет, мы сами делали анализ, где-то в среднем 12,5-13% торгов, когда аннулируем.
Борисов В.А.: Должны проводить повторные торги.
Чагина Г.В.: Да, это повторные торги, после выдачи нашего предписания.
Ведущий: Спасибо. И еще один вопрос: “Мы все прекрасно понимаем, что государственные закупки, муниципальные закупки - они так сильно коррумпированы. Как вы думаете, принятие этого закона не привело к увеличению коррупции в органах власти?”
Борисов В.А.: Я с этого и начал. О том, что предыдущий закон о размещении заказов позволял заказчикам проходить так называемые этапы предквалификации, когда сначала отбирались по тем требованиям, которые заказчик хотел выставить к участникам размещения заказа, отбирались те участники, которых он хотел видеть, и только потом этим отобранным участникам направлялись конкретные предложения по запросу цены, по какой цене они готовы выполнить те или иные работы. Так вот, предквалификация, как правило, проходила в начале года на весь год, и в течение года просто отобранным кандидатам направлялись предложения о выполнении тех или иных работ. Сегодня при размещении заказа на каждый заказ необходимо проводить публично открыто все мероприятия. Никаких отборов по тем требованиям, которые захотелось выставить заказчику, невозможно. Поэтому, как можно сказать, что то, что делается публично, может привести к большей коррупции по сравнению с тем, что было. То есть наоборот, та концепция, которая предлагалась и обсуждалась предложенным методом развития Российской Федерации, возврат к предквалификации, возврат к конкурентным переговорам, когда не совсем понятно, каким образом будут проходить конкурентные переговоры, вот здесь как раз возможны коррупционные риски, рост коррупционных рисков. Сегодня максимально нивелированы коррупционные риски в законодательстве о размещении заказов. Более того, даже переход на электронные аукционы привел к тому, что сегодня заказчик вплоть до выявления победителя не знает, кто же участвует в аукционе. Все участники сегодня участвуют в аукционе анонимно. То есть они подавали заявки, электронная торговая площадка присваивает им номера. И под этими номерами присылают первые части заявок заказчику для рассмотрения. Комиссия заказчика принимает решение о допуске или недопуске к самим торгам только по номерам, не зная, кто за этими номерами стоит, поэтому, конечно, все эти механизмы сделали серьезный барьер коррупционным рискам, коррупциогенным возможностям со стороны заказчика.
Чагина Г.В.: Могу добавить, что до принятия 94-ФЗ была возможность выбрать именно своего поставщика или подрядчика, то есть заказчики могли выбрать того, с кем длительное время сотрудничали. Сейчас в новом законодательстве предъявляются серьезные требования к описанию товара, с тем чтобы исключить заточение под конкретного поставщика, прописывание всех технических характеристик, если используется эквивалент, то должны быть параметры эквивалентности и указаны минимальные, максимальные значения, то есть максимально уйти от того, чтобы не был единственный конкретный поставщик.
Борисов В.А.: Чтобы не говорить голословно, какие требования могли выставляться, к примеру, ранее: заказчик мог выставить требования к участникам. Хотим приобрести пластиковые окна, но чтобы производитель этих пластиковых окон обязательно имел завод такой-то марки, такой-то фирмы. Понятно, что заказчик, выставляя подобные требования, имел в виду, что завод такой-то фирмы имеет только один участник на определенной территории, и, соответственно, остальные не могут уже участвовать по тому критерию. Сегодня такие критерии и подобные требования к участникам размещения заказов просто невозможны в силу требований закона.
Ведущий: Спасибо. И такой вопрос поступил: “Очень неудобный поиск на портале госзакупок. Что-нибудь предпринимается для улучшения сервиса?”
Борисов В.А.: Сайт zakupki.gov.ru. В соответствии с законом его информационное, техническое программное обслуживание лежит на Минэкономразвития Российской Федерации, оно постоянно предпринимает усилия по усовершенствованию этого сайта, и буквально недавно заместитель Минэкономразвития Российской Федерации говорил о том, что они сейчас предпринимают определенные усилия по увеличению мощностей сервера. В последнее время сайт зависал на значительные периоды, заказчики не могли в установленные сроки разместить документы на этом сайте, конечно, это приводит к определенным нарушениям при размещении заказа. Минэкономразвития Российской Федерации в целом работает в этом направлении.
Петрова И.Н.: Сегодняшняя работа сайта, я имею в виду “сегодняшняя”на прошлой неделе, на этой неделе сайт практически не работает, зависает, это свидетельствует о том, что работа ведется.
Борисов В.А.: В любом случае, и в начале года говорили, что переход из тысяч сайтов к одному сайту, конечно, приводит к определенным сложностям, но это сложности начального этапа. Когда мы пройдем начальный этап и вся эта система заработает должным образом, конечно, таких проблем не должно быть.
Ведущий: Добрый день. Наша компания выиграла запросы котировок. Предложен был для подписания проект муниципального контракта. Наша компания не согласна с рядом пунктов договора. Можем ли мы предложить подписание протокола разногласий?
Борисов В.А.: Нет, законодательством не предусмотрено подписание проекта разногласий, если победитель видит, что ряд положений проекта контракта противоречит требованиям 94-ФЗ, он может обжаловать в контролирующий орган действие заказчика, и тогда уже контролирующий орган может выдать предписание заказчику до заключения контракта о внесении изменений в проект контракта, и тогда уже контракт будет заключен на законных основаниях.
Чагина Г.В.: Проект контракта является неотъемлемой частью извещения, т.е. участники, подавая заявки, ознакомились с условиями заключения контракта и обязаны его заключить именно на этих условиях.
Ведущий: Спасибо. Заявку по запросу котировок можно исправлять с использованием любых средств связи, в том числе в электронной форме. Заявку предоставляют в письменной и бумажной форме. Можно ли заявку в письменной форме отсканировать и направить по электронной почте без использования ЭЦП?
Петрова И.Н.: Нет. Короткий ответ.
Борисов В.А.: Ну да, но более того - и заявку нельзя исправлять.
Чагина Г.В.: Никакие внесения изменений в заявку по запросу котировок не допускаются.
Борисов В.А.: Недопустимы.
Ведущий: А физическое лицо может участвовать в электронных торгах, госзакупках? Второй вопрос: “В заявке по запросу котировок физическое лицо указывает Ф.И.О. и не учитывается факт предоставления физическим лицом паспортных данных и копии паспорта. Как будут идентифицировать личность?”
Петрова И.Н.: Законодательством предусмотрено, что участником размещения заказа может быть любое юрлицо и любое физлицо, включая индивидуального предпринимателя. Что касается физического лица, кроме того, что он дает паспортные данные, он предоставляет ИНН, значит ИНН - это и есть идентификация физического лица практически.
Ведущий: Есть исчерпывающий перечень требований по запросу котировок. Лишнего требовать нельзя. При проведении запроса котировок среди средних и малых предприятий как определить, что организация является предприятием среднего и малого бизнеса?
Борисов В.А.: Путем декларации, т.е. участник размещения заказа декларирует, что он соответствует требованиям, выставляемым к средним и малым предприятиям в соответствии с Законом о регулировании деятельности средних и малых предприятий, и все.
Чагина Г.В.: В извещении заказчик устанавливает требования к участнику по его соответствию согласно Федеральному закону 209-ФЗ "О развитии среднего и малого предпринимательства"
Борисов В.А.: В форме заявки предусматривается необходимость декларирования.
Чагина Г.В.: По выручке, по численности участник просто декларирует.
Ведущий: Продолжают поступать вопросы онлайн. Следующий вопрос: "Если есть общероссийский сайт, для чего государственным учреждениям Чувашской Республики нужно проводить всю процедуру на АИС "Госзаказ" по конкурсам? Почему Минфин Чувашской Республики не может все прослеживать на общероссийском сайте?
Петрова И.Н.: В общем, я хочу сказать, что на самом деле у нас проводится работа по введению в республике автоматизированной системы "Государственный заказ Чувашской Республики". Эта работа находится сегодня на стадии ввода. Во-первых, эта система в проекте полностью, кто-то из заказчиков работает в этой системе, кто-то не работает. Значит, для чего создана система? Для того чтобы вся информация, которая размещается нашими заказчиками, одновременно транслировалась на территории Чувашской Республики. Как раз большое информирование на территории Чувашской Республики, в частности, на сайте Чувашского АИС "Госзаказ", которая более близка для участников размещения заказа и доступна для прозрачности.
Чагина Г.В.: В принципе, это дополнительная форма информирования и улучшения поиска.
Петрова И.Н.: Дополнительная форма информирования, да. Просто это дополнительная работа для заказчиков и для уполномоченного органа, двойная работа, но над этим вопросом мы сегодня работаем.
Ведущий: Имеет ли право заказчик в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме устанавливать требование по сроку выполнения работ?
Петрова И.Н.: Этот вопрос уже был поднят. Может.
Ведущий: Каким образом при проведении электронного аукциона для субъектов малого предпринимательства можно убедиться, что участник размещения заказа относится к таковым. Можно посмотреть только его Устав, а в заявке он не обязан вообще ничего декларировать: ни численность работников, ни свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства, а также не обязан декларировать соответствие требованиям ч. 1.ст. 11 Закона 94-ФЗ.
Борисов В.А.: В соответствии с частью первой статьи 11 он обязан все предоставлять, если это лицензированный вид деятельности, если по аукциону, то он обязан и копии лицензии предоставлять. Если член СРО, - то и копии свидетельства. Предоставляет вне зависимости от того, субъект малого предпринимательства или нет. Он обязан соблюдать требования части первой ст. 11. Другое дело, в составе заявки заказчик не вправе от него требовать подтверждающих документов в соответствии с Законом о средних и малых предприятиях, что он является субъектом малого и среднего предпринимательства. Если он продекларирует, что он является, то этого достаточно в заявке. Если заказчик хочет проверить, не были ли представлены недостоверные сведения, то он вправе провести соответствующую проверку, но, опять таки, требовать документов от участника он не вправе. Он может запросить у контролирующих органов, у налогового органа, у других органов, которые могут дать ему соответствующую информацию.
Петрова И.Н.: Могу добавить, когда аукцион объявляется, там уже в названии аукциона пишется “открытый аукцион проводится среди субъектов малого предпринимательства”, значит, и каким требованиям Федерального закона 94-ФЗ должен соответствовать участник размещения заказа, и в итоге, уже на полном доверии рассматривается заявка участника размещения заказа, на самом деле является субъектом малого предпринимательства. Если появляются какие-то сомнения у уполномоченного органа и заказчика, соответственно, запрашиваются документы у соответствующих органов.
Ведущий: Объявлен аукцион на ремонт здания, при котором предусматривается выполнить электромонтажные работы и устройство пожарной сигнализации - т.е. работы, требующие наличия соответствующих лицензии и свидетельства СРО. Нужно ли требовать наличия у участника размещения заказа данных документов или СРО на функции генподрядчика. При этом по Градостроительному кодексу сам по себе ремонт здания не относится к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, и наличия СРО для производителя работ не требует.
Борисов В.А.: Вопрос не совсем понятен. Устройства пожарной сигнализации, да - это лицензированный вид деятельности, поэтому здесь требование лицензии правомерно, но электромонтажные работы в здании - это требования членов СРО.
Петрова И.Н.: Там не только ремонт здания, видимо, и наружные, и внутренние работы, наверное, там не сказано.
Борисов В.А.: Не сказано, понять сложно. Копии лицензии, на наш взгляд, и все.
Ведущий: Уважаемый Вячеслав Аркадьевич, просим Вас ответить на вопрос: возможно ли предоставление преференций муниципальному унитарному предприятию в соответствии со ст. 19 ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на ремонт и текущее содержание электрических сетей, находящихся в собственности муниципального образования?
Борисов В.А.: Преференции на объекты муниципальной собственности? Муниципальный орган муниципальной власти обязан содержать свое имущество в надлежащем состоянии, если, конечно, опять не полностью вопрос задан, во-первых, нужно смотреть, в чьем владении и пользовании находится это имущество. Если во владении, пользовании органов местного самоуправления, то в данном случае какие могут быть преференции - это выделяются средства данному органу по статье "ремонт", и он размещает заказ в установленном порядке 94-ФЗ. Если эти объекты недвижимости переданы в аренду коммерческим организациям в установленном порядке, опять-таки, если предоставляются ему средства для ремонта, то область заказчиков в понимании размещения заказов, и он обязан провести в установленном порядке, применить способ размещения заказов, установленный статьей 21 закона 94-ФЗ, поэтому тут ни о какой преференции не может быть и речи. По статье 19 закона о защите конкуренции не признаются преференции, если средства переданы коммерческой организации путем проведения торгов или применялись торги.
Петрова И.Н.: Я еще хочу рассмотреть другой случай. Тут. наверняка, можно рассматривать такой случай, когда муниципальное образование проводит конкурс и в данном конкурсе хочет участвовать сам МУП, который находится на территории данного образования. Соответственно, данная организация не имеет никаких преференций и имеет право участвовать в торгах на равных основаниях
Борисов В.А.: Тут немножко другое имелось в виду, насколько я понял вопрос, именно хотели выделить средства на ремонт электрических сетей, а электрические сети - в муниципальной собственности? Нет, это обычная работа по приведению в нормативное состояние своей собственности, поэтому это не является преференцией, муниципалитет обязан содержать в нормативном состоянии свое имущество.
Ведущий: Закономерно ли ставить условие для участников котировок в случае направления ими заявки в виде электронного документа, подписывать такую заявку ЭЦП? Или мы обязаны регистрировать все котировочные заявки, присланные просто на нашу электронную почту в обычном порядке?
Петрова И.Н.: Не совсем понятно. Что я могу сказать? Заявки могут подаваться двух видов:
- в бумажной версии, которые регистрируются,
- электронно-цифровой подписью тоже открывается доступ к ним с момента окончания подачи заявок, значит оба документа должны быть подписаны нормальным законным образом, значит ЭЦП или же нормальная подпись руководителя собственноручно.
Борисов В.А.: Если пришла обычная заявка по электронной почте, не подписана руководителем электронно-цифровой подписью, то заявкой в электронной форме, конечно же, она не является.
Чагина Г.В.: Не подтверждена подлинной подписью.
Ведущий: Имеем ли мы право требовать от победителя по результатам запроса котировок при заключении госконтракта декларацию о соответствии со статьей 9 94-ФЗ; выписку из ЕГРЮЛ и др. документы?
Петрова И.Н: Практически, законом не запрещен до подписания контракта запрос.
Борисов В.А.: Каких-либо требований выставлять - там в ст. 9 нет, в ст. 9 там другое.
Петрова И.Н: Там не требования, это после завершения определения победителя.
Борисов В.А.: Тем не менее, там порядок заключения госконтракта предусмотрен главой 4, по запросам котировок там точно нет, что заказчик, после выявления победителей, вправе требовать какие-то документы. В запросе котировок нет таких полномочий у заказчика требовать какие-либо документы.
Петрова И.Н: Если запрос котировок, то да.
Борисов В.А.: Вправе требовать те документы, которые в заявке указаны. К примеру, если требуется член СРО для выполнения работы, то в запросе котировок указан номер свидетельства, дата выдачи этого свидетельства, то, фактически, наличие свидетельства вправе потребовать до подписания контракта. Для чего требовать выписку из ЕГРЮЛ? Из заявки он узнал все. ИНН он может по реестру проверить, по этому ИНН данная организация находится или нет, или, может быть, там ложные сведения даны, т.е. заказчику нужно самому работать, а не требовать каких-то документов от уже, в данном случае, победителя.
Ведущий: Участник запроса котировок предоставил котировочную заявку, подписанную ЭЦП посредством электронной почты (без подписи и печати в заявке). Как Заказчик может проверить достоверность ЭЦП? В каком виде должна храниться данная заявка в документах Заказчика для предоставления для проверки контролирующим органам?
Борисов В.А.: Деятельность по заверению документов электронно-цифровой подписью регулируется Федеральным законом об электронно-цифровой подписи и федеральным законом об удостоверяющих центрах. Соответственно, подлинность электронно-цифровой подписи запросить в удостоверяющем центре, действительна ли электронно-цифровая подпись или нет, если есть сомнения по электронно-цифровой подписи.
Ведущий: Прошу разъяснения по такому пункту 94-ФЗ: "В случае заключения контракта с физическим лицом, за исключением ИП и иного занимающегося частной практикой лица, оплата такого контракта уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта". Если госконтракт заключен с физлицом на покупку квартиры, какие налоговые платежи надо учитывать?
Борисов В.А.: Налог. К налоговикам больше вопрос, чем к нам, потому что это уже налоговое законодательство, а не законодательство размещения заказов. Не будем вместо налоговиков давать разъяснения.
Ведущий: Если на участие в ОАЭФ УРЗ представил в составе заявки устав 2010 года, согласно которому руководитель избирается сроком на 4 года, и решение совета учредителей об избрании руководителя от 2007 г., в котором не указан срок полномочий. Допускать или отклонять данного УРЗ?
Петрова И.Н.: Ну, если там нет других документов, если решение от 2007 года, в уставе написано на сколько, на 4 года, вроде, срок действует.
Борисов В.А.: Если не истек срок, если не в первой половине года, как раз 4 год нужно конкретно высчитывать месяцы.
Петрова И.Н.: Там же дата решения есть, как вот 28 апреля. допустим, 2007. Истекает 28 апреля, уже 29 истекли полномочия.
Борисов В.А.: Уже в силу Устава этого общества.
Ведущий: Что должен забить заказчик в графе КПП УРЗ при опубликовании протокола рассмотрения и оценки котировочной заявки, если данные сведения не предусмотрены УРЗ, т.к. в соответствии с 94-ФЗ заказчик не имеет право это запрашивать. А без КПП публикация протокола невозможна.
Петрова И.Н.: Все данные в части КПП имеются в документах участника размещения заказа ЕГРЮЛ. Там все есть: сидишь, выбираешь. Особенно сложно, когда протокол открытых конкурсов. Я говорю, когда по 50 заявок у нас бывало, это 2 суток нужно было, чтобы забить протокол вскрытия конвертов. Это было очень сложно, это было очень тяжело, особенно в январе - феврале, когда сайт зависал, сидели до 10 до 11 - другого выхода не было, а потом уже дальше - полегче: КПП все наименования, все назначения можно найти в документах, которые имеются у участников размещения заказов.
Ведущий: На сегодняшний день это все вопросы. Вопросы поступали в течение всей интернет-конференции. Мы благодарим всех участников интернет-конференции, выражаем огромную признательность от компании "Гарант-Чебоксары" за участие в Интернет-конференции.
Напоминаем, что стенограмма сегодняшней Интернет-конференции будет размещена на сайте www.garant-zakon.ru. Благодарим всех за внимание.
Борисов В.А.: Спасибо большое всем участникам.