Перспективы развития Ивановского института ГПС МЧС России в контексте социально-экономического развития региона
31 марта в 13-00 часов в конференц-зале компании "Гарант-Инфо" состоялся интернет-круглый стол с начальником Ивановского института ГПС МЧС России, генерал-майором внутренней службы Малым Игорем Александровичем и заместителем начальника института по научной работе, капитаном внутренней службы Потемкиной Ольгой Владимировной.
Тема интернет-круглого стола: "Перспективы развития Ивановского института ГПС МЧС России в контексте социально-экономического развития региона".
Ведущая интернет-конференции - Уткина Ольга Павловна (специалист по связям с общественностью компании "Гарант-Инфо").
Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория, уважаемые Игорь Александрович и Ольга Владимировна. Сегодня у нас проходит интернет-круглый стол с начальником Ивановского института ГПС МЧС России, генерал-майором внутренней службы Малым Игорем Александровичем и заместителем начальника института по научной работе, капитаном внутренней службы Потемкиной Ольгой Владимировной.
Тема данного интернет-круглого стола - "Перспективы развития Ивановского института ГПС МЧС России в контексте социально-экономического развития региона". Безусловно, данная тема очень актуальна сегодня, и волнует не только жителей г. Иваново и Ивановской области, но и других областей, т. к. данное учреждение является уникальным. Этим можно объяснить множество вопросов, поступивших к нам. Итак, приступим к их обсуждению.
И первый вопрос. Как я уже заметила, Ивановский институт ГПС МЧС России уникален, даже в сравнение с другими институтами города и области. Каково, на Ваш взгляд, место института в системе образования Ивановской области и РФ?
Малый И. А.: Добрый день! Наверное, начну я, будучи начальником института, Ольга Владимировна ведет свой участок работы, и те вопросы, которые будут касаться научной и учебно-методической деятельности, ответит Ольга Владимировна.
То, что касается нашего института: во-первых, это одно из самых молодых учебных заведений нашего Министерства, по сравнению со всеми остальными нашими учебными заведениями, которые готовят кадры для государственной противопожарной службы МЧС России, муниципальных образований, органов государственной власти субъектов РФ.
Мы занимаем свое определенное место в общей системе образования нашего Министерства, мы готовим специалистов в области пожарной безопасности, в области государственного и муниципального управления, занимаемся переподготовкой специалистов, опять-таки с уклоном на государственную противопожарную службу, на предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ведущая: Спасибо за такой развернутый ответ. И следующий вопрос. В каких областях происходит сотрудничество с органами государственной власти? В какой форме?
Малый И. А.: Я думаю, Ольга Владимировна, которая была инициатором подписания рамочного соглашения с Муниципальным образованием г. Иваново, более полно ответит на этот вопрос.
Потемкина О. В.: Спасибо большое, Игорь Александрович. Добрый день, уважаемые наши интернет-слушатели. Действительно, взаимодействие с органами государственной власти и города, и области в целом происходит в настоящее время самым плотным образом. 10 марта было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве в научной, образовательной, воспитательной - практически во всех сферах деятельности, которые касаются непосредственно и города, и области. Как реализуется это соглашение: Ивановский институт организовывает и проводит многочисленные семинары для руководителей образовательных учреждений, самые высококвалифицированные специалисты выступают консультантами для органов государственной власти по вопросам обеспечения пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Это ключевые моменты нашего взаимодействия с органами государственной власти на современном этапе.
Ведущая: Спасибо. Какие вы можете назвать основные направления развития вуза?
Потемкина О. В.: Стратегия вузовского развития в РФ достаточно четко была определена и Президентом, и Правительством РФ, это, в первую очередь, внедрение инновационных форм обучения, которые позволят обеспечить высококачественную подготовку специалистов. Наш вуз является не только самым молодым вузом в области, но он еще и единственный ведомственный вуз. Мы являемся вузом ведомства, которое отвечает за один из самых серьезных вопросов, связанных с обеспечением безопасности. Поэтому подготовка специалистов в области обеспечения пожарной безопасности, защиты населения и есть наша основная задача и это наше основное направление.
Дополнительно я бы хотела еще сказать, что в институте в настоящее время интенсивно развиваются информационные технологии, идет активная работа по созданию автоматизированной системы управления жизнедеятельностью, не просто управления учебным процессом, а управление всеми сферами деятельности в институте: это и руководство, и тыловое обеспечение, и воспитательная работа, и научно-исследовательская деятельность.
Ведущая: Известно, что вы сотрудничаете с детскими домами и школами. В чем заключается это взаимодействие? По какому принципу выбираются эти школы и детдома?
Малый И. А.: Во-первых, никакого принципа в выборе школ, детских домов у нас нет. Мы работаем со всеми, кто к нам приходит, кто просит у нас помощи, кто просто предлагает нам дружбу и совместную работу. Сегодня подготовка кадров как в нашей стране, так и в нашей системе МЧС России поставлена во главу угла нашим Министром, Президентом РФ, поэтому мы стараемся выстроить четкую вертикаль подготовки специалистов со школьной скамьи. Но главная задача - подготовить не только высококлассных востребованных специалистов, но и достойных граждан своей страны - РФ.
Ведущая: В вашем институте регулярно проходят мероприятия. Какова их роль? Какие последние мероприятия вы можете назвать? Каков масштаб таких мероприятий?
Малый И. А.: Давайте этот вопрос разобьем на несколько категорий. Мероприятия военно-патриотической, воспитательной, спортивной направленности. Мероприятия в институте проходят еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, они направлены на воспитание личности. Вся наша деятельность направлена на формирование компетентного специалиста и достойного гражданина нашей страны. Я не думаю, что мы чем-то выделяемся из общего тесного учебных заведений нашей области, это и дискотеки, и олимпиады, и соревнования, правда, чуть с большим уклоном к тематике нашего института.
Ведущая: Разрешите уточняющий вопрос: проходят ли мероприятия общегородского масштаба под эгидой института?
Малый И. А.: Хороший вопрос, но скорей бы можно спросить иначе: проходят ли в городе мероприятия без участия нашего института? Мы являемся непосредственными участниками всех городских мероприятий: начиная с участия в выборах и субботниках, заканчивая парадами 9 мая и т. д. Мы такие же жители нашего города, как и все остальные. Мы не видим существования института без города, а город не видит своего существования без нас.
Ведущая: Без сомнения! Исходя из темы нашего интернет-круглого стола, давайте обсудим основной на сегодня вопрос: какова же социальная и экономическая значимость деятельности вуза? Как это выглядит в реальной жизни?
Потемкина О. В.: Если говорить о теме сегодняшнего круглого стола, хотелось бы прежде всего определить и обозначить для наших слушателей, что же мы понимаем под социально-экономическим развитием региона? Эти стратегические направления были определены еще в конце 2008 года, и стратегическая миссия развития региона - это повышение качества жизни населения, достижение показателей не ниже, чем в Центральном федеральном округе. В сфере данной стратегии определены задачи, которые сводятся к развитию текстильного кластера, к развитию агропромышленного комплекса. Что касается экономической значимости.
Ни одно предприятие не может существовать, пока не будет обеспечена его пожарная безопасность, пока не будут существовать современные системы оповещения, пока не будут функционировать автоматические системы пожаротушения, сигнализации. Сейчас обеспечение отдельно каждого объекта - это достаточно серьезная научно-исследовательская задача. Именно в этой сфере помощь нашего института позволит обеспечить успешное решение поставленных задач.
Малый И. А.: Кроме того, с каждым годом у нас увеличивается как количество мест приема курсантов по бюджетной составляющей, так и рабочих мест, поэтому в социально-экономическом развитии региона мы занимаем свое достойное место.
Ведущая: В продолжение вопроса научно-исследовательской деятельности прозвучит следующий вопрос. Насколько успешно развивается научно-исследовательская деятельность института?
Потемкина О. В.: Я полагаю, что для столь молодого ВУЗа как наш институт, научно-исследовательская деятельность развивается достаточно успешно. Хотелось бы подчеркнуть четкую и благородную направленность деятельности нашего института - обеспечение пожарной безопасности. Большая часть научно-исследовательских работ, выполняемых в нашем институте, направлена, во-первых, на совершенствование подготовки специалистов, во-вторых, на совершенствование противопожарной защиты объектов. Те разработки, которые выполняются на базе нашего института, являются уникальными. В частности, это разработки, связанные с математическим моделированием развития пожаров.
Малый И. А.: Я дополню, дело не в количестве, дело в качестве. Кроме того, сегодня любая научная работа, выполненная в нашем институте, востребована, причем на самом высоком уровне. Другими словами, мы не проводим научно-исследовательскую работу просто для того, чтобы ее провести. О востребованности можно прочитать на нашем сайте в разделе научных исследований. Например, в прошлом году наши молодые ученые приняли участие во Всероссийском образовательном Форуме "Селигер-2009", инновационный проект института стал одним из лучших и был поддержан губернатором области М.А. Менем.
Ведущая: Вводятся ли или уже введены инновационные составляющие учебного процесса в институте? Какие из них вы можете назвать и, возможно, оценить?
Малый И. А.: Безусловно, вводятся. Но для того, чтобы говорить конкретно по данному вопросу, мы приглашаем вас на День пожарной охраны 30 апреля в наш институт. Пока будет логичным не открывать всех секретов.
Потемкина О. В.: Немного приоткрою этот секрет! Если говорить об инновационных составляющих, конечно, это информатизация учебного процесса по всем направлениям: программно-аппаратные комплексы подготовки пожарных и спасателей.
Малый И. А.: У преподавателя все всегда должно быть на рабочем месте, с собой он приносит лишь электронную указку. Поэтому у нас и существует единый информационный центр, в итоге система позволяет единовременно в 60 аудиториях вести занятия по 17 дисциплинам. Система в стадии завершения, но к 30 апреля данная автоматизированная система управления жизнедеятельностью института будет сдана. Кроме того, у нас одних только видеокамер более 200, что позволяет сократить количество нарядов, то есть мы заменяем человека техническими средствами, что достаточно эффективно получается.
Ведущая: Это уникально! Давайте поговорим о поступлении. Не секрет, что поступить в ваш институт достаточно сложно. И все же, на какие специальности открыт набор? Какие из них самые популярные по практике прошлых лет?
Малый И. А.: Я бы сказал так: поступить не просто. Далее. Не бывает такого, что не хватает мест. Территориальные органы, которые комплектуют личные дела для поступления к нам в институт, не имеют ограничений. Поэтому все желающие поступить в наш институт, соблюдая соответствующую процедуру, имеют такую возможность. Но те, кто делает это с целью "закосить" от армии, это не тот случай. Также хочу сказать, что мне очень близки слова нашего Министра, я и сам служил в Министерстве чуть больше 20 лет, что спасатель, пожарный - это не профессия, это стиль жизни, это уклад жизни. Поэтому идти в наш институт, чтобы потом написать рапорт о том, что человек ошибся в выборе профессии, не стоит, надо прежде тщательно подумать.
Потемкина О. В.: Я, в свою очередь, подробней расскажу о специальностях. Наш институт осуществляет подготовку по программам высшего профессионально образования:
"Пожарная безопасность", срок обучения 5 лет, очная и заочная формы обучения, квалификация -инженер.
"Защита в чрезвычайных ситуациях", срок обучения 5 лет, очная и заочная формы обучения, квалификация -инженер.
"Техносферная безопасность", очная форма обучения, срок обучения 5 лет, квалификация бакалавр.
"Безопасность технологических процессов и производств"
"Безопасность жизнедеятельности в техносфере"
"Государственное и муниципальное управление", срок обучения 5 лет, форма обучения очная и заочная, квалификация менеджер.
Что касается самым популярных специальностей, то лидером является специальность "Пожарная безопасность", из внебюджетных - "Государственное и муниципальное управление".
Малый И. А.: Кроме того, у нас очень гибкая система поощрений при учебе в нашем институте. По итогам года, если студент учится на коммерческой основе, то у него есть возможность перейти на бесплатное обучение. Например, сейчас мы готовим к этому 8 человек. Это много. В прошлом году студентка Волкова, по итогам года получившая только отличные оценки получила премию в размере тех денег, которые она заплатила за обучение. Но надо сказать, что и система наказаний у нас достаточно гибкая. Но надо сказать, что и система наказаний у нас достаточно гибкая.
Ведущая: А какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать молодой человек, чтобы учиться в ивановском институте ГПС МЧС России?
Малый И. А.: Четкой гражданской позицией, в первую очередь. Профессия спасателей - это устой жизни. Потом уже идет здоровье, желание, выносливость, все то, что присуще настоящему мужчине. Ведь сегодня, когда мы празднуем День защитника отечества, принято, что это только те, кто защищает наше Отечество с оружием в руках, с одной стороны я согласен. Но ведь каждый защищает Отечество по-своему. Одни защищают его на поле, выращивая хлеб, чтобы накормить того же защитника Отечества с оружием в руках, защищать можно, предупреждая чрезвычайные ситуации техногенного характера. Женщины, рожая мальчиков, тоже защищают Отечество.
Ведущая: Как вы можете оценить трудоустройство выпускников вуза? Возникают ли с этим проблемы?
Малый И. А.: У нас таких проблем не возникает! Каждый выпускник нашего института расписан. Мы даже не успеваем поставлять наших выпускников в наше Министерство, муниципальное образование. Все вы знаете, что совсем недавно погиб наш офицер в г. Москве Евгений Чернышев, которому было присвоено звание Героя России, вместо него должен прийти кто-то другой. Это большая цепочка, которая идет вплоть до курсанта. Подводя итог, скажу, что за 20 лет службы я не помню, чтобы наш выпускник вышел за ворота института и задумался, куда же теперь ему идти.
Ведущая: Следующий вопрос волнует молодых людей не только нашей области, но и других областей. Что вы можете сказать об условиях обучения? Особенный интерес в данном аспекте вызывает вопрос проживания, увольнения в город и дисциплины!
Потемкина О. В.: Наверное, вопрос касается и мам молодых людей, которые хотят, чтобы их дети учились в нашем институте, поэтому начну я. Мамы могут спать спокойно, отправляя своих детей к нам в институт. Недавно у нас полностью был отремонтирован жилой корпус. На каждом этаже, где живут курсанты, есть свой тренажерный зал, своя стиральная машина, функционирует очень хорошая столовая. Кормят там вкусно. Я была бы рада, если бы мой сын после окончания школы поступил в такой вуз учебное заведение. Очень высокий контроль со стороны руководства. Учебный день у наших курсантов начинается с 5:30 ч. утра и заканчивается в 22:00 ч. День занят до предела.
Малый И. А.: Кстати, у студентов тоже. Они также носят форму, выходят утром на развод, учатся, обедают, несут службу в учебной пожарной части. Жизнь студента ничем не отличается от жизни курсанта.
Потемкина О. В.: И девушки, между прочим, принимают активное участие в жизни института. У нас существуют свои ансамбли, команда КВН и другие творческие коллективы
Малый И. А.: Я хочу сказать, что команда управленцев нашего института поставила для себя задачу, которая была сформулирована Министром: в институте должен быть замкнутый цикл. У нас есть своя баня, сауна, пошивочное ателье, танцпол, магазин, кафе, тренажерные комплексы, электронная библиотека, различные спортивные секции. В наших стенах был воспитан Чемпион мира по пожарно-прикладному спорту Логинов Альберт, он получил предложение от наших коллег из Московской области перейти к ним, для нас это потеря, но добрая потеря!
Кроме того, замечу, что учиться у нас сложно. Помимо оценки у нас существует рейтинговая система: курсант учится и служит по рейтингу, у преподавателей свой рейтинг. Это помогает при оценке курсанта преподавателем уйти от субъективизма, минимизировать участие человека, давая оценку курсанту, преподавателю. Определить, какая должна быть заработная плата можно лишь по его труду. И сегодня мы практически добились непредвзятого отношения к курсанту.
Следующий момент сложности: мы готовим людей на войну. Это не красивые слова. Пожарный каждый день уходит на войну, и вернется он с этой войны или нет - это большой вопрос. Поэтому нельзя позволять себе слабину и человечность в более гуманистической направленности, иначе мы не воспитаем того управленца, того огнеборца, который должен быть всегда с холодной головой для принятия решения. Все должно быть четко в пределах регламентирующих документов.
Наконец, помимо того, что человек, получая профессию, учится многому другому. Сейчас поставлена задача руководителем нашей психологической службы МЧС России сделать в каждом вузе центр релаксации курсантов. И это пользуется спросом.
Ведущая: Могут ли принимать участие курсанты в тушении пожаров, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера? Как часто?
Малый И. А.: Каждый день! У нас есть учебная пожарная часть, куда наши курсанты заступают в караул, который стоит в общем расписании выездов гарнизона. У нас есть учебная загородная база, которая находится в 25 км от нашего института. Каждую неделю каждый курс на неделю выходит туда. Именно выходят. Идут пешком, бегут, а по городу их, конечно, везут.
А вообще говоря, недаром говорят, пожарный спит, страна богатеет!!!
Ведущая: Известно, что Ивановский институт ГПС МЧС России вносит большой вклад в развитие молодежного движения. Что вы можете рассказать о взаимодействии сотрудников института с кадетскими классами? Какова роль такого взаимодействия?
Потемкина О.В.: Обозначу коротко несколько ключевых моментов. Во-первых, представители нашего института уже входят в состав молодежного Совета при администрации города Иванова.
Во-вторых, представитель нашего института вошел в состав молодежного правительства. Что касается взаимодействия с кадетскими классами, мы осуществляем взаимодействие с кадетской школой-интернатом им. Рожкова, это Нижегородская обл., кадетский класс МЧС России города Ковров Владимирской обл., с учебной ротой противопожарной службы г. Иваново. Они ежегодно принимают участие в слетах, всегда участвуют во всех наших мероприятиях. Кроме того, мы постоянно проводим различные соревнования по пожарно-прикладному спорту. К нам приезжает тренироваться молодежная сборная России.
Малый И. А.: Другими словами, институт живет полноценной жизнью: учебной, спортивной, методической. Чем мы отличаемся от всех других институтов - это то, что у нас первый и второй год находятся на казарменном положении. Выход в город у них строго регламентирован. Есть устой, традиции, их нельзя изменять и отказываться от них.
Ведущая: Планируется ли что-нибудь менять в системе вуза? И от кого это зависит?
Малый И. А.: Каждый год происходят какие-то изменения в системе подготовки. Вспомним недавний случай, 39 человек погибло во время теракта в метро, пройдет анализ действий всех служб в том, что произошло, в том числе и наших подразделений. В итоге выйдет рекомендации и будет доворот в том или ином направлении. Гибкость учебного процесса идет постоянно. Результаты научных исследований активно внедряются в учебный процесс. Постоянно вносятся какие-то изменения. Мы постоянно находимся в процессе повышения уровня и преподавателя и преподавания.
Ведущая: Что вы можете пожелать тем, кто планирует учиться в вашем институте?
Потемкина О. В.: Дорогие наши абитуриенты! Двери нашего института всегда открыты! Главное, вы должны быть готовы к тому, что от вас потребуется максимум целеустремленности, максимум преданности своему делу, максимум интеллекта. Тогда и обучение в нашем Вузе будет успешным, и ваша дальнейшая деятельность в сфере нашего Министерства будет не менее успешной. Удачи!
Малый И. А.: В-первую очередь, я бы хотел поблагодарить вас, уважаемые наши коллеги, за приглашение на столь интересное мероприятие, я первый раз принимаю участие в круглом столе. Спасибо!
Что касается пожеланий, то я обращусь к родителям потенциальных наших студентов. То, что вы сделаете правильный выбор, вы в этом убедитесь почти сразу, то что вы не пожалеете, это однозначно. Я уже говорил сегодня, кого в итоге вы увидите в своем сыне, в своей дочери: достойного гражданина нашей родины, все остальное вторично. А то, что это будет высококлассный специалист, это без сомнения, мы ради этого погоны носим, должности занимаем. Милости просим в наш институт!
Ведущая: Спасибо вам огромное, Игорь Александрович и Ольга Владимировна! Сегодня у нас была уникальная возможность получить ответы на наиболее актуальные вопросы по данной тематике. Надеюсь, мы и в дальнейшем будем развивать наше сотрудничество! До новых встреч!