Актуальные вопросы деятельности Управления Росреестра по Тамбовской области

 

ЕльцовДата проведения: 10 апреля 2017 года.

Эксперт: Руководитель Управления Росреестра по Тамбовской области Николай Сергеевич Ельцов

Тема интервью: "Актуальные вопросы деятельности Управления Росреестра по Тамбовской области"

Организатор мероприятия: региональный партнер разработчика системы ГАРАНТ - компания "Плюс Гарантия"

Ведущая: руководитель отдела внешних связей компании "Плюс Гарантия" Оксана Анатольевна Кривошеина

 

 

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! Сегодня в рамках нашего проекта мы находимся в Управлении Росреестра по Тамбовской области. На все наши вопросы отвечает руководитель ведомства - Николай Сергеевич Ельцов.

Николай Сергеевич, в последнее время произошли законодательные изменения в сфере вашей деятельности. На что гражданам стоит обратить внимание?

 

Н.С. Ельцов: С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который предусматривает введение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и единой учетно-регистрационной процедуры. В состав Единого реестра недвижимости вошли сведения, содержащиеся в кадастре недвижимости и реестре прав.

Новый закон упрощает процесс оформления документов на недвижимость и экономит время заявителя. В регистрирующий орган сегодня подается одно заявление и одновременно в течение 10 дней выполняются и кадастровый учет, и регистрация прав. Если заявитель хочет получить одну из услуг Росреестра, то на регистрацию прав уйдет не более 7 дней, а на постановку на кадастровый учет - не более 5 дней.

Законом увеличен срок, на который можно приостановить регистрацию: 3 месяца - по решению регистратора, 6 месяцев - по инициативе заявителя. Таким образом, у тамбовчан появилось больше времени для устранения причин, препятствующих регистрации. Вместе с тем в новом законе уточняется, что приостановить регистрацию по заявлению можно только один раз.

Согласно новому закону кадастровый учет, регистрация возникновения и перехода права подтверждаются выпиской из Единого реестра недвижимости, а регистрация договора или иной сделки – специальной регистрационной надписью на документе о сделке.

Росреестр обеспечил одно из основных нововведений закона "О государственной регистрации недвижимости" - начал оказание услуг по экстерриториальному принципу на всей территории страны. Такой формат оказания услуг предоставляет заявителям возможность обращаться за услугой в любом регионе России, независимо от места нахождения объекта недвижимости, на который регистрируется право. Это многократно повышает удобство получения услуги, сокращает временные и финансовые затраты граждан и представителей бизнеса на ее получение в случае если они совершают операцию с недвижимостью, расположенной в регионе, отличном от их места нахождения. Для оказания этой услуги на территории Тамбовской области выделены отдельные офисы. Это 4 офиса Кадастровой палаты: в г. Тамбове (на бульваре Энтузиастов и по ул. С. Рахманинова), в г. Моршанске и Мичуринске.

Хотелось бы напомнить жителям Тамбовской области, что документы на государственную регистрацию прав с 1 января можно подавать только в офисах МФЦ и Кадастровой палаты.

Ведущая: Электронная форма хранения такого большого объема важной для жителей страны информации должна предполагать качественную систему защиты информации от взломов, вирусных атак. Как организована эта защита?

Н.С. Ельцов: Главным свойством любого информационного ресурса является его качество и достоверность. Росреестр хранит от имени государства большие массивы данных обо всех землях, объектах капитального строительства и их правообладателях, мы гарантируем от имени государства защиту прав собственности на объекты недвижимости. Это большая ответственность.

На сегодняшний день в наших базах содержится более двух миллионов записей об объектах и правах. А по всей России – 300 млн. записей. Все они хранятся в надежной электронной базе данных, многократное резервное копирование которой и высокая степень безопасности повышают уровень защиты сведений, тем самым минимизируют угрозу мошенничества и снижают для граждан и предпринимателей риски операций на рынке недвижимости.

Ведущая: Сегодня Росреестр активно развивает услуги в электронном виде, это касается не только выписки из ЕГРН. Какие же преимущества они предоставляют и насколько развиты в нашем регионе и востребованы?

Н.С. Ельцов: Без современных электронных технологий невозможно соответствовать запросам и ожиданиям потребителей. Именно поэтому Росреестром не просто реализован сервис государственных услуг в электронном виде, но и поддерживается активность пользователей в этой сфере. И даже такую, казалось бы, непростую процедуру как регистрация прав на недвижимое имущество, можно совершить, не вставая с места.

О востребованности этой услуги говорят цифры. Количество таких обращений постоянно увеличивается. Если в 2015 году (с 1 июня начал работать сервис на портале Росреестра) в Управление Росреестра по Тамбовской области было подано чуть более 130 заявлений на регистрацию права собственности в электронном виде, то уже в 2016 году поступило почти 2,5 тысячи таких заявлений.

Следует отметить значительное увеличение показателей электронной регистрации среди физических лиц, в первую очередь это связано с реализацией совместного проекта ведомства и Сбербанка России, который позволяет оформить ипотечный кредит на вторичное жилье в электронном виде. Готовый пакет документов новый правообладатель имущества сможет получить непосредственно в банке или по электронной почте, минуя офисы приема-выдачи документов Росреестра или многофункциональные центры "Мои документы".

У электронной подачи документов на государственную регистрацию недвижимости есть ряд преимуществ: сокращенные сроки регистрации, возможность обратиться к сервису в любое время удаленно, неограниченное количество пакетов документов, которые можно подать на регистрацию, минимизация материальных и временных затрат. В случае электронной регистрации госпошлина снижается на 30%. Услуга предоставляется экстерриториально и будет полезна тем, кто по какой-то причине не может зарегистрировать свое право на недвижимое имущество на месте. В случае подачи заявления и нотариально заверенных документов на государственную регистрацию прав в электронном виде нотариусами, срок государственной регистрации составит лишь один день.

Специалисты регионального Управления Росреестра как в Тамбове, так и в городах, районах Тамбовской области окажут методическую помощь любому заинтересованному лицу по использованию государственных услуг регистрации прав в электронном виде.

Хотелось бы несколько слов сказать и еще об одном нововведении. Данные о собственной недвижимости можно посмотреть в "личном кабинете правообладателя", он заработал в январе. Для того, чтобы им воспользоваться, необходимо зарегистрироваться на портале государственных услуг. Сервис позволяет пользователю, имеющему объекты недвижимого имущества, просматривать информацию об принадлежащих ему объектах недвижимости (кадастровый номер, адрес, площадь, кадастровая стоимость, сведения о правах, сведения об обременениях); просматривать расположение недвижимости на публичной кадастровой карте.

Сервис "Личный кабинет" при наличии электронной цифровой подписи позволяет пользователю подавать заявления на государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок, а также на предоставление сведений из ЕГРН.

В личном кабинете можно получать уведомления об изменениях характеристик объектов недвижимости, о регистрации наложения или прекращения арестов и обременений права, в том числе посредством sms или получением письма на электронную почту. Через личный кабинет можно и предварительно записаться на прием.

Ведущая: Одно из приоритетных направлений в стране - борьба с коррупцией. Какая работа идет в этом направлении в Росреестре?

Н.С. Ельцов: Следует отметить, что нашим Управлением на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на противодействие коррупции, повышение качества и доступности государственных услуг, обеспечение максимальной прозрачности деятельности.

В Управлении круглосуточно работает "телефон доверия". Любой желающий может оставить сообщение о фактах коррупционных проявлений, допущенных государственным гражданским служащим Управления (вымогательство или получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, несоблюдение установленных законом ограничений и запретов). Звонки принимаются по номеру "телефона доверия" 8 (4752) 72-82-05.

Работа с гражданами и представителями юридических лиц с целью противодействия коррупции также предусматривает возможность обращения в Управление Росреестра по Тамбовской области путем личной явки или письменно (адрес: 392000, г. Тамбов, ул. Сергея Рахманинова, 1А), по электронной почте (68_upr@rosreestr.ru), а также через иные формы взаимодействия с населением (прием дежурным регистратором, "горячая" телефонная линия, общественные приемные и т.д.).

Значительно минимизировать общение граждан с госслужащими и тем самым обеспечить прозрачность деятельности ведомства помогают бесконтактные технологии взаимодействия с заявителями Росреестра: электронные услуги и сервисы на ведомственном портале, развитие системы межведомственного взаимодействия, а также оказание услуг через офисы МФЦ.

Предоставление государственных услуг Росреестра на базе МФЦ является приоритетным в развитии "бесконтактных технологий" взаимодействия с населением. Многие уже смогли по достоинству оценить, насколько удобно подавать документы и оформлять услуги Росреестра в офисах МФЦ. Сегодня в многофункциональных центрах можно получить все основные услуги Росреестра: государственный кадастровый учет объектов недвижимости, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставление сведений внесенных в ЕГРН.

Ведущая: С этого года Росреестр не имеет отношения к выдаче выписок из ЕГРН. Куда за ними идти теперь?

Н.С. Ельцов: Уже с 15 июля 2016 года государственная регистрация прав на недвижимость удостоверяется только выпиской из реестра недвижимости, а не свидетельством, как это было ранее. Выписка может быть выдана как в бумажной, так в электронной форме. Полномочия по выдаче информации из ЕГРН переданы в полном объеме Кадастровой палате. Заявление подать можно ив офисы Кадастровой палаты и МФЦ.

Обращаю внимание телезрителей, что ранее выданные свидетельства действительны, менять их не нужно. В случае утери свидетельства о праве на недвижимость будет выдаваться выписка из ЕГРН. Следует учитывать, что согласно законодательству только запись о государственной регистрации права в реестре является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Сведения, содержащиеся в выписке из ЕГРН, как и в ранее выданных свидетельствах, актуальны на дату их выдачи. Также обращаю внимание на то, что согласно норме нового закона государственные органы, органы местного самоуправления, суды, а также иные органы и организации обязаны принимать для подтверждения регистрации прав на недвижимое имущество выписку из ЕГРН наравне со свидетельством о государственной регистрации.

Ведущая: При каждом управлении Росреестра работает комиссия по оспариванию кадастровой стоимости. Как проходит работа этой комиссии у нас в области? Какие документы нужны для обращения в комиссию? Какое количество обращений рассмотрено за период работы? Сколько решений принято в пользу заявителей?

Н.С. Ельцов: Да, вы правы, при Управлении Росреестра работает комиссия по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Тамбовской области и принимает обращения от всех категорий заявителей.

Законом предусмотрены всего лишь 2 основания для пересмотра стоимости:

  1. Если при государственной кадастровой оценке были использованы недостоверные сведения об объекте недвижимости;
  2. Либо если размер кадастровой стоимости значительно превышает рыночную.

В Тамбовской области в 2016 году количество заявлений об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков увеличилось на 20% и составило более 650 заявлений.

В 2016 году основная часть заявлений была подана для установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. И лишь в нескольких случаях причиной оспаривания являлась недостоверность сведений об объекте недвижимости. Суммарная величина оспариваемой кадастровой стоимости составила 30,7 млрд. руб., а по итогам рассмотрения заявлений, кадастровая стоимость земельных участков уменьшилась на 30%. (стала чуть боле 20 млрд. руб.).

Причем для оспаривания физическими лицами, включая лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, обращение в Комиссию не является обязательным. Однако для юридических лиц оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в суде возможно только после предварительного обращения в комиссию.

Для того, чтобы обратиться в комиссию, необходимо представить отчет об оценке рыночной стоимости недвижимости, справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, нотариально заверенная копия правоустанавливающего документа или документ, подтверждающий недостоверность сведений об объекте недвижимости (например, отнесение не к той категории земельного участка или же неправильно указана площадь).

Ведущая: Какой будет работа Росреестра в этом году, каковы приоритетные задачи?

Н.С. Ельцов: Наряду с изменениями в учетно-регистрационной системе неизменной целью работы ведомства остается качественное и быстрое предоставление услуги гражданину, предпринимателю, представителю крупной компании или государственного органа.

В 2017 году регионам впервые будут выделены субсидии на проведение комплексных кадастровых работ. Территориальным органам дано поручение активизировать взаимодействие с региональными органами власти для организации комплексных кадастровых работ.

С 1 января 2017 года у Росреестра появится новая функция – осуществление контроля за деятельностью саморегулируемых организаций (СРО) кадастровых инженеров. В этой связи территориальным органам ведомства поручено проводить анализ деятельности СРО кадастровых инженеров, в том числе информации, размещенной на их сайтах.

В нашей надзорной деятельности необходимо придерживаться риск-ориентированного подхода. И первый шаг на этом пути – внедрение с 2015 года процедуры административного обследования земельных участков. Она предполагает проведение работ дистанционными способами, в результате чего увеличилось количество выявленных нарушений земельного законодательства при снижении числа поверок. Важно развивать это направление, поскольку эта работа не только способствует вовлечению земельных ресурсов в экономический оборот, но и защищает права добросовестных пользователей и собственников земли.

В первую очередь проведение проверок необходимо планировать в части земельных участков с неустановленными границами, земель, граничащих с застроенными территориями. Уменьшение количества проверок, с одновременным повышением их эффективности, позволит снизить нагрузку на бизнес, не ухудшая качество государственного земельного надзора.

Комплексная система учета и регистрации объектов недвижимости предполагает взаимодействие территориальных подразделений Росреестра, постоянный информационный обмен с офисами МФЦ, региональными органами власти, органами местного самоуправления и различными ведомствами. Все это необходимо для нормального функционирования рынка недвижимости, как в стране, так и в регионе. Качественно и быстро предоставить услугу гражданину, предпринимателю, представителю крупной компании или государственного органа - вот конечная цель работы Росреестра. Положения нового закона, несомненно, будут способствовать ее реализации.

Приоритетные задачи Росреестра на ближайшую перспективу - это создание комфортных условий для привлечения инвестиций в Россию, защите прав собственности и вовлечению земельных ресурсов в экономический оборот.

Уверен, что нашему сплоченному и профессиональному коллективу по плечу выполнение многих сложных государственных задач.

Ведущая: Николай Сергеевич, спасибо Вам за развернутые и информативные ответы! От имени нашей компании, а также интернет-аудитории, выражаю Вам огромную благодарность за открытость к сотрудничеству и интересный диалог!

 

 

Читать ГАРАНТ.РУ в и