Статья "Рывок "Гаранта" не случаен"

Российская бизнес-газета, N 23, 22 июня 2004 года.

В современном, быстро меняющемся мире руководителям, юристам, бухгалтерам не обойтись без справочной правовой системы (СПС), содержащей нормативные акты и разъясняющие их материалы. Действия производителей СПС в ряде случаев сопоставимы с борьбой за клиентов на рынке услуг мобильной связи.

Рынок СПС, сложившийся в начале 90-х годов, сразу стал высоко конкурентным. Появилось несколько компаний, которые начали создавать системы со сходными функциями, активно развивать сервис и бороться за пользователей. Делая ставку на простой в обслуживании программный продукт, на построение партнерской сети, компания "КонсультантПлюс", одноименная система которой появилась на два года позже системы ГАРАНТ, сумела за несколько лет захватить существенную часть пользователей. Компания "Гарант" предлагала на тот момент более дорогие профессиональные решения, не делая ставку на массового пользователя.

В настоящий момент рынок пользователей правовых систем существенно разросся, общее количество клиентов перевалило за 200 тысяч организаций. Если на начальных этапах развития количество документов в СПС измерялось всего лишь сотнями, то теперь производители предлагают пользователю выбрать уже сотни различных информационных блоков, а общее количество документов превышает миллион. Если в начале 90-х пользователи довольствовались минимальными поисковыми возможностями программной оболочки и самостоятельно приезжали в офис к разработчикам за коробочкой дискет с новой версией, то теперь лидеры рынка готовы предложить серьезные интранет- и интернет-решения, десятки интеллектуальных поисковых механизмов, которые оперируют миллионными массивами данных. Партнерские сети охватывают более 200 городов, в каждом из которых клиентам могут предоставить весь необходимый спектр услуг.

А основными игроками, как и ранее, являются компании "КонсультантПлюс" и "Гарант". По данным, опубликованным в средствах массовой информации в 2003 году, системы КонсультантПлюс в своей работе использовали 83% организаций, а систему ГАРАНТ - 27% рынка (многие пользователи используют в работе сразу несколько программ). Казалось бы, компании "КонсуьтантПлюс" можно было праздновать победу. Рынок захвачен. История практически не знает примеров, когда компания лидер, имеющая такую долю рынка сдавала свои позиции. Но, как оказалось, точка в конкурентной борьбе двух лидеров еще не поставлена.

В период с марта по апрель 2004 года Независимый исследовательский центр РОМИР Мониторинг, провел новое исследование, которое показало поразительный результат. Соотношение изменилось! Доля компаний, использующих в работе СПС КонсультантПлюс, составила только 69,7%. Доля компаний, использующих в работе СПС ГАРАТ, - уже 44,5%. Таким образом, за прошедший год доля рынка, занимаемая компанией "Гарант" выросла на 17%, а доля рынка КонсультантПлюс на 13% упала.

Как указано в отчете РОМИР Мониторинг, исследование проводилось в Москве и 16 крупнейших регионах России. В исследовании приняли участие руководители, бухгалтеры и юристы из 7200 организаций, результаты исследования репрезентативны для организаций России, предельно допустимая погрешность результатов составляет 1,2%. Указанная точность измерения позволяет сделать вывод, что изменение соотношения на рынке никак нельзя объяснить погрешностью измерения. Расклад сил действительно изменился.

За объяснением причин происшедшего мы обратились к директору компании "Гарант" Дмитрию Першееву. По его мнению, данные результаты не были неожиданными для его компании. "Гарант" не первый год показывает положительную динамику бизнеса. Согласно данным ВЦИОМ в Москве уже в 2003 г. более половины пользователей справочных правовых систем (52% рынка) использовали в работе систему ГАРАНТ.

Существенный рост, считает Д.Першеев, обусловлен тем, что на протяжении почти 14 лет компания стремительно развивается, инвестируя значительные средства в развитие технологий и сервиса. Основной упор делается на совершенствование системы. За счет качественного наполнения информацией, высокого уровня юридической обработки материалов, разработки разнообразных поисковых механизмов удается добиться расположения все большего числа пользователей.

На протяжении 14 лет компания неустанно предлагая своим пользователям новые и новые средства для поиска и анализа информации. Дмитрий считает, что добиться победы в конкурентной борьбе, завоевать симпатии пользователей можно только в том случае, если постоянно изобретать что-то новое, быть пионером в своей отрасли. Нельзя победить, не имея своих собственных идей и просто повторяя удачные ходы других игроков.

Как показывает практика, энергичная экспансия на рынок приводит лишь к первоначальному успеху. Затем потребитель, получив продукт и пользуясь им длительное время, начинает его сравнивать с подобными. В итоге побеждает тот производитель, который предлагает лучшее соотношение цены и качества, лучшую технологию, информацию, сервис.

Возвращаясь к конкуренции, отметим, что движение рынка идет на пользу потребителям, т.к. на первый план выходят сильные и конкурентоспособные игроки с современными и качественными продуктами. Поэтому феноменальный успех системы ГАРАНТ - более чем 17%-ный рост - не случайность, а закономерность, отражающая настроения пользователей, нацеленных на прогрессивную правовую систему нового поколения. Что будет дальше - покажет время.